СПЕЦ. РУБРИКА: СТРАНИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ИСТОРИИ. ОПУБЛИКОВАНО ПО ПРОГРАММЕ ПОДДЕРЖКИ]
СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В РЕГИОНЕ
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
75
УДК 94:327(47) (519) «13.17»
ОТНОШЕНИЯ СССР И РОССИИ С СЕВЕРНОЙ КОРЕЕЙ
© Васильев Павел Александрович'
'магистрант кафедры всеобщей истории Сибирского федерального университета, г. Красноярск
Аннотация. В статье рассматривается заключительный этап отношений СССР и КНДР, а также последующий переход отношений КНДР с Российской Федерацией, основные этапы дипломатических отношений и их экономические предпосылки.
Ключевые слова: русско-корейские отношения, культурные связи Российской Федерации и КНДР, экономика КНДР.
Освобождённый в 1945 г., от японской оккупации, Корейский полуостров был поделён на зоны влияния СССР и США. Страны-победительницы оказались неспособны решить Корейский вопрос сразу после войны. Начавшаяся Холодная война только сильнее обострила проблемы на Корейском полуострове.
Система, созданная Советской гражданской администрацией (Советская оккупационная власть на территории Северной Кореи), сохраняется и по сегодняшний день практически без изменений. Первым руководителем послевоенной Северной Кореей и строителем ее политической системы был советский генерал Т. Ф. Штыков, предложивший кандидатуру Ким Ир Сена (Попов, 2005, с. 221). Последующие монополизация власти Трудовой партией Кореи привели к национализации и становлению плановой экономики.
Необходимо отметить, что территории северной части Корейского полуострова гористы и обладают малыми посевными площадями. Япония, оккупировавшая территорию Кореи с 1910 по 1945 гг., в первую очередь развивала промышленность северного региона и аграрную южной. В последующие годы руководство КНДР, так же сделало ставку на развитие тяжелой промышленности и ВПК в целом. Не включенность Северной Кореи в мировую экономику по-прежнему сильно сказывается на экономическом развитии страны.
Требования корейцев предоставить им независимость привели к созданию своих органов власти. В северной части полуострова в феврале 1946 г. образовался Временный Народный Комитет Северной Кореи во главе с Ким Ир Сеном. В ответ на провозглашение 15 августа 1948 г. южнокорейского государства (Республика Корея) в американской зоне оккупации, 9 сентября 1948 г. в советской зоне была провозглашена КНДР. Последующие военные конфликты в восточной
Азии, на фоне обострения холодной войны привели к войне в Корее. Заключение перемирия и создание демилитаризованной зоны в 1953 г. закрепили раскол страны.
После войны Ким Ир Сен установил в КНДР абсолютную диктатуру, основанную на укреплении военной мощи, собственном авторитете и всеобщих прямых равных выборах. Поскольку Советский Союз оказался строителем системы государственных институтов и насаждения тоталитарного контроля над обществом, Северная Корея является последним представителем сталинской системы управления страной в современном мире. Бедное население без перспектив экономического роста является заложником геополитических амбиций своего правительства. Главный показатель этого - проводимая властями КНДР политика «сонгун - армия на первом месте» (армия КНДР является четвертой в мире) (Толстокулаков, 2017).
Неспособность северокорейского режима к самостоятельному существованию исходит из политической системы и экономической политики. Это отчетливо отслеживается в отношениях КНДР и СССР. Послевоенная КНДР переняла советскую модель управления экономикой. В ходе реализации трехлетнего плана 1954-56 гг. промышленность КНДР вернулась на довоенный уровень. В последующие годы КНДР продолжала наращивать промышленную мощь при стагнации сельского хозяйства и легкой промышленности. Параллельно с этим в стране происходит полноценное становление культа личности Ким Ир Сена на фоне чисток в ЦК ТПК.
Разрыв в отношениях СССР и КНДР начался одновременно с осуждением культа личности Сталина и расколом в отношениях СССР с КНР. Ким Ир Сена обвиняли в поддержке Китая. Итогом этого стало резкое сокращение военной и финансовой поддержки со стороны Советского Союза. В эти же годы происходит создание идеологии чучхе («опора на собственные силы»). Данная идеология стала заменой марксизма-ленинизма, но Ким Ир Сен, провозглашается именно «продолжателем дела Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина» (Аптеева, 2010).
В период с начала 1960-х гг. до конца 1980-х гг. финансовая поддержка со стороны СССР сократилась, а в 1994 г. происходит полный разрыв в дипломатических отношениях. Последующие природные катаклизмы стали причиной серьёзного экономического кризиса, а затем привели к самому большому голоду в северокорейской истории (Забровская, 2011).
На фоне экономического роста Китайская Народная Республика начала поддержку Северокорейского режима. Впоследствии это привело к тому, что основой выживания северокорейского режима стала китайская помощь (Meyer, 1992). Китайская коммунистическая партия выступает против объединения Кореи, поскольку
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
76
единственный способ интеграции - это поглощение экономически отсталой Северной Кореи более крупной и развитой Южной Кореей. Прекращение существования марионеточного геополитического государства напрямую вредит китайским геополитическим интересам.
Налаживание отношений со странами бывшего социалистического лагеря стало одним из первых направлений внешней политики Владимира Путина. 9 февраля 2000 г. был подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой» (Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между РФ и КНДР. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contract s/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-206/468170). В июле 2000 г. состоялся первый визит главы российского государства в Пхеньян. Во время этого визита были достигнуты договорённости об активизации политических контактов и выработке мер по восстановлению экономического сотрудничества. Обсуждались последующие межправительственные соглашения о воздушном сообщении, о культурном сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, об избежании двойного налогообложения, о взаимных поездках граждан, об экономическом и техническом сотрудничестве; о сотрудничестве в лесной отрасли, в таможенных делах, в сфере борьбы с преступностью и охраны правопорядка, в области использования спутниковых навигационных систем (В Пхеньяне состоялись российско-северокорейские переговоры на высшем уровне. URL: http://kremlin.ru/events/president/trips/45632).
С начала 2000-х гг. Россия начинает активно участвовать в переговорах по «северокорейской ядерной проблеме». Официально Россия принимает активное участие в переговорах о мире на Корейском полуострове, не занимая чьей-либо стороны. Россия становится участников шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР (Баранникова, 2017). Москва выступила с осуждением ракетных испытаний, но по-прежнему воздерживается от серьезных санкций в отношении Пхеньяна.
На фоне ведения последующих двухсторонних переговоров, после своего визита в Республику Корея Министр иностранных дел России Сергей Лавров завершил официальный визит в КНДР 6 июля 2004 г. В обеих столицах, центральной темой обсуждений стала ядерная проблема на севере Корейского полуострова. 2 августа 2004 г. в Москве состоялась встреча Председателя думского Комитета по международным делам Константина Косачева с Председателем Комитета по объединению, международным делам и внешней торговле Национального собрания Республики Корея Лим Чхэ Джоном (О контактах парламентариев Государственной Думы России и Национального собрания Республики Корея. URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/kr/-
/asset_publisher/pr7ubfssniml/content/id/462770). В ходе беседы корейской стороной было отмечено, что с момента восстановления двусторонних дипломатических отношений, в 1990 г., Россия превратилась для Республики Корея в одного из основных торгово-экономических партнеров и одного из наиболее перспективных участников процесса межкорейского урегулирования.
Крупным проектом, который тесно увязан на перспективах межкорейского урегулирования, должно стать объединение железнодорожных сетей Южной и Северной Кореи и их подсоединение к Транссибирской железнодорожной магистрали, что позволило бы в полном объеме использовать территорию РФ, в качестве стратегического транзитного региона для перевозки товаров между Европой и Азией. Однако существенных результатов не удалось достигнуть и по сей день.
Существенна роль России в сохранении северокорейского режима. Например, одним из первых российских взносов по Всемирной продовольственной программе (ВПП) ООН, стала поставка в КНДР партии продовольствия (34,7 тысячи тонн пшеницы стоимостью 10 миллионов долларов) 1 августа 2004 г. Так же Россия продолжает оказывать экономическую поддержку КНДР. Например, 5 мая было подписано соглашение о списании всех северокорейских долгов перед Россией. Впоследствии Россия выдает кредиты под очень небольшой процент или предоставляя скидку на платежи (Кукла, 2017). В качестве благодарности, КНДР поддержала и признала присоединение Крыма к России. В связи с последующими событиями 2014 г. были подписаны соглашения о переходе на рубли в расчётах между странами в мае этого года.
Периодически, между Россией и КНДР ведутся переговоры по совместным экономическим проектам. В 2009 г. достигнута договоренность о совместной реконструкции железной дороги Туманган-Наджин. В порту Наджин планируется строительство контейнерного терминала. По-прежнему ведутся переговоры о строительстве Транскорейской магистрали. Однако данные переговоры практически никогда не выходят за рамки обсуждений.
После паузы в активизации отношений, примечателен первый визит Ким Чен Ына в Россию, прошедший 24 апреля 2019 г. во Владивостоке. На переговорах с В. В. Путиным обсуждались двусторонние отношения России и КНДР, санкции в отношении России и КНДР, отношения с Организацией Объединённых Наций и Соединёнными Штатами, денуклеаризация Корейского полуострова. Лидеры обсудили строительство новых линий электропередач, газопровода и нефтепровода из России в КНДР (Ким Чен Ын приехал в Россию. Как его встречают. URL: https://www.bbc.com/russian/news-48022670). После итогов переговоров «Лидеры не сделали совместных
The Newman In Foreign Policy № 54 (98) Vol. 3, июнь-июль 2020 г.
77
заявлений и не подписали никаких документов после встречи» (Ким Чен Ын завершил первый визит в Россию. URL: https://ria.ru/20190426/1553066816).
Исторически СССР был главным торговым и политическим партнером КНДР (в 1990 г. на него приходилось 53,3 % внешней торговли Северной Кореи, а товарооборот двух стран составил 2,2 млрд. долларов) (Каракин, 2011). При крахе советской системы КНДР, в виду своей закрытости и зависимости от СССР, пострадала ещё сильнее, чем страны СНГ, чем и был обусловлен последующий разлад в отношениях. Современный северокорейский режим, является верным союзников Китая, в виду большой экономической помощи (Scott A. Snyder, 2019).
Очевидно, что в современном мире невозможно развитие страны без вовлеченности в мировую экономику. По итогам недавних встреч, Ким Чен Ына с Мун Джэином и Дональдом Трампом, никаких важных договоренностей достигнуть не удалось. Неохотно КНДР идет на переговоры с западными странами, сохраняя свою лояльность Китайской Народной Республике.
Несмотря на то, что Россия заинтересована в сохранении мира и стабильности в Северо-Восточной Азии, проводимая политика полностью противоречит официальной риторике страны. Для осуществления своих геополитических интересов российское правительство поддерживает северокорейский режим, видя в нем «давнего союзника». Получая экономическую и политическую поддержку из Пекина и Москвы, Северная Корея не идет по пути примирения со странами запада. Только в этом случае «давления» извне возможно объединение Кореи по примеру Германии. С момента своего основания Северная Корея обеспокоена только сохранением своего режима, практически не беспокоясь о благополучии населения. Исходя из опыта прошлого, России следует пересмотреть свою текущую политику в отношении стран Корейского полуострова.
Список источников и литературы:
1. Попов И., Лавренев С. Корея в огне войны. М.: Кучково поле, 2005. 544 с.
2. Толстокулаков И. А. Идеология «сонгун» как фактор внешней политики КНДР // У карты Тихого Океана. 2017. С. 13-23.
3. Аптеева О. В. Сравнительный анализ идей чучхе и сонгун в конструировании идеологии военного социализма в КНДР // Сравнительная политика. 2010. № 1. С. 225-230.
4. Забровская Л. В. Стратегия и основные направления политики России в отношении КНДР после завершения Холодной Войны. М.: Морской гос. ун-т им. адм. Г. Н. Невельского, 2011. 300 с.
5. Meyer P. F. Gorbachev and post-Gorbachev policy toward the Korean Peninsula // Asian Survey. The Regents of the University of California. 1992. № 32 (8). P. 757-772.
6. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Корейской Народно-Демократической Республикой [Электронный ресурс]. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contract s/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-206/46817 (дата обращения: 16.05.2020).
7. В Пхеньяне состоялись российско-северокорейские переговоры на высшем уровне [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/trips/45632 (дата обращения: 16.05.2020).
8. Баранникова А. О. Внешняя политика КНДР и ракетно-ядерный фактор // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 2. С. 72-80.
9. О контактах парламентариев Государственной Думы России и Национального собрания Республики Корея [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/kr/-/asset_publisher/pr7ubfssniml/content/id/462770 (дата обращения: 16.05.2020).
10. Кукла М. П. Реалии и перспективы экономического сотрудничества России и КНДР // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2017. № 2. С. 61-71.
11. Ким Чен Ын приехал в Россию. Как его встречают [Электронный ресурс]. URL: https://www.bbc.com/russian/news-48022670 (дата обращения: 16.05.2020).
12. Ким Чен Ын завершил первый визит в Россию [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190426/1553066816 (дата обращения: 16.05.2020).
13. Каракин В. П. Экономические интересы в отношениях между Россией и КНДР // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2011. С. 29-39.
14. Scott A. Snyder Why Does the Russia-North Korea Relationship Stand? // CFR Expert. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfr.org/in-brief/where-does-russia-north-korea-relationship-stand (дата обращения: 16.05.2020).
RELATIONSHIPS THE USSR AND THE RUSSIAN FEDERATION WITH THE DPRK
Vasiliev Pavel Alexandrovich1
'-Master student of the Department of General History of the Siberian Federal University, Krasnoyarsk
The article considers the final stage of relations between the USSR and the DPRK, as well as the subsequent transition of relations between the DPRK and the Russian Federation. The main stages are containing of diplomatic relations and their economic background.
Key words: Russian-Korean relations, economic relations of the Russian Federation and the DPRK, the economy of the DPRK.
Рукопись поступила: 18 марта 2020 г. Submitted: 18 March 2020