Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 142-146. УДК 930
DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(1).142-146
Т. Н. Черкашина
ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ - США - ЕС: КРИЗИС МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
Рассматривается кризис международной системы безопасности, связанный с отношениями России и Запада, показывается его сложность и многоаспектность. Выделяются его составные части: кризис трансатлантических отношений, отношений между Россией и Европой, Россией и США. Освещаются основные аспекты каждого из кризисов. Обозначается авторское видение попытки разрешения данного кризиса.
Ключевые слова: современный миропорядок; трансатлантические отношения; международная система безопасности; российско-американская конфронтация; кризис системы европейской безопасности.
T. N. Cherkashina
RUSSIA-US-EU RELATIONS: CRISIS OF THE INTERNATIONAL SECURITY SYSTEM
This article is about the crisis of the international security system associated with relations between Russia and the West. The complexity and multidimensional^ of this crisis is shown. Its components are distinguished: the crisis of transatlantic relations, relations between Russia and Europe, Russia and the USA. The main aspects of each of the crises are highlighted. The author's vision of an attempt to resolve this crisis is outlined.
Keywords: modern world order; transatlantic relations; international security system; Russian-American confrontation; crisis of the European security system.
Как отмечают многие аналитики и эксперты, современный миропорядок характеризуется неопределённостью и турбулентностью. Эта система полицентрична, иерархич-на и нестабильна. Неопределённость и нестабильность данной системы связаны с тем, что круг игроков в ней ещё не до конца определён. По сути, система основывается на двух тенденциях, которые не являются при этом взаимоисключающими. С одной стороны, мы имеем дело с растущей взаимозависимостью мира в силу процессов глобализации и интеграции, которые открывают границы между государствами. Эта взаимозависимость проявляется во всех сферах (экономическая, социально-политическая, информационная, научно-технологическая). С другой стороны, мы видим рост конкуренции, которая делает эту систему очень жёсткой. В связи с этим наблюдается постоянная по-
зитивная динамика роста военных расходов. Она характерна даже для Японии, у которой нет собственной армии, а существуют только силы самообороны [1, с. 26].
Очевидно, что окончание «холодной войны» сделало мир более нестабильным и непредсказуемым. Появляется новая конфигурация сил, новая геометрия союзов, но ни один из центров притяжения не может существовать без взаимопроникновения с другими центрами. Распад биполярного мира трансформировал прежние представления о безопасности. На смену двуполярному противостоянию пришёл конфликт интересов, ценностей, идентичностей. При этом мир продолжает скользить в сторону новых противостояний. Происходит рост числа вооружённых конфликтов, вспышек межконфессиональных противостояний. На смену традиционным угрозам национальной
© Черкашина Т. Н., 2020
безопасности государств сегодня приходят новые вызовы, носящие трансграничный и транснациональный характер. К ним можно отнести подрыв авторитетов традиционных структур безопасности, явление «гибридных войн», распространение популизма в Европе, возвращение ценностного, идеологического противостояния (демократия - авторитаризм) и т. д.
Выступая на 55-й Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2019 г., её глава В. Ишингер подчеркнул, что наступает новая эра соперничества великих держав -США, России, Китая, либеральный международный порядок переживает кризис, а сама международная система оказалась «под серьёзным обстрелом»: миропорядок распадается на составные части, как пазл1.
Очевидно, что международная система безопасности сегодня разрушена во многом благодаря тому кризису, который сложился в отношениях России и Запада. Как представляется, данный кризис не сводится только к противостоянию России и США, он более сложен и многогранен. Речь здесь можно вести о нескольких компонентах. Во-первых, это нынешнее состояние трансатлантических отношений, которые не первый год характеризуются как вызывающие взаимные опасения. Понимание этого есть не только среди самих политиков, но и в академической среде обеих сторон. Об этом красноречиво свидетельствуют и заголовки последних зарубежных научных исследований, посвящённых отношениям между ЕС и США, например «Трансатлантические отношения во времена неопределённости: кризис и отношения между ЕС и США» [2]. В сентябре 2018 г. Европарла-мент даже провёл специальное пленарное заседание, посвящённое отношениям со своим заокеанским партнёром [3].
С точки зрения истории, сложившееся после Второй мировой войны партнёрство между США и ЕС было поставлено под вопрос с приходом в Белый Дом администрации Д. Трампа. Трамп стал первым президентом США, который «недолюбливает» Европу. И прошедшая в 2019 г. Мюнхенская конференция по безопасности стала как раз демонстрацией того, что отношения между традиционными партнёрами находятся на стадии разлома. Так, вице-президент США
М. Пенс почти в ультимативной форме призвал европейцев выйти из ядерного соглашения с Ираном. А сами США во главе с Д. Трампом продемонстрировали своё отношение к данному мероприятию в том числе отсутствием ключевых членов правительства (при этом занимавший на тот момент должность госсекретаря США М. Помпео находился в то время рядом, в Польше).
Американский президент позволяет себе в целом пренебрежительную риторику в адрес европейцев. Это вполне можно расценивать как готовность идти на разрыв существующих институтов. Об этом свидетельствует ряд шагов, совершённых американской администрацией:
- заявление Трампа на саммите НАТО в июле 2018 г. о том, что европейские страны -члены альянса должны удвоить свои военные расходы с 2 до 4 % ВВП; ранее подобные заявления стали катализатором утверждения в декабре 2017 г. Советом ЕС европейской программы Постоянного структурированного сотрудничества в сфере безопасности и обороны (PESCO), которая в перспективе может стать альтернативой НАТО [4];
- ввод пошлин весной 2018 г. на сталь и алюминий из ЕС (в ответ на которые Евросоюз ввёл пошлины на ряд американских товаров);
- выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий (иранская ядерная сделка была сохранена благодаря действиям европейской «тройки» - Германии, Франции и Великобритании - и России);
- выход США из Парижского соглашения по климату (поборником которого является президент Франции Э. Макрон).
Кроме того, между США и ЕС существуют разногласия по поводу энергетических проектов в Европе. Так, экс-глава Госдепартамента М. Помпео неоднократно заявлял, что Вашингтон должен предпринимать дальнейшие шаги против строительства газопровода «Северный поток-2» [5]. Европейские же лидеры считают, что действия США подрывают энергетическую безопасность их стран.
В июне 2018 г. Д. Трамп выступил с критикой иммиграционной политики ЕС и привёл в качестве примера Германию, указав на высокий уровень преступности в этой стране [6].
Всё это позволяет говорить о том, что между США и ЕС существуют серьёзные разногласия, которые привели к подрыву доверия между ними и вызывают значительные трудности в формировании общего внешнеполитического курса. И в случае продолжения жёсткой политики ультиматумов и ограничений со стороны американского президента, как представляется, трансатлантический кризис будет усугубляться. Более того, возможна ситуация, при которой даже в случае непереизбрания Д. Трампа на второй президентский срок «трампизм» как явление останется. Применительно к Европе речь идёт об отрицании интересов и важности европейских институтов, критическом отношении к интеграционным структурам.
Во-вторых, представляется целесообразным говорить о кризисе в отношениях между Россией и Европой, или кризисе современной системы европейской безопасности. Отношения России и Европы на протяжении всего периода своего существования всегда характеризовались этапами как взаимного притяжения, так и взаимного отталкивания. После украинского кризиса доверие, которое существовало ранее, пропало. Все двусторонние связи были прекращены (притом что между Россией и ЕС действовало более 50 двусторонних программ).
Одним из важнейших аспектов данного кризиса является неинтегрированность России в европейскую систему безопасности, в результате чего сегодня обе стороны обсуждают те же проблемы, что и 30 лет назад. ЕС в Новой глобальной стратегии безопасности 2016 г. рассматривает Россию как один из главных вызовов [7]. Это говорит о том, что Европа сегодня не видит свою систему безопасности с полноценным участием России, так как она воспринимается как угроза, и никто уже не ведёт речь о стратегическом партнёрстве. В результате украинского кризиса организации, существующие в Европе, вернулись к своим изначальным функциям - обеспечение целостности и безопасности их участников. В итоге чуть ли не единственной площадкой в Европе для России осталась только ОБСЕ (не стоит сбрасывать со счетов и Совет Европы), однако, очевидно, что участие только в одной организации не делает Россию пол-
ноценным партнёром в системе европейской безопасности.
Наконец, одним из важнейших составляющих современного кризиса являются российско-американские отношения. Российско-американская конфронтация, начавшаяся в2014 г. после украинского кризиса, приобрела относительно устойчивый характер. Разумеется, причины, по которым российско-американские отношения сегодня находятся в сложном фарватере, существовали и до 2014 г. В частности, геополитическое соперничество на постсоветском пространстве возникло задолго до кризисов в Сирии и Украине. Но именно внутриукраинский конфликт сыграл главную роль в ухудшении отношений и произошедшего кризиса доверия. Более того, при администрации нынешнего президента США возвращается военнизированная риторика и вновь востребованными оказываются механизмы «холодной войны», призванные обеспечивать взаимную сдержанность.
Российско-американская стратегическая рамка определяется солидной основой - наличием у двух стран самых больших на планете ядерных арсеналов и способности физически уничтожить друг друга. За время «холодной войны» были выработаны определённые «правила игры», позволявшие снижать риски неконтролируемой конфронтации. Они повышали предсказуемость и управляемость отношений. Таким образом, уникальная архитектура двусторонних отношений оставалась стабильной. В современных условиях градус российско-американской конфронтации настолько высок, что эксперты говорят о том, что мы близки к Берлинскому кризису 1961 г. или Карибскому кризису 1962 г. Несмотря на то, что траектория развития отношений Москвы и Вашингтона не меняется с 1950-х гг., когда установилась модель ядерного сдерживания, Россия и США никогда не состояли в таких отношениях, как сейчас: произошло разрушение политических регуляторов и началась игра без правил.
Усиление конфронтации между двумя державами привело к возникновению риторики о новой «холодной войне». Однако, помимо вышеобозначенного, нынешнее состояние российско-американской конфронтации характеризуется рядом отличительных черт. Во-первых, сегодня Россия и Запад су-
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 142-146.
ществуют в условиях взаимного сдерживания. Во-вторых, конфронтация происходит в условиях экономических войн (речь идёт о взаимном наложении санкций). В-третьих, вместо идеологического противостояния времён «холодной войны» сегодня мы наблюдаем конфронтацию ценностей: Западу с его постмодернизмом противостоит Россия с её традиционными ценностями. Всё это значительно отличает нынешний кризис в отношениях между Россией и Западом от времён «холодной войны» и делает его более острым и глубоким. Не стоит забывать и о том, что на это состояние налагается и кризис трансатлантических отношений. И, вопреки некоторым прогнозам экспертов, кризис внутри Запада не привёл к пересмотру отношений с Россией. Наоборот, происходит ужесточение режима санкций.
Одной из составляющих кризиса в российско-американских отношениях является ситуация с Договором о ликвидации ракет малой и средней дальности, подписание которого 30 лет назад стало одной из основ современного режима контроля над вооружениями и нераспространения ядерного оружия. 2 февраля 2019 г. президент США Дональд Трамп заявил, что Соединённые Штаты 2 августа 2019 г. выйдут из договора из-за предполагаемых нарушений со стороны России [8]. Однако ещё в декабре 2017 г. президент РФ Владимир Путин отметил, что США из договора «по факту уже вышли» [9]. Последние 5-6 лет стороны обмениваются взаимными обвинениями в нарушении данного договора. Так, сначала США обвиняли Россию в том, что она делает новую ракету, дальность которой превышает 500 км. Разумеется, Россия отрицала факт производства новой ракеты. В свою очередь, Россия обвиняла США в том, что они производят новую ракету наземного базирования. США также отрицали данный факт. Очевидно, на сегодняшний день с обеих сторон нет желания говорить о разоружении.
Одной из серьёзнейших проблем сегодня является отсутствие диалога. Даже в годы «холодной войны» подобный диалог существовал. Сегодня в силу политических решений связи оборваны. Отсюда возникают неправильные представления государств друг о друге. Помимо этого, новая инкарна-
ция «холодной войны» сопровождается чудовищными информационными войнами, которые меняют смыслы и, по-видимому, подводят к тому, что будет создан новый кодекс поведения: что можно, а что - нет. Кроме того, серьёзной жертвой кризиса в отношениях России и США стала ООН, ведь, используя право вето, конфликтующие стороны фактически заблокировали её работу.
Вместе с тем представляется, что от того, как будут выстраиваться отношения между ведущими глобальными державами поли-центричного мира, России и США, во многом будет зависеть характер того миропорядка, свидетелями формирования которого мы сегодня являемся. В качестве попытки разрешения кризиса можно предложить развивать имеющиеся позитивные аспекты российско-американских отношений (например, сотрудничество по проблемам Арктики).
Очевидно, что возможен вариант развития событий, связанный с прямой конфронтацией между НАТО и Россией вдоль совместных границ, чего не было в отношениях между странами со времён «холодной войны». Поэтому представляется целесообразным отложить в сторону решение тех вопросов, по которым обе стороны принципиально расходятся (например, ситуация с Крымом), поскольку необходимо предотвратить скатывание обратно в «холодную войну» и гонку вооружений и отойти от военно-политического противостояния. О том, что потенциал для этого всё-таки есть, свидетельствует проявление Россия и НАТО стратегической сдержанности даже в условиях острейшего кризиса. Так, несмотря на то, что страны Балтии призывали выйти из Основополагающего акта, НАТО на это не пошло. Ни одна из сторон не закрыла свои представительства, ожидая, что, когда будет благоприятная ситуация, они мгновенно начнут функционировать. Совет Россия - НАТО продолжает собираться на уровне послов.
Это даёт основания полагать, что, несмотря на тот тяжелейший кризис, который мы сегодня наблюдаем в отношениях России и Запада, в условиях отсутствия политической воли необходимо думать, как минимум на уровне экспертов, о том, как подготовить новую разрядку, например, пакет документов по контролю над вооружениями.
ПРИМЕЧАНИЕ 5.
1 URL: https://www.youtube.com/watch?v= Yoo1EWHD4oY.htm.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Новая биполярность» - миф или реальность? // Примаковские чтения 2018. Риски нестабильного миропорядка : сб. материалов меж-дунар. форума, 29-30 мая 2018 г. - М. : ИМЭМО РАН, 2018. - С. 16-32.
2. Riddervold M. Transatlantic relations in times of uncertainty: crises and EU-US relations // Journal of European Integration. - 2018. -Vol. 40, iss. 5. - P. 505-521. - DOI: 10.1080/ 07036337.2018.1488839.
3. State of EU-US relations: At a glance. Plenary -September 2018. European Parliament. - URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etude s/ATAG/2018/625167/EPRS_ATA(2018)625167_ EN.pdf (дата обращения: 03.05.2020).
4. Brussels Summit Key Decisions 11-12 July 2018. - URL: https://www.nato.int/nato_static_ fl2014/assets/pdf/pdf_2018_11/20181105_ 1811-factsheet-key-decisions-summit-en.pdf
( дата обращения : 03.05.2020).
Информация о статье
Дата поступления 15 сентября 2019 г.
Дата принятия в печать 3 марта 2020 г.
Сведения об авторе
Черкашина Татьяна Николаевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
Fitzpatrick M. US, Europe clash over Washington's global retreat // Digital journal. - URL: http://www.digitaljournal.com/news/world/pom peo-rejects-claims-that-us-has-quit-global-role/ article/567155 (дата обращения: 03.05.2020).
6. Pierce S. Immigration-Related Policy Changes in the First Two Years of the Trump Administration // Migration Policy Institute. - URL: https:// www.migrationpolicy.org/research/immigration-policy-changes-two-years-trump-administration
( дата обращения : 03.05.2020).
7. EU Global Strategy. - URL: https://eeas.europa. eu/topics/eu-global-strategy_en (дата обращения: 10.08.2019).
8. President Donald J. Trump to Withdraw the United States from the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty. - URL: https:// www.whitehouse.gov/briefings-statements/ president-donald-j-trump-withdraw-united-states-intermediate-range-nuclear-forces-inf-treaty/ (дата обращения: 03.05.2020).
9. Почему Россия и США обвиняют друг друга в нарушении ДРСМД. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/4816794 (дата обращения: 08.06.2019).
Article info
Received
September 15, 2019
Accepted March 3, 2020
About the author
Tatyana N. Cherkashina - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Черкашина Т. Н. Отношения Россия - США - ЕС: кризис международной системы безопасности // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 142-146. DOI: 10.24147/2312-1300.2020. 7(1).142-146.
For citations
Cherkashina T.N. Russia-US-EU Relations: Crisis of the International Security System. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 1 (25), pp. 142-146. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(1).142-146 (in Russian).
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 1 (25). С. 142-146.