Научная статья на тему 'Отношения России и Европы: энергетический аспект'

Отношения России и Европы: энергетический аспект Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
649
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ГАЗОПРОВОДЫ / EUROPEAN UNION AND RUSSIA / THE ENERGY DIALOGUE / ENERGY CHARTER / ALTERNATIVE GAS PIPELINES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Костицына Ксения Викторовна

Рассмотрено текущее состояние отношений между Европейским союзом и Россией в сфере энергетики. Представлена характеристика основных пунктов взаимодействия сторон. Отображены конфликтные моменты и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU Russia relations. Energy side

The current situation of EU Russia relations in energy area is shown. It is represented the main aspects of partner's cooperation. The conflict points of relations and ways of its overcome are displayed.

Текст научной работы на тему «Отношения России и Европы: энергетический аспект»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 399.9:620.9(045)

К.В. Костицына

ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И ЕВРОПЫ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Рассмотрено текущее состояние отношений между Европейским союзом и Россией в сфере энергетики. Представлена характеристика основных пунктов взаимодействия сторон. Отображены конфликтные моменты и пути их преодоления.

Ключевые слова: Европейский союз и Россия, энергетический диалог, Энергетическая хартия, альтернативные газопроводы.

В эпоху глобализации и усиления интеграционных процессов Европейский союз является одним из мощных центров мировой экономики. Россия является, несомненно, его наиболее значимым партнером и не последним игроком на международных политической и экономической аренах. Их отношения имеют под собой как чисто географическую, так и историческую основы. Однако до сих пор эти отношения не имеют под собой конкретной юридической основы. Срок действия соглашения

о сотрудничестве между РФ и ЕС истек еще в декабре 2007 г. Обсуждения по поводу заключения нового договора о сотрудничестве все еще ведутся.

В то же время продолжают свое действие немаловажные отраслевые договоры, среди которых наиболее значительным для обеих сторон является договор о сотрудничестве в сфере энергетики. В октябре 2000 г. начался энергетический диалог России и ЕС. Помимо всего прочего в рамках этого диалога стороны пытаются решить проблему Энергетической хартии, подписанной еще в 1991 г., однако не ратифицированной до сих пор российской стороной1. Позднее, в 1994 г., были подписаны Договор и Протокол к Хартии. Тогда как сама Хартия представляет собой политическую декларацию намерения поощрять энергетическое сотрудничество между Востоком и Западом, Договор к Энергетической хартии является единственным в своем роде юридически обязательным многосторонним документом.

Основная цель Договора к Энергетической хартии - укрепление правовых норм в вопросах энергетики путем создания единого поля правил, которые должны соблюдать все участвующие правительства, таким образом сводя к минимуму риски, связанные с инвестициями и торговлей в области энергетики.

Причиной, почему Россия отказалась подписывать данный документ в том виде, в котором его предложила Европа, является его экономическая невыгодность2. Энергетическая хартия требует равного доступа партнеров к месторождениям и трубопроводам, однако Россия указывает, что европейские партнеры не могут предложить ей ресурсы, адекватные тем, которыми располагает она. Более того, в 2006 г. практически не удалось серьезно переломить ситуацию с допуском России к распределительным сетям в Европе (за исключением Италии). На данный момент для российского руководства это является одной из основных задач, которую оно увязывает с общей стратегией взаимодействия России и Европы. Однако данное усиление взаимозависимости блокируется европейцами, полагающими, что даже имеющийся ее уровень создает угрозу энергетической безопасности.

Несмотря на все это, государства-члены Евросоюза остаются основными импортерами российских нефти и газа. Поставка энергоресурсов из России составляет 28% всего потребления ЕС, причем импорт российского газа составляет свыше 50%, а нефти свыше 35%3. Поэтому целью энергетического диалога является обеспечение бесперебойного доступа к обширным энергетическим запасам России. Однако ключевой аспект переговоров лежит в поддержке Евросоюзом членства Российской Федерации в ВТО.

Диалог сосредоточен на нефти и природном газе, сотрудничестве по объединению электросетей ЕС и России, торговле ядерными материалами и повышении безопасности их использования4.

Россия и Европейский союз стремятся к обеспечению стабильности энергетических рынков и надежного импорта и экспорта растущих объемов энергоносителей, а также признают насущную потребность в модернизации российского энергетического сектора. Обе стороны хотели бы видеть рост энергоэффективности и снижение выбросов парниковых газов в результате производства энергии и её использования в своих экономиках.

На этом фоне в рамках энергетического диалога ЕС-Россия был определен ряд взаимодополняющих направлений, представляющих общий интерес, по которым в краткосрочной и среднесрочной перспективе будут осуществлены конкретные мероприятия.

Эти направления включают:

обеспечение надежных энергетических поставок в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

увеличение энергоэффективности;

обеспечение долгосрочных инвестиций;

открытие энергетических рынков;

диверсификацию импорта и экспорта энергоносителей;

усиление технологической основы энергетического сектора экономики;

совершенствование правовых основ энергетики и транспорта в РФ;

обеспечение физической безопасности транспортных сетей.

В энергетический диалог также входит природоохранный компонент, так как диалог нацелен на снижение воздействия российской энергетической инфраструктуры на окружающую среду, поощрение идущего в настоящее время процесса открытия энергетических рынков, содействие проникновению на рынки более экологически безопасных технологий и энергоресурсов, а также продвижение принципов энергоэффективности и энергосбережения.

Как отмечалось выше, главным пунктом этих отношений остается обеспечение бесперебойности поставок. На протяжении многих лет Россия оставалась надежным поставщиком энергоресурсов, однако проблемы с транзитом нефти и газа по территориям Украины и Белоруссии, приведшие к энергетическому кризису в январе 2009 г., заставили еще раз задуматься обе стороны о реализации совместных проектов, способных в будущем обеспечить прямые поставки российских углеводородов прежде всего в Центральную и Западную Европу. К таким проектам относятся газопроводы «Северный поток» и «Южный поток», с российской стороны осуществляемые ОАО «Газпром».

«Северный поток» представляет собой газопровод, соединяющий российское побережье Балтийского моря вблизи г. Выборга с балтийским берегом в Германии (г. Грайфсвальд)5. Участниками проекта являются ОАО «Газпром» (51%), Wintershall Holding AG (20%), E.ON Ruhrgas AG (20%), N.V.Nederlandse Gasunie (9%). Общая протяженность магистрали превысит 1200 км, а стоимость всего проекта составит 7,5 млрд. евро.

На пути «Северного потока» нет транзитных государств, что позволяет снизить стоимость транспортировки российского газа и исключить возможные политические риски. «Северный поток» обеспечит максимально надежное снабжение газом потребителей Западной Европы. Целевыми рынками поставок по «Северному потоку» являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Франция, Дания и другие страны.

Новый газопровод имеет большое значение для обеспечения растущих потребностей европейского рынка в природном газе. Согласно прогнозам импорт газа в страны Европейского союза возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд. м3, или более чем на 50%. Благодаря прямому соединению крупнейших в мире запасов газа, расположенных в России, с европейской газотранспортной системой, «Северный поток» сможет удовлетворить около 25% этой дополнительной потребности в импортируемом газе.

На сегодняшний день разрешение на строительство данного газопровода уже получено от Дании, Швеции, России и Германии, чье Федеральное ведомство по морскому судоходству и гидрографии в Гамбурге (BSH) 28 декабря 2009 г., будучи последней инстанцией в этом вопросе, наконец разрешило прокладку 31-километрового участка нового газопровода «Северный поток» в немецкой экономической зоне6. Последним препятствием для начала строительных работ является дополнительное разрешение на прокладку газопровода от финских властей - согласие на его строительство в экономической зоне Финляндии уже получено.

Российский Газпром, являющийся одним из крупнейших акционеров консорциума Nord Stream, уже заключил долгосрочные контракты на поставки газа с Германией, Данией, Нидерландами, Бельгией, Францией и Великобританией.

«Южный поток» - это еще один проект, направленный на укрепление энергетической безопасности Европы7. Маршрут газопровода включает в себя сухопутные части газопровода по территории Российской Федерации и территориям ряда европейских государств, а также морские газопроводы через Черное и Адриатическое моря. Морская часть газопровода пройдет по дну Черного моря от

Отношения России и Европы: энергетический аспект ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ

российского берега до болгарского. В настоящее время рассматривается несколько вариантов дальнейших маршрутов наземного участка газопровода, который пройдет по территории стран — членов Европейского союза. В целях реализации сухопутной части проекта за рубежом подписаны межправительственные соглашения с рядом стран Южной и Центральной Европы, по территориям которых возможно прохождение трассы газопровода, в том числе с Болгарией, Сербией, Венгрией и Грецией. 14 ноября 2009 г. было подписано последнее соглашение со Словенией. Можно считать, что основной маршрут «Южного потока» окончательно определен.

Проект газопровода «Южный поток» предусматривает поставки газа из России и, возможно, из Центральной Азии, по дну Черного моря в Южную и Центральную Европу. Основные его участники - российский Газпром и итальянский концерн Б№. Согласно недавним договоренностям России с Турцией черноморская подводная ветка газопровода пройдет через российскую и турецкую исключительные экономические зоны.

Из-за позиции Болгарии, которая стала в последнее время требовать пересмотра прежних российско-болгарских соглашений в нефтегазовой сфере, нельзя полностью исключать такого варианта развития событий, когда черноморская ветка «Южного потока» вообще пристыкуется от российского берега к турецкому, а не к болгарскому, как предполагалось ранее.

Далее «Южный поток» пойдет двумя путями: через Грецию и далее по дну Адриатики на юг Италии, а также через Грецию, Болгарию, Сербию, Венгрию и через Словению на север Италии.

В дополнение к этим проектам 16 ноября 2009 г. был подписан Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики8. Документ призван обеспечить устойчивые и бесперебойные поставки энергоресурсов, предупреждение и преодоление чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики с минимальными последствиями. По словам еврокомиссара по энергетике, «новый документ описывает процесс работы системы оповещения, порядок совместной работы экспертов в случае возникновения чрезвычайной или конфликтной ситуации».

В документе прописаны меры, которые будут приниматься сторонами для предупреждения возможных конфликтов и в случае их возникновения. При этом данный механизм будет работать не только в сфере транзита газа, но также и при осуществлении поставок нефти и транспорта электроэнергии. Идея разработки такого механизма возникла после конфликта между Россией и Украиной в январе 2009 г. по поставкам и транзиту газа через территорию последней. Кроме того, планируется подписать с Украиной новое межправительственное соглашение по сотрудничеству в газовой сфере. Консультации по подготовке этого документа пройдут в первом полугодии 2010 г.

Итак, ключевыми характеристиками взаимоотношений России и ЕС в сфере энергетики являются взаимозависимость, с одной стороны, и существенные расхождения по поводу базовых правил взаимодействия - с другой9.

Россия является крупнейшим поставщиком в ЕС энергоносителей в целом и углеводородов в частности. При этом нередко звучащие заявления о тотальной зависимости ЕС от российского газа сильно преувеличены: российский газ обеспечивает лишь 6,5% первичного потребления энергии в ЕС. В то же время ЕС является основным потребителем российских углеводородов. Страны ЕС являются наиболее платежеспособными российскими клиентами.

Существующие отношения поставщика и потребителя определяют не только взаимозависимость и общую заинтересованность в стабильности отношений, но и различия в интересах сторон. Эти различия касаются правил и принципов торговли; понимания энергетической безопасности, средств ее обеспечения и взаимности при осуществлении инвестиций; товарной структуры торговли энергоносителями.

Таким образом, видится необходимой разработка кардинально новой международно-правовой базы в сфере энергетики, так как очевидность того, что Договор к Энергетической хартии не обеспечивает стабильности в этой области, уже не ставится под сомнение.

Что же касается диверсификации поставок энергоносителей в Европу, то Россия и ЕС сходятся в этом вопросе. Причем тот факт, что Москва делает упор на «Северный поток» и «Южный поток», а Брюссель скорее на проект «Набукко», не вызывает беспокойства на стороне первой. В конечном итоге без российского газа невозможно будет на сто процентов использовать транспортные мощности трубопровода.

Однако альтернативные трубопроводы не являются панацеей в решении вопроса о транзите через Украину. Поэтому хотелось бы верить, что готовящееся соглашение с Украиной о поставках газа

принесет свои плоды и позволит стабилизировать отношения в энергетической сфере и укрепить энергобезопасность Европы, а также позиции России как надежного партнера.

Очевидно, что разногласия остаются скорее на политическом, нежели на экономическом уровне. И как только стороны придут к взаимопониманию, можно будет говорить об энергетической безопасности как о глобальном явлении, хотя бы в рамках одного континента, а также о новом этапе в развитии отношений ЕС - Россия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Официальный сайт Энергетической хартии. URL: http://www.encharter.org/index.php?id=7&L= 1; http://www.rg.ru/2009/11/16/memorandum-anons.html

2 Международный механизм глобальной энергетической безопасности. URL: http://www.unitednations.ru/ /articles_25_1162284255.html

3 Взаимная торговля России и ЕС. Eurostat. URL: http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2006/september/ /tradoc_113440.pdf

4 EU-Russia energy dialog. Ninth progress report. URL: http://ec.europa.eu/energy/international/bilateral cooperation/ /russia/doc/reports/progress9_en.pdf

5 Проект «Северный поток» ОАО «Газпром». Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: http://www. gazprom.ru/ /production/projects/pipelines/nord-stream

6 Подборка новостей сайта «Немецкая волна». URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0..5065438.00.html

7 Проект «Южный поток» ОАО «Газпром». Официальный сайт ОАО «Газпром». URL: http://www. gazprom.ru/ production/projects/pipelines/south-stream

8 Россия и Еврокомиссия подписали Меморандум о предупреждении ЧС в энергетике // Рос. газ. 2009. 16 нояб.

9 Кавешников Н.Ю. Роль энергодиалога Россия-ЕС в обеспечении энергетической безопасности «Большой Европы» // Интернет-журнал «Вся Европа». 2009. № 5 (33). URL: http://www.alleuropa.ru/index.php?option=com _content&task=view&id= 1135

Поступила в редакцию 30.10.09

K. V. Kostitsyna, postgraduate student EU - Russia relations. Energy side

The current situation of EU - Russia relations in energy area is shown. It is represented the main aspects of partner’s cooperation. The conflict points of relations and ways of its overcome are displayed.

Keywords: European Union and Russia, the energy dialogue, Energy Charter, alternative gas pipelines.

Костицына Ксения Викторовна, аспирантка Высшая экономическая школа в Праге 13067, Чехия, г. Прага, пл. У. Черчилля, 4 E-mail: kkostitsyna@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.