PSYCHOLOGICAL SCIENCES
RELATIONSHIP BETWEEN A MAN AND A WOMAN IN A FAMILY WITH A CHILD WITH
CANCER
Kapitullaeva S.
6-th year student, Department of Psychology Surgut State University, Surgut
ОТНОШЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ С РЕБЕНКОМ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМ
ЗАБОЛЕВАНИЕМ
Капитуллаева С. З.
студентка 6-го курса, кафедры психологии Сургутский государственный университет, Сургут
Abstract
This article examines the features of intrafamilial relations in families where a child with cancer is brought up, as well as the influence that this child's disease has on the dynamics of marital relations.
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности внутрисемейных отношений в семьях, где воспитывается ребёнок с онкологическим заболеванием, а также влияние, которое оказывает это заболевание ребёнка на динамику супружеских отношений.
Keywords: family, marital relations, cancer, illness, sick child.
Ключевые слова: семья, супружеские отношения, онкологическое заболевание, болезнь, больной ребёнок.
Семья - существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения.
Одно из новообразований современной семьи - это смещение психологического центра: если раньше все держалось на родственных отношениях, а самым крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на супружеских отношениях, а родственные отношения отошли на второй план. Родительское воздействие на ребенка осуществляется постоянно. В воспитании ребенка лежит сознательная и бессознательная оценка ребенка, установки, ожидания и т.п.
Родительство в современной семье обусловлено целями супругов, их мировоззрением, ценностями и другими факторами. Эти факторы влияют на состояние ребенка во время заболевания.
Онкологические заболевания у детей и их лечение травматичны не только для тела, но и для психики ребенка. Детям, прошедшим и проходящим лечение, свойственны многочисленные страхи, чувство повышенной тревоги, снижение самооценки, чувство вины, чувство повышенной тревоги, нередко повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость и т.д. Длительное лечение мешает детям нормально посещать детский сад, общаться со сверстниками , а это нарушает получение социального опыта, ход психического развития, формирование навыков общения.
Семья является малой социальной группой, важнейшей формой организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, ро-
дителями и детьми. Из этого следует, что супружеская подсистема семьи является важной, так как именно её состояние определяет функционирование всей семейной системы и успешность выполнения семьёй её основных функций [3].
Супружеская пара традиционно считается «ядром» семьи, супружеские отношения наряду с отношениями между родителями и детьми - первостепенными семейными отношениями.
В ситуации тяжелой болезни ребенка, длительное лечение, вынужденная изоляция, включенность из привычной жизни, разрушение эмоционально и социально значимых связей, искаженное понимание себя и других, изменение ценностных ориента-ций, неопределенность ближайшего и отдаленного будущего - все это является сильнейшим стрессом для всей семьи. Постоянная угроза для жизни ребенка ставит родителей на грань психологических и физических ресурсов, отрицательно влияет на их здоровье. Снижается социальный статус семьи (материальное неблагополучие, часто потеря хорошей работы, карьеры, особенно для матери) [2].
Онкологическое заболевание и его лечение влияют не только на физическое состояние ребенка, но и на психологию его поведения, уровень образования, что меняет его место и роль в социальной жизни.
И. Ю. Левченко и В. В. Ткачева, подчеркивают, что причины нарушений семейных отношений связаны с психологическими особенностями больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Мно-
гие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными, их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик[5].
Ведь когда заболевает ребенок это стресс не у ребенка, а у родителей. Родители, находясь в сим-биотической связи с ребенком, проживают этот стресс так, как человек заболел бы сам.
Р.Б. Мирошкин и Е.В. Фисун подчеркивают, что онкологическое заболевание у ребенка - серьезный источник стресса и потенциального дистресса для всей семьи. После первичного стресса от диагноза семье необходимо перераспределение функциональных обязанностей для решения новых задач, связанных с лечением ребёнка. На этом этапе большое значение имеют уже сложившиеся отношения между супругами, степень гибкости семейной системы. В зависимости от этого супруги либо проявляют взаимную поддержку и перестраиваются под новые условия функционирования, либо дистанцируются и проявляют деструктивные формы взаимоотношений [4].
По мнению этих же авторов, распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве российских семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина — отец больного ребенка — обеспечивает в первую очередь экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не исключается, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он проводит в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т. д.). Отец больного ребенка меньше, чем мать, проводит с ним времени в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием этой семейной обязанности. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию столь же интенсивно, как психика матери больного ребенкаГ4].
По мнению И.Ю. Левченко и В.В. Ткачевой, эмоциональное воздействие стресса на женщину, при онкологическом заболевании ребенка, неизмеримо значительнее. Матери находятся в больницах с детьми постоянно. Часто для таких матерей свойственно снижение психического тонуса, заниженная самооценка, что проявляется в потере вкуса к жизни, перспектив профессиональной карьеры, невозможности реализации собственных творческих планов, потере интереса к себе как к женщине и личности[5].
В любом случае супружеские отношения преобразовываются. Важным фактором для уменьшения травматизации родителей является их способность оказывать эмоциональную поддержку друг другу. Большое значение имеет характер сложившихся между ними отношений до болезни ребенка. Частым вариантом может являться уход одного из супругов (как правило, мужа) в дисфункцию (алкоголизм, потеря работы и т.п.). Возникающие при
этом обиды, непроговоренные взаимные претензии, тяжесть переживаний вызывают ухудшение отношений и могут привезти к их разрыву, нередко во время госпитализации ребенка. Тогда на травму, связанную с болезнью, накладывается травма раз-вода[4].
Так же у родителей происходят изменения жизненных ценностей и жизни в целом после заболевания ребёнка. Специфика заболевания и лечения, мифы, сложившиеся в обществе по поводу онкологических заболеваний, провоцируют у родителей чувство страха за жизнь ребенка, не дают полной уверенности в успешном исходе лечения.
Р.Б. Мирошкин и Е.В. Фисун утверждают, что степень травматизации при столкновении с этими чувствами зависит от продолжительности нахождения в стрессовой ситуации. Также влияют личностные особенности родителей, тяжесть протекания заболевания и лечения, врачебный прогноз, наличие психотравмирующих эпизодов в личной истории и т.п.
При успешном лечении, движении к выздоровлению преодолевается критическая неопределённость состояния болезни. Родители, подвергнувшиеся сильным переживаниям, при улучшении состояния ребёнка, прерывают процесс горевания. При этом насыщенность эмоциональных переживаний периода лечения у них сохраняется и актуализируется при малейшей реконструкции угрозы для ребёнка. Это вызывает изменение жизненных приоритетов в зависимости от силы травматизации. Как правило, на первый план выходят темы жизни и здоровья значимых близких людей, на фоне нивелирования всего остального. В свою очередь это определяет направления развития сферы жизнедеятельности и функционирования в социуме[2].
Таким образом, семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Для ребенка семья-это необходимая среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Семьи с тяжелобольными детьми обладают рядом психологических и социальных особенностей и могут отрицательно влиять на развитие больного ребенка и его братьев и сестер (если в семье есть другие дети).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ковалев СВ. Психология семейных отношений. М., 1987- с.122.
2. Организация медицинской и психолого-социальной реабилитации детей и подростков с онкологическими и гематологическими заболеваниями// ст-я - Г.Я. Цейтлин, Л.В. Сидоренко и др., 2014.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений: учебное пособие/ О.А. Карабанова - Самара: СИОКПП, 2001ю- с.122, с.139-141.
4. Психологические проблемы семей с детьми, перенесшим онкозаболевание, на этапе ремиссии и методы работы с ними. Мирошкин Р.Б., Фисун Е.В., ж-л №1 2011.
5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008