Научная статья на тему 'Отношения между Россией и Киргизстаном на современном этапе'

Отношения между Россией и Киргизстаном на современном этапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения между Россией и Киргизстаном на современном этапе»

жительное сальдо торгового баланса составило 42,3 млрд. долл. -

в 1,7 раза выше, чем в соответствующем периоде 2010 г.

* * *

Выводы. В 2011 г. на фоне тенденции политического развития прошлых лет, характеризовавшихся внутриэлитной борьбой за власть и укреплением авторитета действующей власти, Казахстан столкнулся с новыми вызовами (открытое выражение массового протеста, активизация религиозного экстремизма и терроризма, углубление противостояния между религиозным и светским). Несмотря на положительную динамику экономического развития и продолжающееся развитие социальной сферы, есть признаки, что общество исчерпало инерцию использования уже сложившихся методов регуляции политической и идеологической сфер и готово к более радикальным преобразованиям. Нужно отметить, что, судя по некоторым высказываниям, власть вполне адекватно оценивает ситуацию и провозглашает вполне инновационные по своему духу инициативы, но традиции авторитарного и однонаправленного управления снижают эффективность этих решений.

Отрадно, что сфера межэтнических отношений не давала особенных поводов для беспокойства, тем самым подтверждая дееспособность «казахстанской модели межнационального и межконфессионального согласия». Но признаков сохранения негативного фона во взаимоотношениях между сообществами на локальном уровне уже столь много, а время доминирования легитимной во всех слоях общества единой идеологии еще столь далеко, что вполне можно говорить о необходимости реформирования и дальнейшего развития этой модели.

«Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах», М., 2012 г., с. 578-586.

Евгений Бородин,

кандидат экономических наук

(Дипломатическая академия МИД РФ) ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИРГИЗСТАНОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

С момента своего вхождения в состав России (1870-1880) Киргизстан стал особой частью Российской империи. Царское пра-

68

вительство, раскроив единую карту края, искусственно разделив его на Туркестанское генерал-губернаторство, бекства и ханства, затормозило окончательное оформление узбеков, туркмен, киргизов, казахов и таджиков в новую этническую общность. Однако в конце XIX - начале XX в. политика царской России сыграла важную роль в формировании первичной или начальной системы образования, которая дала толчок культурно-образовательному приобщению киргизов к ценностям русской культуры.

В 1884 г. были введены русско-туземные школы, соединившие в себе мусульманские мектебы и русскую школу грамоты, с введением в них русского языка как государственного и обязательного, допуская в то же время и преподавание основ ислама, как основного средства преодоления недоверия коренного населения к этим школам и привлечения в них все большего количества детей. К 1917 г. на территории современного Киргизстана располагались 17 русско-туземных школ и два интерната при Пишпек-ском и Пржевальском городских училищах. В 1918 г. Киргизстан -часть Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. По национально-государственному размежеванию советских республик Средней Азии 14 октября 1924 г. была образована Кара-Киргизская (с 25 мая 1925 г. - Киргизская) автономная область в составе РСФСР, которая 1 февраля 1926 г. была преобразована в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР, а 5 декабря 1936 г. - в Киргизскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР.

Советская власть внесла значительные изменения в жизнь киргизов. В 1917 г. было провозглашено равноправие мужчин и женщин, в 1921 г. запрещены законом многоженство и калым. За первое десятилетие советской власти были сделаны важные шаги в борьбе с неграмотностью. В 1924 г. была создана письменность киргизского народа. И уже в 1926 г. общая грамотность населения составляла 15%. К 1939 г. в Киргизстане уровень грамотности у населения в возрасте от 9 до 49 лет поднялся до 82%. За годы советской власти сложилась система народного образования. Были созданы печать и культурно-просветительские учреждения, грамотность достигла 99%.

В 1920-1930-е годы в Киргизстане происходило бурное развитие промышленности. К 1940 г. угольные шахты Киргизстана давали 88% всего каменного угля, использовавшегося в Средней Азии. Развивались также цветная металлургия, производство

69

сурьмы и ртути, пищевая (производство сахара) и некоторые отрасли легкой промышленности. Начиная с 1929 г., проводилась коллективизация сельского хозяйства, которое ранее находилось в руках полукочевых племен и родов. Противников коллективизации - богатых скотоводов и землевладельцев (баев) - преследовали, убивали, сажали в тюрьмы; некоторых - лишали собственности и обрекали на голодную смерть. К 1941 г. в Киргизстане существовало порядка 300 тыс. животноводческих колхозов. Индустриализация Киргизстана продолжалась параллельно с развитием сельского хозяйства и после Второй мировой войны. В период с 1960-х по 1980-е годы в Киргизстане было создано свыше 200 промышленных предприятий. Заметно возрос уровень механизации сельского хозяйства. За исторически короткий период были созданы современная городская жизнь, промышленность, инфраструктура транспорта и связи.

В экономике СССР Киргизстан выделялся производством цветных металлов, разнообразными отраслями машиностроения и продуктивным животноводством. Однако несмотря на все качественные преобразования и привнесение нового и индустриального в жизнь киргизской нации, в ней сохранилось более глубинное сознание, которое сформировалось на просторах Центральной Азии под влиянием ряда факторов.

Киргизстан исторически выступал как «перекресток», связывающий Евразию. В разных направлениях по Центральной Азии перемещались волны этнических мигрантов. В результате Центральная Азия стала связанной со всеми регионами Евразии. А в российский и советский периоды резко увеличилась связь с Восточной Европой. «Великий шелковый путь», соединявший Китай с Индией, исламским и западным миром, определил особенности культуры и менталитета народов Центральной Азии. Они состоят в том, что народ принимает и перерабатывает внешнее влияние, а также выстраивает на данной базе собственное мировосприятие и ощущение внешнего мира.

Согласно историческим источникам, Центральная Азия явилась средоточием особого рода цивилизации - номадической. В истории Центральной Азии было две великие номадические империи мира - Тюркский каганат и Золотая Орда. Номадические империи прошлого стремились к созданию единой цивилизацион-ной общности через формирование развитой инфраструктуры (транспорта, связи, других коммуникационных систем). Создание развитой инфраструктуры способствовало расширению зоны сво-

70

бодной торговли, экономическому росту и созданию пространства интенсивных межкультурных коммуникаций.

Российская империя, а затем и Советский Союз реализовали в Киргизстане идею «консервативной революции», основанной на построении очагов высокой культуры при опоре на традиционные и принудительные методы хозяйствования (колхозы). Послеоктябрьский период в истории киргизов был временем усвоения современных европеизированных культуры и образования, но в русском варианте и часто сквозь призму марксизма-ленинизма.

Необходимо отметить, что в советское время в городах киргизские язык и культура практически полностью вытеснились русским языком. Культура киргизов использовалась только как представительская, лубочная. Поскольку привнесенная культура была доминирующей, культура киргизского народа определялась как более отсталая, что приводило к образованию у коренных жителей комплекса неполноценности, а у тех, кто «русифицировался», вырабатывался комплекс собственного превосходства. Все это ввиду явного расслоения населения по материальному достатку приводило к повышению напряженности в обществе.

После провозглашения независимости в 1991 г. Киргизстан столкнулся с экономическими трудностями, связанными с переходом к рыночной экономике, обострились межнациональные конфликты. Ухудшились отношения с узбекским меньшинством: в Ошской области произошли межэтнические столкновения. Подобные же выступления имели место и в соседнем Таджикистане по отношению к киргизскому меньшинству. Все эти проблемы наряду со значительным грузом внешнеполитических проблем центральноазиатского направления бывшего СССР (нечеткие границы, афганский конфликт, рост исламского фундаментализма, наркотрафик и пр.) обрушились на молодое киргизское государство в постсоветский период.

Распад СССР привел к фактическому коллапсу экономических связей Российской Федерации с Киргизстаном, одновременно дав мощный импульс развитию и интенсификации экономических отношений с другими зарубежными странами. К моменту распада СССР в Киргизстане уже существовали демократическое правительство и развитая многопартийная система. 10 мая 1993 г. в Кир-гизстане была введена собственная национальная валюта - сом. Парламент принял законы о приватизации государственных предприятий и иного государственного имущества, а в мае 1993 г. была принята новая Конституция страны. 24 декабря 1995 г. в стране

71

были проведены новые президентские выборы, на которых победил А. Акаев, получив 71,65% голосов.

Период 1995-2001 гг. характеризовался укреплением суверенной государственности Республики Киргизстан. В это время было принято множество законопроектов, большинство которых (около 80%) были инициированы Правительством Республики Киргизстан, тогда как 20% - депутатами Жогорку Кенеша. В период с провозглашения независимости до «революции 2005 г.» в Киргизской Республике сложилась административно-клановая система, явившаяся прямым следствием советской распределительной системы, наблюдалось падение уровня жизни и возрождение родовой клановости.

2005-2010 гг. характеризуются как период роста личной власти К. Бакиева и его семьи. По мнению киргизских и российских политологов, семейный клан Бакиевых, захватив властные полномочия и экономические рычаги, принимал все ключевые решения, не считаясь с оппозицией, настроением общественности и партнерами за рубежом. На развитие революционных событий (2010) заметное влияние оказало охлаждение киргизско-российских отношений. Оно серьезно повлияло на настроение киргизского общества, в котором после событий 2005-2007 гг. укрепились про-российские взгляды. Экономическая зависимость большинства населения Киргизстана от России вызывала настроения, в которых ухудшение отношений режима Бакиева с Россией проецировалось на индивидуальные потребности рядовых граждан и их семей.

Революционная смена власти в 2010 г. и последующая трансформация президентско-парламентской республики в парла-ментско-президентскую происходили под знаменем возвращения пророссийских сил и существенного укрепления межгосударственных, военных и экономических отношений, кульминацией которых стало подписание в сентябре 2012 г. документов по расширению российского экономического и военного присутствия.

Можно констатировать то, что своей историей как суверенного государства Киргизстан полностью обязан России. Весь путь от становления советской республики до государственного образования с собственной конституцией, парламентом, президентом и правительством народ Киргизстана прошел со сходной советско-российской ментальностью, события в Киргизстане в целом ряде отношений напоминают происходившее в свое время в некоторых российских национальных республиках (Башкортостан, Татарстан).

72

В современной истории Республики Киргизстан уже трижды произошли насильственные смены первых лиц государства и последовавшие за этим изменения конфигурации элит. К сожалению, конституционные и экономические реформы не привели к формированию полноценного независимого государства на территории Республики Киргизстан. Клубок проблем во внешнеполитической сфере (Афганистан, наркоторговля, проблема Ферганской долины и границ с ближайшими соседями, экономический кризис, вмешательство США и стран Запада во внутренние дела), а также отсутствие прогресса по решению экономических и социальных проблем во внутренней жизни приводят к сохранению «зоны нестабильности» в первом и самом «демократическом» государстве Центральной Азии. Все это определяет многовекторность и сложность построения взаимоотношений России и Киргизстана.

Оба государства могут сосуществовать и успешно развиваться только при условии всестороннего взаимодействия и укрепления сотрудничества в сферах общих интересов. В наиболее концентрированной форме эти установки получили выражение в «Стратегическом курсе Российской Федерации с государствами -участниками СНГ», утвержденном Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 г. Б.Н. Ельцин, выступая на пресс-конференции по итогам официального визита Президента Республики Киргизстан А. Акаева в Россию в марте 1996 г., оценил состояние двусторонних отношений между Киргизстаном и Россией как образец для других государств в СНГ.

В настоящее время руководители внешнеполитических ведомств России и Киргизстана особо выделяют тот факт, что практически по всем важнейшим международным вопросам обе страны занимают идентичные или весьма близкие позиции, тесно взаимодействуя в ООН, ОБСЕ, а также в региональных структурах -СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС.

В ситуации экономической нестабильности последних лет страны-партнеры стараются помогать друг другу. Так, Россия предоставила 30 апреля 2009 г. Республике Киргизстан льготный кредит на 300 млн. долл. со ставкой 0,75% годовых сроком на 40 лет и семилетней отсрочкой выплаты. Данные средства должны были пойти на поддержание и развитие многих сфер производства в республике, которые в условиях финансовой нестабильности испытывают определенные трудности в своей деятельности. Кроме того, Российская Федерация планировала вложить 1,7 млрд. долл. в строительство Камбаратинской ГЭС-1 и предоставить Киргиз-

73

стану безвозмездную финансовую помощь в размере 150 млн. долл. В свою очередь, республика брала на себя обязательства по закрытию американской военной базы «Манас» и по передаче России 48% акций предприятия «Дастан», а также здания под культурный центр Российской Федерации в Бишкеке. Первые 450 млн. долл. киргизская сторона получила весной 2009 г. Однако в связи с нецелевым использованием данных средств Фондом развития Республики Киргизстан и невыполнением К. Бакиевым своих политических обязательств по ликвидации базы «Манас» данный проект был заморожен, а революционные события 2010 г. приостановили на время все договоренности.

В сентябре 2012 г. президенты В. Путин и А. Атамбаев подписали документы о создании единой российской военной базы и строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС и Камбаратинской ГЭС-1. Эксперты оценивают стоимость обоих проектов ГЭС в 4 млрд. долл. Кроме этого, Киргизстану был списан долг перед Россией в размере 489 млн. долл. Также руководство России выделило Киргизстану грант в размере 25 млн. долл. на поддержку бюджета. В ближайшее время (2013) ОАО «Газпром» приобретет компанию «Киргизгаз» за символическую сумму в 1 долл. с условием провести модернизацию газовой инфраструктуры республики.

Подписанные соглашения 2012 г. и планируемые к подписанию в 2013 г. стали естественным продолжением российско-киргизской совместной деятельности и позволили существенно упрочить российское присутствие в Киргизстане. Для национальных интересов России Киргизстан исключительно важен в силу целого ряда факторов.

1. С геополитической точки зрения, большая часть территории России находится в Азии и граничит с расположенными здесь государствами, которые в течение полутора-двух столетий жили в единой стране, чье развитие ориентировалось на Россию и формировалось ею, чья культура продолжает находиться под влиянием России. В Киргизстане проживает значительная прослойка русскоязычного населения, тяготеющего к России. Значительная часть населения республики работает и обучается в России. Россия и Киргизстан являются участниками общих военно-политических и экономических структур, созданных после дезинтеграции СССР.

2. С геостратегической точки зрения Киргизстан является ключевым к региону Центральной Азии, который входит в «дугу нестабильности», простирающуюся от Балкан до Индонезии и Филиппин, и исходящие из него военные угрозы вполне реальны в

74

силу укрепления позиций сепаратизма и международного терроризма. Сегодня эти угрозы трансформировались в военные конфликты США и их союзников против международных террористических движений на территориях ряда прилегающих к региону стран. Дестабилизации обстановки вокруг региона способствуют антииранская кампания США, а также перманентный индо-пакистанский политический конфликт, способный трансформироваться в войну двух ядерных государств. Конфликтный потенциал не исчерпан и в самом Киргизстане за счет нерешенных социально-экономических вопросов, границ и пестрого национального состава республики. Стратегическое значения Киргиз-стана состоит и в том, что он является переходной зоной между Севером и Югом Азии, ситуация в нем оказывает существенное влияние на обстановку в этих частях континента. Влияет она и на стабильность южных рубежей России, а также на состояние ее безопасности на данном направлении.

3. После 11 сентября 2001 г. борьба за Киргизстан и Центральную Азию приобрела глобальный характер. Начался новый этап ее развития, связанный с более тесной интеграцией в мирохозяйственные и геополитические отношения. Великие государства стратегически столкнулись в Центральной Азии. Главные «игроки» - США, Россия, Евросоюз - преследуют прямо противоположные цели. США и ЕС, стремясь получить контроль над богатыми энергоресурсами региона, всеми силами стараются предотвратить попытки России вновь сплотить вокруг себя республики бывшего СССР.

Взаимодействие России, США, Евросоюза и Китая в Кир-гизстане - это сложное переплетение и соперничество «великих» за влияние над «малыми», и совпадение интересов этих государств, и непреодолимые противоречия, и выработка общей стратегии во все более глобализирующемся мире. Таким образом, сегодня отношения между Россией и Киргизстаном характеризуются стремлением к последовательности и стабильности. Страны связывают общая история, вековые узы дружбы между народами. Развитие двусторонних связей между государствами - длительный и многомерный процесс, включающий политику движения стран навстречу друг другу.

«Вестник Российской нации»,

М., 2013 г., № 1-2, с. 311-319.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.