Научная статья на тему 'Отношения кнр-сша: переломный период?'

Отношения кнр-сша: переломный период? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
433
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношения кнр-сша: переломный период?»

А.В. Болятко

ОТНОШЕНИЯ КНР—США: ПЕРЕЛОМНЫЙ ПЕРИОД?

приходом к власти в США администрации Барака Оба-

мы Вашингтону пришлось пересматривать различные аспекты своей внешней политики, как на восточном, так и на западном направлении. На Востоке действия предыдущей администрации не могли не вызвать острой критики азиатских стран, в первую очередь Китая, который рассматривал их как проявления стратегии окружения и сдерживания Китая. Главным образом это относится к политике Вашингтона в Северо-Восточной Азии в области безопасности, которая заключалась в планах размещения в западной части Тихого океана нескольких дополнительных крупных авианосных групп и постоянного базирования здесь основной части своих подводных ракетоносцев; в создании в регионе системы ПРО ТВД с включением в зону ее действия Тайваня; в согласии Вашингтона на официальное признание ядерного статуса Индии и снятии ограничений на продажу ей ядерных материалов и технологий.

Предложения по внесению изменений во внешнеполитический курс США в Северо-Восточной Азии высказывались многими американскими политологами, в частности 3. Бжезин-ским и Г. Киссинджером, которые призывали руководство Соединенных Штатов к выстраиванию особых отношений все-

* Болятко Анатолий Викторович, д.воен.н, проф., г.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

объемлющего сотрудничества с КНР в формате «большой двойки». При этом отнюдь не предполагается снижения значения в американской внешней политике традиционно тесных, союзнических отношений с Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией. По-видимому, речь идет лишь о планах осуществления нового качественного сдвига во внешней политике на тихоокеанском направлении.

Подобные идеи высказывает значительное число китайских ученых и специалистов, изучающих китайско-американские отношения, считая их одними их наиболее значимых не только в сфере двусторонних отношений, но и в плане оказания влияния на весь мир, его безопасность и развитие. При этом подчеркивается, что факторы противостояния между двумя странами по мере их развития сокращаются, в то время как факторы сотрудничества умножаются. В целом, китайские специалисты отмечают, что отношения между Китаем и США развиваются в направлении зрелости и устойчивости, что фиксируется в ходе широких контактов стран на высоком уровне. В частности, подчеркивается, что финансовый кризис сделал очевидным тот факт, что асимметричность в китайско-американских отношениях стала менее выраженной, углубилась взаимозависимость двух стран1. Китай и США стали двигателями мировой экономики, экономически взаимозависимыми и нерасторжимо связанными. При этом разрыв в комплексной мощи между двумя странами сократился. Ослабление асимметричности позволяет строить отношения двух стран на более устойчивом фундаменте, и США, пусть без большого желания, будут вынуждены относиться к Китаю как к равноправному партнеру2.

Новая администрация США сразу после инаугурации Б. Обамы предприняла ряд шагов, свидетельствующих о намерении провести изменения в отношениях с Китаем и в целом в своей азиатской политике3.

В ходе беседы с президентом США 1 апреля 2009 г. Ху Цзиньтао заявил: «благоприятные отношения с США не только отвечают интересам народов двух стран, но и содействуют миру, стабильности и процветанию в АТР и в мире в целом». По его словам, после прихода Б. Обамы к власти китайско-американ-

ские отношения получили хороший старт, стороны достигли консенсуса по направлениям развития китайско-американских отношений в новую эпоху, а также по созданию механизма китайско-американских стратегического и экономического диалогов. При этом Ху Цзиньтао подчеркнул: «вне зависимости от того, как будет развиваться ситуация в Тайваньском проливе, Китай будет неизменно придерживаться политики «Одного Китая» и решительно выступать против заявлений о «независимости Тайваня», «одном Китае и одном Тайване» и «двух Китаях».

Б. Обама, в свою очередь, подтвердил приверженность американского правительства политике одного Китая и положениям трех американо-китайских совместных коммюнике, добавив, что эта позиция не изменится. По его словам, США приветствуют и поддерживают усилия для улучшения отношений между двумя берегами Тайваньского пролива, а также надеются на больший прогресс в этих отношениях. Американский президент указал, что отношения между США и Китаем стали весьма конструктивными, а «наши экономические связи являются очень крепкими». По его мнению, американо-китайские отношения не только имеют большое значение для граждан двух стран, но и предоставляют миру платформу для противодействия глобальным вызовам, для содействия миру и безопасности в обеих

4

странах и на планете в целом .

Главы государств КНР и США согласились создать механизм китайско-американских стратегического и экономического диалогов.

Какого рода глобальный экономический порядок возникнет в будущем — это в значительной степени зависит от того, как Китай и Америка будут строить свои взаимоотношения в ближайшие годы. Китайско-американские отношения нужно поднять на новый уровень. Сегодняшний кризис можно преодолеть лишь при осознании общности целей. Такие вопросы, как распространение оружия массового уничтожения, энергетика и изменение климата, требуют укрепления политических связей между Китаем и Соединенными Штатами.

14 января 2011 г. государственный секретарь США Хиллари Клинтон выступила в Вашингтоне с докладом об америка-

но-китайских отношениях. Она заявила, что «Америка и Китай вступили в критический период своих отношений, когда сделанный этими странами выбор, как крупный, так и малый, будет формировать траекторию между странами. За прошедшие два года администрацией Б. Обамы были созданы условия для более глубокого, широкого и стабильного сотрудничества с Китаем. Уже видны некоторые начальные признаки успеха, но есть также и неудачи. Для дальнейшего продвижения каждой стороне необходимо переводить сделанные позитивные заявления в плоскость эффективного взаимодействия, внимательно и ответственно работать над противоречиями, которые всегда будут между двумя великими державами»5.

Стратегическому сближению США и КНР способствует ряд факторов, и прежде всего, финансового порядка. Так, Пекин является крупнейшим в мире покупателем казначейских облигаций США (в них держится свыше 700 млрд долл. из 1,95 трлн долл. золотовалютных резервов КНР), фактически финансируя дефицит американского платежного баланса6.

Военная сфера сотрудничества-соперничества двух стран постоянно подвергается испытаниям из-за существующих взаимных подозрений в чрезмерном наращивании военных усилий. Пекин указывает на увеличение численности группировки авианосцев и атомных подводных лодок США в Тихом океане, перебрасывание в регион боевых самолетов, в том числе стратегических бомбардировщиков, проведение совместно с союзниками крупных военных маневров. Китай не может не беспокоить факт развертывания в регионе американской системы ПРО, направленной против китайского ракетно-ядерного потенциала, а также многое другое, что преподносилось до сих пор Вашингтоном как меры, направленные на сдерживание Поднебесной. Рассчитывать на то, что новая американская администрация откажется от них, не приходится. Как и уповать на то, что Пекин согласится с американской военной активностью у своих берегов.

С учетом всех этих и других факторов нетрудно предположить, что глобальное противостояние между США и КНР будет нарастать и принимать все более острые формы. Вместе с тем не

исключено, что во имя неких тактических интересов Пекин и Вашингтон могут пойти на более тесное взаимодействие.

По оценкам американских специалистов, развитию обстановки в Восточной Азии будет присущ высокий динамизм, не свободный, однако, от неопределенностей и неожиданностей, которые могут привести к новым вызовам американским интересам в регионе. Директор национальной разведки США Дж.Клэппер отметил, что «Китай имеет возможность стать серьезной угрозой для США. Растут признаки конфронтации. Корабли ВМС США несут службу в водах Южно-Китайского моря, на которые Китай претендует. При этом действия китайцев по вытеснению американских кораблей из этого района связаны с агрессией и опасностью»7. В то же время, по его мнению, в ближайшие 20 лет США не столкнутся здесь с угрозой, которая была бы сопоставима с той, что в свое время исходила от СССР. Эта убежденность базируется на прогнозе расширения в Восточной Азии, как и на планете в целом, числа демократических стран, ориентированных на близкие к американским экономические и политические стандарты.

К тому же американские аналитики ожидают, что в экономической сфере в рамках глобализации продолжатся процессы объединения региональных рынков и либерализации торговли, а значит, преимущественные позиции США сохранятся. В то же время борьба за лидерство в регионе будет обостряться. При этом в Вашингтоне реальными претендентами на такое лидерство, в первую очередь, считают Китай и в меньшей степени — Японию.

В американо-китайских отношениях в определенной мере сложилась двойственная ситуация. С одной стороны, США предпринимают шаги, направленные на последовательное сдерживание Китая, а с другой — не могут не учитывать того, что КНР становится их важнейшим торговым партнером и вовлекается в различные структуры взаимодействия. Официально декларируя неприятие односторонних шагов Тайбэя по достижению независимости, Вашингтон выражает решимость защитить Тайвань в случае попытки КНР присоединить остров силой. В свою очередь Пекин, стремясь завоевать лидерство в регионе,

а затем и во всем мире, активно развивает сотрудничество с США как основу своей ускоренной модернизации. Поэтому он стремится избегать осложнений в двусторонних отношениях, а тем более сползания к противоборству.

Сегодня интересам США не отвечает ни явная конфронтация с Китаем, ни чрезмерное сближение с ним. Поэтому Вашингтону приходится сочетать сотрудничество с Пекином и его сдерживание, преследуя следующие цели:

• замедление темпов экономического роста КНР путем применения санкций против китайских фирм, нарушающих правила ВТО, а также создания препятствий на путях экспорта энергоресурсов в Китай, сочетая это как с частичной переориентацией американских инвесторов на иные страны со сходными внутренними условиями, так и с некоторыми другими мерами;

• закрепление превосходства США над Китаем в области науки и технологий путем противодействия попыткам КНР получить соответствующие разработки в США и других развитых странах (в том числе и в России), включая ужесточение контроля деятельности китайской разведки, специализирующейся на промышленном шпионаже, в самих США, в союзных и поддерживающих их государствах;

• сохранение качественного превосходства ВС США над НОАК в сочетании с обеспечением своего доступа к объектам военной инфраструктуры соседних с Китаем государств, а также создание совместно с силами союзников в Восточной Азии противовеса китайской растущей военной мощи, в том числе и препятствованием к приобретению и собственным разработкам в Китае систем вооружений, способных затруднить для США организацию адекватного военного реагирования;

• максимальное затягивание решение вопроса об окончательном статусе Тайваня, главным образом путем оказания Тайбэю военной помощи в объемах, достаточных для самостоятельного обеспечения им безопасности острова от вторжения8.

Такое положение обусловливает постоянную востребованность американского военного присутствия в регионе для «поддержания региональной стабильности» и, соответственно, обеспечивает контроль со стороны США за развитием ситуации в

регионе. При этом использование двусторонних и многосторонних связей и контактов не исключает и односторонних инициатив США, призванных влиять на международную обстановку в соответствии с собственными интересами. В связи со всем этим военное присутствие в Восточной Азии остается краеугольным камнем региональной политики США, основные черты которой таковы:

• учет необходимости своевременно реагировать на возможные вызовы и угрозы американским интересам в регионе, что является основой сохранения в нем позитивных для США долговременных тенденций развития военно-стратегической обстановки;

• потребность поддерживать военный баланс в Восточной Азии, важным элементом которого является пребывание там передовой группировки ВС США, что повышает региональную стабильность и способствует широкому доступу американского капитала в регион;

• учет фактора отсутствия в Восточной Азии адекватных обстановке и эффективных невоенных инструментов поддержания мира, что делает передовую группировку ВС США в регионе основой, обеспечивающей защиту американских интересов во всех сферах безопасности.

Опираясь на достигнутое сегодня подавляющее военное превосходство и поддержку союзников, США устанавливают экономический, политический и военный контроль над миром, «проецируя силу» на все узловые регионы планеты. При этом в качестве важнейших инструментов, способных убедительно осуществлять такую «проекцию», Вашингтон рассматривает собственные ВМС и ВВС. В свою очередь, их эффективность основывается на полном господстве в Мировом океане, которое достигается размещением мощных военных группировок в стратегически важных зонах мира, возможностью их своевременного усиления, наличием развитой сети пунктов базирования и мерами, направленными на ослабление возможного противодействия их спланированных операций.

США, по-видимому, готовы к диверсификации своей внешнеполитической стратегии и в соответствии с процессами гло-

бализации нацелены на многовекторность партнерства по субъектам и проблемным направлениям мировой политики и экономики. Судя по всему, разнонаправленность и многосторонность диалога на всех уровнях будет создавать для значительного большинства стран образ активного и конструктивного, обладающего наибольшими материальными и нематериальными ресурсами политического субъекта.

Администрация Б. Обамы пытается сформировать многоуровневую сетевую структуру постоянного политико-дипломатического и иного взаимодействия, охватывающую как страны-союзники, так и страны-оппоненты. Трансформация внешнеполитической стратегии США от категорий «жесткой» к категориям «мягкой» или «разумной» силы дает дополнительные возможности для достижения устойчивости и необратимости взаимодействия с различными странами, в том числе и с Россией9.

Недавно в США были опубликованы основы новой ядерной стратегии страны. Их анализ свидетельствует о планах нынешней американской администрации последовательно трансформировать «стратегическое ядерное сдерживание» в «стратегическое неядерное сдерживание». Вместе с тем ядерный арсенал по-прежнему остается для Соединенных Штатов важным фактором обеспечения национальной безопасности. Хотя на протяжении последних десятилетий в стране идет разработка перспективных образцов обычного высокоточного оружия, способного выполнять задачи, которые ранее возлагались только на ядерные силы, полный отказ от ядерного оружия для США в настоящее время невозможен.

Новая американская ядерная доктрина явилась следствием революции в средствах вооруженной борьбы. В ней сделан акцент на точечный и избирательный характер нанесения ударов, что позволяет, как считают в Вашингтоне, эффективно решать задачи обеспечения национальной безопасности Соединенных Штатов.

В 2009 г. Министерство обороны США приступило к реализации концепции «быстрого глобального удара», основной целью которой является придание американским стратегическим

силам способности высокоточного поражения целей (в кратчайшие сроки, на больших дальностях с использованием ударных средств поражения как ядерного, так и в обычного снаряжения) в форме проведения авиационных, космических и специальных операций при их радиоэлектронной и информационно-психологической поддержке.

По мнению американского военного руководства, нанесение или угроза нанесения глобальных ударов станет важной составляющей реагирования Соединенных Штатов на такие вызовы, как терроризм, распространение ОМП и ограничение свободы действий США в зонах их жизненно важных интересов.

В новой национальной военной стратегии, опубликованной в феврале 2011 г., утверждается, что в обозримом будущем США будут оставаться ведущей экономической и военной державой. В этом документе отмечено, что сегодня наблюдается трансформация фундаментальных основ противостояния государств ине-государственных образований, поскольку в мире происходит изменение расстановки сил и характера межгосударственных взаимоотношений. Международное сообщество не очень быстро, но с неизбежностью движется к многополярному миру. На базе растущей дипломатической, экономической и военной мощи различные страны образуют коалиции для защиты своих национальных интересов, но при этом жесткое военное противостояние государств и взаимные угрозы уходят в прошлое.

В складывающейся обстановке вклад военных в поддержание лидирующей роли Америки в мире будет определяться не столько ее превосходящей военной мощью, сколько формами и методами их применения при разрешении различных конфликтов. Стратеги из Пентагона считают, что процветание государств и расширение контактов между ними требует стабильности международной обстановки и безопасности населения планеты, отсутствия территориальной агрессии и конфликтов между странами, а также обеспечения стабильного и надежного доступа к природным ресурсам и в мировое кибернетическое пространство, что гарантирует стабильность мировых рынков. В этой связи эксперты министерства обороны США полагают, что его воин-

ские контингенты должны присутствовать в различных регионах земного шара.

Особое внимание в новой стратегии МО США уделяется Китаю, его растущей экономической мощи, которая позволяет КНР модернизировать ее вооруженные силы и расширять зону интересов в подконтрольном Пекину регионе и за его пределами. В документе говорится, что в настоящее время Пекин весьма активно проводит мероприятия по наращиванию так называемого потенциала перекрытия доступа. Эти действия направлены на введение определенных ограничений на проникновение воинских контингентов ВС США в страны Восточной Азии. Эти меры угрожают глобальным торговым маршрутам и ограничивают возможности американских военных выполнять приказы своего руководства. По мнению авторов стратегии, вооруженные силы США должны быть готовы к ответу на соответствующие действия Китая и свести к минимуму негативные последствия этих запретов пекинского руководства.

В последние годы американские специалисты постоянно указывают, что Китай может стать главной военной угрозой США. В документах Белого дома вновь и вновь говорится и о необходимости укрепления отношений с теми азиатскими странами, которые Пекин весьма активно старается сделать своими союзниками.

В новой военной стратегии США констатируется намерение Белого дома и впредь развивать отношения с Китаем. Однако Вашингтон однозначно дает понять, что он не позволит угрожать безопасности своих союзников и друзей и, в частности, будет противостоять возможным попыткам Китая силовыми методами возвратить себе Тайвань10.

Примечания

1 Тао Вэнъцзянъ. Финансовый кризис и китайско-американские отношения. Институт США АОН Китая // Хэппин юй фачжань. 2009. № 4. С. 28-30.

2 Китайские политологические оценки некоторых теоретических и практических аспектов современной ситуации в мире и межгосударственных отношений // ИДВ РАН. Экспресс-информация. 2011. № 1.

3 URL: http://russian.people.com.cn/31520/6627686.html.

4 Там же.

5 Clinton Hillary Rodham. Inaugural Richard C. Holbrooke Lecture on a Broad Vision of US-China Relations in the 21st Century. Washington, DC. 14.01.2011 // http://www.State.gov/secretary/rm/2011/01/154653.htm.

6 White Paper on Asia and the Pacific // http://www/heritage.org/research/ reports/2011/01/.

7 A Strong National Defense. The Heritage Foundation // Special Report. 05.04.2011.

8 Стратегическая ситуация и основные узлы противоречий в Восточной Евразии / Болятко А.Б., Агафонов Т.Д. [и др.]. М.:ИДВ РАН. 2007. С. 25—34.

9 Кузнецов ^«Глобальная конвергенция» в контексте внешнеполитической стратегии США // Международная жизнь. 2010. № 4. С. 38.

10 Независимое военное обозрение. 2011. № 6. С. 18—24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.