Научная статья на тему 'Отношение студентов-педиатров к активным и пассивным методам обучения на кафедре внутренних болезней'

Отношение студентов-педиатров к активным и пассивным методам обучения на кафедре внутренних болезней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПРОСНИКИ / АКТИВНЫЕ И ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СИТУАЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ / PSYCHOLOGICAL QUESTIONNAIRES / ACTIVE AND PASSIVE LEARNING / SHORT-RANGE MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневский С.Е., Михалик Д.С., Жуков Г.В., Николаенкова Л.И., Погодина М.В.

На базе предлагаемого авторами статьи опросника групп пассивных и активных методов обучения анализируются предпочтения студентами-педиатрами одной из групп этих методов в зависимости от курса обучения и факторов ситуационной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишневский С.Е., Михалик Д.С., Жуков Г.В., Николаенкова Л.И., Погодина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDIARTIC STUDENTS’ POINT OF VEIW ON ACTIVE AND PASSIVE LEARNING METHODS AT THE DEPARTMENT OF INTERNAL MEDICINE

Questionnaire of active learning methods versus passive learning methods is proposed to compare preferences of these methods by pediatric students depending on the course of study and motivational factors.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов-педиатров к активным и пассивным методам обучения на кафедре внутренних болезней»

УДК 616-053.2:614.252+616.1/.4:378.147

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ К АКТИВНЫМ И ПАССИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Вишневский С.Е., Михалик Д.С., Жуков Г.В., Николаенкова Л.И., Погодина М.В., Максименкова В.В.

Смоленский государственный медицинский университет Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. На базе предлагаемого авторами статьи опросника групп пассивных и активных методов обучения анализируются предпочтения студентами-педиатрами одной из групп этих методов в зависимости от курса обучения и факторов ситуационной мотивации.

Ключевые слова: психологические опросники, активные и пассивные методы обучения, ситуационная мотивация.

PEDIARTIC STUDENTS' POINT OF VEIW ON ACTIVE AND PASSIVE LEARNING METHODS AT THE DEPARTMENT OF INTERNAL MEDICINE

Vishnevsky S.E., Mikhalik D.S., Zhukov G.V., Nikolaenkova L.I., Pogodina M.V., Maksimenkova V. V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya str. Smolensk, Russia, 214019

Abstract. Questionnaire of active learning methods versus passive learning methods is proposed to compare preferences of these methods by pediatric students depending on the course of study and motivational factors.

Key words: psychological questionnaires, active and passive learning, short-range motivation.

Различные методы обучения студентов в ВУЗе (пассивные, активные, интерактивные) подразумевают различные степени и формы собственной активности студентов в приобретении знаний и навыков применительно к будущей профессии врача. Общеизвестно, что такого рода активность зависит, с одной стороны, от таких организационных факторов учебного процесса, как дефицит времени для подготовки, большой объем изучаемого материала, большое количество обучающихся и т.д., а с другой стороны, от таких индивидуальных свойств обучаемой группы, как качество базовой фундаментальной подготовки, коммуникативные навыки, доминирующие приемы запоминания информации (механическое запоминание или активные логические приемы) и т.д. [1, 4, 5]. К свойствам группы, имеющим наиболее мощное влияние на эффективность обучения, следует отнести и фактор мотивации (текущей, отдаленной и т.п.) [6].

Мы предположили, что фактор мотивации может влиять и на сознательный выбор студентами конкретных методов обучения (активных или пассивных). С теоретической точки зрения, методы обучения на базе активного участия в приобретении знаний самого студента являются более ценными: они дают более устойчивые знания, способствуют формированию навыков так называемого «клинического мышления» [3, 7, 8]. В связи с этим появилось желание оценить в динамике степень предпочтения разных методов обучения по мере «взросления» студенческой группы, сравнив динамику у 3-го курса (6-й семестр) и 4-го курса (7-й семестр, промежуточный экзамен).

Для этих целей мы разработали опросник предпочтений активных либо пассивных методов обучения из 10 вопросов и 2-х оценочных шкал («П», «А», «ПА» - смешанный тип). Оценка результатов проводилась в баллах от 0 (несогласен) до 5

(полностью согласен). Статистическая обработка проводилась с помощью непараметрического аналога парного критерия Стьюдента - W - критерия Уилкоксона при значимости изменений p<0,05 [2].

Результаты

В результате обработки анкет обнаружено, что на 4-м курсе достоверно проявилось предпочтение не к повышению (как это можно было предположить на более «старшем» курсе), а к снижению значимости в глазах студентов активных методов обучения.

Обсуждение

Полученные предварительные данные свидетельствуют о том, что имеющее достаточно широкое распространение мнение о предпочтении активных методов обучения на клинической кафедре (по крайней мере, с точки зрения будущей профессии врача) не всегда согласуется с реальным выбором студентов. К вероятным причинам такого выбора можно отнести не всегда высокий уровень доклинической подготовки, слабые коммуникативные навыки, неоптимальное число студентов в группе. В нашем случае предпочтение к пассивным методам (лекция, доминирующая роль преподавателя при разборе темы и т.д.) можно объяснить и фактором текущей мотивации (сдача экзамена) на 4-м курсе.

Выводы

1. Опросник предпочтений методов обучения может стать полезным инструментарием для изучения динамики студенческих предпочтений на различных курсах, факультетах и кафедрах.

Текст вопросов и принадлежность их к оценочным шкалам прилагаются. Полученные результаты представлены в таблице.

2. В целом студенты одинаково положительно оценивают группу пассивных и активных методов обучения, отдавая предпочтение конкретным методам в зависимости от конкретной ситуации.

3. Текущая мотивация студентов (например, подготовка к экзамену) является дополнительным мощным фактором в направленности этих предпочтений.

Приложение

Опросник предпочтений активных (А), пассивных (П) методов обучения в медицинском ВУЗе (ПА - отнесение вопроса к обеим шкалам одновременно) (версия 1.0 -2015 г.) В обучении наиболее важны:

1. Лекции (П).

2. Практические занятия с ежедневным контролем знаний у каждого студента (П).

3. Практические занятия с выборочным опросом наиболее подготовленных студентов (ПА).

4. Чтение учебной литературы (П).

5. Показ на занятии презентаций, слайдов, учебных фильмов (П).

6. Интересная подача материала преподавателем (ПА).

7. Клинические разборы больных в палате (А).

8. Разборы ситуационных задач по изучаемой тематике (А).

9. Подведение итогов по теме преподавателем в «сжатой» форме (П).

10. Индивидуальный подход к каждому студенту (П).

Курс обучения Шкала «П», сумма баллов Шкала «А», сумма баллов

3 курс (п=20) 418 324

4 курс (п=20) 612 ф< 0,05) 280 ф>0,1)

Литература

1. Анцибор, М.М. Активные формы и методы обучения [Текст]. Тула, 2002.

2. Боровиков, В.П. Популярное введение в современный анализ данных в системе STATISTICA [Текст]. М., 2015.

О Р И Г И Н А Л Ь Н Ы Е С Т А Т Ь И

3. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации [Текст] // Народное образование 2000. - № 9 - С. 177-180.

4. Гребенюк, О.С., Гребенюк, Т.Б. Теория обучения [Текст]: Учеб. для студ. высш.учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Джонсон, Д., Джонсон, Р., Джонсон-Холубек, Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве [Текст]. Институт Экономическая школа, 2001.

6. Ильин, В.П. Мотивация и мотивы [Текст]. СПб: Питер, 2000.

7. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество [Текст]. М.: Издательский центр Академия, 2002.

8. Шаховой, В.А., Шапиро, С.А. Мотивация трудовой деятельности [Текст]: Учебно-методическое пособие, 2-е изд., доп, и пераб. - М.: Издательство Альфа-Пресс. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.