Е. Ю. Гирфанова
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ НХТИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, мониторинг.
В статье представлены результаты мониторинга научно-исследовательской деятельности студентов в Нижнекамском химико-технологическом институте, факторы, определяющие развитие НИРС и оказывающие влияние на участие студентов в научной деятельности.
Key words: research activities of students, monitoring.
This article presents the results of monitoring research students in Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology, identifies factors that determine the development of research students and affecting their participation in research activities.
В положениях Болонской декларации говорится о фундаментальности образования, нацеленности на подготовку специалистов, способных заниматься наукой. Необходимость подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в государственных образовательных стандартах.
В условиях осуществляемой сегодня модернизации образования учебная деятельность обучающихся становится в большей мере исследовательской [1,2]. Поэтому в настоящее время особое значение приобретает внедрение в учебный процесс научно (учебно)-исследовательской и экспериментально-конструкторской деятельности студентов. Анализ опыта показывает, что конкурентоспособный специалист должен владеть исследовательскими знаниями и умениями. Исследовательский принцип в обучении предполагает такую организацию учебного процесса, при которой студенты знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими науках, усваивают доступные им элементы исследовательской методики и овладевают умением самостоятельно добывать новые знания путем исследования явлений и процессов. Применение исследовательского принципа способствует развитию познавательных способностей, активности и самостоятельности обучаемых, повышает интерес к овладению знаниями и методами познавательной деятельности. Значимыми для обучающегося становятся способность к целеполага-нию, проектированию и планированию своей деятельности, контроль и оценка собственных действий, критическое мышление и выработка собственных выводов.
В одной из своих работ [3] нами показана роль исследовательской деятельности студентов как необходимого условия и средства их профессионального становления, обоснована необходимость ориентации на исследовательскую деятельность всех студентов, а не только наиболее способных к ней; представлены показатели и методики диагностики готовности студентов к исследовательской деятельности; установлены объективные и субъективные факторы, затрудняющие участие студентов в НИР; определены требования к организации исследовательской деятельности студентов; предложен механизм ее стимулирования.
К сожалению, в последние годы исследовательская деятельность студентов оставляет желать много лучшего, что значительно ослабляет влияние этого фактора на профессиональное становление будущих специалистов. В этой связи особое внимание принадлежит постоянному мониторингу отношения студентов к научно-исследовательской деятельности, по результатам которого должны приниматься меры по её педагогическому стимулированию. Такая работа постоянно ведется на протяжении последних лет в Нижнекамском химикотехнологическом институте. Рассмотрим результаты мониторинга за 2011-2012 уч. год.
Общий объем выборочной совокупности исследуемых составил 779 студентов (68,1%) от общего количества обучающихся (1144 человека) на дневном отделении. Количество респондентов по факультетам и курсам обучения представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Количество респондентов по факультетам и курсам обучения (в числителе - количество, в знаменателе - в процентах)
Факультеты Всего 1 курс В том 2 курс числе пс 3 курс курсам 4 курс 5 курс
Технологический 183 23,5 32 17,5 30 16,4 35 19,1 29 15,8 57 31,1
Механический 40 5,1 11 27,5 9 22,5 10 25 9 22,5 1 2,5
Управления и автоматизации 262 33,6 64 24,4 49 18,7 60 22,9 48 18,3 41 15,6
Экономики и управления 294 37,7 91 31,0 61 20,7 56 19,0 41 13,9 45 15,3
Всего 779 100 198 25,4 149 19,1 16 20,7 127 16,3 144 18,5
Из числа студентов НХТИ 37,7% респондентов обучаются на факультете экономики и управления; 33,6% - управления и автоматизации; 23,5% - на технологическом и 5,1% - на механическом факультетах. Анкетированием были охвачены студенты 1-5-ых курсов дневной формы обучения, причем студенты первого курса составили 25,4% от общего объема выборочной совокупности, второго -19.1%; третьего - 20,7%; четвертого -16,3%; пятого -18,5%.
С целью выявления активности участия студентов в НИР респондентам был задан вопрос: «Принимаете ли Вы участие в научно -
исследовательской работе?». Полученные данные свидетельствуют о негативном положении в данной сфере: научно-исследовательской деятельностью
постоянно занимается всего 5% респондентов, время от времени участвуют в НИР около 30%, а более 60% вообще не занимаются научноисследовательской работой.
При анализе распределения студентов, занимающихся научно-исследовательской работой, в соответствии с курсом обучения, прослеживается явная тенденция увеличения вовлеченных НИР к старшим курсам.
В результате проведенного анализа были выявлены представления студентов о причинах их неучастия в научных исследованиях. Часть респондентов указала несколько вариантов ответов. Около половины опрошенных студентов в качестве основных причин указывают на отсутствие интереса, желания и времени. Далее, по мере убывания количества упоминаний, следуют: отсутствие материального стимула, заинтересованности преподавателей, информации о НИР. Незначительная часть ответов отражает такие причины, как отсутствие необходимой материально-технической базы в вузе, морального поощрения (грамот, благодарностей и т.д.), отсутствие информации о научно-
исследовательской работе, времени, интереса и желания.
В ходе исследования рассматривался также вопрос о привлечении преподавателями студентов к участию в научной деятельности. Большинство респондентов (80,2%) отмечает, что преподаватели в той или иной степени вовлекают их в научные исследования, около 20% студентов констатируют, что их вообще не привлекают к научной работе.
Одной из основных задач исследования был анализ условий, созданных в вузе для научноисследовательской работы. По мнению большинства студентов (56,1%), условия, созданные для научноисследовательской работы студентов в вузе, являются удовлетворительными; 34,8% опрошенных считают их благоприятными и лишь 9,1% респондентов оценили их как неудовлетворительные.
Ряд вопросов исследования был направлен на выявление степени удовлетворенности студентов работой со своим научным руководителем. Из общего числа опрошенных студентов более половины (54,6%) респондентов полностью или частично удовлетворены сотрудничеством со своим научным руководителем (преподавателем, руководителем курсовой, дипломной работы); 41,6% опрошенных оценили взаимодействие с преподавателем скорее отрицательно или в целом неудовлетворительно.
Тем, кто в той или иной степени не удовлетворен сотрудничеством с научным руководителем, был задан вопрос о причинах этого, причем, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов из предложенных. Неудовлетворенность студентов работой со своим руководителем связана прежде всего с тем, что преподаватель заставляет решать проблему самостоятельно (35,9%), не уделяет достаточно времени для консультирования (28,9%), постоянно занят (27,9%). К менее значимым, по мне-
нию респондентов, причинам затруднений в работе с преподавателем относятся отсутствие четкого временного графика работы (28,5%), общей направленности хода исследования (21,1%), понятного разъяснения проблемы (21,2%), заинтересованности преподавателя (17,1%), к незначительным причинам
- использование результатов студенческой работы в собственных интересах (10,5%).
Студентам также был задан вопрос об отношении однокурсников и одногруппников к их научной работе. Анализ ответов показывает, что большинство сокурсников студентов одобрительно (и с уважением) относится к деятельности занимающихся научной работой (61,2%).
В задачи исследования входило и выявление мнения респондентов о мерах, которые необходимо предпринять для активизации научной работы студентов. Наиболее эффективными, по мнению респондентов, организационными мерами активизации научной деятельности студентов и развития НИР в вузе являются повышение заинтересованности преподавателей в работе со студентами (30,3%), обеспечение практической значимости научной работы (27%), обеспечение свободного доступа к информации (24,6%), создание научноисследовательских кружков, студенческих научных активов (21,2%), проведение конкурсов студенческих научных работ (20,4%). Несущественными с точки зрения организационного совершенствования НИР студенты считают проведение студенческих научных конференций, проблемных семинаров (12,7%) и олимпиад (11,2%).
В результате исследования выявлено, сколько студентов, не вовлеченных в НИР, хотело бы заниматься научно-исследовательской деятельностью. Таковых оказалось 33,5%, а 21,4% респондентов ответили, что не хотят заниматься НИР, почти половина опрошенных (44,5%) затруднились ответить.
Рассматривался также вопрос о необходимости создания в НХТИ студенческого научного общества. По мнению большинства студентов (53,3%), в институте необходимо создание такого общества. При этом 41,5% респондентов хотели бы реализовать свои научные идеи в бизнес-инкубаторе, 38% - в учебно-проектном центре, 16,8% - в конструкторском бюро, 5,5% - в других структурах.
Вполне обоснованными являются некоторые расхождения во мнениях среди студентов в зависимости от профиля получаемой специальности (и соответственно, от факультета, на котором они учатся). Студенты факультета экономики и управления отдали предпочтение таким структурам, способствующим реализации их научных идей, как бизнес-инкубатор (59,5%) и учебно-проектный центр (36,4%). Мнение студентов других факультетов (технологического, механического, управления и автоматизации) распределилось примерно в равных пропорциях среди трех возможных структур: учебно-проектного центра (примерно 40%), конструкторского бюро (примерно 24-27%), бизнес-инкубатора (примерно 27-32%).
Таблица 2 - Представление студентов о возможных структурах, способствующих реализации их научных идей по факультетам (в %)
Структуры Факультеты
Тех- ноло- гиче- ский Ме- хани- чес- кий Управления и автоматизации Экономики и управления
Учебно- проектный центр 38,8 40,0 38,9 36,4
Конструк- торское бюро 25,1 27,5 24,4 3,4
Бизнес- инкубатор 27,3 32,5 32,4 59,4
Другие структуры 9,3 2,5 5,7 3,4
Итак, в результате проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие развитие научно-исследовательской работы студентов и оказывающие влияние на участие в ней.
Главным направлением работы по активизации научно-исследовательской деятельности студентов должна стать реализация системы мер по созданию более благоприятных условий для их эффективной научно-исследовательской работы на уровне вуза. В частности, необходимо:
1. Создать студенческое научное общество, в структуре которого предусмотреть студенческий бизнес-инкубатор, учебно-проектный центр, конструкторское бюро и другие структуры.
2. Активизировать сотрудничество студентов с профессорско-преподавательским составом и студентами других специальностей в рамках совместных проектов НИР на уровне вуза.
3. Расширять межвузовские, межрегиональные научные контакты посредством участия в кон-
ференциях, конкурсах, стажировках, научных обменах.
4. Преподавателям вуза необходимо:
- целенаправленно привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности посредством участия в конкурсах и олимпиадах;
- выделять больший объем времени для проведения консультаций с указанием и соблюдением четкого графика работы.
- разработать систему материального поощрения студентов, достигших значимых научных результатов;
- соблюдать выполнение программы «Кадры НХТИ» в целях поощрения сотрудников вуза, участвующих в организации НИРС.
5. Научно-исследовательской части вуза:
-своевременно информировать о предстоящих студенческих мероприятиях научноисследовательского характера;
-увеличить количество научно-
практических мероприятий на базе вуза с привлечением к работе кафедр;
- обеспечить решение организационных вопросов участия студентов НХТИ в олимпиадах, конференциях и конкурсах регионального, всероссийского и международного уровня;
6. Руководству вуза - усовершенствовать материально-техническую базу института.
Соблюдение всех вышеперечисленных условий будет способствовать развитию НИРС в нижнекамском химико-технологическом институте.
Литература
1. Э.Р. Камалова, Р.В. Камалов Вестник Казан. технол. ун-та, 12,12, 324-326 (2012).
2. С.А. Муртазина, Вестник Казан. технол. ун-та, 12,15, 307-310 (2012)
3. Е.Ю. Гирфанова, П.Н Осипов, Стимулирование исследовательской деятельности студентов. РИЦ «Школа», Казань, 2006. 155 с.
© Е. Ю. Гирфанова - канд. пед. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, е1епа^к£апоуа @таД.га.