УДК 378(08) ББК 74.48 ГРНТИ 14.35.07 ВАК 5.9.9
Б01: 10.24412/2949-2513-2023-32-29-46
Абабкова М.Ю., Васильева О.О.
Санкт-Петербург, Россия
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «РЕКЛАМА И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье исследуется привлекательность предпринимательской деятельности для российской молодежи, анализируются основные направления исследований отношения студентов к предпринимательству и факторов успешного формирования предпринимательских намерений у молодежи, влияющие на решение стать предпринимателем. В рамках проведенного в трех вузах опроса проанализированы отношение студентов направления «Реклама и связи с общественностью» к предпринимательству, место предпринимательской деятельности в карьерных планах молодежи и ценностные ориентации молодых людей в предпринимательстве. Выявлен высокий уровень интереса к созданию собственного бизнеса - 45,7% опрошенных студентов указали, что хотели бы стать предпринимателем и у них уже есть готовая бизнес-идея. К основным личным качества и знаниям, которыми должен обладать предприниматель, студенты отнесли ответственность, инициативность, проактивность, коммуникабельность, а к наиболее востребованными профессиональными качествами - умение планировать, знание трендов на рынке, аналитические способности, нестандартное мышление, самопрезентация и ориентированность на клиента. Выявлены барьеры, которые, по мнению респондентов, препятствуют созданию собственного бизнеса, Определен перечень наиболее полезных дисциплин для
последующего занятия предпринимательской деятельностью.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность,
предпринимательские намерения, отношение студентов, формирование компетенций и предпринимательских навыков студентов
Ababkova M.Yu., Vasilyeva O.O.
St. Petersburg, Russia
ATTITUDE OF PR BACHELOR STUDENTS TOWARDS ENTREPRENEURSHIP
Abstract: The article presents the results of research of the attractiveness of entrepreneurial activity for Russian youth. The modern research interest toward fostering entrepreneurship in universities covers areas of students' attitude to entrepreneurship and factors of successful formation and support of entrepreneurial intentions among young people that affect the assessment of entrepreneurial career. The survey conducted in three universities analyzed the attitude of Advertising and Public Relations bachelor students to entrepreneurship, the role of entrepreneurial activity in the career plans of young people and the value orientations of young people to entrepreneurship. A high level of interest in starting their own business was revealed. 45.7% of respondents stated that they would like to start an entrepreneurial career and they already had a business idea. Students emphasized responsibility, initiative, proactivity, sociability as the main personal qualities and knowledge that an entrepreneur should possess; insight into market trends, analytical and non-standard thinking, self-presentation and customer orientation as the most sought-after professional qualities. The barriers that, in the opinion of respondents, prevent their own business activities are identified, and a list of the most useful disciplines for subsequent entrepreneurship is determined.
Keywords: entrepreneurial activity, entrepreneurial intentions, students'
attitude, competencies and entrepreneurial skills of students
Постановка проблемы
В условиях современной динамичной социально-экономической среды предпринимательская деятельность становится неотъемлемой частью индивидуального профессионального развития студентов. Понимание возможностей в условиях усиливающейся конкуренции и безработицы и их оптимальное использование, а также проявление предприимчивости, активности и упорства несомненно представляют собой ключевые качества выпускников вузов, способствующие их успешной адаптации к изменениям и формированию культуру самозанятости. Приобретение навыков самостоятельного обучения и развитие предпринимательского мышления выражается в способности анализа и решения возникающих проблем, а также в умении выявлять и осуществлять новые перспективы, используя имеющиеся ресурсы. Таким образом, мотивация, образование, опыт и навыки являются факторами, стимулирующими предпринимательское поведение, когда предпринимательские намерения студентов трансформируются в предпринимательские установки ITamez, Mancilla, Rojas, 2024; Aneesha, 2022].
Исследователями ведется дискуссия по поводу того, является ли предпринимательский талант врожденным, с определенными социальными навыками, помогающими решать проблемы, умело налаживать контакты, или же предприниматель может быть обучен и сформирован с помощью образования и профессиональной подготовки. Учебная программа, содержание курсов, педагогические приемы, теория и практика могут влиять на убеждения, отношение и намерения студентов в отношении предпринимательства и, следовательно, могут развивать необходимые для предпринимательской деятельности компетенции. Кроме того, бизнес-инкубаторы помогают предпринимателям и стартапам генерировать и оценивать бизнес-идеи, создавать команды и проходить соответствующее обучение, основывать предприятие и вести независимую деятельность. Таким
образом, образовательные учреждения могут поощрять предпринимательские намерения и, таким образом, стимулировать экономический рост [Apostu, Mukli, Panait, Gigauri, et al., 2022].
Позитивное отношение студентов к предпринимательству также означает, что студенты, как и все другие люди в нестабильной экономической среде, пришли к пониманию и осознают, что безработица и экономический спад - две взаимосвязанные проблемы. Результаты исследований также показывают, что гендерный фактор оказывает влияние на отношение обучающихся к предпринимательству, поскольку молодые люди демонстрируют большую готовность и удовлетворенность от изучения дисциплин, связанных с предпринимательской деятельностью, чем девушки [Iqbal, Melhem, Kokash, 2012; Adetayo., Oloruntoba, 2024].
Статистические данные показывают, что число индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в России в январе 2024 г. достигло 6,35 млн человек (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), достигнув максимума с 2016 г. [Количество предпринимателей в России достигло максимума, 2024]. Согласно исследователям, от трети до половины россиян в возрасте 25-44 лет хотели бы стать предпринимателями [Сколько в России индивидуальных предпринимателей, 2022]. 53% зумеров, по данным исследования EY Ripples и некоммерческой молодежной организации JA Worldwide, планируют открыть бизнес в течение следующих 10 лет, причем среди уже работающих молодых людей этот показатель достигает 65% [53% зумеров хотят открыть свой бизнес, 2021].
Основными проблемами, мешающими начать свой бизнес, по мнению респондентов являются отсутствие стартового капитала, административные барьеры, отсутствие господдержки.
В 2023 г. молодежные акселераторы Сбера и президентская платформа «Россия - страна возможностей» провели опрос свыше 1,2 тыс. молодых людей в возрасте от 14 лет об их отношении к предпринимательству. Примечательно, что 84% опрошенных школьников и 82% студентов хотят стать
предпринимателями. Технологии и связанный с ними бизнес привлекает 36% респондентов, а 39% - сфера услуг (кафе, торговые точки, салон красоты [В Сбере назвали долю, 2023]).
Обзор литературы
Изучение отношения студентов к предпринимательству и факторов успешного формирования предпринимательских намерений у молодежи привлекает внимание российских и зарубежных исследователей [Гришин, Богатырёва, 2022]. Основной перечень тем исследований включает в себя изучение особенностей предпринимательской деятельности, характеристик и типов предпринимателей [Пономарев, 2016]; отношения студентов к предпринимательской деятельности [Aneesha, 2022; Кох, 2019]; факторы формирования предпринимательских намерений студентов [Широкова, Цуканова, Богатырева, 2015; Могилъчак, 2015]; формирование компетенций и предпринимательских навыков студентов [Шафранская, 2019; Shi, 2022]; вопросы организации процесса обучения и содержания образования в области предпринимательства [Савельева, 2017; Al Balushi, Al Shukaili, Naidu V.R., Reales L. et al., 2023; Tajammal, Wajid, Alam, 2024] и т.д.
Аналитический центр АКАР/АРИР/РАМУ провел исследование, в котором приняли участие 1400 студентов вузов ПНИПУ, НГПУ (11,5%), НИУ ВШЭ, СПБГУКиТ. Почти четверть студентов (22,8%) не планируют искать работу в рекламе после завершения обучения, из них 63,8% - по причине отсутствия интереса. 77,2% студентов хотели бы развиваться в рекламной сфере. Большинство респондентов рассматривают творческие позиции: 58% стремятся попасть в креативную индустрию, а 54% - в PR.
Наиболее привлекательными направлениями рекламной отрасли студенты назвали создание и распространения контента (40,5%), маркетинговые услуги и медиапланирование (27,7% и 27,3% соответственно). Респонденты рассматривают в качестве места для карьеры специализированные рекламные организации (40,1%) и рекламные агентства (42%), отделы PR (38,7%) и медиабаинга (32,6%). Большая часть студентов
(61,5%) хотела бы присоединиться к креативной команде [Взгляд студентов на рекламную индустрию, 2024].
Интересно отметить, что отношение студентов к предпринимательству или готовности студентов к предпринимательству чаще всего проводится для таких направлений как «Экономика», «Менеджмент» и др., исследований отношения или готовности студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» к предпринимательству, не проводилось. Тем не менее, в период пандемии в России предпринимательская активность и открытие новых предприятий осуществлялась в трех основных отраслях: реклама/дизайн/маркетинг (22,5%), торговля (16,7%) и образование и тренинги (14,7%) [Широкова, Карпинская, Козаченко, Галиева и др., 2022].
Методология исследования
Целью исследования являются особенности отношения студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» к предпринимательству, а также их взгляды на предпринимательство как на вариант развития их карьеры.
Задачами исследования является:
1. Изучить факторы, влияющие на предпринимательские намерения студентов.
2. Узнать причины, по которым они одобряют или отвергают предпринимательство в качестве своей будущей карьеры.
3. Выявить барьеры, которые опасаются студенты при реализации предпринимательской деятельности.
Настоящее исследование носит описательный и эмпирический характер. В исследовании рассматривается отношение студентов обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью» к предпринимательству, на основе первичных данных, собранных в ходе выборочного опроса, проведенного среди студентов Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и Санкт-Петербургского
политехнического университета Петра Великого.
Инструментом исследования был структурированный опросник Google Forms, включавший закрытые и открытые вопросы.
Выборка исследования включала 504 студента, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью». Из них 42,1% учащихся на 3 курсе, 21,1 % учащихся 2 курса, 17,4% студентов 4 курса, 7,6% первый курс, 4,9% учащиеся магистратуры. Также стоит отметить, что 60,2 % респондентов оказались девушки, и 39,8% - молодые люди.
Результаты исследования
Анализ ответов респондентов на вопрос «Какое из нижеследующих определений более точно отражает понятие «предпринимательство»?» показал, что 23,4% считают, что предпринимательство - «создание инновационной идеи и воплощение ее в жизнь», 58,2% - «предпринимательство - коммерческая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли из своего бизнеса», 18,4% - «предпринимательство - это возможность добиться огромных успехов, высокого дохода и получить признание».
Во втором вопросе респондентов попросили оценить роль предпринимательства в обществе. По шкале Лайкерта, где 1 - наименее важно, 5 - очень важно, лидирует оценка в 4 балла - 29,6%, на втором месте - оценка в 5 баллов (28,6%). При обосновании своего мнения студенты указывали, что «почти все сферы услуг или небольшие магазины - малый или средний бизнес»; «чем больше предпринимателей, тем разнообразнее предложение»; «конкуренция усиливается, что ведет к улучшению качества товаров»; «из-за постоянной конкуренции между собой предприниматели дают импульс для развития многим отраслям и направлениям бизнеса в любой стране»; «появляются новые технологии, позволяющие проводить работу быстрее или качественнее»; «растет количество рабочих мест».
Респонденты продемонстрировали высокий уровень интереса и готовности к созданию собственного бизнеса: 45,7% студентов указали, что
хотели бы стать предпринимателем и у них есть бизнес-идея, а у 15,1% опрашиваемых уже есть свой бизнес. Одновременно с этим 28% студентов не хотят организовывать свой бизнес, но у них есть идея (рис. 1).
Рис. 1. Интерес к предпринимательской деятельности у респондентов Интересно, что в 2018 г., согласно Глобальному исследованию предпринимательского духа студентов, 74% студентов собирались начинать свою карьеру в качестве наемных работников после окончания учебы в университете. Только 9% студентов видели себя предпринимателями после окончания университета [Широкова, Богатырева, Беляева, Ласковая и др., 2019]. В 2021 г. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов отмечало, что уже только 49% студентов хотят начать свою карьеру в качестве наемного работника, и почти 23% хотят стать предпринимателями. [Широкова, Карпинская, Козаченко, Галиева и др., 2022]. Таким образом, в нашем исследовании количество студентов с предпринимательскими намерениями больше почти в 2 раза.
Большинство респондентов, изъявивших желание стать предпринимателями, хотели бы специализироваться в сфере продаж (27,6%), 23,7% выбрали сферу медиа, PR и рекламы, общественное питание (19,1%), искусство (14,5%), обслуживание (12,2%). Оставшиеся 2,9% указали сферы,
не определились
не хотели оы организовывать свой
бизнес, но идея есть 28%
уже есть свои собственный бизнес
15,10%
11,40'
хотели бы стать предпринимателями, есть идея 45,50%
которые так или иначе связаны с вышеперечисленными (рис. 2).
2,90%
■ сфере продаж ■ сфера медиа, РЯ. и рекламы ■ общественное питание
■ искусство обслуживание ■ другие сферы
Рис. 2. Сферы предпринимательской деятельности, в которых планируют
реализоваться респонденты Затрудняются в управленческих, юридических и финансовых вопросах создания собственного бизнеса 44,7% опрошенных. Таким образом, при наличии достаточной мотивации, у студентов не хватает знаний, умений и информации по этому вопросу.
На вопрос о мерах поддержки и развития молодёжного предпринимательства студентов одним из самых популярных ответов является добавление в учебную программу специальных практико-ориентированных курсов по бизнес-планированию, управлению проектами (51,6%). Не менее важными студенты считают привлечение к реальным проектам (48,7%) и создание специальных мер поддержки и льгот (52,3%).
Несмотря на то, что для большинства студентов ценность предпринимательства, прежде всего, заключается в получении прибыли (так ответили 53% опрошенных), можно отметить достаточно высокую значимость нематериальных факторов: качество жизни (42%), уверенность в будущем
(41%), самореализация (42%), статус (35%) (рис. 3).
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%
Рис. 3. Ценность предпринимательства для респондентов Основными личными качествами, которыми должен обладать предприниматель, по мнению студентов являются ответственность (68%), инициативность (59%), проактивность (43%), коммуникабельность (39%). Наиболее востребованными, по мнению студентов, профессиональными качествами у предпринимателя являются знание трендов на рынке (73%), умение планировать свою деятельность (68%), аналитические способности (64%), креативность и нестандартное мышление (59%), самопрезентация (48%), ориентированность на клиента (32%) (рис. 4).
ориентированность на клиента | самопрезентация I креативность и нестандартное мышление I аналитические способности I умение планировать свою деятельность | знание трендов на рынке I коммуникабельность I проактивность I инициативность ■ ответственность I 0%
Рис. 4. Личные и профессиональные качества, необходимые
предпринимателю, по мнению респондентов
Среди основных трудностей при создании собственного бизнеса студенты отметили недостаток знаний (53%), налоговое и кредитное бремя (49%), нестабильный доход (23%), отсутствие поддержки в семье (17%), высокие психические и умственные нагрузки (12%).
Среди наиболее полезных дисциплин для последующего занятия предпринимательской деятельностью (открытый вопрос) студенты отметили маркетинг и менеджмент (75%), основы рекламы и РЯ (74%), копирайтинг (69%), брендинг (52%), управление проектами (43%).
Завершал опрос вопрос о тех знаниях, нехватку которых студенты ощущают для осуществления предпринимательской деятельностью после окончания вуза. Большинство респондентов указало, что им не хватает знаний в области бизнес-планирования (79%), экономики фирмы (83%), налогов и налогообложения (67%), искусства продаж (53%), тайм-менеджмента (48%) и нетворкинга (42%).
Выводы
Таким образом, можно констатировать, что количество студентов, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, увеличивается, в том числе, и среди обучающихся по специальности «Реклама и связи с общественностью» - более половины студентов (45,7%) выразили желание стать предпринимателями. Основными факторами, формирующими предпринимательские намерения студентов, обучающихся по направлению «Реклама и связи с общественностью, являются получение прибыли (53%), улучшение качества жизни (42%), уверенность в будущем (41%) и самореализация (42%). Внешними мерами, способствующими формированию предпринимательских установок, были указаны включение в учебный план дисциплин по бизнес-планированию (51,6%), привлечение к реальным проектам (48,7%) и создание специальных мер поддержки и льгот (52,3%).
Результаты исследования могут быть полезны при разработке и совершенствовании основных образовательных программ и учебных планов,
формирования списка дисциплин по выбору и факультативных дисциплин, краткосрочных программ обучения и повышения квалификации, чтобы лучше подготовить студентов к профессиональной жизни. Не только традиционные навыки в области рекламы и PR, включая работу с прессой, проведение рекламных и PR-кампаний или планирование мероприятий, создание контента, включая написание текстов, но и исследовательские навыки и финансовые навыки, все чаще требуются от специалистов по связям с общественностью, что подтверждается и зарубежными исследователями [Bernhard, Russmann, 2024; Okezie, Best-Njoku, Ikenga, 2024].
Включение в перечень дисциплин, связанных с предпринимательской деятельностью, формирование у студентов мотивации и намерений в отношении предпринимательства, развитие компетенций у студентов университетов способствует, по их собственной оценке, успешному включению в предпринимательскую деятельность.
Библиография
53% зумеров хотят открыть свой бизнес в следующие 10 лет // Сайт «Incrussia.ru». Дата обращения: 12.09.2024. URL: https://incrussia.ru/news/gen-z/.
В Сбере назвали долю желающих открыть свой бизнес молодых россиян // Сайт «Lenta.ru». Дата обращения: 12.09.2024. URL:
https://lenta.ru/news/2023/03/10/prdpmm/?ysclid=m0w8ii1jjp978376206.
Взгляд студентов на рекламную индустрию // Сайт «Adpass». Дата обращения: 12.09.2024. URL: https://adpass.ru/vzglyad-studentov-na-reklamnuyu-industriyu/.
Гришин К.Е., Богатырёва М.Р. О некоторых аспектах отношения студентов к предпринимательской деятельности // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2022. - № 5 (167). C. 78-83. DOI: 10.34773/EU.2022.5.15.
Количество предпринимателей в России достигло максимума с 2016 года // Сайт «Реальное время». Дата обращения: 12.09.2024. URL:
https://m.realnoevremya.m/news/300526-kolichestvo-predprinimateley-v-rf-vyroslo-do-635-mln-chelovek.
Кох И.А. Отношение студенческой молодежи к предпринимательской деятельности // Дискуссия. 2019. - № 5 (96). С. 6-17. DOI: 10.24411/2077-7639-2019-10037.
Могильчак Е.Л. Факторы, определяющие отношение студентов к
предпринимательской деятельности // Социальная философия и социология. 2015. - № 2(140). С. 118-127.
Пономарев О.Б. Психотипы предпринимателей и комплексное представление о предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2016. - Том 17. -№ 9. - С. 1105-1118. DOI: 10.18334/rp.17.9.35239.
Савельева О.В. Проблемы и перспективы обучения предпринимательству в России // Лидерство и менеджмент. 2017. - Том 4. - № 1. - С. 17-24. DOI: 10.18334/lim.4.1.37590.
Сколько в России индивидуальных предпринимателей? И сколько же они зарабатывают // Сайт «Т-Ж». Дата обращения: 12.09.2024. URL: https://journal.tinkoff.ru/ip-v-rossii/?ysclid=m0w3p8nhs3241990335.
Шафранская И. Н. Можно ли научить предпринимательству: факторы формирования предпринимательских намерений студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2019. - № 23(3). С. 79-93. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021.
Широкова Г. В., Богатырева К. А., Беляева T. В., Ласковая А. К., Карпинская Э. О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет, Россия, 2018. Санкт-Петербург, 2019. 53 с.
Широкова Г. В., Карпинская Э. О., Козаченко Е.В., Галиева Н.М., Кутузова А.О. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет, Россия (2021). Санкт-Петербург, 2022. 50 с.
Широкова Г. В. Цуканова Т.В., Богатырева К. А. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2015. № 3. С. 21-46.
Adetayo J. O., Oloruntoba O.A. (2024) Assessing the Impact of Entrepreneurship Education Degree Programme on Students' Entrepreneurial Attitude and Intention // International Journal of Research and Innovation in Social Science (IJRISS). Pp. 1891-1901. https://dx.doi.org/10.47772/IJRISS.2024.803136S.
AlBalushi S., Al Balushi H., Al Shukaili N., Naidu V.R., Reales L., Jesrani K. (2023) The influence of higher education curriculum on entrepreneurship education // IJAEDU - International E-Journal of Advances in Education. 9(26). Pp. 92-99. https://doi.org/10.18768/ijaedu.1325546.
Aneesha P.H. (2022) Attitude of MBA students towards entrepreneurship // EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR). 8(10). Pp. 285-289. https://doi.org/10.36713/epra11617/.
Apostu S. A., Mukli L., Panait M., Gigauri I., Hysa E. (2022) Economic Growth through the Lenses of Education, Entrepreneurship, and Innovation // Administrative Sciences. 12(74). Pp.
1-14. https://doi.org/10.3390/admsci12030074.
Bernhard J., Russman, U. (2024) Blurring Boundaries: A Longitudinal Analysis of Skills Required in Journalism, PR, and Marketing Job Ads // Journalism & Mass Communication Quarterly. 101(3). Pp. 612-636. https://doi.org/10.1177/10776990231181544.
Iqbal A., Melhem Y., Kokash H. (2012) Readiness of the university students towards entrepreneurship in Saudi private university: An exploratory study // European Scientific Journal. 8(15). Pp. 109-131.
Okezie N.E., Best-Njoku M.M., Ikenga G.U. (2024) Assessment of Students' Attitude Towards Entrepreneurship Education: Implication for Behaviour Modification and Counselling Services // International Journal of Research in Education and Sustainable Development. 4(6). Pp. 49-61. DOI: 10.5281/zenodo.12571765 27/06/2024.
Shi C. (2022). College Students' Behavior Initiative, Psychological Availability, and Innovation and Entrepreneurship: The Mediating Effect of Interest Orientation // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 17(17). Pp. 192-206. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i17.34175.
Tajammal S. F., Wajid N., Alam J. (2024). Inclusion of Entrepreneurship Education in Secondary Level Curriculum: A Study of Teachers' Perceptions in Pakistan // Qlantic Journal of Social Sciences. 5(2). Pp. 404-410. https://doi.org/10.55737/qjss.3974519431.
Tamez L.L.G., Mancilla G.A, Rojas A.L., Cazares M.M. T. (2024) Profile of University students' attitude to entrepreneurship // Scientific Journal of Applied Social and Clinical Science. 4(10). Pp. 1-6. https://10.22533/at.ed.2164102415054.
References
53% zumerov hotyat otkryt' svoj biznes v sleduyushchie 10 let [53% of Zoomers want to open their own business in the next 10 years]. Website «Incrussia.ru». Accessed: 12.09.2024. URL: https://incrussia.ru/news/gen-z/
Adetayo J.O., Oloruntoba O.A. (2024) Assessing the Impact of Entrepreneurship Education Degree Programme on Students' Entrepreneurial Attitude and Intention. International Journal of Research and Innovation in Social Science (IJRISS). 1891-1901. https://dx.doi.org/10.47772/IJRISS.2024.803136S.
Al Balushi S., Al Balushi H., Al Shukaili N., Naidu V.R., Reales L., Jesrani K. (2023) The influence of higher education curriculum on entrepreneurship education. IJAEDU - International E-Journal of Advances in Education. 9(26): 92-99. https://doi.org/10.18768/ijaedu.1325546.
Aneesha P.H. (2022) Attitude of MBA students towards entrepreneurship. EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR). 8(10): 285-289.
https://doi.org/10.36713/epra11617/.
Apostu S. A., Mukli L., Panait M., Gigauri I., Hysa E. (2022) Economic Growth through the Lenses of Education, Entrepreneurship, and Innovation. Administrative Sciences. 12(74): 114. https://doi .org/10.3390/admsci12030074.
Bernhard J., Russman U. (2024) Blurring Boundaries: A Longitudinal Analysis of Skills Required in Journalism, PR, and Marketing Job Ads. Journalism & Mass Communication Quarterly. 101(3): 612-636. https://doi.org/10.1177/10776990231181544.
Iqbal A., Melhem Y., Kokas H. (2012) Readiness of the university students towards entrepreneurship in Saudi private university: An exploratory study. European Scientific Journal. 8(15): 109-131.
Okezie N.E., Best-Njoku M.M., Ikenga G.U. (2024) Assessment of Students' Attitude Towards Entrepreneurship Education: Implication for Behaviour Modification and Counselling Services. International Journal of Research in Education and Sustainable Development. 4(6): 4961. DOI: 10.5281/zenodo.12571765 27/06/2024.
Shi C. (2022). College Students' Behavior Initiative, Psychological Availability, and Innovation and Entrepreneurship: The Mediating Effect of Interest Orientation. International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 17(17): 192-206. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i17.34175.
Tajammal S. F., Wajid N., Alam J. (2024). Inclusion of Entrepreneurship Education in Secondary Level Curriculum: A Study of Teachers' Perceptions in Pakistan. Qlantic Journal of Social Sciences. 5(2): 404-410. https://doi.org/10.55737/qjss.3974519431.
Tamez L.L.G., Mancilla G.A, Rojas A.L., Cazares M.M.T. (2024) Profile of University students' attitude to entrepreneurship. Scientific Journal of Applied Social and Clinical Science. 4(10): 1-6. https://10.22533/at.ed.2164102415054.
V Sbere nazvali dolyu zhelayushchih otkryt' svoj biznes molodyh rossiyan [The Savings Bank named the share of young Russians who want to start their own business]. Website «Lenta.ru». Accessed: 12.09.2024. URL:
https://lenta.ru/news/2023/03/10/prdprnm/?ysclid=m0w8ii1jjp978376206.
Vzglyad studentov na reklamnuyu industriyu [Students' view on the advertising industry]. Website «Adpass». Accessed: 12.09.2024. URL: https://adpass.ru/vzglyad-studentov-na-reklamnuyu-industriyu/.
Grishin K.E., Bogatyryova M.R. (2022) O nekotoryh aspektah otnosheniya studentov k predprinimatel'skoj deyatel'nosti [About some aspects of students' attitude to entrepreneurship]. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskij zhurnal [Economics and Management: a scientific
and practical journal]. 5(167): 78-83. DOI: 10.34773/EU.2022.5.15
Kolichestvo predprinimatelej v Rossii dostiglo maksimuma s 2016 goda [The number of entrepreneurs in Russia has reached its maximum since 2016]. Website «Realnoye vremya». Accessed: 12.09.2024. URL: https://m.realnoevremya.ru/news/300526-kolichestvo-predprinimateley-v-rf-vyroslo-do-635-mln-chelovek.
Koh I.A. (2019) Otnoshenie studencheskoj molodezhi kpredprinimatel'skoj deyatel'nosti [The attitude of students to entrepreneurial activity]. Diskussiya [Discussion]. 5(96): 6-17. DOI: 10.24411/2077-7639-2019-10037.
Mogilchak E.L. (2015) Faktory, opredelyayushchie otnoshenie studentov k predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Factors determining the attitude of students to entrepreneurial activity]. Social'nayafilosofiya i sociologiya [Social philosophy and sociology]. 2(140): 118-127.
Ponomarev O.B. (2016) Psihotipy predprinimatelej i kompleksnoe predstavlenie o predprinimatel'skoj deyatel'nosti [Psychotypes of entrepreneurs and a comprehensive understanding of entrepreneurial activity]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian entrepreneurship]. 17(9): 1105-1118. DOI: 10.18334/rp.17.9.35239.
Savel'eva O.V. (2017) Problemy i perspektivy obucheniya predprinimatel'stvu v Rossii [Problems and prospects of entrepreneurship education in Russiay. Liderstvo i menedzhment [Leadership and Management]. 4(1): 17-24. DOI: 10.18334/lim.4.1.37590.
Skol'ko v Rossii individual'nyh predprinimatelej? I skol'ko zhe oni zarabatyvayut [How many individual entrepreneurs are there in Russia? And how much do they earn]. Website "T-Zh". Accessed: 12.09.2024. URL: https://j ournal.tinkoff.ru/ip-v-
rossii/?ysclid=m0w3p8nhs3241990335.
Shafranskaya I.N. (2019) Mozhno li nauchit'predprinimatel'stvu: faktory formirovaniya predprinimatel'skih namerenij studentov [Is it possible to teach entrepreneurship: factors of formation of entrepreneurial intentions of students]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 23(3): 79-93. DOI: 10.15826/umpa.2019.03.021.
Shirokova G. V. Tsukanova T.V., Bogatyreva K. A. (2015) Faktory formirovaniya predprinimatel'skih namerenij rossijskih studentov [Factors of formation of entrepreneurial intentions of Russian students]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Menedzhment. [Bulletin of St. Petersburg University. Management]. 3. Pp. 21-46.
Shirokova G. V., Bogatyreva K. A., Belyaeva T. V., Laskovaya A. K., Karpinskaya E. O. Global'noe issledovaniepredprinimatel'skogo duha studentov. Nacional'nyj otchet, Rossiya. 2018 [A global study of the entrepreneurial spirit of students. National Report, Russia. 2018. Sankt-Peterburg, 2019. 53 p.
Shirokova G. V., Karpinskaya E. O., Kozachenko E.V., Galieva N.M., Kutuzova A.O.
Global'noe issledovanie predprinimatel'skogo duha studentov. Nacional'nyj otchet, Rossiya. 2021 [A global study of the entrepreneurial spirit of students. National Report, Russia 2021]. Sankt-Peterburg, 2022. 50 p.
Сведения об авторах
Абабкова Марианна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры связей с общественностью Гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Санкт-Петербург, Россия, e-mail: miuababkova@etu.ru, ORCID: 00000002-6589-8523/
Васильева Ольга Олеговна - кандидат экономических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы Института философии человека Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: olgavasileva@herzen.spb.ru, ORCID: 0000-0003-2715-247X/
Ababkova Marianna Y. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public Relations of the Humanitarian Institute of the St. Petersburg State Electrotechnical University "LETI", St. Petersburg, Russia, email: miuababkova@etu.ru, ORCID: 0000-0002-6589-8523/
Vasilyeva Olga O. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Public Relations and Advertising, Institute of Human Philosophy, Russian State Pedagogical University named after. A.I. Herzen, St. Petersburg, Russia, e-mail: olgavasileva@herzen.spb.ru, ORCID: 0000-0003-2715-247X/