УДК 796.011:371.72 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-1-18-25
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В.С. Гринченко, В.Н. Еременко, В.В. Дорошенко, О.Н. Кулинченко
Рассмотрено отношение студентов к здоровому образу жизни, исследован
общетеоретический материал, проведено анонимное анкетирование студентов по во-
просам влияния здорового образа жизни на их жизнь. Выявлено, что большинство
рес-
пондентов понимают ценность здорового образа жизни, но не соблюдают его пра-
вила. Отмечено, что студенты испытывают дефицит мероприятий для организации
культуры здорового образа жизни.
Ключевые слова: студенты, здоровый образ жизни, спорт, влияние здорового
образа жизни, жизненные ценности, питание, режим дня, анкетирование, вредные
привычки.
ATTITUDE OF STUDENTS TO
A HEALTHY LIFESTYLE
Grinchenko V.S., senior lecturer, grinchenko
81@bk.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State
Technological University
Eremenko V.N., senior lecturer, vera_er_ko
@mail.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State
Technological University,
Doroshenko V.V., head of department, ref_
doroshenko@mail.ru, Russia, Krasnodar, Ku-
ban State University,
Kulinchenko O.N., lecturer, oxana.kulinchen-
ko@yandex.ru, Russia, Krasnodar, Kuban
State University
The attitude of students to a healthy lifestyle is
considered. The general theoretical material
was investigated, anonymous questioning of
students was carried out on the issues of the
influence of a healthy lifestyle on their lives. It
was revealed that the majority of respondents
understand the value of a healthy lifestyle, but
do not follow its rules. It is noted that students
experience deficiency of activities for orga-
nizing a culture of a healthy lifestyle.
Key words: healthy lifestyle, sports, students,
the influence of a healthy lifestyle, life values,
nutrition, daily routine, questionnaires, bad
habits.
Гринченко Вячеслав Сергеевич, старший
преподаватель, grinchenko81@bk.ru, Россия, Краснодар,
Кубанский государственный технологический универси-
тет,
Еременко Вера Николаевна, старший препо-
даватель, vera_er_ko@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубан-
ский государственный технологический университет,
Дорошенко Виталий Викторович, зав. кафед-
рой, ref_doroshenko@mail.ru, Россия, Краснодар, Кубан-
ский государственный университет,
Кулинченко Оксана Николаевна, преподава-
тель, oxana.kulinchenko@yandex.ru, Россия, Краснодар,
Кубанский государственный университет
Здоровье человека непосредст-
венно зависит от его образа жизни. Од-
ним из факторов, оказывающим влияние
на формирование здоровья индивида, яв-
ляется оптимальная физическая актив-
ность [1]. Кроме этого, важную роль в
укреплении и сохранении здоровья иг-
рают такие факторы, как соблюдение
правильного рациона питания, формиро-
вание здорового цикла сна, наличие или
отсутствие вредных привычек (например,
употребление алкогольных напитков или
различных табачных изделий), соблюдение правил работы за компьютером
человека и т. д. [2].
Необходим поиск ответов на такие вопросы: как влияют различные
факторы на здоровый образ жизни студентов и какие из них оказывают
наибольшее воздействие на здоровье современной российской моло-
дежи [3]. Это обусловлено тем, что каждый индивид ведет свой образ
жизни, для которого характерны отличительные особенности в физической
активности, режиме сна, питания и т. д. [4].
Многие люди ведут деструктивный образ жизни, употребляют
спиртные напитки или различные табачные изделия. В XXI веке стали
очень популярными так называемые электронные сигареты, которые
вытеснили традиционные формы табакокурения [5].
Целью данного исследования являлся анализ здорового образа
жизни студентов, изучение представлений студентов о вреде различных
курительных приспособлений и спиртных напитков.
Для достижения поставленной цели предполагалось решение сле-
дующего перечня задач:
1) рассмотреть отношение современной российской молодежи к
здоровому образу жизни;
2) проанализировать отношение студентов к употреблению алко-
гольных напитков;
3) определить, какое место в жизни молодежи занимает физическая
активность;
4) получить представление об отношении молодого поколения к
правильному рациону питания;
5) оценить уровень знаний студентов о вреде табачных изделий и
электронных сигарет;
6) изучить понимание молодежью здорового цикла сна;
7) конкретизировать правила пользования компьютером молодыми
людьми;
8) проанализировать образ жизни студентов.
В исследовании использовались теоретические и эмпирические
методы: анализ научной литературы, тестирование, математическая обра-
ботка и системный анализ полученных результатов.
Материалы и методы исследования. В ходе исследования был про-
веден анонимный опрос студентов Кубанского государственного техноло-
гического университета на предмет их отношения к здоровому образу
жизни (ЗОЖ), физической активности, алкогольным напиткам и табачным
изделиям, а также к другим факторам, оказывающим непосредственное
влияние на здоровье среднестатистического представителя обучающейся
молодежи Российской Федерации, в частности, г. Краснодара (табл. 1).
В анкетировании приняли участие 136 чел., из них мужчин – 48,7 %, жен-
щин – 51,3 %).
На рис. 1 видно, что 77 % студентов проявляют активность, занима-
ясь физической культурой и спортом. Однако стоит понимать, что ведение
ЗОЖ не ограничивается только выполнением физических упражнений, –
необходимо соблюдать правила здорового поведения и в других областях
жизни.
Таблица 1
Бланк анкеты
1. Укажите Ваш пол
Вопросы
1) мужской;
2) женский
Ответы
2. Знакомы ли Вы с понятием ЗОЖ?
3. Считаете ли Вы, что ЗОЖ помогает сохранить
здоровье?
4. Ведете ли Вы ЗОЖ?
5. Занимаетесь ли Вы спортом и физической куль-
турой?
6. Проводятся ли в Вашем вузе мероприятия, свя-
занные с ЗОЖ?
7. Если да, то посещаете ли Вы их?
8. Знаете ли Вы о вреде курения?
9. Употребляете ли Вы алкогольные напитки?
10. Знаете ли Вы о правилах здорового питания?
11. Соблюдаете ли Вы правила здорового питания?
12. Курите ли Вы?
13. Соблюдаете ли Вы режим сна?
14. Знаете ли Вы правила пользования компьюте-
ром и смартфоном?
15. Соблюдаете ли Вы правила пользования ком-
пьютером и смартфоном?
16. Интересуетесь ли Вы информацией о спорте
и ЗОЖ?
1) да;
2) нет
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да, сигареты;
2) да, электронные сигареты;
3) нет
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
1) да;
2) нет;
3) затрудняюсь ответить
Нет – 23 %
Да – 77 %
Рис. 1. Круговая диаграмма ответов студентов на вопрос
«Занимаетесь ли Вы спортом или физической культурой?»
На основе анализа результатов анкетирования, представленных на
рис. 2, можно констатировать, что большинство респондентов осведом-
лены о правилах здорового питания, но при этом 50 % студентов не счи-
тают необходимым их выполнять и следить за своим пищевым рационом.
Затрудняюсь
ответить
– 21 %
Да – 29 %
Нет – 50 %
Рис. 2. Круговая диаграмма ответов студентов на вопрос
«Соблюдаете ли Вы правила здорового питания?»
На вопрос анкеты «Курите ли Вы?», положительно ответили 41 %
из числа опрошенных студентов, из них 28 % курят электронные сигареты
(рис. 3).
Да, сигареты – 13 %
Да,
электронные
сигареты
– 13 %
Нет – 59 %
Рис. 3. Круговая диаграмма ответов студентов
на вопрос «Курите ли Вы?»
На рис. 4 показана информация о соблюдении респондентами ре-
жима сна. Видно, что большинство студентов (47 %) не следят за своим
режимом сна.
Затрудняюсь
ответить
– 17 %
Да – 36 %
Нет – 47 %
Рис. 4. Круговая диаграмма ответов студентов на вопрос
«Соблюдаете ли Вы режим сна?»
Отвечая на вопрос «Соблюдаете ли вы правила пользования ком-
пьютером и смартфоном?», 54 % опрошенных студентов сказали, что не
соблюдают правила гигиены при использовании современных цифровых
устройств.
Анализируя данные проведенного опроса (табл. 2) и учитывая
результаты исследований других авторов [6, 7], можем отметить, что
большинство респондентов знают и имеют представление о здоровом
образе жизни, но, к сожалению, далеко не все понимают его важность и
значимость.
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов, %
Вопросы
Знакомы ли Вы с понятием ЗОЖ?
Считаете ли вы, что ЗОЖ помогает сохранить
здоровье?
Знаете ли Вы о правилах здорового питания?
Употребляете ли вы алкогольные напитки?
Знаете ли Вы о вреде курения?
Знаете ли Вы правила безопасного пользования
смартфоном и компьютером?
Ответы
да нет затрудняюсь
ответить
100 – –
84,6 9,0 6,4
92,3 6,4 –
62,8 37,2 –
69,2 3,8 –
82,1 17,9 –
Заключение. На основе результатов исследования можно сделать
вывод, что на студентов как представителей молодого поколения влияет
множество негативных факторов, способных ухудшить их состояние здо-
ровья. Помимо «давно известных» проблем (табакокурение, употребление
алкоголя), стоит обратить внимание и на другие особенности ведения
жизни молодого человека, которые изменяются вместе с развитием техно-
логий и общества в целом. Так, например, очень важным является соблю-
дение правил и гигиенических требований в работе за компьютером, пре-
небрежение которыми может негативно отразиться на остроте зрении и со-
стоянии опорно-двигательного аппарата. Многие молодые люди не соблю-
дают правильный режим сна, что приводит к снижению их академической
успеваемости и работоспособности в течение дня. Также к негативным
последствиям в состоянии здоровья могут привести проблемы, связанные с
нерациональным питанием [8].
Таким образом, для приобщения студентов к здоровому образу
жизни необходимо проводить мероприятия, раскрывающие различные
аспекты ЗОЖ, используя различные формы обучения (лекции, семинары
и т. д.). Студентам следует объяснять не только алгоритм действий, но дать
понять насколько важным является соблюдение правил ЗОЖ. Проводимые
мероприятия должны быть ориентированы на формирование навыков
безопасного использования компьютера, смартфона и других гаджетов,
изучение правил и принципов здорового сна и здорового питания, профи-
лактику курения табака и электронных сигарет.
Список литературы
1. Еременко В.Н., Медведева А.С., Левченко А.А. Роль физической
культуры в жизни человека // Азимут научных исследований: педагогика и
психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 353–355.
2. Здоровый образ жизни: учеб. пособие / В.А. Пискунов [и др.]. М.:
Изд-ва МПГУ, 2012. 86 с.
3. Еременко В.Н., Синько О.В., Федорова Н.П. Роль физкультуры в
жизни молодежи // E-SCIO. 2019. № 6 (33). С. 303–310.
4. Зароднюк Г.В., Ларионова М.Н. Основы здорового образа жизни
студента: учеб. пособие для студ. техн. вузов. СПб.: Изд-во Политехн. ун-
та, 2016. 26 с.
5. Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа
жизни: учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Акад. проект, 2009. 766 c.
6. Преобразования на пути становления современной системы про-
фессионального образования: проблемы и пути их решения / Н.Г. Иванова
[и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3
(193). С. 135–141.
7. Лейбовский А.Ю., Иванова Н.Г., Порубайко Л.Н. Плюсы и ми-
нусы нового формата учебного процесса в российских вузах при переходе
на дистанционное обучение в режиме самоизоляции // Теория и практика
физической культуры. 2021. № 9. С. 110–112.
8. Запорожская С.П., Байло В.А., Гринченко В.С. Рекомендации по
изменению режима питания людей, ведущих малоподвижный образ жизни
// Инженерные технологии в сельском и лесном хозяйстве: материалы Все-
рос. национал. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.С. Иванов. Тюмень: Изд-во
ГАУ Северного Зауралья, 2020. С. 182–186.
References
1. Eremenko V.N., Medvedeva A.S., Levchenko A.A. Rol' fizicheskoj kul'tury v
zhizni cheloveka [The role of physical culture in human life] // Azimut
nauchnyh issledova-
nij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and
psychology].
2019. Vol. 8. No. 3 (28). P. 353–355.
2. Zdorovyj obraz zhizni [Healthy lifestyle]: textbook. allowance / V.A.
Piskunov
[et al.]. M.: Publishing house of the Moscow State Pedagogical University,
2012. 86 p.
3. Eremenko V.N., Sin'ko O.V., Fedorova N.P. Rol' fizkul'tury v zhizni molodezhi
[The role of physical education in the life of young people] // E-SCIO. 2019.
No. 6 (33).
P. 303–310.
4. Zarodnyuk G.V., Larionova M.N. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta
[Fundamentals of a student's healthy lifestyle]: textbook. manual for stud.
tech. universities.
SPb.: Publishing house of Polytechnic University, 2016. 26 p.
5. Artyunina G.P. Osnovy medicinskih znanij i zdorovogo obraza zhizni [Funda-
mentals of medical knowledge and healthy lifestyle]: textbook. manual for stud.
ped. univer-
sities. M.: Acad. project, 2009. 766 p.
6. Preobrazovaniya na puti stanovleniya sovremennoj sistemy professional'nogo
ob-
razovaniya: problemy i puti ih resheniya [Transformations on the way of
formation of the
modern system of professional education: problems and ways of their solution] /
N.G. Iva-
nova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific
notes of the Uni-
versity named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 3 (193). P. 135–141.
7. Lejbovskij A.Yu., Ivanova N.G., Porubajko L.N. Plyusy i minusy novogo formata
uchebnogo processa v rossijskih vuzah pri perekhode na distancionnoe obuchenie
v rezhime
samoizolyacii [Pros and cons of the new format of the educational process in
Russian univer-
sities during the transition to distance learning in self-isolation mode] //
Teoriya i praktika fi-
zicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 9. P.
110–112.
8. Zaporozhskaya S.P., Bajlo V.A., Grinchenko V.S. Rekomendacii po izmeneniyu
rezhima pitaniya lyudej, vedushchih malopodvizhnyj obraz zhizni
[Recommendations for
changing the diet of people leading a sedentary lifestyle] // Engineering
technologies in agri-
culture and forestry: materials of Vseros. national. scientific-practical conf.
/ otv. ed.
A.S. Ivanov. Tyumen: Publishing house of GAU Northern Trans-Urals, 2020. P.
182–186.