Научная статья
УДК 316.344.6(571.54)
https://doi.org/10.24158/spp.2023.8.2
Отношение студентов Бурятии к инклюзивному образованию
Ирина Дмитриевна Украинцева1, Елена Викторовна Петрова2
1,2Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения
Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия
1ukraintseva-id@bk.ru
2elenapet_05@mail.ru
Аннотация. Вопросы инклюзии приобретают все большую актуальность в связи с ростом числа инвалидов в России. Особую озабоченность вызывают процессы, связанные с адаптацией детского населения к условиям проживания и обучения при наличии инвалидности. Программы инклюзивного образования реализуются в России уже более 15 лет, но эффективность их напрямую связана с реакцией социального окружения на совместную учебу или работу с инвалидами. В статье представлены некоторые результаты массового опроса студентов вузов и ссузов Бурятии (2022 г.) с целью выявления их отношения к людям с инвалидностью и оценки эффективности внедрения в республике инклюзивного образования. На основе анализа ответов респондентов определены ценности студентов, а также региональные проблемы, которые вызывают у них наибольшее беспокойство. В вопросах инклюзии выявлено, что, несмотря на достаточно высокий уровень принятия молодежью данного процесса, существует проблема низкой информированности обучающихся вузов и ссузов о его целях и задачах, а также о барьерах и трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие инвалидность.
Ключевые слова: молодежь, социальное самочувствие, ценности, инклюзивное образование, люди с инвалидностью
Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания исследования по теме «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII-XXI вв.)», № 121031000243-5.
Для цитирования: Украинцева И.Д., Петрова Е.В. Отношение студентов Бурятии к инклюзивному образованию // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 8. С. 25-31. https://doi.org/10.24158/spp.2023.8.2.
Original article
Attitudes of Buryatia Students towards Inclusive Education Irina D. Ukraintseva1, Elena V. Petrova2
12Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of the Russian Academy
of Sciences, Ulan-Ude, Russia
1ukraintseva-id@bk.ru
2elenapet_05@mail.ru
Abstract. Inclusion issues are becoming increasingly relevant due to the growing number of people with disabilities in Russia. Of particular concern are the processes related to the adaptation of the child population to living and learning conditions in the presence of disability. Inclusive education programs have been implemented in Russia for more than 15 years, but their effectiveness is directly related to the reaction of the social environment to co-study or work with people with disabilities. The article presents some results of a mass survey of students of universities and colleges of Buryatia (2022) to identify their attitudes towards people with disabilities and to assess the effectiveness of the introduction of inclusive education in the republic. Based on the analysis of the respondents' answers, the values of students were identified, as well as the regional issues that cause them the greatest concern. In matters of inclusion, it was revealed that, despite the rather high level of acceptance of this process by young people, there is a problem of low awareness of students of universities and colleges about its goals and objectives, as well as about the barriers and difficulties faced by people with disabilities.
Keywords: the youth, social well-being, values, inclusive education, people with disabilities
Funding: The reported study was funded by the State Research Assignment "Russia and Inner Asia: Dynamics of Geopolitical, Socio-Economic and Intercultural Interaction (XVII-XXI Centuries)", No. 121031000243-5.
For citation: Ukraintseva, I.D. & Petrova, E.V. (2023) Attitudes of Buryatia Students towards Inclusive Education. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 25-31. Available from: doi:10.24158/spp.2023.8.2 (In Russian).
© Украинцева И.Д., Петрова Е.В., 2023
Введение. В Российской Федерации в последние десятилетия отмечается неблагоприятная динамика роста детей с инвалидностью1. Поэтому наряду с домашним обучением, когда несовершеннолетние этой социальной группы находятся в ограниченном пространстве и мало общаются со сверстниками, в мировой практике все большее распространение получают формы инклюзивного образования, направленные на различные аспекты социализации, полноценного и качественного обучения таких детей с самого раннего детства в школах, а затем в ссузах и вузах.
Процесс внедрения инклюзии в российскую систему общего и профессионального образования происходит постепенно, начиная с 1990-х гг. В 2012 г. данное направление получило официальное признание. Сегодня российское инклюзивное образование имеет собственную нормативно-правовую базу с более 30 актами международного, федерального и регионального значения (Укра-инцева, 2015). В то же время существует неравномерность процесса внедрения инклюзии в образовательный процесс разного уровня на территории страны. Результативность подобных практик в различных субъектах федерации зависит от влияния на них совокупности социальных, нормативно-правовых, экономических и психологических факторов. Так, успешность интегративных процессов в отношении инвалидов определяет готовность общества к их принятию, толерантное отношение к согражданам, имеющим отклонения в развитии и здоровье (Гринина, 2015).
Бурятия - один из субъектов России, в котором инклюзивное образование внедряется на протяжении последних 16 лет. Республика стала экспериментальным регионом, где запускались первые в России пилотные проекты по внедрению инклюзии. За истекший период накоплен богатый опыт, который заключается в практике создания доступной архитектурной среды для инвалидов, наличии сформированной системы подготовки педагогов, родителей и учащихся с особенностями развития и без, а также в практике общения населения с людьми, имеющими инвалидность.
Целью статьи является анализ результатов социологического исследования, проведенного среди студентов ссузов и вузов республики. Нас интересовало отношение молодого поколения, представители которого в определенной степени являются участниками процесса внедрения инклюзии в образовательный процесс учебных заведений региона, к людям с инвалидностью и инклюзивному образованию вообще. Результаты исследования позволили подтвердить наше предположение о том, что опыт внедрения инклюзии в республике оказал положительное влияние на отношение общества к инвалидам.
Степень научной разработанности темы. Исследования, посвященные изучению отношения молодого поколения к людям с инвалидностью, с каждым годом приобретают все большую актуальность. Современные ученые анализируют, как студенты в целом воспринимают эту социальную группу (Ардашова, Кохан, 2016; Гринина, 2015), выявляют их степень информированности о проблемах инвалидности (Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья ..., 2015) и степень эмпатии и толерантности с анализом тендерных и личностных различий (Буркова и др., 2017).
В республике в целом социологических исследований доступности безбарьерной среды и инклюзивного образования сравнительно немного (Горбатых, 2014; Корпусова, 2014). Проблемы социализации лиц с инвалидностью, социально-культурные технологии реабилитации и доступность образования для них в вузах и школах Бурятии изучаются С.П. Татаровой, Н.Т. Татаровым, Н.А. Затеевой, Ю.Ю. Шурыгиной (Татарова, 2017; Татарова, Татаров, 2017; Татарова, Затеева, 2021; Шурыгина, 2011).
Масштабных же социологических исследований в республике пока не проводилось, соответственно, нет и работ, рассматривающих эту проблему на основе социологического анализа. Поэтому исследование инклюзивного образования как важнейшего социального процесса, института, а также рассмотрение опыта внедрения инклюзивного образования в Бурятии является на данный момент актуальной и малоизученной темой.
Материал и методы исследования. Социологическое исследование было предпринято в ноябре 2022 г. социологами отдела истории, этнологии и социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Основной его целью стал анализ социального самочувствия молодежи Бурятии.
Для проведения исследования спроектирована репрезентативная многоступенчатая гнездовая выборка (N =15 631, n = 2 000 чел.). На первой ступени были определены 4 государственных вуза и 4 ссуза. Для отбора факультетов и специальностей учитывалось деление учебных программ на 4 направления: естественнонаучное, гуманитарное, технологическое, социально-экономическое. После определения вуза, ссуза и направления обучения определялись институты и факультеты, курсы обучения, а затем шел отбор конкретных групп студентов (гнезд) с учетом
1 Статистика инвалидов [Электронный ресурс] // Мир инвалидов. Социально-значимый интернет-сайт. Ш1_: https://mirinvalidov.ru/invalidnost/statistika-invalidov (дата обращения: 22.08.2023).
обозначенных четырех направлений, в которых проводилось сплошное групповое анкетирование. В итоге было опрошено 2 016 студентов (1 611 обучающихся вузов, 404 - ссузов, 1 человек не дал ответ о своей учебной принадлежности). При этом Бурятский государственный университет (БГУ) был представлен респондентами в количестве 552 чел., Восточно-Сибирский государственный институт культуры (ВСГИК) - 263 респондентами; от Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (ВСГУТУ) и Бурятской государственной сельскохозяйственной академии (БГСХА) было отобрано по 400 студентов, от Бурятского республиканского индустриального техникума (БРИТ) - 100, от Улан-Удэнского торгово-экономического техникума (ТЭТ) - 100; Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева (РБМК) и Бурятский республиканский педагогический колледж (БРПК) были репрезентированы в выборке обучающимися в количестве 100 человек от каждого учебного заведения.
Участники исследования дифференцировались по полу: 41 % мужчин, 58 % женщин, 1 % респондентов не указали свой пол.
По возрасту распределение студентов сложилось таким образом: 15-16 лет (7 %), 17-18 лет (29 %), 19-20 лет (35 %), 21-22 (20 %), 23 и старше (8 %), не указали возраст 1 % респондентов.
По национальности выборка включала: русских - 44 %, бурят - 41, представителей других национальностей - 14, включая метисов1 - 3 %. Не идентифицирован 1 % респондентов ввиду отсутствия ответа на данный вопрос анкеты.
Участники исследования представляли различные направления обучения: естественнонаучное - 25 % респондентов, гуманитарное - 28, технологическое - 25, социально-экономическое - 21 %; не дали ответ менее 1 % респондентов.
По курсам студенты дифференцировались следующим образом: первый год обучения обозначили 36 % участников исследования, второй - 30, третий - 18, четвертый - 13, пятый - 1, шестой - менее 1 %; не дали ответ менее 1 % студентов.
До учебы местом жительства опрошенных оказались: город - 59 % случаев, село - в 39; не ответили менее 2 % респондентов.
Результаты исследования. Возможность стратегического планирования развития республики и решения текущих вопросов диктует необходимость изучения общественного мнения не только населения в целом, но и отдельных социально-демографических групп. Для того чтобы выявить наиболее важные темы, волнующие студентов, им был предложен вопрос «Какие явления в республике вызывают у Вас наибольшее беспокойство?» с перечнем из 24 вариантов ответа, из которых можно было выбрать не более десяти.
Анализ полученных реакций показал, что первые места в рейтинге занимают вполне очевидные проблемные явления, характерные для республики. Так, на первом месте - рост цен на продукты и товары первой необходимости (81 %), на втором - низкий уровень доходов работающего населения (60 %), на третьем - загрязнение окружающей среды, проблемы экологии (55 %), причем чаще этот вариант отмечали жители Улан-Удэ, на территории которого проблема с чистотой воздуха в последние годы стала настоящим бедствием и уже непосредственно влияет на здоровье населения, способствуя росту заболеваний органов дыхания и онкологии2.
Далее в рейтинге идет ответ «низкий уровень стипендий, пособий, пенсий» (52 %). Как видим, более половины опрошенных отметили этот вариант. Действительно, в вузах и ссузах выплачивают студентам совсем маленькие стипендии, особенно в ссузах - всего 640 руб. Сложно представить себе, что можно купить на эту сумму3. Серьезной проблемой как для России в целом, так и для Бурятии в частности является алкоголизм - это волнует 51 % опрошенных. Почти половина респондентов обозначили в качестве источника для беспокойства плохие дороги (46 %), в основном это были сельские жители республики.
Отношение студентов к проблемам людей с инвалидностью находится в нижних строчках рейтинга. Доступную среду для них в качестве проблемы рассматривают чуть более 9 % респондентов. С одной стороны, можно сказать, что молодежь не особо интересуется вопросами жизни инвалидов. С другой, социальное самочувствие людей, имеющих какие-либо ограничения, волнует молодое поколение примерно в той же степени, как и межнациональные отношения (11 %), миграция населения (10 %), усиление дифференциации граждан по доходам (9 %).
1 Градация «метисы» отсутствовала в анкете, ее указывали самостоятельно респонденты.
2 Бурятию покидают семьями из-за плохой экологии и в поисках лучшей жизни [Электронный ресурс] // BEZ формата. URL: https://clck.ru/35SvZN (дата обращения: 24.06.2023) ; В Улан-Удэ отравленный воздух вызвал всплеск заболеваний у детей [Электронный ресурс] // Номер один _. URL: https://clck.ru/35SvaL (дата обращения: 25.06.2023).
3 В Хурале заговорили о повышении стипендии для студентов [Электронный ресурс] // Номер один _. URL: https://gazeta-n1.ru/news/society/116929/ (дата обращения: 25.06.20223).
Рейтинг ценностей студенческой молодежи. В исследовании важно было определить рейтинг ценностей студенческой молодежи. Отметим, что доминирующие в конкретном обществе аксиологические ориентации определяются уровнем его социально-экономического развития, типом политического устройства, актуальными идеологическими взглядами и работой государственных институтов, общественных и религиозных организаций по формированию тех или иных приоритетов. В анкете респондентам был предложен вопрос: «Какие ценности, по Вашему мнению, наиболее значимы для современной молодежи?». Вполне очевидно, что на первых местах выбора мы обнаружили базовые консервативные показатели - материальный достаток (75 %), здоровье (67 %), крепкая семья (58 %). Очень важно, что в первой десятке реакций оказался также ответ «мир и стабильность в мире» (47 %). Совсем рядом с ним - «свобода и демократия» (33 %), «социальная справедливость» (31 %). Патриотизм (любовь к России, своему народу, своей малой Родине) как одна из базовых ценностей в иерархии приоритетов молодежи стоит всего лишь на 16 месте (17 %), что вызывает определенную тревогу и должно ориентировать на целенаправленную работу с молодежью по культивированию именно этой ценности. Еще ниже в рейтинге - мораль и нравственность (16 %), законопослушность (15 %).
Отношение к инклюзивному образованию и людям с инвалидностью. Теме инклюзивного образования в рамках создания доступной среды для инвалидов в анкете было посвящено несколько вопросов. Так, не против совместного обучения со студентом с инвалидностью в целом по выборке более 43 % опрошенных молодых людей. Примерно столько же (42 %) показали нейтральное отношение, выбрав вариант «мне все равно». Полностью готовы к инклюзивному обучению 11 % респондентов. Нежелание видеть в своей группе студента-инвалида выразила относительно небольшая группа учащихся: «скорее, был бы против» - 0,6 % и «категорически против» - 0,3 %. Необходимо отметить, что чуть более 2 % студентов затруднились ответить на данный вопрос. Это может быть связано с низкой осведомленностью об инклюзивном образовании и, возможно, отсутствием реального опыта общения с инвалидами.
В подтверждение последнего предположения приведем анализ ответов на следующий вопрос анкеты - «Приходилось ли Вам оказывать помощь человеку с инвалидностью в различных жизненных ситуациях?». Положительный ответ на него дали 63 % учащихся, 37 % респондентов не были в подобных ситуациях, и, соответственно, не могут иметь представления, с какими трудностями порой приходится сталкиваться человеку с инвалидностью.
Следующий вопрос касался школьного инклюзивного образования. Здесь были выявлены интересные данные. Так, на вопрос «Где, по Вашему мнению, могли бы обучаться дети школьного возраста с инвалидностью?» более 70 % студентов выбрали самый толерантный вариант ответа -«Там, где сами пожелают». При этом практически равные по количеству группы респондентов выбрали полярные варианты: «в общеобразовательных инклюзивных учреждениях» - 27 % и «только в специализированных учреждениях» - 30 %. Это может быть связано с тем, что не все студенты имеют полное представление об инклюзивном образовании, его целях и задачах.
Для того чтобы разобраться, как опыт Бурятии по внедрению инклюзии повлиял на отношение к ней непосредственных участников образовательного процесса, а именно молодого поколения, мы провели сравнительный анализ результатов данного анкетирования студенческой молодежи и опроса школьников, проведенного в 2014/2015 учебном году. Обоснованием для такого сравнения стало то, что подростки-школьники 2014/2005 учебного года - это студенты ссузов и вузов 2022/2023 учебного года. То есть на момент активного внедрения пилотного проекта по внедрению инклюзивного образования в республике бывшие школьники были в той или иной степени его участниками.
Массовый опрос учащихся общеобразовательных инклюзивных учреждений был проведен в 2014/2015 учебном году. Возраст респондентов - от 13 до 18 лет. Генеральная совокупность составила 2 487 чел., выборочная - 549 чел. В итоге было опрошено 417 респондентов (за исключением отсутствующих на момент проведения исследования школьников) (Бадараев, Украинцева, 2023).
Для сравнения мнений мы разделили респондентов двух исследований на несколько групп, взяв за основу верхние и нижние границы возрастных групп: младшая подростковая группа (13 лет), старшая подростковая группа (17 лет); младшая студенческая группа (15-16 лет), старшая студенческая группа (23 года и старше), группа студентов 21-22 года. Обратим внимание, что подростки-школьники, которым в период проведения исследования 2014-2015 гг. было по 13 и 16-17 лет, в настоящий момент являются юношами и девушками 21-22 и 24 лет и старше соответственно. Мы можем предположить, что мнения представителей этих возрастных групп в некоторых ключевых вопросах исследования могут совпасть, так как именно в период их подростни-чества активно внедрялось инклюзивное образование (2014-2018 гг.), и у них могло сформироваться определенное отношение к ученикам с инвалидностью (табл. 1).
Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос «Где, по Вашему мнению, должны обучаться дети-инвалиды?» в зависимости от возраста, % опрошенных
Table 1 - Distribution of Answers to the Question "Where, in Your Opinion, Should Children
with Disabilities Study?" Depending on Their Age, % of Respondents
Варианты ответа Школьники 13 лет Школьники 16-17 лет Студенты 15-16 лет Студенты 21-22 года Студенты 23 года и старше
Там, где сами пожелают 80 70 65 70 81
В общеобразовательных инклюзивных школах 8 19 33 26 21
На дому 18 19 32 19 15
Примечание. Можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма не равна 100 %.
Судя по полученным данным (табл. 1), мнение бывших школьников с возрастом поменялось в сторону принятия инклюзии. Несмотря на то, что достаточно высокий процент опрошенных участников исследования оставляют выбор образовательного учреждения за самими детьми-инвалидами, с возрастом и течением времени предпочтение ими отдается общеобразовательным инклюзивным школам. От ответов других групп существенно отличаются реакции студентов 15-16 лет. Процент выбора ими самого положительного варианта ниже, чем у остальных («там, где сами пожелают» - 65 %), при этом одна треть респондентов выразила позицию за инклюзивные школы, а другая - за надомное обучение. Подобное расхождение мнений у подростков 15-16 лет, как внутри группы, так и по сравнению с тремя другими, может быть связано с неоднозначным восприятием ими инклюзивного образования, так как пик активности его внедрения в общеобразовательные школы республики пришелся на их младший (неосознанный) школьный возраст.
Что касается другого ключевого вопроса анкеты, то мнения и школьников, и студентов во всех исследуемых группах практически совпали. Так, были бы не против совместного обучения с ребенком-инвалидом 58 % младших школьников и 52 % - старших, 51 % младших студентов и 49 % - старших. Категорически против - менее 1 % респондентов во всех группах.
Выводы. Анализ данных показал, что студенческую молодежь республики волнуют достаточно стандартные проблемы, которые сводятся в основном к степени удовлетворения гражданами своих базовых материальных потребностей. Особое отношение молодое поколение выразило к одному из наиболее острых проблемных явлений современного российского общества -алкоголизму.
Исследование ценностных ориентиров обнаружило преобладание у молодого поколения базовых ценностей. При этом было выявлено не особо активное стремление студентов к соблюдению законов, морали и нравственности. Также по мнению опрошенных студентов для современной молодежи патриотизм не является наиболее значимой ценностью.
Отношение молодого поколения к людям с инвалидностью и инклюзивному образованию можно назвать достаточно позитивным, что может быть результатом огромной работы, проделанной в республике за последние годы. Но следует отметить, что, несмотря на имеющийся богатый опыт, на данный момент все же существует проблема недостаточной информированности молодого населения о проблемах людей, имеющих инвалидность, о сущности и пользе инклюзии.
Список источников:
Ардашова Ю.И., Кохан С.Т. Особенности отношения студентов к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты. Чита, 2016. С. 509-517.
Бадараев Д.Д., Украинцева И.Д. Отношения детей общеобразовательных школ Республики Бурятия к инклюзивному образованию // Теория и практика общественного развития. 2023. № 1 (179). С. 15-24. https://doi.Org/10.24158/tipor.2023.1.1.
Буркова В.Н., Бутовская М.Л., Феденок Ю.Н. Интолерантность в отношении инвалидов: гендерные и личностные различия у российской молодежи // Эволюционная и сравнительная психология в России. М., 2017. С. 255.
Горбатых Г.А. Итоги социологического исследования в рамках подпрограммы «Доступная среда» государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 г.)». Улан-Удэ, 2014. 59 с.
Гринина Е.С. Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 4. С. 333-337.
Корпусова О.Ю. Функционирование общественных объединений Бурятии в современных условиях (результаты социологического исследования) // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2014. № 14-1. С. 71-75.
Отношение студенческой молодежи к лицам с ограниченными возможностями здоровья / Д.Б. Бочкова [и др.] // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5, № 12. С. 1544-1545.
Татарова С.П. Работа образовательного учреждения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Опыт, проблемы и пути совершенствования качества подготовки специалистов в сфере культуры и искусства. Улан-Удэ, 2017. С. 277-280.
Татарова С.П., Затеева Н.А. Применение социально-культурных технологий в процессе реабилитации пожилых людей, имеющих нарушения слуха // Педагогический имидж. 2021. Т. 15, № 1 (50). С. 38-48. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-1-38-48.
Татарова С.П., Татаров Н.Т. Инклюзивное образование в вузах Республики Бурятия // Организация инклюзивного образовательного пространства: состояние и перспективы. Улан-Удэ, 2017. С. 46-50.
Украинцева И.Д. Нормативно-правовое обеспечение формирования доступной среды для инвалидов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 1457.
Шурыгина Ю.Ю. Об особенностях организации социально-медицинской реабилитации // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 6. С. 104-115.
References:
Ardashova, Yu. I. & Kokhan, S. T. (2016) Osobennosti otnosheniya studentov k litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of students' attitudes towards persons with disabilities]. In: Sostoyanie zdorov'ya: meditsinskie, sotsial'nye i psikhologo-pedagogicheskie aspekty. Chita, рр. 509-517. (In Russian)
Badaraev, D. D. & Ukraintseva, I. D (2023) Attitude to Inclusive Education among Children in General Education Schools in the Republic of Buryatia. Theory and Practice of Social Development. (1 (179)), 15-24. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.1.1. (In Russian)
Bochkova D.B., Kalashnikova A.A., Ksenofontova V.A., Shelud'ko O.S. Otnoshenie studencheskoi molodezhi k litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Attitudes of student youth towards persons with disabilities]. Bulletin of Medical Internet Conferences. 5 (12), 1544-1545. (In Russian)
Burkova, V. N., Butovskaya, M. L. & Fedenok, Yu. N. (2017) Intolerantnost' v otnoshenii invalidov: gendernye i lichnostnye razlichiya u rossiiskoi molodezhi [Tolerance towards disabled people: gender and personality differences among russian youth]. In: Evolyutsionnaya isravnitel'naya psikhologiya v Rossii. Moscow, р. 255. (In Russian)
Gorbatykh, G. A. (2014) Itogisotsiologicheskogo issledovaniya vramkakh podprogrammy «Dostupnaya sreda» gosudarstvennoi programmy Respubliki Buryatiya «Sotsial'naya podderzhka grazhdan (2014-2017 gody i na period do 2020 g.)» [Results of sociological research as part of the subprogram "Accessible Environment" of the state program of the Republic of Buryatia "Social Support of Citizens (2014-2017 and for the period up to 2020)"]. Ulan-Ude. 59 р. (In Russian)
Grinina, E. S. (2015) Attitude of Student Youth to People with Reduced Capabilities. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology. 4 (4), 333-337. (In Russian)
Korpusova, O. Yu. (2014) Functioning of Public Associations of the Republic of Buryatia in Modern Conditions (Results of Sociological Research). Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. Filologiya. Filosofiya. (14-10, 71-75. (In Russian)
Shurygina, Yu. Yu. (2011) Ob osobennostyakh organizatsii sotsial'no-meditsinskoi reabilitatsii [About the peculiarities of the organization of social and medical rehabilitation]. Povolzhskii torgovo-ekonomicheskii zhurnal. (6), 104-115. (In Russian)
Tatarova, S. P. & Tatarov, N. T. (2017) Inclusive Education at Higher Educational Institutions of the Republic of Buryatia. In: Organizatsiya inklyuzivnogo obrazovatel'nogo prostranstva: sostoyanie i perspektivy. Ulan-Ude, рр. 46-50. (In Russian)
Tatarova, S. P. & Zateeva, N. A. (2021) Socio-Cultural Technologies for Rehabilitation of Hearing-Impaired Elderly People. Pedagogicheskii imidzh. 15 (1 (50)), 38-48. Available from: doi:10.32343/2409-5052-2021-15-1-38-48. (In Russian)
Tatarova, S. P. (2017) Socialization of Persons with Disabilities. In: Opyt, problemy i puti sovershenstvovaniya kachestva podgotovki spetsialistov v sfere kul'tury i iskusstva. Ulan-Ude, рр. 277-280. (In Russian)
Ukraintseva, I. D. (2015) Regulatory Framework to Ensure Accessible Environment for People with Disabilities. Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya. (1-1), 1457. (In Russian)
Информация об авторах
И.Д. Украинцева - аспирант сектора социологии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Улан-Удэ, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=790011
Е.В. Петрова - доктор социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Улан-Удэ, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=73641
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors
I.D. Ukraintseva - PhD student of the Sociology Sector, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=790011
E.V. Petrova - D.Phil. in Sociology, Associate Professor, Leading Research Fellow, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=73641
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.