Научная статья на тему 'Отношение студенток к деятельности по формированию здорового образа жизни'

Отношение студенток к деятельности по формированию здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВ'Я / ВіДНОШЕННЯ / ЦіННОСТі / МОТИВАЦіЯ / ДіЯЛЬНіСТЬ / ПіДГОТОВКА / ФіЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНА ДіЯЛЬНіСТЬ / HEALTH / ATTITUDE / VALUES / MOTIVATION / ACTIVITY / PREPARATION / PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огородников С. С., Амелько Е. Г.

В статье исследовано отношение студенток к здоровью в познавательной, эмоциональной, практической сферах и в сфере совершаемых ими поступков. Использовался тест С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью». Полученные результаты показывают: студентки мотивированы к занятиям физическими упражнениями и спортом; больше половины из них позитивно относятся к здоровью и здоровому образу жизни. В тоже время половина опрошенных находятся зоне «риска»; а также не выявлена определённая тенденции в изменении отношения к здоровью в зависимости от времени обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огородников С. С., Амелько Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Female student's attitude to the health keeping activity

In submit article female student's attitude to the health in cognitive, emotional, and practice spheres and in the sphere of their deeds is investigated. The test "Index of the attitude to the health" by S. Derjabo and V. Yasvin was used. The results show: female students are motivated to the physical exercises and sports; more of them have positive attitude to the health and health keeping activity. But a half of them are in a zone of "risk". Also a certain tendency in the attitude to the health depending on time of training at University is not revealed.

Текст научной работы на тему «Отношение студенток к деятельности по формированию здорового образа жизни»

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОК К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

ЖИЗНИ

Огородников С.С., Амелько Е.Г.

Белорусский государственныйпедагогический университет имени Максима Танка

Аннотация. В статье исследовано отношение студенток к здоровью в познавательной, эмоциональной, практической сферах и в сфере совершаемых ими поступков Использовался тест С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью». Полученные результаты показывают: студентки мотивированы к занятиям физическими упражнениями и спортом; больше половины из них позитивно относятся к здоровью и здоровому образу жизни. В тоже время половина опрошенных находятся зоне «риска»; а также не выявлена определённая тенденции в изменении отношения к здоровью в зависимости от времени обучения в университете Ключевые слова: здоровье, отношение, ценности, мотивация, деятельность, подготовка физкультурно спортивная деятельность.

Анотація. Огородников С.С., Амелько Є.Г. Відношення студенток до діяльності по формуванню здорового способу життя. В статті досліджено відношення студентокдо здоров'я в пізнавальній, емоційній, практичній сферах і у сфері скоюваних ними вчинків. Використовувавсятест З. Дерябо і В. Ясвіна «Індекс відношення до здоров'я». Отримані результати показують: студентки мотивовані до занять фізичними вправами і спортом; більше половини з них позитивно відносяться до здоров'я і здорового способу життя. В теж час половина опитаних знаходяться зоні «ризику»; а також не виявлена визначена тенденції в зміні відношення до здоров'я залежно від часу навчання в університеті

Ключові слова: здоров'я, відношення, цінності, мотивація, діяльність, підготовка фізкультурно-спортивна діяльність.

Annotation. Ogorodnikov С.С., Amelko E.G. Female student’s attitude to the health - keeping activity. In submit article female student's attitude to the health in cognitive, emotional, and practice spheres and in the sphere of their deeds is investigated. The test "Index of the attitude to the health" by S. Derjabo and V. Yasvin was used. The results show: female students are motivated to the physical exercises and sports; more of them have positive attitude to the health and health - keeping activity. But a half of them are in a zone of "risk". Also a certain tendency in the attitude to the health depending on time of training at University is not revealed.

Keywords: health, attitude, values, motivation, activity, preparation, physical and sports activity.

Введение.

Профессиональная успешность любого специалиста, а педагога дошкольного образования тем более, закладывается на этапе профессиональной подготовки в процессе которой возникает необходимость воспитания у занимающихся ценностного отношения к своему здоровью. Ценностное отношение к здоровью в определённой степени достигается посредством формирования навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, в результате которыхвоспитывается потребность вести здоровый образ жизни. Это, в свою очередь, содействует проявлению интереса к изучению соответствующей литературы, участию в различных формах проведения активного отдыха, пропаганде здорового образа жизни и многому другому

Включённость учащейся молодёжи, студентовв различную деятельность, характеризующую проявления здорового образа жизни, непосредственно зависит от их отношения к этой деятельности. Отношение имеет изменчивый характер, поэтому требует перманентного исследования

Работа выполнена по плану НИР Белорусскогогосударственногопедагогического университета имени Максима Танка.

Формулирование целей работы.

Цель нашей работы - показать, как проявляется отношение студентокБелорусскогогосударственного педагогическогоуниверситета имени Максима Танка к здоровью и здоровому образу жизни.

Организация исследований. Для достижения поставленной цели было проведено исследование среди студенток I - V курсов факультета дошкольного образования дневной и вечерней форм обучения (n = 470). Использовался тест С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью» [3]. Студенткам предлагалось выбрать три наиболее важных и три наименее важных с их точки зрения ценности из предлагаемого списка. В данный список входили хорошие вещи (материальное благополучие); общение с природой; общение с друзьями и другими окружающими людьми; любовь (семейная жизнь); труд (профессия, учёба, интересная работа); духовность (нравственность, саморазвитие); здоровье, здоровый образ жизни. В результате ранжирования всех ценностей определялась их значимость. Ранг, полученный такой ценностью, как здоровье, здоровый образ жизни, являлся окончательным показателем у опрашиваемого и свидетельствовал о величине доминантности его отношения к указанному Далее, предлагалось ответить на перечень вопросов (24 пункта), включающих четыре шкалы: эмоциональная, познавательная, практическая и шкала поступков

Представляется необходимым дать характеристику шкалам.

Эмоциональная шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие, насколько человек чувствителен к различным жизненным проявлениям своего организма, восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нём.

Познавательная шкала показывает, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие насколько он готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни и стремится сам получать информацию по этой теме.

Практическая шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она состоит из вопросов, диагностирующих насколько человек готов включаться и включён в различные практические действия, направленные на заботу о своём здоровье, когда они предлагаются или организовываются другими людьми, и насколько человек сам, по собственной инициативе, стремится осуществлять эти действия.

По шкале поступков можно определить, в какой степени проявляется отношение человека к здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с существующим у него отношением Она включает вопросы, диагностирующие насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, своих знакомых и общество в целом, чтобы они заботились о здоровье, вели здоровый образ жизни.

Посредством суммирования балов по четырём шкалам определялся показатель интенсивности отношения Он свидетельствует; сформировано ли в целом отношение человека к здоровью.

Чтобы получить возможность сравнивать между собой результаты анкетирования разных испытуемых посредством компьютерной обработки данных была составлена 20-ступенчатая перцентильная шкала.

Результаты исследо вания.

Результаты исследования по выявлению значимости отношения студенток к здоровью и здоровому образу жизни, полученные путём ранжирования определённых ценностей, свидетельствуют, что более половины опрошенных - 62% имеют высокую доминантность отношения к здоровью и здоровому образу жизни, для 32% опрошенных эта ценность имеет среднюю доминантность отношения и для 6% - низкую доминантность. Полученные результаты позволяют говорить, что у значительного большинства студенток отношение к здоровью является доминантным. Однако данные результаты не дают полного основания утверждать, что у студентоксформировано высокоранговое ценностное отношение к здоровью. На наш взгляд, ценностное отношение будет проявляться только при наличии у студенток социально-значимой мотивации. Социально-значимый характер мотивации выступает таким образом, что физкультурнэспортивная деятельность направлена не только на самого субъекта деятельности, но также и на положительное преобразование в сфере физической культуры и спорта определённого социума [1, 4]. Для выявления отношения к здоровью проведём анализ результатов оценивая их с помощью перцентильной шкалы.

Итак, по эмоциональной шкале низкие баллы имеют 5% исследуемых на первом курсе, на втором - 15%, на третьем - 10%, на четвёртом - 5% и на пятом - 20%, у студентоквечерней формы обучения низкие баллы имеют 15% человек. Соответственно высокие баллы по эмоциональной шкале у 95% первокурсников 85% второкурсников 90% третьекурсников 95% студентокчетвёртого курса, 80% пятикурсникови у 85% студенток вечерней формы обучения

Анализируя данные эмоциональной шкалы, можно утверждать, что позитивное отношение к здоровью у значительного количества опрошенных проявляется в эмоциональной сфере. Студентки способны наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагируют на поступающие от него сигналы, способны отойти от отрицательных стереотипом существующихв обществе по отношению к здоровому образу жизни. Иными словами, они заботятся о здоровье не только потому, что это «необходимо), не под давлением обстоятельств а ради удовольствия Хотя низкие баллы выявлены у незначительного количества студенток, тем не менее, они указывают на то, что отношение к здоровью у некоторых носит рассудочныйхарактер, мало затрагивает эмоциональную сферу. Забота о здоровье для них -это просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, они глухи к жизненным проявлениям своего организма, не видят эстетического аспекта здоровья, находятся под властью отрицательных эмоциональных общественных стереотипові

В отличие от эмоциональной при анализе познавательной шкалы выявлено: низкие баллы имеют 65% студентокна первом и втором курсах, 75% - на третьем, 60% - на четвёртом, пятом курсах и 45% студенток вечерней формы обучения Следовательно, высокие баллы характерны лишь для 35% студенток первого и второго курсов, 25% - третьего курса, 40% - четвёртого и пятого курсов дневной формы обучения и 55% студентоквечерней формы обучения Как ни парадоксально, это указывает, что отношение к здоровью у большинства студенток мало затрагивает их познавательную сферу, они в лучшем случае готовы лишь воспринимать поступающую от других людей информацию, не проявляют активность в её поиске Лишь незначительное количество студенток проявляют интерес к проблеме здоровья, сами активно ищут соответствующуюинформацию в книгах, журналах, газетах, любят общаться с людьми на данную тему и т. д.

Анализ практической шкалы показал следующее: низкие баллы имеют 30% студентокпервого и второго курсов, 40% - третьего курса, 25% - четвёртого, 35% пятого курса и 30% студентоквечерней формы обучения соответственно высокие баллы имеют 70% студенток первого и второго курсов, 60% третьекурсниц, 75% студентокчетвёртого курса, 65% студенток пятого курса и 70% студентоквечерней формы обучения Эти данные указывают на то, что большинство сту дентокактивно заботятся о своём здоровье в практической сфере: посещают различные спортивные секции, делают специальные упражнения, занимаются оздоровительными процедурами, формируют у себя соответствующие умения и навыки, ведут здоровый образ жизни в целом и т.

д. Невысокие баллы, полученные также значительным процентом студенток свидетельствуют что они лишь в какой-то мере готовы включаться в практическую деятельность по заботе о своём здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, студенткимогут что-то предпринимать, если этого потребует от них ситуация.

В результате анализа шкалы поступков невысокие баллы выявлены у 90% первокурсниц, 85% студенток второго курса, 90% - третьего, 85% - четвёртого и пятого курсов и у 80% студентоквечерней формы обучения Следовательно, высокие баллы наблюдаются лишь у 10% студентокпервого курса, 15% студенток второго курса, 10% - третьего курса, 15% - четвёртого и пятого курсов и 10% студентоквечерней формы обучения. Обсуждая данные шкалы поступков можно утверждать, что отношение к здоровью остаётся для большинства студенток личным делом. Лишь очень незначительное количество студенток стремится изменить своё окружение: повлиять на отношение окружающих людей к здоровью, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандировать различные средства оздоровления организма, создавать вокруг себя здоровую жизненную среду.

Анализируя данные суммы баллов отдельных шкал, как показателя интенсивности отношения к своему здоровью в целом, отметим: на первом курсе высокие баллы имеют 65% студенток на втором - 55%, на третьем - 40%, на четвёртом курсе - 70%, на пятом - 45% студенток и 55% студентоквечерней формы обучения; соответственно 35% первокурсниц, 45% второкурсниц, 60% третьекурсниц, 30% студенток четвёртого курса, 55% пятикурсниц и 45% студентоквечерней формы обучения имеют низкие баллы.

Выводы.

1. Полученные данные позволяют утверждать: почти у половины опрошенных студенток дневной и вечерней форм обучения отношение к здоровью как к ценности сформировано не на должном уровне, они находятся в зоне «риска», и это не смотря на то, что для большинства студенток отношение к здоровью и здоровому образу жизни является доминантным. В этом случае высока вероятность того, что они не будут вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно может приводить к появлению заболеваний. Чуть больше половины опрошенных студенток имеют высокий уровень сформированности позитивного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

2. Кроме того, данные изучения отношения студенток по всем шкалам анкеты не позволяют выявить определённой тенденции в изменении отношения к здоровью и здоровому образу жизни в зависимости от времени обучения в университете

3. Отмечено также, что студентки факультета дошкольного образования мотивированы к занятиям физическими упражнениями и спортом, способны наслаждаться своим здоровьем, получать эстетическое удовольствие от здорового организма и др., в то же время отношение к здоровью остаётся их личным делом, и они не стремятся изменить своё окружение. Следовательно, большинство из них, можно предположить, могут пассивно относиться к внедренческой деятельности здорового образа жизни у своих подопечных

4. Важно, чтобы занятия физическими упражнениями несли не только личную пользу, но и общественную В совокупности с социально-значимым характером мотивации это будет являться важным условием успешности физкультурной спортивной и учебной деятельности [2].

Данные выводы дают основания утверждать, что влиять на формирование навыков здорового образа жизни у студенток следует на протяжении всей учёбы, проводя постоянный мониторинг отношения и в зависимости от этого подбирать соответствующие средства воспитания; будущихпедагогов необходимо учить создавать вокруг себя здоровую жизненную среду и воспитывать у них умения и навыки её формирования, приносящие пользу не только себе, но и обществу.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем формирования позитивного отношения сту дентокк ведению здорового образа жизни.

Литература

1. Огородников С.С., Патрубейко Е.Г. Значение мотивационного компонента в процессе физического воспитания студентовфакультетовдошкольногообразования I VII Международная научная сессия БГУФК и НИИФК и С РБ по итогам НИР за 2003 год, 6 - 8 апр.- Минск, изд. БГУФК, 2004 г. - С. 90 - 92.

2. Огородников С.С., Патрубейко Е.Г. Отношение студенток к здоровью и здоровому образу жизни I

Здоровье студенческой молодёжи: достижения теории и практики физической культуры IV

международная научно-практическая конференция - Минск, 16 - 17 декабря. - 2004 г. БГПУ. - С. 70 - 72.

3. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: Пособие для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений I Е.Л. Гутковская Я.Л. Коломинский Е.А. Панько и др.; Под ред. Е.А. Панько. - Мн.: У ниверситетское 2002. - 207 с.

4. Сагайдак С. С. Мотивация деятельности! С. С. Сагайдак. - Мн.: Ред журн. «Адукацыя i выхаванне», 2001. - 208 с.

5. Вовк Л.В. Теоретические и методологические основы культуры здорового образа жизни студенческой молодежи II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту Изб. наук, праць за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №12. - С.38-41.

Поступила в редакцию 10.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.