Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРОБЛЕМЕ ЭКСТРЕМИЗМА'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРОБЛЕМЕ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логинова Ирина Анатольевна, Полянский Виктор Владимирович, Гатен Юлия Вдадимировна

Актуальность статьи обусловлена ростом преступлений экстремистской направленности в России. Наиболее уязвимая социальная группа, способствующая распространению экстремизма - молодежь. Цель статьи заключается в исследовании отношения студенческой молодежи к проблеме экстремизма и определении социального профиля студентов, подверженных воздействию идеологии экстремизма. Исследование базируется на классической количественной методологии. Авторами выявлен низкий уровень вовлеченности студенческой молодежи в экстремистскую деятельность в позиции объекта воздействия и наличие у большинства студентов устойчивой установки на неприятие экстремизма на поведенческом уровне. Тем не менее, определена небольшая группа студентов, неустойчивых с точки зрения противостояния экстремизму, демонстрирующие нейтральное или неопределенное отношение к этому явлению. Это является доказательством необходимости активизации информационно - просветительской работы в вузах по проблемам экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF STUDENT YOUTH TO THE PROBLEM OF EXTREMISM

The relevance of the article is due to the growth of extremist crimes in Russia. The most vulnerable social group contributing to the spread of extremism is the youth. The purpose of the article is to study the attitude of student youth to the problem of extremism and to determine the social profile of students exposed to the ideology of extremism. The study is based on classical quantitative methodology. The authors revealed a low level of involvement of students in extremist activities in the position of the object of influence and the presence of a stable mindset on the rejection of extremism at the behavioral level among the majority of students. Nevertheless, a small group of students was identified who were unstable in terms of countering extremism, demonstrating a neutral or indefinite attitude towards this phenomenon. This is evidence of the need to intensify information and educational work in universities on the problems of extremism.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ПРОБЛЕМЕ ЭКСТРЕМИЗМА»

Отношение студенческой молодежи к проблеме экстремизма

Логинова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» E-mail: okean559@yandex.ru

Полянский Виктор Владимирович,

кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и административного права, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» E-mail: polansky.v@gmail.com

Гатен Юлия Вдадимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» E-mail: gaten.ssau@mail.ru

Актуальность статьи обусловлена ростом преступлений экстремистской направленности в России. Наиболее уязвимая социальная группа, способствующая распространению экстремизма - молодежь. Цель статьи заключается в исследовании отношения студенческой молодежи к проблеме экстремизма и определении социального профиля студентов, подверженных воздействию идеологии экстремизма. Исследование базируется на классической количественной методологии. Авторами выявлен низкий уровень вовлеченности студенческой молодежи в экстремистскую деятельность в позиции объекта воздействия и наличие у большинства студентов устойчивой установки на неприятие экстремизма на поведенческом уровне. Тем не менее, определена небольшая группа студентов, неустойчивых с точки зрения противостояния экстремизму, демонстрирующие нейтральное или неопределенное отношение к этому явлению. Это является доказательством необходимости активизации информационно - просветительской работы в вузах по проблемам экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, студенческая молодежь, толерантность.

Распространение экстремизма во всех его проявлениях является актуальной проблемой для российского общества. В соответствии с опубликованными статистическими данными МВД РФ количество преступлений экстремистской направленности в России за одиннадцать месяцев 2022 года выросло более чем на 43% по сравнению с прошлым годом. В январе - ноябре 2022 года зарегистрировано 1407 преступлений экстремистской направленности (+43,1%) [1, с. 4.].

«Экстремизм» (от фр. ех^етнвте, от лат. ех^етиэ - крайний) «представляет собой приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам» достижения поставленных целей, решения важных для субъекта задач. В России определение экстремизма закреплено в Уголовном кодексе РФ и в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [2].

Многими исследователями отмечается, что наиболее уязвимая социальная группа, способствующая распространению экстремизма - молодежь. Так Д.В. Громов отмечает, что «экстремистские проявления имманентно присущи поведению молодежи» [3]. Большую роль в этом играют особенности возрастного развития личности в молодости. По мнению Т.М. Тхазеплова, «молодые люди в силу своих социальных характеристик, юношеского максимализма и особенностей восприятия событий и обстановки острее чувствуют, активнее выступают, и больше поддерживают крайние меры решения тех или иных проблем» [4, с. 67]. С.Р. Ана-ничева считает, что это связано с тем, что «молодежь, не имея средств реализовать свои потребности в короткие сроки легитимными способами, начинают использовать другие способы, в том числе зачастую и экстремальные» [5, с. 18]. Крайность и максимализм суж-

159

дении, являющимся естественным для молодежи, в свою очередь, делает её объектом воздействия радикальных идеологии и групп, а также потенциальным резервом различных движений экстремистского толка [6, с. 18].

Проблема экстремизма среди молодежи привлекает всё больше ученых разных научных направлений. В отечественной социологии изучение молодежного экстремизма активно стало осуществляться с начала 2000-х гг. Одними из первых отечественных исследователей экстремизма в молодежной среде в социологическом аспекте являются А.А. Козлов, В.Н. Томалинцев, Т.Э. Петрова [7], Г.Л. Бардиер и Н.В. Суханова [8].

Изучение социальных представлений молодежи об экстремизме в центре внимания таких исследователей как А.Р. Тузиков [9], М.Т. Ногерова, Т.А. Догучае-ва, М.Р. Кочкарова [10], Т.Б. Крюкова, С.Ю. Лисова [11], а также Н.В. Мущен-кова, О.С. Солодухина, К. Дребенштедт, Т.С. Бочкарёва, Ю.Н. Гурьянов, А.А. Гай-воронская, Н.В. Муращенкова, Г.П. Кулешова, Ю.В. Дадаева и др.

Социально-психологические аспекты, факторы и причины экстремистских настроений у молодежи рассматривают Д.А. Лазарев [12], В.И. Чупров, Ю.А. Зубок [13], В.В. Никуленков, Н.А. Никитина, И.А. Дроздова [14], С.А. Сущен-ко, Е.С. Жидяева, С.И. Самыгин [15], Т.А. Малыхина [16].

Таким образом, исследование отношения молодежи к проблемам экстремизма является актуальным и своевременным в условиях роста распространения экстремистской идеологии и вовлечения в экстремистскую деятельность молодого поколения.

Цель данного исследования - выявление отношения студенческой молодежи к проблеме экстремизма.

Для достижения этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1) исследовать опыт/вовлеченность студенческой молодежи в экстремистскую деятельность в позиции объекта воздействия для получения сведений

о степени распространенности экстремистских проявлений в обществе и включенности в них студентов;

2) определить уровень одобрения/ осуждения деятельности экстремистских организаций;

3) выявить наиболее виктимные социальные группы студенческой молодежи (чаще всего становящихся объектами экстремизма).

Методика исследования

Исследование базируется на классической количественной методологии. Метод сбора информации - анонимный выборочный онлайн опрос.

В соответствии с целью и задачами исследования был разработан опросник, представляющий собой комбинацию вопросов разного типа.

Анализ и обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета «SPSS for Windows». При анализе данных кроме традиционных методов анализа (построение частотных и комбинационных таблиц) использовались следующие специфические техники:

1) формирование социального профиля методом структурных коэффициентов. Результаты опроса позволяют не просто зафиксировать долю студентов, демонстрирующих ту или иную модель поведения, но и ответить на вопрос: какие социальные группы студентов обращаются к этой модели в большей степени? Для этого выявлялся так называемый социальный портрет (или профиль) студентов. В данном исследовании в социальный портрет помимо традиционных социально-демографических характеристик были включены и психографические особенности (уровень активности). Профиль характеризуется преимущественной представленностью тех или иных социальных групп среди выделенных типов студентов. Для определения профиля использовался метод структурных коэффициентов (или метод расчета индекса соответствия признака);

2) поиск зависимостей между признаками на основе критерия Хи-квадрат. Все приведенные в статье зависимости

160

подтверждены значимыми значениями критерия Хи-квадрат (на уровне значимости не ниже 0,05).

Исследование было выполнено Общественным советом при ГУ МВД России по Самарской области с привлечением Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева.

Объект исследования - студенты вузов Самарской области.

В онлайн опросе приняли участие студенты 18 учебных заведений Самарской области - 17 вузов (СамГУПС, СамГМУ, СамГТУ, МИР, ПГУТИ, СГСПУ, СЮИ ФСИН, СФ МГПУ, Филиал СамГТУ в г. Сызрани, СГИК, ТГИК, ТГУ, ТАУ, Самарский университет, ПВГУС, Реавиз, Филиал СамГТУ в г. Новокуйбышевске, СГЭУ).

Средний возраст опрошенных -19,6 лет (47,2% в возрасте от 19 до 20 лет, 27,5% от 16 до 18 лет, 25,3% от 21 года и старше). Структура выборки по полу и возрасту достаточно однородна (55,6% женщин, 44,4% мужчин), что позволяет говорить о представленности в исследовании мнений основных половозрастных групп студентов.

Всего обработано и проанализировано 4815 анкет. Выборка исследования -стихийная нерепрезентативная, что типично для опросов в сети, характеризующихся высоким уровнем анонимности и трудностью контроля ключевых выборочных характеристик.

Результаты исследования

Важной задачей исследования являлось изучение опыта вовлеченности студенческой молодежи в экстремистскую деятельность в позиции объекта воздействия. Более половины опрошенных (53,7%) уверенно отвечают, что никогда не сталкивались с проявлениями экстремизма. Каждый третий (32%) не может ответить на этот вопрос. Это еще раз косвенно подтверждает вывод о том, что заметная часть молодых людей испытывает сложности с идентификацией экстремизма. Доля тех, кто имел опыт столкновения с экстремизмом в реальной жизни составила 14,3%. При этом

8,4% из них утверждают, что это было не единожды.

В качестве примеров проявлений экстремизма, с которыми приходилось сталкиваться в реальной жизни, студенты называли чаще всего: экстремистский контент в социальных сетях, ложные сообщения о минировании (школ, ТЦ и т.п.), буллинг (травля) в учебном заведении, оскорбления и унижения лиц иных национальностей, унижения и оскорбления верующих, общение со скинхедами и представителями радикальных субкультур, пропаганда фашизма, несанкционированные митинги.

Анализ социально-демографических факторов показал, что значимое влияние на опыт столкновения с экстремизмом оказывает пол: среди мужчин доля тех, кто имел подобный опыт 15,7%, среди женщин - 13,2%. На первый взгляд, разница небольшая. Однако, на данном объеме выборки, она является статистически значимой (что подтверждается значимыми значениями критерия Хи-квадрат). Таким образом, можно уверенно говорить, что юноши чаще сталкиваются с экстремизмом, чем девушки.

Аналогично высокую значимость показали и коэффициенты связи возраста и уровня материального статуса с опытом столкновения с экстремизмом: 1) чем старше студент, тем чаще он сталкивается с экстремизмом; 2) частота столкновения с экстремизмом снижается с ростом материального благосостояния.

Социальный профиль группы студентов, чаще всего сталкивающихся с экстремизмом представлен на Рисунке 1.

Преимущественно это представители мужского пола с более низким, чем в среднем по выборке уровнем дохода, но с более активной жизненной позицией.

Для получения важнейшей информации об отношении студентов к экстремизму мы исследовали уровень одобрения/осуждения деятельности экстремистских организаций, представления об актуальности проблемы экстремизма для России и наиболее опасных формах проявления экстремизма.

161

Рис. 1. Социальный профиль студентов, имеющих опыт столкновения с экстремизмом

Студенты декларируют негативное отношение и осуждение действий экстремистов и экстремистских организаций (74,4%). Об одобрении их действий заявили только 1,6% опрошенных. В рамках данной методологии невозможно оценить, соответствуют ли эти заявления реальным мнениям или это некое сознательное искажение в условиях анонимности опроса. В любом случае 1,6% - это незначительная доля, в рамках погрешности исследования.

Более пристальное внимание следует обратить на то, что каждый десятый опрошенный демонстрирует нейтральное отношение, и еще 13% не смогли однозначно ответить на этот вопрос. Практически четвертая часть студентов не сформировали определенного отношения к проблеме экстремизма.

Для выявления представления студентов об актуальности проблемы экстремизма в РФ в закрытом вопросе анкеты был сформулирован тезис о том, что экстремизм уже не локальная или региональная проблема, а масштабное общероссийское явление. Полученные результаты приведены на рисунке 2.

Студенты не разделяют этот распространенный общественно-политический дискурс: менее 40% признают важность этой проблемы, более трети считают, что есть более важные проблемы, пятая часть не имеет мнения на этот счет. Па-

радоксально, но среди тех студентов, кто имел опыт столкновения с проявлениями экстремизма, меньше доля считающих эту проблему важной и актуальной, чем среди тех, кто такого опыта не имели.

Рис. 2. Актуальность проблемы экстремизма в РФ

Относительно актуальности проблемы экстремизма для Самарской области студенты сомневаются еще больше. Мнения опрошенных по этому вопросу разделились на три практически равные части: каждый третий (33,9%) признает экстремизм в той или иной степени актуальным явлением для Самарского региона. При этом чуть более трети (34,8%) не смогли выразить свое мнение на этот счет, а 31,4% считают данную проблему не актуальной в реалиях Самарской области.

Наиболее опасными проявлениями экстремизма студенты считают крайние формы его выражения, т.е. те, что связаны с применением физического на-

162

силия: захват заложников для достижения своих политических целей (53,7%), акции протеста с применением насилия (поджоги, взрывы, уличные беспорядки) (39,4%), политические убийства и физические расправы (36,7%). Унижение и оскорбления по национальному признаку, угрозы в адрес людей иных национальностей, вероисповеданий (27,2%), пропаганда фашизма, включая использование фашистской символики, одежды, приветствий (24,4%) также вызывают опасения у значительного числа опрошенных.

Проявления экстремизма, связанные с попранием прав и свобод, равно как и политические призывы радикального толка не кажутся студентам опасными: провозглашение преимущества прав одной нации над другими (15,0%), запугивание, преследование политических противников (10,7%), провозглашение преимущественных прав одной религии над другими (10,5%), призывы к насильственному свержению правительства (7,8%), призывы к ликвидации свободы печати (5,8%), призывы к запрету существующих партий и движений (3,7%), осквернение памятников, могил, храмов (16,3%). Затруднились ответить на этот вопрос 10,8%, а также не считают, что экстремизм опасен 1,7% респондентов.

Заключение

Исследование фиксирует низкий уровень вовлеченности студенческой молодежи в экстремистскую деятельность в позиции объекта воздействия, т.к. только 14,3% уверенно говорят о том, что имели опыт столкновения с экстремизмом. В данном случае следует признать, что эта цифра вряд ли соответствует реальности, и на самом деле, она гораздо выше. Дело в том, что студенты не вполне четко понимают, что следует считать экстремизмом, отсюда и возможные искажения при ответе на данный вопрос. Неслучайно, каждый третий затруднился определенно ответить на вопрос о том, приходилось ли ему сталкиваться с экстремизмом.

Спектр экстремистских проявлений, с которыми чаще всего сталкивается мо-

лодежь, достаточно широк. Это еще раз указывает на важность формирования у студентов навыков определения контента как экстремистского.

Относительно факторов, влияющих на частоту столкновения с экстремизмом, и наиболее виктимных социальных групп студенческой молодежи (чаще всего становящихся объектами экстремизма) можно сказать следующее. Однозначно, что это чаще всего юноши, доход которых ниже, чем в среднем по выборке. При этом, как показывает опрос, для них характерна более активная жизненная позиция (состоят в организациях, участвуют в университетских мероприятиях). Но последнее, скорее всего, связано с тем, что именно эта категория активных студентов лучше осведомлена о том, что такое экстремизм, и потому они чаще говорили, что имели опыт столкновения с ним. Частота столкновения с экстремизмом увеличивается с возрастом, но снижается с ростом материального благосостояния.

Данные исследования позволяют говорить о наличии у большинства студентов устойчивой установки на неприятие экстремизма на поведенческом уровне: студенты заявляют о своей неготовности содействовать экстремизму, даже на выгодных для себя условиях. Тем не менее, есть небольшая группа тех, кто не отказался бы от такого предложения (4,7%). Социальный профиль этой потенциально «слабой», неустойчивой с точки зрения противостояния экстремизму группы студенческой молодежи представлен следующими характеристиками. Гендерный состав характеризуется доминированием мужчин. По уровню материальной обеспеченности среди них больше, чем в выборке, лиц с доходами ниже среднего, либо, напротив - с очень высокими доходами. Также среди них больше молодых людей с активной жизненной позицией (состоят в каких-либо формальных и неформальных организациях, принимают активное участие в университетских/факультетских мероприятиях). Они чаще общаются с друзьями онлайн или вообще не имеют близких друзей. Последнее настораживает, а по-

163

этому требуется воспитание у молодежи 6. чувства гуманизма, сотоварищества, содружества, взаимопомощи.

Таким образом, отношение студентов к деятельности экстремистских организации и непосредственно к самим экстремистам негативное, что вполне закономерно, т.к. экстремизм - явление со- 7. циально неодобряемое, и естественно, на вербальном уровне студенты в большинстве своем его осуждают. Тем не менее, ощутимая часть студенчества (порядка четверти опрошенных) демонстрируют нейтральное или неопределенное 8. отношение к этому явлению. Это еще одно доказательство необходимости активизации просветительской работы в студенческой среде по проблемам экстремизма.

Литература 9.

1. Состояние преступности в России за январь - ноябрь 2022 года / Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический 10. центр». Режим доступа: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2022/12/ mvd_22_11_.pdf (дата обращения: 10.02.2023)

2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодей- 11. ствии экстремистской деятельности».

Ст. 1 (с изменениями от 28 декабря 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. - № 30. - Ст. 3031.

3. Громов Д.В. Молодежь: конструирование экстремальности // Мужской 12. сборник. Вып. 3. Мужчина в экстремальной ситуации / сост. И.А. Морозов. - М.: Индрик, 2007. - С. 67-83.

4. Тхазеплов Т.М. Профилактика экстремизма и терроризма среди моло- 13. дежи // Право и управление. - 2022. -

№ 5. - С. 67-69.

5. Ананичева С.Р. Проблема распространения идеологии экстремизма 14. среди российской молодежи // Гуманитарные, социально-экономические

и общественные науки. - 2019. -№ 8. - С. 15-19.

Антипьев К.А., Лазукова Е.А., Разинский Г.В., Стегний В.Н. Отношение молодежи к идеологии и практике экстремизма: теоретико-методологический аспект // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2020. - № 2. - С. 23-34. Козлов А.А., Томалинцев В.Н., Петрова Т. Э. Молодежный экстремизм / под общ. ред. А.А. Козлова; С.-Петерб. гос. ун-т, Науч.-исслед. ин-т комплекс. соц. исслед. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 140 с. Бардиер Г.Л., Суханова Н.В. Исследование представлений студентов об экстремизме // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. - 2004. - № 1. - С. 76-88. Тузиков А.Р. Социологические основы исследований специфики экстремизма в идентификациях российской молодежи // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 6-3. -С.151-155.

Ногерова М.Т., Догучаева Т.А., Кочка-рова М.Р. Гражданская идентичность в структуре детерминации представлений студентов об экстремизме // Научное мнение. - 2016. - № 4-5. -С. 60-65.

Крюкова Т.Б., Лисова С.Ю. Категории «экстремизм» и «терроризм» в социальных представлениях студенчества (по результатам социально-психологического исследования) // Интеллигенция и мир. - 2021. - № 2. -С. 77-86.

Лазарев Д.А. Социологический подход к изучению молодежного экстремизма в современной России // Alma Mater (Вестник высшей школы). -2018. - № 1. - С. 51-53. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - Москва: Academia, 2009. - 320 с. Никуленков В.В., Никитина Н.А., Дроздова И.А. К анализу факторов и обстоятельств, влияющих на распространение идеологии экстремизма и терроризма в молодежной сре-

164

де // The Newman in Foreign Policy. -2020. - Т. 1. - № 52(96). - С. 27-30.

15. Сущенко С.А., Жидяева Е.С., Са-мыгин С. И. Экстремизм в среде российской молодежи: социальные и психологические истоки возникновения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 10. - С. 71-74.

16. Малыхина Т.А. Основные факторы, детерминирующие проявления экстремизма в молодежной среде // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2020. -Т. 11. - № 2(40). - С. 197-202.

THE ATTITUDE OF STUDENT YOUTH TO THE PROBLEM OF EXTREMISM

Loginova I.A., Polyansky V.V., Gaten Yu.V.

Samara National Research University

The relevance of the article is due to the growth of extremist crimes in Russia. The most vulnerable social group contributing to the spread of extremism is the youth. The purpose of the article is to study the attitude of student youth to the problem of extremism and to determine the social profile of students exposed to the ideology of extremism. The study is based on classical quantitative methodology. The authors revealed a low level of involvement of students in extremist activities in the position of the object of influence and the presence of a stable mindset on the rejection of extremism at the behavioral level among the majority of students. Nevertheless, a small group of students was identified who were unstable in terms of countering extremism, demonstrating a neutral or indefinite attitude towards this phenomenon. This is evidence of the need to intensify information and educational work in universities on the problems of extremism.

extremist activity, stu-

Keywords: extremism, dent youth, tolerance.

References

1. The state of crime in Russia for January -November 2022 / Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation FKU "Main Information and Analytical Center". - Access mode: URL: https://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2022/12/mvd_22_11_.pdf (Accessed: 10.02.2023).

2. Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002 "On Countering Extremist Activity". Article 1

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11

12,

13.

165

(as amended on December 28, 2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 30. - St. 3031. Gromov D.V. Molodezh: konstruktoriya ex-tremalnosti / D.V. Gromov // Men's collection. Vol. 3. A man in an extreme situation / comp. I.A. Morozov. - M.: Indrik, 2007. -PP. 67-83.

Tkhazeplov T.M. Prevention of extremism and terrorism among youth // Law and Management. - 2022. - No. 5. - PP. 67-69. Ananicheva S.R. The problem of spreading the ideology of extremism among the Russian youth // Humanitarian, socio-economic and social sciences. - 2019. - No. 8. -PP. 15-19.

Antipiev K.A., Lazukova E.A., Razin-sky G.V., Stegniy V.N. Attitude of youth to the ideology and practice of extremism: theoretical and methodological aspect // Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences. -2020. - № 2. - PP. 23-34. Kozlov A.A., Tomalintsev V.N., Petro-va T.E. Youth extremism / ed. ed. A.A. Kozlov; St. Petersburg. state un-t, Nauch.-issled. in-t complex. social research St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg. un-ta, 1996. - 140 p. Bardier G.L., Sukhanova N.V. Study of students' ideas about extremism // Bulletin of St. Petersburg University. Political science. International relationships. -2004. - No. 1. -PP. 76-88.

Tuzikov A.R. Sociological foundations of research on the specifics of extremism in the identifications of Russian youth // Kazan Pedagogical Journal. - 2015. - No. 6-3. -PP. 151-155.

Nogerova M.T., Doguchaeva T.A., Koch-karova M.R. Civil identity in the structure of determination of students' ideas about extremism // Scientific opinion. - 2016. -No. 4-5. - PP. 60-65. Kryukova T.B., Lisova S. Yu. Categories "extremism" and "terrorism" in the social perceptions of students (according to the results of socio-psychological research) // Intelligentsia and the world. - 2021. - № 2. -PP. 77-86.

Lazarev D.A. Sociological approach to the study of youth extremism in modern Russia // Alma Mater (Vestnik vysshei shkoly). -2018. - No. 1. - PP. 51-53. Chuprov V.I., Zubok Yu.A. Youth extremism: essence, manifestation forms, tendencies. -Moscow: Academia, 2009. - 320 p.

14. Nikulenkov V.V., Nikitina N.A., Drozdo-va I.A. To the analysis of factors and circumstances influencing the spread of the ideology of extremism and terrorism among the youth // The Newman in Foreign Policy. -2020. - Vol. 1. - No. 52(96). - PP. 27-30.

15. Sushchenko S.A., Zhidyaeva E.S., Samy-gin S.I. Extremism among Russian youth: social and psychological origins // Human-

itarian, socio-economic and social sciences. - 2017. - No. 10. - PP. 71-74.

16. Malykhina T.A. The main factors that determine the manifestations of extremism in the youth environment // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - Vol. 11. - No. 2(40). - PP. 197-202.

166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.