Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Афанасьев Е.И.

В статье рассматриваются ценностные ориентации и виды проведения досуга современной студенческой молодежи, их отношение к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту. На основании этого разработаны предложения по вовлечению современных студентов в спортивно-массовую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ»

Афанасьев Е.И. аспирант

Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского

Россия, г. Владивосток ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Аннотация. В статье рассматриваются ценностные ориентации и виды проведения досуга современной студенческой молодежи, их отношение к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту. На основании этого разработаны предложения по вовлечению современных студентов в спортивно-массовую деятельность.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровый образ жизни, спортивно-массовая деятельность.

Ежедневно все мы с вами ходим на работу, на учебу, возвращаемся домой, спим и так по кругу. Иногда и вовсе забываем о том, что у нас есть бесценное здоровье, которому также необходимо выделять достаточное количество времени и внимания.

Здоровый образ жизни помогает реализовать себя в жизни, быть успешным, бороться со многими проблемами. Имея крепкое здоровье человек проживает долгую, радостную и счастливую жизнь, а достижения на спортивном поприще сделают человека более сильным и целеустремленным и это положительно отразится на остальных сферах его жизни.

Достаточно давно надежно удостоверено, что занятия спортом улучшают работу центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы, улучшают белковый, углеводный и жировой обмен. Это не только благотворно сказывается на психическом и физическом здоровье, но еще и повышает умственные способности. Повышение качества здоровья увеличивает трудоспособность, что положительно отражается на успеваемости и оценках, карьерном росте и росте заработной платы, и в конечном итоге улучшает социальное самочувствие.

Известно, что отношение к здоровью, здоровому образу жизни тесно связано с ценностными ориентациями личности, то есть с тем, какие жизненные ориентиры имеет человек, на какое место ставит заботу о своем физическом состоянии в ряду других ценностей. В рамках комплекса мероприятий, направленных на совершенствование воспитательной работы в МГУ им. адм. Г.И. Невельского было осуществлено исследование этой проблемы [1]. Для анализа ценностных приоритетов, определяющих важность здорового образа жизни для современных студентов, участникам исследования предлагалось проранжировать следующие параметры: материальный достаток; новые впечатления, путешествия; общение с друзьями; здоровье; успех в личной жизни. Опрос проводился летом 2014 г., объектом исследования стали юноши и девушки в возрасте от 18 до 25 лет,

студенты МГУ им. адм Г.И. Невельского. В исследовании приняли участие 200 человек (100 девушек, 100 юношей).

В результате было выявлено, что в среднем наиболее важны для студентов сегодня возможность получения новых впечатлений, путешествия, на втором месте - профессиональное признание, карьерный рост, на третьем - материальный достаток (Таблица 1). Важно отметить, что здоровье в этом списке занимает предпоследнее место, что с одной стороны является следствием того, что молодые люди редко имеют проблемы со здоровьем, поэтому не так беспокоятся о нем, как люди старшего возраста. С другой стороны - это свидетельство того, что в современной ситуации молодежь в большей степени ориентирована на достижение успеха в деловой сфере, получение достойного заработка, что, в свою очередь, открывает более широкие возможности (в том числе, и для ведения здорового образа жизни).

Таблица 1. Оценка важности жизненных ценностей (средние оценки по

шкале, где 1 - совсем не важно, 5 - очень важно)

Альтернативы Среднее

Новые впечатления, путешествия 4

Профессиональное признание 3,9

Материальный достаток 3,4

Общение с друзьями 3,4

Здоровье 3

Успех в личной жизни 2,8

При сравнении средних оценок, можно увидеть, что наиболее значимые различия в оценках жизненных ценностей наблюдаются между парнями и девушками. Интересно отметить, что девушки на сегодняшний день остаются достаточно традиционными в своих жизненных позициях: для них более значимыми, чем в среднем по выборке, являются только две ценности - материальный достаток и общение с друзьями, при этом несколько менее важны профессиональное признание и здоровье. Молодые люди в целом более ориентированы на достижение профессионального успеха, новые впечатления, для них более важно здоровье, тогда как успех в личной жизни, и даже друзья и материальный достаток отходят на второй план.

Таблица 2. Оценка важности жизненных ценностей у мужчин и

женщин (средние оценки по шкале, где - 1 совсем не важно, 5 - очень важно)

Альтернативы мужчины женщины среднее

Новые впечатления, путешествия 4,2 4 4

Профессиональное 4,1 3,8 3,9

признание

Материальный 3 3,5 3,4

достаток

Общение с 3,1 3,5 3,4

друзьями

Здоровье 3,3 2,9 3

Успех в личной жизни 2,7 2,8 2,8

В исследовании также рассматривалось отношение студентов к физкультуре в вузе. Согласно полученным данным, 86% либо ходили на занятия в прошлом (студенты старших курсов, где данный предмет уже не ведется), либо ходят в настоящее время (для студентов младших курсов). Из них 60% респондентов данные занятия нравились, остальные ходили на них по другим причинам (обязательность посещения, санкции за непосещение и др.).

Мотивы остальных 14%, не посещавших/не посещающих данный предмет, сводятся к следующим: во-первых, это освобождение по болезни (52%). С учетом того, что большинство опрошенных студентов в основном оценивают состояние своего здоровья как хорошее, есть основание предполагать, что данное освобождение вызвано, скорее, нежеланием студентов ходить на физкультуру, нежели реальными болезнями. Во-вторых, ряд причин, вызывающих неудовлетворенность студентов условиями занятий: плохой инвентарь, принудительность, неэффективность и так далее (Таблица 3).

Таблица 3

Причины непосещения Число опрошенных %

Освобожден(а) 14 51,85

Не интересно 3 11,11

Плохой инвентарь 2 7,41

Принудительность 2 7,41

Нет эффекта и пользы 2 7,41

Не было физкультуры 2 7,41

Мало игровых видов спорта 1 3,7

Плохая программа 1 3,7

Хожу на другие тренировки 1 3,7

Нет времени 1 3,7

Лень 1 3,7

Также во время беседы с участниками исследования было выявлено, что большинство из них занимаются спортом не для здоровья и не для спортивных достижений, а потому, что сейчас это модно. То есть осмысленная заинтересованность в занятиях физкультурой отсутствует: нет четких целей, стимулов, мотивов. Таким образом, несмотря на то, что большинство из опрошенных занимаются спортом и ходят на физкультуру, особого интереса к этим занятиям они не проявляют. Рано или поздно на смену спортивной моде придет другая, и желание тренироваться у большинства молодых людей тоже постепенно сойдет на нет.

Данная проблема - это серьезное упущение со стороны организаторов спортивной и физкультурно-массовой работы. Для ее решения необходимо

разработать специальные методы привлечения молодежи к здоровому образу жизни, определить, как мотивировать молодых людей, как заинтересовать их физкультурой и спортом.

Если говорить о профессиональном спорте, то в данном случае все просто - хорошей мотивацией является возможность добиться успеха, прославиться, зарабатывать много денег. Но вот что касается физкультуры, тут дела обстоят несколько сложнее. Ведь очень тяжело заставить человека тренироваться лишь потому, что это входит в учебную программу. Поэтому, чтобы заинтересовать студента, нужно сделать следующее:

1. Проводить лекции, в которых рассказывается о пользе физкультуры и спорта.

2. Приобретать и обновлять спортивный инвентарь.

3. Поощрять за посещение занятий (надбавка к стипендии, а в дальнейшем и к зарплате), причем это поощрение должно напрямую зависеть от спортивных успехов человека.

4. Усовершенствовать тренировочную программу, включить в нее игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол и т.п.), так как они способны заинтересовать даже самых пассивных.

Использованные источники: 1. Marin E., Kamenev S., The problems of the upbringing in the modem Russian Higher Education //Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 4th International symposium. «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. P. 65-71.

Афанасьева А.С. студент 3го курса

Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С.П. Королева Россия, г. Самара НЕРЕАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБЪЕКТА

Аннотация: В статье дан анализ истории изучения топологического объекта - листа Мёбиуса. Обозначены его основные таинственные свойства и действительные сферы применения.

Ключевые слова: лист Мёбиуса, односторонняя поверхность, топологический объект, непрерывность.

Лента Мебиуса - это одна из неисследованных до конца загадок современности. Есть мнение, что лента Мебиуса таит в себе загадки взаимодействия всего существующего в нашей Вселенной. У этой фигуры имеются загадочные свойства и вполне реальные области применения.

Лента Мебиуса - это трехмерная не ориентируемая фигура, у которой одна граница и одна сторона. Еще ленту Мебиуса именуют листом Мебиуса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.