Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К СОБЫТИЯМ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.'

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К СОБЫТИЯМ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
143
17
Поделиться
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
Октябрьская революция 1917 г. / большевики / В.И. Ленин / «красные» и «белые» / прогресс страны

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Зиновьева Валентина Ивановна

Рассматриваются итоги анкетного опроса современных студентов технических и гуманитарного факультетов Томского университета систем управления и радиоэлектроники, проведенного методом случайной выборки в мае 2017 г. В анкетировании участвовали 112 студентов, выразивших свое отношение к событиям Октябрьской революции 1917 г. Студенты представляют ту группу молодежи, которая активно формирует свою социальную идентичность, эмоционально отождествляет себя с выдающимися деятелями, осваивает систему ценностей, выбирает образцы ролей и поведенческие стереотипы. Это поколение воспитывалось и осваивает социальный опыт в противоречивой идейно-политической атмосфере. Тем не менее их ответы на вопросы показывают, что основная часть, хотя не без некоторых колебаний, склоняется к таким приоритетам, как сильные государственные деятели и сильная государственная власть, защита интересов народа, чувство патриотизма и признание преемственности исторического процесса.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Зиновьева Валентина Ивановна,

THE ATTITUDE OF MODERN STUDENTS TO THE OCTOBER REVOLUTION

The paper analyses the results of a random sampling questionnaire conducted among modern Engineering and Humanities students of Tomsk University of Control Systems and Radioelectronics in May 2017. The total number of repondents was 112. Students expressed their attitude to the October Revolution of 1917. Students form the age group of young people that actively shapes their social identity through emotional identification with prominent figures. They develop their system of values by choosing certain referential models and behavioral patterns. This is the generation that was brought up and got their social experience in a contradictory ideological and political atmosphere. However, their answers have shown that the majority of them (not without some hesitation) share such priorities as strong statesmen and strong state power, protections of people’s interests, patriotism and recognition of the continual historical process.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К СОБЫТИЯМ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.»

УДК 94(47) UDC

DOI: 10.17223/18572685/49/9

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ К СОБЫТИЯМ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

1917 г.*

В.И. Зиновьева

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 40 E-mail: isr@main.tusur.ru

Авторское резюме

Рассматриваются итоги анкетного опроса современных студентов технических и гуманитарного факультетов Томского университета систем управления и радиоэлектроники, проведенного методом случайной выборки в мае 2017 г. В анкетировании участвовали 112 студентов, выразивших свое отношение к событиям Октябрьской революции 1917 г. Студенты представляют ту группу молодежи, которая активно формирует свою социальную идентичность, эмоционально отождествляет себя с выдающимися деятелями, осваивает систему ценностей, выбирает образцы ролей и поведенческие стереотипы. Это поколение воспитывалось и осваивает социальный опыт в противоречивой идейно-политической атмосфере. Тем не менее их ответы на вопросы показывают, что основная часть, хотя не без некоторых колебаний, склоняется к таким приоритетам, как сильные государственные деятели и сильная государственная власть, защита интересов народа, чувство патриотизма и признание преемственности исторического процесса.

Ключевые слова: Октябрьская революция 1917 г., большевики, В.И. Ленин, «красные» и «белые», прогресс страны.

* Результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Ми-нобрнауки России (проект № 28.8279.2017/8.9).

138

iPufeu ПЙ-П 2017, № 3 (49)

THE ATTITUDE OF MODERN STUDENTS TO THE OCTOBER REVOLUTION*

V.I. Zinovieva

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics 40 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia E-mail: isr@main.tusur.ru

Abstract

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

The paper analyses the results of a random sampling questionnaire conducted among modern Engineering and Humanities students of Tomsk University of Control Systems and Radioelectronics in May 2017. The total number of repondents was 112. Students expressed their attitude to the October Revolution of 1917. Students form the age group of young people that actively shapes their social identity through emotional identification with prominent figures. They develop their system of values by choosing certain referential models and behavioral patterns. This is the generation that was brought up and got their social experience in a contradictory ideological and political atmosphere. However, their answers have shown that the majority of them (not without some hesitation) share such priorities as strong statesmen and strong state power, protections of people's interests, patriotism and recognition of the continual historical process.

Keywords: October Revolution, Bolsheviks, V.I. Lenin, "red" and "white", progress of the country.

Юбилеи Октябрьской революции 1917 г. в России всегда были поводом для подведения итогов, временем появления новых оценок, подходов - и не только для историков и политиков. Это событие было слишком значительным, оно изменило жизнь страны, затронуло многие поколения и стало частью национального самосознания. Отношение к нему на тех или иных этапах у различных людей не было единодушным, оно и сейчас их разделяет. Один из исследователей этой темы историк Б.Г. Могильницкий отмечал, что «типологически близкая к ней Великая французская революция по своим масштабам, характеру, яростным вспышкам кровавого насилия, утопическим проектам всеобщего счастья и благоденствия, горьким разочарова-

* The results were obtained within the framework of the Government Contract of the Ministry of Education and Science of Russia, Project Nr. 28.8279.2017/8.9.

ниям, но и по своему всемирно-историческому значению» и «Русская революция обречены на разномыслие в подходах к ее осмыслению» (Могильницкий 2008: 6). Общеизвестно, что на определенных этапах, когда история усиливает свой ход, текущие события повседневной жизни заставляют людей смотреть по-другому на те вещи, которые казались им понятными. В наше время, которое многими публицистами характеризуется как «разрыв поколений», как доминирование «отцов» над «детьми», знание позиции молодежи и их оценки исторического прошлого интересны и поучительны.

В данной статье анализируются результаты анкетного опроса студентов, проведенного в Томском университете систем управления и радиоэлектроники, касающегося оценки Октябрьской революции 1917 г., прихода большевиков к власти и их роли в развитии страны. Анкетирование было проведено в мае 2017 г. в связи с мероприятиями, посвященными 100-летию революции. Результаты подобных опросов уже были предметом анализа в литературе (Guryeva 2016).

Молодежь как социально-демографическая группа общества характеризуется становлением социальной зрелости, вхождением в мир взрослых и адаптацией к нему. В возрастной классификации современные студенты - это группа молодых людей 17-21 года, которые находятся на этапе юности, когда завершается активный период социализации. Эти годы оцениваются исследователями как время, когда молодой человек не хочет принадлежать к обществу детей, но понимает, что он еще не взрослый, критически оценивает себя и свои возможности, строит планы, активно ищет смысл жизни. В этот период формируется социальная идентичность личности. Это связано с осознанием человеком принадлежности к социальной общности, группе, принятием значимых для этой группы ценностей, установок, стереотипов поведения. Одним из проявлений этого процесса является отождествление себя с героями прошлого.

В ходе проведенного в университете опроса изучались позиции той части студенчества, которые появились на свет на рубеже и в начале 2000-х гг. Их взгляды сложились, во-первых, под влиянием родителей, родившихся в СССР, переживших перестройку, распад, экономический кризис и унижение страны. Это было время, когда пересматривались оценки событий прошлого, ставились под сомнение достижения страны в XX в., осуждалась не только деятельность руководства страны, но и история народа. Во-вторых, взгляды современных студентов формируют и вузовские преподаватели, часть которых придерживается патриотических позиций, а другая негативно оценивает советскую историю. Еще одним фактором, повлиявшим на процесс идентификации студентов, несомненно, стали антироссийская трактовка

140

.ГРи/'ей ПЙ-П 2017, № 3 (49)

событий на Украине в 2014 г., борьба с российскими памятниками, референдум в Крыму и его присоединение к России, гражданская война на Донбассе. Это усилило рост патриотических, гражданских настроений, укрепило ценности сильной государственности и популярность сильных государственных деятелей в молодежной среде.

Таким образом, данный анкетный опрос предполагал, что, несмотря на противоречивый процесс воспитания и социализации современных студентов, в данной аудитории преобладают позитивные оценки прошлого, Октябрьской революции 1917 г., которые были разработаны в целом в советский период.

Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов, сформулированных в простой и ясной форме, в течение короткого времени, когда человек, не раздумывая, опирается на уже сложившиеся собственные взгляды. Анкетирование было проведено методом случайной (стихийной) выборки. В опросе участвовали 112 студентов, из них 78 чел. - представители технических и 34 - гуманитарного факультетов вуза, 72 чел. - мужского пола и 33 - женского. Полученные результаты, согласно требованиям, можно считать репрезентативными. Практически все (кроме одного) ответили, что им известно, что в 1917 г. большевики пришли к власти в России.

Показательно, что положительно оценили события собственно октября 1917 г. 59 чел. (52,67 %), отрицательно - 25 студентов и безразлично - 26. Больше половины молодых людей все же признают позитивное влияние революции, но для 23,21 % (т.е. почти четверти опрошенных) через 100 лет это - забытая страница истории. Отсутствие интереса к событию можно объяснить сохраняющимся расколом в обществе, продолжающейся политической борьбой, инфантилизмом.

Вместе с тем все опрошенные признали, что им известно, кто такие большевики. Более того, 96 чел. (85,71 %) утвердительно ответили на вопрос о том, способствовал ли приход к власти большевиков прогрессу страны. Обращает на себя внимание значительное число тех, кто еще не определился окончательно. Среди тех, кто выбрал пункт «скорее да, чем нет», 54 чел., тогда как число ответивших твердо «да» - 44 студента. Вместе с тем число тех, кто ответил «скорее нет, чем да», составило 11 чел., и только трое ответили твердо «нет».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таким образом, та часть молодежи, которая сегодня не выработала однозначных суждений относительно оценки власти большевиков, через некоторое время придет к большей определенности в своих высказываниях, но это будет зависеть от будущих обстоятельств.

Еще более интересной выглядит оценка студентами роли В.И. Ленина в российской истории. То, с какой скоростью демонтируют памятники Ленину на соседней Украине, показывает, что именно он

является фактором российской идентичности (Зиновьев 2014: 136). В ходе опроса 99 студентов оценили его как выдающегося государственного деятеля, 4 чел. - отрицательно, 9 затруднились определить. Дополнительный вопрос о том, положительную или отрицательную роль сыграл В.И. Ленин в российской истории, выявил следующее: однозначно положительно его оценили 75 чел., 27 затруднились с ответом и 9 чел. высказались отрицательно. Показательно, что переход от отрицательной оценки личности Ленина в истории к положительной произошел после событий 2014 г. на Украине. Если в 2011 г. только 34,2 % опрошенных студентов Томского политехнического университета оценили деятельность В.И. Ленина позитивно, то в 1915 г. - 62 %, И.В. Сталина соответственно - 38,5 и 47,5 %, Л.И. Брежнева - 11,8 и 21 %, В.В. Путина - 71,6 и 84 %. До минимума снизился студенческий рейтинг Б.Н. Ельцина - 19,1 и 14 %, чуть вырос рейтинг М.С. Горбачева - 13,9 и 15 % (Guryeva 2016: Table 1).

В студенческой среде мало распространен научный взгляд (чаще всего по вине воспитателей молодого поколения), что деятельность великой личности необходимо оценивать комплексно, в контексте «долгого исторического времени», когда эти результаты можно увидеть более объективно. Если исходить из эмоциональной оценки, в рамках категорий «добра» и «зла», «нравится - не нравится», то не только роль личности, но и историю в целом понять невозможно. Необходимо отметить также, что данные опросов студентов другого вуза подтверждают высокий рейтинг сильных государственных исторических деятелей России: позитивные оценки политехников ТПУ в 2015 г. у Александра Невского - 59,4 %, Дмитрия Донского - 56,5 %, Ивана Грозного - 36,5 %; Петра Первого - 86,0 %, Екатерины Великой - 66 %. А вот у Николая Второго - только 31,5 %, несмотря на интенсивную раскрутку образа царя-мученика по телевидению и радио (Guryeva 2016: Table 1). По данным другого опроса, проведенного в 2014 г. в Томском университете систем управления и радиоэлектроники, отвечая на вопрос «Кого вы считаете наиболее значимыми лидерами в истории и современной России?», 66 студентов из 100 опрошенных выбрали В.В. Путина (Зиновьева 2014: 126).

Неопределенными фигурами для современных студентов выглядят представители Белого движения. А.В. Колчака как одного из участников Белого движения, но не как одного из лидеров, определили только 69 чел., 17 студентов назвали его «красным», а 26 затруднились с ответом.

В качестве открытого вопроса в анкету был внесен следующий: «Как вы считаете, кто такие "белые" и "красные" в истории гражданской войны?». 22 респондента отказались отвечать на этот вопрос.

142

iPufei! nfi-n 2017, № 3 (49)

Остальные 90 чел. (88,39 %) дали оценку этим политическим силам с позиций классовой борьбы. Определение «красные» в большей степени ассоциировалось у студентов с большевиками, революционерами, рабочими, крестьянами, солдатами, неграмотными, защитниками государства, народом, теми, кто воевал против «белых» и одержал победу.

«Белые» в восприятии потомков - это сторонники монархии, интеллигенция, «офицеры, которые были на обеспечении государства и служили царю», дворяне, помещики, чиновники, противники большевиков, либералы, те, кто потерпел поражение. Никто не назвал «белых» защитниками «единой и неделимой России», сторонниками Учредительного собрания. В исторической ретроспективе эти определения оказались совершенно забытыми и невостребованными.

Таким образом, данный анкетный опрос студентов вуза, проведенный через 100 лет после Октябрьской революции, показал, что наиболее единодушны студенты в оценке, во-первых, политики большевистской партии, которая, по их мнению, соответствовала прогрессивному развитию страны. Во-вторых, гражданская война продолжает рассматриваться потомками как борьба и победа народных сил («красных») против господ («белых»). В-третьих, в контексте оценки роли личности в истории большая часть респондентов признала В.И. Ленина выдающимся государственным деятелем России. Предположение о том, что у студентов в основной массе формируется непротиворечивый взгляд на историческое прошлое страны и доминирует позитивное восприятие исторического процесса в целом и значительных событий российской истории, подтвердилось. Молодое поколение России является активным участником процесса консолидации общества вокруг сильной личности - президента страны В.В. Путина - при твердом сохранении советской составляющей своей идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

Guryeva 2016 - Guryeva I.Y., Soskovez L.I., Ivanova M.V., Krasilnikov S.A., Tyurina A.A. Historical orientation and preferences of Tomsk's students // 3rd International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts. SGEM 2016. Conference Proceedings 6-9 april, 2016. B. 3. Vol. 1. Vena, Austria, 2016. P. 113-120.

Зиновьев 2014 - Зиновьев В.П., Жеравина А.Н. Советская составляющая российской идентичности // Русин. 2014. № 4 (38). С. 130-138.

Зиновьева 2014 - Зиновьева В.И., Берсенев М.В., Шульмин М.П., Мараги-на А.А., Тибекина С.С. Социальная идентичность молодежи в техническом

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

вузе: проблемы коммуникации и ментальной устойчивости / Под ред. проф. Н.А. Грика. Томск: Изд-во Том. ун-та систем управления и радиэлектроники, 2014. 199 с.

Могильницкий 2008 - МогильницкийБ.Г. Русская революция в перспективе долгого времени: новые подходы к ее осмыслению // Русская революция в контексте истории: Материалы регион. науч. конф. (Томск, 6-8 ноября 2007 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. 320 с.

REFERENCES

Guryeva, I.Yu., Soskovets, L.I., Ivanova, M.V., Krasilnikov, S.A. & Tyurina, A.A. (2016) Historical orientation and preferences of Tomsk students. Social Sciences and Arts. SGEM 2016. Proc. of the The Third International Multidisciplinary Conference. Vienna. April 6-9, 2016. 3(1). рр. 113-120.

Zinoviev, V.P & Zheravina, A.N. (2014) The Soviet component of Russian identity. Rusin. 4 (38). рр. 130-138. (In Russian). DOI: 10.17223/18572685/38/10

Zinovieva, V.I., Bersenev, M.V., Shulmin, M.P, Maragina, А.А. & Tibekina, S.S. (2014) Sotsial'naya identichnost' molodezhi к tekhnicheskom vuze: problemy kommunikatsii i mental'noy ustoychivosti [Social Identity of Young People in an Engineering University: Problems of Communication and Mental Stability]. Tomsk: Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.

Mogilnitskiy, B.G. (2008) [The Russian Revolution in the long-term perspective: New approaches to its comprehension]. Russkaya revolyutsiya v kontekste istorii [The Russian Revolution in the Historical Context]. Proc. of the Regional Confernece. Tomsk. November 6-8, 2007. Tomsk: Tomsk State University. (In Russian).

Зиновьева Валентина Ивановна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работы Томского университета систем управления и радиоэлектроники (Россия).

Zinovieva Valentina - Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (Russia).

E-mail: isr@main.tusur.ru