Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ФЕНОМЕНУ МНОГОДЕТНОСТИ'

ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ФЕНОМЕНУ МНОГОДЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ФУНКЦИИ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ / БРАК / ДЕМОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хуснутдинова Гузелия Фаридовна

Проведен анализ жизненного цикла многодетной семьи, выделены выполняемые семьей функции. Даны описательные определения категорий «семья» и «многодетная семья». Приведены особенности структуры и влияния многодетности на демографические и социальные процессы. В качестве первоначальных данных избраны данные, полученные ВЦИОМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF THE SOCIUM TO THE PHENOMENON OF LARGE FAMILIES

The analysis of the life cycle of a large family is made and the functions realized by a family are highlighted. The descriptive definitions of the categories "a family" and "a large family” are offered. In the analysis the features of the structure and the influence of large families on the demographic and social processes have been taken into account. As initial data the data obtained by VTsIOM were used.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ФЕНОМЕНУ МНОГОДЕТНОСТИ»

4, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

Пуртова И. А. К вопросу о профессиональном потенциале современной молодежи // Здоровый образ жизни российской молодежи. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость — воля народа!». - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - С. 201-205.

Пяльченков В. А., Гета А. М. Киберсоциализация молодежи // Здоровый образ жизни российской молодежи. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость — воля народа!». - Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. - С. 193-196.

Ткачева Н. А. Влияние миграции на социальную безопасность региона // Омский научный вестник. - 2011. - № 1 (95). -

С. 31-34.

Хайруллина Н. Г. Межэтнические отношения в полиэтничном российском регионе: социологическое измерение // Вестник Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. - 2013. - N° 1 (69). - С. 182-184.

Матвеева Т. В. Особенности управления инновациями в системе дополнительного профессионального образования технического вуза // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2008. - № 1. - С. 77-79.

Сведения об авторе

Фокина Анна Борисовна, специалист кафедры «Маркетинг и муниципальное управление», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)416867

Fokina A. B., specialist of the chair of Marketing and municipal management, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)416867

УДК 314.624.067

ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ФЕНОМЕНУ МНОГОДЕТНОСТИ

ATTITUDE OF THE SOCIUM TO THE PHENOMENON OF LARGE FAMILIES

Ф. Хуснутдинова

G. F. Khusnutdinova

Ключевые слова: семья, брак, многодетность, функции многодетной семьи, демография Key words: family, marriage, many children family, functions of a large family, demography

Проведен анализ жизненного цикла многодетной семьи, выделены выполняемые семьей функции. Даны описательные определения категорий «семья» и «многодетная семья». Приведены особенности структуры и влияния многодетности на демографические и социальные процессы. В качестве первоначальных данных избраны данные, полученные ВЦИОМ.

The analysis of the life cycle of a large family is made and the functions realized by a family are highlighted. The descriptive definitions of the categories "a family" and "a large family" are offered. In the analysis the features of the structure and the influence of large families on the demographic and social processes have been taken into account. As initial data the data obtained by VTsIOM were used.

Российская семья, жизнедеятельность которой является отражением закономерностей развития общества, претерпевает существенные изменения. Сложившаяся ситуация в области воспроизводства населения проявляется в затянувшемся демографическом кризисе, который приводит к отрицательным экономическим и социальным последствиям.

Согласно программе государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации 20082015 гг. серьезные демографические проблемы России, и в первую очередь, проблемы воспроизводства населения, обусловливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей, особенно актуальным видится отношение к семьям с детьми [3].

современном обществе идет переосмысление понятия семьи. Возникновение, развитие и функционирование семьи и брака изучает специальная социологическая дисциплина — социология семьи. Семья — одна из древнейших форм социальной общности, которая возникла значительно раньше классов, государств и наций первобытнообщинной формации. Ее непреходящая общественная ценность и интерес к ней обусловлены тем, что она связана с «производством и воспроизводством» непосредственно жизни — человеческого рода, воспитанием детей, удовлетворением в наиболее приемлемой форме самых насущных потребностей человека [4].

социологии семья рассматривается одновременно как малая социальная группа и как важный социальный институт. При этом семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:

• вступление в первый брак — образование семьи;

• начало деторождения — рождение первого ребенка;

• окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

• «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;

• прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.

Функции, которые выполняет современная семья:

репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи; воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи:

духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

Многодетные семьи играют значимуюую роль в улучшении демографических процессов. Снижение среднего числа детей в семье отражает изменение рождаемости, ведущее к неблагоприятной демографической ситуации. По данным ВЦИОМ, для нормального воспроизводства населения необходимо, чтобы более 50 % населения имели больше троих детей, 10 % — троих.

Роль и значение воспитательного процесса для человека и общества проявляется в первичной социализа -ции человека. Потенциал, заложенный в многодетной семье, может проявляться как с позитивной, так и с негативной стороны, а процесс социализации детей имеет трудности, проблемы, присущие также и другим типам семей.

По мнению автора, считается возможным выделять типы семьи по наличию детей.

Бездетные пары. В настоящее время существует два понятия, раскрывающих суть такого типа семей. Чайлдфри — это люди, которые не хотят иметь детей. Термин чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей) появился в конце прошлого века в Америке. Чайлдлесс (англ. childless — бездетный) — людьми, которые хотят детей, но не имеют из-за бесплодия или по другим причинам. Семьи с одним или двумя детьми. Многодетные семьи.

Разновидностями последних двух являются семьи с одним родителем (разведенные), родители-одиночки с детьми.

Многодетные семьи могут возникать по различным причинам:

запланированная многодетность, обусловленная влиянием культурно-идеологических, религиозных, нравственных мотивов);

семьи, образовавшиеся в результате повторных браков матери, реже — отца, в которых рождаются общие дети;

неблагополучные многодетные семьи, дети в которых родились в результате безответственного отношения родителей, зачастую на фоне асоциального образа жизни.

В России многодетной принято считать семью с тремя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновленными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. Согласно ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» семья признается многодетной, если в ее составе трое более детей в возрасте до восемнадцати лет.

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей — одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Современное отношение россиян к количеству детей в семье отражено в данных, полученных инициативным всероссийским опросом ВЦИОМ, проведенным 24-25 мая 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 % [2].

Половина опрошенных склоняется к тому, что в семье должно быть два ребенка, 28 % респондентов считают, что в семье должно быть трое детей, 6 % хотели бы больше четверых детей.

Лишь 10 % опрошенных являются многодетными семьями. При этом 8 % — семьи с 3 детьми, 1 % — с четырьмя и 1 % имеют пять и более детей (табл. 1).

По представленным данным можно сказать, что многодетные семьи будут восприниматься обществом, скорее, как явление достаточно редкое, и отношение к ним будет складываться соответствующее.

№ 4,2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.

Таблица 1

Количество детей в российских семьях, %

Вариант ответа Все опрошенные 18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 лет и старше

Один ребенок 29 11 39 39 26 28

Два 38 4 22 41 56 48

Три 8 1 4 7 9 17

Четыре 1 меньше 1 1 1 2 1

Пять или больше детей 1 меньше 1 меньше 1 меньше 1 1 2

Нет детей 22 82 33 11 5 3

Отказ от ответа 1 1 1 1 2 2

Согласно данным опроса, проведенного среди участников форума ИШеопе, можно увидеть, что более половины респондентов относятся к многодетным семьям позитивно, вместе с тем каждый третий считает, что наличие большого числа детей не является преимуществом и каждая многодетная семья должна самостоятельно решать возникающие проблемы (табл. 2).

Таблица 2

Отношение общества к многодетным семьям [1]

Вариант ответа Распределение ответов, %

Позитивно, но государство и так им слишком много помогает 3,0

Позитивно, государство должно поддерживать такие семьи 66, 1

Негативно, неправильно, что каким-то семьям полагаются отдельные льготы 13, 0

Мне все равно 18, 0

Вокруг многодетных семей и их детей возникала и возникает до сих пор зона социального неодобрения, даже отторжения. Члены многодетной семьи часто расцениваются как «нахлебники», «социальные иждивенцы», хотя на практике льготы у них очень скромные, именно многодетные семьи имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни. А получае -мый родителями доход, распределяется на нескольких иждивенцев. Нередко быт многодетной семьи видится крайне неблагополучным. Вряд ли данный подход обоснован и однозначен. Данный тезис подтверждается результатами опроса, проведенного в социальной сети Вконтакте, основными пользователями которого являются женщины младше 26 лет. Специфическими являются и формулировки вариантов мнений респондентов, харак -теризующиеся наличием интернет-культуры, присущей интернет-сообществам [5] (табл. 3).

Таблица 3

Отношение интернет-сообщества к многодетным семьям

Вариант ответа Распределение ответов, %

Хорошо. Многодетная семья — это круто! 41, 0

Нормально. Ну многодетные. Ок. 51, 0

Плохо. Чего плодить нищету 8, 0

По приведенным данным можно сделать вывод, что лишь менее 10 % ответивших негативно относятся к многодетности. Половина опрошенных нейтрально характеризует данное явление. В дополнительных комментариях, приведенных в опросе, нередко встречаются высказывания пользователей о том, что они не считают многодетной семью с тремя детьми, понимают, что данное количество детей является необходимым для воспроизводства.

Вне зависимости от отношения социума к явлению многодетности — многодетная семья представляет собой специфическую социальную единицу. По наблюдениям ученых, представление общества о многодетных семьях начало меняться всего лишь несколько лет назад. Все реже многодетность представляется асоциальным, безответственным и негативным, «социально иждивенческим». Многодетность становится престижной и актуальной в материально благополучной среде. Одной из приоритетных направлений государственной политики становится стимулирование увеличения числа многодетных семей как главного источника рождаемости, повышения качества жизни населения Российской Федерации.

Список литературы

Материалы форума [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:/ЯогитЛк11еопе.ги/81юшШгеа(1рЬр?1=6252278.

Пресс-выпуск № 2595 30.05.2014 «Сколько детей нужно для счастья?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://шеют.гиЛпёех.рЬр?1ё=268&шё=114842.

Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации 2008-2015 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.semya-rastet.ru/razd/proekt_gosudarstvennojj_programmy_podderzhki_mnogodetnykh_semejj.

Социология семьи: Учебник / под ред. проф. А. И. Антонова. - М.: ИНФРА-М., 2005.

Хуснутдинова Г. Ф. Культурные реалии интернет-сообществ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - 152 с.

Khairullina N. G. The social disposition of the inhabitants of Tyumen oblast in respect of interethnic relations in the region // Middle east journal of scientific research. - 2013. т. 17. № 10. с. 1443-1447.

Сведения об авторе

Хуснутдинова Гузелия Фаридовна, к. с. н., доцент кафедры «Экономика товарных рынков», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8912996722671, e-mail n_gf@bk.ru

Khusnutdinova G. F., Candidate of Science in Sociology, associate professor of the chair «Economy of goods markets», Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8912996722671, e-mail n_gf@bk.ru

УДК 21:172.3

ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНОСТИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

PHENOMENON OF RELIGIOUSNESS IN SOCIOLOGICAL RESEARCHES

М. Шарипова

E. M. Sharipova

Ключевые слова: религиозность, измерение религиозности, методологические подходы, религиозное сознание,

религиозное поведение, самоидентификация

Key words: religiousness, religiosity, measurement of religiousness, methodological approaches, religious consciousness,

religious behavior, self-identification

Автор рассматривает религиозность как социальный феномен и, опираясь на научные источники, предлагает рассмотреть различные методологические подходы измерения религиозности в социологических исследованиях. Проблема изучения религиозности состоит в том, что данный феномен представляет собой латентную характеристику, что приводит к необходимости подбора опти-мальных индикаторов, в которых она проявляется. Современные теории развивают идеи социализирующих функций религиозности.

The author considers the religiousness as a social phenomenon and, based on scientific sources, he proposes to consider different methodological approaches of measurement of religiousness in sociological researches. The problem of studying religiousness is that this phenomenon presents a latent characteristic which leads to the necessity of selecting the optimal indicators in which it manifests itself. The modern theories develop the ideas of socializing functions of religiousness.

социологии существуют несколько определений религиозности. Понятие «религиозность» трактуется учеными по-разному. Д. М. Угринович рассматривает религиозность как воздействие на сознание и поведение отдельных индивидов, а также социальных и демографических групп [1]. И. Н. Яблоков трактует религиозность как «качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений» [2]. Ж. Т. Тощенко называет религиозностью определенное состояние отдельных людей, их групп

общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему, их приверженность к религии, принятие ее вероучений и предписаний [3]. Несмотря на различные определения данной категории, общей связующей социологических исследований религиозности, их общим признаком и критерием является религиозная вера, «которая включает знание и принятие в качестве истинных религиозных идей, представлений, понятий, повествова-ний и уверенность в существовании гипостазированных существ, атрибутизированных свойств и связей» [2].

Проблема изучения религиозности состоит в том, что данный феномен представляет собой латентную характеристику, что приводит к необходимости подбора оптимальных индикаторов, в которых она проявляется. Современные теории развивают идеи социализирующих функций религиозности и основываются в большинстве своем на теории Чарльза Глока, который внес значительный вклад в продвижение социологической науки, применив многомерный подход к изучению религии и религиозности. Ч. Глок в соавторстве с Р. Старком, детализировал пять «индикаторов» религиозности [4]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) вера (принятие доктрин);

2) практика (ритуальная и молитвенная);

3) опыт (например, общение с Богом);

4) знание (прежде всего религиозной культуры);

5) результат (образ жизни).

Д. Фолкнер и Г. де Йонг, опираясь на теоретические идеи этих американских социологов, построили и протестировали шкалы для эмпирического измерения религиозности [5], которые были впоследствии использо -ваны и усовершенствованы Луи Гуттманом. Следует отметить также ряд социологических исследований, посвященных особенностям религиозности различных конфессий, основанные на применении подобных эмпирических методик: В. Ф. Чесноковой [6] — изучавшей процесс воцерквления в православии, Г. А. Сабировой — религиозная социализация в исламе [7], Ю. А. Черныша — религиозность старообрядческих общин [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.