Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубко Н.А.

Представлена актуальность изучения теоретических основ малого предпринимательства как важнейшего фактора экономического роста страны, рассмотрены определения термина «предпринимательства» различных исследователей, выявлены этапы его становления, дано авторское определение понятия «предприниматель». Выделены основные составляющие определения предпринимательства, которые наиболее полно характеризуют данный термин. Рассмотрен теоретический аспект предпринимательства с позиции отношения собственности. Изучена основная терминология в законодательстве Республики Беларусь в сфере предпринимательства, предложена группировка форм предпринимательской деятельности по признаку отношения собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPERTY RELATIONS IN THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF SMALL BUSINESS

The article presents the relevance of studying the theoretical foundations of small business as the most important factor in the country's economic growth, considers the definitions of various researchers of the term "entrepreneurship", identifies the stages of its formation, and gives the author's definition of the concept of"entrepreneur". The main components of the definition of entrepreneurship that most fully characterize this term are highlighted. The theoretical aspect of entrepreneurship from the position of property relations is considered. The main terminology in the legislation of the Republic of Belarus in the field of entrepreneurship is studied, and the grouping of forms of business activity based on the property relationship is proposed.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 332.1

ОТНОШЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Н.А. ДУБКО (Полоцкий государственный университет)

Представлена актуальность изучения теоретических основ малого предпринимательства как важнейшего фактора экономического роста страны, рассмотрены определения термина «предпринимательства» различных исследователей, выявлены этапы его становления, дано авторское определение понятия «предприниматель». Выделены основные составляющие определения предпринимательства, которые наиболее полно характеризуют данный термин. Рассмотрен теоретический аспект предпринимательства с позиции отношения собственности. Изучена основная терминология в законодательстве Республики Беларусь в сфере предпринимательства, предложена группировка форм предпринимательской деятельности по признаку отношения собственности.

Ключевые слова: предпринимательство, предприниматель, формы предпринимательской деятельности.

Введение. В современном мире главной движущей силой экономического и социального развития страны служит предпринимательская деятельность как наиболее гибкая, динамическая форма деловой активности. Мировая практика показывает, что отсутствие свободы рыночных отношений, активного предпринимательства невозможно для национального благополучия [1, с. 3]. Индивидуальное предпринимательство дает начало деятельности многочисленному слою мелких собственников, решительность и инициативность которых способствует реализации новаторских идей, удовлетворению потребностей общества, ускорению темпов экономического роста национальной экономики страны. Не оставляет сомнений тот факт, что сектор малого предпринимательства создает обширную сеть организаций, деятельность которых зачастую происходит на местных рынках, непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. Малое и среднее предпринимательство являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию [2, с. 5]. В развитых странах малый бизнес является ведущим сектором, на который приходится до 70% ВВП. В частности, в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании малые и средние предприятия составляют 99,3 - 99,7% от общего количества предприятий [3, с. 15]. Развитие и многообразие организаций малого предпринимательства также является фактором роста конкурентоспособности как произведенной продукции и оказываемых услуг, так и национальной конкурентоспособности страны. Немаловажна роль предпринимательства и в региональном развитии страны, когда повышается уровень реальных доходов и занятости населения в отдельных районах.

Трансформация экономики Республики Беларусь сопряжена с развитием эффективных рыночных условий хозяйствования, которые основываются на формировании и распространении предпринимательской деятельности и стимулировании предпринимательской инициативы. Несмотря на многочисленные исследования сферы предпринимательства белорусскими учеными, доля ВВП, приходящая на малый и средний бизнес в 2019 г. составила 26,1%, что значительно уступает показателям развитых стран. Кроме этого, в законодательных актах нет четкого разграничения субъектов малого предпринимательства по отношению собственности. Это говорит об актуальности дальнейшего исследования теоретических основ предпринимательства Беларуси.

Основная часть. Многие авторы отмечают многообразие определений предпринимательства и отсутствие четкой трактовки его содержания. Это может быть связано с различными целями и задачами, которые ставят перед собой исследователи данного термина, а также с тем, что ученые-теоретики и предприниматели-практики воспринимают предпринимательство с различных сторон. Роль предпринимателя в мире в историческом аспекте, несомненно, изменяется, равно как меняется и представление о нем, и содержание данного понятия [1, с. 9]. Кроме того, различные страны наполняют термин определенными специфичными социокультурными особенностями, которые характеры для становления данного общества. Предпринимательство является многогранным явлением, которое затрагивает экономическую, социальную и психологическую сторону деятельности.

Несмотря на то, что по версии некоторых источников о предпринимательстве впервые в истории упоминал французский экономист Жан-Батист Сэй, одну из первых концепций предпринимательства все же разработал Ричард Кантильон в своем «Эссе об общих понятиях природы торговли». В его понимании предприниматель - это, прежде всего, «человек, действующий в условиях риска», так как все категории работников, относимые им к предпринимателям: торговцы, фермеры, ремесленники, действуют в условиях риска, - они покупают по известной цене, а продают по не известной заранее [1, с. 9]. Жан-Батист Сэй рассматривал предпринимателя как экономического агента, который объединяет все средства производства - землю, труд и капитал - и таким образом производит продукт. Продавая продукт на рынке, он

платит земельную ренту, заработную плату труда, проценты на капитал, и то, что остается, является его прибылью. Как отмечал Сэй, предприниматель сдвигает экономические ресурсы из низкой области в область с более высокой производительностью и большим доходом. И. Шумпетер считал, что предприниматели являются новаторами, использующими процесс разрушения существующих продуктов и услуг для создания новых продуктов и новых услуг. Дэвид Макклелланд выделял определенные характерные черты предпринимателей. По его мнению, предприниматель - это энергичный человек, берущий на себя умеренный риск. Как считал Питер Друкер, предприниматель ищет перемены, реагирует на них и использует возможности. [4, с. 17]. Он отмечал, что инновации являются специфическим инструментом предпринимательства.

Английский экономист, основоположник нео-классической школы, Альфред Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки» («Principles of Economics») показал, что центром рыночной системы и движущей силой производственного процесса являлся особый класс общества - предприниматели [5, с. 4]. «Они берут на себя все риски предприятия, обеспечивают необходимыми факторами производства, организуют как основные бизнес-процессы, так и координируют незначительные нюансы производства» [6]. С целью уменьшения затрат при этом, предприниматель стремится использовать новые технологии и идеи. Таким образом, Маршалл также придерживался мнения, что предприниматель выступает своеобразным новатором.

Дж. Килби же подчеркивал роль предпринимателя-имитатора, который не создает инновации, а лишь имитирует инновационные технологии, созданные другими. Людвиг фон Мизес полагал, что предприниматель всегда является спекулянтом, т. к. «любой деятельности присуще столкновение с неопределенными обстоятельствами неизвестного будущего, т.е. спекуляция (деятельность на основе гипотетических предположений)» [7, с. 185]. Представитель неоавстрийской школы, ученик Мизеса, И. Кирцнер, считал, что основная функция предпринимательства заключается в создании элементов такой системы, которая способствовала движению рынков к равновесному состоянию, таким образом, предприниматель представляется в виде «уравновешивающей силы, а не наоборот» [5, с. 6]. При этом сама сущность предпринимательства, по его мнению, представляет собой умение предвидеть результаты и пытаться их достичь.

Изучив работу различных исследователей в области определения предпринимательства, в формировании термина можно выделить несколько этапов:

- Предпринимательство как рисковое явление, в котором предприниматель является собственником (Р. Кантильон, А. Смит, А. Тюрго, Г. фон Мангольд, Й. фон Тюнен и др.).

- Предпринимательство как особый вид деятельности, в котором раскрываются личностные характеристики субъекта, при этом он может не быть собственником (Ж. Б. Сэй, К. Маркс, В. Зомбарт, М. Вебер и др.).

- Предпринимательство как многофункциональная модель, в которой предпринимательство рассматривается как процесс развития идей и процесс перехода от одного равновесного состояния к другому (Й. Шумпетер, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, И. М. Кирцнер, Ф. Найт, Н. Смелзер и др.).

- Предпринимательство как форма рационализации способа хозяйствования в постиндустриальной стадии развития общества, где инновационная составляющая является главным признаком предпринимательской деятельности (И. Ансофф, П. Друкер, Г. Пиншот, Р. Хизрич, Дж. Хоскинг и др.).

Рассматривая современные концепции теории предпринимательства, предпринимателя определяют как собственника бизнеса или менеджера, который, не имея определенных знаний, способен эффективно действовать в условиях неопределенности. Для этого, по мнению Д.Н. Гаврилиной и М.К. Алимурадова, «предприниматель должен обладать стратегическим видением (мудростью), чтобы суметь оценить неизвестную вероятность того или иного события в будущем» [5, с. 6]. Следовательно, для современного предпринимательства характерно существование такой черты, как воображение. По мнению Э. Фелпса, часть производителей благодаря своей креативности могут создавать новый продукт или реализовывать интересную идею для дальнейшей продажи на рынке, а другая часть производят уже существующую продукцию. Первых он называет предпринимателями. В.П. Семенов указывает в своем исследовании, что «индивидуум или коллектив могут быть предпринимателями лишь до тех пор, пока ведут инновационное производство, используя свои инновационные и рисковые способности с целью получения предпринимательского дохода» [8, с. 13]. Таким образом, некоторые исследователи в своем понимании определения предпринимателя делают акцент на новаторской деятельности субъекта, другие же, - на стремлении к получению прибыли.

На наш взгляд, предприниматель - это субъект, обладающий лидерскими качествами и занимающийся деятельностью, связанной с риском и неопределенностью в условиях, определяющихся законом, при этом самостоятельно распоряжающийся своими активами и финансовыми ресурсами с целью получения прибыли или иного эффекта.

Необходимо отметить, что в разработках российских авторов исследователи предпринимательства акцентируют внимание на отдельных чертах определения данного термина. В частности, Д.Э. Сорокин определяет предпринимательство как деятельность, направленную на максимизацию прибыли. Понятие предпринимательства в своих работах расширяет А. А. Крупанин, определяя его как инициативную деятельность граждан по производству товаров и услуг, направленную на получение прибыли и осуществляемую в рамках действующего законодательства и этических норм современного общества [9, с. 3]. Л. Гумилев считал, что предпринимательский успех обеспечивают не столько способности человека, сколько сила его энергетического потенци-

ала. С несколько иных позиций рассматривают предпринимательство В.И. Верховин и С.Б. Логинов. Они определяют его как инновационную модель экономического поведения, ориентированного на остаточный доход, недоступный стандартно действующему агенту рыночного процесса, а предпринимательское поведение трактуют в более широком смысле - как одну из многих инновационных форм социального поведения, которая реализуется в пределах воспроизводственного цикла. [10, с. 8]. Инновационная составляющая предпринимательства также присутствует и в определении Бабошкиной П. А., по мнению которой «предпринимательство -это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности» [11, с. 29]. В «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [12].

Следует отметить, что использование таких психологических аспектов, как инициативность, мудрость, креативность, энергетический потенциал субъекта, не может в полной мере характеризовать термин «предпринимательство» с экономической стороны, так как способностью к предпринимательской деятельности наделен небольшой процент населения.

При этом следует учитывать, что субъект, имеющий собственность и распоряжающийся ею самостоятельно в предпринимательских целях более заинтересован в эффективности своей деятельности, чем тот, кто не является собственником и управляет активами на правах наемного работника. Поэтому целесообразно рассматривать предпринимательство с точки зрения отношения собственности.

Еще А. Смит придерживался мнения, что предпринимательской деятельностью может заниматься только собственник капитала: «При обмене готового произведения на деньги, на труд или на другие блага -помимо и сверх того, что достаточно для оплаты цены материалов и труда работников, - еще что-то должно быть дано для прибыли предпринимателя, рискующего своим капиталом в деле» [13, с. 166].

П.Г. Никитенко утверждал, что «только собственник <...> имеет стимулы и побуждения, способствующие стабилизации и росту экономики, адекватно реагируют на сигналы рынка, на воздействия правительства, направленные на нормализацию ситуации» [14, с. 14]. Отделяет собственность от предпринимателя и С.И. Кретов, который пишет: «В результате довольно медленного исторического развития предпринимательских форм сложилась комбинация капитала-собственности и капитала-функции, при которой ведение дела отделялось от собственника» [15, с. 44]. Б.Н.Науменко также считает, что предприниматель и собственник «далеко не одно и тоже» по причине различий в мотивации [16, с. 16]. А именно, он указывает, что как правило, предприниматель-собственник создает дело в целях получения только прибыли, а у тех, кто не обладает правом собственности, материальный достаток находится на втором плане. На первом -реализация своих собственных идей» [17, с. 6]. А.И. Лученок также отмечал, что кроме стремления к инновациям, инициативности и склонности к риску, в предпринимательской деятельности должно присутствовать и «наличие собственности предпринимателя на используемое в хозяйственной деятельности имущество, включая и денежные средства. Право собственности должно выражаться, в частности, в возможности присвоения результатов предпринимательской деятельности» [16, с. 17].

Таким образом, при рассмотрении предпринимательства с позиции отношения собственности определяющим также является и мотивация предпринимателя, которая является важнейшим фактором эффективной деятельности и составляет основу трудового потенциала хозяйствующего субъекта. Управляющий, который не является собственником имущества, но на платной основе, а также с соблюдением условий, которые определяются соглашением сторон, помогает осуществлять предпринимательскую деятельность, является наемным работником. Как отмечает Л. С. Шаховская, «наемный труд не означает труд несвободный. Сохраняющиеся различия интересов предпринимателей и наемных работников, несмотря на некоторое их сближение в условиях социально ориентированной рыночной экономики, обусловливают существование различных мотивов наемного и предпринимательского труда. Важнейшим мотивом предпринимательского труда, когда владелец средства производства работает не по найму, а на себя, является сама собственность, необходимость ее сохранения и приумножения» [18, с. 378].

Следует отметить, что в качестве собственника хозяйственной деятельности в некоторых организационно-правовых формах фактически может выступать и государство, при этом некоторая доля бизнеса будет принадлежать предпринимателям как наемным работникам.

Подытоживая, можно выделить три основные составляющие определения предпринимательства, которые наиболее полно раскрывают термин:

1) экономическая составляющая (цель деятельности, форма ее организации);

2) социальная и психологическая составляющая;

3) характеристика отношения собственности.

Согласно Закону Республики Белрарусь № 813-Х11 от 28.05.1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «предпринимательство (предпринимательская деятельность) - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под иму-

щественную ответственность юридического лица (предприятия)» [19]. На наш взгляд, в определении присутствуют основные, выделенные нами ранее, составляющие, однако отсутствует уточнение, что предпринимательская деятельность ведется в условиях неопределенности.

В этом же Законе указываются формы предпринимательской деятельности, такие как «частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании, и коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании» [19].

Согласно Закону Республики Беларусь № 148-З от 01.07.2010 г. «О поддержке малого и среднего предпринимательства» уточняется, кто является субъектами малого предпринимательства:

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

- микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

- к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно [20].

Однако в законодательных актах нет четкого разграничения предпринимательской деятельности по признаку отношения собственности.

Для того, чтобы иметь возможность получать объективную информацию по финансированию и поддержке государством субъектов хозяйствования малого предпринимательства, представлять статистическую информацию по предпринимательству исходя из отношения собственности, разрабатывать программы по поддержке малого бизнеса с четкими критериями субъектов предпринимательства нами предлагается определение следующих форм предпринимательской деятельности (рисунок 1):

- Частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности, при этом собственник является главным управляющим деятельности.

- Государственное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе имущества, полученного и используемого на законном основании от государства, при этом доля государства составляет более 50%.

- Партнерское предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или имущества, полученного и используемого на законном основании, при этом доля государства может составлять не более 25%, а управлением занимается профессиональный менеджер на условиях контракта с собственником имущества.

Рисунок 1. - Формы предпринимательской деятельности

Данное разграничение способствует информативному представлению статистической и иной информации в сфере предпринимательства, проведению качественного анализа по оказываемой государственной поддержке субъектам предпринимательства и выявлению проблемных областей, дальнейшему совершенствованию законодательной базы в сфере предпринимательства и, как следствие, развитию важнейшего фактора роста экономики страны - малого предпринимательства.

Заключение. На основе изложенного можно сделать следующие выводы:

- в формировании предпринимательства выделяется несколько этапов, которые позволяют объединять работы исследователей по схожим признакам;

- приведенные основные составляющие определения предпринимательства способствуют наиболее полному раскрытию термина;

- разграничение предпринимательской деятельности по признаку отношения собственности и выделение форм предпринимательской деятельности позволит качественно проводить статистический анализ, сформировать четкие критерии по предоставлению государственной поддержки предпринимателям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстова, И.Э. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне / И.Э. Толстова, Т.Ю. Калошина, М.К. Останин. -Новосибирск : ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2016. - 129 с.

2. Косьмин, А.Д. Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации: компаративный анализ трендов и результативности / А.Д. Косьмин, Е.А. Косьмина, В.А. Марышева. - М. : Креативная экономика, 2018. - 266 с.

3. Гусейнова, Э.М. Малый бизнес в регионах Республики Беларусь: проблемы и пути их преодоления / Э.М. Гусейнова // Труд. Профсоюзы. Общество. - 2011. - № 3. - С. 15-19.

4. Момотова, О.Н. Развитие социального предпринимательства в Ставропольском крае / О.Н. Момотова, А.М. Кибальникова. - Ставрополь : Сев.-Кавк. Федер. ун-т (СКФУ), 2016. - 139 с.

5. Гаврилина, Д.Н., Научные и философские основы предпринимательства как стратегической деятельности экономических субъектов [Электронный ресурс] / Д.Н. Гаврилина, М.К. Алимурадов // Управленческое консультирование. - 2016. - № 6(90). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-i-filosofskie-osnovy-predprinimatelstva-kak-strategicheskoy-deyatelnosti-ekonomicheskih-subektov. - Дата доступа: 04.06.2020.

6. Marshall, A. Principles of Economics / A. Marshall. - London : Macmillan and Co, 1920. - Р. 170.

7. Мизес, Л. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Л. Мизес. - Челябинск : Социум, 2005.- 878 с.

8. Семенов, В.П. Теория и методология управления инновационно-инвестиционным процессом в предпринимательстве : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / В.П. Семенов ; С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т. - СПб., 2003. - 39 с.

9. Бильчак, Е.В. Развитие мотивационных принципов предпринимательства [Электронный ресурс] / Е.В. Бильчак, Л.В. Пурыжова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. - 2009. - № 3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-motivatsionnyh-printsipov-predprinimatelstva. - Дата доступа: 09.06.2020.

10. Инновационное предпринимательство в России: тренды, инструменты и потенциал развития / О.Е. Акимова [и др.]. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. - 127 с.

11. Бабошкина, П.А. Предпринимательство как экономическая категория [Электронный ресурс] / П.А. Бабошкина // Евразийский Союз Ученых. - 2014. - № 8-1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predprinimatelstvo-kak-ekonomicheskaya-kategoriya. - Дата доступа: 09.06.2020.

12. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М. : Институт новой экономики, 2008. - С. 543.

13. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов : в 3 кн. / А. Смит. - М. : Наука, 1992. - 572 с.

14. Никитенко, П. Жить своим умом или куда идет Беларусь? / П. Никитенко. - Минск : Право и экономика, 1995 - 188 с.

15. Кретов, С.И. Предпринимательство: сущность, директивы и перспективы / С.И. Кретов. - М. : Знание, 1992. - 61 с.

16. Лученок, А.И. Предпринимательство в системе отношений собственности / А.И. Лученок // Белорусский экономический журнал. - 1998. - № 3. - С. 15-24.

17. Науменко, Б.Н. Малый бизнес: теория и практика развития / Б.Н. Науменко. - Минск : ООО «Мисанта», 1990. - 76 с.

18. Шаховская, Л.С. Механизм регулирования национального и регионального развития / Л.С. Шаховская, О.Е. Акимова // Экономика и развитие региона: проблемы, поиски, перспективы. - 2010. - № 11 - С. 377-389.

19. О предпринимательстве в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закона Респ. Беларусь от 28 мая 1991 г., № 813-XII // Законодательство РБ - Режим доступа: https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0% BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0% BE/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%91/199/2123. - Дата доступа: 15. 05.2020.

20. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010г. № 148-З // Национальный правовой Интернет- портал Республики Беларусь -Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000148. -Дата доступа: 11. 05. 2020.

Поступила 10.09.2020

PROPERTY RELATIONS IN THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF SMALL BUSINESS

N. DUBKO

The article presents the relevance of studying the theoretical foundations of small business as the most important factor in the country's economic growth, considers the definitions of various researchers of the term "entrepreneurship", identifies the stages of its formation, and gives the author's definition of the concept of "entrepreneur". The main components of the definition of entrepreneurship that most fully characterize this term are highlighted. The theoretical aspect of entrepreneurship from the position of property relations is considered. The main terminology in the legislation of the Republic of Belarus in the field of entrepreneurship is studied, and the grouping of forms of business activity based on the property relationship is proposed.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneur, forms of entrepreneurial activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.