Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ'

ОТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ПОКОЛЕНИЕ Z / СТУДЕНТ / ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Наталья Владимировна, Матвеева Надежда Александровна

Новое поколение Z (молодые люди, родившиеся в начале XХI века), еще недостаточно изученное, имеет определенные отличия от предшествующих поколений Y и X. Исходя из специфики современной молодежи как поколения виртуального общения, полагаем, что ее интерес к занятиям физкультурой и спортом также имеет свои отличительные черты. Цель данного исследования - изучить отношение поколения Z к физической культуре и спорту. На основании проведенного социологического опроса нами были выявлены те моменты, которые позволяют формировать интерес к занятиям физкультурой у представителей поколения Z. Поступление в университет и обучение в нем предполагает процесс активного приспособления индивидуума к меняющимся условиям действительности и эмоционально стрессовым ситуациям. В этом плане роль физического воспитания и обучения в условиях социальной адаптации чрезвычайно важна, так как в процессе занятий физическими упражнениями могут успешно решаться вопросы самореализации поколения Z. Для выявления отношения представителей поколения Z к физической культуре и спорту нами был проведен социологический опрос, в результате которого было выявлено несомненно положительное отношение студентов к занятиям физическими упражнениями, но при условии большего их разнообразия, наличия необходимого инвентаря и индивидуального подхода. Поскольку быстро меняющееся положение дел в экономике требует от общества подготовки конкурентоспособных специалистов, преподавателям необходимо переосмыслить цели и задачи физического воспитания в вузах, создающие предпосылки к внедрению новых способов развития интереса к физической культуре и спорту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Наталья Владимировна, Матвеева Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF REPRESENTATIVES OF GENERATION Z TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT UNIVERSITY

The new generation Z (born at the beginning of the 21st century) has not been sufficiently studied, has a certain difference from the previous generations Y and X. Basing on the specifics of the modern young people as a generation of virtual communication, the authors suggest that they should have their specific interest in physical education and sports. Therefore, the purpose of this paper is to study the attitude of generation Z to physical culture and sports. According to the conducted sociological survey, there have been identified the moments that contribute to the formation of an interest in physical education activities at the representatives of generation Z. Entering and studying at the university involves the process of active adaptation of the individual to changing conditions of reality and emotional and stressful situations. In this regard, the role of physical education and training in the context of social adaptation is extremely important, since in the process of doing physical exercises, the issues of self-realization of generation Z can be successfully solved. To identify the attitude of representatives of generation Z to physical culture and sports, the authors conducted a sociological survey, which revealed an undeniable positive attitude of students to physical exercise, but under conditions of greater diversity, sufficient availability of necessary equipment and individual approach. Since rapidly changing economic conditions require the training of competitive specialists, university physical education teachers need to rethink the goals and objectives of physical education, creating the prerequisites for the introduction of new ways to develop interest in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ»

УДК 378.016:796.011.1 DOI 10.37972/chgpu.2021.110.1.013

Н. В. Васильева, Н. А. Матвеева

ОТНОШЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОКОЛЕНИЯ Z К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Благодарность

Исследование проводилось в рамках предоставленного целевого финансирования на проведение научно-исследовательской работы по проекту «Формирование универсальных компетенций студентов при реализации элективной дисциплины по физической культуре и спорту в вузе», поддержанному конкурсом внутривузовских грантов 2020 года Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Аннотация. Новое поколение Z (молодые люди, родившиеся в начале XXI века), еще недостаточно изученное, имеет определенные отличия от предшествующих поколений Y и X. Исходя из специфики современной молодежи как поколения виртуального общения, полагаем, что ее интерес к занятиям физкультурой и спортом также имеет свои отличительные черты. Цель данного исследования - изучить отношение поколения Z к физической культуре и спорту. На основании проведенного социологического опроса нами были выявлены те моменты, которые позволяют формировать интерес к занятиям физкультурой у представителей поколения Z.

Поступление в университет и обучение в нем предполагает процесс активного приспособления индивидуума к меняющимся условиям действительности и эмоционально стрессовым ситуациям. В этом плане роль физического воспитания и обучения в условиях социальной адаптации чрезвычайно важна, так как в процессе занятий физическими упражнениями могут успешно решаться вопросы самореализации поколения Z.

Для выявления отношения представителей поколения Z к физической культуре и спорту нами был проведен социологический опрос, в результате которого было выявлено несомненно положительное отношение студентов к занятиям физическими упражнениями, но при условии большего их разнообразия, наличия необходимого инвентаря и индивидуального подхода.

Поскольку быстро меняющееся положение дел в экономике требует от общества подготовки конкурентоспособных специалистов, преподавателям необходимо переосмыслить цели и задачи физического воспитания в вузах, создающие предпосылки к внедрению новых способов развития интереса к физической культуре и спорту.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, поколение Z, студент, здоровье, социализация.

N. V. Vasilyeva, N. A. Matveeva

ATTITUDE OF REPRESENTATIVES OF GENERATION Z TO PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AT UNIVERSITY

I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia Acknowledgement

The research was carried out within the framework of the provided target funding for research work on the project "Formation of universal competences of students in the implementation of elective discipline in physical culture and sports at university", supported by the competition within the University grant 2020 of I. Yakovlev CHSPU.

Abstract. The new generation Z (born at the beginning of the 21st century) has not been sufficiently studied, has a certain difference from the previous generations Y and X. Basing on the specifics of the modern young people as a generation of virtual communication, the authors suggest that they should have their specific interest in physical education and sports. Therefore, the purpose of this paper is to study the attitude of generation Z to physical culture and sports. According to the conducted sociological survey, there have been identified the moments that contribute to the formation of an interest in physical education activities at the representatives of generation Z.

Entering and studying at the university involves the process of active adaptation of the individual to changing conditions of reality and emotional and stressful situations. In this regard, the role of physical education and training in the context of social adaptation is extremely important, since in the process of doing physical exercises, the issues of self-realization of generation Z can be successfully solved.

To identify the attitude of representatives of generation Z to physical culture and sports, the authors conducted a sociological survey, which revealed an undeniable positive attitude of students to physical exercise, but under conditions of greater diversity, sufficient availability of necessary equipment and individual approach.

Since rapidly changing economic conditions require the training of competitive specialists, university physical education teachers need to rethink the goals and objectives of physical education, creating the prerequisites for the introduction of new ways to develop interest in physical culture and sports.

Keywords: physical education, sports, generation Z, student, health, socialization.

Введение. В наше время при обучении нового поколения стало необходимым нахождение новых, современных методов преподавания, с помощью которых потенциал учеников, студентов сможет раскрыться максимально. Дело в том, что сегодняшняя молодежь поколений Y и Z во многом отличается от прошлого поколения X; перед ними ставятся совершенно другие задачи, они имеют другие восприятие и мотивацию. Итак, именно представители поколений Y и Z представляют для нас особенный интерес как действующие абитуриенты и студенты вузов, поскольку, чтобы эффективно работать с ними, надо понять, как они мыслят [1], [3], [6]. Рассмотрим особенности этих поколений более подробно.

Поколения сменяют друг друга в среднем каждые 20 лет. Таким образом, поколение Y в России - это люди, родившееся с начала 80-х годов XX века до начала 2000-х годов, поэтому их называют миллениалами. В настоящий момент именно они составляют категорию так называемых «молодых людей», и определенная часть их все еще обучается в вузах. Характерной особенностью этого поколения является то, что им еще присущи некоторые черты предшествующего поколения, но они уже имеют ряд отличных от родителей моделей жизни и поведения. Это объясняется тем, что люди поколения Y выросли в быстро меняющемся мире, в условиях высокой конкуренции, поэтому мы можем утверждать, что миллениалы сформированы новыми технологиями и ориентированы на жизнь в рамках интернета. Вместе с тем они в той или иной мере вовлечены в физическое воспитание, отдают предпочтение здоровому образу жизни и считают физическую культуру и спорт неотъемлемой его частью.

Новое поколение XXI века (Z) еще недостаточно изучено, но, несомненно, являет собой одно из самых интересных, но и сложных поколений, в первую очередь во взаимодействии со старшим поколением X. Если поколение Y «взрослело» параллельно с меняющейся реальностью, то поколение Z уже родилось в информационном обществе, в среде мультимедийных технологий. Дети, молодежь чуть ли не с момента своего появления на свет погружены в интернет, который заменяет им и телевидение, и подвижные игры, и сверстников, и родителей. Иначе говоря, это поколение виртуального общения [9]. Исходя из обзора литературных и интернет-источников, заинтересованность такой молодежи в физической культуре и спорте также находится на очень низком уровне, и это обстоятельство является весьма значимой проблемой как для самого человека, так и для спорта как социального института в целом.

Разрешение данного противоречия определяет актуальность проблемы исследования, которая сформулирована следующим образом: каково отношение представителей поколения Ъ к физической культуре и спорту в вузе? Решение данной проблемы выступает целью нашего исследования.

Актуальность исследуемой проблемы. В нашей стране физическое воспитание подрастающего поколения, начиная с самого раннего детства, всегда являлось зоной повышенного внимания, так как именно в детском, подростковом и юношеском возрасте формируется жизненно необходимый двигательный опыт, совершенствуются динамические способности человека, его физическая природа. В последнее время спорт стал также важным социальным институтом, который сопровождает и поддерживает усвоение индивидуумом определенных норм, принятых в обществе, помогает ему успешно адаптироваться к окружающей среде.

Вследствие постоянного развития различных сфер жизни для каждого последующего поколения характерна смена социальных интересов, в том числе это касается отношения человека к физическому воспитанию и спорту. Тем не менее в научной литературе мы не находим исследований данной проблемы применительно к представителям поколения У к Ъ. Таким образом, в ходе данной работы мы, исходя из данных проведенного нами социального опроса, попытались выявить те моменты, на которые нужно обратить внимание на пути эффективного формирования интереса к физической культуре и спорту у представителей У иZ.

Социальная адаптация - это процесс взаимодействия личности с социальной средой, для которой характерен процесс активного приспособления индивидуума к условиям этой среды. Такое приспособление осуществляется только при наличии необходимых условий, главным из которых является умение анализировать текущие социальные ситуации, осознавать свои возможности в складывающейся социальной обстановке, контролировать свое поведение сообразно целям деятельности [7], [8], [10]. В свете вышесказанного поступление в университет и обучение в нем для многих является эмоционально стрессовой ситуацией: отрыв от семьи, переезд в другой город, изменение режима, новый коллектив, педагоги, требования и обязанности. И в данном случае адаптация сводится к приспособлению к новым условиям, а в дальнейшем и к формированию новых способов преодоления трудностей для того, чтобы без конфликтов и ощущения внутреннего дискомфорта осуществлять дальнейшую успешную учебную деятельность.

Роль физического воспитания в формировании и развитии социально активной личности достаточно высока, так как адаптация в сфере физкультурной деятельности оказывает воздействие и на адаптацию к вышеперечисленным новым требованиям.

Физкультурная деятельность вовлекает студентов во множество социальных отношений, создает запас социально одобренных моделей поведения в вузовской среде. Исследованиями установлено, что между успехами студента в области физической культуры и его социальным статусом существует прямая связь, приводящая к укреплению авторитета студента [4], [5].

В свою очередь, люди с низким уровнем физической культуры склонны к приобретению негативных привычек: злоупотреблению курением, алкоголем, наркотическими веществами, вплоть до совершения противоправных действий. В эпоху глобализации и компьютеризации актуальной становится проблема выживания человека вследствие катастрофических изменений пропорций его психической и двигательной напряженности в процессе трудовой деятельности.

Материал и методы исследования. Комплексный подход с использованием всех основных форм работы в процессе семейного, внеурочного, учебного, дополнительного образования входит в сложный педагогический процесс физического воспитания молодого поколения.

Основными методами исследования явились следующие: анализ и обобщение содержания научно-методической литературы, социологический опрос, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Нами был проведен опрос для выявления отношения представителей поколения Ъ к физической культуре и спорту, состоящий из 12 вопросов В нем приняли участие 70 студентов 1 курса ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.

Таблица 1

Отношение студентов поколения Ъ к физической культуре и спорту

1. Занимаетесь ли вы спортом?

5,6 % Занимаюсь профессионально 82,9 % Занимаюсь для себя 11,4% Не занимаюсь 11.40% ,_ ,__„ 5,60% 82.90%

2. Как часто проходят ваши занятия?

32,9 % Регулярно (несколько раз в неделю) 64,3 % Время от времени 2,8 % Не занимаюсь 2,80%.

3. Вы предпочитаете заниматься:

48,6 % Один 34,3 % В компании 17,1 % С тренером 17,10% Jib №8,60% 34,30%

4. Какие виды спорта вы предпочитаете?

34,3 % Индивидуальные 30% Командные 35,7 % Главное -заниматься 35,70% . ^ ■к 34,30% ^0,00%

5. Сколько длится ваша тренировка?

41,4% 2(МО мин 30% 40-60 мин 28,6 % Более 60 мин 28,60% ^^ ¿1,40%

Продолжение таблицы 1

6. Тяжело ли вам расстаться с телефоном во время занятий?

12,9 % Да 75,7 % Нет 11,4% Для тренировки он необходим 11,40%- 90% ¿Л

75,70%

7. Что для вас спорт?

81,4% Образ жизни 10% Интересен, но только как болельщику 8,6 % Он мне не интересен 8,60% ^B^V 81.40%

8. Что подтолкнуло вас к занятиям?

68,6 % Хочу самореализоваться 11,4% Нравится общение в спор тивной среде 20% Проблемы со здоровьем 20,00%

9. Какой девиз вам ближе?

60% Движение - это жизнь 11,4% «Нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи!» (В. Маяковский) 28,6 % НХНД (Не хочешь -не делай) 28,60%^ ^ В 60,00%

10. Нравятся ли вам занятия по физическому воспитанию, проводимые в учебных заведениях?

80% Да 20% Нет 20, ^^^^80,00%

11. Влияет ли подача предмета (физическая культура) со стороны преподавателя на ваше отношение к спорту?

72,9 % Да 27,1 % Нет А Т ^Л ,42,90%

12. Что вам необходимо для занятия по физической культуре в вузе?

38,6 % Разнообразие в разминочной части 44,3 % Инвентарь 17,1 % Индивидуальный подход 17,10% ■\38,60% 44,30% ▼

Пронализировав результаты опроса (таблица 1), мы пришли к следующему: во-первых, в массе своей студенты уверены, что занятия физкультурой и спортом необходимы им для будущей успешной карьеры (68,6 %), что находит подтверждение в ответах на первый и второй вопросы. Во-вторых, даже несмотря на зависимость от гаджетов в повседневной жизни, студенты готовы отказаться от использования телефонов в пользу продуктивных тренировок (75,7 % против 12,9 %). В-третьих, проблема самореализации в процессе занятий имеет гораздо большее значение, нежели строительство идеальных форм тела (60 % / 11,4%) и в-четвертых, студенты в большинстве своем настроены на самостоятельные занятия (48,6 %), что вполне логично, так как данное поколение, живя в виртуальном мире, испытывает сложности в непосредственном общении.

Следовательно, несмотря на множественные проблемные стороны поколения Ъ, такие как инфантилизм, «клиповое» мышление, склонность к аутизации, синдрому дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), преподаватель может и должен опираться на положительные характеристики нового поколения, позволяющие нивелировать отрицательные черты. К числу таких относятся амбициозность, стремление к самореализации, быстрое включение в интересующую их проблематику, нацеленность на результат [2].

Реализация своего «я» поколением Ъ может успешно осуществляться в процессе занятий физическими упражнениями. В отношении саморазвития и личностного роста спорт позволяет приобрести многое: формировать необходимые для жизни двигательные умения и навыки, нарабатывать опыт взаимодействия с другими людьми, преодолевать трудности, культивировать в себе привычку ставить и достигать цели. Физическое воспитание не только способствует улучшению здоровья молодого человека, но и активизирует нравственное развитие личности: он учится сочувствию, честности, порядочности, стремлению оказать дружескую поддержку, развивает чувство справедливости.

Выводы. Опрос первокурсников показал наличие потребности в занятиях физической культурой и спортом у поколения Ъ Это именно та область, где студент имеет возможность проявить все свойства своей личности, а навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, перенести на будущие социальные функции взрослого человека.

Таким образом, программа учебного процесса по физической культуре должна заключать в себе отчетливые параметры описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе», т. е. предполагать компетентный подход, который подразумевает не только передачу студенту совокупности знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта, но и развитие кругозора, способность принимать индивидуальные креативные решения, стремление к постоянному самообразованию и самообучению, формированию гуманистических ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. ВасильеваН. В., КожановаМ. Б. Формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью у студентов в процессе физического воспитания // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.-2012.-№ 1(73).-Ч. 1.-С. 15-19.

2. Дубков Д. М. Поколение Ъ в образовательном процессе // Инженерно-педагогическое образование в XXI веке : материалы республиканской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. -Минск,2018.-Ч. 1,-С. 31-33.

3. Как учить поколение Ъ, чтобы школьные годы не прошли даром [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rb.ra/opiiiion/uchit-pokolenie-z/.

4. Краснов И. С. Пути формирования здорового образа жизни студентов // Вопросы физического воспитания студентов. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2003. -231 с.

5. Матвеева Н. А., Ваатьева Н. В., Ттшна В. А., Никитина К. Б. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов не физкультурных факультетов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья: пути их реализации : мат-лы науч.-пракг. конф. - Чебоксары, 2019. - С. 88-94.

6. Сапа А. В. Поколение Ъ - поколение эпохи ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberlellillka.rll/article/v/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgosi

1. Сорокоумова С. Н., Протасов А. Б. Методы и технологии изучения психологических особенностей личности современных подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/metody-i-telmologiiimchemya-psihologichesk^-osobem

8. Стилманн Д. Поколение Z на работе: как его понять и найти с ним общий язык. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.

9. Темнова Л. В., Пучкова Е. Б., Суховершина Ю. В. О вовлеченности поколения зет в виртуальную реальность [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=26318855.

10. Черногоров А. А. Годное образование: как научить поколение Z думать и идти к успеху // Forbes. -2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.forbes.ru/tehnologii/349855-godnoe-obrazovanie-kak-nauchit-pokoleniez-dumat-i-idti-k-uspehu.

Статья поступила в редакцию 10.11.2020

REFERENCES

1. Vasil'eva N. V, Kozhanova М. В. Formirovanie motivacionno-cennostnogo otnosheniya k zdorov'yu u sttxdentov v processe fizicheskogo vospitaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2012.-№ 1(73). -Ch. 1. -S. 15-19.

2. Dubkov D. M Pokolenie Z v obrazovatel'nom processe // Inzhenerno-pedagogicheskoe obrazovanie v XXI veke : materialy respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh i studentov. - Minsk, 2018. - Ch. 1. -S. 31-33.

3. Как uchit' pokolenie Z, chtoby shkol'nye gody ne proshli darom [Elektronnyj resurs], - Rezhim dosttxpa : https://rb.ru/opinion/uchit-pokolenie-z/.

4. Krasnov I. S. Puti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov // Voprosy fizicheskogo vospitaniya studentov. - SPb. : Izd-vo SPbGU, 2003.-231 s.

5. Matveeva N. A., Vasil'eva N. V., Timina V. A., Nikitina К. B. Formirovanie motivacii к zanyatiyam fizi-cheskoj kul'turoj i sportom u studentov ne fizkul'turnyh fakul'tetov // Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury, sporta i zdorov'ya: puti ih realizacii: mat-ly nauch.-prakt. konf. - Cheboksary, 2019. - S. 88-94.

6. Sapa A. V. Pokolenie Z - pokolenie epohi FGOS [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.rU/article/v/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos.

7. Sorokoumova S. N, Protasov A. B. Metody i tekhnologii izucheniya psihologicheskih osobennostej lich-nosti sovremennyh podrostkov [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.ru/article/v/metody-i-tehnologiiizucheniya-ps^ologicheskih-osobennostey-lichnosti-sovremennyh-podrostkov.

8. Stilmann D. Pokolenie Z na rabote: как ego ponyat' i najti s nim obshchij yazyk. - M. : Mann, Ivanov i Ferber, 2018.-272 s.

9. Temnova L. V., Puchkova E. В., Suhovershina Yu. V. О vovlechennosti pokoleniya zet v virtual'nuyu re-al'nost' [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://elibrary.ru/item.asp?id=26318855.

10. Chernogorov A. A. Godnoe obrazovanie: как nauchit' pokolenie Z dumat' i idti к uspekhu // Forbes. - 2017 [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://www.forbes.ru/tehnologii/349855-godnoe-obrazovanie-kak-nauchit-pokoleniez-dumat-i-idti-k-uspehu.

The article was contributed on November 10, 2020

Сведения об авторах

Васильева Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары; Россия; e-mail: koolmama@mail.ru

Матвеева Надежда Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: kluchnad@mail.ru

Author information

Vasilyeva, Natalya Vladimirovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Physical Education, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: koolmama@mail.ru

Matveeva, Nadezhda Aleksandrovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Physical Education, I. Yakovlev CHSPU, Cheboksary, Russia; e-mail: kluchnad@mail .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.