2. Макоткина, Д. В. Проблемы и перспективы современной российской экономики / Д.В. Макоткина, Е.Г. Зиновьева // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2016. - № 2(60). - С. 14 - 17.
3. Скоростное гальваническое золочение // Гальваника для профессионалов -режим доступа: http://galvplat.ru/art6131.htm
4. Цена на золото сегодня в Сбербанке России в рублях - режим доступа: http://kupluzoloto.ru/tsena-na-zoloto-segodnya-v-sberbanke-rossii-v-rublyakh
5. Ямпольский, А.М. Гальванотехника : практическое пособие для мастеров и рабочих / А.М. Ямпольский. - Л.: Машгиз,1952. - 149 с.
6. Limarev, P. Methodical Motivation of the Using EVA (Economic Value Added) as Instrument of Cost-Performance Management in Organizations / P. Limarev, Y. Limareva, E. Zinovyeva, E. Usmanova // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - № 5. - Том 6. - С. 489-495.
Башкиров М.В. бакалавр
Московский Государственный психолого-педагогический университет ОТНОШЕНИЕ НЫНЕШНЕЙ МОЛОДЕЖИ К ЭКСТРЕМИЗМУ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙКОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация
В данной статье анализируется проблема экстремизма, отношение к ней в современном российском обществе. Разведены понятия политического и религиозного экстремизма, рассмотрены факторы, порождающие различные виды экстремизма в нашей стране, выявлены причины усиления экстремизма в России, определены слабые места российского законодательства.
Ключевые слова: экстремизм, религиозно-политический экстремизм, политика, религия, терроризм, ислам, противодействие экстремизму.
Усиление противоречий в обществе, кризисное состояние общественных отношений вызвало резкую активизацию политического противоборства.
В борьбе за власть, осуществляющейся под лозунгом выхода из кризисной ситуации и выбора направлений социально-экономического и политического развития России, наряду с цивилизованными, правовыми методами в последнее время все активнее используются антиконституционные формы и методы политической борьбы. В практике разрешения политических конфликтов все больший удельный вес занимает применение крайних мер. Ставка на силу, использование насильственных форм и методов в политическом противоборстве приобретает заметную устойчивость, становится тенденцией при решении спорных политических вопросов.
Системный характер применения насилия для достижения политических целей, увеличение количества субъектов, взявших на вооружение этот метод,способствовали возникновению и резкой активизации политического экстремизма. Его масштабы, наличие внутренних структур, системы организационных связей, соответствующей идейно-политической платформы и практики исполнения установок позволяют говорить о политическом экстремизме как о сложном социально-политическом явлении. Имеющий глубокие исторические и социальные корни, политический экстремизм стал реальностью, оказывающей деструктивное воздействие на всю систему общественных отношений. Его деятельность находит отражение в борьбе политических партий и движений. Использование ими крайних форм и методов не только друг против друга, но и против государства способствует активизации политического экстремизма, придает политической борьбе необычайно острый и сложный характер. [10]
Политический экстремизм представляет собой социальное явление в области политической борьбы, для которого характерно систематическое, всестороннее и организованное использование насилия, противоречащего моральным и правовым установкам общества, для достижения политических целей.
Отсутствие надежного и полного контроля за развитием политического экстремизма, уступки ему со стороны государственных структур привели к тому, что в настоящее время, данное явление приобретает широкомасштабный и всеобъемлющий характер. Формами его выражения являются призывы к захвату власти насильственным путем; угрозы политическим лидерам и активистам, государственным и общественным деятелям, представителям власти; осуществление террористических актов; захваты заложников; блокирование административных зданий и учреждений; пикетирование и обстрел иностранных представительств; массовые беспорядки и другие акты насилия.
Большую опасность политический экстремизм таит в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России на этнорелигиозной основе, способны перерасти на основную территорию страны. Война в Чечне дала мощный импульс политическому экстремизму, совершаемому на данной основе. Межнациональные конфликты в различных регионах Российской Федерации, массовое использование при этом оружия, направляемого в основном из Чечни, влияние исламского фундаментализма, усиление сепаратистских настроений и трансформация их в активную практическую деятельность создают угрозу территориальной целостности, конституционному строю страны. [2]
Политический экстремизм — это явление международного масштаба. Вышедший за рамки государственных границ и поддерживаемый системой
широких организационных связей, он содержит опасность для субъектов международных отношений, политики мирного сотрудничества государств, в целом для международной безопасности. Поэтому борьба с ним является не только государственной, но и международной проблемой.
Следовательно, всесторонняя направленность политического экстремизма, проникновение его во все сферы общественных отношений, системный и необычайно острый характер используемых форм и методов превращают его в угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В последние десятилетия все более широкий размах приобретают экстремистские явления на религиозной почве, которые происходят в политической сфере социума, но не могут быть охвачены понятием «политический экстремизм».
Что такое религиозный экстремизм? В идеологии - это:
• Отрицание и подавление всяческого проявления инакомыслия.
• Жесткое утверждение своей системы политических и религиозных взглядов.
• Культивирование слепого повиновения и исполнения приказов лидера.
В организации это:
• Подпольный характер структурированной организации.
• Проявления агрессивности действий вплоть до террора.
• Попытки противопоставления себя действующему государству и строю, которое исповедует данное государство. [3]
Религиозный экстремизм — это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. Причинами подобного рода экстремизма в обществе являются:
•социально-экономические кризисы
•деформация политических структур
• падение жизненного уровня значительной части населения,
• подавление властями инакомыслия и оппозиции,
• национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.
Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России, можно также «назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность
зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий» . [7]
Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести - важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т. ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий. [5]
Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.
Экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, представляя единое целое, поэтому часто в научной литературе используется термин «религиозно-политический экстремизм».[4] Экстремизм на религиозной основе может использовать тактику информационного терроризма и кибернетических войн. В компьютеризированном обществе трудно сохранять секреты, а меры защиты оказались не вполне эффективными. Изменились и цели экстремистов: зачем убивать политического деятеля или бросать бомбу в толпу, когда достаточно нажать несколько кнопок для достижения драматических и широкомасштабных результатов. Если религиозный экстремизм направит свои действия на методы информационной борьбы, его разрушительная сила многократно превзойдет силу любых видов оружия. В современном мире необходимо научиться различать различные мотивы, подходы и цели разных религиозных групп, возможно нужны новые определения и новые термины для предотвращения новой волны религиозного экстремизма. Хотя из 100 попыток совершения глобального террористического акта 99 будут наверняка безуспешными, одна успешная попытка принесет больше жертв и материального ущерба и паники, чем все, что испытал мир до сих пор5.
Экстремизм нарушает духовные основы общества и угрожает безопасности.России и всему миру в целом, поэтому должен быть объектом пристального внимания и изучения, особенно в правоохранительной системе.
В него нередко включают: религиозный, национальный и этнический, расовый, политический, военный, государственный, экономический, экологический, социальный и другие виды экстремизма. Особо следует выделить представления об уровнях понимания экстремизма в обществе: индивидуальный экстремизм, экстремизм организаций и экстремизм государственный, т.е. высокоорганизованный и использующий государственную организацию в своих целях. Например, политика государственного экстремизма осуждалась неоднократно, в частности, на
44й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1989 году, где было заявлено, что участники безоговорочно осуждают всех тех, кто под предлогом борьбы с терроризмом прибегает к насильственным и незаконным средствам достижения политических целей.
Широкое понимание экстремизма неоднократно использовалось в ходе многолетнего обсуждения с 1995 года проектов закона «О политическом экстремизме», который так и не был принят. В ходе обсуждения были поставлены вопросы о понимании места экстремизма в неустойчивой политической системе, о степени опасности реализации крайних политических форм и ответственности за это. В процессе дискуссий выработались некоторые принципы: необходимость отграничивать обычные формы протеста в условиях политической свободы от борьбы, откровенно или завуалировано направленной на уничтожение самой политической свободы; обусловленность политического экстремизма сущностью того политического режима, в условиях которого и по отношению к которому он себя проявляет, и другие.
Была выявлена несостоятельность многочисленных заявлений о том, что экстремизм ведет к гражданской войне и распаду государства: например, после 1917 года гражданская война в России разразилась, рот а в Германии после 1933 года - нет. В первом случае распада страны не произошло. Российский же пример более сложный, рот поскольку только в 1917 году произошло две революции, рот а после второй и последовавшего распада страны, рот наоборот, рот начались укрепление, рот централизация (юридический федерализм заменялся фактической унитарностью) и территориальное расширение государства. Можно, рот таким образом, рот констатировать, рот что не любые кардинальные изменения власти (приход к власти экстремистов, рот в том числе) ведут к гражданской войне или распаду государственности.
На самом деле существует обратная зависимость: кризис и распад государственности способствуют приходу к власти экстремистских, рот с точки зрения существующей политической системы, рот сил, рот то есть, рот несистемных политических сил. Это понимание чрезвычайно важно для того, рот чтобы знать, рот откуда исходят причины экстремизма.
Факторами, рот порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, рот следует назвать социально-экономический кризис, рот массовую безработицу, рот глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, рот ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов, рот неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, рот распад прежней системы ценностей, рот правовой нигилизм, рот политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии. [8]
С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и
общество, рот и государство. Методы этой борьбы у них, рот разумеется, рот различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, рот способствующие возникновению экстремизма и решительно пресекать противозаконную деятельность экстремистов, рот то общество (в лице общественных объединений, рот средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать религиозно -политическому экстремизму, рот противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этно-религиозной толерантности, рот гражданского мира и межнационального согласия. [6] Экстремизм вытекает из культурной, рот политической, рот социальной и экономической ситуации в обществе. В конце 90-х годов многие эксперты при обсуждении законопроекта «О политическом экстремизме» делали вывод о том, рот что в обществе, рот где государством систематически нарушается законность (не выплачиваются зарплаты, рот пособия, рот пенсии, рот стипендии), рот где немалое число бездомных (вынужденных переселенцев и жертв махинаций), рот где существуют двойные стандарты в выплате денежного вознаграждения, рот системы «черной» и «серой» наличности, рот где присутствует ценностный и политический раскол в обществе, рот но одновременно предъявляются высокие моральные и патерналистские требования к государству, рот - политический экстремизм провоцируется политикой государства.
Ко времени принятия Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в 2002 году достаточно существенно изменились тенденции в стране: появилась необходимость усиления борьбы с распространением крайних форм религиозного экстремизма, рот сепаратизма, рот а, рот с другой стороны, рот стала сокращаться социальная задолженность государства. [9]
В Конституции Российской Федерации перечисляется целый ряд противоправных действий, рот которые могут быть причислены к экстремистским. Это «создание и деятельность общественных объединений, рот цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности. Наибольшее число претензий и опасений вызывает действующая редакция Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». [1]
В заключении можно сказать, рот что формирование экстремистских настроений зависит от множества социальных и социокультурных факторов. Среди них выделяются условия жизни молодежи, рот особенности ее социального положения, рот возможности ее самореализации, рот характер социального окружения и многие другие. Их влияние отражается в сознании молодых людей в форме потребностей, рот интересов, рот установок, рот ценностей, рот которые и предопределяют выбор конкретного движения и способ поведения в них. В способе поведения отражается степень
экстремальности сознания, рот как одного из сущностных свойств молодежи, рот крайнее проявление которой может превратиться в экстремизм.
Использованные источники:
1.Федеральный Закон от 25 июля 2012 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2012 года № 114-ФЗ
3. Федеральный Закон РФ о борьбе с терроризмом // http: //www.fsb .ru/under/terror.html.
4. Балагушкин Е. Г. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2012 г. - 40 с.
5. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. - 2013. - № 3
6.Власов В. И. Экстремизм: сущность, виды, профилактика. М.: РАГС, 2003. С. 112.
7. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Постмодернизм. М.: Современный литератор, 2007.
8. Гришай Е.В. Причины религиозного экстремизма и способы его преодоления / Е.В. Гришай, И.В. Манацков // Общество и право. - 2014. - №4 (50). - С. 277-280.
9. Хоровинников А. А. Экстремизм как социальное явление (философский анализ): автореф. дис. ... канд. философ. наук. Саратов, 2007. С. 7-8.
10. Информационно-аналитический центр «СОВА» // http://xeno.sova-center.ru/.
Бегжанова Г. Т. ассистент
кафедра «Экологии и почвоведения» Каракалпакский государственный университет имени Бердаха
Республика Узбекистан ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАРАКАЛПАКСТАН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Резюме
В статье отмечено, что экологическое образование является необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности -взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на