Научная статья на тему 'Отношение населения к институту благотворительности в России'

Отношение населения к институту благотворительности в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
336
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / CHARITY / STATE / SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексенцева Наталья Викторовна, Сиротинский Сергей Александрович

В статье раскрывается положение о том, что социальный институт благотворительности характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для каждой конкретной сферы реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF THE POPULATION TO THE INSTITUTE OF CHARITY IN RUSSIA

The article presents the provision concerning the fact that the social institute of charity is characterized by the presence of the goal of its activity, specific functions for the goal achievement, a set of social positions and roles typical for each specific area of implementation. Key words: charity, state, society.

Текст научной работы на тему «Отношение населения к институту благотворительности в России»

УДК 316.334 Алексенцева Наталья Викторовна

кандидат социологических наук, заместитель министра социальной защиты населения Ставропольского края editor@hist-edy.ru

Сиротинский Сергей Александрович

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры производственного менеджмента Ессентукского института управления, бизнеса и права editor@hist-edy.ru

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ИНСТИТУТУ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

В статье раскрывается положение о том, что социальный институт благотворительности характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для каждой конкретной сферы реализации.

Ключевые слова: благотворительность, государство, общество.

Aleksentseva Natalia Viktorovna

PhD in Sociology, Deputy Minister of Social Protection of Population of Stavropol Territory editor@hist-edy.ru

Sirotinskiy Sergey Alexandrovich

PhD in Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Industrial Management of the Essentuki Institute of Management, Business and Law editor@hist-edy.ru

ATTITUDE OF THE POPULATION TO THE INSTITUTE OF CHARITY IN RUSSIA

The article presents the provision concerning the fact that the social institute of charity is characterized by the presence of the goal of its activity, specific functions for the goal achievement, a set of social positions and roles typical for each specific area of implementation.

Key words: charity, state, society.

Социальный институт благотворительности характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для каждой конкретной сферы реализации. Благотворительность позволяет обществу обслуживать свои интересы напрямую, без посредничества государства, обеспечивая перераспределение доходов от наиболее имущих к наименее имущим гражданам кратчайшим путем и в кратчайшие сроки. Но возможность свободно распоряжаться денежными средствами, материальными и иными ценностями привлекает внимание к этой сфере не только добропорядочных граждан, желающих посвятить себя милосердию, но и всевозможных правонарушителей.

Современная российская благотворительность развивается как стихийный и никем не регулируемый процесс, протекающий без большого внимания и поддержки со стороны государства. Все это привело к тому, что благотворительность в стране развита слабо, поскольку состоятельные слои общества еще недостаточно осознали и поняли саму объективную необходимость её развития в современном российском обществе. Благотворительные ресурсы в условиях почти повсеместной коррумпированности зачастую используются не по назначению. Всё это значительно сдерживает развитие благотворительности в России и оказывает на данный процесс негативное воздействие.

Наиболее устойчивые отношения между благотворителем и благополучателем складываются при осуществлении систематической частной благотворительности. Весьма эффективным может быть убеждение в необходимости участия в духовной благотворительности. Отмечаем, что благотворительные структуры, помимо инструмента выравнивания социального неравенства, стали рассматриваться как источник внебюджетного финансирования для развития образования, науки, медицины, решения таких острых проблем, как предупреждение беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, адресной помощи престарелым, инвалидам и иным категориям нуждающихся.

Таким образом, существуют как общие тенденции развития благотворительности, характерные для российского обществе в целом, так и те, которые формируются и проявляются на уровне региона. Векторы развития благотворительности на уровне российского общества в целом, и отдельных его регионов, могут не совпадать, особенно это характерно для соотношения таких форм благотворительности, как церковные, частные и общественные, что необходимо учитывать при формировании правовой культуры населения при организации благотворительных

акций.

В наши дни широкая общественность все чаще настаивает на соблюдении бизнесом таких социальных прав, как обеспечение равных возможностей, социальная справедливость, хорошее здоровье граждан, чистый воздух, способность людей к экономическому «выживанию» и их достаточный заработок. Бизнес не может быть определен как социально ответственный без соблюдения и учета нравственных норм, выдвигаемых обществом, поэтому в основе своей деятельности любая компания должна заложить, как базу, систему моральных ценностей и этических принципов.

Перед отечественным бизнесом сегодня стоит двойная задача: с одной стороны, возродить утраченные этические традиции российского предпринимательства, включая заботу о нуждах общества, а с другой стороны, использовать в максимальной мере позитивные достижения мирового опыта участия деловых структур в решении социальных вопросов. Достижение этих целей потребует от бизнес-сообщества довольно длительного времени, а главное - осознания им необходимости обязательного учета этих аспектов в своей производственной и коммерческой деятельности. Функционалистская относительная теория антропогемы (которая объясняет структуру индивидуального Я, исходя из выполняемых им функций и из его отношений с окружающим миром) расширяется с помощью понятия свободы как увеличения возможностей выбора до функционалистской теории общества: антропогема возрастает, когда ей предлагаются более многочисленные варианты выбора; общество развивается, создавая для индивида преумноженные варианты выбора путем усиления разделения труда и функционального раздифференциро-вания [1, с. 234]. Вероятность избирательных возможностей антропогемы прямо пропорционально зависит от расчлененности общества. Согласно функционалистской теории, расчлененность общества увеличивает выбор индивида, что способствует его максимальному развитию и проявлению. Если же эта взаимосвязь недействительна, так как наличие большего выбора не всегда является условием большей свободы и самообретения, а субстанция антропогемы формируется не только ее отношениями к вариантам и внешнему миру, - в этом случае раздифференциация как ценность сама по себе теряет свою устойчивость. Между возрастанием антропогемы и увеличением общественной раздифференциации нет прямой зависимости, напротив, в их отношениях существует поворотный момент и оптимум, по другую сторону которого нарастающее разделение труда и раздифференциация общества ведут к утрате антропогемы и потере ориентации и смысла.

Среди трех главных сфер культуры, - среди экономики, искусства и науки, - теория общества является частью науки, и одновременно она управляет областью хозяйства, которая является ее материальным объектом.

В России к благотворительности относятся пока настороженно: большинство граждан мало знают о реальной помощи, которую оказывают благотворительные организации, и не верят в то, что переданные им деньги дойдут до тех, кто в них нуждается. Кроме того, благотворительность в крупных размерах - дело щекотливое и иногда даже опасное: во-первых, приходится платить дополнительные налоги, а, во-вторых, подобная щедрость может вызвать нездоровый интерес у государственных и налоговых органов. Поэтому если корпоративная благотворительность у нас стала уже явлением обычным и даже почти обязательным, то частная - распространена гораздо меньше, чем на Западе, и часто носит анонимный характер. Тем не менее, и в нашей стране отдельные граждане и даже целые семьи принимают какие-то проблемы настолько близко к сердцу, что даже решаются на создание специальных фондов для их решения. Затрудняют развитие благотворительности и несовершенные законы, в частности, система налогов и обложение налогом грантополучателей. Не каждый готов расплачиваться за свои благородные порывы, тем более что сумма налогов часто весьма значительная. Конечно, введение налоговых льгот значительно увеличило бы процент благотворителей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество // Путь. 2003. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.