Научная статья на тему 'Отношение молодёжи Брянской области к вопросу суррогатного материнства'

Отношение молодёжи Брянской области к вопросу суррогатного материнства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
710
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / ЭТИЧНОСТЬ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА / "ЛИШНИЕ ЭМБРИОНЫ" / МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О "ПОЛУЧЕНИИ" РЕБЁНКА БЕСПЛОДНОЙ ЖЕНЩИНОЙ / "EXCESS EMBRYOS" / DECISION-MAKING MODEL ON THE "GETTING" CHILD BY BARREN WOMAN / SOCIOLOGICAL STUDY / SURROGACY / QUESTIONNAIRE SURVEY / ETHICS OF SURROGATE MOTHERHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ноздрина Наталья Александровна, Ларичева Елена Анатольевна, Никитина Каринэ Саркисовна

В данной статье приведены результаты социологического опроса молодёжи Брянской области, проведённого в апреле-мае 2014 года. Было выявлено отношение молодёжи к феномену суррогатного материнства (проводилось три независимых опроса для выявления общего отношения к суррогатному материнству, отношения к социальным и правовым аспектам проблемы, отношения к суррогатному материнству как к медицинско-этическому явлению). По результатам проведённого исследования авторами были сделаны выводы и построена модель принятия решения о «получении» ребёнка бесплодной женщиной, в которой учтены различные социально-психологические факторы, влияющие на итоговое решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ноздрина Наталья Александровна, Ларичева Елена Анатольевна, Никитина Каринэ Саркисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A sociological study of the attitudes of young people of Bryansk Region to the issue of surrogacy

This article describes the results of a survey of young people of Bryansk Region, conducted in April-May 2014. The attitude of young people to the phenomenon of surrogacy (there were three independent surveys to determine attitudes towards surrogacy, social and legal aspects of the problem, relation to surrogacy as a medical-ethical phenomenon) was revealed According to the results of the study, the authors’ conclusions were drawn and a model of decision-making about getting baby by a barren woman was built taking into account various socio-psychological factors influencing the final decision.

Текст научной работы на тему «Отношение молодёжи Брянской области к вопросу суррогатного материнства»

УДК 316.356.2 ; 159.9 : 316.6

Ноздрина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент

Ларичева Елена Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент

Никитина Каринэ Саркисовна

Брянский государственный технический университет nozdrina.natalye@mail.ru, helenette@yandex.ru, karinenikitina@yandex.ru

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ К ВОПРОСУ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА

В данной статье приведены результаты социологического опроса молодёжи Брянской области, проведённого в апреле—мае 2014 года. Было выявлено отношение молодёжи к феномену суррогатного материнства (проводилось три независимых опроса для выявления общего отношения к суррогатному материнству, отношения к социальным и правовым аспектам проблемы, отношения к суррогатному материнству как к медицинско-этическому явлению). По результатам проведённого исследования авторами были сделаны выводы и построена модель принятия решения о «получении» ребёнка бесплодной женщиной, в которой учтены различные социально-психологические факторы, влияющие на итоговое решение.

Ключевые слова: социологическое исследование, суррогатное материнство, анкетный опрос, этичность суррогатного материнства, «лишние эмбрионы», модель принятия решения о «получении» ребёнка бесплодной женщиной.

По данным медицинской статистики, около 12-15% всех супружеских пар бесплодны. Развитие медицины, трансформация отношения к институту семьи вызывает новые формы продолжения рода, в частности - суррогатное материнство. Этот способ продолжения рода сейчас активно обсуждается в СМИ, популяризируется некоторыми заездами шоу-бизнеса, продвигается в сети интернет медицинскими центрами. Поэтому, на взгляд авторов статьи, столь важно узнать мнение молодых людей об отношении к данному феномену.

Благодаря развитию прогресса, инновациям в медицинской отрасли значительно расширились возможности преодоления бесплодия. В Федеральном законе № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Семейном кодексе Российской Федерации законодательно закреплено понятие «суррогатное материнство». Тем не менее, в обществе нет единого мнения относительно этичности и применимости суррогатного материнства в современном мире [2; 3; 5; 6; 7; 9].

В качестве аргументов поддерживающих такую форму материнства, в литературе приводятся следующие суждения: «Для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически своим хотя бы для мужа»; «Это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сострадания, участие в котором для суррогатной матери не более рискованно, чем для большинства женщин»; «Для части сурмам - это единственный способ получения значительной суммы денег, необходимой для дальнейшего существования»; «Закреплено законом, значит, имеет право на существование».

Позиция «против» суррогатного материнства обосновывается такими аргументами: «Потреби-

тельское отношение к детям (дети - товар)»; «Эксплуатация женщин как «инкубаторов»; «Суррогатному материнству существует более гуманная и верная с точки зрения общества альтернатива - усыновление»; «Развращает общество, усиливает дегуманизацию и безнравственность общества, подрывает многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи»; «Некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать ребенка, с которым они сроднились за время беременности»; «Отказ сурмамы от ребёнка травмирует дитя психологически»; «Дети, рожденные суррогатной мамой, более склонны к депрессии и тревожности, по сравнению с детьми, рожденными традиционным способом, или с использованием донорской спермы или яйцеклетки»»; «Психологические травмы детей от осознания факта, что их родила не их родная мать»; «ЭКО может спровоцировать инцест»; «Возможность передачи генетических заболеваний детям от сурмамы»; «Неодобрение религиозных организаций («бунт против Творца»)».

Наше исследование было проведено в апреле-мае 2014 г. методом личного опроса жителей Брянской области с последующей математической обработкой полученных данных.

Для выявления различных аспектов проблемы были составлены три анкеты. Первая была направлена на проверку гипотезы о том, что отношение к суррогатному материнству в целом положительное (лояльное); вторая - на выявление социальных и правовых аспектов проблемы; третья - на выявление отношения суррогатному материнству как к медицинско-этическому явлению. Общий объем выборки составил 322 человека. 58% участников опроса составили мужчины, 42% - женщины. По социальному положению 91% опрошенных - студенты. Средний возраст - 21-23 года.

© Ноздрина Н.А., Ларичева Е.А., Никитина К.С., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

189

ЮВЕНОЛОГИЯ

В результате опроса получены следующие ответы. 72,9% опрошенных считают, что суррогатное материнство решает проблему бесплодных семей. Однако, молодые люди считают, что для 57,1% - суррогатное материнство больше бизнес; для 28,6% - помощь бездетной семье; 14,3% - одновременно бизнес и помощь.

В случае невозможности иметь своих детей только 8,6% опрошенных прибегли бы к услугам суррогатной матери. 31,4% считают такие услуги для себя неприемлемыми, 57,1% затруднились с ответом. 2,9% отметили, что в этом случае лучше возьмут ребёнка из детского дома.

71,4% респондентов крайне негативно соотносятся к использованию суррогатного материнства однополыми парами, 24,3% более толерантны, 4,7% отметили, что это «личное дело каждого».

По мнению 72,9% опрошенных суррогатное материнство никогда не заменит естественные демографические процессы, 22,9% менее оптимистичны и считают, что «возможно к этому и идёт».

77,1% считают, что недопустимо использовать суррогатное материнство в таких случаях, как помеха карьерному росту, нежелание испортить фигуру и т.п. 21,4% с этим не согласны, 1,4% отметили, что для этого должна быть «веская причина, когда по другому не получится».

75,7% считают, что суррогатное материнство должно находиться под контролем государства. Тем не менее, по мнению 74,3% суррогатное материнство является личным делом каждого, и не стоит вмешиваться в это посторонним.

Статистическая проверка возможных гипотез была проведена при помощи программы IBM SPSS Statistics. Результаты следующие.

1. Отношение к суррогатному материнству не повлияет на собственное обращение к суррогатным матерям в случае возникновения такой необходимости (х2=7,669, p=0,263 (p>0,05); коэффициент сопряженности 0,314, p=0,263 (p>0,05)). Таким образом, можно предположить, что и противники подобного способа продолжения рода способны обратиться к услугам суррогатных матерей при возникновении подобной необходимости.

2. Отношение к суррогатному материнству в целом не влияет на отношение к суррогатному материнству как к бизнесу или помощи бесплодным семьям.

3. На отношение к суррогатному материнству как к бизнесу или помощи бесплодным семьям не влияет уровень дохода опрошенных. Есть люди, которые никогда не примут данный способ заработка или продолжения рода даже в случае острой необходимости.

4. Отношение респондентов к суррогатному материнству влияет на отношение к услугам суррогатного материнства для однополых браков. При этом 36 опрошенных одновременно считают, что

суррогатное материнство решает проблему бесплодных семей и позволительно для однополых союзов.

В ходе опроса выявлялись также представление о социальных и правовых аспектах проблемы.

На вопрос «Как Вы считаете, правомерно ли использование женщины в качестве инкубатора для вынашивания ребенка?», 45,5% ответили утвердительно, 43,3% - отрицательно. 65,7% опрошенных высказались за законодательное регулирование верхней границы стоимости услуг.

Респондентам предлагалось высказаться о том, должно ли государство финансировать программу суррогатного материнства для супружеских пар, не имеющих возможности оплатить не столь дешёвую процедуру. 68,7% высказались за финансирование, 26,9% - против. Среди аргументов «против» были высказывания в пользу усыновления из детских домов.

В анкете был затронута проблема «лишних эмбрионов», возникающих при процедуре искусственного оплодотворения. На вопрос, должны ли находиться «лишние эмбрионы» под контролем государства, 71,6% опрошенных ответили утвердительно, 20,9% - отрицательно, 7,5% затруднились с ответом.

51,5% опрошенных согласен с тем, что по закону именно суррогатная мать решает - отдавать ей ребёнка заказчикам или нет; 41% считают это неправильным. На вопрос о том, является ли в случае суррогатного материнства использование женского тела формой насилия положительно ответили 15,7%, отрицательно - 77,6%.

Опрошенным также предлагалось высказаться, в каких случаях заказчики могут отказаться от выношенного суррогатной матерью ребёнка. Среди причин отказа лидирует «результат не устроил по причине здоровья ребёнка» - 59,7%. Недалеко по значению были отмечены причины «передумали» и «не понравился новорожденный» - по 57,5%. Иначе говоря, усматривается потребительское отношение к детям. Люди оправдывают выбор ребёнка точно в супермаркете: «понравился - не понравился - не мой фасон».

Выявляя отношение к суррогатному материнству как к медицинско-этическому явлению, получены следующие результаты.

57% опрошенных считают, что в случае суррогатного материнства, можно говорить о прогрессе современной медицины, 3 8% с этим не согласны.

На вопрос о том, не разумнее ли направлять прогрессивную медицину на восстановление/развитие фертильности, 82% ответили - да, разумнее, 11% - не против усилий в области развития суррогатного материнства.

Суррогатное материнство предполагает ЭКО. В инкубаторе одновременно развивается несколько эмбрионов, «подсаживается» 2-3 (больше не

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

имеет смысла), статус остальных не определён законодательно - они могут быть уничтожены, заморожены и т.д. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, кто, по их мнению, должен осуществлять контроль над эмбрионами? 36% выступает за врачебный контроль, 12% предлагают создать специализированные комиссии под контролем государства, 11% считает - это дело государства. Для 22% вопрос оказался тупиковым.

Респондентам предлагалось оценить такую угрозу суррогатного материнства: «При дальнейшем развитии суррогатного материнства в России, неопределённом статусе эмбрионов, немалом количестве женщин, предлагающих себя в качестве инкубатора, возможен ли риск возникновения новой услуги - выращивание людей для трансплантологии?». 62% уверены - да, такой риск возможен, 27% считают это невозможным. 11% затруднились с ответом.

Таким образом, проведённое исследование позволило выявить следующие проблемы в обществе, касающиеся суррогатного материнства.

1. Молодёжь психологически готова к принятию суррогатного материнства. Современная медиа-среда и толерантность вынуждают людей принимать чудеса медицины как данность, серьёзно не вникая в суть вопроса. Если женщина готова стать суррогатной матерью или обратиться к услугам таковой, серьёзно её осуждать, скорее всего, не будут.

2. Молодые люди осознают риск возникновения генетических инкубаторов, ферм по выращиванию людей на органы. Но на наш взгляд, к преодолению данной угрозы социум должен пройти долгий путь, возможно, связанный с громкими медицинскими скандалами, чтобы начать предпринимать конкретные меры.

3. Намечается потребительское отношение к детям: если рождённый суррогатной матерью ребёнок не нравится, от него проще отказаться.

4. На удивление мало опрошенных вспомнили про возможность усыновления сирот. Этот же вывод подтверждают статистика и результаты опроса ВЦИОМ.

Библиографический список

1. ВЦИОМ: россияне не хотят усыновлять детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.medikforum.ru/news/wenness/psychology/23768-vciom-rossiyane-ne-hotyat-usynovlyat-detey.html.

2. Исмалкина О., Емельянова А. Чужая ноша [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mcrm.ru/d_glavnaia/ 210_302_PSYCH0%20Surrogacy.pdf.

3. Когда мама становится чужой. Суррогатное материнство: за и против [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ria.ru/society/20060912/ 53782704.html.

4. Ларичева Е.А. Статистические методы обработки первичной информации социально-экономических исследований. - Брянск: БГТУ 2011. - 212 с.

5. Общество православных врачей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.opvr.ru.

6. Панкова О. Психологическое развитие ребенка в утробе матери [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eva. ru/pregnancy/read-8974. htm.

7. Сечина И. Суррогат материнство: за деньги, но под сердцем // Нескучный сад. - 2012. - № 4 (75) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. nsad. ru/articles/surrogatnoe-materinstvo-chuzhoj-rebenok-za-dengi.

8. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2012.

9. Хрусталёва А. Суррогатное материнство: запретить нельзя разрешить [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.materinstvo.ru/art/8488.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4

191

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.