УДК 316.356.2 ; 159.9 : 316.6
Ноздрина Наталья Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Ларичева Елена Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент
Никитина Каринэ Саркисовна
Брянский государственный технический университет [email protected], [email protected], [email protected]
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЁЖИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ К ВОПРОСУ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА
В данной статье приведены результаты социологического опроса молодёжи Брянской области, проведённого в апреле—мае 2014 года. Было выявлено отношение молодёжи к феномену суррогатного материнства (проводилось три независимых опроса для выявления общего отношения к суррогатному материнству, отношения к социальным и правовым аспектам проблемы, отношения к суррогатному материнству как к медицинско-этическому явлению). По результатам проведённого исследования авторами были сделаны выводы и построена модель принятия решения о «получении» ребёнка бесплодной женщиной, в которой учтены различные социально-психологические факторы, влияющие на итоговое решение.
Ключевые слова: социологическое исследование, суррогатное материнство, анкетный опрос, этичность суррогатного материнства, «лишние эмбрионы», модель принятия решения о «получении» ребёнка бесплодной женщиной.
По данным медицинской статистики, около 12-15% всех супружеских пар бесплодны. Развитие медицины, трансформация отношения к институту семьи вызывает новые формы продолжения рода, в частности - суррогатное материнство. Этот способ продолжения рода сейчас активно обсуждается в СМИ, популяризируется некоторыми заездами шоу-бизнеса, продвигается в сети интернет медицинскими центрами. Поэтому, на взгляд авторов статьи, столь важно узнать мнение молодых людей об отношении к данному феномену.
Благодаря развитию прогресса, инновациям в медицинской отрасли значительно расширились возможности преодоления бесплодия. В Федеральном законе № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Семейном кодексе Российской Федерации законодательно закреплено понятие «суррогатное материнство». Тем не менее, в обществе нет единого мнения относительно этичности и применимости суррогатного материнства в современном мире [2; 3; 5; 6; 7; 9].
В качестве аргументов поддерживающих такую форму материнства, в литературе приводятся следующие суждения: «Для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически своим хотя бы для мужа»; «Это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сострадания, участие в котором для суррогатной матери не более рискованно, чем для большинства женщин»; «Для части сурмам - это единственный способ получения значительной суммы денег, необходимой для дальнейшего существования»; «Закреплено законом, значит, имеет право на существование».
Позиция «против» суррогатного материнства обосновывается такими аргументами: «Потреби-
тельское отношение к детям (дети - товар)»; «Эксплуатация женщин как «инкубаторов»; «Суррогатному материнству существует более гуманная и верная с точки зрения общества альтернатива - усыновление»; «Развращает общество, усиливает дегуманизацию и безнравственность общества, подрывает многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи»; «Некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать ребенка, с которым они сроднились за время беременности»; «Отказ сурмамы от ребёнка травмирует дитя психологически»; «Дети, рожденные суррогатной мамой, более склонны к депрессии и тревожности, по сравнению с детьми, рожденными традиционным способом, или с использованием донорской спермы или яйцеклетки»»; «Психологические травмы детей от осознания факта, что их родила не их родная мать»; «ЭКО может спровоцировать инцест»; «Возможность передачи генетических заболеваний детям от сурмамы»; «Неодобрение религиозных организаций («бунт против Творца»)».
Наше исследование было проведено в апреле-мае 2014 г. методом личного опроса жителей Брянской области с последующей математической обработкой полученных данных.
Для выявления различных аспектов проблемы были составлены три анкеты. Первая была направлена на проверку гипотезы о том, что отношение к суррогатному материнству в целом положительное (лояльное); вторая - на выявление социальных и правовых аспектов проблемы; третья - на выявление отношения суррогатному материнству как к медицинско-этическому явлению. Общий объем выборки составил 322 человека. 58% участников опроса составили мужчины, 42% - женщины. По социальному положению 91% опрошенных - студенты. Средний возраст - 21-23 года.
© Ноздрина Н.А., Ларичева Е.А., Никитина К.С., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
189
ЮВЕНОЛОГИЯ
В результате опроса получены следующие ответы. 72,9% опрошенных считают, что суррогатное материнство решает проблему бесплодных семей. Однако, молодые люди считают, что для 57,1% - суррогатное материнство больше бизнес; для 28,6% - помощь бездетной семье; 14,3% - одновременно бизнес и помощь.
В случае невозможности иметь своих детей только 8,6% опрошенных прибегли бы к услугам суррогатной матери. 31,4% считают такие услуги для себя неприемлемыми, 57,1% затруднились с ответом. 2,9% отметили, что в этом случае лучше возьмут ребёнка из детского дома.
71,4% респондентов крайне негативно соотносятся к использованию суррогатного материнства однополыми парами, 24,3% более толерантны, 4,7% отметили, что это «личное дело каждого».
По мнению 72,9% опрошенных суррогатное материнство никогда не заменит естественные демографические процессы, 22,9% менее оптимистичны и считают, что «возможно к этому и идёт».
77,1% считают, что недопустимо использовать суррогатное материнство в таких случаях, как помеха карьерному росту, нежелание испортить фигуру и т.п. 21,4% с этим не согласны, 1,4% отметили, что для этого должна быть «веская причина, когда по другому не получится».
75,7% считают, что суррогатное материнство должно находиться под контролем государства. Тем не менее, по мнению 74,3% суррогатное материнство является личным делом каждого, и не стоит вмешиваться в это посторонним.
Статистическая проверка возможных гипотез была проведена при помощи программы IBM SPSS Statistics. Результаты следующие.
1. Отношение к суррогатному материнству не повлияет на собственное обращение к суррогатным матерям в случае возникновения такой необходимости (х2=7,669, p=0,263 (p>0,05); коэффициент сопряженности 0,314, p=0,263 (p>0,05)). Таким образом, можно предположить, что и противники подобного способа продолжения рода способны обратиться к услугам суррогатных матерей при возникновении подобной необходимости.
2. Отношение к суррогатному материнству в целом не влияет на отношение к суррогатному материнству как к бизнесу или помощи бесплодным семьям.
3. На отношение к суррогатному материнству как к бизнесу или помощи бесплодным семьям не влияет уровень дохода опрошенных. Есть люди, которые никогда не примут данный способ заработка или продолжения рода даже в случае острой необходимости.
4. Отношение респондентов к суррогатному материнству влияет на отношение к услугам суррогатного материнства для однополых браков. При этом 36 опрошенных одновременно считают, что
суррогатное материнство решает проблему бесплодных семей и позволительно для однополых союзов.
В ходе опроса выявлялись также представление о социальных и правовых аспектах проблемы.
На вопрос «Как Вы считаете, правомерно ли использование женщины в качестве инкубатора для вынашивания ребенка?», 45,5% ответили утвердительно, 43,3% - отрицательно. 65,7% опрошенных высказались за законодательное регулирование верхней границы стоимости услуг.
Респондентам предлагалось высказаться о том, должно ли государство финансировать программу суррогатного материнства для супружеских пар, не имеющих возможности оплатить не столь дешёвую процедуру. 68,7% высказались за финансирование, 26,9% - против. Среди аргументов «против» были высказывания в пользу усыновления из детских домов.
В анкете был затронута проблема «лишних эмбрионов», возникающих при процедуре искусственного оплодотворения. На вопрос, должны ли находиться «лишние эмбрионы» под контролем государства, 71,6% опрошенных ответили утвердительно, 20,9% - отрицательно, 7,5% затруднились с ответом.
51,5% опрошенных согласен с тем, что по закону именно суррогатная мать решает - отдавать ей ребёнка заказчикам или нет; 41% считают это неправильным. На вопрос о том, является ли в случае суррогатного материнства использование женского тела формой насилия положительно ответили 15,7%, отрицательно - 77,6%.
Опрошенным также предлагалось высказаться, в каких случаях заказчики могут отказаться от выношенного суррогатной матерью ребёнка. Среди причин отказа лидирует «результат не устроил по причине здоровья ребёнка» - 59,7%. Недалеко по значению были отмечены причины «передумали» и «не понравился новорожденный» - по 57,5%. Иначе говоря, усматривается потребительское отношение к детям. Люди оправдывают выбор ребёнка точно в супермаркете: «понравился - не понравился - не мой фасон».
Выявляя отношение к суррогатному материнству как к медицинско-этическому явлению, получены следующие результаты.
57% опрошенных считают, что в случае суррогатного материнства, можно говорить о прогрессе современной медицины, 3 8% с этим не согласны.
На вопрос о том, не разумнее ли направлять прогрессивную медицину на восстановление/развитие фертильности, 82% ответили - да, разумнее, 11% - не против усилий в области развития суррогатного материнства.
Суррогатное материнство предполагает ЭКО. В инкубаторе одновременно развивается несколько эмбрионов, «подсаживается» 2-3 (больше не
190
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
имеет смысла), статус остальных не определён законодательно - они могут быть уничтожены, заморожены и т.д. Респондентам предлагалось ответить на вопрос, кто, по их мнению, должен осуществлять контроль над эмбрионами? 36% выступает за врачебный контроль, 12% предлагают создать специализированные комиссии под контролем государства, 11% считает - это дело государства. Для 22% вопрос оказался тупиковым.
Респондентам предлагалось оценить такую угрозу суррогатного материнства: «При дальнейшем развитии суррогатного материнства в России, неопределённом статусе эмбрионов, немалом количестве женщин, предлагающих себя в качестве инкубатора, возможен ли риск возникновения новой услуги - выращивание людей для трансплантологии?». 62% уверены - да, такой риск возможен, 27% считают это невозможным. 11% затруднились с ответом.
Таким образом, проведённое исследование позволило выявить следующие проблемы в обществе, касающиеся суррогатного материнства.
1. Молодёжь психологически готова к принятию суррогатного материнства. Современная медиа-среда и толерантность вынуждают людей принимать чудеса медицины как данность, серьёзно не вникая в суть вопроса. Если женщина готова стать суррогатной матерью или обратиться к услугам таковой, серьёзно её осуждать, скорее всего, не будут.
2. Молодые люди осознают риск возникновения генетических инкубаторов, ферм по выращиванию людей на органы. Но на наш взгляд, к преодолению данной угрозы социум должен пройти долгий путь, возможно, связанный с громкими медицинскими скандалами, чтобы начать предпринимать конкретные меры.
3. Намечается потребительское отношение к детям: если рождённый суррогатной матерью ребёнок не нравится, от него проще отказаться.
4. На удивление мало опрошенных вспомнили про возможность усыновления сирот. Этот же вывод подтверждают статистика и результаты опроса ВЦИОМ.
Библиографический список
1. ВЦИОМ: россияне не хотят усыновлять детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.medikforum.ru/news/wenness/psychology/23768-vciom-rossiyane-ne-hotyat-usynovlyat-detey.html.
2. Исмалкина О., Емельянова А. Чужая ноша [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.mcrm.ru/d_glavnaia/ 210_302_PSYCH0%20Surrogacy.pdf.
3. Когда мама становится чужой. Суррогатное материнство: за и против [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ria.ru/society/20060912/ 53782704.html.
4. Ларичева Е.А. Статистические методы обработки первичной информации социально-экономических исследований. - Брянск: БГТУ 2011. - 212 с.
5. Общество православных врачей России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.opvr.ru.
6. Панкова О. Психологическое развитие ребенка в утробе матери [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eva. ru/pregnancy/read-8974. htm.
7. Сечина И. Суррогат материнство: за деньги, но под сердцем // Нескучный сад. - 2012. - № 4 (75) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. nsad. ru/articles/surrogatnoe-materinstvo-chuzhoj-rebenok-za-dengi.
8. Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru/statistics/2012.
9. Хрусталёва А. Суррогатное материнство: запретить нельзя разрешить [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.materinstvo.ru/art/8488.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 4
191