Научная статья на тему 'Отношение молодежи к труду как к социокультурной ценности: региональный аспект'

Отношение молодежи к труду как к социокультурной ценности: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
681
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / рынок труда / отношение к труду / ценности / youth / labor market / work ethic / values
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Головчин М. А., Соловьева Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение молодежи к труду как к социокультурной ценности: региональный аспект»

Головчин М.А.

к.э.н., н.с. Института социально-экономического развития территорий (ИСЭРТ) РАН, г. Вологда

[email protected]

Соловьева Т. С.

м.н.с. ИСЭРТ РАН

[email protected]

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ТРУДУ КАК К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТИ:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ1

Ключевые слова: молодежь, рынок труда, отношение к труду, ценности.

Keywords: youth, labor market, work ethic, values.

Развитие российского социума в постсоветский период связано с процессом переориентации на новую систему ценностей, в том числе и на образцы массового потребления во всех сферах (образовании, труде и т.д.), что во многом затрагивает молодое поколение. В результате значительных изменений в аксиологическом пространстве россиян заметную трансформацию претерпевает и ценность труда, которая для молодежи служат ядром трудовой мотивации.

Согласно данным исследования «Урал-2015» (N=950), для современной молодежи основными условиями выбора места трудовой деятельности являются: справедливая оплата труда (57%) и удобный график работы (54%). Квалификация рабочих мест, творческий характер профессиональной деятельности, трудовой коллектив значимы менее чем для половины молодых людей .

Заметные изменения происходят на рынке труда. За период 2000-2014 гг. показатели занятости среди молодежи 25-29 лет по России выросли на 7% (в Вологодской области - на 5%). В остальных возрастных группах уровень занятости снизился. Уровень безработицы среди молодежи имеет тенденцию к снижению, однако стоит отметить, что это может компенсироваться ростом и увеличением продолжительности скрытой безработицы3.

Для выявления ценностных ориентаций, в т.ч. и трудовых, молодого поколения ИСЭРТ РАН был проведен по-квартирный опрос в городах Вологде и Череповце и восьми районах области (Бабаевском, Великоустюгском, Воже-годском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Шекснинском и Тарногском). В выборку исследования вошли 1000 чел. в возрасте 16-29 лет включительно (генеральная совокупность - 217 841 чел.).

Согласно данным социологического исследования, проведенного ИСЭРТ РАН в 2015 г., к работе в секторах материального производства более склоны пессимисты (те, кто не уверен в своем будущем), в основном за счет представителей возрастной группы от 16 до 18 чел. (75%). Оптимисты (те, кто уверен в своем будущем) же проявляют большую склонность к работе в организациях социального обслуживания (табл. 1).

Результаты опроса показали, что чертами, отличающими систему ценностей молодого поколения, являются:

- большее внимание к универсальным аспектам жизни (по классификации Шварца-Билски4): важность любви в молодежной среде оценивают на 4,5 из 5-ти баллов; среди всего населения области в целом - на 4,1 балла;

- меньший акцент на важности свободы и независимости - 3,9 баллов (среди всего населения области -4,3 балла);

- в оценках молодежи отношение к гедонистическим ценностям более прагматично, чем во мнениях всего населения (3,6 против 4,1 балла).

- менее важной вологодская молодежь для себя считает ценность творческой самореализации (3,7 балла). Это связано с тем, что в сложной экономической обстановке первостепенное значение начинают играть материальные ценности, духовные же отходят на второй план. Так, среди молодых людей, которым финансовых средств хватает лишь на повседневные затраты, творчество и искусство считают для себя ценным 54%; среди тех, кто не имеет затруднений с покупками - 64%.

1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ № №15-22-01013 «Профессиональное призвание: человеческий потенциал инновационного развития России и Беларуси 2015-2016 гг.».

2 Павлов Б.С. Трансформация отношения молодежи к труду в старопромышленном регионе: онтогенетический аспект // Экономика региона. 2015. - № 3. - С. 142.

3 Молодежь современной России - ключевой ресурс модернизации: монография / А.А. Шабунова, Г.В. Леонидова, М.А. Антонова, И.Н. Дементьева, В.С. Каминский, О.Н. Калачикова, Т.П. Кожина, Н.А. Кондакова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. - С. 3839.

4 Schwarts S. H., Bilsky W. Towards a theory of the universal structure and content of values: Extention and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. - N 3. - P. 878-891.

Распределение ответов молодежи Вологодской области на вопрос: «В какой сфере производства Вы трудитесь в настоящее время?», в % от тех, кто работает, совмещает работу и учёбу

Сфера производства Среднее по опросу В том числе:

Оптимисты 16-18 лет Оптими-сты19-24 года Оптимисты 25-29 лет Пессимисты 16-18 лет Пессими-сты19-24 года Пессимисты 25-29 лет

Материальное производство* 48,8 40,0 43,2 48,5 75,0 44,1 46,6

Духовное (нематериальное) производство и обслуживание** 9,2 0,0 10,8 11,7 0,0 5,1 9,5

Социальное обслуживание*** 20,2 40,0 18,9 14,7 0,0 28,8 24,3

Распределение и обмен**** 19,8 20,0 27,0 22,7 25,0 18,6 16,9

Управление ***** 1,8 0,0 0,0 2,5 0,0 1,7 2,7

Деятельность общественных и политических организаций****** 0,2 0,0 0,0 0,0 0,0 1,7 0,0

* Промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, ремонт, транспорт и т.д.

** Культура, искусство, связь, наука, образование, литература, средства массовой информации.

*** Здравоохранение, физическая культура, экология, нотариат, юриспруденция, правоохранительная деятельность, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание, соцобеспечение и страхование.

**** Финансово-банковская, посредническая деятельность и оказание услуг, охрана, торговля, трудоустройство, материально-техническое снабжение и сбыт.

***** Госаппарат, хозяйственное управление.

****** Технический аппарат, избирательные штабы, группы обслуживания и информационной поддержки.

Ценности достижения (к которым относится и трудовая деятельность) не входят в число главных приоритетов молодого поколения. Так, интересная работа находится на 4 месте в ранжированном списке наиболее важных аспектов жизни (4,2 балла из 5-ти возможных), уступая ценностям здоровья, материальной обеспеченности, счастливой семейной жизни, любви (4,5 балла), наличия хороших и верных друзей (4,4 балла), свободы, независимости (4,3 балла). При этом занятость в соответствии со своими интересами более ценной является для городских жителей (4,3 балла), чем для сельских (4 балла). Это может быть связано с тем, что сельская молодежь склона вести поиск работы руководствуясь не столько своими склонностями, сколько факторами оплаты труда и географического положения.

Необходимо отдельно отметить, что среди незанятой на рынке труда молодежи, распространено мнение о том, что специфической чертой молодого поколения является забота только о самом себе (таким образом высказались 40% респондентов). Это говорит о наличии опасного явления, когда особенности профессионального поведения порождают иждивенческие настроения, постепенно становящиеся частью мировоззрения.

В современном обществе труд является инструментальной ценностью, т.е. средством достижения жизненных целей, зачастую сугубо материальных. По данным опроса ИСЭРТ РАН, более 80% жителей области считают трудовую деятельность способом получения средств для собственного существования и существования своей семьи (табл. 2). Меньшая часть видит в работе возможность самореализации (64%), достижения жизненного успеха (61%), получения морального удовлетворениям, приобретения авторитета (52%).

Таблица 2

Распределение ответов жителей области на вопрос: «Ваша работа для Вас -это, прежде всего, способ...», в % от опрошенных

Вариант ответа Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

Прокормить себя (семью) 84,9 3,5 11,6

Заработать денег 82,1 4,4 13,6

Реализовать себя как личность 63,5 11,7 24,8

Достичь успеха 60,6 12 27,4

Получить новые знания 57,9 13,7 28,4

Получить моральное удовлетворение 56,2 14,9 28,9

Сделать карьеру 53,4 16,0 30,6

Заслужить уважение, признание 51,9 14,5 33,6

Чувствовать себя в безопасности 50,5 14,8 34,6

Заслужить любовь 32,9 27,8 39,4

Источник: опрос населения области по оценке трудового потенциала (ИСЭРТ РАН, 2015 г.). Выборка опроса - 1500 чел. (в Вологде - 406 чел., в Череповце - 395 чел., в районах - 613 чел.).

Восприятие природы трудовой деятельности у молодежи в целом соответствует традиционным представлениям, которые транслирует население области (табл. 3). В основном, труд для молодежи - это возможность материального обеспечения (74%), что особенно характерно для вологжан 16-18 лет (90%).

Как потребность приносить пользу обществу труд воспринимается только 11% молодых людей. Закономерно, что на подобной позиции в большей степени (44%) стоят работники здравоохранения и соцобслуживания, так как работа в этой сфере предполагает некоторое самоотречение, альтруизм.

Отношение вологодской молодежи к труду, в % от тех, кто работает в настоящее время

Вариант ответа Среднее по опросу

Возможность для заработка 74,3

Ощущение своей полезности 11,4

Вынужденная необходимость 6,1

Внутренняя потребность 5,6

Возможность проявления творчества 2,0

Возможность для общения 0,4

Другое 0,2

Стоит отметить, что среди наиболее молодых респондентов высок процент тех, кто считает трудовую деятельность возможностью для творчества (10%). Со временем потребность проявления креативности в работе перестает играть какую-либо роль (в группе 25-29 лет - чуть более 1%), человек осознает свое место в производственной цепи, поэтому работа становится рутинной. Менее всего творческий характер труда важен для молодежи, занятой в социальном обслуживании, финансово-банковской деятельности, торговле, снабжении.

О преобладании прагматического отношения к труду свидетельствует и мнение молодежи о наиболее важных сторонах трудовой жизни. Достойный заработок и получение средств для существования являются важными для большинства молодых вологжан. Менее значимо желание чувствовать себя полезным и нужным.

Статусные мотивы (проявление творчества в рабочей деятельности, самореализация в профессии, самоутверждение в трудовом коллективе) более важны для молодых женщин, чем мужчин (83 против 72%). Преобладающая часть юношей (93%) в труде видит более приземленные, прагматические стороны - получение материального достатка, средств для существования.

Важным аспектом осознания труда как ценности является выбор профессии по призванию с опорой на чей-то образец (чаще всего, близких родственников - отца, матери). Результаты опроса свидетельствуют о том, что межпоко-ленческая связь в выборе профессии особо заметно проявляется в материальном производстве. В этом случае сильнее авторитет отца, чем матери: отцы 56% молодых людей, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д., также работают в этой сфере. Среди молодых людей, занятых в нематериальном производстве и социальном обслуживании, наоборот, сильнее пример матерей. Иная картина сложилась для работников аппарата управления. В этом случае большая часть отцов и матерей молодых людей являются промышленными рабочими, инженерами и служащими (60% - отцы и 70% - матери). Таким образом, результаты исследования говорят о том, что «профессиональные династии», в которых отец и мать - представители одной профессиональной группы, а дети идут по их стопам, в настоящее время является большой редкостью. Семейное дело обычно продолжается, если деятельность родителей либо выгодна материально, либо человек с детства питал интерес к работе отца или матери.

Создание условий для формирования профессионального призвания в обществе может обеспечить потенциал не только для стабилизации ситуации на региональном рынке труда, но и для улучшения социально-экономических трендов в субъекте Федерации. Поэтому, основой молодежной политики на среднесрочный период может стать поддержка трудовых династий в важных для экономического развития северного региона отраслях - сельское и лесное хозяйство, ветеринария и т.д. Реализации этого направления, к примеру, может способствовать проведение «Слетов профессиональных династий», популяризирующих идею передачи трудовых традиций от поколения «отцов» к молодому поколению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.