Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙК СУРРОГАТНОМУ МАТЕРИНСТВУ'

ОТНОШЕНИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙК СУРРОГАТНОМУ МАТЕРИНСТВУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К СУРРОГАТНОМУ МАТЕРИНСТВУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеченкова Е. В., Зарянкина А. И., Моторенко Н. В.

Цель исследования. Выяснить отношение мировых религий к суррогатному материнству; проанализировать нормативно-правовые акты ряда европейских стран в данной области; выявить основные проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели нами были проанализированы современные источники литературы, изучены нормативно-правовые акты ряда европейских стран. Результаты. Проведен анализ отношения мировых религий к суррогатному материнству. Представлены нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере суррогатного материнства в разных странах мира. Обозначены основные проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства. Заключение. Социальная ценность суррогатного материнства как способа продолжения рода очевидна. В условиях низкой продолжительности жизни, увеличения числа бесплодных браков, старения нации ряда стран мира данный способ репродукции позволяет снять напряженность демографической ситуации. Если речь идет о коммерческом договоре, институт суррогатного материнства решает экономические проблемы у определенной категории граждан. Высокая стоимость проведения медицинских манипуляций, юридические аспекты и религиозные проблемы рождения ребенка с помощью метода суррогатного материнства не являются препятствиями для дальнейшего развития данного вида репродуктивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF WORLD RELIGIONS TO SURROGACY

Objective. To determine the attitude of world religions to surrogacy, to analyze relevant regulatory legal acts of a number of European countries, to identify the main problems associated with the practice of surrogacy. Materials and methods. To achieve the above objective, we analyzed up-to-date literary sources and studied regulatory legal acts of several European countries. Results. The attitude of world religions to surrogacy has been analyzed. The legal acts regulating the concerns in relation to surrogacy in different countries of the world have been presented. The main problems associated with the practice of surrogacy have been outlined. Conclusion. The social value of surrogacy as a way of procreation is obvious. In conditions of low life expectancy, increasing number of infertile marriages, population aging in a number of countries in the world, this method of reproduction allows preventing adverse demographics. When it comes to commercial contract, the institution of surrogacy solves economic problems of a certain category of population. High costs of medical manipulations, legal aspects, and religious problems of procreation using the method of surrogacy are not obstacles to the further development of this type of reproductive techniques.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙК СУРРОГАТНОМУ МАТЕРИНСТВУ»

Проблемы здоровья и экологии / Health and Ecology Issues

2022;19(2):5-11

УДК 618.3-089.888.11:316 https://doi.org/10.51523/2708-6011.2022-19-2-01

Отношение мировых религий к суррогатному материнству

Е. В. Чеченкова, А. И. Зарянкина, Н. В. Моторенко

Гомельский государственный медицинский университет, г. Гомель, Беларусь

Резюме

Цель исследования. Выяснить отношение мировых религий к суррогатному материнству; проанализировать нормативно-правовые акты ряда европейских стран в данной области; выявить основные проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели нами были проанализированы современные источники литературы, изучены нормативно-правовые акты ряда европейских стран.

Результаты. Проведен анализ отношения мировых религий к суррогатному материнству. Представлены нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере суррогатного материнства в разных странах мира. Обозначены основные проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства.

Заключение. Социальная ценность суррогатного материнства как способа продолжения рода очевидна. В условиях низкой продолжительности жизни, увеличения числа бесплодных браков, старения нации ряда стран мира данный способ репродукции позволяет снять напряженность демографической ситуации. Если речь идет о коммерческом договоре, институт суррогатного материнства решает экономические проблемы у определенной категории граждан. Высокая стоимость проведения медицинских манипуляций, юридические аспекты и религиозные проблемы рождения ребенка с помощью метода суррогатного материнства не являются препятствиями для дальнейшего развития данного вида репродуктивных технологий.

Ключевые слова: суррогатное материнство, нормативно-правовые акты, отношение религии к суррогатному материнству

Вклад авторов. Чеченкова Е.В., Зарянкина А.И., Моторенко Н.В.: концепция и дизайн исследования, обзор публикаций по теме статьи, сбор материала, статистическая обработка данных, редактирование, обсуждение данных, проверка критически важного содержания, утверждение рукописи для публикации. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Источники финансирования. Исследование проведено без спонсорской поддержки. Для цитирования: Чеченкова ЕВ, Зарянкина АИ, Моторенко НВ. Отношение мировых религий к суррогатному материнству. Проблемы здоровья и экологии. 2022;19(2):5-11. DOI: https://doi.org/10.51523/2708-6011.2022-19-2-01

Objective. To determine the attitude of world religions to surrogacy, to analyze relevant regulatory legal acts of a number of European countries, to identify the main problems associated with the practice of surrogacy. Materials and methods. To achieve the above objective, we analyzed up-to-date literary sources and studied regulatory legal acts of several European countries.

Results. The attitude of world religions to surrogacy has been analyzed. The legal acts regulating the concerns in relation to surrogacy in different countries of the world have been presented. The main problems associated with the practice of surrogacy have been outlined.

Conclusion. The social value of surrogacy as a way of procreation is obvious. In conditions of low life expectancy, increasing number of infertile marriages, population aging in a number of countries in the world, this method of reproduction allows preventing adverse demographics. When it comes to commercial contract, the institution of surrogacy solves economic problems of a certain category of population.

High costs of medical manipulations, legal aspects, and religious problems of procreation using the method of surrogacy are not obstacles to the further development of this type of reproductive techniques. Keywords: surrogacy, regulatory legal acts, attitude of religion to surrogacy

Author contributions. Chechenkova E.V., Zaryankina A.I., Motorenko N.V.: research concept and design, reviewing publications on the topic of the article, collecting material, statistical data processing, editing, discussing data, checking critical content, approving the manuscript for publication.

Attitude of world religions to surrogacy

Elena V. Chechenkova, Alla I. Zaryankina, Natalia V. Motorenko

Gomel State Medical University, Gomel, Belarus

Abstract

© Чеченкова Е. В., Зарянкина А. И., Моторенко Н. В., 2022

Чеченкова Е. В., Зарянкина А. И., Моторенко Н. В Отношение мировых религий к ...

2022;19(2):5-11 Проблемы здоровья и экологии / Health and Ecology Issues

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Funding. The study was conducted without sponsorship.

For citation: Chechenkova EV, Zaryankina AI, Motorenko NV. Attitude of world religions to surrogacy. Health and Ecology Issues. 2022;19(2):5-11. DOI: https://doi.org/10.51523/2708-6011.2022-19-2-01

Введение

Создание полноценной семьи является мечтой каждой супружеской пары. Но бесплодие все чаще становится реальной проблемой. Если традиционные методы не дают результатов, бесплодная пара остается перед ограниченным выбором: усыновить ребенка или вовсе не иметь детей. Единственная альтернатива иметь собственного ребенка — вспомогательные репродуктивные технологии. Но в случаях тяжелой патологии репродуктивной системы экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) часто бессильно. Остается суррогатное материнство, поэтому биоэтические проблемы этого метода — очень актуальная тема в обществе.

Цель исследования

Выяснить отношение мировых религий к суррогатному материнству. Проанализировать нормативно-правовые акты ряда европейских стран в данной области. Выявить основные проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели нами были проанализированы современные источники литературы, изучены нормативно-правовые акты ряда европейских стран.

Результаты и обсуждение

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время в мире около 5 % населения является бесплодным. Под бесплодием понимается неспособность пары воспроизвести потомство на протяжении 3-5 лет совместной жизни без применения средств контрацепции [1]. Учитывается как неспособность женщины зачать ребенка, так и неспособность выносить и родить живого ребенка.

Суррогатное материнство — вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребенка участвуют три человека: генетический отец, генетическая мать, суррогатная мать [2] (рисунок 1).

Рисунок 1. Суррогатное материнство Figure 1. Surrogacy

Представители традиционных религий также активно обсуждают эту тему. Они дискутируют по важному вопросу: допустим ли такой способ продолжения рода и в каких случаях?

Из крупнейших религий говорит однозначное «нет» суррогатному материнству католицизм. В отчете, выпущенном Римской католической церковью в 1987 г., говорится: «Дети — это дар и благословение от Бога, и хотя наука делает некоторые вещи возможными, она не делает их правильными».

Православие в целом более или менее принимает такую технологию, но советует с большой

осторожностью выбирать этот путь продолжения рода [3]. Православные христиане выражают обеспокоенность по поводу благополучия психического и физического состояния сурматери после суррогатного материнства и будущего психологического состояния детей, рожденных с помощью данной технологии. Они также предпочитают суррогатное материнство с яйцеклеткой и спермой супружеской пары, которая будет воспитывать ребенка [4].

Ислам имеет две точки зрения. По одной из них — сурматеринство считается прелюбодеянием, потому что суррогатная мать несет вну-

Проблемы здоровья и экологии / Health and Ecology Issues

три себя оплодотворенный эмбрион, который не принадлежит ее мужу. Ребенок тогда будет считаться незаконнорожденным. По другой — сурматеринство рассматривают как способ сохранить человеческий род, однако такой способ продолжения рода возможен только между женатыми мужчиной и женщиной [5].

Иудаизм рассматривает суррогатное материнство как средство прекращения страданий и грусти, сопровождающих бесплодие. Таким образом, пока никто не пострадал в этом процессе, религия будет не против. Тем не менее некоторые раввины выступили против суррогатного материнства, утверждая, что оно граничит с порабощением женщин для использования их половых органов. Существуют также опасения относительно стоимости суррогатного материнства, поскольку, по сути, суррогатное материнство позволяет только богатым передавать свои гены.

«Раввины считают, что вынашивание плода суррогатной матерью, в принципе, допустимо, но только если нет никакой другой возможности произвести на свет ребенка», — рассуждает главный раввин России Берл Лазар [6].

Буддизм принимает суррогатное материнство. Он является одной из немногих религий, которая не делает деторождение моральным долгом. Лечение бесплодия и суррогатное материнство не считаются аморальными среди буддистов. Но они убеждены, что дети даются человеку в зависимости от кармы. Так, если в прошлой жизни человек был убийцей, то одним из наказаний ему в следующей жизни будет невозможность иметь детей.

«Если женщина согласна отдать ребенка и моральная сторона вопроса ее не волнует, то тогда суррогатное материнство возможно. Как вы знаете, буддизм лояльно относится ко всем процессам, которые происходят в обществе, каждый из них приносит и пользу, и вред в разной степени», — отметил замглавы Буддийской традиционной Сангхи России Буда Бадмаев [7].

Индуизм допускает суррогатное материнство, но предпочитает, чтобы яйцеклетка и сперма происходили от супружеской пары, которая будет воспитывать ребенка. Дети очень важны для индуистских семей, поэтому они, как правило, соглашаются на лечение бесплодия и суррогатное материнство.

В целом, религии относятся к суррогатному деторождению с осторожностью, так как этот процесс сопряжен с рядом трудностей для ребенка и родителей.

Законы, регулирующие отношения в сфере суррогатного материнства в разных странах

2022;19(2):5-11

В настоящее время в Европейском союзе отсутствует единый законодательный акт, который регулировал бы сферу суррогатного материнства. Законодательство же отдельных стран, входящих в ЕС, можно разбить на три группы:

• суррогатное материнство запрещено законом (Австрия, Швеция, Германия, Италия, Мальта, Португалия, Хорватия, Испания, Франция);

• суррогатное материнство разрешено по закону, но в стране нет правовой базы, которая бы регулировала суррогатное материнство (Бельгия, Кипр, Чехия, Финляндия, Польша, Дания, Венгрия, Люксембург, Латвия, Литва, Нидерланды, Ирландия, Эстония, Словакия, Словения, Румыния);

• суррогатное материнство законодательно разрешено и регулируется (Болгария, Греция, Великобритания). В таких странах данный вид вспомогательных репродуктивных технологий возможен только на некоммерческой основе [8].

Суррогатное материнство запрещено по закону в мусульманских странах, таких как Пакистан, Саудовская Аравия, Турция и др., а также в Японии, Китае. Некоторые американские штаты также запрещают сурматеринство. Россия, Украина, Грузия, Армения, Казахстан и многие штаты США узаконили этот тип репродукции, чем с успехом пользуются бесплодные пары [9].

Нужно отметить, что почти все страны предоставляют услуги суррогатного материнства только гетеросексуальным парам. У представителей нетрадиционной сексуальной ориентации получится прибегнуть к данному способу репродукции только в Канаде и США.

Что касается законодательства Республики Беларусь по отношению к данному виду репродуктивных технологий, то только в августе 2006 г. в стране впервые законодательно утверждена возможность получения услуги суррогатного материнства. В целях дальнейшего развития регулирования сурматеринства 7 января 2012 г. принят закон «О вспомогательных репродуктивных технологиях».

Закон закрепляет определение понятий «суррогатная мать» и «суррогатное материнство» и устанавливает, что матерью при таком способе репродукции является женщина, заключившая договор с суррогатной матерью, а отцом — супруг этой женщины. Согласно статье 55 Кодекса о браке и семье, если отцовство не установлено, то права и обязанности ребенка целиком возлагаются на мать и ее родственников. Суррогатная мать или кто-либо из участников договора не могут оспорить материнство.

Этим законом определены условия и порядок применения сурматеринства, требования,

Чеченкова Е. В., Зарянкина А. И., Моторенко Н. В Отношение мировых религий к ... 2022;19(2):5-11 Проблемы здоровья и экологии / Health and Ecology Issues

предъявляемые к сурматери, а также ее права и обязанности [10].

Так, суррогатной матерью может быть женщина, состоящая в браке, в возрасте от 20 до 35 лет, без медицинских противопоказаний к данному виду репродуктивных технологий, имеющая своего ребенка. Также женщина должна быть дееспособной, не привлекавшейся к уголовным делам, никогда не лишавшейся родительских прав и никогда не удочерявшей (усыновлявшей) ребенка. Согласно белорусскому законодательству, суррогатная мать не может вынашивать ребенка, зачатого с использованием ее яйцеклетки, поэтому если возникает необходимость в донорской яйцеклетке, она должна принадлежать другой женщине.

Суррогатная мать имеет право на:

• обеспечение условий для проживания, условий для вынашивания ребенка;

• оказание услуг по договору на коммерческой основе или на безвозмездной основе;

• возмещение расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание в период вынашивания, родов и в послеродовой период;

• государственные пособия, которые назначаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Суррогатная мать имеет также обязанности:

• предоставлять женщине, заключившей с ней договор, информацию о протекании беременности и состоянии своего здоровья, проходить медосмотры в установленные сроки, выполнять все назначения лечащего врача;

• передать женщине, заключившей с ней договор, рожденного ребенка в установленный срок;

• не распространять информацию о заключении договора суррогатного материнства и об участниках договора [11].

Договор сурматеринства может быть заключен на некоммерческой основе, только если суррогатная мать является родственницей женщине, заключившей с ней договор.

Украинский и российский законы по отношению к суррогатному материнству почти не отличаются от законодательства Республики Беларусь и также полностью закрепляют права генетических родителей при таком виде репродуктивных технологий.

Возможностью воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями могут даже одинокие мужчины. Для этого нужно информированное согласие на медицинское вмешательство.

Выбирать пол ребенка в России родители не имеют права, кроме случаев, когда есть возмож-

ность наследования генетических заболеваний, связанных с полом. Граждане могут заморозить свои половые клетки и ткани репродуктивных органов за счет своих средств. Донором может стать психически и физически здоровый человек от 18 до 35 лет [12].

Украинские законы позволяют выбрать пол ребенка и доноров яйцеклеток, причем как по фото, так и при личном знакомстве.

Стоимость суррогатного материнства в разных странах мира

Чтобы выяснить стоимость услуги суррогатного материнства в разных странах мира, нами были проанализированы цены на данную коммерческую услугу, а также особенности легализации ребенка и качество медицины (таблица 1).

Основные проблемы, связанные с практикой суррогатного материнства

В отношении суррогатного материнства возникает множество этических и социально-правовых проблем, связанных с социальной справедливостью, правами женщин, благополучием детей и биоэтикой [13].

Этические моменты: ежедневно от осложнений, связанных с беременностью или родами, в мире умирают около 830 женщин. По оценкам ВОЗ, в 2015 г. около 303 тыс. женщин умерли во время или после беременности и родов. Следовательно, риски для жизни от суррогатного материнства не являются незначительными и могут даже превышать риски нормальной беременности из-за более высокой распространенности многоплодных и кесаревых сечений. Суррогатные матери также могут сталкиваться с психологическими проблемами, связанными с отрывом от рожденного ею ребенка.

Феминистки также утверждают, что суррогатное материнство является посягательством на достоинство женщины и право на автономию над своим телом.

Социально-правовые моменты: в коммерческом суррогатном материнстве часто пренебрегают правами ребенка, поскольку ребенок становится простым товаром в рамках экономической сделки товара и услуги. А высокая стоимость данной услуги позволяет воспользоваться ею только богатым слоям общества.

В практике суррогатного материнства были случаи рождения ребенка-инвалида или многоплодной беременности, что не обсуждается в договоре. Также может возникнуть ситуация развода или смерти генетических родителей до рождения ребенка, что тоже не упоминается в договоре.

Проблемы здоровья и экологии / Health and Ecology Issues 2022;19(2):5-11

Таблица 1. Стоимость суррогатного материнства, легализация ребенка и качество медицины в разных странах мира

Table 1. Cost of surrogacy, child legalization and quality of medicine in different countries of the world

Страна Качество медицины Стоимость Особенности легализации ребенка Преимущества

Беларусь Достаточно высокий уровень 20-25 тыс.€ Сразу выдается свидетельство о рождении Низкая стоимость. Достаточно высокий уровень медицины. Суррогатная мать имеет славянскую внешность и менталитет

Россия Достаточно высокий уровень 55-80 тыс.€ Отказ сурмамы от материнства, выдается свидетельство о рождении Гражданство. Применение репродуктивных технологий, в том числе для одиноких мужчин

Украина Достаточно высокий уровень 50-80 тыс.€ Выдается свидетельство о рождении Гражданство. Разрешен выбор пола ребенка. Возможность выбирать доноров яйцеклеток, причем как по фото, так и при личном знакомстве. Возможность провести роды в других странах

Греция Достаточно высокий уровень 70-85 тыс.€ Упрощенное усыновление Законы Греции разрешают применение репродуктивных технологий для гомосексуальных пар в Европе

Чехия Высокий уровень 60-85 тыс.€ Отказ сурмамы от материнства, упрощенное усыновление. Сурмама может оставить ребенка себе. Агентства по поиску суррогатных матерей не работают в одной связке с репродуктивными клиниками Гражданство

Грузия Средний уровень 35-60 тыс.€ Сразу выдается свидетельство о рождении, отказ сурмамы не нужен. Сильные традиции, которые против суррогатного материнства. Особенности фенотипа женщин, которые могут не подойти тем, кому кроме суррогатного материнства необходим также донор яйцеклеток Гражданство

Канада Очень высокий уровень 100-110 тыс. € Сразу выдается свидетельство о рождении Гражданство. Законы разрешают применение репродуктивных технологий для гомосексуальных пар. Очень высокий уровень медицины

США От среднего до очень высокого уровня 110-180 тыс. € Сразу выдается свидетельство о рождении. Нет компаний с полным циклом услуг: медицинскими аспектами занимаются клиники, а суррогатными матерями — агентства, и между ними нет четкого взаимодействия. Высокая цена репродуктивных услуг Гражданство. Применение репродуктивных технологий для одиноких женщин и одиноких мужчин, а также для гомосексуальных пар. Разрешен выбор пола ребенка

Чеченкова Е. В., Зарянкина А. И., Моторенко Н. В Отношение мировых религий к ...

2022;19(2):5-11

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы здоровья и экологии / Health and Ecology Issues

Заключение

Социальная ценность суррогатного материнства как способа продолжения рода очевидна. В условиях низкой продолжительности жизни, увеличения числа бесплодных браков, старения наций ряда стран мира данный способ репродукции позволяет снять напряженность демографической ситуации. Если речь идет о коммерческом договоре, институт суррогатного

материнства решает экономические проблемы у определенной категории граждан.

Таким образом, проведенный обзор литературы показал, что высокая стоимость медицинских манипуляций, юридические аспекты и религиозные проблемы рождения ребенка с помощью метода суррогатного материнства не являются препятствиями для дальнейшего развития данного вида репродуктивных технологий.

Список литературы

1. Zegers-Hochschild F, Adamson GD, de Mouzon J, Ishihara O, Mansour R, et al. Glossary on ART Terminology, 2009. Fertility and Sterility. 2009;(5):78-89. [дата обращения 2020 Апрель 12]. Режим доступа: https://www.who.int/ reproductivehealth/publications/infertility/art_terminology2/ru/

2. Чеченкова ЕВ, Зарянкина АИ. Институт суррогатного материнства в современном обществе. Часть 1. Проблемы здоровья и экологии. 2020;(3):5-11. [дата обращения 2020 Апрель 12]. Режим доступа: https://journal.gsmu.by/jour/article/ view/257

3. Институт христианской психологии. Статьи и книги протоиерея Андрея Лоргуса. Зачем нужны дети, или Миф об инстинкте материнства. [Электронный ресурс]. [дата обращения 2020 Май 31]. Режим доступа: http://fapsyrou.ru/library/ lorgus/zachem_nuzhny_deti_2859/

4. Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской в Республике Беларусь. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. [дата обращения 2020 Апрель 12]. Режим доступа: https://xn--b1agz2ae.xn--90ais/

5. Духовное управление мусульман Российской Федерации. Семья как основа национальной безопасности государства [Электронный ресурс]. [дата обращения 2021 Апрель 12]. Режим доступа: http://www.dumrf.ru/upravlenie/ speeches/8015

6. Главный раввинат России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. [дата обращения: 2020 Апрель 12]. Режим доступа: http://ravvinat.ru/ru

7. Буддийская традиционная сангха России. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. [дата обращения 2020 Апрель 12]. Режим доступа: https://sangharussia.ru/

8. A Comparative Study on the Regime of Surrogacy in EU Member States. The European Parliament [Electronic resource].

[date of access 2020 Май 15]. Available from: https://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2013/474403/IP0L-JURI_ET(2013)474403_EN.pdf

9. Blauwhoff R, Frohn L. International Commercial Surrogacy Arrangements: The Interests of the Child as a Concern of Both Human Rights and Private International Law. In: Paulussen C, Takacs T, Lazic V, Van Rompuy B, eds. Fundamental Rights in International and European Law. T.M.C. Asser Press, The Hague. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6265-088-6_10

10. Закон Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях», 7 января 2012 г. № 341-3 [Электронный ресурс]. [дата обращения 2020 Апрель 12]. Режим доступа: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_vspomogatel_ nyh_reproduktivnyh_tehnologiyah.htm

11. Боннер АТ. Искусственное оплодотворение: достижения и просчеты современной медицины и человеческие драмы. Закон. 2015;(9):168-187. [дата обращения 2021 Апрель 16]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=24363783

12. Приказ Министерства здравоохранения РФ «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению», 30 августа 2012 г. № 107н [Электронный ресурс]. [дата обращения 2020 Апрель 12]. Режим доступа: https://docs. cntd.ru/document/902369756

13. Cornell Law School. International Human Rights Policy Advocacy Clinic and National Law University, Delhi, «Should Compensated Surrogacy Be Permitted or Prohibited?». Cornell Law Faculty Publications. [Electronic resource]. 2017. 1551 p. [date of access 2020 Май 15]. Available from: http://scholarship. law.cornell.edu/facpub/1551

References

1. Zegers-Hochschild F, Adamson GD, de Mouzon J, Ishihara O, Mansour R, et al. Glossary on ART Terminology, 2009. Fertility and Sterility. 2009;(5):78-89. [date of access 2020 Apr 12]. Available from: https://www.who.int/reproductivehealth/ publications/infertility/art_terminology2/ru/

2. Chachankova EV, Zariankina AI. Institute of surrogate pregnancy in modern society. Part 1. Health and Ecology Issues. 2020;(3):5-11. [date of access 2020 Apr 12]. Available from: https://journal.gsmu.by/jour/article/view/257 (In Russ).

3. Institute of Christian Psychology. Articles and books by Archpriest Andrei Lorgus. Why do we need children, or the Myth about the instinct of motherhood. [Electronic resource]. [Date of access: 2020 May 31]. Available from: http://fapsyrou.ru/library/ lorgus/zachem_nuzhny_deti_2859/ (in Russ.).

4. United Church of Christians of the Evangelical Faith in the Republic of Belarus. Official site. [Electronic resource]. [Date of access 2020 April 12]. Available from: https://xn--b1agz2ae.xn--90ais/ (in Russ.).

5. Spiritual Administration of Muslims of the Russian Federation. The family as the basis of the national security of the state [Electronic resource]. [Date of access 2021 April 12]. Available from: http://www.dumrf.ru/upravlenie/speeches/8015 (in Russ.).

6. Chief Rabbinate of Russia. Official site. [Electronic resource]. [Date of access 2020 April 12]. Available from: http:// ravvinat.ru/ru (in Russ.).

7. Buddhist traditional sangha of Russia. Official site. [Electronic resource]. [Date of access 2020 April 12]. Available from: https://sangharussia.ru/ (in Russ.).

8. A Comparative Study on the Regime of Surrogacy in EU Member States. The European Parliament [Electronic resource]. [Date of access 2020 Май 15]. Available from: https://www. europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2013/474403/IPOL-JURI_ET(2013)474403_EN.pdf

9. Blauwhoff R, Frohn L. International Commercial Surrogacy Arrangements: The Interests of the Child as a Concern of Both Human Rights and Private International Law. In: Paulussen C, Takacs T, Lazic V, Van Rompuy B, eds. Fundamental Rights in International and European Law. T.M.C. Asser Press, The Hague. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-6265-088-6_10

10. Act of the Republic of Belarus «On Assisted Reproductive Technologies», January 7, 2012 No. 341-3 [Electronic resource]. [Retrieved 2020 April 12]. Access mode: https://kodeksy-by.com/ zakon_rb_o_vspomogatel_nyh_reproduktivnyh_tehnologiyah. htm (In Russ).

Проблемы здоровья и экологии / Health and Ecology Issues 2022;19(2):5-11

11. Bonner AT. Artificial insemination: achievements and mistakes of the medicine and broken lives. Zakon. 2015;(9):168-187. [Date of access 2021 Apr 16]. Available from: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=24363783 (in Russ.).

12. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation «On the procedure for using assisted reproductive technologies, contraindications and restrictions on their use», Aug. 30, 2012 No.107n. [Electronic resource]. [Date of access 2020 April 12].

Available from: https://docs.cntd.ru/document/902369756 (In Russ).

13. Cornell Law School. International Human Rights Policy Advocacy Clinic and National Law University, Delhi, «Should Compensated Surrogacy Be Permitted or Prohibited?». Cornell Law Faculty Publications. [Electronic resource]. 2017. 1551 p. [date of access 2020 Май 15]. Available from: http://scholarship. law.cornell.edu/facpub/1551

Информация об авторах / Information about the authors

Чеченкова Елена Валерьевна, ассистент кафедры педиатрии, УО «Гомельский государственный медицинский университет», Гомель, Беларусь

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4233-5733 e-mail: lenaj@mail.ru

Зарянкина Алла Ивановна, к.м.н., доцент, заведующий кафедрой педиатрии, УО «Гомельский государственный медицинский университет», Гомель, Беларусь ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2508-578X Моторенко Наталья Викторовна, ассистент кафедры педиатрии, УО «Гомельский государственный медицинский университет», Гомель, Беларусь

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6729-446X

Elena V. Chechenkova, Assistant Lecturer at the Department of Pediatrics, Gomel State Medical University ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4233-5733 e-mail: lenaj@mail.ru

Alla I. Zaryankina, PhD (Med), Associate Professor, Head of the Department of Pediatrics, Gomel State Medical University ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2508-578X

Natalia V. Motorenko, Assistant Lecturer at the Department of Pediatrics, Gomel State Medical University

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6729-446X

Автор, ответственный за переписку / Corresponding author

Чеченкова Елена Валерьевна Elena V. Chechenkova

e-mail: lenaj@mail.ru e-mail: lenaj@mail.ru

Поступила в редакцию/Received 07.07.2021 Поступила после рецензирования/Accepted 14.07.2021 Принята к публикации /Revised 16.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.