© Коллектив авторов, 2011
ОТНОШЕНИЕ МЕДСЕСТЕР К ЭТИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н.В. Петухова, О.А. Скобелева, С.В. Лавренюк
Санаторий-профилакторий «Федосьино» ВВ МВД РФ, Детский сад № 13 Красногорского района Московской области, Компания «ФЕСФАРМ» E-mail: mma.vso.kusd@gmail.com
Изучено отношение студентов II курса Факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова к этической стороне деятельности сестринского персонала.
Ключевые слова: этические нормы, сестринские службы, медсестры, медицинская помощь.
Основу профессиональной деятельности медсестры составляет гуманное отношение к пациенту, уважение к его жизни, достоинству, а также соблюдение его прав. Морально-нравственный климат в коллективе также не может не влиять на качество медицинской помощи.
Материал и методы В рамках обучения на элективе «Этические аспекты деятельности сестринского персонала» нами изучено отношение к этим проблемам студентов II курса Факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы (заочная форма обучения) Первого Московского государственного университета им. И.М. Сеченова. В анкетном опросе участвовали 40 человек, из них 10% - главные медсестры, 15% - старшие, 62,5% - палатные, 12,5% - иные специалисты (анкета была разработана сотрудниками кафедры управления сестринской деятельностью).
Результаты и обсуждение Стаж работы опрошенных различен: у 45% - от 0 до 5 лет; у 7,5% - от 6 до 10 лет; у 20% - от 11 до 15 лет; у 22,5% - от 16 до 20 лет; у 5% - > 21 года.
Из опрошенных представителей руководящего звена стаж 5 лет - у 60%, от 6 до 10 лет - у 10%, > 25 лет управляют сестринским персоналом 2,5%.
Независимо от занимаемой должности и стажа работы в здравоохранении 95% респондентов признают существование проблемы применения этических принципов на практике.
Было оценено отношение сестринского персонала к пациентам. Выяснилось, что многие медсестры (52,5%) после окончания учебного заведения пытаются соблюдать этические нормы, но, к сожалению, под влиянием окружающей среды быстро о них забывают. Менее половины респондентов (40%) соблюдают этические нормы, 15% признаются в их несоблюдении, а 1/3 (27,5%) вообще не задумываются об этом. Но, несмотря на различия в отношении к проблеме, 65% респондентов считают, что именно соблюдение этических норм может повысить качество медицинской помощи. По мнению 32,5% опрошенных, этичное отношение к пациентам лишь в некоторой степени способно влиять на качество медицинской помощи, а 2,5% вообще отрицают такое влияние.
Был задан вопрос, сформулированный так: «В ваше подразделение пришла работать медсестра, которая опирается в своей работе на основные этические нормы и принципы. Ваши мысли?». Более половины (62,5%) ответили: «А почему бы и нет?». 20,0% признали, что уважают и поддерживают такую позицию. 12,5% настроены скептически: скоро эта медсестра станет, как все. 12,5% завидуют, потому что сами не могут этого. 10,0% считают, что она выслуживается перед начальством, а 2,5% просто жалеют ее.
Что же мешает более опытным медсестрам соблюдать этические нормы? Около половины опрошенных (47,5%) не видят положительных примеров со стороны руководства, 42,5% считают, что этим вопросам уделяется мало внимания во время обучения, 37,5% полагают, что этичного поведения никто не оценит, 30% вообще не считают соблюдение этики важным, а 17,5% ссылаются на отсутствие указаний руководства.
Далее респондентам было предложено оценить меру ответственности руководителей сестринской службы за моральный климат и нравственные установки в коллективе по 10-балльной шкале. Ответственность старшей медсестры была оценена в 8,5 балла, руководителя сестринской службы (главной медсестры) - в 7,7 балла. Половина респон-
дентов считают, что руководитель сестринской службы в одиночку не может изменить в лучшую сторону моральный климат в коллективе; по мнению 42%, всё зависит от особенностей личности руководителя; некоторые же (10%) убеждены в том, что именно от руководителя зависят положительные сдвиги.
Что же мешает руководителю сестринской службы заниматься решением морально-нравственных проблем? Большая часть опрошенных (60%) считают, что просто не хватает времени, а 22,5% - что руководители не видят этих проблем, но 20% опрошенных уверены в том, что этими вопросами в стране никто не занимается, да и наших людей не переделать. 12,5% винят в существовании подобных проблем безразличие, профессиональную некомпетентность медсестер, а также предвзятое отношение руководителя к членам сестринского коллектива.
В какой же мере руководитель сестринской службы может повлиять на соблюдение этических норм в подразделении? 60% респондентов полагают, что соблюдение этических норм в подразделении полностью зависит от него; 35% уверены, что никогда не узнают об этом, потому что на бумаге у нас все хорошо; 10% считают ответственным за эту сторону деятельности медсестер руководителя учреждения здравоохранения; по мнению 7,5% респондентов, в нашей стране руководитель сестринской службы ни на что не влияет; 7,5% респондентов считают такое влияние возможным, если руководитель обучает подчиненных на личном примере; 5% респондентов возлагают ответственность за решение рассматриваемой проблемы на... Президента Российской Федерации.
Выводы
1. Вопросы, затронутые в исследовании, отчасти могут решаться на местах руководителями сестринских служб.
2. Профессионализм и высокие моральные качества неотделимы друг от друга в деятельности медсестры, поэтому необходимо больше внимания уделять этическому воспитанию сестринского персонала.
3. Одним из способов решения проблемы соблюдения этических норм является адекватное материальное поощрение медсестер с учетом индивидуальных личностных качеств и соблюдения ими норм и правил профессиональной медицинской этики по отношению к пациентам и коллегам.
4. Медсестра, обладающая высокими морально-нравственными качествами, способствует повышению престижа профессии и укреплению здоровья населения.
Рекомендуемая литература
Аббясов И.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А. и др. Основы сестринского дела: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Под ред. С. И. Двойникова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
Этический кодекс медицинской сестры России // http:// www.med-pravo.ru/Ethics/NursCodeRF.htm
THE ACTIVITIES OF NURSING STAFF: ETHICAL ASPECTS
N.V. Petukhova, O.A. Skobeleva, S.V. Lavrenyuk
Fedosyino Sanatorium-Preventive Clinic, Interior Ministry Troops of the Russian Federation; Kindergarten Thirteen, Krasnogorsk District, Moscow Region; OOO «FESFARM Company»
The paper describes a study to reveal and analyze the reasons for nurses to observe ethical standards in their work.
Key words: ethical standards, nursing services, nurses, medical care.
Уважаемые коллеги!
Кафедра управления сестринской деятельностью Факультета высшего сестринского образования и психолого-социальной работы Первого МГМУ им. И.М. Сеченова проводит исследование с целью изучения мнения медсестер по этическим аспектам деятельности сестринского персонала.
Мы будем очень благодарны вам за ответы. Исследование проводится анонимно. Его результаты будут использованы только в научных целях.
1. Ваша должность:
- главная медсестра;
- зам. главного врача по работе с сестринским персоналом;
- старшая медсестра;
- медсестра;
- другое (впишите)_.
2. Стаж вашей работы в здравоохранении
а) 0 - 5 лет; г) 16 - 20 лет;
б) 6 - 10 лет; д) 21 - 25 лет;
в) 11 - 15 лет; е) >25 лет.