Научная статья на тему 'Отношение ко времени у благополучных и девиантных подростков'

Отношение ко времени у благополучных и девиантных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
591
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА / СЕМАНТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ ВРЕМЕНИ / ВРЕМЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕНИ / ТОЧЕЧНОЕ / ЦИКЛИЧЕСКОЕ И ГЛОБАЛЬНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова Т. Н.

В статье представлены данные эмпирического исследования отношения ко времени у благополучных и девиантных подростков. Результаты интерпретируются с помощью оригинальной концепции трехуровневого времени, предложенной автором. Показано, что способность субъекта к решению временных задач является одним из необходимых условий успешной социальной адаптации личности и низкие временные возможности коррелируют с низкой социальной адаптацией и склонностью к отклоняющемуся поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение ко времени у благополучных и девиантных подростков»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Отношение ко времени у благополучных и девиантных подростков

Т.Н. ДЕНИСОВА - заведующая кафедрой практической психологии Вологодского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент

В статье представлены данные эмпирического исследования отношения ко времени у благополучных и девиантных подростков. Результаты интерпретируются с помощью оригинальной концепции трехуровневого времени, предложенной автором. Показано, что способность субъекта к решению временных задач является одним из необходимых условий успешной социальной адаптации личности и низкие временные возможности коррелируют с низкой социальной адаптацией и склонностью к отклоняющемуся поведению.

Ключевые слова: психологическое время; временная перспектива; девиант-ное поведение; психология подростка; семантические универсалии времени; временные способности; концепция времени; точечное, циклическое и глобальное время.

Проблема психологического времени - одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Время связывает все структуры реальности, пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Осмысление и исследование времени как психологического понятия важно для понимания субъективного образа мира человека, что определяет во многом способы жизнедеятельности, а также его социально-трудовую адаптацию.

Разработка проблематики времени в отношении девиантного поведения является актуальной задачей в ситуации общей социальной нестабильности, которая наблюдается в настоящее время. Выяснение особенностей отношения ко времени представляется важным для лучшего понимания образа и картины мира девиантного подростка, а последнее является психологической предпосылкой для формирования жизненных планов, умения рационально использовать и структурировать время, проявляя при этом личностную активность. Такое знание позволяет выяснить специфику формирования личности, ее индивидуальной и общественной жизнедеятельности, определить успешность социальной адаптации. Практическое применение полученных сведений предполагает планирование кор-рекционной работы с девиантными подростка-

ми с целью построения новой, логичной картины мира во взаимосвязи с их личным опытом и будущими целями.

Особенности отношения ко времени в подростковом возрасте

Подростковый возраст (с 11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это период полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. В целом это этап завершения детства и начала «вырастания» из него1.

Особенностью рассматриваемого возраста являются существенные изменения во временной перспективе старших подростков. Важным показателем временной перспективы является направленность, отражающая то, к какому временному промежутку субъект обращен в большей степени. Отмечается, что с увеличением возраста устремление в будущее снижается, но именно в период раннего юношества оно является выраженным.

При изучении эмоционального фона временной трансспективы выявлена возрастная дифференциация эмоционального отношения

к разным ее частям. В отличие от детей, отношение которых к своей жизни одинаково положительно на разных этапах, подростки и юноши отмечают напряженность настоящего и надежду на будущее2. В старшем подростковом и юношеском возрасте возникает акцент на собственном «Я» (оценки, анализ, самореализация), который представлен во всей структуре временной трансспективы, особенно в настоящем. Взгляд в будущее становится более реальным и содержательно наполненным; главной целью является овладение профессией, а учеба в вузе, техникуме выступает как средство ее достижения. Отмечается появление в суждениях юношей анализа, оценок прошлого, расширения перспективы его видения. Относительно настоящего помимо учебы выдвигаются оценка себя, самовоспитание, самоопределение. В оценке содержания будущего возрастные различия обнаруживаются особенно ярко: детские мечты сменяются темой осознанного выбора, подготовки, желанием самореализации в профессии.

Смена временных представлений у подростка тесно связана как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы. Временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.

Девиантное поведение и личность

Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали3.

В связи с проблемами отклоняющегося поведения вопрос об отношении ко времени одним из первых был поставлен в теории воспитания А.С. Макаренко, который подчеркивал огромное значение ориентации на будущее, соотношение близких и дальних целей в работе с трудновоспитуемыми. Приблизительно в те же годы К. Левин, разрабатывая теорию временной перспективы, продемонстрировал большую роль будущего для человека на примере молодых осужденных, которые повели себя неадекватным образом - совершили побег, зная о предстоящем досрочном освобождении4.

В последнее время проблемы временной перспективы стали традиционными в психологических исследованиях личности. Представляется, что различные случаи отклоняющегося поведения сопровождаются короткой будущей временной перспективой. Действительно, именно такие особенности отношения

ко времени обнаружены у юношей-правона-рушителей5. В.С. Хомик и А.А. Кроник, изучая отношение ко времени у подростков с отклоняющимся поведением, пришли к выводу, что ценностное и гедонистическое переживание времени является принципом жизни, который коренным образом разделяет девиантов и благополучных подростков. Переживание настоящего у них резко различается: для последних настоящее характеризуется непривлекательностью, мрачностью, отсутствием положительных эмоций. Авторы отмечают сниженную актуальность картины настоящего и ее расплывчатость, связанную с нарушениями в структуре личности девиантных подростков. Также было выявлено, что у благополучных юношей протяженность перспективных временных ориентаций существенно длиннее, чем у неблагополучных.

Таким образом, особенностями подросткового возраста являются удлинение временной перспективы, усиление эмоционального контраста ее частей, появление смысловой значимости временной перспективы, конкретизация представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях, повышение уровня реализма. Изменение временной перспективы связано с переходом подросткового сознания с внешнего на внутренний самоконтроль.

У девиантных подростков проявляются гедонистическое отношение ко времени, снижение актуальности картины настоящего. В нашем исследовании мы ставим задачу выяснить субъективное отношение ко времени у благополучных и девиантных подростков.

Выборка составляет 60 человек (учащиеся средней общеобразовательной школы г. Вологды и воспитанники Няндомской средней общеобразовательной школы для несовершеннолетних преступников в возрасте 12-15 лет).

В исследовании применялись следующие методы и методики: беседа, наблюдение, опрос, метод 25-шкального семантического дифференциала, методика графического изображения времени, модификация цветового теста отношений, качественный и количественный анализ эмпирических результатов, методы математической статистики.

Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью метода семантического дифференциала

1. В результате обработки эмпирических данных были выделены истинные и условные семантические универсалии времени и его составляющих. Под истинными семантическими универсалиями Е.Ю. Артемьева понимает характеристики объекта, одинаково ему приписанные минимум 75% респондентов, под условными - минимум 67% респондентов6. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Истинные и условные семантические универсалии времени и его составляющих

Семантические Семантические Семантические Семантические

1/птЛГЛ 1Л ¿"1 универсалии универсалии универсалии универсалии

Категория времени прошлого настоящего будущего

испытуемых

Качество % Качество % Качество % Качество %

Благополучные Светлое 71 Барьер в 67% Быстрое 74 Радостное 79

подростки Свежее 71 не перейден Жизнерадо- 71 Хорошее 71

Сильное 67 стное Светлое 71

Большое 67 Активное 67 Активное 71

Любимое 67 Приятное 71

Дорогое 71

Свежее 71

Большое 67

Девиантные Активное 75 Барьер в 67% Доброе 67 Большое 83

подростки Приятное 75 не перейден Любимое 83

Светлое 71 Сильное 79

Напряженное 67 Жизнера- 79

достное

Свежее 79

Чистое 79

Светлое 75

Активное 75

Приятное 75

Уп о рядо - 75

ченное

Родное 75

Доброе 75

Хорошее 71

Дорогое 71

Радостное 67

Горячее 67

Мягкое 67

Умное 67

чимых свойств времени благополучными подростками. Полученные данные позволили выявить значительное снижение корреляционной связи между настоящим и будущим, прошлым и настоящим в группе девиантных подростков, что отражает нарушение детерминационных связей между компонентами времени у девиантных подростков, то есть их неспособность детерминировать события прошлого событиями настоящего, события настоящего - событиями будущего.

Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью графической методики «Нарисуй время» и цветового теста отношений

1. Рисунки были разделены на группы в зависимости от концепции времени их авторов. Полученные данные показывают, что подавляющее большинство девиантных подростков (54,2%) находятся на точечном уровне концепции времени. Согласно предложенной нами трехуровневой концепции времени, уровень точечного времени представлен рисунками, отражающими чрезмерно эгоцентричное восприятие времени с не связанными между собой прошлым, настоящим и будущим7. Время воспринимается через призму своих проблем, привязано к конкретной ситуации, что влечет за собой слабость развития функции планирования и осуществления вре-

Количество универсалий будущего значительно выше количества универсалий времени и настоящего. Тем самым подтверждается особенность подросткового возраста - устремление в будущее, на которое возлагаются большие надежды. При этом в группе девиантных подростков количество универсалий настоящего минимально, отсутствует такая значимая характеристика настоящего, как активность. Картина настоящего у представителей данной группы весьма расплывчата. Девиантные подростки предъявляют необоснованные притязания к будущему. Количество универсалий будущего значительно выше, чем у благополучных подростков, но свойства будущего не детерминируются свойствами настоящего.

2. Были подсчитаны коэффициенты ранговой корреляции между семантическими кодами всех оцениваемых понятий внутри каждой группы испытуемых. Для подсчета ранговой корреляции (здесь и далее) использовался коэффициент Спирмена. Ранговая корреляция между семантическими кодами понятий «время», «прошлое», «настоящее» и «будущее» (взятыми попарно) достаточно высокая, что является свидетельством устойчивости семантических кодов времени и его составляющих и стабильности оценки зна-

менных синтезов. Уровень циклического времени (79,2% благополучных подростков) является нормативным в подростковом возрасте. Следует отметить представленность высшего уровня концепции в группе благополучных подростков (12,5%), что отражает факт стремления их времени к глобальному, то есть восприятия времени как многогранного, развивающегося, объемного.

2. Далее учитывались такие факторы, как наличие «пустот», выпадение компонентов времени, а также нарушение причинно-следственных связей между составляющими времени. У 66,7% девиантных и только у 20% благополучных подростков обнаруживаются случаи «выпадения» какой-либо составляющей времени или нарушение причинно-следственной связи между этими составляющими.

3. Следующий критерий - длительность настоящего. Восприятие настоящего как более длительного (месяц, год и т.д.) понимается как расширенное настоящее, а восприятие времени как сиюминутного (мгновение, миг, секунда) - как мгновенное настоящее. Выявлены статистически значимые различия в оценке длительности настоящего. Для 59% представителей группы девиантных подростков характерно восприятие настоящего как расширенного. Как было показано ранее, большая центрированность на настоящем является следствием сокращения временной перспективы, ограниченности ее настоящим моментом. Интересно в связи с этим замечание Ж. Нюттена, специально занимавшегося проблемами отношения ко времени, о том, что девиантная личность - это такая личность, которая не имеет временной перспективы, а живет настоящим8.

4. Еще один оцениваемый параметр - цветовые выборы испытуемых. В группе девиантных подростков диапазон выбора цветов относительно времени слишком широк, что не позволяет сделать однозначные выводы и определить характер восприятия образа времени. Для 41,6% девиантных подростков прошлое является непривлекательным. 41,6% девиантных подростков воспринимают настоящее как активное, доходящее в ряде случаев до агрессивности и одновременно выражают протест против него в силу его непривлекательности. 45,8% девиантных подростков определяют будущее для себя как новое, светлое, «самостоятельное», энергичное; в то же время 25% из них, в отличие от группы благополучных подростков, характеризуют будущее как непривлекательное, пассивное, враждебное.

Таким образом, для большинства девиантных подростков образ времени и его компонентов имеет негативно окрашенные свойства и характеристики, что позволяет говорить о наличии тенденции пессимистичного восприятия времени и его компонентов.

Выводы

1. Время является составляющей образа мира субъекта и характеризуется устойчивыми (инвариантными) свойствами. Семантический код времени и его составляющих является дос-

таточно устойчивым в группе благополучных подростков, что подтверждается значимыми коэффициентами корреляции между семантическими кодами времени и его составляющих. Благополучные подростки, в отличие от девиантных, отмечают такую важную характеристику настоящего, как активность. Будущее в обеих группах испытуемых характеризуется преобладанием эмоционально-оценочных характеристик. Выявлено значительное увеличение количества семантических универсалий в отношении будущего в группе девиантных подростков, что может свидетельствовать о необоснованных, чрезмерно оптимистических притязаниях.

2. Для благополучных подростков характерно понимание времени как логически протекающей последовательности, без разрывов и пустот. У девиантных подростков (66,7%) в рисунках обнаруживаются нарушение причинно-логических связей, выпадение составляющих (компонентов) времени, что говорит о слабой детерминации событий настоящего событиями прошлого и событий будущего событиями настоящего. Согласно трехуровневой модели времени описываются уровни точечного (низший уровень), циклического (средний уровень) и глобального (высший уровень) времени. Выявлено, что благополучные подростки в целом находятся на более высоких уровнях концепции времени. Изменения в представлениях о времени у девиантных подростков свидетельствуют о сниженном уровне концепции времени, нарушении причинно-следственных связей между событиями жизни (логики перетекания прошлого в настоящее, настоящего в будущее), затруднении в осуществлении временных задач, трудности построения жизненных планов на основе анализа прошлого опыта. Все это сужает временные возможности представителей группы девиантных подростков.

3. Цветовые выборы свидетельствует о наличии у девиантных подростков (95% испытуемых) трудностей в адаптации, эмоционального неблагополучия и низкой эмоциональной устойчивости. Время и его компоненты в группе девиантных подростков представляются непривлекательными, пассивными, пессимистичными (при абсолютном отсутствии фактов подобного оценивания времени и его компонентов в группе благополучных подростков).

4. Способность субъекта к решению временных задач является одним из необходимых условий успешной социальной адаптации личности. Затруднения в осуществлении временных синтезов препятствуют эффективной индивидуальной и общественной жизнедеятельности, осложняют социальную адаптацию. Низкие временные способности субъекта коррелируют с низкой социальной адаптацией.

Таким образом, психокоррекционные мероприятия с девиантными подростками, а также деятельность по профилактике подобных отклонений должны включать в себя и коррекцию отклонений временного восприятия подростков.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.

2 См.: Ковалев В.И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.

3 См.: Кондрашенко В.Т. Психология девиантного подростка. Л., 1987.

4 См.: Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.

5 См.: Кроник А.А., Хомик В.С. Отношение ко времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психологии. 1988. № 1. С. 98-106.

6 См.: Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.

7 См. подр.: Денисова Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология. Вологда, 2008.

8 См.: Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2004. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.