Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ КАЛМЫКОВ К СМЕРТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ОТНОШЕНИЕ КАЛМЫКОВ К СМЕРТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепт / понятие «смерть» / буддизм / калмыки / этнос / менталитет / лингвокультура / лингвокультурологический метод / аксиологический аспект / паремические тексты / ритуалы / обряды / обычаи / традиции. / concept / the concept of ‘death’ / the Buddhism / the Kalmyks / ethnicity / mentality / linguistic culture / linguocultural method / axiological aspect / paremic texts / rituals / rites / customs / traditions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джамбинова Надежда Садрыковна

Наше исследование отношения к смерти дает возможность выявить закономерности жизненных установок и определить причины поведения некоторых представителей тех или иных культур в связи с последним часом. Аксиологический аспект обращает внимание на ценности. Высшей ценностью считается человеческая жизнь и ее завершающая часть – смерть. В связи с сакральностью изучения концепта «смерть» в лингвокультурологии недостаточно. Целью нашего исследования является выявление отношения к смерти в этнокультуре калмыков. Материалом изучения послужили калмыцкие паремические тексты и словарные статьи из словарей Б.Д. Муниева, Г.Ц. Пюрбеева, Б.Х. Тодаевой. Понятие «үкл» (смерть) является частью калмыцкого менталитета, отношение к ней служит показателем национально-этнической идентичности. В калмыцкой культуре наблюдается целостное представление о жизни и смерти, связанное с буддистским вероисповеданием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ATTITUDE OF THE KALMYK PEOPLE TOWARDS DEATH: AXIOLOGICAL ASPECT

Our study of attitudes towards death makes it possible to identify patterns in life attitudes and determine the reasons for the behavior of some representatives of certain cultures in connection with the last hour. The axiological aspect draws attention to values.Human life and its fi nal part – death is considered to be highest value. Due to the sacred nature, studying the concept of “death” in linguistic and cultural studies is not enough.The purpose of our research is to identify attitudes towards death in the ethnic culture of the Kalmyks. The material for the study was taken from Kalmyk paremic texts and dictionaries by B.D.Muniev, G.Ts.Pyurbeev, B.Hk. Todaeva. The concept of “ukl” (death) is part of the Kalmyk mentality; the attitude towards it serves as an indicator of national-ethnic identity. The Kalmyk culture keeps a holistic view of life and death associated with the Buddhist religion.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ КАЛМЫКОВ К СМЕРТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 801.81 DOI: 10.53315/1995-0713-2024-62-2-39-48

ББК 81

Н.С. Джамбинова

Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова

ОТНОШЕНИЕ КАЛМЫКОВ К СМЕРТИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья подготовлена по результатам реализации проекта РНФ № 23-28-00790 «Аксиологический аспект картины мира калмыков»

Наше исследование отношения к смерти дает возможность выявить закономерности жизненных установок и определить причины поведения некоторых представителей тех или иных культур в связи с последним часом. Аксиологический аспект обращает внимание на ценности. Высшей ценностью считается человеческая жизнь и ее завершающая часть - смерть. В связи с сакральностью изучения концепта «смерть» в лингвокультурологии недостаточно. Целью нашего исследования является выявление отношения к смерти в этнокультуре калмыков. Материалом изучения послужили калмыцкие паремические тексты и словарные статьи из словарей Б.Д. Муниева, Г.Ц. Пюрбеева, Б.Х. Тодаевой. Понятие «y^» (смерть) является частью калмыцкого менталитета, отношение к ней служит показателем национально-этнической идентичности. В калмыцкой культуре наблюдается целостное представление о жизни и смерти, связанное с буддистским вероисповеданием.

Ключевые слова: концепт, понятие «смерть», буддизм, калмыки, этнос, менталитет, линг-вокультура, лингвокультурологический метод, аксиологический аспект, паремические тексты, ритуалы, обряды, обычаи, традиции.

N.S. Dzhambinova

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

THE ATTITUDE OF THE KALMYK PEOPLE TOWARDS DEATH: AXIOLOGICAL ASPECT

Our study of attitudes towards death makes it possible to identify patterns in life attitudes and determine the reasons for the behavior of some representatives of certain cultures in connection with the last hour. The axiological aspect draws attention to values.Human life and its final part - death is considered to be highest value. Due to the sacred nature, studying the concept of "death" in linguistic and cultural studies is not enough.The purpose of our research is to identify attitudes towards death in the ethnic culture of the Kalmyks. The material for the study was taken from Kalmyk paremic texts and dictionaries by B.D.Muniev, G.Ts.Pyurbeev, B.Hk. Todaeva. The concept of "ukl" (death) is part of the Kalmyk mentality; the attitude towards it serves as an indicator of national-ethnic identity. The Kalmyk culture keeps a holistic view of life and death associated with the Buddhist religion.

Key words: concept, the concept of 'death', the Buddhism, the Kalmyks, ethnicity, mentality, linguistic culture, linguo- cultural method, axiological aspect, paremic texts, rituals, rites, customs, traditions

Любой человек в какой-то момент свой жизни задумывается, что ожидает его, если покинет этот мир, существует ли бессмертие, есть ли жизнь после смерти? Именно человек, в отличие от другого живого существа, может осознавать, что он не вечен. Чтобы ответить на данные вопросы, не обойтись без понимания смерти, теряется смысл человеческого существования.

Мировоззрение любого общества, вне зависимости от культурной эпохи, господствующей религии и идеологии, строится на определённых убеждениях и представлениях о природе жизни и смерти. На основе представлений о смерти формируются ключевые категории культуры - ценности, служащие порождающей моделью для любого исторического типа культуры. Актуальность темы исследования обусловливается сложностью проблемы ценностного отношения к смерти, отсутствием в современной науке единства во взглядах и оценках роли смерти в жизни человека. Объект исследования - концепт укл (смерть). В качестве предмета исследования выступает фразеологическая репрезентация концепта укл (смерть) в калмыцкой языковой картине мира (ЯКМ). Цель исследования - рассмотреть в аксиологическом аспекте отношение калмыков к смерти, сформированное буддийскими нормами поведения и верования, становления культуры калмыцкого этноса; попытки в реконструкции данного концета в качестве фрагмента НКМ, вербализуемой посредством ФЕ и их компонентов, в определении языковых признаков данного концепта. В первую очередь, это предполагает провести анализ ценностной стороны концепта «смерть» и решить некоторые задачи: 1) выделить ценностную стороны данного концепта; 2) провести анализ отношения калмыков к нему; 3) выявить средства репрезентации концепта в калмыцкой лингво-культуре. Научная новизна исследования обусловлена анализом особенностей представления о смерти одного из монголоязычных этносов - калмыков - с точки зрения аксиологии, выявления их ценностного отношения к миру.

Проблема смерти в современной калмыцкой науке в связи с сакральным запретом еще не получила глубокого изучения, однако данный концепт вызывает все больший интерес. Материалом послужили паремические тексты и устойчивые обороты из калмыцких словарей Б.Д. Муниева, Г.Ц. Пюрбеева, Б.Х. Тодаевой. Методом сплошной выборки мы выявили языковые факты, послужившие материалом для исследования концепта «смерть» в понимании калмыков, также определили содержание понятия, провели анализ его ценностного компонента с точки зрения этнической лингвокультуры.

Теоретической базой исследования послужили работы Ю.С. Степанова, В.И. Кара-сика, Г.Г. Слышкина, В.А. Масловой, З.Д. Попова, И. А. Стернина и др., а также значительное количество работ, посвященных описанию самих концептов. Интерес к смерти появился у российских ученых относительно недавно. Это объясняется, на наш взгляд, ее табуированностью, страхом человека к этому загадочному состоянию. Исследования проблемы, посвященной смерти, провели современные отечественные ученые [1; 11]. Васильева Н.Н., Николаева А.М. исследовали концепт смерть в ЯКМ якутского народа, его устойчивые обороты, дословные переводы лексических средств обозначения смерти [1]. Исследователи А. Ростовцева и А. Таскаева рассмотрели концепт «смерть» с концептом «жизнь» в медицинском нарративе и пришли к выводу, что данные концептуальные единицы являются базовыми элементами в создании типажа «врач-хирург» [10, с.100].

Лингвистика настоящего времени характеризуется повышенным вниманием к реконструкции языковой картины мира (далее - ЯКМ), к ее этнонациональной специфике. Исследование ЯКМ позволяет нам понять специфические особенности менталитета того или иного этноса, который анализируется через культурные концепты, являющиеся элементами представлений представителей, в частности, калмыцкой лингвокультуры.

Калмыки - этнос, живущий на Юге России и переживший достаточно трагических моментов в своем многострадальном существовании: большое историческое переселение, Великую Отечественную войну, сибирскую депортацию и т.д., сегодня

он теряет и язык. Поэтому калмыцкий язык нуждается в изучении и сохранении как культура самобытного калмыцкого народа, как средство его индентификации и самоопределения. Нами предпринята попытка рассмотрения концепта «смерть» в менталитете калмыков, отношение к ней, сложившееся под влиянием буддизма и становления культуры калмыцкого этноса. В связи с этим нами рассмотрены труды таких ученых, как Г.Ц. Пюрбеев, Т. С. Есенова, Э.П. Бакаева, Э-Б. М.Гучинова, Н.Ц. Босчаева, Е.В. Голу -бева, Ж.Н. Сарангаева, Т.И. Шараева, Ж. Д. Чеджиева и др., исследовавших концепты калмыцкого этноса. Так, калмыцкие ученые в коллективной монографии рассматривают ключевые этнокультурные концепты: «судьба» (Г.Ц. Пюрбеев, Э.Б. Турдуматова); «родина», «труд», «здоровье» (Т.С. Есенова);, «кочевье», «родственность» (Ж.Н. Сарангаева); «соболезнование» (Э.Б. Манджиева) и т.д. [18, 188 с.].

В настоящее время наука изучает язык не только как средство коммуникации, но и как передачу посредством него своей культуры, то, как этнос оценивает существующий вокруг мир. Такой взгляд на язык, по Ю.С. Степанову, позволяет ввести в научный оборот термин «концепт», который понимается им в качестве «пучка представлений, понятий, знаний, ассоциаций», как «культурно-ментально-языковое образование» [12, с.40]. В.И. Карасик выделяет три измерения концепта: образное, понятийное и ценностное. Образная сторона концепта - это зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти. Понятийная сторона концепта - это языковая фиксация концепта, его обозначение, описание, признаковая структура, дефиниция, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов. Ценностная сторона концепта - важность этого психического образования как для индивидуума, так и для коллектива» [5, с.177].

Понятие «смерть», которое является составной частью языковой картины мира, универсумом бытия, относится к витальным концептам. По данным опросов калмыков, ассоциативным ядром образной стороны концептов «жизнь» и «смерть» являются: жизнь, радость, умереть, горе, конец, похороны, реинкорнация, перерождение, карма, вера и т.д. К еще одним признакам концепта служит мысль «неизбежность» и «достойная смерть».

Ценностная сторона является концептообразующей. Имеется в виду отношение к тем или иным предметам, явлениям, идеям, которые представляют ценность для носителей культуры. Ценности, высшие ориентиры, определяющие поведение людей, составляют наиболее важную часть языковой картины мира. Эти ценности не выражены явно в каком-либо тексте целиком. Так, по словам В.И. Карасика, «совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, образует ценностную картину мира. В нем выделяются наиболее существенные для данной культуры смыслы, ценностные доминанты, совокупность которых и образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке» [6, с. 97]. Согласно определению толкового словаря С.И. Ожегова, Ценность - это 1. то, что является ценным; 2. цена (в 1 знач.), стоимость. Картина большой ценности; 3. важность, значение. Например, В чём ценность этого предложения? 4. Ценный предмет, явление (обычно во мн. числе). Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности. Материальные ценности (всё то, что имеет денежную цену) [ТСО URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/ (дата обращения: 05.12.2021).]. Именно ценности интегрируют все артефакты в некое единое целое [7, с.3]. Ценность - понятие, определяющее человеческие, социальные и культурные значения определенного явления. В связи с ценностью находится оценка, так как она служит средством осознания ценности. Оценка - 1. связана с глаголом

оценить; 2. Мнение о ценности, уровне или значении когочего-н. Дать оценку чему-н. Высокая оценка; 3. То же, что отметка. Оценка по пятибалльной системе [ТСО URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/ (дата обращения: 05.12.2021)].

Калмыцкая наука в современное время обращает внимание к концепту «смерть» в силу нескольких причин: состояние смерти само по себе загадочное явление, которое занимает особое место в его культуре. Культура же калмыков, в свою очередь, складывалась на основе буддизма. Буддизм - самое древнейшее верование по сравнению с христианством, мусульманством, иудаизмом и другими известными вероисповеданиями. И отношение к смерти в буддизме отличается от понимания ее в других религиях. Как справедливо отмечала Е.В. Голубева, «для калмыков смерть - это не конец жизни, это начало или продолжение цепи перерождений», истоки которого в канонах буддийской религии, тенгрианстве (тенгр - небеса, царство Будд) [2, С. 258-260].

Традиционно в исследованиях понятия «смерть» отмечается несколько подходов: фаталистический, натуралистический, волюнтаристский, функциональный, аксиологический и др. На наш взгляд, необходим комплексный анализ концепта «смерть», учитывающий как лингвистические факты, так и культурный фон. В частности, важен аксиологический аспект рассмотрения. Аксиологический аспект обращает внимание на явления, процессы, предметы с точки зрения их ценности для человека. К таким ценностям относят понятия добро, красота, истина и т.д. Одним из важных вопросов аксиологии является отношение к смерти и его оценка представителями определенной культуры. Аксиологическая природа витальной ценности смерти находит проявление в отношении к жизни. С точки зрения антропологии лишь человек способен сознательно принять факт своей конечности. С. А. Поварницын высказывал мысль о том, что только человеческому существу характерна способность задумываться о своем последнем часе, еще даже не столкнувшись со смертельной опасностью, в то время как животное чувствует страх перед прямой угрозой погибнуть, что вызвано инстинктом самосохранения. Отмеченная особенность человека испытывать страх составляет парадоксальность смерти, которое раскрывается в высказывании, по словам Эпикура, к которому ссылается автор: «... когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет..». Эта мысль и послужила базой концептуализации понятия «смерть» [9].

Концепт укл (смерть) как ценностная часть калмыцкой картины мира

Понятие <^кл» (смерть) является частью структуры ценностного компонента концепта «смерть», отражает калмыцкий менталитет, отношение к ней служит показателем национально-этнической идентичности. «Смерть» является частью диады «жизнь - смерть», которые могут пониматься как целостные единства. Философы традиционно выделяют 3 вида представлений о жизни после кончины: 1) смерть как продолжение земной жизни, что отражено в захоронении с умершими предметов прижизненного им использования; 2) смерть как продолжение жизни души после биологической смерти в ином мире (на земле или под ней, в Раю или в Аду); 3) смерть как переселение души умершего в другое тело как результат праведно прожитой жизни. Если прожить ее, не совершая плохих дел, то в будущем есть возможность оказаться в теле знаменитого и денежного человека, если наоборот, - в низшее существо. Третье представление, на наш взгляд, соответствует калмыцкому буддийскому пониманию. Основными признаками смерти в калмыцкой линвокультуре являются «продолжение жизни», «переход в иное состояние», «перерождение».

Анализируя образ коня, Т. С. Есенова и Г.Б. Есенова, утверждают, что материал может быть «проанализирован в двух направлениях: с одной стороны, с точки зрения

отражения в них наблюдений народа о внешнем облике животных, с другой - с точки зрения отражения в них наблюдений о качествах животных и человека» [3]. Наш объект имеет абстрактное значение, Yкл (смерть) в калмыцкой языковой картине мира рассматривается нами в двух ипостасях: как явление языка и как часть культуры, нашедшая отражение в обрядах, ритуалах, в отношениях членов общества. Понятия о взаимосвязи с умершими предками нашли отражение в обряде захоронения и других ритуалах:

- прощание с умершим. До сегодняшнего дня процессом прощания с человеком, этапами и правилами похоронных ритуалов и обрядов калмыков руководят старые люди, главы рода и семейства, так как они являются носителями традиционного обычая и обладателями жизненного опыта [12, С. 161-163]. Старые люди еще живыми пользуются глубоким уважением и почитаются как предки, кладези мудрости, посредники сакральной тайны, источники силы и долголетия. Считается, что это передается ими будущему поколению через остатки еды, носильные вещи, предметы личного пользования, дарение. Отсюда существует ритуал даалЬна хот, то есть «поручительная еда, завет», посредством которой старики «оставляли» свою жизненную силу и благополучие.

- поддержка умерших. Умершие в представлении калмыков находятся во взаимосвязи с живыми. Так, считается, что почившие предки включаются в их судьбу, оказывают влияние и предупреждают в опасные жизненные моменты через сны или другие знаки, способствуют благополучию, а живые должны помнить об ушедших в мир иной, заботиться о местах их захоронения, проводить поминальные обеды.

- проявление уважения к умершим. Ритуал подношения пищей, ее запахом и горячим паром носит название «халун хот егх». Такую же пищу из мяса (лопатка, берцовая кость и ребра), чай, масло, сладости; одежду (рубашку с воротом и рукавами) преподносят духам предков в хуруле. Один из традиционных обычаев калмыков -первую пищу (дееж) необходимо подносить духам предков. Обычно в качестве дееж в первую очередь служит хальмг цэ (жомба) - молочный чай. Отсюда пословица Цэ шингн болвчн - идэни дееж, цаасн нимгн болвчн - номин келгн. Чай сопровождается кроплением, двумя пальцами вверх, человек возносит подношение Богу, а чай мешают половником по часовой стрелке. Данный культовый жест, по мнению Н.Л. Жуковской, отражает солярный принцип представления калмыков о «месте рождения солнца и жизни» [4, с. 70].

В традиционном мировоззрении с предками связаны представления о витальности, судьбе, появлении человека, жизненной субстанции. Изъятые смертью из общества и перемещенные в мифическое пространство, они становились своеобразным резервом рода, выступали не только защитниками, но и подателями жизни.

Лингвистический анализ ценностного компонента концепта «Смерть» в калмыцкой лингвокультуре

В понимании смерти калмыков существуют особенности. В калмыцкой культуре жизнь и смерть не антиподы, а диады, так как наблюдается целостное представление о жизни и смерти, связанное с буддистским вероисповеданием. Так, калмыки верят в перерождение, и смерть понимается как переход из одной жизни в другую. Возможно, поэтому в калмыцком языке «смерть» и другие отдельные слова, связанные с кончиной человека, редко используются, чаще она передается иносказательно - «сээйэн хээх» (искать хорошее) или «бурхн болж одх» (стать божеством).

Образ смерти у калмыков отличается от образа других народов, в частности, от русского. Так, согласно Т.А. Лисицыной, «центральной фигурой в мире мифологических существ является персонифицированный образ Смерти, в облике высокой женщины в

белом одеянии как некий статичный символ, явленный знак беды, несчастья», а в ХУШ-Х1Х вв. смерть предстает в облике женщины с косой или серпом» [7]. У монгольских народов, у калмыцкого в том числе, существует один из главных монгольских богов Эрлик Номин-хан (монг. Эрлик Номун-хан, Эрлен-хан (бурят.), Эрлик Номин-хан (калм.). Имя восходит к древнеуйгурскому Эрклиг каган («могучий государь») - эпитету владыки буддийского ада Ямы. Это властитель душ, верховный судья, дьявол, демиург, владыка подземного мира, хозяин царства мертвых. Прозвище Номун-хан - монгольская калька титула Ямы - «царь закона», «владыка веры»; кроме того, в Монголии Эрлик-хан часто именуется Чойджалом (тибет. форма данного титула). Образ Чойджал - синий, имеющий рогатую бычью голову с тремя глазами, проницающими прошлое, настоящее и будущее, в ореоле языков пламени. На нём ожерелье из черепов, в руках жезл, увенчанный черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, указывающий на его власть над подземными сокровищами. Атрибуты Эрлик как вершителя загробного суда - весы, книга судеб, а также зеркало, в котором видны прегрешения человека.

Как правило, царство Эрлик-хана расположено под землёй. Однако иногда «тот свет» локализуется где-то в стороне от мира живых (например, у калмыков - на западе), в ином измерении. В представлении калмыцкого народа понимание иного мира репрезентируется лексемами Там - 1) рел. ад, преисподняя; 2) мука, мучения (Тамин зовлц «муки ада») [ТСКРЯ, 475] и Таралц - 1) рел. рай; 2) перен. красивый, чудесный (Таралцгин орнд терх - умирать) [ТСКРЯ, с. 478]. Однако человек проживший праведную жизнь, не боится оказаться в Аду: Килнц уга кун тамас ээдго (Безгрешный ада не боится). Только плохой человек - любитель плохого стремится в Ад: Тамин кун тамдан дурта (Обитатели ада любят свой ад). Рай понимается в калмыцкой культуре как хорошее место пребывания после жизни, отсюда пожелание умершему «Сээни орнд твртхэ» (Пусть уйдет в лучший мир, то есть букв. пусть родится в стране прекрасного) [ККРСГФ, с. 40]. В основе данных выражений лежит представление последователей буддизма о перерождении души после смерти. При этом особую роль играют паремии и устойчивые обороты. Данные образные языковые единицы имеют важное значение в формировании ЯКМ, воспроизводят традицию культуры то или иного народа. Их внутренняя форма включает в себя культурное содержание, в основе которых лежит представление об образе окружающего мира, и, по словам В.Н. Телия, «отображает обиходно-эмпирический, исторический и духовный опыт языкового коллектива» [14, с. 249].

На основании анализа лексикографических источников нами были выделены несколько семантических групп паремий и устойчивых фразеологических оборотов, представляющих концепт «смерть» в калмыцком языке: уклиннь вмн - перед смертью; уклин ввгур - вблизи смерти; укн гиhэд, эмд hарх - спастись, находясь на волоске от смерти; Укен ээкээд гер талан зулха (Испугавшись до смерти, убежать домой); зуурдын укл - преждевременная, скоропостижная смерть; уклэснь харсх - оберегать от смерти; уклэн кулэх - ждать смерти;уклэн хээх - искать смерть; уклэн олх - найти смерть; сээ!1эн хээх - искать хорошее; насан барх - скончаться от старости - все они имеют значение «прекращение жизни, жизнедеятельности организма; конец жизни; состояние смерти».

Дадим лексикографическое толкование лексемы «смерть», чтобы затем проследить его концептуализацию в составе паремиологических единиц. В Калмыцко-русском словаре существует связанное со смертью ключевое слово «укл» - смерть, кончина [ТСКРЯ, С.548]. Yкехэ (умирать, скончаться, погибнуть) [СЯОС, 365]. Несколько

расширено оно дается в словаре Г.Ц. Пюрбеева: Укл [тел] 1) ецгрлhн, сээйэн хээлhн смерть; уклиннь емн, зуурдын Yкл; уклэснь харсх, уклэн кYлэх, уклэн хээх; 2) малын укл падёж (скота); ◊ уклэн олх сээйэн хээх, насан барх найти смерть, погибнуть, умереть; уклин еегур, килйсн деегур Yкн гийэд, эмд Иарх на волоске от смерти; укж, кун бол! Дуту хевтэ, хашн кун горе луковое (о неудачливом, нерасторопном человеке) прекращение жизни, жизнедеятельности организма; конец жизни; состояние [ТСКЯ, С. 269].

Концепт «смерть» состоит из следующих лексических средств, одни из них входят в ядро ЛСП, другие - в периферию (близкую и дальнюю): Yкл (конец, гибель); Yклhн (смерть, кончина, гибель); Yкэр (могила, кладбище, могильник); Yкэрин чолун (могильный камень, плита); Yклин емн (перед смертью); Yклэснь харсх (спасти от смерти); «алх» (убивать). Синонимичны понятию Yкл лексемы ецгрлhн (смерть); тегсвр (конец, итог), сумсн («душа») - (шаж. куунэ сYмсн («человеческая душа»): сумсинь таралнд кургх енгрсн кY оршах (предать земле, похоронить); сур - («дух, душа») [ТСКЯ, с. 120-121].

С точки зрения грамматических единиц, значение слова смерть, по свидетельству словаря М. Монраева, чаще передается в калмыцком языке глаголами укх, вцгрх, щилих, коних, хальх, залрх, сээкэн хээх, цааран хэлэх, зввэр болх, мвцк нввртэн орх [ССКЯ, С. 167]. Каждая лексема служит частью концепта «смерть», структура которого состоит из содержательно-понятийного, ценностного и образно-метафорического представления того или иного этноса [5, С.172.]. Темой данной статьи является описание ценностного компонента концепта, в частности, выявление отношения к смерти носителей калмыцкого языка, выражающее жизненную концепцию современного общества.

Анализу были подвержены словесно-устойчивые комплексы, связанные с понятием «смерть». Так, в калмыцком языке существуют такие эвфемистические речевые обороты, как «сээhэн хээх» (искать хорошее), «бурхн болж одх» (стать божеством), «эм авх, таслх» (убить, лишать жизни). Так, сээ^1эн хээх - (дословно «отправиться на тот свет в поисках лучшего») [ТСКРЯ, С. 587], то есть смерть - лучшее состояние для человека, так как он освобождается от мучений, которые приносит жизнь; цааран хэлэх - исчезнуть безвозвратно, уйти навсегда [ТСКРЯ, С. 620]; зевэрн болх - (высок.) «скончаться» [ТСКРЯ, С. 252] или (букв.) «быть согласным»; менк неертэн орх - «заснуть вечным сном». Благодаря ценностному компоненту в структуре концепта раскрываются существенные, доминантные смыслы той или иной культуры. По выше перечисленным устойчивым оборотам можно сделать вывод: калмыцкий образ умершего представляется как живой, он может производить действие: искать лучшее, скрыться вдали, поступать согласно предначертанной судьбе, умереть, заснуть навечно.

Биологическая смерть - необратимое явление, прекращение чисто физиологических процессов в организме, в нервной биосистеме. Калмыцкая паремиология отражает связь смерти с частями тела человека. Так, толка с головой, которая является средоточием человеческой жизни: толка таслх (оторвать голову), толкаган геех (потерять голову), Нег толкад - негл укл (посл. Одной голове - одна смерть = двум смертям не бывать, а одной не миновать); зуркн с сердцем, интеллектуальный центр человека, остановка сердца прямо связывается со смертью: Зуркн тогтнх (сердце успокоится, остановилось), зуркн хаИрх (сердце разорвалось) (об инфаркте) и т.д.; то бYрн, толhа менд цугтан эмд-менд, бYрн-бYтн (Все живы-здоровы, все целы и невредимы) [ТСКЯ, С. 184]; Терунэ зYркнь хакрад укщ (Он умер от разрыва сердца) [ТСКРЯ, с. 565].

В калмыцком обществе существует мнение, что смерть не есть отсутствие жизни, смерть - это завершающая ее часть, она не является антонимом жизни. С этой точки зрения смерти противостоит рождение. В калмыцкой концепции бытия, где прошлое неотделимо от настоящего и будущего, а умершие - от живых, смерть являлась источником новой жизни. По мнению Т.И. Шараевой, эта идея порождена всем строем архаичного мировоззрения, в котором противоположные полюса, разрушительные и созидательные силы, сливались в единое целое [15, с.37]. В калмыцком языке выражением насан авх (букв. взять годы, использовать годы), насан щцх (букв. достигнуть возраста) маркируют смерть человека. Смерть всегда побеждается рождением: Укхиг тврсн диилщ (Новорожденный смерть победил). После прожитых лет человек, умирая, оставляет за собой новое поколение: Буур укдг, ботхар босдг (Старый умрет, а молодой появится, букв. Верблюд умрет, верблюжонком восстановится). Для калмыков нет ничего ценнее, чем имя мужчины - продолжателя рода: Заксн укхлэ ясн Yлддг, залу укхлэ нерн Yлддг (Рыба погибнет, а кости останутся, мужчина умрет - имя останется); Нерн YKxap, бий Yкг (Лучше умереть, чем имя потерять).

Паремические тексты на калмыцком языке говорят о том, что в представлении народа существует определенное место смерти. Следуя калмыцким паремиям, можно представить, что мир усопших находится в пустынной местности: залу кYYнз ykm эрм цакан квдэд (смерть мужчины в глубине необъятной степи), или располагается между небом и землей. Однако больше смерти калмыки ценят жизнь: Эмдин чирз алтн, YKcm чирз ymсн (Лицо живого человека - золото, покойного - зола); Уклд YV уга (У смерти не друзей). Интересен обычай калмыков - очищение жилья от смерти, во время которого проводится ритуал, называемый Yкзрин YYd тззлх («открыть дверь для выхода смерти»), во время которого в жилище, где умер человек, проводится «умасливание» смерти, бросание жира в домашний очаг.

В калмыцких паремических текстах утверждаются правила жизненного поведения человека согласно правде. Ценными качествами калмыков являются честь, совесть, правдивость. Их наличие предпочтительнее смерти: Унзн келсн KYYnd ykm уга (Бессмертен тот, кто отстаивает правду); Худл келзд щиркхзр, Yнзн келзд ykсн деер (Чем жить во лжи, лучше умереть, сказав правду); Ичр Yклзс хату (Бесчестие хуже смерти) [СЯОС, с. 365]. Очень важно сохранение мужской чести и достоинства: «Залу kymu ичсн дорхнь, YKm деер» (Мужчине лучше умереть, чем потерять совесть); Воспитание согласно данному принципу останется навсегда: всхзрз сурсн зац Ynm дахдг (Привычка, усвоенная в детстве, сохраняется до смерти). Ценна поддержка в опасный для жизни момент: Yвлин цагт бийзн бYЦн, Yклин Назрт YYPзн двцн (в зимнее время держи себя в тепле, в мире смерти поддерживай товарища).

Итак, концепт «смерть» является сложной ментальной единицей. Представители разных наук понимают его по-разному. Мы рассмотрели «смерть» в аксиологическом аспекте, основываясь на идее В.И. Карасика о трех компонентах концепта. Опираясь на труды профессора Есеновой Т. С. и следуя выработанной ею методике анализа, определили сущность ценностного компонента понятия «смерть», его признаки и отношение к нему калмыцкого народа. Исследование экспликации когнитивных характеристик и признаков позволило нам описать содержание понятия «смерть», уточнить его репрезентацию в паремических текстах калмыцкой лингвокультуры. Выявленный ценностно-аксиологический компонент концепта «смерть» свидетельствует об особенностях калмыцкого понимания смерти, о специфических культурных смыслах, заложенных в понимании данной лексемы в текстах пословиц и поговорок калмыцкого этноса. Основными признаками смерти в калмыцкой линвокультуре являются «продолжение жизни», «переход в иное состояние», «перерождение». Калмыцкое понимание

данного слова «смерть» сложилось под влиянием буддийского вероисповедания и становления калмыцкого народа и его культуры. Вследствие этого смерть представляется калмыками как часть единого целого диады жизнь-смерть, как продолжение жизни в перерожденном облике в ином мире, репрезентируется лексическими единицами и устойчивыми словосочетаниями. Образ смерти - это что-то живое, способное двигаться в направлении определенного места, в поисках чего-то хорошего, имеющего способность переродиться в благополучной земле (сян Иазрт торг!).

Список литературы

1. Васильева Н.Н., Николаева А.М. Лексико-семантическая экспликация концепта СМЕРТЬ в якутском языке // Научный диалог. - 2017. - № 12. - С. 35-46. - DOI: 10.24224/2227-1295-2017-12-35-46.

2. Голубева Е.В. К проблемам лингвокогнитивного исследования калмыцкого фольклора // Молодой ученый - 2012. - №11 (46). - С. 258-260. - URL: https://moluch.ru/ archive/46/5638.

3. Есенова Г.Б., Есенова Т.С. Образный компонент концепта «морн/конь» в линг-вокультуре калмыков // Народы Калмыкии: проблемы идентичности и менталитета. Элиста: КалмГУУ КТИ (филиал) ПГТУУ 2005. - 200 с. https://cyberleninka.ru/article/n/ obraznyy-komponent-kontsepta-m-rn-kon-v-lingvokulture-kalmykov

4. Жуковская Н.Л. Буддизм и ранние формы религии. -М., 1977.

5. Карасик В.И. Моделирование лингвокультурных концептов // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: Межвузовский сб. науч. тр., Вып. 2. - Орел: 2005. - С.172.

6. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов // Антология концептов: в 2-х т. / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. - Т. 1. - С. 13-15.

7. Лисицына Т. А. Образы смерти в русской культуре: лингвистика, поэтика, философия // Альманах «Фигуры Танатоса». Тема смерти в духовном опыте человечества. -Вып. 5. /Материалы II международной конференции. - Санкт-Петербург, 1995 http://anthropology.ru/ru/text/lisicina-ta/obrazy-smerti-v-russkoy-kulture-lingvistika-poetika-filosofiya

8. Небольсин П.И. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса //Библиотека для чтения.-1852. https://books.google.ru/books?id=N_A6AQAAMAAJ&pg=PR3

9. Поварницын С.А. Концептуализация смерти в сознании общества // Автореф. дис. ... к.филос.н. - М., 2010.

10. Пюрбеев Г. Ц., Турдуматова Э. Б., Есенова Т. С. Калмыцкие и русские лингво-культурные концепты. - Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009. - 249 с.

11. Ростовцева С.А., Таскаева А.В. Концепты жизнь и смерть как базовые элементы профессиональной самоиндентичности врача-хирурга //Филология и культура, 2022. -№4. - С. 96-102. https://doi.org/10.26907/2782-4756-2022-70-4-96-102»

12. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 838 с.

13. Тагарова Т.Б. К фразеологической репрезентации концепта Yхэл «смерть» в бурятском языке. Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (28). Март 2021 (http://ce.if-mstuca.ru).

14. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингво-культурологический аспекты. - М., 1996. - 288 с.

15. Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков (XIX В.- нач. ХХ В. ). -Элиста: НПП «Джангар», 2011. - 223 с

16. Цыддемдамбаева О.С., Доржеева О.А. Концепт «смерть» в эвфемистической картине мира на материале английского, немецкого, русского, бурятского языков // Филология: научные исследования. - 2020. - №2. - С. 67-77. DOI: 10.7256/2454-0749. 2020.2.32364 URL: htths: // nbpublish.com/library_read_article.php?id=32364

17. Эрдниев УЭ. Обряды, связанные с рождением детей и похоронами // Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб. и доп. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. - 282 с.

18. Этнокультурные концепты в сознании современных россиян: [коллективная монография] / [Г.Ц. Пюрбеев и др.; науч. ред.: Т. С. Есенова].- Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2010. - 188 с.

Источники

1. ССКЯ - Монраев М.У Хальмг келнэ синонимсин толь. Словарь синонимов калмыцкого языка - Элиста: АПП «Джангар», 2002.

2. ТСКРЯ - Муниев Б. Д. Калмыцко-русский словарь: 26000 слов / [Сост. Э.Ч. Бордаев, Р.А. Джамбинова, А.Л. Каляев и др.]; Под ред. Б.Д. Муниева ; Калм. науч.-исслед. ин-т яз., литературы и истории. - М.: Рус. яз., 1977. - 765 с.

3. ТСО - Толковый словарь С.И. Ожегова. [Электронный ресурс]. URL: https://dic. academic.ru/contents.nsf/ogegova/ (дата обращения: 05.12.2022).

4. ККРСГФ - Пюрбеев Г.Ц. Краткий калмыцко-русский словарь глагольных фразеологизмов. - М.-Элиста, 1971. - 59 с.

5. ТСКЯ - Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь калмыцкого языка: на калм. и рус. яз., в II т. Т. I. - Элиста: АУ РК «РИА «Калмыкия», 2021. - 574 с.

6. ЭСМЯ - Санжеев Г. Д., Орловская М.Н., Шевернина З.В. Этимологический словарь монгольских языков . - М.: ИВ РАН, 2015 - Т. 3: Q-Z. Т. III. - 2018. - 238 с.

7. СЯОС - Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна. - Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 2001. - 494 с.

8. ЭСБЕ - Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 82 и 4 доп. полутомах - СПб., 1890-1907

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.