Научная статья на тему 'Отношение к труду в ветхозаветное и новозаветное время'

Отношение к труду в ветхозаветное и новозаветное время Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
432
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИЯ / ВЕТХИЙ ЗАВЕТ / НОВЫЙ ЗАВЕТ / ТРУД / УЧЕНИЕ / ХРИСТИАНИН / ПРАВОСЛАВИЕ / BIBLE / OLD TESTAMENT / NEW TESTAMENT / LABOUR / TEACHING / CHRISTIAN / ORTHODOXY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кириллов В.А., Капинос Р.В.

В данной статье рассматривается отношение к труду с точки зрения Ветхого и Нового Заветов. Главной целью работы является анализ библейского понимания трудовой деятельности. К основным выводам можно отнести следующие: несмотря на различия ветхозаветного и новозаветного отношения к труду, можно выделить общебиблейское учение о важности труда для жизни любого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to labour in the Old Testament and New Testament times

In the article attitude to labour is examined from the point of view of the Old and New Testaments. The main purpose of the work is to analyze the biblical understanding of labour. The main conclusions are as follows: in spite of some differences between the Old Testament’s and the New Testament’s attitude to labour, it is possible to distinguish a common biblical teaching about importance of labour for life of every person.

Текст научной работы на тему «Отношение к труду в ветхозаветное и новозаветное время»

4. Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1990: Учебник для православных духовных семинарий. - М.: Издательский дом «Хроника», 1994, - 570 с.

5. Валериан (Головченко), игумен. «Я принял решимость...». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://o-val.ru/st/pr.htm

6. Открытая Православная энциклопедия «Древо». Константин (Дьяков). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drevo-info.ru/ articles/14130 .html

7. Капинос Р.В. Характерные черты конфессионального хозяйства // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. № 2, 2014. - С. 47-52.

8. Капинос Р.В. Характерные черты эффективного конфессионального хозяйства // Экономика и предпринимательство. - № 4 (ч.1). - 2014. - С. 80-86.

УДК 70.2.2.1/9.2.3.2.36

Отношение к труду в ветхозаветное и новозаветное время

Кириллов Владимир Александрович воспитанник 4 курса Харьковской Духовной семинарии, Украина, г. Харьков aetos@mail.ru

Капинос Роман Валерьевич кандидат экономических наук, научный сотрудник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается отношение к труду с точки зрения Ветхого и Нового Заветов. Главной целью работы является анализ библейского понимания трудовой деятельности. К основным выводам можно отнести следующие: несмотря на различия ветхозаветного и новозаветного отношения к труду, можно выделить общебиблейское учение о важности труда для жизни любого человека.

Ключевые слова: Библия; Ветхий Завет; Новый Завет; труд; учение; христианин; православие.

Kirillov Vladimir A. student of the 4th course of the Kharkov Theological Seminary, Ukraine, Kharkiv aetos@mail.ru

Kapinos Roman V. Ph.D. (economic sciences), researcher of the Belgorod Theological seminary, (with missionary orientation), Russia, Belgorod rkapinos@yandex.ru

Attitude to labour in the Old Testament and New Testament times

Abstract: In the article attitude to labour is examined from the point of view of the Old and New Testaments. The main purpose of the work is to analyze the biblical understanding of labour. The main conclusions are as follows: in spite of some differences between the Old Testament's and the New Testament's attitude to labour, it is possible to distinguish a common biblical teaching about importance of labour for life of every person.

Key words: Bible; Old Testament; New Testament; labour; teaching; a Christian; Orthodoxy.

В Ветхом Завете труд является источником богатства и приобретения необходимых для жизни материальных ресурсов. При этом осуждалась лень и другие пороки, которые ведут к обнищанию человека. Новый Завет также содержит неоднократные указания на то, что труд является необходимым и целесообразным: «...Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались». (1Фес. 4:10-12) [1]. «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому,

чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2Фес. 3:6-12) [1].

Довольно показательные цитаты из Священного Писания. Ведь мы знаем, что замечания святого апостола Павла Фессалоникийцам по поводу их отказа от трудовой деятельности были вызваны не ленью или разгульным образом жизни последних, а тем обстоятельством, что они, проникнувшись апостольской проповедью до глубины души, стали ожидать очень скорого пришествия Спасителя (речь идет о Втором Пришествии). Соответственно, многие из уверовавших решили, что необходимо все свои силы сосредоточить на подготовке к встрече со Спасителем; соответственно, трудиться и отвлекаться на какие-либо житейские, хозяйственные заботы нет смысла. «Поводом к написанию Второго послания к Фессалоникийцам послужило то, что они неправильно поняли некоторые места из Первого послания к ним, а также и то, что появилось подложное, под именем Павла, послание (2,2; 3,17) [1]. Число праздных людей, ожидавших скорого Второго Пришествия Иисуса Христа, умножалось, и это вызвало беспокойство апостола. Некоторые среди солунских христиан, пользуясь щедрой благотворительностью христиан, предпочитали жить за чужой счет вместо того, чтобы самим трудиться» [7], -говорит по этому поводу прот. Стефан Жила.

«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28) [1], -говорит святой апостол Павел в своем послании к Ефесянам. Здесь мы отчетливо видим, что труд, по мнению апостола, позволяет обеспечить себя необходимым (при этом отпадает надобность в воровстве) и, более того, позволяет приобрести некоторый материальный ресурс, который человек может пустить на дела благотворительности.

На первый взгляд, может показаться, что отношение к труду в эпоху Ветхого и Нового Завета практически не изменилось. И там, и там он выступает средством для приобретения некоторых материальных ресурсов. Однако при более глубоком рассмотрении мы увидим, что этим не исчерпывается ценность труда. Более того, выступать средством к обогащению - это перестает быть основной целью трудовой деятельности человека.

По мнению доктора политических наук и кандидата философских наук В.А. Гусева: «В православном сознании труд - есть инструмент построения в первую очередь души человека трудящегося, а уже потом и на этой основе создание благолепного образа земли» [2]. Далее В.А. Гусев цитирует свт. Иоанна Златоуста, который говорит, что «...кормиться

постоянным трудом есть вид философии; у таких душа чище, характеры сильнее...» [2]. То есть труд выступает в качестве некоей аскетической практики. Цель его заключается не столько в приобретении каких-то материальных благ, сколько в «очистке души» и «закалке характера». Материальная составляющая трудовой деятельности становится второстепенной, однако не отвергается полностью. Трудовой аскетизм становится присущим монастырским хозяйствам. «В традициях первых монастырей, - говорит В.А. Гусев, - труд рассматривается не как источник богатства, а в качестве важной стороны духовного развития и элемента монашеской аскетики. Зачастую он приравнивался к молитве, так как способствовал просветлению души» [2, 3-5]. Конечно, можно поспорить насчет применимости термина «просветление» к православной аскетике, однако в целом мысль верная. В христианских кругах широко известной является притча о двух веслах. В этой притче жизнь человека сравнивается с переправой через водоем на лодке. При этом в руках у лодочника имеется два весла, одно из которых символизирует труд, другое - молитву. «Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться», - делает вывод автор притчи [8].

Кроме того, нам известно бесчисленное множество примеров из житий святых, когда подвижники добровольно занимались тяжелым трудом, причем не столько по причине экономической целесообразности и эффективности, сколько в качестве аскетической практики, направленной духовное самосовершенствование.

И конечно же, наивысшим примером для нас может служить Сам Христос, о котором известно, что Он воспитывался в семье плотника и был приобщен к данному виду трудовой деятельности. «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?..» (Мк. 6:3), - говорили о нем люди, изумленные Его премудростью и чудесами. Конечно, слова людей, называющих Христа плотником, еще не являются однозначным свидетельством того, что Он действительно занимался этой работой, ведь люди, к сожалению, нередко ошибались по поводу Спасителя, Его учения и вообще того, Кем Он является на самом деле. Однако нам известно, что Христос «...пошел с ними [со Своей Матерью и Иосифом] и пришел в Назарет; и был в повиновении у них.» (Лк. 2:51) [1] после празднования Пасхи в Иерусалимском храме. Это уже с большей ясностью указывает на то, что Христос во время Своей земной жизни был не чужд работы, свойственной Его соплеменникам или, по крайней мере, членам семьи, в которой Он воспитывался.

С еще большей уверенностью о трудовой деятельности Богочеловека Иисуса говорит Иустин Философ в своем «Диалоге с Трифоном иудеем»: «.Его почитали сыном Иосифа плотника, и Он казался, как предвозвестили Писания, безвидным и был принимаем за плотника - ибо Он живя среди

людей занимался плотничными работами, делал орала и ярма (Мк. 6:3), и тем поучал и праведности и деятельной жизни» [9].

«В то же время, - заявляет митрополит Иларион (Алфеев), - следует отметить, что греческое слово тектюу, которым обозначена профессия Иосифа, означает не только "плотник", но и "строитель": термин применялся не только к тем, кто работал по дереву, но и к тем, кто строил из дерева или камня. Строительные метафоры нередки в речи Иисуса, и мы можем предположить, что Он был хорошо знаком со строительным мастерством» [6]. И что для нас не менее важно: «Профессия плотника или строителя предполагала вовлеченность в коммерческую деятельность, поскольку плотники продавали свои изделия, а строители получали плату за свой труд. Иисус был хорошо знаком с законами коммерции, с системой договорных отношений между продавцами и покупателями, заимодавцами и должниками. В Своих поучениях Он неоднократно использовал образы из этой области, в частности, в притче о двух должниках (см. Мф. 18, 23-35), о талантах (см. Мф. 25, 14-30; Лк. 19, 12-27) и во многих других» [6]. Из приведенных слов мы видим, что во время земной жизни Иисус Христос не только занимался тем или иным трудом для удовлетворения непосредственных потребностей семьи, в которой Он проживал, но и вполне мог быть вовлечен в некоторую коммерческую деятельность, занимаясь трудом, целью которого было зарабатывание денег - «мелким бизнесом», говоря современным языком.

В то же время, нам известно множество чудес, совершенных Христом, которые прямым или косвенным образом показывают нам то, что Спаситель мог с легкостью решать финансовые и/или имущественные вопросы нетрудовым способом:

«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон, цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак, сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф. 17:24-27) [1].

«Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» (Ин. 6:8-13) [1].

«Тогда велел [Иисус] народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их» (Мк. 8:6-9) [1].

«Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их доверху. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:6-9) [1].

«Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась» (Лк. 5:4-6) [1].

Это, пожалуй, наиболее показательные, но далеко не единственные (!) свидетельства того, что Иисус Христос мог решать финансовые и материальные вопросы, не прибегая к труду. Однако Он трудился во время Своего пребывания на земле - «и тем поучал и праведности и деятельной жизни» (слова из приведенной выше цитаты святого мученика Иустина Философа). Стало быть, труд уже сам по себе (даже вне контекста обогащения или приобретения каких-либо материальных благ) освящается Самим Спасителем и является одним из методов уподобления Ему. Стало быть, трудовая деятельность приобретает более глубокое и более важное значение.

Таким образом, труд в Новом Завете рассматривается не только как средство к достижению материального благополучия, но и как средство к совершенствованию своей личности, своих духовных сил, как аскетическая практика, позволяющая приблизиться к конечной цели христианской жизни -к стяжанию Святого Духа, к обожению и вечному блаженству. Кроме того, трудовая деятельность является законным образом приобретения материальных благ, которые человек может уделять нуждающимся или пожертвовать на благо христианской общины [3-5, 10].

Библиография

1. Библия, или Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. - К.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра; «Феникс», 2012. -1536 с.

2. Гусев В.А. Хозяйство, труд, собственность, богатство, бедность, нищета в свете православного мировоззрения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2011/04/08/hozyajstvo_trud_sobstvennost _bogatstvo_bednost_niweta_v_svete_pravoslavnogo_mirovozzreniya/#_ednref3

3. Капинос Р.В. Монастырские хозяйства: экономические отношения и место в современной национальной экономике. - М.: Российская академия наук, Институт экономики, Центр политико-экономических исследований, 2006. - 140 с.

4. Капинос Р.В. Характерные черты конфессионального хозяйства // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. № 2, 2014. - С. 47-52.

5. Капинос Р.В. Характерные черты эффективного конфессионального хозяйства // Экономика и предпринимательство, № 4 (ч. 1), 2014. - С. 80-86.

6. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Детство и отрочество Иисуса Христа. Воспитание и образование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/100450.html

7. Протоиерей Стефан Жила. Руководство к изучению посланий святого апостола Павла и Апокалипсиса. Учебное пособие для студентов 4 класса. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://seminary.kharkov.ua/ Библиотека/послание апостола.doc

8. Притча о двух веслах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/51-realnie-pritchi/140-dva-vesla

9. Св. Иустин Философ. Диалог с Трифоном иудеем. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.e-reading.club/bookreader.php/130492/Muchenik_Iustin_-_Dialog_s_ Trifonom_ iudeem.html

10. Ягуткин С.М. Ягуткина Е.С. Нейрономическое моделирование современных социально-экономических процессов и явлений // Сборник научных трудов участников Международной конференции «ХХ1У Кондратьевские чтения «Социально-экономические проблемы современности: поиски междисциплинарных решений». Под ред. В.М. Бондаренко. - Москва: Институт экономики РАН, 16-17 ноября 2016 г. - М.: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2017. - С. 371-376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.