Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ (ЦЕРКОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)'

ОТНОШЕНИЕ К СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ (ЦЕРКОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
77
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ / КАНОНЫ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коваль Екатерина Александровна

Введение. Вопросы отношения христианских церквей к различным формам светской культуры находят отражение в церковно-правовых источниках, специфичных для каждой конфессии. Особенности взаимодействия церквей и светской культуры на современном этапе развития общества рассматриваются, как правило, в структуре социальных учений, нормативно закрепленных в различных типах документов. Цель исследования заключается в выявлении сходств и отличий в отношении к различным феноменам светской культуры в православии, католичестве и протестантизме, выраженном в социальных учениях основных христианских конфессий. Материалы и методы. Сочетание системного и компаративного подходов позволило сопоставить специфику отношения различных христианских церквей к современной светской культуре, интерпретируемой как социальное явление. В качестве материалов исследования используются нормативные акты христианских церквей, отражающие основные положения их социальных учений и доктрин. Результаты исследования. В позициях христианских церквей относительно светской культуры обнаружены как сходства, так и различия. С одной стороны, подчеркивается важность данного явления и необходимость ведения диалога с миром светской культуры. С другой - наблюдаются отличия в таких вопросах, как понимание природы светской культуры, отношение к светской культуре, формы соработничества церкви и государства в области светской культуры, а также задачи и возможности верующих в области светской культуры. Обсуждение и заключение. Выделенные особенности отношения христианских церквей к современной светской культуре, зафиксированные в социальных учениях и закрепленные в нормативных документах, позволяют сформировать представление о перспективах диалога церквей с миром культуры. Основные выводы и положения исследования могут быть использованы в конструировании цивилизованных механизмов такого диалога, позволяющих минимизировать негативные последствия конфликтов, обусловленных столкновением в публичном пространстве разных мировоззренческих и ценностных позиций, демонстрируемых относительно тех или иных культурных форм и артефактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO SECULAR CULTURE IN THE CONTEXT OF SOCIAL TEACHINGS OF CHRISTIAN CHURCHES (CHURCH AND LAW DIMENSION)

Introduction. Questions of Christian churches attitude to various forms of secular culture are reflected in church legal sources, which are specific for each faith. The peculiarities of the interaction of churches and secular culture at the present stage of the development of society are considered, as a rule, in the structure of social doctrines. The social teachings of the churches are recorded in various types of documents that have a normative nature. The aim of the study is to identify the similarities and differences in attitudes towards various phenomena of secular culture in Orthodoxy, Catholicism and Protestantism, expressed in the social teachings of the main Christian denominations. Materials and Methods. The combination of systemic and comparative approaches made it possible to compare the specifics of the attitude of various Christian churches to modern secular culture, interpreted as a social phenomenon. As research materials, the normative acts of Christian churches are used, which set out the main provisions of their social teachings and doctrines. Results. Both similarities and differences are found in the positions of the Christian churches regarding secular culture. On the one hand, the importance of this phenomenon and the need for a dialogue with the world of secular culture are emphasized. But, on the other hand, there are differences in such issues as understanding the nature of secular culture, attitude to secular culture, forms of collaboration between the Church and the state in the area of secular culture, as well as believers’ tasks and opportunities in the area of secular culture. Discussion and Conclusion. The highlighted features of the attitude of Christian churches to modern secular culture, recorded in the normative documents, make it possible to form an idea of the prospects for the dialogue of churches with the world of culture. The main conclusions and provisions of the study can be used in the construction of civilized mechanisms of such a dialogue, which make it possible to minimize the negative consequences of conflicts caused by the clash in the public space of different ideological and value positions demonstrated in relation to certain cultural forms and artifacts.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К СВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ (ЦЕРКОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)»

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.052-063

УДК 261.6

E. А. Коваль

Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) (Саранск, Россия), e-mail: nwifesc@yandex.ru

Отношение к светской культуре в контексте социальных учений христианских церквей (церковно-правовой аспект) *

Введение. Вопросы отношения христианских церквей к различным формам светской культуры находят отражение в церковно-правовых источниках, специфичных для каждой конфессии. Особенности взаимодействия церквей и светской культуры на современном этапе развития общества рассматриваются, как правило, в структуре социальных учений, нормативно закрепленных в различных типах документов. Цель исследования заключается в выявлении сходств и отличий в отношении к различным феноменам светской культуры в православии, католичестве и протестантизме, выраженном в социальных учениях основных христианских конфессий. Материалы и методы. Сочетание системного и компаративного подходов позволило сопоставить специфику отношения различных христианских церквей к современной светской культуре, интерпретируемой как социальное явление. В качестве материалов исследования используются нормативные акты христианских церквей, отражающие основные положения их социальных учений и доктрин. Результаты исследования. В позициях христианских церквей относительно светской культуры обнаружены как сходства, так и различия. С одной стороны, подчеркивается важность данного явления и необходимость ведения диалога с миром светской культуры. С другой - наблюдаются отличия в таких вопросах, как понимание природы светской культуры, отношение к светской культуре, формы соработничества церкви и государства в области светской культуры, а также задачи и возможности верующих в области светской культуры. Обсуждение и заключение. Выделенные особенности отношения христианских церквей к современной светской культуре, зафиксированные в социальных учениях и закрепленные в нормативных документах, позволяют сформировать представление о перспективах диалога церквей с миром культуры. Основные выводы и положения исследования могут быть использованы в конструировании цивилизованных механизмов такого диалога, позволяющих минимизировать негативные последствия конфликтов, обусловленных столкновением в публичном пространстве разных мировоззренческих и ценностных позиций, демонстрируемых относительно тех или иных культурных форм и артефактов.

Ключевые слова: светская культура, религиозная культура, социальные учения христианских церквей, каноны, нормативные документы христианских церквей, диалог.

Благодарность: Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (грант № 21-011-44239).

Для цитирования: Коваль Е. А. Отношение к светской культуре в контексте социальных учений христианских церквей (церковно-правовой аспект) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2022. - Т. 22. - № 1. - С. 52-63. DOI: 10.15507/2078-9823.57.022.202201.052063.

Исследование подготовлено на основании доклада на V Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное наследие - от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 8-10 ноября 2021 г.).

© Коваль Е. А., 2022

С.1 Гуманитарий : актуальные проблемы ^

Ekaterina A. Koval

Middle-Volga Institute (Branch) of All-Russian State University of Justice (Saransk, Russia), e-mail: nwifesc@yandex.ru

Attitude to Secular Culture in the Context of Social Teachings of Christian Churches (Church and Law Dimension)

Introduction. Questions of Christian churches attitude to various forms of secular culture are reflected in church legal sources, which are specific for each faith. The peculiarities of the interaction of churches and secular culture at the present stage of the development of society are considered, as a rule, in the structure of social doctrines. The social teachings of the churches are recorded in various types of documents that have a normative nature. The aim of the study is to identify the similarities and differences in attitudes towards various phenomena of secular culture in Orthodoxy, Catholicism and Protestantism, expressed in the social teachings of the main Christian denominations. Materials and Methods. The combination of systemic and comparative approaches made it possible to compare the specifics of the attitude of various Christian churches to modern secular culture, interpreted as a social phenomenon. As research materials, the normative acts of Christian churches are used, which set out the main provisions of their social teachings and doctrines. Results. Both similarities and differences are found in the positions of the Christian churches regarding secular culture. On the one hand, the importance of this phenomenon and the need for a dialogue with the world of secular culture are emphasized. But, on the other hand, there are differences in such issues as understanding the nature of secular culture, attitude to secular culture, forms of collaboration between the Church and the state in the area of secular culture, as well as believers' tasks and opportunities in the area of secular culture. Discussion and Conclusion. The highlighted features of the attitude of Christian churches to modern secular culture, recorded in the normative documents, make it possible to form an idea of the prospects for the dialogue of churches with the world of culture. The main conclusions and provisions of the study can be used in the construction of civilized mechanisms of such a dialogue, which make it possible to minimize the negative consequences of conflicts caused by the clash in the public space of different ideological and value positions demonstrated in relation to certain cultural forms and artifacts.

Keywords: secular culture, religious culture, social teachings of Christian churches, canons, normative documents of Christian churches, dialogue.

acknowledgment: The research was carried out with the support of the Russian Foundation for Basic Research (grant No. 21-011-44239).

For citation: KovalE. A. Attitude to Secular Culture in the Context of Social Teachings of Christian Churches (Church Law Dimension). Gumanitarian: aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2022; 22(1): 52-63 (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.057.022.202201.052063.

Введение

Отношение христианской церкви к элементам светской культуры на всем протяжении истории их взаимодействия было как минимум неоднозначным. Так, в традиционном каноническом корпусе, разработанном еще до Великой схизмы, содержатся нормы запретительного характера в отношении таких форм искусства, как зрели-

ща ^ре^аси1а), разновидностями которых наряду с гладиаторскими боями являлись сценические представления и выступления танцоров. Например, 24-м правилом Шестого Вселенского Собора клирикам и монахам запрещено посещать «позорищ-ные игры», а 51-м правилом того же Собора полностью возбраняется «быть смехотвор-цам, и их зрелищам, такожде и зрелища зве-

риныя творить и плясания на позорищи»1. За посещение такого рода мероприятий мирян ждало отлучение от церковного общения, а клириков - извержение из клира.

Согласно 18-му Апостольскому правилу, кандидатам в клирики запрещено было жениться на блудницах, рабынях и «позо-рищных»2. Зонара, комментируя данный канон, отмечает, что под «позорищными» женщинами следует понимать «участвующих в представлении зрелищ (на сцене)»3.

Однако уже патриарх Феодор Валь-самон, канонист XII в., комментируя 24-е правило Шестого Вселенского Собора, отмечал, что отдельные виды зрелищ могут быть допустимы: прежде их запрещали полностью из-за того, что они предполагали неприемлемые для христиан формы (драки, бои зверей, постыдные речи и т. п.), но позднее языческие практики постепенно начали вытесняться со сцены и появились так называемые дозволительные зрелища, куда не возбранялось ходить не только мирянам, но и клирикам4. О дифференциации зрелищ свидетельствует и норма, закрепленная в 66-м правиле Шестого Вселенского Собора, запрещающая не зрелища вообще, а конкретно в неделю после Пасхи (Шест., 66; Карф., 72).

Необходимо отметить, что древние каноны до настоящего времени действуют в православных церквях5. Их применение осуществляется не «по букве», а «по духу», с учетом историко-культурных и общественно-политических условий, в которых

они принимались, и специфики современной социальной реальности.

В течение двухтысячелетней истории христианства взаимоотношения церквей с различными явлениями светской культуры менялись, но и на современном этапе они не всегда являются гармоничными и бесконфликтными. Это обусловлено, главным образом, тем, что светская культура многообразна и далеко не всегда пропагандирует ценности, конституирующие религиозную культуру, а иногда воспроизводит и прямо противоположные им по духу.

В связи с этим вопросам светской культуры уделяется существенное внимание в социальных учениях христианских церквей, в частности в тех положениях, которые закрепляются в церковно-правовых документах.

Обзор литературы

Новейшие документы христианских церквей, содержащие основы социальных учений и концепций, включают не только декларации, но и нормы, которые предписывают или запрещают определенные практики, в том числе отсылки к каноническим правилам по определенной проблеме, если таковые имеются. Например, в Компендиуме социального учения Католической Церкви обозначены три уровня богослов-ско-морального учения - мотивационный, директивный и уровень принятия решений, которые имеют ценностно-нормативную природу (формирование мотивов, социальное нормотворчество и применение норм

1 Шестой Вселенский Собор - Константинопольский [Электронный ресурс]. - URL: http://agioskanon.ru/ vsobor/006.htm#24.

2 Каноны святых Апостолов [Электронный ресурс]. - URL: http://agioskanon.ru/apostol/001.htm#42.

3 Там же.

4 Шестой Вселенский Собор - Константинопольский.

5 Канонический корпус православной церкви содержится в канонических сборниках (в 883 г. в Константинополе был создан «Номоканон»; переведенные на славянский язык сборники получили название «Кормчие книги»; в качестве основного канонического сборника в Русской православной церкви используется «Книга правил», включающая Апостольские правила, каноны Вселенских Соборов, десяти Поместных Соборов и тринадцати Святых отцов).

С. Л ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

к конкретным ситуациям)6 (гл. 2, п. 73). Э. В. Ананьев, анализируя содержание данного сборника, обращает внимание на то, что он включает документы разного статуса [1], большинство из которых носят нормативный характер. Нормативный характер имеют по крайней мере отдельные положения социальных документов, разработанных в православной традиции и усилиями протестантских деноминаций [2-3], поскольку верующим рекомендуется руководствоваться ими при разрешении отдельных вопросов социального характера.

В церковно-правовых документах, содержащих основы социальных учений и доктрин, отражается официальная позиция церквей по актуальным социальным вопросам, что позволяет апеллировать к ним в проблемных и неоднозначных ситуациях. Один из таких вопросов - взаимоотношения церквей со светской культурой, включающей ценности, нормы, практики, символы, не связанные с областью сакрального и сверхъестественного, и ядро которой соотносится с областью «естественного» [4, с. 302; 7, с. 87].

Отношение церквей к миру светской культуры проблематизируется ввиду неоднозначности положения различных национальных культур в структуре глобализа-ционных процессов, конфликтов частного характера, связанных с нравственной оценкой конкретных явлений и культурных артефактов, а также с глубинными процессами, связанными с негативным влиянием отдельных форм светской культуры на нравственное состояние общества в целом и сообщества верующих в частности. Более того, изменяется сама религиозность.

Так, Н. М. Кожич отмечает, что ценности массовой культуры формируют игровое отношение к религиозным ценностям. «В этой связи отношение к церкви является потребительским, священника чаще всего воспринимают в качестве социального работника, исполнителя обрядов, но не как духовного наставника» [5, с. 137]. Направления и особенности диалога церковной и светской культур часто становятся предметом гуманитарных исследований. При этом авторы, как правило, обращают внимание на специфику православного [5-7; 11], католического [9-10] и протестантского [8] дискурсов.

Материалы и методы

Позиции различных церквей в отношении светской культуры совпадают в целом, но различаются в частностях. Обратимся к компаративному подходу и сравним позиции православной, католической и протестантских церквей в отношении светской культуры на современном этапе, которая интерпретируется как целостное социальное явление, характеризующееся многообразием форм выражения. В качестве материалов исследования выбраны нормативные документы, опубликованные в начале 2000-х гг. и отражающие основные вопросы социальных учений основных христианских конфессий: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (далее - «Основы социальной концепции»)7 (приняты Архиерейским Собором Русской православной церкви в 2000 г.), «Компендиум социального учения Церкви» (далее - «Компендиум»)8 (подготовлен Папским Советом Справедливости и Мира9 в 2004 г.), и «Социальная позиция проте-

Компендиум социального учения Церкви. - М., 2004. - С. 60.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://www.

patriarchia.ru/db/text/419128.html.

Компендиум социального учения Церкви.

Совет упразднен в 2017 г. В настоящее время вопросы, находившиеся прежде в ведении Совета, решаются Дикастерией по содействию целостному человеческому развитию.

б

7

8

У

стантских церквей России» (далее - «Социальная позиция»)10 (принята Консультативным Советом Глав Протестантских Церквей России в 2003 г.).

В силу церковно-правовой специфики различных конфессий данные документы имеют разный статус. В католической церкви возможны принятие и публикация нормативных положений и документов, действующих во всем католическом мире, в отличие от ограниченных возможностей поместных православных церквей или протестантских деноминаций. Поэтому Компендиум как сборник, содержащий отсылки к различным нормативным положениям, например к Катехизису Католической Церкви11, актуален для всех католиков, в том числе российских, в то время как «Основы социальной концепции» действуют на канонической территории Русской православной церкви, а «Социальная позиция» имеет ограничения и по территории, и по адресатам, которые определяются в первую очередь подписантами данного документа, хотя в самом документе обозначен его межнациональный характер. Сходство анализируемых документов заключается в их предназначении - систематизировать и обобщить позицию церквей по проблемным вопросам современности, большим рискам и вызовам, с которыми сегодня сталкивается человечество.

Необходимо отметить, что отношение к культуре находит отражение в специализированных разделах и подразделах обозначенных документов (подраздел XIV. 2 «Основ социальной концепции», подраздел «Служение культуре» гл. 12 «Компендиума» и подраздел 14.3 «Социальной позиции»), хотя, помимо этого, отдельные аспекты отношений церквей к светской культуре включены в ряд других разделов.

Результаты

Во всех трех документах отражается амбивалентное отношение христианских церквей к светской культуре: с одной стороны, не отрицается ее значимость для развития личности и общества, с другой -выражаются опасения из-за отсутствия границ, позволяющих отдельным формам современной светской культуры выходить далеко за пределы религиозных нравственных ценностей и пропагандировать неприемлемые для христианского мировоззрения практики. Такая амбивалентность обостряет публичное обсуждение проблемных аспектов взаимодействия и формирование официальной позиции церквей по вопросам диалога между церковью и миром светской культуры. Однако важность подобного диалога подчеркивается во всех исследуемых документах, а также обозначаются как минимум контуры возможных направлений конструктивного взаимодействия.

Однако можно выделить и определенные отличия, фиксируемые в анализируемых документах и касающиеся вопросов официальной позиции церквей в отношении светской культуры. Рассмотрим эти отличия на примере положений, касающихся следующих вопросов:

1) понимание природы светской культуры;

2) отношение к светской культуре;

3) области соработничества церкви и государства в области светской культуры;

4) задачи и возможности верующих в области светской культуры.

Понимание природы светской культуры

В «Основах социальной концепции» содержится указание на религиозные корни культуры, интерпретируемой как забота о мире. Только через воцерковление чело-

10 Социальная позиция протестантских церквей России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cef.ru/ documents/docitem/article/1379387.

11 Катехизис Католической Церкви [Электронный ресурс]. - URL: http://ccconline.ru/#2235.

С./1 ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

век-творец соработничает с Богом и возвращается к религиозным истокам культуры. В противном случае он рискует уклониться от божественного к демоническому. Именно церковь «освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития... помогает культуре переступить границы чисто земного дела» (разд. XIV. 2)12.

В «Компендиуме» акцентируется внимание на истинном содержании культуры, которая раскрывается в многообразии национальных культур, но погибает, когда отрицается ее религиозное измерение. Именно религиозность человека «проявляется в формах культуры, оживляя и вдохновляя их. Об этом свидетельствуют бесчисленные произведения искусства всех времен» (гл. 12, п. 559)13.

«Социальная позиция» содержит разные установки в отношении мирового и отечественного культурного наследия: первое следует уважать, а второе - не только уважать, но и использовать для «успешной проповеди Евангелия». Приветствуется многообразие национальных культур и декларируется готовность к межкультурному диалогу (п. 5.3)14.

Отношение к светской культуре

Согласно «Основам социальной концепции», церковь не отказывает светской культуре в том, что и она может быть «носительницей благовестия», однако утверждается право церкви на нравственную проверку культурных явлений и на борьбу с теми из них, которые эту проверку не прошли. В анализируемом документе внимание акцентируется на том, что борьба церкви с «антикультурой» не предполагает борьбы с ее носителями. В ситуациях, когда люди,

апеллируя к авторитету церкви, совершают ненормативные поступки в рамках борьбы с тем, что они понимают под «антикультурой», как, например, поджог кинотеатров, в которых планировался показ фильма «Матильда», официальная позиция церкви однозначна: категорический запрет такого поведения и «решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме»15.

В «Основах социальной концепции» утверждаются многообразие культурных форм и важность сохранения культурного наследия, особенно церковного Предания. В то же время обращается внимание на то, что сотрудничество с миром культуры не всегда возможно и зависит от того, о каком конкретно явлении культуры идет речь, о его нравственном измерении.

В «Компендиуме» обозначается разрыв между Евангелием и культурой и отмечается, что христианство способно воздействовать на культуру с «обновляющей силой»16, которая действует на личность, ее убеждения, ценности, суждения изнутри. Церковь при этом должна выступать своеобразным переводчиком с языка христианских ценностей на язык современной культуры. Однако данная позиция является результатом долгой эволюции отношения к явлениям культуры. Как отмечает В. Е. Язь-кова, «римские папы прошли долгий путь от анафематствования любых форм светской культуры и цивилизации к установлению диалога между церковью и культурой, церковью и современным искусством» [9, с. 179]. Еще в первой половине XX в. нормативные установления католической церкви по вопросам отношения к светской

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Компендиум социального учения Церкви. Социальная позиция протестантских церквей России.

Тихон (Шевкунов), епископ Егорьевский. «Матильда»: точка обратного отсчета [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/106591.html. Компендиум социального учения Церкви.

12

13

14

15

культуре носили критическим характер, что не способствовало установлению конструктивного диалога с обществом, особенно с той его частью, которая апеллировала к либеральным ценностям.

Уже на Втором Ватиканском соборе было сформулировано иное отношение к светской культуре, предполагающее необходимость диалога даже в том случае, когда носители и авторы тех или иных культурных форм находятся далеко «за церковной оградой».

В «Компендиуме», как и в «Основах социальной концепции», подчеркивается принципиальная значимость этического измерения культуры: «Невнимание к этому измерению с легкостью превращает культуру в путь к обеднению человечества» (гл. 12, п. 556). Утверждается тесная взаимосвязь религиозности, нравственности и культуры17.

В «Социальной позиции» указывается на ограничения возможностей светской культуры в духовной сфере, обусловленные греховностью любого человека-творца. В отличие от «Основ социальной концепции» и «Компендиума», в анализируемом документе в наиболее жесткой форме сформулировано отношение к светской культуре: «...мы не считаем, что культура сама по себе способна духовно (в подлинном смысле этого слова) воспитать личность» (п. 14.3)18. В отношении культуры делается два смысловых акцента, которые можно условно обозначить как «национальный» и «миссионерский».

Области соработничества церкви и государства в области светской культуры

Согласно положениям «Основ социальной концепции», соработничество церкви и государства в таких областях, как восста-

новление и развитие культурного наследия, культурное образование и воспитание, культура и творческая деятельность (разд. XIV, п. 2, пп. «в», «д», «л»)19, является нормативно предусмотренным и взаимно одобряемым.

В «Компендиуме» описывается такая модель церковно-государственных отношений, при которой церковь и государство позиционируются как совершенные независимые общества со своими целями и средствами для их достижения, которые действуют во благо человека (п. 445)20, в том числе в сфере культуры.

В «Социальной позиции» сфера взаимодействия церквей и государства обозначена более узко: культура и творческая деятельность (п. 3.4), при этом исключается нормативность воздействия на религиозное мировоззрение граждан через учреждения культуры (гл. 4)21.

Задачи и возможности верующих в области светской культуры

В «Основах социальной концепции» акцентируется внимание на том, что мир культуры не должен полностью поглощать христианина. «Уйти с головой в творчество», таким образом, означает отказаться от «эсхатологической устремленности». Впрочем, участие верующих в культурной жизни, в том числе в создании культурных артефактов, не отрицается. Однако обращается внимание на то, что «православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим» (разд. Х^.2)22. Каждый христианин, являющийся деятелем культуры, таким образом,

Компендиум социального учения Церкви. Социальная позиция протестантских церквей России. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Компендиум социального учения Церкви. Социальная позиция протестантских церквей России. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^

17

18

19

20

21

22

должен постоянно проверять себя на предмет благочестивости намерений и чистоты источника вдохновения (за пределы нормативного выводятся такие способы обретения вдохновения, как прием наркотиков, оккультные и магические практики).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В документе содержится обращение ко всем людям культуры. Церковь напоминает, что «.их призвание - возделывать души людей, в том числе и собственные, восстанавливая искаженный грехом образ Божий» (разд. XIV. п. 2)23.

В «Компендиуме» главная задача верующих в сфере культуры формулируется следующим образом: «взращивание социальной и политической культуры, вдохновленной Евангелием» (гл. 12, п. 555)24, обязательство «включаться в культурное и социальное про-ектирование»25. Верующие призываются к социальной и политической деятельности в культурной сфере, воспроизводству нравственного стержня культуры, направленной на совершенствование личности и общества, повышение качества жизни человека. При этом благо личности, очевидно, имеет приоритет перед общественным благом26, хотя обе разновидности блага заявлены как цели культуры (гл. 12, п. 556)27.

В документе перечисляются права и свободы, которые входят в культурные права человека, подчеркивается их генетическая связь с естественным законом, который связывает людей между собой в условиях культурного разнообразия28.

Исходя из анализа нормативных положений, на которые ссылаются составители «Компендиума», следует, что мир светской

культуры здесь толкуется несколько шире, чем, например, в «Основах социальной концепции». Если в «Основах» мир культуры - это в первую очередь мир искусства, то в «Компендиуме» обращается внимание на то, что мир светской культуры - это повседневная жизнь современного человека. Такая интерпретация подчеркивает трагизм и катастрофичность разрыва между ценностями религиозной и светской культур29. Для иллюстрации данного тезиса в «Компендиуме» приводится аргумент с отсылкой к историческим событиям эпохи Второй мировой войны, подчеркивается «.провал культурных перспектив, долгое время распространенных и превалирующих, прежде всего на социальном и политическом уровнях» (гл. 12, п. 555)30.

Важным нормативным положением является предписание, касающееся выбора верующими людьми правильных средств социальной коммуникации и использование таких средств не для обогащения, но для солидаризации (п. 561 со ссылкой на Катехизис Католической Церкви, 2495). Резко осуждается информационное неравенство, провозглашается ответственность средств социальной коммуникации - за контент, транслируемый ими, а потребителей - за выбор таких средств.

Согласно положениям раздела 14.3 «Социальной позиции», культурное творчество верующих приемлемо только при том условии, если оно «не выходит за рамки христианской веры и морали»31. Резко осуждается творчество ради прибыли, паразитирующее на низменных пороках человечества и фак-

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

Компендиум социального учения Церкви.

Там же. - С. 20.

Там же. - С. 96.

Там же. - С. 362.

Там же. - С. 101.

См., например: II Ватиканский Собор, Паст. Конст. Gaudium et spes, 43: AAS 58 (1966) 1062. Компендиум социального учения Церкви. Социальная позиция протестантских церквей России.

23

24

25

26

27

30

тически способствующее не развитию личности, а эксплуатации «человеческих страстей и похотей»32. При этом утверждается, что верующие несут ответственность за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия, однако с оговоркой: следует прилагать усилия для воспроизводства только таких культурных образцов, которые утверждают «.непреходящие духовные и нравственные ценности.» (п. 5.4)33. Дифференциация явления культур декларируется как навык, необходимый родителям: детей следует приобщать к лучшим достижениям культуры и оберегать от тех, которые могут повредить им и «противоречат христианским принципам» (п. 8.1)34. В целом разделение явлений мировой и национальных культур на достойные уважения и чуждые и враждебные христианству в анализируемом документе составляет ценностно-нормативную позицию по отношению к культуре, которой должны придерживаться верующие, вне зависимости от того, являются ли они потребителями культуры или занимаются созидательной деятельностью в мире светской культуры.

Обсуждение

Итак, в социальных учениях христианских церквей, нашедших отражение в новейших нормативных документах, отмечается взаимосвязь религии и культуры. При этом в «Основах социальной концепции» утверждается генетическая природа такой взаимосвязи (культура имеет религиозные корни), в «Компендиуме» делается акцент на множественности культур, каждая из которых имеет религиозное измерение, а в «Социальной позиции» описывается «испорченность» культуры, связанная с грехопадением. Общей позицией относительно

природы культуры является следующее: если мир культуры полностью переходит от теоцентрической мировоззренческой позиции к антропоцентрической, это обедняет культуру и делает ее уязвимой для глобальных рисков и вывозов.

Отношение к светской культуре также имеет общие черты, заявленные в социальных учениях основных христианских конфессий: многообразие явлений культуры продуцирует необходимость их нравственной оценки со стороны церкви. Крайне важен диалог с миром культуры, но некоторые культурные феномены и артефакты противоречат христианским ценностям, нравственности и мировоззрению в целом. Однако обнаруживаются и отличия. Так, в «Социальной позиции» в наиболее острой форме обозначается ограниченность светской культуры в сфере духовного воспитания по причине греховности человека-творца, жестко разводятся понятия культуры и духовности. В «Компендиуме» содержится более мягкая позиция по отношению к многообразным формам светской культуры, используется образ церкви как переводчика с языка светских ценностей на язык религиозных. В «Основах социальной концепции» подчеркивается принципиальная важность нравственного измерения культуры и предполагается возможность борьбы с проявлениями антикультуры (но не с их носителями).

Возможности соработничества церкви и государства явно обозначены в «Основах социальной концепции» и «Социальной позиции», при этом в первом документе перечень областей взаимодействия шире. В «Компендиуме» акцентируется внимание на том, что и церковь, и государство независимы друг от друга, но их объединяет то, что они работают на благо человека.

32 Социальная позиция протестантских церквей России.

33 Там же.

34 Там же

✓ П ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^

Наиболее существенные отличия - в том, какие задачи и требования к верующим формулируют церкви в вопросах, касающихся мира светской культуры. Подраздел «Компендиума», в котором сосредоточены нормы о культуре, структурно включен в раздел II главы 12 «Социальное служение и ответственность верных мирян», поэтому в данном документе задачи и возможности верующих в сфере культуры сформулированы наиболее пространно: христиане обязаны через социальную и политическую деятельность культивировать евангельские ценности в современном обществе, находить точки соприкосновения с многообразием современных культур и способствовать их нравственному совершенствованию. В «Социальной позиции» с учетом наиболее критичного отношения к светской культуре обозначаются пределы творческих возможностей христиан: творчество не покидает пространства нормативного, пока соответствует христианской вере и морали. Наконец, в «Основах социальной концепции» представлена наиболее неоднозначная позиция относительно задач христиан в мире культуры: с одной стороны, люди культуры - это возделыватели душ, и, поскольку светская культура может быть «носительницей благовестия», их деятельность приветствуется и поощряется; с другой стороны, четко обозначаются приоритеты: сначала дела спасения, забота о вечном, и только потом - творческая позитивно-преобразовательная деятельность в настоящем. Погружение «с головой» в мир культуры - неподобающее поведение

для христианина. Кроме того, обращается внимание на важность возвращения к религиозным корням культуры, которое для человека-творца возможно только через во-церковление.

Несмотря на обозначенные отличия, во всех исследуемых документах отмечается важность диалога церкви с миром светской культуры. Общность позиций в понимании природы культуры и отношения к ней задает перспективы для углубления и развития межрелигиозного и межконфессионального диалога по проблемным вопросам, касающимся сферы светской культуры.

Заключение

Формирование общих представлений о природе культуры, ее миссии в современном мире является важным условием укрепления межрелигиозного диалога и согласования позиций по отношению к светской культуре различных христианских конфессий, а также укрепления единства в обществе. Недопустимо использование культурных реалий для разжигания ненависти и вражды по признаку национальной принадлежности или отношения к религии. Общей для всех христианских церквей является потребность в поиске цивилизованных форм диалога с миром светской культуры, особенно в конфликтных ситуациях. Однако для конструктивного диалога требуются заинтересованность в нем всех участвующих сторон и совершенствование церковно-правовых установлений, регламентирующих проблемные вопросы взаимодействия с миром светской культуры.

Список источников

1. Ананьев Э. В. Социальные учения западно-христианских традиций - концепция возможности или программа необходимости // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2010. - Т. 28, № 3. - С. 76-112.

2. Ананьев Э. В. Социальная концепция Русской Православной Церкви : ответ Церкви на вызовы времени // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2010. - Т. 28, № 4. - С. 53-74.

3. Ананьев Э. В. Особенности конфессионального понимания роли социальной деятельности религиозных организаций : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 2011. - 26 с.

4. Грязнова Е. В., Чудина Е. Г., Федоренко И. Е., Котов А. Е. Диалектика светской и религиозной культуры : выбор и обоснование модели педагогических исследований // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2020. - Т. 9, № 1 (30). - С. 301-304.

5. Кожич Н. М. Особенности взаимодействия православия и светской культуры в современных условиях // Труды БГТУ. - 2015. - № 5 (178) : История, философия, филология. -С. 136-139.

6. Лебедев В. Н. Проблема диалога церковной и светской культуры в современной России // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2006. - Т. 171. -С. 237-243.

7. Николаев Э. А. Религиозная и светская культуры : проблема взаимоотношений (православный дискурс) // Власть. - 2010. - № 3. - С. 87-90.

8. Суховский А. В. Русский протестантизм и российская культура // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2015. - Т. 2, № 1. - С. 187-196.

9. Язькова В. Е. Католическая церковь и культура : новые пути диалога // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2018. - № 3. - С. 179-185.

10. Язькова В. Е. Модернизм и традиционализм : новые аспекты диалога католической церкви и светской культуры // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. - 2018. -№ 2. - С. 239-244.

11. Orekhovskaya N. A., Chistyakov A. A., Kryukova N. I., Krokhina J. A., Ospennikov Y. V., Makaro-va E. V. Orthodoxy and Modernity their Contact Facets in Russian Society // European Journal of Science and Theology. - 2019. - Vol. 15, Issue 2. - P. 67-77.

References

1. Ananiev E. V. Social teachings of the West Christian traditions - concept of potential and program of necessity. Gosudarstvo, religija, Cerkov 'v Rossii i za rubezhom = State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2010; 3: 76-112. (In Russ.)

2. Ananiev E. V. Social concept of the Russian Orthodox Church: Church answer to challenges of time. Gosudarstvo, religija, Cerkov 'v Rossii i za rubezhom = State, Religion and Church in Russia and Worldwide. 2010; 28(4): 53-74. (In Russ.)

3. Ananiev E. V. Features of the confessional understanding of the role of social activity of religious organizations. Abstract of Cand. Sci. (Philosophy.) Dissertation. Moscow, 2011, 26 p. (In Russ.)

4. Gryaznova E. V., Chudina E. G., Fedorenko E. G., Kotov A. E. Dialectics of secular and religious culture: choice and justification of pedagogical research model. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologija = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2020; 9(1): 301-304. (In Russ.)

5. Kogich N. М. The peculiarities of the orthodoxy and culture interaction in the contemporary conditions. Trudy BGTU. № 5. Istorija, filosofija, filologija = Proceedings of BSTU. No. 5: History, Philosophy, Philology. 2015; 5(178): 136-139. (In Russ.)

6. Lebedev V. N. The problem of dialogue between church and secular culture in modern Russia. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury = Proceedings of the Saint Petersburg State Institute of Culture. 2006; 171: 237-243. (In Russ.)

7. Nikolaev E. A. Religious and secular culture: the problem of relationships (Orthodox discourse). Vlast'. 2010; 3: 87-90. (In Russ.)

8. Sukhovsky A. V. Russian Protestantism and Russian culture. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina = Bulletin of the Pushkin Leningrad State University. 2015; 2(1): 187-196. (In Russ.)

9. Yazkova V. E. Сatholic Church and culture: new ways of the old dialogue. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN = Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe of the RAS. 2018; 3: 179-185. (In Russ.)

10. Yazkova V. E. Modernism and traditionalism: new aspects of dialogue of the Catholic Church with secular culture. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN = Scientific and Analytical Herald of the Institute of Europe RAS. 2018; 2: 239-244 (In Russ.)

ГУМАНИТАРИЙ : актуальные проблемы ^

11. Orekhovskaya N. A., Chistyakov A. A., Kryukova N. I., Krokhina J. A., Ospennikov Y. V., Makarova E. V. Orthodoxy and Modernity their Contact Facets in Russian Society. European Journal of Science and Theology. 2019; 15(2): 67-77. (In Eng.)

Поступила 14.11.2021.

Сведения об авторе

Коваль Екатерина Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики, Средне-Волжский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России) (Саранск, Россия). Сфера научных интересов: нормотворчество в морали, праве, религии, каноническое право, прикладная и профессиональная этика. Автор более 140 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0069-5335.

E-mail: nwifesc@yandex.ru

Submitted 14.11.2021.

About the author

Ekaterina a. Koval - Doctor of Philosophy, Professor, Department of Criminal Procedure, Law and Criminalistics, Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice (MOJ Russia RLA) (Saransk, Russia). Research interests: social norm-creating in morality, law, religion, canon law, applied ethics and professional ethics. The author has more than 140 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0069-5335.

E-mail: nwifesc@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.