Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К СУИЦИДУ В КУЛЬТУРЕ ТЕНГРИ'

ОТНОШЕНИЕ К СУИЦИДУ В КУЛЬТУРЕ ТЕНГРИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
493
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / САМОУБИЙСТВО / РЕЛИГИЯ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТЕНГРИ / ТЮРКИ / КУЛЬТУРА / УНГАН / КУТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оконешникова Надежда Леонидовна, Афанасьева Екатерина Владимировна

Официальная статистика утверждает, что по количеству завершенных суицидов Республика Саха (Якутия) входит в десятку лидеров страны. В связи с желанием углубленно изучить причину частоты социального явления среди коренного населения была предпринята попытка рассмотреть завершенный суицид с точки зрения тенгрианства, как религиозной системы народа саха. Авторы теоретической статьи считают, что отношение коренного населения к явлению уничтожения самой важной ценности - жизни, детерминируется культурным кодом, заложенным в веровании. Изучение литературы привело к пониманию, что в религии Тенгри нет смерти, как исчезновения Души, а существует реинкарнация и бесконечный цикл перевоплощений, то есть можно предположить, что в веровании тенгрианства суицид, как уничтожение жизни, отсутствует и не существует какого-то определенного отношения к нему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO SUICIDE IN THE TENGRI CULTURE

Official statistics states that in terms of the number of completed suicides, the Republic of Sakha (Yakutia) is among the top ten regions in Russia. In order to study the cause of the frequency of the social phenomenon among the indigenous population more deeply, an attempt was made to consider the completed suicide from the point of view of Tengrism as a religious system of the Sakha people. The authors of the theoretical article believe that the attitude of the indigenous population to the phenomenon of the destruction of the most important value - life - is determined by the cultural code embedded in the believes. The study of literature led to the understanding that in the religion of Tengri there is no death as the disappearance of the Soul, but there is reincarnation and an endless cycle of reincarnations. That is, it can be assumed that in the belief of Tengrianism, suicide, as the destruction of life, is absent and there is no any definite attitude to it.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К СУИЦИДУ В КУЛЬТУРЕ ТЕНГРИ»

УДК 159.99

Н. Л. Оконешникова, Е. В. Афанасьева

Отношение к суициду в культуре Тенгри

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Официальная статистика утверждает, что по количеству завершенных суицидов Республика Саха (Якутия) входит в десятку лидеров страны. В связи с желанием углубленно изучить причину частоты социального явления среди коренного населения была предпринята попытка рассмотреть завершенный суицид с точки зрения тенгрианства, как религиозной системы народа саха. Авторы теоретической статьи считают, что отношение коренного населения к явлению уничтожения самой важной ценности - жизни, детерминируется культурным кодом, заложенным в веровании. Изучение литературы привело к пониманию, что в религии Тенгри нет смерти, как исчезновения Души, а существует реинкарнация и бесконечный цикл перевоплощений, то есть можно предположить, что в веровании тенгрианства суицид, как уничтожение жизни, отсутствует и не существует какого-то определенного отношения к нему.

Ключевые слова: суицид, самоубийство, религия, суицидальное поведение, Тенгри, тюрки, культура, унган, кут.

N. L. Okoneshnikova, E. V. Afanasieva

Attitude to suicide in the Tengri culture

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. Official statistics states that in terms of the number of completed suicides, the Republic of Sakha (Yakutia) is among the top ten regions in Russia. In order to study the cause of the frequency of the social phenomenon among the indigenous population more deeply, an attempt was made to consider the completed suicide from the point of view of Tengrism as a religious system of the Sakha people. The authors of the theoretical article believe that the attitude of the indigenous population to the phenomenon of the destruction of the most important value - life - is determined by the cultural code embedded in the believes. The study of literature led to the understanding that in the religion of Tengri there is no death as the disappearance of the Soul, but there is reincarnation and an endless cycle of reincarnations. That is, it can be assumed that in the belief of Tengrianism, suicide, as the destruction of life, is absent and there is no any definite attitude to it.

Keywords: suicide, religion, suicidal behavior, Tengri, Turks, culture, ungan, kut.

ОКОНЕШНИКОВА Надежда Леонидовна - к.психол.н., доцент, Институт психологии, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0033-0486

OKONESHNIKOVA Nadezhda Leonidovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

АФАНАСЬЕВА Екатерина Владимировна - студент 2-го курса по специальности клиническая психология, психология здоровья и спорта, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

AFANASIEVA Ekaterina Vladimirovna - second-year student majoring in Clinical Psychology, Health and Sports Psychology, Institute of Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Введение

На протяжении всей истории человечества религии включали и включают в себя элементы жизни и смерти, и оказывают влияние на понимание, восприятие и поведение своих последователей, связанных с самоубийством.

Рейтинг стран мира по уровню самоубийств на сегодняшний день возглавляет Гренландия, ежегодно себя убивают восемьдесят две тысячи гренландцев, двадцать пять тысяч японцев, двадцать тысяч французов, Россия занимает четвертую строчку в этом рейтинге, статистика не включает тех, кто пытался себя убить, а их 7-8 раз выше[1]. И это при том, что статистика самоубийств всегда занижена, в нее попадают только завершенные суициды. В действительности самоубийц гораздо больше - по оценке некоторых социологов, чуть ли не вдвое. По официальной статистике почти полмиллиона землян каждый год сами ставят точку в своей жизни. Только отношение к этому факту у всех культур разное.

Существует мнение, что религии оказывают защитное действие от суицидального поведения. До сих пор остается не выясненным, справедливо ли это для всех культур, и влияет ли это на уровень самоубийств.

Задача статьи выяснить, какое отношение к самоубийству транслирует культура и религия Тенгри как основа язычества, которая являлась мировоззренческой системой народа саха. В их контексте представления о человеке, а также их представлений о смерти и загробном мире.

Актуальность

Актуальность статьи определена необходимостью более подробного изучения данного вопроса. В настоящее время отношение к суицидальному поведению является проблемой не только таких наук как психология, социология, психиатрия, философия, но и всего общества в целом.

Отношение мировых религий к смерти и суициду

Отношение общества к самоубийству в разные периоды развития истории трудно назвать однозначным [2]. Исследуя различные религиозные традиции мира, в частности индуистскую, буддийскую, греческую, китайскую, месопотамскую, египетскую, христианскую, арабскую и исламскую, можно отметить, что системы религиозных верований переплетают физические, психологические и духовные аспекты смерти. В каждой религии есть тезис о смертности, чьи объяснения смерти настолько тщательно описаны, что ее приверженцы считают их правильными.

Религии создали систему верований об умершем, его вероятной судьбе после смерти, методах ухода за трупом, предоставлении умершему нового статуса, способах выполнения его освободившихся ролей, подтверждения групповой солидарности, восстановления и утешения скорбящих. Религия породила концепции спасения, реинкарнации, рая, ада и ритуалов для борьбы со смертью. Не только отношение к смерти, но и религиозность также влияет на ориентацию людей на проблемы, связанные со смертью, такие как эвтаназия, самоубийство и смертная казнь. Таким образом, в каждой религии есть тезис о смертности, чьи объяснения смерти настолько тщательно внедрены, что ее приверженцы считают их правильными.

В разных культурах отношение к смерти колебалось в пределах от полного принятия до священного страха. В античном обществе решение о самоубийстве принималось в случает снижения уровня удовольствия и радости от жизни, то есть, как финал нигилистического существования. Самоубийство было не лишено эстетства и являлось красивым завершением земного бытия [3].

Суицид в некоторых культурах, например, а древней Греции, был актом проявления свободы выбора, некоторым творческим посылом, проявлением воли. Преступник мог выбирать между публичной казнью и самоубийством [4].

Рассмотрим основные постулаты наиболее популярных мировых религий и ряда религий, распространенных в Якутии, а также их отношение к смерти.

• Индуизм. Индуизм - это религиозная традиция, возникшая на индийском субконтиненте без единого основателя или авторитетного священного писания. Ее философия накапливалась поэтапно в обширной литературе, которая развивалась на протяжении веков. Индуизм объясняет смерть как событие, при котором физические органы тела прекращаются, но лежащее в их основе «я» (Душа) переходит в новую форму. Эта «Душа» постоянна и вечна. Это фрагмент огромного брахманда (вселенной), который является высшей силой, источником окончательного происхождения всех форм жизни. Цель этого «я» - вернуться к источнику, однако если «я» не сольется со своим изначальным источником, оно переселится. Это переселение может произойти в человеческом теле (реинкарнация) или в каком-либо другом виде. Интересно, что индуизм утверждает, что решение о том, где это «я» родится и в какой форме, принимается не каким-либо верховным господом или третьей стороной, а самим человеком посредством его действий. Впечатление от каждого действия, совершенного человеком при жизни, привязывается к душе и решает судьбу души после смерти. Итак, после смерти душа покидает физическое тело и отправляется в полное приключений путешествие, останавливается на временных станциях ада и рая и в соответствии с делами, совершенными в жизни, получает новое тело. Этот цикл жизни-смерти продолжается непрерывно до тех пор, пока душа не достигнет мокши (спасения), слившись со своим источником происхождения.

• Сикхизм. Сикхизм объясняет смерть как «кал» (время). Вместе с этим сам термин «кал» в сикхизме имеет двойное значение. Это означает смерть так же, как и время. Смерть - это просто событие, она неизбежна, и ее время предопределено. Противоположностью «кал» является «акал» (вечный), своего рода атрибут Бога, состояние вне времени и смертности. Предписано, что конечной целью человеческой жизни является достижение этого состояния. Сам же процесс смерти в философии сикхов дословно означает «подниматься вверх» и объясняется как стадия эволюции и единения с богом. Таким образом, смерть -это возможность для эволюции к дальнейшей стадии встречи с творцом, однако, если эта возможность будет упущена, душа вернется к жизни в новом теле. Таким образом, как и индуизм, сикхизм также объясняет смерть как момент, когда лежащее в основе «я» получает возможность вернуться к своему источнику происхождения или вернуться к жизни в новой форме.

• Христианство является ответвлением иудаизма, поэтому некоторые его верования пришли из этой религии. Христианством объясняется все творение есть проявление самого Бога. Поскольку Адам и Ева - родители всего человечества - совершили правонарушение, то, соответственно, все люди косвенно грешны. Бог, все еще оставаясь добрым, хотел восстановить свои отношения со своим творением, поэтому он послал Иисуса, своего единственного сына, на Землю. Иисус жил на Земле и пожертвовал собой, чтобы навсегда расплатиться за грехи Адама. Он заключил новый завет любви с человечеством и заверил их в вечном блаженстве. Отсюда следует, что смерть в христианстве - это результат греха; и соответственно, она неизбежна. Это знаменует разделение физического тела и духа. В то время как физическое тело превращается в прах, дух начинает свое вечное путешествие. Христианство также предписывает, что нынешняя жизнь - это единственная жизнь, дарованная Богом, и ее нужно проживать, придерживаясь заветов, установленных им. Вместе с этим, даже полагая, что самоубийство, как правило, неправильно, либеральные христиане вполне могут признать, что люди, совершающие самоубийство, испытывают серьезные страдания и поэтому верят, что любящий Бог христианства может простить и такой поступок.

Все мировые религии, связанные с Иисусом Христом, без исключения выступают против самоубийства, а также пособничества данному действу. Считается, что самоубийство -тяжелейших грех, являющийся бунтом против своего Бога, выражением полного неверия, гордости и непокорности его всеблагой воле. По тяжести этого греха самоубийцы лишаются церковного отпевания, погребения и поминовения. Исключение составляют случаи самоубийства, совершенные в состоянии невменяемости.

• Ислам. Как и христианство, ислам также объясняет смерть не как конечную цель, а только как прекращение физической жизни на земле и начало вечной жизни в царстве Божьем. Важно отметить, что нынешняя жизнь - это единственный шанс на лучшие перспективы после смерти. Ислам уточняет, что когда Аллах создал Хазрата Адама, первого человека и его потомство, ангелы забеспокоились о возможности перенаселения мира. Аллах сказал: «Я сотворю смерть», поэтому не следует бояться смерти, но следует воспринимать ее как переход от этой временной жизни к постоянной, вечной жизни. Ислам предписывает, что каждому человеку дается определенный период жизни при рождении, а когда этот период заканчивается, ангел смерти Азраил забирает душу из тела. Аллах дарует каждому только одну жизнь, которую нужно прожить в соответствии с его заповедями, ниспосланными им Пророку Мухаммеду и задокументированными в Коране.

В исламе, как и в других авраамических религиях, самоубийство рассматривается строго как греховное и пагубное для духовного пути человека. Однако считается, что люди склонны совершать ошибки, поэтому Бог прощает грехи и стирает их, если человек действительно искренен в раскаянии, верен причинам и решителен в своих намерениях.

• Буддизм. Согласно буддизму, в жизни существует причинно-следственная связь (карма) между действиями ума, тела или речью и последствиями этих действий. Человек страдает в настоящем в основном из-за негативных действий в прошлой жизни. В буддизме это называют «сансара» она представляет собой своеобразный цикл рождений и смертей.

В индуизме убийство собственного тела считается таким же грехом, как и убийство другого человека. Однако при различных обстоятельствах считается приемлемым закончить свою жизнь постом (отказ от еды). Эта практика, известная как «прайопавеша» (добровольная смерть), требует столько времени и силы воли, что нет никакой опасности действовать импульсивно. Это также дает человеку время уладить все мирские дела, поразмыслить о жизни и приблизиться к Богу.

Таким образом, суицид существует как явление практически на всем протяжении истории человечества. Религия породила концепции спасения, реинкарнации, рая, ада и ритуалов для борьбы со смертью. Не только отношение к смерти, но и религиозность также влияет на ориентацию людей на проблемы, связанные со смертью, такие как эвтаназия, самоубийство и смертная казнь.

Общие сведения о Тенгри

Религиозное мировоззрение народов Центральной Азии, предшествовавшее ее ислами-зации, плохо сохранилось из-за отсутствия письменного канона. Тенгрианство - автохтонная религия центральных азиатских народов - дошедшая до наших дней лишь фрагментарно. Но даже те остатки их мировоззрения, которые нам знакомы, позволяют провести параллель с ведической религией.

Тенгрианство в тех землях, куда пришли тюрки, пережило различные трансформации. Например, в азиатской периферии куда из Восточной Европы, своей прародины, двинулись тюрки, оно смешалось с язычеством, представляющим духовный мир, как некий пантеон божеств.

На Западе же, в завоеванной гуннами, аланами, аварами, болгарами Европе, оно растворилось в христианстве и мусульманстве (гунно-аваро-торко-печенеги на Балканах) [5].

Культ «великого Тенгри» занимает центральное место в древних верованиях всех тюркских народов. Сформировалось оно в древнетюркскую эпоху, когда тюркский народ был объединен и существовал как реальное социально-политическое и духовно-идеологическое явление. Об этом свидетельствует наличие слова «Тенгри» в орхонских древнетюрк-ских надписях с употреблением в смысле «бог», «небо» [6]-

Тенгрианство по своей сути представляет мировоззренческую религиозно-философскую систему ценностей. В основе этой системы лежит ничто иное как вера монгольских и тюркских народов в единого Бога, имя которому Тенгри. Примечательно, что в зависимости от языковой среды имя этой божественной сущности может произноситься иначе:

• Тангара

• Тангра

• Таныр

• Тенир

• Тигир

• Дээр

Вместе с тем, тенгрианство так и не получило фиксацию данных в письменном виде, а со временем мировые религии во многом потеснили ее. В настоящее время многие исследователи сталкиваются с серьёзными трудностями и проблемами при изучении этой веры. Ученым приходится тратить много сил и времени, так как они опираются на материалы этнографии, изучают традиции тюркских народов, которые чудом сохранились с глубокой древности. Иногда даже находятся редкие письменные источники, из которых можно почерпнуть скупые сведения о культе Тенгри. Однако рассуждения о тенгрианстве все так же носят во многом гипотетический характер. Согласно верованиям, всё вокруг подчиняется главному, верховному божеству, который создал все, что нас окружает и установил Закон -порядок существования всего сотворённого. Это верховный бог - Тенгри - Великое синее Небо (у некоторых народов - «Белое солнце»). У каждого народа распространено разные наименования этого бога - Тенери, Тэнир, Тэнгери, Тура, Дэнир, Тэнгер и др. В отличие от других посланий, таких как иудаизм, христианство, ислам, буддизм, он не требует человеческого посредничества через верховного пророка, такого как Моисей, Христос, Мухаммед.

Древние болгары исповедовали чистейший монотеизм через Верховного бога Тангра (Танг-Ра). Тангра - единственный среди болгар, у него нет ни сыновей, ни дочерей, от него не исходит никаких божеств. Он одновременно и Солнце, и Свет, и Мораль, и Жизнь, и все остальное. Это различие, с одной стороны, говорит, возможно, о фундаментальной роли тангризма по сравнению с другими монотеистическими религиями, с другой стороны, говорит о демократическом, общенациональном характере религиозного учения, поскольку предполагает прямую связь между Богом -Творцом Вселенной и Человеком без «посредников» [7].

Самой яркой особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая, так и невидимая.

Недосягаемый (иной) небесный мир был многослоен и состоял из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из ярусов был обителью того или другого божества. В понимании людей структура небесной обители выглядела следующим образом: верхний ярус принадлежал Великому Духу Неба - Тенгри. В небесной зоне существовали также светлые духи и божества, доброжелательные к человеку. Считалось, что божества, словно великие воины передвигались на лошадях, которых приносили в жертву верующие.

В видимом небе, ближнем - куполообразном располагались солнце и луна, звезды и радуга.

Средний мир населяли божества и духи природы, а также духи умерших камов (избранные богами, священнослужители религии Тенгри). Духи-хозяева данного мира были наиболее приближены к людям, так как границы природного и человеческого мира тесно переплетены.

Человек мог беспрепятственно хозяйничать на равнине, а места, расположенные выше или ниже, места обитания духов-хозяев. Получить доступ к тем местам можно было лишь «задобрив» духов жертвоприношением. Существовала традиция публичного жертвоприношения наиболее значимым хозяевам гор, лесов и рек [8].

Отношения между людьми и духами - хозяевами местности - были наполнены почтением, они воспринимались, как старшие родственники или предки. Считалось, что именно от них зависело хозяйственное благополучие общества. Таким образом, становится понятно, что Серединный мир состоял из мира живого и неживого, и был доступным для понимания тюрка.

Нижний, невидимый мир находился под землей и был населен злыми духами (якут. абаасы) [9]. Главным божеством нижнего яруса считается могущественный Эрлик. Отличительной особенностью нижнего мира была его зеркальная перевернутость и особенное амбре. В сознании древних тенгрианцев: все живое обитающее на земле, под землей, в воде принадлежало подземному царству, попасть в который можно после естественной смерти или через любое отверстие земли [10].

В истории развития человеческой культуры невозможно найти точное время и место начала и конца религиозного сознания. На всех этапах исторического развития мифологические элементы составляли неотъемлемую часть религиозного сознания, поскольку миф с момента своего зарождения воспринимался как потенциальная религия.

Таким образом, исследование тенгрианства, прежде всего, культуры Тенгри требует всестороннего и комплексного изучения. Научного анализа требуют истоки и условия становления и развертывания тенгрианства, его взаимодействия с другими мировоззренческими и религиозными системами. Это, в конечном счете, позволило бы определить место культуры Тенгри в мировой культуре.

Понимание отношения к суициду в культуре Тенгри

Отношение к суициду в той или иной религии зачастую напрямую связано с отношением данной религии к смерти. В тенгрианстве существует схожая с ведической религией древняя идея реинкарнации, как бесконечного путешествия Души между тремя мирами. В понимании кочевников-тенгрианцев осью, соединяющей три мира, было космическое древо мира - Байтерек, в которое, согласно рассказам баксы, входили души умерших и из которого они выходили перевоплощенные. Дерево, как центральный образ, демонстрирует существование тесной, неразрывной связи между божественным миром и окружающей природой в мировоззрении древних тенгрианцев. Эта бесконечная процедура перевоплощения или последовательный круговорот жизни отменял смерть, как несуществующую. Последовательность круговорота такова: изначально жизнь каждого человека являет собой некий не телесный Дух - «кут», который Тэнре посылает с небес на землю, где образовывается телесное, плотское существование.

С появлением на свет первым признаком которого было «дыхание» (тын, тун), наступал период пребывания человека на «лунно-солнечной земле» до самой его смерти, пока не обрывалось то самое дыхание (тын бетте, туну эзэлде).

Необходимо отметить полную подчиненность человека воле Тенгри, даже в вопросах жизни и смерти. Тюрки были уверены, что живут на земле не напрасно и не временно, не боялись смерти физического тела, т.к. это было и есть естественное продолжение жизни, но в ином существовании. Древние тюрки считали, что нет загробного мира, мир един,

был просто переход из одного состояния в другой и так без конца. Жизнь из одного качества переходит в другое. После смерти наступает освобождение от телесного содержания, значит власть природы прекращалась и человек трансформировался в свободное божество (унган).

Грехов в тенгрианстве в христианском и мусульманском понимании не было, так как человек боялся исказить свою совесть, потому что от этого непосредственным образом страдал весь его род - болел он сам или его дети. Обязательным условием благополучного существования в загробном мире было неукоснительное следование всем ритуалам захоронения и жертвоприношения, совершаемым родственниками и близкими усопшего. Соблюдение всех без исключения традиций и обрядов погребения гарантировало спокойствие, освобождение духа, дальнейшее покровительство и помощь роду, в противном случае умерший родственник становился их врагом.

Став свободным духом, освободившись от физического тела, у человека, было время на осмысление прожитой им земной жизни. В случае же, если при жизни на земле человек шел на противоестественные деяния, то получал духовное наказание за бессмысленную и ничтожно прожитую жизнь на земле: за трусость и подлость, за лицемерие и предательство, за подхалимство и угодничество, за воровство и убийство. Их не поминали и им не приносили жертвоприношения, так как опасались, что они, будучи духом, будут творить зло и потомку - зовущему.

Несмотря на то, что в тенгрианстве нет упоминаний про отношение к суициду, исходя из отношения к смерти можно сделать несколько умозаключений.

Так, смерть в тенгрианстве представляется несколько иначе, чем, например, в авраами-ческих религиях - она представляет собой некое освобождение от бренного тела, после которого «кут» ждет очень схожая жизнь в другом мире, все плохие поступки, совершенные в «солнечном мире», в мире духов, не будут иметь никакого значения. Вместе с тем сама смерть в тенгрианстве зачастую просто отрицается, что вызывает некую параллель с японским синтоизмом. Если рассматривать культуру Тенгри с этой стороны, то может получиться, что и как такового суицида в ней не существует, так как сама смерть зачастую просто отрицается.

Несмотря на отрицание смерти, именно физиологическая смерть тела, дает возможность попасть мир иной.

Исторически сложившаяся военизированная часть древних тюрков приучила потомков не бояться смерти, особенно в бою [11]. Уничтожить хотя бы одного врага и достойно умереть самому, считалось героизмом, в противном случае наступала позорная смерть, которая обесценивала даже самую благородную и возвышенную жизнь. Такой дух предков превращался в «небесный мусор», и он обрекался на ничтожную жизнь и бесславную смерть грядущие поколения.

Таким образом, как упоминалось ранее, несмотря на отрицание смерти, на каждого человека при жизни в «солнечном мире» возлагаются определенные обязательства, неисполнение которых влечет за собой наказание в первую очередь для его последующих поколений, а лично для его души может обернуться чем-то вроде неприкаянности. Суицид в данном контексте едва ли может быть трактован как поступок малодушный и трусливый, влекущий за собой тяжкие последствия, а скорее как что-то нежелательное, однако вполне себе возможное в случае, если он уже выплатил свой «долг» этому миру.

Примечателен и некий фатализм, вызывающий ряд противоречий в тенгрианстве. Может ли человек по собственной воле закончить существование в своей форме из плоти и крови или же эта воля принадлежит Тэнге и является частью некоего высшего замысла?

Все эти противоречия могут быть объяснены одним простым фактом - с момента своего появления культура Тенгри и присущие ей религиозные учения, наравне с другими религиями и учениями, выполняли ряд базовых функций, таких как:

• мировоззренческая - заключается в том, что религия находит своё объяснение миру, обществу, человеку, то есть формирует мировоззрение индивидов, сообществ людей в отношении окружающего мира в целом и своего места в нём;

• нормативно-регулятивная - позволяет устанавливать соответствующие правила поведения, которые оказывают влияние на поведение людей в семье и обществе;

• культурная - даёт возможность передавать накопившиеся культурные ценности от поколения к поколению;

• компенсаторная - является психотерапевтической и позволяет верующему человеку получить облегчение в страданиях;

• коммуникативная - способствует объединению, сплочению и общению людей между собой.

Таким образом, часть этих функций на всем этапе развития Тенгри менялась, была ориентирована на достижение различных целей в зависимости от интересов государств в разные периоды. Очевидно, что в более спокойные времена она выполняла роль безобидного философского учения, выполняющего преимущественно мировоззренческую функцию, и в целом даже не рассматривающего смерть как таковую. В неспокойные времена смерть в бою (фактически самоубийство в бою) считалась великой честью, дарующей почет и уважение.

В современном мире культура Тенгри, вероятнее всего, вернулась к своим истокам и больше склонна к философским учениям, крайне негативно относящимся к суициду. Причины этого заключаются в недопустимости существования в современном мире учений, так или иначе одобряющих идеи суицида.

Заключение

В заключительной части данного исследования возможно сделать следующие выводы:

во-первых, основной и ключевой категорией для понимания тенгрианства является Тенгри. В разных культурных традициях, сохраняя свои основной смысл и значения, оно пишется и читается по-разному: у алтайцев - Тецри, у монголов - Тецер, у бурятов - Теце-ри, у тувинцев - Деер, у якутов - Танара, у чувашей - Тура, у праболгар - Тацра, в древних хунну по китайским источникам - Ченли;

во-вторых, самоубийство - это результат процесса, включающего различные когнитивные, социальные, межличностные и поведенческие действия или бездействия. Суицидальное поведение - это обобщающий термин, используемый для обозначения целого ряда действий, связанных с процессом самоуничтожения, начиная от создания идей и заканчивая самоубийством;

в-третьих, отношение к суициду в различных религиях и культурах находится в границах между грехом, преступлением и единственным спасительным выходом из постыдной или безнадежной ситуации.

Таким образом, отношение к суициду в той или иной культуре зачастую может меняться с течением времени, преследуя различные цели и мотивы. Культура Тенгри, как и любая другая, является инструментом управления массами, а цели этого «инструментария» всегда и везде были крайне неодинаковы, что и нашло отражение в тенгрианстве. Отдельно отметим, что в тенгрианстве отсутствует подобие священных писаний, неких основных задокументированных канонов, что делает ее достаточно простой для адаптации под вышеупомянутые цели.

Смерть в тенгрианстве представляется несколько иначе, чем, например, в авраами-ческих религиях - она представляет собой некое освобождение от бренного тела, после которого «кут» ждет очень схожая жизнь в другом мире, все плохие поступки, совершенные в «солнечном мире», в мире духов, не будут иметь никакого значения. Вместе с тем сама смерть в тенгрианстве зачастую просто отрицается, что вызывает некую параллель с японским синтоизмом. Если рассматривать культуру Тенгри с этой стороны, то может получиться, что и как такового суицида в ней не существует, так как сама смерть зачастую просто отрицается.

Современная общественная мораль, транслирующая религиозные мировоззрения, в большинстве своем крайне негативно относится к суициду. В связи с этим культура Тенгри поддержала философские учения не одобряющие самоубийства.

Литература

1. Рейтинг стран мира по уровню самоубийств / Гуманитарный портал: Исследования [сайт] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2022 (последняя редакция: 09.03.2022).

URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-suicide-ranking

2. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд / Э. Дюркгейм / Пер. с франц. -В. А. Луков. - Санкт-Петербург : Союз, 1998. - 496 с.

3. Бойко, О. В. Мифология суицида / О.В. Бойко // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2014. - Том VII. - №2. - С.33.

4. Ефремов, B. C. Основы суицидологи / В. С. Ефремов. - Санкт-Петербург : Диалект, 2004. -87 с.

5. Ольхин, П. О самоубийстве в медицинском отношении. - Санкт-Петербург,1859. - 451 с.

6. Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность: из материалов.

- 22-23 сентября 2021. - Домбай, Карачаево-Черкесская республика.

7. Миленов, К. Храмът Голямата базилика в Плиска. Трите стълба на държавността - камъкът, книгата, митът. - София: Общобългарска Фондация Тангра ТанНак-Ра, 2020. - 123 с. - URL:https:// tangra-bg.org/

8. Томский, Г. В. Книги и другие источники по тангризму / Г.В. Томский // CONCORDE. - 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 2. - C. 42-43.

9. Никонов, А. Ю. Алтун Битиг. Тенгрианство. - Алматы: Жибекжолы, 2000. - С. 62.

10. Серошевский, В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В. Л. Серошевский. - М., 1993. - 736 с.

11. Семенова, Н. Б. Причины суицидального поведения у коренных народов Сибири: смена традиционного образа жизни / Н. Б. Семенова // Суицидология. - 2017. - 8 (4). - C. 31-43.

References

1. Reiting stran mira po urovniu samoubiistv / Gumanitarnyi portal: Issledovaniia [Elektronnyi resurs] // Tsentr gumanitarnykh tekhnologii, 2006-2022 (posledniaia redaktsiia: 09.03.2022). URL: https://gtmarket. ru/ratings/global-suicide-ranking

2. Diurkgeim E. Samoubiistvo. Sotsiologicheskii etiud [Tekst]/ E. Diurkgeim, per. s frants. V.A Lukov.

- SPb.: Soiuz, 1998. - 496 s.

3. Boiko O.V. Mifologiia suitsida [Tekst] - O.V. Boiko // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii.

- 2014. - Tom VII. - №2. - S. 33

4. Efremov B.C. Osnovy suitsidologi [Tekst] / V.S. Efremov. - SPb.: Dialekt, 2004. - 87 s.

5. Ol'khin P. O samoubiistve v meditsinskom otnoshenii.SPb., 1859. - 451 s.

6. Iz materialov VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Tengrianstvo i epicheskoe nasledie narodov Evrazii: istoki i sovremennost'» (22-23 sentiabria 2021 g., p. p. Dombai, Karachaevo-Cherkesskaia respublika)).

7. Milenov K. Khram"tGoliamata bazilika v Pliska. Trite st"lba na d"rzhavnostta - kam"k't, knigata, mit"t. - Sofiia: Obshchob"lgarskaFondatsiiaTangraTanNak-Ra, 2020. - 123 s. (Bolgarskii) URL: https:// tangra-bg.org/

8. Tomskii G. V. Knigi i drugie istochniki po tangrizmu // CONCORDE. 2014, № 2, s. 42-43.

9. AltunBitig. Tengrianstvo. Nikonov A.Iu. Almaty: Izdatel'skii dom «Zhibekzholy», 2000, S. 62.

10. Seroshevskii V.L. Iakuty. Opyt etnograficheskogo issledovaniia. 2-e izd. M., 1993. 736 s.

11. Semenova N.B. Prichiny suitsidal'nogo povedeniia u korennykh narodov Sibiri: smena traditsionnogo obraza zhizni. Suitsidologiia. 2017; 8 (4): S. 31-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.