Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4( 16)
УДК 316.6
ОТНОШЕНИЕ К СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИМ
ЯВЛЕНИЯМ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
А. Р. Вагапова
Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: Al_fiya@bk.ru
Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования, посвященного изучению социально-политических явлений и удовлетворенности жизнью. Исследование выполнено на выборке представителей русской, татарской и казахской этнических групп (Саратовская область, N = 30). Применение комплекса психолого-педагогических методик: авторской анкеты (для изучения отношений к социально-политическим явлениям), теста «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н. В. Паниной), «Шкалы субъективного благополучия» (М. В. Соколовой) - позволили изучить отношение к социально-политическим явлениям у представителей различных этнических групп. Показано, что отношение в группах различно и связано с оценкой благополучия и жизненной удовлетворенности. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
Ключевые слова: этнические группы, социально-политические явления, удовлетворенность жизнью.
DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-318-322 Введение
Современный мир отличается активной и масштабной по охвату социально-политической жизнью, поэтому актуальной задачей, стоящей перед современным человеком, является осмысление окружающей его действительности и построение целостной, по возможности непротиворечивой картины мира, включающой образ своей и другой групп, для лучшего понимания значения и смысла познаваемых им процессов. Это - не простая задача: так, Е. В. Рягузова отмечает, что личность, взаимодействуя с Другим в социуме (реальным Другим), Другим в культуре (символическим Другим) и Другим как части Я (персонализированным Другим), конструирует сложную систему вербальных и образных взаимосвязанных значений, определяющих характер ее межличностных отношений, вектор последующих взаимодействий с Другими и траекторию собственного развития личности [1, с. 72].
Люди постоянно сталкиваются с разными аспектами и последствиями происходящих в стране социально-политических явлений, поэтому исследователи заинтересованы в изучении отношений к ним у представителей разных этнических
групп. Это связано с тем, что неоднозначное понимание часто порождает конфликты и трудности в решении проблем, а поскольку они затрагивают важные сферы жизни и касаются каждого, значение имеет как осознание различий в подходах к ним, так и нахождение точек соприкосновения.
Теоретический анализ проблемы
При разработке категории «отношения» ученые разных направлений постулировали идею об их важности для развития личности, формирования сознательной активности субъекта, а не просто широких контактов с миром, и именно - отношения к миру, результатом которого становится и глубокое понимание себя, и сознательная мотивация деятельности. При этом существенным моментом является целостность системы взаимоотношений с миром, в которую входят как прошлые, так и настоящие, и будущие отношения. Такой подход к данной категории связывает ее как с переживанием, так и с целостным бытием в мире, аутентичность которого закладывается целостным характером отношений. В то же время значения и смыслы, зарождающиеся в процессе взаимодействия с миром, создают личностное пространство человека, его идентичность, единство которой фундируется целостностью системы отношений - к миру и к себе [2, с. 32].
Таким образом, глубину отношения к социально-политическим явлениям можно понять через систему причинно-следственных оценок, когда человек анализирует ситуацию, опираясь на опыт своего и предшествующих поколений, что дает ему возможность спрогнозировать последствия. Вероятно, образ мира и себя при таком отношении отличается объективностью, способствует эффективной ориентации человека в быстро меняющихся обстоятельствах. В случае констатирования проблемы она рассматривается отстраненно, при этом сложно говорить о целостности в системе отношения к миру и себе.
В контексте изучения проблемы отношения к социально-политическим явлениям в разных этнических группах значение имеет этническая социализация и идентичность. В определении Р. М. Шамионова она представляет собой процесс овладения нормами, ценностями, установками этнической группы. Однако формальная принадлежность индивида к определенному этносу не
© Вагапова А. Р., 2015
А. Р. Вагапова. Отношение к социально-политическим явлениям и удовлетворенность жизнью
определяет эффектов этнической социализации в отношении этого этноса; заметим, что социализация личности допускает усвоение субинформации относительно любого этноса (например, в случае интернализации). Одним из непременных условий формально-этнической социализации является приверженность первичных групп культуре и социальному опыту этноса, их национальное самосознание [3].
Соответственно, каждая этническая группа отличается уникальной совокупностью и сочетанием норм, ценностей и установок. В той или иной мере это можно проследить и по различному характеру отношений к социально-политическим проблемам у представителей этносов России. Так, в силу сложившихся исторических обстоятельств у представителей русской этнической группы больше привязанности к земле и, соответственно, есть заинтересованность в оптимальном решении проблем сельского хозяйства, нежели у кочевых этносов (татар).
Этническая идентичность, с точки зрения Е. Е. Бочаровой, при модернизационных изменениях социокультурной системы, включающей культурные ценности и установки, представления, сопровождается «размыванием», повышением ее неопределенности или маргинальности. Можно полагать, что переструктуризация этноидентифи-кационной матрицы представляет собой один из значимых предикторов возможности субъективного благополучия личности и ее группы [4, с. 96].
Понятие «удовлетворенность» определяется в психологической литературе неоднозначно: в общепсихологическом смысле удовлетворённость рассматривается, прежде всего, как состояние удовольствия, переживаемое субъектом, если его желания и потребности исполнены, реализованы; также удовлетворённость может быть представлена как субъективная оценка человеком своей собственной жизни в целом (условий жизни и деятельности, достижений, отношений с людьми и т. п.), которая естественно сопровождается приятными, радостными эмоциональными переживаниями [5, с. 91].
По мнению Р. М. Шамионова, удовлетворенность жизнью представляет собой субъективное эционально-оценочное отношение, обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами. Автор считает, что это сложное, динамичное, социально-психологическое образование, в основе которого лежит интеграция когнитивных и эмоционально-волевых процессов [5, с. 91].
Таким образом, удовлетворенность жизнью в некоторой мере детерминируется текущими социально-политическими событиями и отношением к ним, а также тем, какую они представляют опасность, угрозу привычному образу жизни, дают или лишают возможности самоактуализации, требуют затрат физического и психологического здоровья, расходуют ресурсы человека. Удовлетворенность
жизнью включает в себя и интерес к текущим событиям, они могут сильно захватывать человека, но привести, в итоге, к разным последствиям, например, к неудовлетворенности. Зачастую у современных людей возникает желание отстраниться от решения социально-политических проблем, они бывают сложны и трудны, требуют затраты большого количества энергии, к тому же отсутствуют гарантии их обозримого в ближайшем будущем благоприятного разрешения.
Таким образом, современная ситуация социальной нестабильности приводит не только к тому, что изменяются «ломаются» категории, размываются их границы, умножается число перцептивных и когнитивных ошибок, но и к изменению роли социальных институтов, форм социального контроля в этом процессе. Кроме того, создается и новый образ отдельных элементов социального мира, и образ самого общества. Специфика существования социальной нестабильности в условиях российского менталитета делает последнее обстоятельство особенно значимым [6, с. 266].
Выборка, методики и методы исследования
В исследовании приняли участие 45 респондентов (средний возраст 30 лет) трех этнических групп: русские (15), казахи (15), татары (15). Использован комплекс психолого-педагогических методик: тест «Индекс жизненной удовлетворенности» (Н. В. Паниной), «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколовой). Также испытуемым было предложено в письменном виде высказать свое мнение в отношении 26 аспектов, описывающих разные социально-политические явления в нашей стране [5]. Ответы респондентов были проанализированы методом контент-анализа, корреляционного и сравнительного анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
Средний возраст испытуемых составляет около 30 лет, что характеризует их как достаточно зрелых, готовых давать объективную оценку происходящим событиям и формулировать собственное отношение к социально-политическим явлениям. Респонденты осознают свою этническую принадлежность, однако в своих группах они отличаются по степени религиозности, по условиям, в которых проходили социализацию и т. д. Тем не менее, как отмечает Р. М. Шамионов, исторически складывающаяся культура того или иного народа в определенной мере содержит способы саморегуляции. Это становится механизмом формирования субъективного благополучия его представителей [3].
Нами было проанализировано отношение респондентов к социально-политическим явлениям по 26 аспектам в зависимости от глубины понимания: от констатации, т. е. наличия проблемы,
Психология социального развития
319
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4(16)
до поиска причин и объяснения последствий в масштабах государства. Так, в нашем исследовании констатация проблемы - ответы на вопросы «что?», «где?», «когда?»; причина - активное действие, вызывающие изменение, порождение новых явлений и свойств у объекта, на который
направлено действие; последствия - фиксация результатов причинения, то новое, что возникает в процессе взаимодействия. Такая форма анализа ответов респондентов дала возможность глубокого понимания разницы в отношения к изучаемым явлениям (табл. 1).
Таблица 1
Отношение к социально-политическим явлениям в трех группах (количество смысловых единиц)
Перечень социально-политических проблем Констатация проблемы Причинно-следственные взаимосвязи
Р К Т р К Т
Нехватка рабочих мест, безработица 3 4 5 и 8 5
Экономика 2 2 8 13 9 6
Политика 6 11 12 4 2 2
Проблемы сельского хозяйства 2 5 5 12 8 5
Заработная плата 4 4 8 11 6 8
Задержки выплат заработной платы, пенсий, пособий 4 10 12 8 4 2
Рост цен на продукты и товары первой необходимости 6 6 9 8 8 6
Цены ЖКХ. Повышение цен на услуги ЖКХ 5 7 9 9 3 5
Жилищная проблема 7 7 10 7 4 3
Благоустройство, чистота города (села, поселка) 9 8 13 2 5 1
Жилищно-коммунальное хозяйство 10 7 13 1 4 1
Работа общественного транспорта 11 8 10 2 4 2
Медицинское обслуживание (качество, платность) 13 12 9 2 4 5
Образование. Качество и доступность 11 10 9 3 4 4
Досуг. Развитие культуры и спорта, организация досуга 14 9 10 1 5 4
Проблемы молодежи, подрастающего поколения 7 7 9 8 5 7
Наркомания и наркоторговля 6 8 8 5 4 5
Проблемы преступности, обеспечения безопасности 6 9 10 5 4 5
Пьянство, алкоголизм 5 6 8 8 6 4
Загрязнение окружающей среды 4 6 9 5 7 8
Произвол, бездействие властей, коррупция 6 11 11 5 2 4
Кризис морали, нравственности 4 6 10 8 8 6
Увеличение числа нищих, бомжей, беспризорных детей 4 6 5 9 6 6
Произвол полиции 9 7 11 1 4 2
Отношения между людьми 1 6 7 11 6 7
Проблема межнациональных отношений 6 9 8 6 5 6
Примечание. Р - русские, К - казахи, Т - татары.
Во всех трех группах отношение к заявленным проблемам вызвало отклик в большей или меньшей степени. К наиболее актуальным социально-политическим проблемам, с точки зрения респондентов, в связи с событиями на Украине и введением санкций по отношению к России, можно отнести: низкий уровень заработной платы, некачественное медицинское обслуживание, одобрение внешней политика государства, проблемы молодежи и подрастающего поколения, кризис морали, нравственности и т. д.
Группы отличаются по глубине понимания заявленных проблем. Так, у русских и казахов
констатация проблем и поиск причинно-следственных взаимосвязей в большей мере уравновешены, чем в группе татар, в силу того, что этнические группы исторически проживают вместе давно и взаимно обогатились, но при этом продолжают сохранять свое своеобразие и традиции. Достоверные различия обнаружены по значениям констатации проблем в группах русских и татар (t = 3,6, p < 0,01), а также татар и казахов (t = 2,9,p < 0,01). Проживание в одном государстве представителей разных этнических групп с разным пониманием происходящих социально-политических явлений усложняет
320
Научный отдел
А. Р. Вагапова. Отношение к социально-политическим явлениям и удовлетворенность жизнью
единение, но это многообразие мнений часто помогает взглянуть по-другому на сложившуюся ситуацию, найти иной выход из нее.
Достоверных различий в изучаемых группах по шкалам методик оценки субъективного благо-
получия личности и удовлетворенности жизнью выявлено не было. Респонденты близки в оценках субъективного благополучия, значения приближены к норме, а также удовлетворены жизнью, о чем свидетельствуют все шкалы методик (табл. 2).
Средние значения шкал в трех этнических группах
Таблица 2
Группы ШСБ Удовлетворенность жизнью
1 2 3 4 5
Русские 4,0 5,4 5,8 5,6 5,8 5,6
Казахи 4,5 5,2 5,6 6,1 4,6 6,2
Татары 3,6 5,2 6,8 5,6 6,6 6,3
Примечание. ШСБ - шкала субъективного благополучия. Удовлетворенность жизнью: 1 - интерес к жизни; 2 - последовательность в достижении целей; 3 - согласованность между поставленными и достигнутыми целями; 4 - положительная оценка себя и собственных поступков; 5 - общий фон настроения.
Для того, чтобы изучить отношение к социально-политическим явлениям и удовлетворенность жизнью у представителей разных этнических групп, нами был использован корреляционный анализ данных с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона.
В группе русских выявлены связи между явлениями констатации проблем и объяснением причинно-следственных связей (г = -0,641 при p = 0,01). Вероятно, полученные нами данные свидетельствуют о поляризации взглядов на социально-политические проблемы в стране: либо формальное отношение к ним, либо серьезная вовлеченность в них, с активной гражданской и субъектной позицией. Еще одна выявленная нами взаимосвязь в субъективной оценке благополучия и удовлетворенностью жизнью: интерес к жизни (г = -0,606 при p = 0,05), последовательность в достижении целей (г = -0,618 при p = 0,05), согласованность между поставленными и достигнутыми целями (г = -0,753 при p = 0,01), положительная оценка себя и собственных поступков (r = -0,515 при p = 0,05), общий фон настроения (r = -0,770 при p = 0,01). По результатам обработки данных по методике М. В. Соколовой при низких оценках уровень благополучия выше, чем при высоких, таким образом, данные свидетельствуют об исторически сложившемся механизме саморегуляции представителей титульной национальности, поэтому при повышении оценок субъективного благополучия удовлетворенность жизнью увеличивается.
У представителей казахской этнической группы были выявлены взаимосвязи по шкале «интерес к жизни» со значениями по констатации социально-политических проблем (г = 0,747 при p = 0,01) и выявлению причинно-следственных связей (г = -0,600 при p = 0,05). Предполагаем, что взаимосвязь объясняется тем, насколько личность принимает и осознает свою включенность и принадлежность к российскому обществу. Чем более интегрированы представители группы, тем
больше они склонны разделять, принимать и решать социально-политические проблемы.
В этнической группе татар обнаружена идентичная представителям первой и второй групп обратная корреляционная связь между значениями констатации проблем и поиском причинно-следственных взаимосвязей (r = -0,570 при p = 0,05). В данной группе значимой стала шкала «положительная оценка себя и собственных поступков», шкала коррелирует с констатацией проблем (г = 0,627 при p = 0,01) и, как и в первой группе, оценкой субъективного благополучия (r = -0,577 при p = 0,05). Данные взаимосвязи можно объяснить некоей отстраненностью от социально-политических проблем, когда первична значимость личностной оценки, что, с одной стороны, говорит о закрытости, а с другой - о принятии ценностей представителей русской этнической группы.
Выборка нашего исследования не очень большая, но при этом почти все коэффициенты корреляции подтверждают достаточно сильные связи, на основании этого можно предположить, что отношение к социально-политическим проблемам является точкой для оценок удовлетворенности жизнью.
Заключение
Таким образом, в изученных нами трех этнических группах были выявлены различия в отношениях к социально-политическим явлениям, которые, в первую очередь, связаны с качеством и глубиной их оценок, желанием прогнозировать последствия этих явлений для будущих поколений россиян. Речь идет о неоднозначности трактовки и различиях в вариантах выхода из сложившейся ситуации, подобная многоплановость может провоцировать конфликты недопонимания. Вероятно, заинтересованность в решении проблем будет способствовать формированию гражданского общества в стране и, как следствие, повышению удовлетворенности жизнью россиян.
Психология социального развития
321
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 4( 16)
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Структура и предикторы субъективного благополучия личности: этнопсихологический анализ» (грант № 14-06-00250).
Библиографический список
1. Рягузова Е. В. Репутация личности как кредит доверия другого // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 71-76.
2. Марцинковская Т.Д. Категория отношения в современной психологии // Мир психологии. 2011. N° 4. С. 31-38.
3. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности : этнопсихологический аспект // PsyJournals.ru: портал психологических изданий http://psyjournals.ru/ sgu_socialpsy/issue/30315_full.shtml (дата обращения:
02.06.2015).
4. Бочарова Е. Е. Этнопсихологические предикторы субъективного благополучия личности // Психология обучения. 2014. № 11. С. 95-108.
5. Углова Т. В. Субъективные предпосылки удовлетворённости жизнью в период взрослости // Вестн. Новгород. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. 2013. Т. 2. № 74. С. 91-94.
6. Андреева Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005. 303 с.
Attitude to Politico-social Phenomena and satisfaction with Life in Representatives of Different Ethnic Groups
Alfiya R. Vagapova
Saratov State University
83, Astrahanskaya str., Saratov, 410012, Russia;
E-mail: al_fiya@bk.ru
The article presents the results of theoretical and empirical investigation, which is devoted to socio-political phenomena and satisfaction with life. The investigation was made on a sample of representatives of the Russian, Tartar and Kazakhs ethnic groups (Saratov Region, N = 30). The author uses a complex of psychological and pedagogic
УДК 316.37
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
М. А. Кленова
Кленова Милена Александровна - кандидат психологических наук, старший преподаватель, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: milena_d@bk.ru
Изложены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению половых особенностей выбора копинг-стратегий.
techniques: questionnaire compiled by the author (for investigation of attitudes to socio-political phenomena), «Index of satisfaction with life test» (by N. V. Panina), «Scale of subjective well-being» (by M. V. Sokolova), which allowed to study attitude to socio-political phenomena in representatives of different ethnic groups. The article shows, that the attitude in groups is different and is connected with evaluation of well-being and satisfaction with life. The applied aspect of the problem under study may be used for counseling practice of psychological services.
Key words: ethnic groups, politico-social phenomena, satisfaction with life.
References
1. Ryaguzova Е. V. Reputatsiya lichnosti kak kredit doveriya drugogo (The reputation of the person as a credit of other' trust). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagog}>. 2014. Vol. 14, iss. 1, pp. 71-76 (in Russian).
2. Martsinkovskaya T. D. Kategoriya otnosheniya v sovre-mennoy psikhologii (An attitude category in the modern psychology). Mir psikhologii (The World of Psychology). 2011, no. 4, pp. 31-38 (in Russian).
3. Shamionov R. M. Subektivnoe blagopoluchie lichnosti: etnopsikhologicheskiy aspekt (Subjective well-being of the personality: ethnopsychological aspect). Available at: http: http://psyjoumals.ru/sgu_socialpsy/issue/30315_fuU.shtml php (accessed 2 June 2015).
4. Bocharova E. E. Etnopsikhologicheskie prediktory sub»ektivnogo blagopoluchiya lichnosti (Ethno-psycho-logical predictors of personality's subjective well-being). Psikhologiya obucheniya (Educational Psychology). 2014, no. 11, pp. 95-108 (in Russian).
5. Uglova T. V. Sub'ektivnye predposylki udovletvorennosti zhizn'yu v period vzroslosti (The subjective conditions of life satisfaction during adulthood). Vestn. Novgorod. gos. un-ta im. Yaroslava Mudrovogo (Vestnik of Yaroslav the Wise Novgorod State University). 2013. Vol. 2, no. 74, pp. 91-94 (in Russian).
6. Andreeva G. M. Psikhologiya sotsial'nogo poznaniya (Psikhologiya of social knowledge). Moscow, 2005. 303 p. (in Russian).
Эмпирическая база исследования составила 50 человек, из них 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 25 до 35 лет. Копинг-стра-тегии изучались при помощи опросника С. Хобфолла (SACS). Статистический анализ полученных данных проводился при помощи пакета программ SPSS 17.0, был использован корреляционный анализ по Пирсону и t-критерий Стьюдента. Установлено, что преобладающими стратегиями преодоления в данной выборке выступают активные и пассивные конструктивные копинги. Для
© Кленова М. А., 2015