Научная статья на тему 'Отношение к смерти на разных возрастных этапах'

Отношение к смерти на разных возрастных этапах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2366
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ / СТРАХ СМЕРТИ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пастушкова Анна Сергеевна

Статье рассмотрена возрастная динамика отношения к смерти. Отношение к смерти в течение жизни претерпевает ряд изменений. Проанализированы и обобщены исследования различных авторов, занимающихся онтологическим и антропологическим аспектами страха смерти, возрастными особенностями отношения к смерти. В течение жизни человек осмысливает свою смертность, вырабатывая собственное отношение к смерти в разных возрастах, что приводит к восприятию смерти как неизбежного естественного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к смерти на разных возрастных этапах»

ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Пастушкова А.С.

Пастушкова Анна Сергеевна - студент, кафедра общей и социальной психологии, факультет философии и психологии, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье рассмотрена возрастная динамика отношения к смерти. Отношение к смерти в течение жизни претерпевает ряд изменений. Проанализированы и обобщены исследования различных авторов, занимающихся онтологическим и антропологическим аспектами страха смерти, возрастными особенностями отношения к смерти. В течение жизни человек осмысливает свою смертность, вырабатывая собственное отношение к смерти в разных возрастах, что приводит к восприятию смерти как неизбежного естественного процесса. Ключевые слова: отношение к смерти, страх смерти, возрастная динамика.

Отношение к смерти остается актуальной проблемой человечества на протяжении многих веков. Каждый человек переживает смерть близких людей, сталкивается с сообщениями о смертях в СМИ, что приводит к повышению осознания собственной смертности. В современном обществе часто встречаются случаи массовой смерти (природные бедствия, автокатастрофы, терроризм и др.). При этом тема смерти нивилируется, люди стараются избежать ее. Стремление всеми способами отсрочить старение и умирание проходит по всем слоям социума.

Опираясь на работы различных авторов (А.А. Баканова, И.Ю. Кулагина, Н.Ю. Жукова), можно проследить возрастную динамику отношения к смерти. С раннего детства человек имеет опыт, связанный со смертью. Он может сопровождаться как повышенной тревожностью, так и восторгом от познания мира. Часто дети придумывают собственную интерпретацию этому явлению. М. Надь выявила, что ребенок проходит через три стадии понимания смерти: на первой стадии смерть - другая форма жизни, подобная крепкому сну, с возможностью проснуться; на второй ребенок осознает, что смерть - это конец, но допускает возможность избегания смерти; на третьей принимается положение, что смертен каждый. При этом решающую роль в прохождении каждой стадии играет уровень психического развития ребенка, а не календарный возраст.

В подростковом и юношеском возрастах развивается абстрактная концепция смерти. Подростки проявляют интерес к философскому взгляду, представляя смерть как переход, небытие, завершение. Страх смерти может присутствовать. Конфликт осознания смертности и страха смерти разрешается несколькими путями: игра в смерть (экстремальные действия), дистанцирование, подавление чувств. Для юношей характерны отвлечение, изоляция и самообладание. Часто отношение к смерти в этом период нейтрально: они принимают смерть на когнитивном уровне, тема не поднимается, занимается зрительская позиция, конец жизни кажется очень далеким. Возникает тревога относительно физических изменений в процессе старения или болезни. Младшие подростки выражают страх неожиданной смерти, старшие -долгого и тяжелого умирания. У юношей может присутствовать идея «хорошо умереть молодым», не уменьшающая страха смерти.

В зрелом возрасте тема смерти вытесняется бытовыми проблемами. Используются такие копинги, как придача смысла, самообвинение, подавление эмоций. В странах постсоветского пространства уровень оптимистичного отношения к смерти в зрелости снижается в сравнении с юностью. В середине жизни люди боятся смерти больше, чем люди старшего или младшего возраста [4].

В пожилом возрасте предчувствие смерти сопровождает человека постоянно. Пожилые люди не избегают разговоров о смерти, размышляют о ней, имеют

непосредственный опыт столкновения - потери близких. Страх смерти теряет значение, присутствует тревога физической и умственной несостоятельности. Интерес к смерти усиливается после семидесяти лет. Долгожители относятся к смерти как к естественному и неизбежному процессу, некоторые из них выражают желание прожить более ста лет без физических изменений. При этом пожилые люди в большинстве принимают смерть, так как их продуктивная деятельность закончена, часто близкие люди их уже покинули. Вместе с тем исследователи предполагают, что многие формы поведения данного возраста, такие как замкнутость, склонность к размышлениям, критичность, - возникают вследствие страха смерти и совладания с ним [3].

Становление отношения к смерти - индивидуальный процесс, оно не константно в течение жизни, во многом зависит от социальных условий. В онтогенезе происходит переход к взрослой концепции смерти, при которой человек осознает, что жизнь конечна, смерть естественна и неизбежна, в силу того, что в процессе прохождения возрастных этапов человек от понимания смерти как абстрактной категории в молодости переходит к осознанию собственной смертности, принятию смерти как части жизни в пожилом возрасте.

Список литературы

1. Баканова А.А. Психология страха смерти: теория и практика. Санкт-Петербург: изд-во РГПУ им. Герцена, 2014. 60 с.

2. Жукова Н.Ю. Исследование отношения к смерти у подростков с нормативным и девиантным поведением / Н.Ю. Жукова // Вестник ЮУрГУ, 2016. № 4. С. 96-102.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 1997. 237 с.

4. Кулагина И.Ю. Отношение к смерти: возрастные, региональные и гендерные различия / И.Ю. Кулагина, Л. В. Сенкевич // Культурно-историческая психология, 2013. № 4. С. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.