Научная статья на тему 'Отношение к себе: от культурогенеза к индивидуальному развитию'

Отношение к себе: от культурогенеза к индивидуальному развитию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
1970
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ / РАЗВИТИЕ / ПЕРСОНОЛОГИЯ / СИНТЕЗ / КУЛЬТУРА / ОНТОЛОГИЯ / ГЕРМЕНЕВТИКА / АВТОРСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / МОДЕЛИ / ПРАКТИКА / РЕФЛЕКСИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ / PERSONALITY / DEVELOPMENT / PERSONOLOGY / SYNTHESIS / CULTURE / ONTOLOGY / HERMENEUTICS / ORIGINAL RECONSTRUCTION / MODELS / REFLECTION / PHENOMENOLOGY / RELATIONSHIP TO ONESELF / PRACTICES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Старовойтенко Е. Б.

Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на авторской реконструкции, систематизации и методическом преломлении идей указанных мыслителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship to Oneself: from Cultural Genesis to Individual Development

The papers provides a theoretical basis for future elaboration of the concept of «relationship to oneself» in the conext of personology. The possibilities of self-attitude research are unveiled, based on personological synthesis of cultural-historical, ontological, and psychological ideas on self-attitudes that can be found in the works of M. Foucault, M.M. Bakhtin, M.K. Mamardashvili, S.L. Rubinstein. Based on the author's methodological perspective, reconstruction, and systematization of those ideas, original theoretical, interpretational, and reflective-phenomenological models of development of relationship to oneself are developed and presented.

Текст научной работы на тему «Отношение к себе: от культурогенеза к индивидуальному развитию»

Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2011. Т. 8, №4. С. 3-28.

Философско-методологические проблемы

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ: ОТ КУЛЬТУРОГЕНЕЗА К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Е.Б. СТАРОВОЙТЕНКО

Старовойтенко Елена Борисовна — заведующая кафедрой факультета психологии НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор. Автор и ответственный редактор 9 книг из области методологии психологии, общей психологии, психологии личности, психологии индивидуальности. Контакты: [email protected]

Резюме

Статья посвящена обоснованию перспектив разработки проблемы «отношения личности к себе» в контексте персонологии. Раскрываются возможности исследования самоотношения путем персонологического синтеза культурно-исторических, онтологических и психологических положений о самоотношении, получивших развитие в работах М. Фуко, М.М. Бахтина, М.К. Мамар-дашвили, С.Л. Рубинштейна. Представлены оригинальные теоретические, интерпретационные и рефлексивно-феноменологические модели развития отношения к себе в современных условиях, основанные на авторской реконструкции, систематизации и методическом преломлении идей указанных

мыслителей.

Ключевые слова: личность, отношение к себе, развитие, персонология, синтез, культура, онтология, герменевтика, авторская реконструкция, модели, практика, рефлексия, феноменология.

Обладая богатейшими культурно-историческими предпосылками самопознания и «практики себя», современная личность ограничена в реализации этих предпосылок из-за заметного смещения активности индивидуального сознания в мир расширенных внешних коммуникаций, интенсивного потребления, изощренных технических средств жизни, участившихся природных катастроф, случаев терроризма и вспышек массового протеста. Личность может испытывать самоотчуждение в связи с давлением чужой власти, вынужденной профессиональной мобильностью, необходимостью изменения места жизни, дефицитом жизненного времени для обращения к себе. При этом, как показывает культурный опыт, в активном, развивающем отношении к себе заключен мощный индивидуальный потенциал телесного и душевного здоровья, творчества, сопричастности и содействия другим людям. Психология в качестве важнейшей области культуры должна предложить сильные идеи и тонкие методические инструменты во имя нового исторического всплеска «заботы о себе» как условия личной свободы и единения людей.

К сожалению, отношение к себе не является предметом систематического изучения в психологической науке. Оно ускользает от целостного рассмотрения в психологии личности, не улавливается в своей сложности и полноте даже теми классическими теориями, которые подчерки-

вают значение индивидуальной самости, Я и Я сам: феноменологической, экзистенциальной, гуманистической и нарративной. Это касается и многих частных концепций личности, посвященных проблемам отношений, сознания, рефлексии и идентичности. Причинами могут выступать трудности познавательного доступа к самости, преобладающий интерес исследователей к Я в его отношениях к внешнему миру, а не к себе-в-мире, невнимание психологов к опыту собственного самоотношения и недооценка ими значения глубинных корней Я.

Однако за границами психологической науки, прежде всего, в философских, историко-культурных трудах и литературных произведениях, тематика отношения к себе бывает освещена всеохватно, с той глубиной, на которую могла бы претендовать современная психология. Встает задача осмысления проблемы отношения к себе с позиций психологии личности, развивающейся в формате «новой персонологии» как интегральной, взятой в контексте культуры, междисциплинарной науки о личности (Старовойтенко, 2007, 2010).

Персонологический взгляд на отношение к себе предполагает решение следующих проблем, поставленных и исследуемых в данной статье:

1) применения культурно-исторического подхода и реконструкцию культурогенеза1 самоотношения;

2) преломления в психологических положениях об отношении к себе идей философской онтологии;

1 В данной статье речь идет о европейском культурогенезе познания и становления отношения к себе.

3) осмысления лучших философских и психологических текстов о личности и ее отношении к себе как событий культуры;

4) представления и синтеза культурно-исторических, философских и психологических концепций личности в моделях современного отношения к себе;

5) рассмотрения концептуальных моделей отношения к себе как основы его развития в практике личностного самопознания, психотерапии и консультирования;

6) создания приемов интерпретации, анализа и индивидуального развития отношения к себе, вобравших результаты познания и личной рефлексии самоотношения выдающихся мыслителей-персоналистов;

7) движения к диалогу исследова-телей-персонологов, обладающих научным знанием и опытом самопознания отношения к себе, с другой личностью в аспекте ее самоотношения и самореализации в культуре.

В целом все это означает разработку персонологии отношения к себе.

Конкретным исследовательским продвижением в такой разработке является обращение к теории отношений личности (Старовойтенко, 2004); реконструкция теоретических моделей развития отношения к себе, заключенных в культурно-исторических, онтологических, психологических исследованиях самоотношения М. Фуко, М.М. Бахтина, С.Л. Рубинштейна, М.К. Мамардашвили; построение новых приемов интерпретации, анализа и рефлексивно-феноменологической практики самоотношения.

Мы обращаемся к теории отношений личности, развивающейся в парадигме жизни, где «отношения»

выступают в качестве «жизненных» (Старовойтенко, 2010).

Этот подход позволяет привлечь к изучению отношения к себе идеи о субъекте жизни, о Я как субъективном, глубинном и сознательном основании «искусства жить», о диало-гизме жизни и отношений личности, об отношениях как персональной экзистенции.

В русле данного подхода мы рассматриваем личность как человека в его индивидуальном душевно-телесном единстве, объективно и субъективно включенного в воссоздание и обновление жизни. Сама жизнь выступает в качестве способа соединения личности с миром, благодаря которому мир становится для нее областью значимостей, опытом, испытанием и возможностью развития. По мере осуществления жизни пробуждаются и совершенствуются жизненные способности человека, заключающиеся в том, чтобы «быть» сознающим, чувствующим, познающим, действующим и относящимся. Благодаря этим способностям, личность становится неотъемлемой частью бытия и может «учесть себя» во всем, с чем жизненно взаимодействует.

Являясь общим «способом» пребывания в мире, предполагающим активность личности, жизнь может раскрываться в разнообразном психологическом содержании, указывающем на сложность и многоплановость ее функций, процессуального строения и влияний на мир. Следовательно, личность приобретает определения, характеризующие ее проживание жизни: насколько она энергична, конструктивна и продуктивна в добывании знания, переживании, деятельности и общении, и насколько

она сознает себя инициирующей и реализующей их во взаимосвязях с множественными объектами мира. Жизненная активность развертывается личностью как во внутренней и внешней постановке множества объектов в разнообразные связи и отношения для «вычерпывания» из них богатства содержаний и значений (Рубинштейн, 1989), так и в соотнесении себя с этими объектами для их субъективных преобразований и выражения своих потенциалов, свойств и качеств. Постижение и умножение отношений, существующих в мире, посредством собственных отношений к миру и к себе составляет коренную специфику личностного существования человека.

Способность личности встать в отношение развивается и реализуется в сложных жизненных процессах, имеющих закономерные этапы. Представим их в следующей континуальной модели.

1. Возникновение у личности впечатления о встрече с новой реальностью.

2. Установление личностью дистанции между собой и новой реальностью как значимым «иным».

3. Постановка «иного» в положение ценного «объекта» для себя и взаимодействие с ним.

4. Перенос значимого объекта в субъективный план, превращение объекта в свою «внутреннюю значимость».

5. Активность синтеза стремлений и переживаний, ощущений и восприятия, представлений и воображения, воспоминаний и мышления, связанных с объектом.

6. Построение «внутреннего эквивалента» объекта.

7. Совершение личностью в адрес объекта действий или поступков, стимулирующих творческое «овну-трение» объекта в субъекте.

8. Установка внутренней связи «Я — мой значимый объект».

9. Соотнесение своей внутренней значимости с реальным значимым объектом.

10. Поиск Я своего присутствия в значимом объекте.

11. Принятие Я объекта с собственными вкладами в него.

12. Забота Я о развитии объекта в себе и себя в объекте.

13. Обращение Я с противоречиями в своем взаимодействии с объектом.

14. Реализация отношения Я, воссоздавшего в себе значимый объект, к Я, воссозданному в этом объекте.

15. Выход Я за границы сложившейся связи с объектом.

16. Освобождение личностью объекта как автономного источника нового цикла и новой проблематиза-ции своей активности.

Выделенные этапы могут характеризовать как возрастной, жизненный, ситуативный генез отношений вообще, так и динамику конкретного отношения личности, в том числе самоотношения.

Способность к отношениям и позиция «относиться» предполагают систему условий, включая поисковое сознание личности, ее целостное и деятельное Я, взаимоотношения и взаимоотражения с «другими» по поводу объекта, согласованность психического и телесного, избегание поглощения объектом и установления деструктивной власти над ним. Кроме того, необходимы признание личностью сложности строения, целост-

ности, самостоятельности и самодостаточности объекта, ее ответственность за состояние объекта в текущем взаимодействии, уравновешивание интенций принятия и отдачи в адрес объекта, осмысление связи с ним в ценностном измерении.

В процессе становления любого жизненного отношения актуализируется отношение личности к себе — живущей. Включенность отношения к себе в ткань других отношений может выступать критерием их зрелости, подлинности. С этой точки зрения, самоотношению принадлежит особая, ключевая роль в общей системе жизненных отношений личности. В определенном смысле «жить» означает «относиться к себе». Встать в любое отношение — значит ввести себя в «игру бытия», т.е. состояться субъектом жизни. «Приоритет отношения к себе позволяет установить независимость субъекта во всех прочих отношениях, ограничивая их непомерную экспансию» (Фуко, 2007, с. 591).

В различных источниках единый субъект и объект самоотношения обозначается как сам, Я, Я сам. Последнее означает деятельную, силовую природу Я, устремленного к себе, сознающего и познающего себя, вовлеченного в самостоятельные поступки и действия, говорящего о себе и изменяющего себя. Личность, исследуемая в ипостаси Я сам, глубже раскрывается со стороны своих способностей к жизни, к тому, чтобы быть собой. Согласно П. Рикеру (Ри-кер, 2008), базовые способности личности, взятой в Я-измерении, состоят в проживании и осознании, что Я могу действовать в мире, вступать в общение с другими людьми, рассказать

о своей жизни, самоопределяться в жизни, быть субъектом своего жизненного становления, приобрести и сохранять самоидентичность. Сила могу как сила Я ярко выражается в феноменах частого возникновения интенций к сложной деятельности, исполнения решений, свободного выбора, завершения деятельности, следования долгу, сдерживания обещаний, совершения поступков по совести, принятия ответственности, решения трудных проблем, сохранения достоинства и т.д.

Улавливая, именуя, позиционируя себя как Я и Я сам, личность способна отделить себя от других, сравнить себя с другими и установить свои отличия от других; открыть в себе несравнимость с другими; знать свое обладание одним и тем же телом; иметь постоянство во времени, быть тождественной себе в процессе жизни; в своем становлении быть той же самой в начале и конце каждого цикла развития. Благодаря Я-бытию или само-стоянию личность может изменяться при сохранении личностных инвариант, пройти единственный и уникальный жизненный путь, создать свою жизненную историю, быть отправной точкой событий, соединяющих ее с другими людьми, иметь устойчивый ориентир активности в себе, признать и уважать другие Я сам; уловить свое единство с Я-всеобщим.

Сущность отношения к себе состоит в том, что в собственном Я личность открывает обширное предметное поле желаний, познания и деятельности. Предметами самоотношения становятся для нее собственное тело, психические процессы, состояния, впечатления, свои движения,

действия и поступки, свои качества и свойства, свои внешние влияния и вклады, свои жизненные отношения, значимые другие и собственное присутствие в них, собственная хронология и топология жизни, континуум ситуаций и событий своей жизни, ценностно-смысловая динамика своего бытия. В фокус активного самоотношения могут попадать сложные синтезы, конфигурации, противоречия и траектории становления перечисленных моментов Я. Проблема-тизируя предметное содержание Я и ставя себя в развивающие отношения с миром, личность приобретает мощное энергетическое ядро, субъективный центр индивидуальной жизни.

Отношение к себе является исследовательским, творческим движением самосознания, самопереживания и «практики себя» личности. Соединяя различные интерпретации (Ма-мардашвили, 1997; Рубинштейн, 1973; Фуко, 2007), это движение можно представить как смену цикличных, преемственных, поступательных актов, направленных личностью на себя. В частности, они состоят в том, чтобы найти во внутреннем мире живой центр — Я; стать перед ним, определить себя целью своих усилий, устремиться к себе; идти к себе, достичь себя, слиться с собой, двигаться вокруг себя, идти вглубь себя, отойти от себя, вернуться к себе, встать над собой, создать себя. Отношение к себе может стать тончайшим инструментом поиска Я и достижения самоаутентичности.

Полагаем, что осуществление многоактного, целостного отношения к себе является и онтологическим критерием его высокого разви-

тия у человека и признаком жизненных усилий конкретной личности, вложенных в саморазвитие, и результатом культурно-исторического становления самоотношения, в целом соответствующего этапам индивидуализации и персонализации общества. Соединение культурно-исторического, онтологического, индивидуально-психологического подходов в изучении самоотношения является важным шагом в развитии персоно-логии отношения к себе.

Культурно-исторический аспект рассмотрения самоотношения, касающийся, в частности, его европейского культурогенеза, представляет для отечественной психологии личности важнейшую, но недостаточно разработанную проблему. На наш взгляд, ее исследование может быть направлено на то, чтобы, во-первых, учесть транскультурные особенности отношения личности к себе в его исторической динамике. Во-вторых, выявить потенциал развития современного отношения к себе, сложившийся в итоге культурогенеза самоотношения (Старовойтенко, 2007). В-третьих, наметить модель анализа отношения к себе, основанную на синтезе его сквозных культурогене-тических характеристик. В-четвертых, ввести в указанную модель характеристики самоотношения, релевантные современности и актуальному психологическому взгляду на личность в ее индивидуальности и субъективности.

Мы осуществили экспликацию, персонологический синтез, дополнение и систематизацию параметров анализа и развития самоотношения, намеченных М. Фуко (Фуко, 2007) в его знаменитом культурно-историческом

исследовании «субъекта» как способности человека относиться к самому себе. Эти параметры, выявленные при изучении античных текстов, имеют, на наш взгляд, трансспектив-ное значение и могут быть представлены в следующей модели культу-рогенеза отношения к себе.

1. Исторически отношение к себе, или «культура себя», приобрело ряд общих, равноценных форм, конституирующих его культурные типы и индивидуальные варианты. Содержание каждой формы составляют конкретные феномены, отражающие положения, установки, состояния, внутренние и внешние действия, акты сознания личности, ориентированные на себя.

Обращение к себе (забота о себе): устремление к себе, занятие собой, попечение о себе, опыт себя, отстранение от внешнего, отступление в себя, уход в себя, погружение в себя, укрытие в себе, пребывание в себе; позиции, состоящие в том, чтобы жить наедине с собой, довольствоваться собой, ухаживать за собой, найти себя во всем, встретиться с собой, воссоединиться с собой, быть себе другом, воздавать себе должное, уважать себя, чтить себя, находить счастье в себе, не быть рабом себя, быть свободным в отношении к себе. Познание себя (самопознание): припоминание себя, узнавание себя, истолкование себя, концентрация мысли на себе, экзегетика себя или возврат к своим истокам, открытие незнания себя, слежение за собой, досмотр сознания, исследование своих представлений, изучение своих впечатлений, воображение о себе, открытие тайн себя, изучение себя в поиске истины себя, высказы-

вание о себе. Преобразование себя

(практика себя): испытание себя, управление собой, труд над собой, преодоление искушений, приобретение независимости от телесных страстей, самоосвобождение от зла, выработка себя из себя, совершенствование тела, подготовка себя к деятельности, встрече с истиной и жизненным трудностям, очищение себя и исправление жизненных ошибок, терапия себя, разрешение своих противоречий.

2. При актуализации отношения к себе могут быть задействованы многие душевно-практические процессы, образующие его архитектонику: самопереживание; самоощущение; самовосприятие; память себя; представление и воображение о себе; интуиция и рефлексия себя; говорение о себе; действия, направленные на себя. Эти процессы стремятся к синтезу, производимому сознанием, чувством, волей, поступком.

3. Отношение к себе в его процессуальных составляющих может иметь ту или иную доминирующую временную направленность либо обладать многовекторной временной ориентацией.

Прошлое: отношение направлено ретроспективно, на состоявшуюся внутреннюю и внешнюю жизнь Я, на его историю, на причины его актуального состояния. Настоящее: отношение вплетено в текущую жизнь, улавливает внутренние и внешние позиции Я здесь-и-сейчас, определяет актуальное обращение личности с собой, обеспечивает полноту связи личности с собой в данный момент жизни. Будущее: отношение намечает положения, позиции, активность Я в недалеком и отдаленном будущем,

определяет цели и перспективы действий личности в адрес Я, создает идеалы Я, ставит цели самопреобразований. Время всей жизни: Я познается во всех временных измерениях жизни; устанавливается единство, тождество себя в едином времени жизни; связываются отношения к себе в прошлом, настоящем и будущем; непрерывно в самопознании «разворачивается свиток» жизни; прошлое Я вводится в план актуального и перспективного Я.

4. Для отношения к себе могут быть благоприятны различные возрастные периоды жизни или жизненный путь в целом. Юность, когда личность особенно открыта для обучения наставником и учителем, помогающим ей обратиться к себе для того, чтобы научиться познавать, действовать, управлять. Зрелые годы, когда личность наиболее способна уединиться в себе, отрешиться от внешней жизни, согласовать заботу о теле и душе, сосредоточиться на самопознании, исправлении себя, оту-чении себя от дурного, «собирании себя». Вся жизнь, когда обращение к себе, самопознание и самопреобразование реализуются, непрерывно совершенствуясь, получая воплощения и отклики во внешнем мире.

5. Осуществление и развитие отношения к себе может иметь определенную целевую и смысловую ориентации. Различные типы ориентаций могут дополнять и взаимно обогащать друг друга, обусловливая связь и единство жизненных функций отношения к себе, вводя личность в полноту бытия.

Практика: отношение к себе может быть нацелено на эффективное участие Я в государственной, общес-

твенной и экономической деятельности; Я совершенствуется ради самоотдачи личности делам управления, образования, создания и умножения богатства. Истина: отношение к себе развивается во имя поиска истинного знания, создания готовности Я к принятию истины, испытания Я истиной, неутомимого познания мира, саморазвития в качестве проводника истины. «Истина дается субъекту только ценой введения в игру самого существования субъекта» (Фуко, 2007, с. 26). Другой: отношение к себе имеет целью и смыслом обучение, наставление других людей в самопознании, побуждение их к заботе о себе, помощь им в обращении к себе, «практике себя», создании текста о себе. Искусство жить: отношение к себе ориентировано на Я как источник душевной и телесной жизни, на приобретение опыта проживания и познание истины своего бытия, на высказывание истины о своей жизни и духовное преобразования себя в соответствии с истиной, на поиск своей формы жизни и создание своей жизни как произведения. Спасение: отношение к себе наполнено смыслом культивирования здоровья, долголетия, заботы о теле и его совершенстве; смыслом встречи с истиной; смыслом осуществления всей своей жизни на духовном уровне и обретения мудрости; смыслом веры и познания, самоотдачи Богу.

6. Для пробуждения, становления, реализации отношения к себе необходимо участие других людей, предстающих перед личностью такими же Я, как она сама: «для становления субъекта нужен другой субъект». Кто эти другие? У других, сопровождающих личность в приобретении

способности относиться к себе, появились в истории разные функции, роли, имена. Обращаться к себе личность могут побуждать философ, учитель, попечитель, наставник, духовный водитель, собеседник, советник в частной жизни, экзистенциальный консультант и психотерапевт. Что они делают? Они будят мышление, руководят сознанием, лечат душу, задают вопросы, ведут беседы, дают мудрые советы и наставления, произносят речи, помогают сделать правильный выбор, выпытывают, направляют к откровенным высказываниям, осуждают, исправляют, избавляют от пороков, создают трудные ситуации и помогают справиться с ними. Учитель учит ученика слушать себя, запоминать себя, узнавать свое незнание, обнаруживать свое знание, является специалистом по развитию субъективности. Терапевт улучшает душевное состояние пациента, обращая его к себе: исцеляет недуг его равнодушия к себе, служит проводником его обращения к себе, помогает ему выдерживать и высказывать знание о себе, вдохновляет его на почитание своей души. В чем они помогают? Личность получает у них поддержку в заботе о теле, в познании, в самопознании, в управлении своими делами, в образе жизни, в изменении себя, в рассказах о себе и своей жизни, в руководстве людьми, в приобретении мастерства.

7. Отношение к себе как потенциальная способность любой личности может исторически приобретать разную степень распространения в обществе. В своих развитых формах оно может быть: делом немногих — избранных, выдающихся, имеющих доступ к знанию, великим учителям,

власти, управлению; делом немногочисленных сообществ, состоящих из обычных людей, связанных дружественными связями на почве культивирования заботы о себе, исповедующих «моду» на самопознание и практику себя; делом многих индивидуальностей, практикующих в общении со многими другими лично избранные приемы познания себя, управления собой и совершенствования себя, расслышавших и уникально ответивших на общественный призыв и обязанность обратиться к себе. «Нельзя озаботиться собой всеобщим способом» (там же, с. 137).

8. Отношение к себе развивается в духовном измерении, когда основывается на совместном с другими поиске знания; на самопознании при поддержке других; на понимании, что знание вносит изменения в то, что мы собой представляем; на практике себя для блага других и на совершении пути к себе как пути к другим; на становлении собой для полноценного бытия с другими и обмене с ними истинными речами о мире и о себе. Многотрудный поиск истины, преломление ее собственными усилиями в практике своей жизни и передача «личной истины» другим для их блага означает этический способ существования, противоположный тому, который порождается реализацией негативных смыслов самоотношения: эгоизма, бравады, агрессивного самоутверждения, превосходства, противопоставления себя другим. Единство истины и этики как ценностей отношения к себе составляет его духовное основание. «Можно назвать "духовностью" те поиски, практики и опыт, посредством которых субъект производит в

самом себе изменения, необходимые для того, чтобы получить доступ к истине» (там же, с. 27).

9. Отношение к себе предполагает определенное представление о сущности «себя», Я, в зависимости от которого самоотношению отводится та или иная жизненная функция.

Априорное Я — данное изначально, всегда существующее, всеобщее, неизменное. Высшее Я — достигаемое путем аскезы, идеального отношения к себе. Телесное Я — тело личности, природное основание ее души, место прижизненного существования индивидуального душевного мира, предмет заботы и практики себя. Обретаемое Я — являющееся результатом развития отношения к себе, направленного на познание и создание себя в различных ипостасях. Действующее Я — движущая сила телесной и душевной жизни, соотносящая и связывающая прошлое, настоящее, будущее, осознающая собственные жизненные усилия, возможности и опыт, строящая жизнь.

Функционально Я может выступать причиной, идеалом, смыслом и целью существования личности, ее жизненной основой и субъектом жизни. Многоплановое понимание возможностей своего Я и богатство реализации его функций позволяет личности достичь полноты отношения к себе.

10. В архитектонике и реализации отношения к себе особая роль принадлежит слову и речи. Воплощая единство знака, образа означаемого, значения, смысла, интонации и интенции к действию, слово в контексте самоотношения имеет множественные потенциалы. Это поворот сознания на себя; помощь в узнава-

нии, запоминании и вспоминании себя; выражение самопереживаний и представлений о себе; придание формы размышлениям о себе; внутренняя оценка себя; подталкивание себя к действиям; удержание своих намерений; обращение к другим и ответы им по поводу себя; самовысказывание, импровизация о себе; ведение диалога с собой. Древними метафорами этих потенциалов, в представлении М. Фуко, являются: оснащение и снаряжение, защита и укрытие, укрепление и хранилище, кормчий и помощник. Искусно пользуясь самообращенной речью, личность может стать для себя учителем, терапевтом, исследователем, защитником, руководителем.

11. Отношению к себе присуща различная продуктивность, зависящая от того, на что нацелено самоотношение и какие смыслы оно реализует в жизни. Продуктивность состоит в конкретных субъективных и объективных результатах действующего самоотношения, в его последствиях для личности и других, в его собственных изменениях и достигнутых уровнях развития. В целом продуктивность отношения к себе определяет то, насколько личности удалось выстроить «коррелятивный себе» внешний и внутренний мир.

Продуктивными эффектами самоотношения являются: развитие познания — усовершенствование своих приемов припоминания, узнавания, представления и размышления, направляемых на поиск сущности вещей; развитие себя познающего — приобретение способности добывать истинные знания; движение в самопознании — умножение и углубление знаний о себе и методов

познания себя, овладение приемами рефлексии, направленной на познание, переживание и действие; изменение себя — усовершенствование тела, достижение новых душевных состояний, освоение новых способов жизни, обновление своих представлений, разрешение своих противоречий, чувство преображения. В числе этих эффектов — развитие деятельности: самостоятельное овладение новыми умениями и техниками политической, экономической, обучающей и терапевтической практики; передача опыта самопознания: обучение других познавать свое Я; укрепление веры: исповедь, покаяние, самоотречение, просветление, самоотдача Богу; творчество: уникальное мастерство в рефлексии и самоисследовании, раскрытии тайн своей души и решении проблем внешнего мира.

12. Способом поддержания связи с собой, контроля своих душевных движений и действий, направленных на себя, получения ответов на собственную активность в мире, выявления и разрешения своих противоречий является рефлексия личности. Рефлексивный план самоотношения исторически приобрел формы, во-первых, поиска истины в себе, во-вторых, размышления о том, что ты думаешь о себе и действуешь ли так, как думаешь, испытания себя правдой о себе и своих жизненных коллизиях, в-третьих, метода наблюдений за ходом своего мышления, познающего мир и человека в мире, в-четвертых, искусства понимания того, как достичь собственного жизненного присутствия, действенности, эффективности и благополучия. «Именно формы рефлексивности

конституируют субъекта как такового. История этого конституирова-ния — история принципа "Познай самого себя"» (там же, с. 502)

Самопознание в формах создания теорий человека, размышлений о себе, интимного личного самовопро-шания и откровенных самовысказываний образует важнейшую линию культурогенеза отношения к себе с начала христианской эпохи до современности.

Дополняя, детализируя приведенные культурогенетические характеристики самоотношения, обратимся к некоторым современным аспектам отношения личности к себе, укорененным в европейской культурной динамике и освещенным в текстах о личности XX в.

Полагаем, что для развития культуры, разработки персонологии, а также широкой трансляции лич-ностно ценного знания, необходимо обогащение арсенала моделей интерпретации, анализа и практики самоотношения на основе раскрытия нового потенциала трудов выдающихся отечественных мыслителей-персоналистов. В частности, это работы С.Л. Рубинштейна, М.М. Бахтина, М.К. Мамардашвили, онтологически и психологически обосновывающие важность развития рефлексивного, творчески диалогического и феноменологического аспектов отношения личности к себе. На наш взгляд, современное распространение данных характеристик самоотношения призвано обусловить новый виток в многовековом процессе становления «индивидуального», «персонального» типа культуры.

Рассмотрим модели развития отношения к себе, построенные методом

реконструкции и систематизации идей и практик, заключенных в текстах названных авторов.

Модель рефлексивного развития отношения к себе разработана путем экспликации положений работы С.Л. Рубинштейна «Человек и мир» (Рубинштейн, 1973), посвященных способу и содержанию познания человеком себя в своем присутствии и соотношении с миром.

Познавательная активность человека в мире, частью которого является сам человек, осознающий и определяющий свое бытие, представлена С.Л. Рубинштейном на предельном уровне ее развития, задающем высшие критерии самопознания конкретной личности. «Субъекты, личности внутри сущего, осуществляют познание этого сущего, как вещного, так и личностного» (там же, с. 337). «В какой мере и как субъект, познающий мир, может быть познан и, значит, стать для себя объектом познания?» (там же, с. 340).

С.Л. Рубинштейн развертывает обширный диапазон связей человека с миром, познаваемых в философ-ско-антропологическом, индивидуально-психологическом и рефлексивном планах. Согласно автору, содержание этого диапазона определяет задачи онтологически обоснованной теоретической и практической поддержки личности в ее существовании, а также способы ее обращения к себе, размышлений о себе и самопонимания.

Познание человеком мира, бытия, жизни С.Л. Рубинштейн определяет в качестве «отношения», указывающего на единство мышления, переживания, оценки и действия в направленности Я на значимые познава-

тельные объекты. Если таким объектом выступает Я или Я сам человека, то речь идет о познавательном отношении к себе, которое может осуществляться на уровне мотивацион-но, эмоционально и ценностно насыщенной рефлексии, в пределе ориентированной на прояснение и развитие личностью собственных свойств и основных отношений к жизни: этического, эстетического, теоретического и практического.

Рефлексия как познавательный срез самоотношения конкретных личностей может обладать различными степенями содержательного наполнения, процессуального совершенства, целостности строения, действенности, проблемности и конструктивных влияний на индивидуальную и общественную жизнь. С.Л. Рубинштейн намечает контуры поступательной личностной рефлексии, которая является его собственной уникальной практикой, имплицитно реализованной при создании текста его труда. Тема единичного, моего Я, размышляющего о всечеловеческой и собственной жизни, отчетливо звучит в развертке его глубоких онтологических идей. В этой развертке, ведущей к определению основополагающих смыслов жизни, запечатлен опыт самопознания и самоотношения философа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст С.Л. Рубинштейна диалогичен в плане страстной обращенности к широкой научной аудитории, в плане постановки общезначимых проблем, направляющих его научный поиск, и в плане скрытого самовопро-шания, помещающего автора как человека и индивидуальность в пространство человечества, общества, другого, Мы и Я. Роль рефлексивного

подтекста размышлений С.Л. Рубинштейна трудно переоценить при его психологической экспликации, а также развивающем и психотерапевтическом приложении. В целом это «философская практика себя», значение которой автор определил в терминах «способа жизни», связанного с появлением рефлексии. «Она как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Человек как бы занимает позицию вне ее... для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней для суждения о ней» (там же, с. 351).

Мы наметили модель рефлексивного развития самоотношения в форме вопросов, которые могут направлять самоисследование личности на пересечении онтологического и индивидуального измерений ее жизни. Вопросы реконструированы на основе анализа идей С.Л. Рубинштейна, освещающих следующие темы познания человеком себя и своего бытия в мире.

1. Включенность человека в состав бытия наряду с другими людьми и приобретение человеком качеств «бытийствующего» и «общественного», а миром — качества «исторического». Обусловленность свойств человека свойствами того, что с ним соотносится, и наоборот. «Человек должен быть взят внутри бытия, в своем специфическом отношении к нему, как субъект познания и действия, как субъект жизни... Бытие как объект познания — это бытие, включающее и субъекта» (там же, с. 332).

2. Воссоздание и обновление в отношениях индивидуального чело-

века к миру тех общественных отношений, которые сложились между людьми, у многих людей, у индивида с другими индивидами по поводу познания истины, поиска красоты, утверждения добра, доверия и любви к человеку, преобразующей деятельности. «Общее проявляется в единичном через отношение единичного к единичному, когда одно единичное выступает в качестве эквивалента другого» (там же, с. 333).

3. Осуществление индивидуальной жизни как специфической формы бытия конкретного человека в мире, состоящей в пребывании, изменении, развитии, испытании, участии, действии, воздействии, порождении новых причинных связей в мире.

4. Выражение и изменение в жизни человека индивидуальной меры самоопределения и определения другим, детерминации и самодетерминации во взаимоотношениях с людьми, т.е. развитие человека в качестве субъекта. Человек является субъектом жизни в силу своей уходящей вглубь, в бесконечность других существований способности находиться в состоянии взаимодействия, становления, преобразования, отношения. Способность «жить» определяется отношениями личности к миру и другим людям в модальностях: хочу — могу — умею — действую — создаю.

5. Существование субъекта как центра преломления внешних воздействий, внутренней основы своей жизни, возможности собственных изменений, места порождения активности, качественной определенности своего бытия, причины своей устойчивости и изменчивости во взаимодействии с другими людьми.

Субъект жизни «выступает как самодействующая причинность по отношению к себе» (там же, с. 287).

6. Пребывание и активность индивидуального человека, единичной личности во множественных отношениях с другими людьми, в отношениях к другим как объектам для себя, в отношении к себе как объекту для других и для себя, в установлении субъект-субъектных отношений к другим и к себе. «Я как предмет самосознания предполагает единство субъекта и объекта. Я выступает как имеющее себя предметом отношения себя самого» (там же, с. 334).

7. Развитие отношения к себе внутри отношений к другим как сознательной деятельности Я в адрес других и самосознания своего активного присутствия в других жизнях. К себе относится Я как человек, субъект, сознательный деятель, реальная личность, а не только индивидуальное сознание или психика. Я — «это сознательно действующее лицо, субъект как жизни вообще, так, в частности, и познания, осознания мира и самого себя как сознательного существа, осознающего мир... и изменяющего его в качестве действующего лица в процессе теоретической и практической деятельности и в качестве субъекта деятельности осознания» (там же, с. 335).

8. Становление конкретного Я в качестве объекта и субъекта для другого конкретного Я, которое также является объектом и субъектом для множества других Я. Каждое отдельное Я выступает условием существования других Я, имплицирует их, становится Мы, входит во всеобщее Я и одновременно является единственным моим. Все Я, в том числе

«мое», обратимы, определяются через свои отношения друг к другу, в которых обретают самих себя.

9. Существование другого не в смысле его противоположности или приоритета в сравнении с моим Я, а в смысле его позиции, которую он занимает, исходя «от меня». Другой является частью меня, как я являюсь его частью, и каждый из нас может отнестись к себе, как другому, и к другому, как себе. Мое единство с другим состоит в том, что в текущей жизни его Я воссоздает в себе то, что мною воспринято и осознано в мире, и «меня самого».

10. Наличие у человека особого способа жизни, состоящего в его множественных отношениях к миру и своему существованию в нем, образуемых сознанием и деятельностью. Отношение к себе представлено в данном способе как самосознание и самодеятельность, исходящие от реалий осознанных действий человека в мире. Мир и Я сам даны человеку в качестве предмета и продукта его восприятия, чувства, мышления и действия только через жизненные отношения мира к Я и Я к миру. Сами отношения в своей архитектонике включают акты созерцания, познания, переживания, занятия позиции, практической активности человека, направленные на индивидуальные значимости жизни. Существование реальных отношений к своим значи-мостям создает условия для неотчужденного, подлинно личностного бытия человека. «Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть своя позиция, свое ярко выраженное отношение к своей жизни» (Рубинштейн, 1989, с. 241).

11. Вовлеченность личности в значимые жизненные ситуации, где

сходятся, пересекаются и вызывают «взрывные действия» ее различные отношения. Ситуации, по сути, есть формы становления жизни. Ситуация включает в себя внешние и внутренние условия, личность, других людей и их взаимодействия, психическую и практическую активность участников, проблему, заключенную в скрытых связях и противоречиях элементов ситуации, всплеск жизненных отношений личности, вскрывающий и разрешающий проблему, момент преобразования ситуации, рефлексию личности и создание условий для возникновения новой значимой ситуации. «Таково сложное строение человеческого бытия и бытия, включающего человека» (Рубинштейн, 1973, с. 341). Здесь основания противоречивости, проблем-ности жизни, побуждающей личность изменяться и изменять себя. Путем взрыва, ломки, расщепления ситуации, выявления в ней нового совершается развитие личности.

12. Обусловленность Я и его аспектов личностными отношениями к конкретным жизненным ситуациям, которые выявляют и развивают различные свойства и стороны личности, ставя ее в позиции осознающей, переживающей, действующей, поступающей, встречающей противоречия, демаскирующей скрытое. Существует тесная связь наличного бытия человека, его качественной определенности, его новых свойств и его самосознания. «Действие, изменяющее наличное бытие, .изменяет, реализует что-то новое в самом человеке, что вызывается именно этим действием в этой ситуации» (там же,

с. 345). «Мое действие отрицает меня самого в каком-то аспекте, а в каком-то меня преобразует, выявляет и реализует» (там же, с. 344).

13. Неразрывность связи отношения личности к другому человеку и к себе в мире ценностей и идеалов. Осуществление отношения к другой личности в измерении собственных этических суждений, выборов и поступков, в измерении любви к ней как утверждения ее бытия, в измерении красоты ее лица, позы, движения, звучания голоса, телесной пластики, мимики, в измерении истины как достижения правды, справедливости, искренности в раздумьях и поступках, адресованных ей.

14. Необходимость реализации самосознания и самодеятельности в таких же ценностных координатах, как осуществление сознания и деятельности, направленных на другого человека. Сущность Я для себя, сущность личной жизни раскрывается в этическом, эстетическом, познавательном, юмористическом самоотношении и отношениях Я к другому человеку и ко многим другим людям, отвечающим на эти отношения и показывающим человеку ценностный масштаб его жизни. Обмен отношениями в мире ценностей порождает чувство собственной свободы у относящихся друг к другу личностей в пространстве культуры.

15. Формирование в процессе индивидуального бытия обобщенного отношения к жизни, интегрирующего отношения личности в отдельных жизненных ситуациях, а также отношения, длительно связывающие личность с ее основными жизненными значимостями. Обобщенное отношение выражает устойчивые позиции

личности по вопросам жизни и смерти, добра и зла, истины и заблуждения, свободы и необходимости, уважения к человеку или презрения к нему. Таким образом, определяется фундаментальный смысл участия личности в человеческом бытии, состоящий или в проживании его трагичности, или в его разрушении, или в его строительстве, или в его обесценивании, или в творческой причастности к нему, или в выработке серьезного, мудрого и ответственного отношения к нему. Обобщенное отношение к жизни может изменяться на основе отношения личности к себе, посредством рефлексивных смысловых переакцентировок и деятельной реализации новых смыслов.

Выделенные темы самопознания человека в контексте собственного бытия в мире мы рассматриваем как задающие содержание и логику практики индивидуальной рефлексии, включающей следующие вопросы.

Осознаю ли я себя существующим в мире, как чувствую свое существование?

Испытываю ли уверенность в пространстве своей жизни?

Как я оцениваю воздействие мира на себя?

Есть ли в мире особое место для меня и моей активности?

Что, прежде всего, составляет мой мир?

Осознаю ли себя живущим в природном, культурном, социальном измерениях?

Чувствую я согласие с данными мне условиями и обстоятельствами жизни?

Существую ли я для многих других людей?

Кто из людей является необходимой частью моего мира?

В чем я активен по отношению к другим?

Чью активность и чьи влияния я чувствую на себе?

Ощущаю ли я свою общность с другими людьми, в чем она состоит?

Я — один из многих, единственный во множестве или единичный в обществе?

Рассматриваю я себя как «индивидуальную личность»?

Что самое важное из того, что соединяет меня с другими?

Что для меня важнее: моя уникальность или мое сходство с другими?

Означает ли моя индивидуальность исключительность среди других?

Вижу ли я себя в качестве «эквивалента» других людей?

Интересна ли для меня моя жизнь, что она такое для меня?

Что значит для меня «жить»?

Прилагаю ли я усилия, чтобы жить?

Чувствую ли, что моя жизнь зависит от меня?

Нужна моя жизнь для жизни других людей?

Осознаю я свои изменения в процессе жизни, в чем они состоят?

От чего я завишу в своей жизни?

Что зависит в моей жизни от меня?

Что я хочу, к чему стремлюсь в своей жизни?

Что я могу в своей жизни?

Что я способен делать в своей жизни?

Как я обращаюсь со своими способностями?

Каковы мои жизненные достижения?

Началом, источником чего я являюсь в жизни?

Есть во мне то, что является причиной моих желаний, замыслов, поступков?

Могу ли я вызвать важные события, значимые ситуации в жизни других?

Важны для меня отдаленные последствия моих решений, действий, поступков?

Вижу я себя как объект познания, переживаний и деятельности других?

Способен ли я признать, что другие иногда становятся «объектом» для меня?

Могу ли я относиться к себе и другому как равным, автономным личностям?

Нужны мне другие люди, чтобы осознать свою реальность и быть активным?

Что такое для меня «я сам»?

Что значит для меня «быть собой»?

Кто из людей мне необходим, чтобы узнавать о себе и чувствовать себя собой?

Что я делаю, чтобы получить ответ, встретить отклик и отдачу других людей?

Встречи с кем открыли для меня что-то новое во мне?

В общении с кем я чувствую прилив сил, желание действовать, вдохновение?

Кто из людей является действующими лицами моего внутреннего мира?

С кем я внутренне ощущаю свое сродство?

Кто, по-моему, чувствует и осознает мою важную роль в его жизни?

Кто ощущает и принимает сходство, общность со мной?

С кем я разделяю большую часть своих впечатлений, переживаний, мыслей?

Для кого важно то, что я пытаюсь передать, выразить, раскрыть ему?

За кого я несу ответственность в своей жизни?

Кто принял ответственность за меня в своей жизни?

Что значимо для меня в жизни?

Доступно ли это для меня?

Хотел бы я обладать этим?

Могу ли я сделать это своим?

Что я делаю, чтобы значимости наполнили мою жизнь?

Приходилось мне отказываться от своих значимостей?

Какая ситуация является особенно важной в моей жизни?

Что именно значимо в ней для меня?

Что произошло в ситуации, было это хорошо или плохо для меня?

Что было неизвестным, таинственным в ситуации?

Что составило противоречие ситуации?

Что удалось понять и осмыслить в ситуации?

Как я действовал и что сделал в ситуации?

Как я переживаю ситуацию и оцениваю свою позицию в ней?

Как разрешилась коллизия ситуации?

Каковы последствия происшедшего в ситуации для других людей?

Что изменилось во мне и моей жизни вследствие данной ситуации?

Завершилась эта ситуация для меня субъективно?

Что в жизни является добром и злом для меня?

Что в мире и жизни является красотой для меня?

Что для меня истина?

Какие возможности познать истину я вижу в своей жизни?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда я почувствовал, что совершилась справедливость?

Слышу ли я в себе голос совести, что значит для меня «жить по совести»?

Что для меня означает «личная свобода»?

Когда я испытываю чувство собственной свободы?

Что является основным смыслом моей жизни?

В чем состоит ведущая цель моей жизни?

Что кажется для меня возможным и невозможным в собственной жизни?

Что я не смог бы перенести в своей жизни?

В чем я еще не состоялся, в чем меня еще нет?

Каким является мое общее ощущение от проживания своей жизни?

Чего я хотел бы достичь всей своей жизнью?

Что может выйти из всей моей жизни?

Чьи жизни являются для меня ориентирами в собственном жизненном пути?

Реконструкция рефлексивного контекста теории С.Л. Рубинштейна имеет, на наш взгляд, как исследовательское, так и практическое значение. Обращаясь к приведенной развертке вопросов, соотнося их с собственной индивидуальностью и отвечая на них, конкретная личность может углубить, умножить и систематизировать знания о себе.

Моделирование рефлексии на основе идей С.Л. Рубинштейна, занявших достойное место в современной философской и психологической культуре, означает, по сути, обращение к проблематике «другого» и его возможных влияний на самопознание конкретной личности в жизненном и культурном диалоге с ним. Но, безусловно, участие «другого» в становлении отношения к себе выходит далеко за пределы развития самопознания личности.

В каждом моменте становления и реализации отношения к себе есть место творчеству, совершающемуся по поводу самоопределения в контексте со-бытия, сознательной жизни, совместного действия, сопереживания, согласования знаний — представлений — впечатлений, а также создания нового. Я и «другой» являются одновременно авторами и соавторами творческого самоотношения каждого. Ресурс творчества, за-

ключенный в отношении к себе, является неисчерпаемым в силу его неразрывной связи со всеми жизненными отношениями личности, выводящими ее за пределы Я, во взаимодействия с «другими» в пространстве культуры.

Как концептуально, методически, практически учесть диалогический и творческий потенциалы самоотношения, учитывая их жизненное единство?

Приведем интерпретационную

модель творчески-диалогического развития отношения личности к себе, разработанную методом реконструкции и синтеза идей работы М.М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» (Бахтин, 2001).

1. Личность является непространственным центром душевной жизни, организующим началом жизненных отношений в единстве их эмоциональной, волевой, познавательной и поступковой установок, смысловым обоснованием жизни, средоточием интимности, инициатором ценностных событий, субъектом упорядочивания внешнего и внутреннего мира, самосознанием «предстояния себе», побуждающим к продуктивной активности, условием «инкарнации», или оживления, своих отношений в текущей жизни.

2. Каждое подлинное отношение к миру обладает потенциалом творчества, направленного на придание объектам целостности, содержательности и ценностной полноты. Творческое отношение выявляет богатство видимых и скрытых качеств объекта, а также обобщает, изменяет и совершенствует их путем поисковой деятельности субъекта. Отношение

не только «ловит» объект как личную значимость, но и «досоздает» его. Относиться — значит становиться автором объекта. «Всякое принципиальное отношение носит творческий, продуктивный характер. То, что мы в жизни, в познании и в поступке называем определенным предметом, обретает свою определенность, свой лик лишь в нашем отношении к нему: наше отношение определяет предмет и его структуру, но не обратно; .когда мы отходим от своего принципиального отношения к вещам и миру, определенность предмета противостоит нам как что-то чужое и независимое, . и мы сами теряем себя и устойчивую определенность мира» (там же, с. 33). Творческие отношения к предметному миру строят мир Я, который личность обретает и обновляет в творческом отношении к себе.

3. Отношения к миру в своем продуктивном движении предполагают смену свободных жизненных актов и состояний личности: вчувствова-ния, вспоминания, вживания, принятия, осмысления, отстояния, внена-ходимости, занятия позиции, преобразования объекта. Осуществление творческого отношения невозможно при условии слияния с объектом, потери себя в нем, чрезмерного сокращения дистанции в связи с ним, присвоения объекта, отказа другим людям в освоении и обладании им в жизни. Это в полной мере касается самоотношения личности. «Я для себя являюсь субъектом активности видения, слушания, осязания, мышления, чувствования; я как бы выхожу из себя в своих переживаниях и направлен вперед на себя, на мир, на объект. Объект противостоит мне

как субъекту. Речь идет не о гносеологической корреляции субъекта -объекта, а о жизненной корреляции меня - единственного субъекта и всего остального мира» (там же, с. 64).

4. Продуктивное отношение к себе возможно только в мире культуры, человеческих ценностей, в культурном диалоге при участии конкретных «других» в ценностно-смысловом развитии личности. Все в индивидуальном бытии «горит заемным ценностным светом других». Самоотношение пробуждается и активизируется во встречах личности с эстетическим, этическим, познавательным, творческим отношением другой личности и наполняется соответствующим «отраженным», индивидуализированным содержанием. Критерии своей принадлежности к ценностному миру и силы быть в нем личность принимает от «других». «Я сам не могу быть автором своей собственной ценности, как я не могу поднять себя за волосы» (там же, с. 61). При этом диалог Я и «другого» неизбежно носит напряженный, противоречивый характер, благодаря которому только и возможно приращение содержаний Я. «Диалог представляет собой борьбу между ценностными контекстами жизни личностей, выражение столкновения между их различными эмоционально-волевыми позициями, занятыми ими в одном и том же событии, выражение борьбы оценок» (там же, с. 17).

5. В диалоге, происходящем во множестве жизненных событий, создается образ моего телесного и душевного Я, добывается новое знание о Я, обогащается опыт деятельности Я, обновляется, совершенствуется предметная среда самоотношения,

развивается рефлексия, расширяются границы ценностного самовыражения. В зазоре моего переживания себя и выраженного переживания меня «другим» рождаются мои интенции к самоизменениям. Я объединяюсь с «другим», имеющим избыток видения меня, чтобы понять, чего я не знаю о себе, чтобы с его помощью вскрыть и разрешить проблемы своей жизни, чтобы посредством его глубже понять себя, чтобы встретиться с тайной своего существования в нем, чтобы рассказать о себе и вместе с ним строить жизнь. «Когда нас двое, то с точки зрения действительной продуктивности события важно не то, что, кроме меня, есть еще один, по существу такой же человек, а то, что это другой для меня человек. В этом смысле его простое сочувствие моей жизни не есть слияние в одно существо, .а есть существенное обогащение события, ибо моя жизнь сопереживается им в новой форме, в новой ценностной категории — как жизнь другого человека» (там же, с. 112). Мы улавливаем отражения нашей жизни в сознании других людей, учитываем оценочные оттенки в их отношении к нам, предвосхищаем их позиции во взаимодействии с нами, и все это составляет необходимый материал для нашего перспективного самоопределения. Но если мы не входим в диалоги с другими людьми, их представления о нас становятся «мертвыми точками» нашей бессознательной жизни. Иногда они сгущаются в наш «двойник», который пугает нас внезапным появлением в сознании, чуждостью и завершенностью.

6. Для творческого отношения к себе необходима атмосфера любяще-

го сознания и действия «другого». Смысл любви, укорененный в этическом, религиозном, эстетическом и интимно-личном бытии людей, побуждает другого человека занимать по отношению ко мне разнообразные позиции, обеспечивающие мою самостоятельность: позиции вне — рядом — вместе — внутри — против — в единстве. Самостоятельность в противовес зависимости и пассивности означает суверенную жизнь моей души в относительном отвлечении от влияний «другого». «Душа - это совпадающее само с собою, себе равное, замкнутое целое внутренней жизни, постулирующее вненаходя-щуюся любящую активность другого» (там же, с. 154). В любовном отношении ко мне «другой» приносит в дар утверждение моего бытия, высокую оценку, идеальный смысл, любование, милование, доверие, уважение и понимание меня. В значимой встрече с отношением любящего «другого» я свободно принимаю его видение меня, разделяю с ним активность его памяти, воображения и мышления, посвященную мне, работаю над собой по его желаниям и замыслам, создаю себя по его заданию и проектам, превосхожу его ожидания и отвечаю своим творческим отношением к нему.

7. В диалоге с «другим», реализуя этическое, эстетическое, познавательное и деятельное самоотношение, личность формирует собственные жизненные границы. Они охватывают внешний мир ее практической активности, ее наружность, внутреннее тело и душевный мир, включая рефлексивное и феноменологическое пространство. Роль «другого» и Я в построении границ и

содержания разных миров является различной. В частности, «другому» принадлежит ведущая роль в развитии самосознания наружности, или внешнего тела, личности. Именно «другой» в ипостасях культуры, общества, конкретных людей является авторитетным автором внешнего тела личности. «Моя наружность не может стать моментом моей характеристики для себя самого. В категории Я моя наружность не может переживаться как объемлющая и завершающая меня ценность; переживается она лишь в категории «другого», и нужно самого себя подвести под эту категорию, чтобы увидеть себя как момент внешнего единого живописно-пластического мира» (там же, с. 61). Не видя в «другом» создателя моего облика, не соотнося созданный им образ со сконструированным мною образом себя, не учитывая возможной эмоционально-оценочной реакции «другого» на мою наружность, я никогда не раскрою тайну своего внешнего выражения. При этом внутреннее тело — эквивалент внешнего тела, целое витальных ощущений, влечений и потребностей — дается только самосознанию самой личности, хотя совершенствуется и согласуется с образом наружности при поддержке «другого». Душевный мир личности постигается, развивается и ею самой, и «другим», но только сама личность может свободно раздвигать границы и умножать уникальные содержания этого мира. Мир практической активности личности приобретает свои границы на основе взаимодействия и содействия «другого» и наполняется личностью собственными действиями, поступками и их продуктивными ре-

зультатами в качестве соавтора близкого или дальнего «другого». В рефлексивном мире личность имеет возможность охватить все границы своей жизни, занимая позицию самодостаточности в проживании, став на какой-то момент творцом Я-для-се-бя. «Взглянув на себя глазами "другого", мы в жизни всегда возвращаемся в себя самих, и последнее, как бы резюмирующее событие совершается в нас в категориях собственной жизни» (там же, с. 43).

8. Личность стремится достичь чистоты творческого самоотношения, обращаясь к художественному, религиозному или философско-пси-хологическому написанию исповеди, автобиографического рассказа, жизнеописания. Однако личный характер такого повествования всегда неизбежно сочетается с явным или неявным присутствием разнообразных значимых «других». «Чистый одинокий самоотчет невозможен. Известная степень тепла нужна в окружающей меня ценностной атмосфере, чтобы самосознание и самовысказывание могли осуществиться в ней, чтобы началась жизнь» (там же, с. 165). «Другой» задает культурную форму текста, является идеальным или реальным собеседником, выступает внутренней инстанцией осуждения, помилования и спасения, мыслится как самый желаемый адресат, существует как организующая ценностная сила рефлексии. Собственная жизнь освещается автором как возможный рассказ о ней авторитетного «другого». Во всей своей аутентичности самоотношению рассказ о себе является моментом несовпадения личности с собой, открывая перспективу жизненного движения

Я к будущим реальным событиям прощения, понимания, оправдания «другими» и преодоления, обновления, преображения себя.

9. Творческая сущность отношения к себе выражается в активных установках личности на переосмысление своего прошлого, завоевание себя в каждом моменте настоящего, предстояние себе в будущем и новые замыслы своей жизни. Активность самоотношения состоит в том, что оно в своем ценностно-смысловом и временном измерении проходит через все переживания, отношения и действия как «мои», «не отпускает» их от меня, оживляет их, поддерживает и мою верность себе, и преобразования себя в наступающей жизни перед лицом должного, заданного «другими». «Осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом; вне него меня нет для себя самого» (там же, с. 142). Самоотношение открыто к развитию в трансспективе жизни благодаря поступкам, совершаемым делом, словом, мыслью, чувством, которые меняют ситуации осознаваемого ценностного присутствия и участия личности в жизни «других». Поступок вплетен в архитектонику самоотношения, позволяя личности каждый раз встретиться с новой реальностью себя в жизненном взаимодействии с «другими». Поступковая продуктивность отношения к себе оживляет и создает такие моменты внутреннего и внешнего бытия личности, что она чувствует себя дома в ценностном, творческом мире других людей, «свершивших в нем свою жизнь, — мире Христа, Сократа, Пушкина...» (там же, с. 134).

10. Творчески-диалогическое раскрытие Я-для-себя в условиях цен-

ностных жизнеотношений, любви и избытка видения со стороны «других», построения своих жизненных границ, создания текстов о себе, поступков и событий «инкарнации» развивает личность в качестве автора себя и индивидуальности особого рода. Это единственность самопознания, оформления и выражения себя в соотношении с «другими», а не видимая, познанная и оформленная другими людьми «индивидуальность» (там же, с. 225).

Приведенная модель теоретически обозначает для персонолога широкий жизненный контекст развития отношения к себе с акцентами на влияние творчества и диалога. Она может выступить концептуальной основой методических и практических шагов в психологической поддержке личности как субъекта позитивной, продуктивной и уникальной связи с собой.

По мотивам размышлений М.М. Бахтина мы наметили континуальную модель Я-позиций, развивающих творчески-диалогическое самоотношение личности. Она включает конкретные содержательные координаты осуществления рефлексии и «практики себя», которые могут быть представлены в различных методиках и технологиях, ориентированных на Я.

Я осознаю себя «другим», единственным в сравнении с окружающими. Вступаю во взаимоотношения с другим человеком в актах самодеятельности, самовыражения, самореализации. Добываю знания о себе посредством изучения отношений ко мне «другого». «Овнутряю» и создаю «другого» как активное содержание моего душевного мира. Вижу «другого» не только в себе, но и в реальности

его собственной жизни. Вызываю себя к жизни в новом для меня «другом». Нахожу себя живущим и действующим во внутреннем и внешнем мире значимого «другого». Заимствую как материал для творчества образ себя, знание о себе, идеал Я у «другого». Стараюсь быть принятым, запечатленным и творчески вовлеченным в мир «другого», расширяя границы себя. Принимаю или отрицаю «другого», чьи влияния на себя ощущаю и осознаю. Стремлюсь освободиться от магии своего присутствия в «другом», не зависеть от него. Исследую себя как отраженного в «другом», стремясь уловить истину своей данности в нем. Воссоздаю в «другом» свой образ, позволяющий нам быть вместе. Самоопределяюсь в ценностно-культурных отношениях к «другому»: религиозном, этическом, познавательном, эстетическом. Обращаюсь в саморазвитии к «дальнему другому», который не был в моей реальной жизни: учителю, образцу, идеалу, выдающемуся человеку, герою произведения, человеку другой культуры или эпохи. Изучаю мир «другого», в котором меня еще нет, или где меня отрицают, или который закрыт для меня. Разрешаю внешние и внутренние противоречия с «другим», определяя его место и роль в своей жизни. Открываю свои возможности и ограничения в отношениях с «другим». Иду на поступки помощи и поддержки «другого», испытывая и обновляя себя. Занимаю позицию самоотдачи в адрес «другого», становясь автором изменений его и себя. Интегрирую моменты присутствия «другого» во мне и моей жизни во внутреннем или внешнем образе, тексте, символе. Продлеваю свое время жизни в культурных вкладах и влияниях на других.

Творческий характер индивидуального самоотношения во многом является результатом приобретения

личностью опыта целостного глубинного отражения, интенсивного проживания, сознательного присвоения и авторского осмысления значимых ситуаций и событий своей жизни. Одной из форм такого опыта является впечатление, или то, что «вспыхивает только в одной жизни», что «можно только лично пережить», что «случается только со мной». Оно отличается силой «невербального корня» (Мамардашвили, 1997), спонтанностью возникновения и появления в сознании, чувством «всплеска» подлинной и наполненной жизни, высоким потенциалом содержательного обогащения Я. Впечатление — это «летучее живое, какая-то летучая истина, какое-то летучее совершенство и полнота, которые летучи именно потому, что человек не может продлить этой полноты, — молний истины нельзя растянуть в долгое и ровное Солнце. » (там же, с. 394).

Проступившее в самосознании впечатление может стать для личности «кодом» тайны собственного бытия, нуждающимся в расшифровке, или символом загадочных событий внутренней жизни, требующим понимания, или проблемой непредсказуемого жизненного процесса, ожидающей решения, или новым знанием о себе, ценным для рефлексии, или предметом художественных и фило-софско-психологических поисков и исследований. Превращение впечатления в тему познания и самопознания, в основание обращения к себе, достижения причастности к жизни и своей аутентичности может быть обеспечено феноменологической практикой личности как одним из способов развития отношения к себе.

В широком плане феноменологическая деятельность, ориентированная на впечатления, может быть определена следующим образом. Во-первых, это проживание, осознание и описание своих впечатлений. Во-вторых, самоисследование впечатлений и изучение впечатлений, представленных другими людьми в повествованиях о своей жизни. В-третьих, интуитивно-дискурсивная рефлексия и означивание своих впечатлений. В-четвертых, создание концептуальных моделей и текстов анализа впечатлений, применимых в самопознании других личностей: экспликация «логоса, услышанного мною» (там же, с. 28), которым можно «читать» впечатление. В-пятых, развитие душевной установки на уловление впечатлений и наполнение ими своей жизни, чтобы интенсивно, творчески «быть» и «становиться».

Ряд важнейших аспектов феноменологического подхода к впечатлению блистательно реализован М.К. Мамар-дашвили в труде «Психологическая топология пути» (1997). На основе анализа душевной динамики эго-героя М. Пруста он находит психологические «маркеры» впечатления, связанные с его возможностями в плане познания, усиления и обновления личностью себя и своей жизни.

В его имплицитной модели феноменологического развития отношения к себе выводятся предпосылки влияния впечатления на Я и индивидуальную жизнь при его истолковании (инскрипции) личностью. Личность испытывает изменения жизни и Я не только вследствие того, что познает возникшее впечатление и вводит его в контекст поведения, но

и потому, что своей позицией «внутри» него, своим диалогом с ним и отношением к нему непроизвольно пробуждает скрытые в глубине души силы жизненного самодвижения и самотворчества.

Обращаясь к впечатлению, воссоздавая его, личность задается вопросами: что со мной происходит на самом деле, где я стою, что на самом деле я чувствую, какое место я занимаю, что я испытываю, о чем свидетельствует мое состояние, каково мое действительное положение? Работа с впечатлением увеличивает разрешающую способность сознания, завоевывает новое видимое и незримое пространство для своего Я, приобретает способность «временить» в прошлом и настоящем. Так, неожиданно замеченный любящий взгляд может открыть личности ее истинное место в жизни другого человека, вызвать у нее явные и неявные самопереживания, самооценки, интенции к действию, выразить время ее присутствия в мире другого.

В понимании М.К. Мамардашви-ли, личность — это лик, проявленный при становлении человека «практикующим феноменологом» посредством проживания, прояснения и осознанного скрепления своих впечатлений в поиске подлинного Я. «Перед нами, во-первых, проблема установления отношения к некоторому трансцендентальному объекту, который может установиться в невербальном "я есть, я могу". И, во-вторых, это "я есть, я могу" не дано в моем наличном персонаже, в моем эмпирическом Я. И нырять в себя означает, прежде всего, избавляться от этого своего Я и разрушать его. Скажем, мы встретились с гением.

Как говорил Л.Н. Толстой, перед достоинствами гениев у нас есть только одно спасение — любовь к ним. Но для любви нужно — узнать, признать. А это очень трудно — узнать, не нырнув в себя.» (там же, с. 440). Через соотнесенные с собой впечатления мы становимся самодействующей причиной развития своих жизненных отношений, качеств, образа Я.

Какие же характеристики впечатления намечены М.К. Мамардашви-ли в поиске, как он выразился, его «простой модели»? Какие особенности впечатления запускают осознанное и «невербальное», восходящее и проникающее движение личности к самой себе? О чем говорят феномены впечатлений при их анализе? Какие феноменологические действия может осуществить личность, анализируя впечатление? Ответы на эти вопросы может дать следующая модель работы с впечатлением.

Обнаружение во впечатлении значимого объекта как глубинно укорененного, эмоционально насыщенного и запоминаемого образа с центром в виде «фигуры желания». Открытие впечатления как особой «точки сенсибилизации» жизни. Видение во впечатлении конкретного жизненного события, наложившегося на некую «рамку моей чувствительности». Установление связи впечатления с архетипом для обнаружения его самого глубокого источника. Узнавание во впечатлении ведущих жизненных отношений в виде «больших» чувств, мыслей, стремлений, идеалов. Понимание впечатления как «метки» своего сродства с некоторым объектом — эквивалентом жизненной ценности. Акцентирование во впечатлении момента проживания интенсивной, полной жизни. Прочувствование впечат-

ления как единственного, необратимого, невозвратного. Воссоздание, продление, обновление впечатления своим активным отношением к нему. Осмысление впечатления как значимого момента жизни, который затрагивает, захватывает, зачаровывает, «ангажирует» меня, позволяет присутствовать в жизни и стать «свидетелем себя». Осознание, что впечатление целостно, неразложимо, рационально невыразимо, но допускает мое присутствие в себе и мою творческую рефлексивную позицию. Интуитивное знание, что во впечатлении есть то, что мне не дано знать, пока нет моего обращения и включения в него. Отношение к впечатлению как выявляющему реальность моей действительной жизни. Обнаружение в ткани впечатления своих интенций к тому, чтобы «мочь быть», «рискнуть быть», «испытать жизнь». Поиск во впечатлении ощущения гармонии, как будто бы «мое пришло ко мне». Поиск жизненных оппозиций, о которых часто «говорит» впечатление, отношение к ним как к тому, что «создано друг для друга». Раскрытие во впечатлении момента разрыва границ самосознания, проявления тайны, напряжения, порыва заглянуть в «неизвестную родину», увидеть свое предназначение. Придание ценности впечатлению как способу амплификации сознания, выявления его творческого ресурса. Истолкование впечатления с тем, чтобы заново «вложиться» в свою жизнь, активно воссоздавая, «высвобождая» ее. Активное осознание впечатления для «расставания с собой», движения к возможному Я. Раскрытие во впечатлении сложного смыслового контекста жизни, обнаружение следов выполненных, нарождающихся, актуализованных и потенцирующих смыслов. Выражение впечатления в словесно-чувственно-образном тексте, имеющем пересечения с множеством текстов

других людей. Создание авторского «текста впечатления», обладающего значительным «культурным объемом».

Конкретные методики феноменологического анализа впечатления могут иметь форму интервью, рефлексивного вопросника, свободного самоописания, пробуждать и стимулировать творческую активность индивидуального самопознания.

Резюмируя все изложенное, подчеркнем неразрывную связь, соеди-

няющую разработанные модели развития самоотношения личности. Она состоит в том, что в области персоно-логического преломления истории культуры, онтологии и психологии раскрывается мощный источник жизненного становления индивидуального отношения к себе. Им является творческий диалог личности с «другими» и с собой, продленный и распространенный во время и пространство культуры.

Литература

Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2001.

Мамардашвили М. Психологическая топология пути (М. Пруст «В поисках утраченного времени). СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997.

Рикер П. Я — сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008.

Рубинштейн СЛ. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика. 1989. Т. 1.

Старовойтенко Е.Б. Психология личности: в парадигме жизненных отношений. М.: Академический проект, 2004.

Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический проект, 2007.

Старовойтенко Е.Б. Модель персоно-логии в парадигме «жизни» // Мир психологии. 2010. № 1. С. 157-173.

Фуко М. Герменевтика субъекта. СПб.: Наука, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.