человека, способов учебной деятельности, в изменении привычных для школьника связей, отношений и стереотипов поведения. Включаясь в учебную жизнь вуза, студент сталкивается со сложившейся, но пока еще незнакомой ему системой социальных функций, норм и способов действия в данном учебном заведении. Для того чтобы стать типичным представителем, он должен овладеть социально необходимыми функциями, ролями и ценностями, освоить систему общественных отношений и на этой основе выработать в себе такие качества и способы поведения, которые обеспечили бы ему успешную адаптацию к условиям вуза. Обозначенные трудности стали основой для осмысления проблемы психолого-педагогической поддержки первокурсников как процесса, направленного на оптимизацию адаптации [5].
Совершенствование службы психолого-педагогической поддержки показало улучшение результатов стимулирующего воздействия на студентов и возрастающую динамику позитивного влияния поддержки на их развитие. Вместе с тем, совершенствование психолого-педагогической поддержки поставило перед специалистами новую задачу: стимулировать развитие первокурсников не только в комфортных условиях повседневной помощи со стороны специалистов, но и усиливать их самостоятельность, инициативность, субъектность, их роль в постановке и реализации собственных целей, что позволяет говорить об активно адаптирующейся личности первокурсников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб. : Речь, 2004. - 166 с.
2. Абдулахамидова, Б.Н. Педагогические основы валеологического воспитания младших школьников / Б. Н. Абдулахамидова. - Ош, 2007. - 165 с.
3. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. - Казань, 1992. - 243 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М. : Смысл, 2003. - 134 с.
5. Иванова, М.А. Психологические аспекты адаптации студентов к высшей школе / М. А. Иванова. -СПб. : Нестор, 2000. - 149 с.
УДК 314.7
И.Б. Бритвина, г. Екатеринбург
Отношение к иноэтничным мигрантам как фактор их интеграции в
принимающее сообщество
В статье проанализировано отношение к иноэтничным мигрантам на примере жителей Екатеринбурга. Автор демонстрирует важность толерантного отношения к мигрантам в системе их адаптации. Стратегии адаптации иноэтничных мигрантов во многом связаны с отношением к ним со стороны россиян. Культурная адаптация является базовым элементом в системе адаптации приезжих на территории нашей страны.
Мигранты, иноэтничные мигранты, принимающее сообщество, адаптация, интеграция, отношение к мигрантам.
1.В. ВпМпа,
Yekaterinburg
Attitude to migrants of other nationalities as a factor in their integration
into the host society
The article analyzes the attitude towards migrants of other nationalities on the example of Yekaterinburg residents. The author demonstrates the importance of tolerance towards migrants in their system to adapt. Adaptation strategies migrants of other nationalities are largely due to the attitude towards him on the part of the Russians. Cultural adaptation is the basic elements of the system to adapt to the newcomers in our country.
Keywords: migrants, migrants of other nationalities, the host society, adaptation,integration, attitudes towards migrants.
Эксперты заявляют, что современный миграционный кризис является крупнейшим со времен Второй мировой войны. По данным Европейского союза, в 2014 г. было получено 600 тыс. заявлений от беженцев. В 2015 г. мигранты подали более миллиона заявлений на предоставление убежища. Около 800 тыс. мигрантов прибыло в Евросоюз незаконно через Грецию и Турцию [7].
Россия является и страной приема мигрантов (иммигрантов) и их транзита, и страной оттока мигрантов (эмигрантов). Наша страна вошла в тройку ведущих мировых центров иммиграции (после США и Германии), а в 2007 г. вышла на второе место в мире по количеству принимаемых мигрантов (после США). В 2013 г. миграционный прирост значительно усилил небольшой естественный прирост населения России, обеспечив 92,5% общего прироста численности населения страны [3]. По косвенным данным, уровень «накопленной» иммиграции приближается к 30 млн чел. [1].
В науке сосуществуют различные миграционные теории и подходы: неоклассические, макро- и микроуровневая теории, теория совокупной причинной обусловленности, теория новой экономической миграции, двойной трудовой рыночной миграции, мировой системы, социальных сетей, основного толчка и другие. Современная наука продемонстрировала, что миграционные процессы лишь частично поняты традиционными экономистами и не обусловлены лишь экономическими причинами.
Сторонники социокультурного подхода правомерно утверждают, что каждый мигрант является носителем специфической культуры, которая так или иначе отличается от той культуры, в которой он вынужден адаптироваться [6, с.14]. В концепции миграционного перехода, сформулированной демографами, обосновывается взаимосвязь фаз миграции с соответствующими фазами демографического перехода. В политике и социальных науках миграция также тесным образом связывается с демографическими процессами и рассматривается и как их причина, и как следствие. Теории, развивающиеся на стыке экономики, социологии и культурологии, более содержательно объясняют поведение мигрантов (концепция нового синтеза, концепция социальной вложенности, концепция культурной вложенности/встроенности миграции, концепция депривации, неоинституционализации и др.).
Современная тенденция изучения миграции такова, что, при признании важности социальных аспектов миграции, необходима комплексная оценка, учитывающая взаимное влияние экономических и социально-культурных механизмов. В связи с этим миграцию следует трактовать не только как процесс перемещения по территории, но и как процесс социального взаимодействия всех субъектов перемещения, содержание которого связано и с фактом переезда, и с социальными изменениями отпускающих, принимающих и мигрирующих сообществ. Изменение образа жизни происходит не только у субъекта миграции. В результате миграционных
процессов меняется образ жизни как отпускающей мигрантов общности, так и принимающей. Степень готовности к адаптационным изменениям у мигрантов зависит от выбранной стратегии интеграции, от желания/нежелания приспособиться к образу жизни принимающего сообщества. При отсутствии мотивации к интеграции с коренным населением возникают разного вида анклавы на территории принимающего сообщества, что не способствует взаимо интеграции местных и приезжих.
Теория аномии в рамках структурно-функционального анализа Роберта Мертона во многом объясняет распространение ксенофобии в российском обществе, самым явным показателем которой является растущая неприязнь жителей нашей страны к мигрантам из других стран. Р. Мертон анализировал функциональные и дисфункциональные последствия социальных явлений, утверждая необходимость изучения социологами латентных функций и дисфункций [4, 146]. Аномия (состояние нормативной неопределенности), как следствие рассогласований в социальной структуре, способствует распространению «страхов неопределенности» в виду того, что члены разных социальных групп по-разному реагируют и выбирают разные стратегии достижения целей, которые вырабатываются и навязываются культурой, будучи социально одобряемыми. Социологический анализ Р. Мертона сводится к тому, что рассогласования в социальной структуре (ее неопределенность) усиливают «страхи неопределенности» членов разных социальных групп в условиях резких социальных трансформаций, когда социально значимая цель этих изменений не ясна. Социальная структура теряет свою определенность, в результате чего привычный социальный статус членов групп меняется, чаще всего ухудшаясь, и в итоге у членов социума резко возрастает степень нетерпимости к социальной неопределенности, продуцируя страхи. Все это в условиях нормативной неопределенности становится базой асоциального поведения, в том числе и возможной базой роста ксенофобских настроений.
Такой подход позволяет утверждать наличие тесной детерминационной взаимосвязи между процессами нарастания количества иноэтничных мигрантов в стране и процессами нарастания неопределенности социальной структуры, ее размывания, а соответственно и роста ксенофобии среди членов принимающего социума.
«Страхи неопределенности» (непонимание смысла роста масштабов и последствий миграции из других стран) выразили жители Екатеринбурга, задавая вопросы избранному 8 сентября 2013 г. мэру Евгению Ройзману (сбор вопросов был организован редакцией интернет-портала «Е1»). Ройзману задали 1695 вопросов. По тематике иноэтничной миграции было сделано 80 обращений, содержащих 116 вопросов. Мы подсчитали, что более трети вопросов были заданы женщинами (34,6%), две трети - мужчинами. Почти половина вопросов касается проблем незаконной миграции на территории Екатеринбурга (46 %). Людей интересует, какие меры будут приниматься в городе по борьбе с незаконной миграцией, когда эти меры вступят в силу, станет ли в Екатеринбурге меньше мигрантов и как сам мэр относится к этой проблеме.
Пятая часть вопросов отражает страхи местных жителей, связанные с присутствием иноэтничных мигрантов (19 %). Эти вопросы задавали в основном женщины. Они писали, что «боятся выпускать детей на улицу по причине насыщения дворов туристами из Азии», что «мигранты часто попадаются на глаза в алкогольном опьянении». Екатеринбуржцысчитают, что мигрантов в городе стало столько, что «кажется, что напала орда».
Также вопросы отражают опасения по поводу поездок на общественном транспорте, потому что большинство водителей маршрутных автобусов - это
иноэтничные мигранты из Азии. Жителей города среди прочего раздражает то, что «в женских консультациях беременных иностранок больше, чем русских»; что екатеринбуржцы не могут получить путевку в детский сад, в то время как «мигранты водят туда детей без проблем».
Во многих вопросах отмечен тот факт, что екатеринбуржцы не чувствуют себя безопасно в родном городе из-за мигрантов: 12 % вопросов отражает беспокойство по поводу их асоциального поведения. Жители города считают, что из-за приезжих резко увеличилось количество преступлений. Кроме того, их беспокоит, что нелегалы не оплачивают налоги, коммунальные платежи, занимаются незаконным извозом. Было отмечено, что мигранты «плюют на наш закон, не уважают наши правила, соответственно и тех, кто их придумал».
Затронута и проблема межкультурной коммуникации: 14 % вопросов содержат жалобы на плохое знание мигрантами русского языка. Часть жителей Екатеринбурга (9 %) волнуют проблемы культуры приезжих. Мигранты громко ругаются, нецензурно выражаются, распивают спиртные напитки, в транспорте хамят пассажирам. К этой группе проблем относится и раздражение коренных жителей от факта самого присутствия инокультурных групп в общественных местах.
Анализ показывает, что проблема отрицательного отношения к иноэтничным мигрантам обостряется по мере нарастания их количества. И хотя официальная статистика не дает оснований для некоторых страхов, связанных с их присутствием, но все же мнение россиян наряду с объективными факторами может являться катализатором распространения мигрантофобии в России. Общим фоном усиления ксенофобии и мигрантофобии в России является нарастание неопределенности социальной системы из-за многомиллионного притока иностранных граждан, имеющих непонятный социальный статус, что ломает привычные правила, нормы деловых и бытовых взаимоотношений, заставляет коренное население приспосабливаться к быстрым изменениям.
Однако, необходимость и полезность внешних мигрантов как рабочей силы и как демографического ресурса декларируется официально. В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2025 года один из приоритетов демографического развития сформулирован следующим образом: «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции» [5].
Несмотря на то, что миграционный приток имеет много минусов, минимизация которых остаётся под вопросом, а экономические и демографические выгоды оборачиваются продуцированием проблем другого уровня (идентичность, фобии, нагрузка на социальную сферу, проблемы мигрантов второго поколения и т. д.), аккультурацией приезжих фактически никто не занимается, а власти реагируют только на «негативные ситуации».
Базовой в этом отношении является проблема адаптации иноэтничных мигрантов, но многоуровневая система факторов формирования идентичности приезжих и принимающего социума исследована недостаточно. Согласно теории аккультурации, разработанной Дж. Берри, эффективность формирования идентичности коренных и приезжих зависит от стратегии аккультурации, которую выбирают мигранты. Этот выбор, по его мнению, связан с дилеммой: стремлением поддержать «свою культуру» и стремлением участвовать в межкультурных контактах. Исходя из этого, Дж. Берри выделяет четыре степени адаптации: ассимиляция (абсолютное принятие чужой и отказ от своей культуры); интеграция (сохранение своей культурной
идентичности и одновременное присоединение к доминирующему обществу); сегрегация или сепарация (полное сохранение своей культурной идентичности и отказ от принятия культуры большинства); маргинализация (потеря культурного и психологического контакта как со своей традиционной культурой, так и с культурой большего общества) [2]. Таким образом, одним из ключевых понятий такого подхода является изменение идентичности под влиянием социокультурной ситуации в обществе и статусов взаимодействующих групп. Однако, взаимодействие коренных и приезжих в свою очередь осложняется несовпадением их культурных ценностей, а соответственно и нежеланием культурно сближаться.
Озабоченность жителей Екатеринбурга проблемами несовпадения культурной идентичности с иноэтничными мигрантами продемонстрировал опрос 2016 г. Автором статьи было опрошено 450 жителей мегаполиса. Большая часть опрошенных из числа коренных жителей Екатеринбурга среди требований к иноэтничным мигрантам из стран Центральной Азии называют, прежде всего, соблюдение культурных норм, принятых в нашей стране (62,1%) и знание русского языка (59%). Кроме того, пятая часть опрошенных прямо говорят о том, чтобы мигранты не требовали особых условий для соблюдения своих религиозных обрядов (18,8%), не создавали при расселении «этнические кварталы» (21,6%), что явно мешает их адаптации в составепринимающего сообщества, не демонстрировали свои культурные отличия в одежде и в поведении, в обычаях (14,9%). Кроме того, значительная часть жителей Екатеринбурга упоминает о том, что их отношение к мигрантам зависит от уровня образования последних (38,5%), от того как долго они живут в России (26,1%).
Таким образом, отношение принимающего сообщества к иноэтничным мигрантам является важнейшим фактором в системе их интеграциис жителями нашей страны. Отношение формируется под влиянием многих обстоятельств и, в частности, социальных характеристик самих мигрантов, но самыми чувствительными для коренного населения являются именно культурные особенности приезжих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агентство политических новостей. 28.02.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.apn.ru/library/article31397.htm. - 01.04.2016.
2. Берри, Дж. У. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы [Электронный ресурс] / Дж. У. Берри ; пер. И. Шолохов // Развитие личности. - 2001. - № 3/4. - Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/3_4-01/198.html. - 07.04.2016.
3. ДемоскопWeekly [Электронный ресурс]. - 2014. - № 609/610. - 8-21 сент. - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2015/0635/barom01.php. - 01.04.2016.
4. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. Мертон. - М. : ACT ; Хранитель, 2006. - 873, [7] с.
5. Российская Федерация. Президент (2012-...; В.В. Путин). Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351 (в ред. от 01.07.2014 г.) // Президент России : офиц. сайт. - М., 2016. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/26299. - 01.10.2016.
6. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы [Текст] / под ред. Г. У. Солдатовой. - М. : Смысл, 2001.
7. Форум переселенческих организаций [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. дан. - Режим доступа: http://migrant.ru/desyataya-sessiya-dialoga-rossiya-es-po-migracii. - 07.04.2016.