Отношение к эвтаназии в современном мире. Аргументы «За» или «против» The attitude to euthanasia in the modern world. Arguments «For» or «against»
Будина Диана Олеговна
Студентка стоматологического факультета Кировского Государственного Медицинского Университета
Россия, г. Киров e-mail: diana. budina@yandex. ru
Budina Diana
Dental student, Kirov State Medical University, Kirov, Russia. e-mail: [email protected]
Обжерина Валерия Олеговна
Студентка стоматологического факультета Кировского Государственного Медицинского Университета
Россия, г. Киров e-mail: [email protected]
Obzherina Valeriya
Dental student, Kirov State Medical University, Kirov, Russia. e-mail: [email protected]
Порошина Карина Сергеевна
Студентка стоматологического факультета Кировского Государственного Медицинского Университета
Россия, г. Киров e-mail: [email protected]
Poroshina Karina
Dental student, Kirov State Medical University, Kirov, Russia e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Трапезников Михаил Владимирович
Кандидат медицинских наук Кировского Государственного Медицинского Университета
Россия, г. Киров e-mail: [email protected]
Scientific advisor: Trapeznikov M.
Ph. D.
Kirov State Medical University, Kirov, Russia. e-mail: [email protected]
Аннотация.
Проблема жизни и смерти не нова. Еще с давнейших времён явление «эвтаназии» рассматривалось практически повсеместно. Ведь главной целью ее является облегчение боли и физических страданий. Но как же обстоит дело на сегодняшнее время? На данный момент есть множество мнений на этот счёт. Есть те, кто считает, что это действительно вариант «лёгкой смерти», но есть и те, кто придерживается другой точки зрения. Так что же такое эвтаназия? И какие же есть аргументы «за» и «против» в современном мире? Ответы на эти вопросы мы постараемся дать в данной статье.
Annotation.
The problem of life and death is not new. Since ancient times, the phenomenon of "euthanasia" has been considered almost everywhere. And its main goal is to relieve pain and physical suffering. But what about the situation today? At the moment there are many opinions on this matter. There are those who believe that this is really a variant of "easy death", but there are those who hold a different point of view. So what is euthanasia? And what are the arguments "for" and "against" in the modern world? We will try to give answers to these questions in this article.
Ключевые слова: эвтаназия, общество, современный мир, за, против
Key words: euthanasia, society, modern world, for, against
Под термином «эвтаназия» подразумевается действие, направленное на неизлечимо больного пациента, которое приводит к смерти. Главной ее целью является облегчение невыносимой боли и физических страданий. [1]
В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия и активная эвтаназия.
Пассивный метод заключается в прекращении оказания медицинской помощи пациенту, которая могла бы быть направлена на продление его жизни.
В случае с активной формой врач или другое официальное лицо принимает целенаправленное и осознанное решение о прекращении жизни больного по определенным профессиональным причинам. [2]
В зависимости же от возможности пациента высказать свое согласие на проведение эвтаназии разделяют: 1) добровольную (осуществляемую по свободному согласию пациента)
2) недобровольную (без согласия пациента).
В отдельный вид эвтаназии можно отнести и принудительную, осуществляемую вопреки воле пациента. Первым, кто применил ее, считается доктор Ганс Конрад Юлиус Рейтер. Её жертвами стали сотни тысяч заключенных нацистских лагерей, чья жизнь обесценивалась и вгонялась в рамки. Такие действия являются недопустимыми даже при тоталитарном и авторитарном строе.
Несмотря на то, что идея эвтаназии была популяризована ещё в конце XX века, на законодательном уровне она легализована лишь в некоторых странах.
Первыми в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Эвтаназия в этой стране была узаконена 1 апреля 2002 года. В этом же году она была легализована в Бельгии. В некоторых штатах США принят закон, разрешающий медицинскому персоналу применение добровольной смерти по отношении к больным в терминальной стадии. Так же в Люксембурге и Канаде разрешено помогать безнадежно больным людям уходить из жизни.
Условиями политики этих стран являются:
1) добровольность эвтаназии;
2) осуществление эвтаназии исключительно врачом;
3) неудовлетворительное состояние пациента с медицинской точки зрения.
В России эвтаназия запрещена согласно 45 статье ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и лицо, участвующее в ускорении смерти пациента по его просьбе, несёт уголовную ответственность по статье 105 УК РФ. [3,4] В Этическом кодексе российского врача акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких недопустим. В традиционном варианте Клятвы Гиппократа содержится запрет на содействие ухода больного из жизни: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...»
С точки зрения религии человек, совершая уход из жизни посредством эвтаназии, отвергает самого Всевышнего. Для последователей ислама смерть послана Аллахом и таким образом, каким это Ему угодно.
Священный Коран гласит: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах необычайно Милостив к вам». Применение препарата, ускоряющего смерть пациента, отказ от лечения его врачом расцениваются как убийство.
Как и в исламе, христианство отвергает возможность «облегчить себе смерть». Придерживаясь главной заповеди «Не убей», только Бог вправе решать, кому нужно жить, а кому умереть. Эвтаназия отрицает могущество и силу Бога разрешением добровольной смерти. Приверженцы христианства считают, что люди родились не сами, поэтому они не в праве умирать по своей воле.
Отношение к эвтаназии на данный момент неоднозначно, основываясь на морально-этических, философских и религиозных аспектах общества, существует множество доводов в её поддержку, но есть и обратное мнение.
К аргументам в пользу эвтаназии можно отнести следующее:
1. «Жизнь является благом до тех пор, пока мы можем ею наслаждаться, собственно жить». Человек, в чьей жизни страдания преобладают над удовольствием, может выразить желание прекратить жить. Ф. Бэкон, являющийся основоположником термина «эвтаназия», в своем труде «О достоинстве и приумножении наук» утверждал, что в обязанность врача входит не только восстановление здоровья, но и в облегчении страданий, когда нет надежды на спасение.
2. «Жизнь - это благо до тех пор, пока человек имеет возможность осмысливать свою деятельность». Жизнь человека теряет свою полноценность в том случае, если он не может ощущать этот мир, теряя способность к восприятию происходящего, получению эмоций и коммуникации.
3. Человек, принимающий решение о добровольной смерти, избавляет от мучения не только себя, но и своих ближних. Изъявляя желание уйти из этого мира, будучи неизлечимо больным, он избавляет ближних от тягостных обязанностей.
4. Человек - это высшая ценность. Государство должно делать все для удовлетворения его потребностей, в том числе и в желании прекратить его жизненный путь.
5. В отдельный пункт следует выделить и экономический аспект. Поддержание жизни на последних стадиях требует больших финансовых затрат.
К аргументам против эвтаназии можно отнести:
1. «Жизнь в страданиях все равно является благом». Жизнь - это особая форма существования материи, поэтому это всегда большее благо, нежели смерть. Известный философ И. Кант выступает с философской защитой этой уникальности и считает, что не средство должно рассматриваться как конечная цель, а разумные существа. Данный поступок, по его мнению, противоречит нашей разумной природе, и человек не в праве прерывать жизнь, потому только что она затруднительна для него.
2. Жизнь в вегетативном состоянии - это тоже жизнь, несмотря на отсутствие возможности к самопроизвольной психической активности.
3. Разрешая эвтаназию, основываясь на воле умирающего, тем самым мы приравниваем ее к самоубийству, что не является благом. В традиционном варианте Клятвы Гиппократа содержится запрет на содействие ухода больного из жизни: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла...». [5]
4. Для принятия эвтаназии на законодательном уровне потребуется пересмотр юридических и медицинских актов по установлению перечня допустимых показаний и мер.
5. Легализация эвтаназии может привести к криминализации медицины. Она может быть использована из корыстных побуждений со стороны третьих лиц.
6. С точки зрения религии добровольное прерывание жизни является грехом, прямым посягательством на понятие всего святого, оскверняя и жизнь, и смерть.
С целью выяснения отношения к эвтаназии в современное время нами был проведен социологический опрос среди 60 студентов Кировского Государственного Медицинского Университета, в котором были освещены следующие вопросы:
Рисунок 1. Отношение студентов в эвнатазии
Исходя из результатов, мы видим, что большинство студентов выступают за легализацию и допустимость эвтаназии. Так же большая часть обучающихся полагает, что решение о принятии «добровольной смерти» должен принимать сам пациент либо его ближайшие родственники, другие же уверены, что именно врач должен выносить решение о проведении эвтаназии. 92,3% опрошенных считают, что данную тему необходимо освещать открыто. С этим нельзя не согласиться, ведь в нашей стране эта проблема до сих пор является неосвещенной. Цель данного опроса заключалась в том, чтобы показать пусть даже и на маленькой группе людей отношение их к эвтаназии на данный момент.
Но есть ли какая-то альтернатива эвтаназии? Да, есть, и это паллиативная помощь. Она заключается в многосторонней поддержке пациентов, столкнувшихся с опасными для жизни заболеваниями, путём предотвращения и облегчения страданий за счёт симптоматического лечения, а также оказания психосоциальной и духовной поддержки, помощи в социальной адаптации. Паллиативная медицина - это часть паллиативной помощи. Она включает в себя использование методов для проведения лечебных процедур и манипуляций, необходимых для облегчения состояния больного. Такая помощь носит бесплатный характер, то есть ее могут получить все, кто страдает неизлечимыми заболеваниями и кто обратились для этого в специализированное медучреждение.
Европейская ассоциация паллиативного лечения выступает против легализации эвтаназии. По их мнению, просьбы больных об эвтаназии станут сокращаться, если целью лечения станет обеспечение наилучшего качества жизни для пациентов и их близких. Улучшая существующие стандарты ухода за больными, можно полностью отказаться от «добровольной смерти».
В Российской Федерации паллиативную помощь могут оказывать ряд служб и специалистов:
1. Волонтеры
Медицинские учреждения на договорной основе назначают ответственного за взаимодействие и осуществление помощи тяжелобольным.
2. Социальные службы
Социальные службы так же, как и волонтерские службы, подкрепляют отношения с медучреждениями с помощью договора. Социальные работники и психологи помогают пациентам справиться с адаптацией, тревожностью и другими расстройствами.
3. Церковь
Медицинские организации заключают договор с представителями религиозных заведений, позволяющий им проводить церемонии, обряды, просветительскую деятельность по отношении к больным.
4. Медицинские работники
Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время в мире остро стоит проблема легализации эвтаназии. Тема узаконивания «лёгкой смерти» остается открытой. В случае полной легализации эвтаназии она скорее будет нести опасность, повысится процент злоупотреблений. Так, в экономически неразвитых странах «добровольная смерть» превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих серьезными заболеваниями, что также приведет к снижению поиска эффективных средств лечения. Но нельзя не признать, что эвтаназия уже существует в современной медицине и так же имеет множество положительных сторон. Несомненно, эта проблема требует решения и пересмотра во всех аспектах жизни. Стоит помнить, что люди, писавшие Библию, имели свою точку зрения, и многое из написанного критикуется, и будет критиковаться до тех пор, пока человечество не перейдет на новый уровень сознания. Похожим образом всё обстоит и с Клятвой Гиппократа, являющейся одним из первых аргументов против введения эвтаназии. Ведь современный мир требует введения новых правил, более разумных и нужных конкретно в данное время.
Мы - современные люди, которым знакомы такие понятия, как гуманность и мораль. У нас нет права использовать свою свободу для того, чтобы ограничивать или нарушать свободу других людей. Решение покончить с собой касается не только нас, но и наших друзей и родственников, а также врачей, отвечающих за принятие решений. Поэтому стоит помнить, что жизнь - это самое ценное, что есть у человека, поэтому подходить к рассмотрению этого вопроса следует с огромной осторожностью.
Список используемой литературы:
1. Зильбер А. Этика и закон в медицине критических состояний. Петрозаводск, 1988. (дата обращения: 16.09.2020)
2. Абдрахманова, Г. А. Проблемы эвтаназии в современном мире / Г. А. Абдрахманова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103).—С.709-711. (дата обращения: 17.09.2020).
3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 (ред. от 06.03.2019 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 21.11.2011. - № 48 . - Ст. 45 (дата обращения: 16.09.2020)
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 24.05.1996 г. № 63 - ФЗ ( ред. От 28.04.2015 г. ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 105. (дата обращения: 16.09.2020)
5. Клятва Гиппократа // Гиппократ. Избранные книги. — М., 1994. — С. 87—88. (дата обращения: 17.09.2020)