Научная статья на тему 'Отношение к детям в средневековой Руси'

Отношение к детям в средневековой Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3639
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / СРЕДНЕВЕКОВАЯ РУСЬ / РУССКИЕ ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ / КОГНИТИВНОЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ / ПОВЕДЕНЧЕКОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Василенко Елена Владимировна

Возросший интерес к теме детства показывает, что данное явление в современном мире приобретает все более существенное значение. Даны характеристики этапов, описаны формы взаимодействия и обряды возрастных переходов, определено место детей в обществе. В частности, описываются методы ухода, традиционные обряды, проводится анализ этимологии слов, обозначающих возрастные стадии, в которых выделяются классовые, религиозные, семейные и гендерные компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение к детям в средневековой Руси»

УДК 159

Василенко Елена Владимировна

аспирант. Московский гуманитарный университет (г. Москва) elvasilenk82@gmail.com Elena V. Vasilenko Graduate student.

Moscow humanities university (Moscow) elvasilenk82@gmail.com

Отношение к детям в Средневековой Руси Attitudes towards children in Medieval Russia

Аннотация. Возросший интерес к теме детства показывает, что данное явление в современном мире приобретает все более существенное значение. Даны характеристики этапов, описаны формы взаимодействия и обряды возрастных переходов, определено место детей в обществе. В частности, описываются методы ухода, традиционные обряды, проводится анализ этимологии слов, обозначающих возрастные стадии, в которых выделяются классовые, религиозные, семейные и гендерные компоненты.

Ключевые слова: детство, средневековая Русь, русские традиции воспитания, когнитивное, эмоциональное, поведенчекое отношение.

Annotation. The increasing interest in the concept of childhood shows that the phenomenon is taking on a greater importance in the modern world. Characteristics of the periods are given, different forms of interaction and age transition rites are described, and the rank of children in the society is defined.In particular, methods of childcare and traditional rites are described, there is the analysis of words etymology that define age stages including class, religious, family and gender components.

Keywords: childhood, the medieval Russia, Russian upbringing traditions, cognitive, emotional, behavioral attitude.

Тема детства последние десятилетия активно изучается в таких областях знания, как психология, история, этнография, социология, философия, антропология и др. Изучаются такие аспекты детства, как правовое положение детей, детская смертность, этнические представления о детстве. Однако особенности воспитания детей, представления о данном возрастном отрезке в обществе в период средневековой Руси мало изучены.

Детство в современной психологической литературе рассматривается с двух сторон: как онтогенетический период развития и созревания индивида - и как культурно-историческое явление со своей историей развития [14], [16]. Культурно-исторический характер содержания и границ детства раскрывается в работах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б.

В данном исследовании период детства очерчен возрастом от рождения до

15-17 лет, т.е. окончанием подросткового возраста. На основе данных об этимологии слов, обозначающих разные возраста, обрядов и традиций, проводимых в определенные периоды, сведений о повседневной жизни средневековой семьи, правовых уставах выделены 3 возрастных периода, характерных для Русского Средневекового общества: от рождения до 6-7 лет (младенец, ребенок, дитя); с 6-7 до 12 лет (дитя, чадо); с 12 до 15 лет (отрочество) [25].

Категория «отношения» в психологии является универсальной. Она присутствует в огромном количестве свойств и признаков объектов, в частности, в позиции личности ко всему, что ее окружает. Отношение родителей к детям в отечественной психологии изучали Бодалев A. А.,. Варга А.Я, Добряков И.В., Захаров В.И., Минияров В.М., Столин B.В. и др. Варга А.Я. определяет «родительское отношение» как систему отношений взрослого к ребенку, в которой выделяются эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.

Эти три компонента родительского отношения использованы как основа анализа исторических материалов, содержащих сведения об отношении к детям в средневековой Руси на разных возрастных этапах.

Предпринятое нами исследование основано на следующих источниках: законодательные акты, археологические данные, поучения, работы историков, заметки путешественников.

I. Первый возрастной период продолжался от рождения до 6-7 лет. Детей этого возраста называли дитя, ребенок [23, с. 516], [21, с. 36]. Ребенок до семи-восьми лет считался существом неразумным, несознательным.

Когнитивная составляющая как таковая не представлена в источниках. Можем предположить, что в обществе существовал некоторый набор знаний об особенностях данного периода, что отражалось в способах взаимодействия с ребенком.

Средневековое общество имело четкое представление в отношении поведенческой переменной, что проявлялось:

1. В обрядовых процедурах, продолжавших свое существование и при православной церкви. Мальчику дарили лук, стрелы, чтобы он вырос сильным, ловким, умелым; девочке прялку, лен, которые символизировали женское занятие. В этих и им подобных обрядах языческие суеверия переплетались с надеждой на счастливую судьбу ребенка [11, с. 292].

Проводились обряды пострига в три-четыре года для мальчиков и посажение на коня в возрасте от трех до семи лет [22, с. 202-203], [27]. По своей функции это возрастные инициации.

2. В церковных и правовых предписаниях в отношении детей с физическими недостатками, законнорожденных и незаконнорожденных.

В силу предшествующего язычества люди часто сожительствовали без церковного венчального брака. Стремясь сохранить прихожан, церковь шла на определенные уступки. Существовали процедуры «привенчивания» и «сынотворения», в результате которых дети становились законными [1, с. 45]. Со

временем правительство стало строго отграничивать незаконнорожденных детей от законных. Соборное уложение 1649 г. запрещало официальное усыновление. Такие дети в своих имущественных и личных правах были ущемлены [18, с. 149-150].

Общество отторгало незаконнорожденных детей, эмоциональная оценка подобных детей носила негативный оттенок, клеймили такими эпитетами как «гулевой, зазорный, байстрюк, приблудный». Отчуждение общества подвергало младенцев опасности, от них стремились избавиться, в том числе убивали [26, с. 141].

До Петра I младенцев с физическими недостатками - «уродов» -безнаказанно умерщвляли. После выхода указов 1704 и 1718 годов предписывалось взыскивать денежный штраф [24].

Законнорожденные дети находились под контролем церкви, на седьмой день ребенок получал имя, к сороковому его крестили. В случае детской смерти, священник налагал на родителей епитимию — трехлетним постом [5]. После крещения интерес церкви к детям до 7 лет пропадал, рекомендаций по воспитанию в церковных книгах почти не содержатся.

3. В традициях языческого прошлого. Долгов В В. упоминает, что, наряду с христианским именем, ребенку давали языческое, которым его называли в семье [8]. Еще одним интересным явлением, связанным с младенческим возрастом, было кумовство. Кумовство как традиция существовала еще до санкционирования ее церковью в обряде таинства крещения с обретением крестных родителей. Эта традиция пришла на Русь в результате смешанных браков с половцами. В традиционной половецкой культуре родственники матери, в частности, братья — «уй» обязаны были оказывать помощь и защищать ребенка [15]. Кумом чаще всего выступал родственник, но в тех случаях, когда рядом не было родственников, подбирали кума среди соседей.

В этих традициях, на наш взгляд, проявлялась эмоциональная переменная. Давая определенное имя, семья привлекала к ребенку счастливую судьбу. Стремясь сохранить имя в кругу семьи, родители на символическом уровне оберегали ребенка от причинения ему вреда. Кум выполнял роль духовного наставника, оказывающего моральную и эмоциональную поддержку тех же племянников в семье их родителей.

4. Особенности ухода, зависящих от принадлежности ребенка к определенному социальному классу. В знатных и зажиточных семьях детей отдавали на воспитание кормилице, после чего до пяти лет за ребенком присматривали «мамки» и «няньки». В Русской Правде кормилица и ее сын — «кормилицич» упоминаются как слуги, особенно близкие к хозяевам. С 5-7 лет ребенка начинали обучать грамоте и отдавали в наставление «Ую» [17, с. 195196].

II. Следующий возрастной период продолжался с 6-7 до 12-15 лет.

Как и на предыдущем возрастном периоде, можем выделить поведенческую переменную, проявляющуюся:

1. В наборе бытовых и трудовых навыков, осваиваемых в этом

возрасте. Дети начинали принимать более активное участие в хозяйственной жизни семьи. За девочкой закреплялся младший ребенок в семье, за которым она должна была ухаживать, помимо возлагаемой на нее домашней работы. Мальчик переходил от женского к мужскому воспитанию вне дома. Крестьянский мальчик 7-8 лет уже помогал отцу в поле, в заготовке дров, учился добывать пищу.

2. В церковных и языческих обрядовых процедурах, поучениях церкви по обращению с детьми. Девочки проходили обряд «вскакивания» в поневу. В результате данного обряда девочка переходила на следующую возрастную ступень, с ее нормами поведения и необходимостью освоения определенного набора знаний и умений.

С семи лет ребенок начинал ходить на исповедь и причащаться. Герберштейн С. в своих «Записках о Московии», написанных в начале 16 века, упоминает, что на Руси причащают детей с семи лет [7]. С этого возраста в церковных источниках появляются указания по воспитанию и обращению с детьми [6].

3. В регулировании сексуальной жизни. Просыпающееся осознание половых отличий детей этого возраста иногда приобретало формы сексуальных экспериментов. Нифонт епископ новгородский спокойно относился к сексуальным экспериментам подрастающего поколения. Но, оговаривается: «А в том, рече моужьскоу полоу нетоу беды до 10 лет», в то время как для девочек эти игры могут быть вредны [19, с. 35-36].

4. В формах и способах обучения грамоте. Наряду с церковным образованием, существовали попытки создания учебных заведений. В 1640 г. один из образованнейших русских людей — Федор Михайлович Ртищев создает в Москве школу, где изучались «грамматики» славянского и греческого языков, риторика и философия. Школа функционировала до 1667 г. [2].

При отсутствии организованных способов просвещения в Древней Руси появился особый род профессии - вольнонаемные учителя, так называемые «мастера» и «мастерицы», которые за оплату могли обучать желающих чтению и письму [13, с. 22].

Кроме различий в формах обучения, набор необходимых для изучения предметов зависел от сословной принадлежности. Царских детей начинали обучать чтению с 5 лет, письму с 7лет. Предметы учения: букварь, часослов, псалтырь, Евангелие (только царских детей), церковное пение [10]. В массе своей необходимые знания и навыки трудовой жизни дети приобретали в семье.

5. В создании развивающей среды (игрушек). В средние века в детской жизни присутствовала игра. Археологи находят погремушки, свистульки, фигурки животных и человека. В XII в. было востребовано производство игрушек, существовали мастерские по их изготовлению. Существовали мастерские по изготовлению детских глиняных свистулек [3].

6. В регуляции судьбы сирот набором неофициальных процедур в виде: опеки, устройства сироты в монастырь, попадания в криминальный мир, в среду попрошаек и воров. Поведенческие предписания, связанные с сиротами, вбирают в себя два предыдущих возрастных периода, так как в отрочестве имелась законная возможность вступления в брак и организации собственной

семьи.

Официальная власть провозглашала милосердие по отношению к «сиротам». По указанию Василия Великого, одного из основателей христианского монашества, следовало строить детские приюты. Но приюты не были созданы за неимением денег. Осиротевшие и бездомные дети приходили в монастыри и оставались там [5]. В голодные годы была принята «копеечная раздача милостыни», даваемая боярами, купцами, воеводами в целях приобретения в лице нуждающихся, «молитвенников» за свою греховную душу [12, с. 10].

Еще одним местом применения таких детей в обществе был криминальный мир. Тунеядцы и гуляки нанимали детей за плату и собирали через них милостыню.

Основной груз по устройству сирот лежал на общине. В России до XX в. совместно проживали 3-4 поколения, члены общины так же часто были связаны родственными узами. Ребенок либо уходил жить к своим близким и дальним родственникам, либо сироту «приймали» пожилые, одинокие люди. Еще одним способом воспитания сироты была общинная помощь. Так же как и немощных стариков, детей передавали из дома в дом на кормление.

В XVII в. в отдельных случаях детей стали отдавать в работники при монастырях или в мастеровые при фабриках до 20 лет, предоставляя тем самым вышеуказанным учреждениям бесплатные рабочие руки [4].

III. Отрочество 12-15 лет. Подростки 12-15 лет на Руси назывались «отроками». Отрок — это юноша, который еще не получил права голоса зрелого мужчины [21, с. 47].

Поведенческая переменная для данного возраста проявлялась в отношении:

1. Тендерных различий. Безусловно, отношение и требования взрослых к поведению молодых людей менялось. Юноша мог себе позволить без спросу уходить вечерами, бывать на гулянках. Родительская опека в большей степени распространялась на девушек. Она не могла без разрешения, самостоятельно посещать взрослые гуляния, при гостях девушка должна была проявлять скромность, мало разговаривать и не усердствовать с едой. «Из подозрительности девушек редко выпускают из дома, редко также разрешают ходить в церковь...» [20, с. 29].

2. Социального статуса семьи. В семьях ремесленников детей готовили к определенному ремеслу. Гончар передавал сыну свое ремесло, а затем и собственное клеймо. В семьях дружинников и князей складывался свой уклад. В связи с тем, что дружинники проводили большую часть жизни в походах, воспитанием и обучением подростков и юношей занимались всей дружиной. Старшие дети князей являлись «государственной ценностью» и находились под постоянным наблюдением сановитых родственников. По византийской традиции не только мать, но и целый штат кормилиц, мамок, нянек окружали княжича. При этом переход из одного сословия в другое был почти невозможен.

3. Заботы об оформлении церковного брака. Важной частью жизни семьи была обязанность организации благополучного замужества дочери. В

пространной редакции Устава Ярослава в статье 7 содержится норма ответственности родителей за невыдачу замуж дочери, в случае отказа выдать дочь замуж родители карались штрафом в пользу митрополита [18, с. 190]. В договоре о заключении брака участвовали родственники невесты и жених со своей родней. Мнение невесты не учитывалось. Единственным способом, позволяющим отроку противостоять нежеланному замужеству, было самоубийство или внебрачная беременность.

Возраст вступления в брак для невест определялся 12-13 годами, для женихов 14-15. В связи со случаями более раннего замужества в послании Фотея митрополита во Псков содержатся наставления: «А еще бы есте не венчали девок меньше 12 лет, но венчайте, как на тренатцотое лето поступит» [6]. В народе ранее замужество было обусловлено появлением дополнительных рабочих рук в доме.

4. Правового регулирования для данного возраста, которое охватывало вопросы бесчестия и наследования.

Девушка, оказавшаяся беременной вне брака, отправлялась в «дом церковный», а именно женский монастырь, либо какое-то исправительно-воспитательное заведение при монастыре. В Уставе Ярослава предусматривалась возможность выкупа дочери у церкви [18, с. 183].

Порядок наследования определялся половой принадлежностью, девушка не имела равных прав с братьями. Не только пол имел значение в праве наследования, но и факт будущего выхода девушки из семьи, а, следовательно, и отчуждения имущества в пользу новой семьи [28, с. 49].

Выводы:

Интеллектуальный труд был прерогативой сильного пола, возможно, поэтому мы находим так мало письменных источников, описывающих воспитательные методы и эмоциональный оттенок отношения к ребенку.

Отношение к детям в этот период истории Руси было достаточно жестоко и сурово. В целом воспитание строилось на страхе. В Домострое содержатся рекомендации по воспитанию детей: «Казни сына своего... и не ослабляй, бия младенца...» и др. [9, с. 51-52].

Не стоит забывать, что в данном историческом периоде была высока смертность в младенчестве. Несоблюдение элементарных гигиенических норм, неразвитость воспитательных методов, на взгляд современного человека, не означало отсутствия привязанности и любви к собственному ребенку. Можно предположить, что любовь и проявления заботы о ребенке выражались в ритуалах официальной церкви, за которые нужно было платить, в языческих обрядах, оставшихся от многобожия, в заботе о сиротах.

Мир взрослых знал о возрастных особенностях детей, что проявлялось в методах воспитания и обучения, возрастных обрядах, церковных и правовых предписаниях, в особенностях ухода, зависящих от принадлежности к определенному социальному классу, создании развивающей среды (изготовление игрушек), организации родителями церковного брака, правовом регулировании и др. Русское средневековое общество обладало несистематизированными, неоформленными знаниями о возрастных

особенностях детей.

Основываясь на когнитивной составляющей детства, в средневековом обществе было четкое представление о том, что должен делать ребенок и родитель, человек, несущий ответственность за ребенка, в каждом конкретном периоде жизни. Ответственность за жизнь и судьбу ребенка возлагалась на родителей.

Литература:

1. Алексеев В.В. Обеспечение материального содержания внебрачных детей согласно памятникам древнерусского права // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. Выпуск 3. Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013. 554 с.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-VII вв. / под ред. С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова. М. : Педагогика, 1985. 363 с.

3. Арциховский А.В. Основы археологии. Москва: Государственное издательство политической литературы. 1955. 280 с.

4. Бахрушин С. В. Малолетние нищие и бродяги в Москве. (Ист. Очерк). — М: Городская типография. 1913 г. 51 с.

5. Борисов Н. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. - М.: Молодая гвардия, 2004. 293 с.

6. Буганов В.И. (ред.) Русский феодальный архив XIV- первой трети XVI века. ТI, М.: Академия Наук СССР. 1986. 219 с.

7. Герберштейн С. Записки о Московии / пер. с нем. А.И. Малеина и А.В. Назаренко. Вступительная статья А.Л. Хорошкевич. Под. ред. В.Л. Янина - М. МГУ. 1988. 430 с.

8. Долгов В.В. Детство в контексте древнерусской культуры XI-XIII вв.: Отношение к ребенку, способы воспитания и стадии взросления // Этнографическое обозрение. 2006. № 5. С. 72-85.

9. Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / Сост., вступит. ст. и коммент. В.В. Колесова / Отв. ред. О.А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014. 448 с.

10. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Москва: Товарищество типографии А. И. Мамонтова. 1895. 782 с.

11. Котляровский Н.И. Об обычаях у славян при рождении дитяти до его возмужания. - Чтение в историческом обществе Нестора-летописца, кн. I. Университетская типография. Киев, 1879. 317 с.

12. Лыкошин П.И. (ред.) Благотворительная Россия. т.1, ч. 1 С-Петербург.: Изд. Светлейшей Княгини О.О. Имеретинской и П.И. Лыкошина. 1901. 330 с.

13. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича. 1899. 267 с.

14. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.

15. Никитин А.Л. Основания русской истории. Мифологемы и факты.-М.:»АГРАФ»: 2001. 768 с.

16. Носков И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие.-Владивосток: Дальневосточный гос. Университет, 2003. 125 с.

17. Рабинович М.Г. Очерки этнографии русского феодального города: Горожане, их общественный и домашний быт. М.: Наука, 1978. 328 с.

18. Российское законодательство X — XX веков. В девяти томах. Т. 3. Акты Земских соборов. М.: Юрид. Лит., 1985. 512 с.

19. Русская историческая библиотека: Т. 6. Изд. 2-е. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. «Вопрошание» Археографическая комиссия, Спб.: 1880. 930 с.

20. Русский быт. Очерки. Олеарий А. Описание путешествия в Московию Петроград: Изд. «Жизнь для всех». 1914. 86 с.

21. Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / Отв. ред. С. Б. Бернштейн. М.: Издательство Академия наук СССР., 1959. 211 с.

22. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингивистические исследования. М.: Наука, 1991. 272с.

23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т., Т. 1. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 2-е изд., М.: Прогресс, 1986. 672 с.

24. Фойницкий И.Я. Курс уголовного права: Часть особенная: Посягательства личные и имущественные. Под ред., с предисл.: А. А. Жижиленко. 7-е изд., доп. и пересмотр. Петроград: Юрид. о-во при Петрогр. ун-те, 1916. 443 с.

25. Филиппова Г.Г., Василенко Е.В. Представления о возрастной периодизации детства в средневековой Руси // Знание. Понимание. Умение. 2014. №3. С. 277-286.

26. Чистяков О.И. (ред.) История отечественного государства и права Часть I. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. Ч.1 430с.

27. Щавелев А.С. Славянские легенды о первых князьях. Сравнительно-историческое исследование моделей власти у славян. - М.: Северный паломник, 2007. 272 с.

28. Ярмонова Е. Н. Правовое положение женщин на руси в период с IX-XV век. Диссертация. Ставрополь. 2004 г.

Literature:

1. Alekseev V.V. Providing material content of illegitimate childrenon the basis of monuments of ancient rights // Rus, Russia. Middle Ages and modern times. Issue 3. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 554 р. 2013

2. Anthology of educational thought of ancient Russia and the Russian State XIV—VII centuries / edited by S. D. Babishin, B. N. Mityurov. М.: Pedagoguika Press, 363р. 1985.

3. Artsikhovsky A. V. Fundamentals of Archaeology. Moscow: State Publishing House of Political Literature, 280р, 1955.

4. Bahrushin S. V. Juvenile beggars and vagrants in Moscow. (Historical Essay). M.: City printing, 51р. 1913.

5. Borisov N.S. Everyday life of the medieval Russia on the eve of the end of the world, Molodaya Gvardia Press, Moscow, 480р. 2010.

6. Buganov V. I. (ed.) Russian feudal archive XIV - the first third of the XVI century. V. I, M.: The Academy of Sciences of the USSR, 219p. 1986.

7. Gerberstein S. Notes on Muscovite Affairs. Ed by Yanin V.L., M.: MSU, 430p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1988.

8. Dolgov V.V Childhood in context of the ancient Russian culture of XI-XIII centuries: attitude to a child, brining up ways and growing up stages, Ethnographic review journal № 5, P. 72-85, 2006.

9. Domostroy. Nurture and admonition of every Christian. Ed. by Platonov O. A. Moscow: Institute of Russian civilization, the native country. 448p. 2014.

10. Zabelin I.E. Home life of Russian tsars in the XVI and XVII centuries. Moscow, Fellowship typography A. Mamontov. 782p. 1895.

11. Kotlyarovsky N. I. About the customs of the Slavs at birth to the child of his manhood, Reading in the historic community of Nestor the Chronicler. Book I, University press. Kiev 317p. 1879.

12. Lykoshin P. I. (ed.) Charity Russia. V. 1, part 1. St. Petersburg, Ed. Of Princess O. O. Imereti and P. I. Lykoshin. 330p. 1901.

13. E. Lihachova, Materials on the history of women's education in Russia, M. M. Stasiulevich print shop, St. Petersburg. 267p. 1899.

14. B. G. Meshcheriakov, V.P. Zinchenko, Big psychological dictionary, Prime-Euroznak Press, St. Petersburg. 672p. 2004.

15. Nikitin A. L. Grounds of Russian history. Mythologemes and facts. M.: «AGRAF». 768p. 2001.

16. Noscov I. V. Developmental psychology and age-specific psychology. Tutorial, Vladivostok, Far Eastern State. University. 125p. 2003.

17. M. G. Rabinovich, Articles on Russian feudal town ethnography: Town-dwellers, their social and domestic life, N. N. Mikluho-Maklai ethnography institute of USSR Academy of Sciences, Science journal, Moscow. 328p. 1978.

18. Russian legislation X - XX centuries. In nine volumes. V. 3. Acts ofZemsky Sobor, M.: legal literature. 512p. 1985.

19. Russian Historical Library: V. 6, ed. 2. Monuments of ancient canon law. Part 1. // «Questioning» Archaeological Commission. St. Petersburg. 930p. 1880.

20. Russian way of life. Essays. Oleariy A. The journey to Muscovy description, Petrograd, publishing «Life for All» 86p. 1914.

21. Trubachev O.N. The history of Slavic kinship terms and some most ancient terms of social order, USSR Academy of Sciences Press, Moscow 211p. 1959.

22. Trubachev O.N. Ethnogenesis and culture of the ancient Slavs. Lingivisticheskie study. M.: Science 272p. 1991.

23. M. Fasmer, Etymology dictionary of Russian language, 2 edition, vol. 1, 2, p. 672, Progress Print, Moscow 672p. 1986.

24. Foinitsky I. J. (ed.) Criminal Law Course: Part special: Violations of personal and property. Edition 7. Petrograd, Law Society at the University of Petrograd. 443p. 1916.

25. Filippova G. G., Vasilenko E. V. Perceptions of Childhood Periodization in Medieval Russia //Knowledge. Understanding. Skill. 2014. №3. P. 277-286.

26. Chistyakov O. I. (ed.) History of State and Law Part I., 3rd ed, M.: lawyer.

430p. 2005.

27. Schavelev A. S. Slavic legends of the first princes. Comparative-historical research of models ofpower among the Slavs. M.: North pilgrim 272p. 2007.

28. Yarmonova E. N. Legal status of women in Russia in the period from IX-XV centuries. Dissertation. Stavropol. 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.