Научная статья на тему 'Отношение к деньгам людей с разным уровнем дохода'

Отношение к деньгам людей с разным уровнем дохода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4057
602
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ДЕНЕГ / ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / УРОВЕНЬ ДОХОДА / MONEY PSYCHOLOGY / ATTITUDE TO MONEY / INCOME LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Елена Валериевна

Работа посвящена исследованию отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Рассмотрен уровень дохода как один из факторов отношения к деньгам. Эмпирическим путем определены особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Для этих целей выявлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения к деньгам и проведено их сопоставление в группах, различающихся по уровню дохода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude to money of people with different income level

The work is devoted to the research of attitude to money of people with different income level. Income level as a factor of relation to money is considered. Peculiarities of attitude to money of people with different income level are defined empirically. The cognitive, emotional and behavioral components of attitude to money are revealed and compared with the groups of people with different income level.

Текст научной работы на тему «Отношение к деньгам людей с разным уровнем дохода»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

компетенции. Стараются всегда оперировать фактами. Амбиналы в жизни и профессиональной деятельности. Главная задача представителей этого типа — быть мастером своего дела.

Выделенные нами типы позволяют говорить о том, что уже на этапе профессионального обучения будущих специалистов достаточно четко сформирована тенденция развития их карьеры. Каждый тип имеет характерные карьерные ориентации и ценности, преобладание различных компонентов ответственности и локус контроля. Это свидетельствует о том, что будущие специалисты достаточно глубоко ориентируются в потребностях рынка, потребителей, позициях будущих конкурентов, готовы создавать инновационные проекты.

На основе результатов исследования начата разработка методических рекомендаций по организации психологического сопровождения построения, будущей профессиональной карьеры студентов различных курсов и специальностей ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в рамках психологической службы вуза. Ведется разработка тренинга «Управление карьерой» и программа оценки карьерных компетенций для тренинговой, консультативной и коррекционной работы с будущими и действующими предпринимателями.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульха-нова-Славская ; Московский психолого-социальный институт. — Москва — Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.

2. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология : учеб. пособие / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — СПб. : Издательство «Речь», 2000. — 298 с.

3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 1996. — 422 с.

4. Катаева, Л. И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова // Мир психологии. — 2005. — № 1. — С. 147 — 156.

5. Дементий, Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01: защищена 20.05. 05 / Дементий Людмила Ивановна. — М. , 2005 - 357 с.

6. Дементий, Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля : учебно-методическое пособие / Л. И. Дементий — Омск : Издательство Омск. гос. ун-та, 2001. — 72 с.

7. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. — СПб. : Издательство «Речь», 2004. — 70 с.

8. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. — СПб. : Издательство «Речь», 2004 — 176 с.

9. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. / А. Д. Наследов. — СПб. : Издательство «Речь», 2006 — 392 с.

ДЕМЕНТИЙ Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии.

Адрес для переписки: e-mail: dementiy@univer. omsk.su

КОЛОДИНА Анастасия Викторовна, ассистент кафедры общей психологии, аспирантка кафедры социальной психологии.

Адрес для переписки: e-mail: avkolodina@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2010 г.

© Л. И. Дементий, А. В. Колодина

УДК 330 16 Е. В. ГОЛУБЕВА

Технологический институт Южного Федерального университета

в г. Таганроге

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОХОДА_______________________________

Работа посвящена исследованию отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Рассмотрен уровень дохода как один из факторов отношения к деньгам. Эмпирическим путем определены особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Для этих целей выявлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения к деньгам и проведено их сопоставление в группах, различающихся по уровню дохода.

Ключевые слова: психология денег, отношение к деньгам, уровень дохода.

Актуальность работы определена переходом нашей страны к рыночной экономике, который в общих чертах можно считать состоявшимся. Одним из результатов этого перехода является то, что в жизни россиян деньги стали занимать более важное место, чем несколько лет назад. Деньги перестали быть абстрактным средством для регулирования человеческих отношений. Идолизация денег или презрение к ним, негативное, а зачастую и агрессивное отношение к богатым, неумение обсуждать вопросы, связанные с

оплатой труда, составляют реальность отношения к деньгам в нашем обществе. Кроме того, переход к рыночной экономике привел к возникновению имущественного расслоения. В связи с этим одним из актуальных направлений психологических исследований становится изучение влияния уровня дохода на отношение к деньгам.

В исследованиях зарубежных и отечественных авторов были выделены следующие переменные, влияющие на отношение к деньгам: пол, возраст,

Группы испытуемых по уровню дохода

Ниже среднего Средний Выше среднего Всего

Кол-во испытуемых 13 36 21 70

Проценты 19 51 30 100

Таблица 2

Частота употребления категорий, определяющих понятие «деньги», испытуемыми с разным уровнем дохода

Доход Средство для существования Достойная, хорошая жизнь Свобода Уверенность в завтрашнем дне Зло Квартира, машина, еда Счастье, успех Власть

Ниже среднего 4 4 4 1 0 4 0 0

Средний 12 3 10 4 3 5 3 2

Выше среднего 3 10 2 3 2 0 1 3

социокультурные и личностные особенности, характер трудовой деятельности, уровень дохода. В психологических исследованиях установлено, что с увеличением дохода ценность денег растет, а затем снижается, т.е. наивысшей ценности деньги достигают у людей со средним достатком (Р. Линн) [1]. По мере возрастания дохода увеличивается склонность людей утаивать величину своих доходов (В. Д. Рубинштейн) [2]. Не зависят от доходов человека установки по отношению к деньгам, измеренные по следующим факторам: власть — престиж, откладывание на будущее, недоверие, качество, тревога (Ямамучи и Темпер) [2].

Нами (совместно со студенткой ТТИ ЮФУ Си-ленко Л. Н.) в феврале — марте 2008 г. было предпринято эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о существовании различий в отношении к деньгам у людей с разным уровнем дохода. В нем приняли участие 70 человек, из них — 35 женщин, 35 мужчин в возрасте от 25 до 35 лет. Сфера занятости: рабочие — 18 (25 %), государственные служащие — 17 (24 %); предприниматели — 16 (23 %); занятые в сфере услуг — 8 (11 %); инженерно-технические работники — 7 (10 %); занятые в сфере здравоохранения — 3 (4 %); в сфере образования — 1(1 %).

В исследовании применялись следующие методики:

1) анкета, целью которой является определение уровня дохода

Уровень дохода испытуемых определялся в соответствии с данными о среднемесячной заработной плате за последний квартал 2007 г. в г. Таганроге.

2) методики, направленные на изучение компонентов отношения к деньгам:

а) анкета Е. А. Махриной, изучающая когнитивный компонент отношения к деньгам [3].

Респондентам предлагается ответить на вопрос: «Что такое деньги? » По текстам высказываний проводится качественный анализ.

б) анкета Е. А. Махриной, направленная изучение аффективного компонента отношения к деньгам [3].

Испытуемым предлагается 30 прилагательных, характеризующих эмоции, которые необходимо оценить по 10-балльной шкале в соответствии со степенью их выраженности. Каждое из прилагательных является отражением определенной фундаментальной эмоции (по К. Изарду). Выраженность эмоций оценивается в трех ситуациях, связанных с деньгами: «Много денег», «Достаточно денег», «Мало денег».

в) методика Т.А. Арефьевой, направленная на изучение поведенческого компонента отношений к деньгам [4].

В методике предлагается выбрать одну, наиболее соответствующую своему поведению, стратегию получения и расходования денежных средств. Стратегии различаются по соотношению планируемого и реального дохода, реального дохода и расходов.

Результаты эмпирического исследования показали следующее.

Распределение испытуемых по уровню дохода неравномерно. Группа испытуемых со средним уровнем дохода превосходит другие по количеству. Количество испытуемых в группах с уровнем дохода ниже среднего и выше среднего является достаточным для сравнения трех групп по интересующим нас параметрам отношения к деньгам (табл. 1).

Выявление уровня дохода позволило распределить испытуемых в три группы. Проведем сопоставление этих групп согласно трем компонентам отношения к деньгам: когнитивному, аффективному и поведенческому.

Для выявления когнитивного компонента отношения к деньгам испытуемым было предложено ответить на вопрос анкеты «Что такое деньги?». Ответы испытуемых были категоризированы. Результаты категоризации и частота встречаемости каждой категории в ответах испытуемых с разным уровнем дохода представим в табл. 2.

Частота употребления категорий, описывающих понятие «деньги», испытуемыми с разным уровнем дохода — различна. У испытуемых с заработной платой выше среднего уровня доминирует категория «хорошая, достойная жизнь». Испытуемые со средним уровнем дохода чаще употребляют категорию «средство для существования» в описании понятия деньги. Испытуемые с уровнем ниже среднего с одинаковой частотой употребляют для определения понятия «деньги» категории «средство для существования», «достойная, хорошая жизнь», «свобода», а также «квартира, машина, еда». Поэтому можно предположить, что в выборке испытуемых с уровнем дохода ниже среднего когнитивный компонент отношения к деньгам является менее дифференцированным.

Выдвинутое нами предположение о наличии различий в когнитивном компоненте отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода подтверждается частично. Статистически подтвердилось наличие раз-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

Выраженность базовых эмоций испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Много денег»

Таблица 4

Выраженность базовых эмоций испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Достаточно денег»

Таблица 5

Выраженность базовых эмоций испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Мало денег»

личий в определении понятия «деньги» между двумя группами испытуемых — со средним уровнем дохода и с уровнем дохода выше среднего (с2кр = 17,4, уровень значимости = 0,01).

Для изучения аффективного компонента отношения к деньгам испытуемым было предложено оценить выраженность у себя базовых эмоций (радость, удивление, интерес, горе, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение, вина) в трех различных ситуациях: «Много денег», «Достаточно денег», «Мало денег».

Как видно в табл. 3, для всех групп испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Много денег» наиболее характерны эмоции радости и удивления. При этом большая выраженность эмоции вины в ситуации «Много денег» у испытуемых с уровнем дохода выше среднего по сравнению с другими группами может объясняться тем, что «если денег много, значит, они не работают., никуда не вложены», ««они бесцельно лежат, и теряют, свою стоимость». Статистический анализ результатов показывает, что значимых различий в ситуации «Много денег» в распределении показателей по базовым эмоциям нет (с2кр = 1,9, уровень значимости = 0,99; с2кр =5,5, уровень значимости = 0,79; с2кр =4,2, уровень значимости = 0,89), т.е. испытуемые с одинаковым уровнем дохода испытывают сходные эмоции в данной ситуации.

В ситуации «Достаточно денег» были получены следующие результаты относительно выраженности базовых эмоций (табл. 4). По результатам видно, что в ситуации, когда «Достаточно денег» у всех испытуемых одинаково доминируют эмоции радости и интереса. Однако у испытуемых с уровнем дохода ниже среднего и средним эмоции радости преобладают над эмоциями интер еса, а у испытуемых эмоции интереса превосходят по интенсивности эмоции ра-

дости. Эти особенности обусловили статистически значимые различия в распределении выраженности эмоций у испытуемых со средним уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего (с2кр =23,3, уровень значимости = 0).

Ответы испытуемых о выраженности у них базовых эмоций в ситуации третьего типа — «Мало денег» представим в табл. 5. В ситуации, когда «Мало денег», у испытуемых всех групп актуализируются разнообразные эмоциональные переживания. Они затрудняются в выделении одной, доминирующей эмоции. Однако можно отметить, что у испытуемых с уровнем дохода ниже среднего преобладает эмоция горя, у испытуемых со средним уровнем дохода несколько более выраженным является интерес, а у испытуемых с уровнем дохода выше среднего он более значимо преобладает над остальными эмоциями. Тем не менее статистические методы не показали значимых различий в выборках испытуемых (с2кр = 3,9, уровень значимости = 0,91; с2кр = 7,7, уровень значимости = 0,57; С2кр = 5,5, уровень значимости = 0,79).

Таким образом, аффективный компонент отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода был определен нами в трех различных ситуациях: «Много денег», «Достаточно денег» и «Мало денег». Было установлено, что в ситуации, когда «Достаточно денег», существуют значимые различия в выраженности эмоций у испытуемых с разным уровнем дохода: у испытуемых с уровнем дохода ниже среднего и средним эмоции радости преобладают над эмоциями интереса, а у испытуемых с уровнем дохода выше среднего эмоции интереса превосходят по интенсивности эмоции радости.

Помимо выявления доминирующих эмоций у испытуемых с разным уровнем дохода в ситуациях,

Распределение стратегий получения и расходования денежных средств в группах испытуемых с разным уровнем дохода

Горка Ямка Дно Спуск Подъем Равнина Обрыв Норма Всего

Ниже среднего 2 6 0 1 0 0 1 3 13

Средний 4 6 1 2 3 12 1 7 36

Выше среднего 3 0 0 0 4 6 0 8 21

Всего 9 12 1 3 7 18 2 18 70

связанных с деньгами, необходимо определить, какая группа испытуемых более эмоционально реагирует на эти ситуации. Как видно в табл. 3 — 5, большая интенсивность эмоций характерна для испытуемых с высоким уровнем дохода. Статистическая обработка результатов с помощью критерия и-Манна-Уитни, в целом, подтвердила это предположение:

1) в ситуации «Много денег» интенсивность эмоций испытуемых с высоким уровнем дохода превосходит интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода ниже среднего (икр = 9, значимость =0) и средним уровнем дохода (икр = 13,5, значимость =0);

2) в ситуации «Достаточно денег» интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода выше среднего превосходит интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода ниже среднего (икр = 16,5, значимость = 0,01) и средним уровнем дохода (икр = 23,5, значимость = 0,04);

3) в ситуации «Мало денег» интенсивность эмоций испытуемых превосходит с уровнем дохода выше среднего превосходит интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода ниже среднего (икр = 9, значимость = 0).

Таким образом, выдвинутое нами предположение о наличии различий в аффективном компоненте отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода подтверждается частично. Существуют различия в выраженности эмоций у испытуемых со средним уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего в ситуации, когда у них достаточно денег для жизни. Кроме того, у испытуемых с уровнем дохода выше среднего интенсивность эмоций в ситуациях, связанных с деньгами, сильнее, чем у испытуемых других групп.

Для изучения поведенческого компонента отношения к деньгам была определена стратегия получения и расходования денежных средств каждого испытуемого. Стратегия определяется по соотношению величины планируемого дохода, реального дохода и расходов. Результаты этой работы представим в табл. 6.

Из полученных результатов мы видим, что испытуемые с разным уровнем дохода совершенно по-разному получают и расходуют свои денежные средства.

Люди с уровнем дохода выше среднего чаще используют стратегию получения и расходования денежных средств — «норма», которая предполагает, что человек реально определяет свои возможности и потребности, зарабатывает столько, сколько планирует, тратит, сколько необходимо, и делает сбережения.

Испытуемые со средним уровнем дохода чаще всего используют стратегию «равнина», которая характеризуется тем, что человек зарабатывает ровно столько, сколько планирует, и все тратит без остатка. Данная стратегия лишает человека любого движения вперед: накопления, развития, роста своего финансового благополучия.

Испытуемые с уровнем дохода ниже среднего чаще используют стратегию «ямка». Такую стратегию использует человек, который строит большие планы в отношении заработанных денег, мало зарабатывает и чрезмерно много тратит. Неумение и нежелание зарабатывать превращается со временем в постоянную материальную подчиненность, способность слепо повиноваться и выполнять все требования человека, от которого он зависим.

Статистическая проверка выдвинутых предположений показала, что достоверные различия существуют между распределениями испытуемых с уровнем дохода ниже и выше среднего по стратегиям получения и расходования денежных средств (с2кр = 19,7, уровень значимости = 0,0).

Таким образом, выдвинутое нами предположение о существовании различий в поведенческом компоненте отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода подтвердилась частично: статистически достоверно в группе с уровнем дохода ниже среднего преобладает стратегия «ямка», характеризующаяся тем, что планируемый доход испытуемых выше фактического, а траты превосходят доход. В группе испытуемых с уровнем дохода выше среднего преобладает стратегия «норма», являющаяся оптимальной с точки зрения соотношения планируемого и фактического дохода, расходов и дохода.

Исходя из полученных данных, мы можем принять выдвинутую нами гипотезу о наличии различий в отношении к деньгам у людей с разным уровнем дохода. Выявленные особенности дополняют знания экономической психологии относительно уровня дохода как психологической переменной, определяющей отношение к деньгам, и могут быть учтены в практике психологического консультирования.

Библиографический список

1. Экономическая психология [Текст] / под. ред. И. В. Андреевой, — СПб. : Питер, 2000. — 512 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента). — КВК 5-272-00273-3.

2. Фенько, А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях [Текст] / А. Б. Фенько // Психологический журнал. — 2000. — № 1. — С. 50 — 62. — К8№ 0205-9592.

3. Махрина, Е. А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей соционических профессий [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Махрина Елена Александровна. — Ростов н/Д, 2006. — 229 с.

4. Арефьева, Т. А. Дети и деньги [Текст] : Т. А. Арефьева. — СПб. : Речь, 2006. — 246 с. — КВК 5-9268-0482-5.

ГОЛУБЕВА Елена Валериевна, кандидат психологических наук, доцент.

Адрес для переписки: e-mail: ev_golubeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2009 г.

© Е. В. Голубева

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.