ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
компетенции. Стараются всегда оперировать фактами. Амбиналы в жизни и профессиональной деятельности. Главная задача представителей этого типа — быть мастером своего дела.
Выделенные нами типы позволяют говорить о том, что уже на этапе профессионального обучения будущих специалистов достаточно четко сформирована тенденция развития их карьеры. Каждый тип имеет характерные карьерные ориентации и ценности, преобладание различных компонентов ответственности и локус контроля. Это свидетельствует о том, что будущие специалисты достаточно глубоко ориентируются в потребностях рынка, потребителей, позициях будущих конкурентов, готовы создавать инновационные проекты.
На основе результатов исследования начата разработка методических рекомендаций по организации психологического сопровождения построения, будущей профессиональной карьеры студентов различных курсов и специальностей ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в рамках психологической службы вуза. Ведется разработка тренинга «Управление карьерой» и программа оценки карьерных компетенций для тренинговой, консультативной и коррекционной работы с будущими и действующими предпринимателями.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К. А. Абульха-нова-Славская ; Московский психолого-социальный институт. — Москва — Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с.
2. Почебут, Л. Г. Организационная социальная психология : учеб. пособие / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — СПб. : Издательство «Речь», 2000. — 298 с.
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону : Издательство «Феникс», 1996. — 422 с.
4. Катаева, Л. И. К вопросу о сущности профессионального самоопределения личности в пространстве становления нового российского общества / Л. И. Катаева, Т. А. Полозова // Мир психологии. — 2005. — № 1. — С. 147 — 156.
5. Дементий, Л. И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01: защищена 20.05. 05 / Дементий Людмила Ивановна. — М. , 2005 - 357 с.
6. Дементий, Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля : учебно-методическое пособие / Л. И. Дементий — Омск : Издательство Омск. гос. ун-та, 2001. — 72 с.
7. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство / В. Н. Карандашев. — СПб. : Издательство «Речь», 2004. — 70 с.
8. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. — СПб. : Издательство «Речь», 2004 — 176 с.
9. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. / А. Д. Наследов. — СПб. : Издательство «Речь», 2006 — 392 с.
ДЕМЕНТИЙ Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии.
Адрес для переписки: e-mail: dementiy@univer. omsk.su
КОЛОДИНА Анастасия Викторовна, ассистент кафедры общей психологии, аспирантка кафедры социальной психологии.
Адрес для переписки: e-mail: avkolodina@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 28.01.2010 г.
© Л. И. Дементий, А. В. Колодина
УДК 330 16 Е. В. ГОЛУБЕВА
Технологический институт Южного Федерального университета
в г. Таганроге
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДОХОДА_______________________________
Работа посвящена исследованию отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Рассмотрен уровень дохода как один из факторов отношения к деньгам. Эмпирическим путем определены особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода. Для этих целей выявлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты отношения к деньгам и проведено их сопоставление в группах, различающихся по уровню дохода.
Ключевые слова: психология денег, отношение к деньгам, уровень дохода.
Актуальность работы определена переходом нашей страны к рыночной экономике, который в общих чертах можно считать состоявшимся. Одним из результатов этого перехода является то, что в жизни россиян деньги стали занимать более важное место, чем несколько лет назад. Деньги перестали быть абстрактным средством для регулирования человеческих отношений. Идолизация денег или презрение к ним, негативное, а зачастую и агрессивное отношение к богатым, неумение обсуждать вопросы, связанные с
оплатой труда, составляют реальность отношения к деньгам в нашем обществе. Кроме того, переход к рыночной экономике привел к возникновению имущественного расслоения. В связи с этим одним из актуальных направлений психологических исследований становится изучение влияния уровня дохода на отношение к деньгам.
В исследованиях зарубежных и отечественных авторов были выделены следующие переменные, влияющие на отношение к деньгам: пол, возраст,
Группы испытуемых по уровню дохода
Ниже среднего Средний Выше среднего Всего
Кол-во испытуемых 13 36 21 70
Проценты 19 51 30 100
Таблица 2
Частота употребления категорий, определяющих понятие «деньги», испытуемыми с разным уровнем дохода
Доход Средство для существования Достойная, хорошая жизнь Свобода Уверенность в завтрашнем дне Зло Квартира, машина, еда Счастье, успех Власть
Ниже среднего 4 4 4 1 0 4 0 0
Средний 12 3 10 4 3 5 3 2
Выше среднего 3 10 2 3 2 0 1 3
социокультурные и личностные особенности, характер трудовой деятельности, уровень дохода. В психологических исследованиях установлено, что с увеличением дохода ценность денег растет, а затем снижается, т.е. наивысшей ценности деньги достигают у людей со средним достатком (Р. Линн) [1]. По мере возрастания дохода увеличивается склонность людей утаивать величину своих доходов (В. Д. Рубинштейн) [2]. Не зависят от доходов человека установки по отношению к деньгам, измеренные по следующим факторам: власть — престиж, откладывание на будущее, недоверие, качество, тревога (Ямамучи и Темпер) [2].
Нами (совместно со студенткой ТТИ ЮФУ Си-ленко Л. Н.) в феврале — марте 2008 г. было предпринято эмпирическое исследование, направленное на проверку гипотезы о существовании различий в отношении к деньгам у людей с разным уровнем дохода. В нем приняли участие 70 человек, из них — 35 женщин, 35 мужчин в возрасте от 25 до 35 лет. Сфера занятости: рабочие — 18 (25 %), государственные служащие — 17 (24 %); предприниматели — 16 (23 %); занятые в сфере услуг — 8 (11 %); инженерно-технические работники — 7 (10 %); занятые в сфере здравоохранения — 3 (4 %); в сфере образования — 1(1 %).
В исследовании применялись следующие методики:
1) анкета, целью которой является определение уровня дохода
Уровень дохода испытуемых определялся в соответствии с данными о среднемесячной заработной плате за последний квартал 2007 г. в г. Таганроге.
2) методики, направленные на изучение компонентов отношения к деньгам:
а) анкета Е. А. Махриной, изучающая когнитивный компонент отношения к деньгам [3].
Респондентам предлагается ответить на вопрос: «Что такое деньги? » По текстам высказываний проводится качественный анализ.
б) анкета Е. А. Махриной, направленная изучение аффективного компонента отношения к деньгам [3].
Испытуемым предлагается 30 прилагательных, характеризующих эмоции, которые необходимо оценить по 10-балльной шкале в соответствии со степенью их выраженности. Каждое из прилагательных является отражением определенной фундаментальной эмоции (по К. Изарду). Выраженность эмоций оценивается в трех ситуациях, связанных с деньгами: «Много денег», «Достаточно денег», «Мало денег».
в) методика Т.А. Арефьевой, направленная на изучение поведенческого компонента отношений к деньгам [4].
В методике предлагается выбрать одну, наиболее соответствующую своему поведению, стратегию получения и расходования денежных средств. Стратегии различаются по соотношению планируемого и реального дохода, реального дохода и расходов.
Результаты эмпирического исследования показали следующее.
Распределение испытуемых по уровню дохода неравномерно. Группа испытуемых со средним уровнем дохода превосходит другие по количеству. Количество испытуемых в группах с уровнем дохода ниже среднего и выше среднего является достаточным для сравнения трех групп по интересующим нас параметрам отношения к деньгам (табл. 1).
Выявление уровня дохода позволило распределить испытуемых в три группы. Проведем сопоставление этих групп согласно трем компонентам отношения к деньгам: когнитивному, аффективному и поведенческому.
Для выявления когнитивного компонента отношения к деньгам испытуемым было предложено ответить на вопрос анкеты «Что такое деньги?». Ответы испытуемых были категоризированы. Результаты категоризации и частота встречаемости каждой категории в ответах испытуемых с разным уровнем дохода представим в табл. 2.
Частота употребления категорий, описывающих понятие «деньги», испытуемыми с разным уровнем дохода — различна. У испытуемых с заработной платой выше среднего уровня доминирует категория «хорошая, достойная жизнь». Испытуемые со средним уровнем дохода чаще употребляют категорию «средство для существования» в описании понятия деньги. Испытуемые с уровнем ниже среднего с одинаковой частотой употребляют для определения понятия «деньги» категории «средство для существования», «достойная, хорошая жизнь», «свобода», а также «квартира, машина, еда». Поэтому можно предположить, что в выборке испытуемых с уровнем дохода ниже среднего когнитивный компонент отношения к деньгам является менее дифференцированным.
Выдвинутое нами предположение о наличии различий в когнитивном компоненте отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода подтверждается частично. Статистически подтвердилось наличие раз-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Выраженность базовых эмоций испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Много денег»
Таблица 4
Выраженность базовых эмоций испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Достаточно денег»
Таблица 5
Выраженность базовых эмоций испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Мало денег»
личий в определении понятия «деньги» между двумя группами испытуемых — со средним уровнем дохода и с уровнем дохода выше среднего (с2кр = 17,4, уровень значимости = 0,01).
Для изучения аффективного компонента отношения к деньгам испытуемым было предложено оценить выраженность у себя базовых эмоций (радость, удивление, интерес, горе, гнев, страх, стыд, отвращение, презрение, вина) в трех различных ситуациях: «Много денег», «Достаточно денег», «Мало денег».
Как видно в табл. 3, для всех групп испытуемых с разным уровнем дохода в ситуации «Много денег» наиболее характерны эмоции радости и удивления. При этом большая выраженность эмоции вины в ситуации «Много денег» у испытуемых с уровнем дохода выше среднего по сравнению с другими группами может объясняться тем, что «если денег много, значит, они не работают., никуда не вложены», ««они бесцельно лежат, и теряют, свою стоимость». Статистический анализ результатов показывает, что значимых различий в ситуации «Много денег» в распределении показателей по базовым эмоциям нет (с2кр = 1,9, уровень значимости = 0,99; с2кр =5,5, уровень значимости = 0,79; с2кр =4,2, уровень значимости = 0,89), т.е. испытуемые с одинаковым уровнем дохода испытывают сходные эмоции в данной ситуации.
В ситуации «Достаточно денег» были получены следующие результаты относительно выраженности базовых эмоций (табл. 4). По результатам видно, что в ситуации, когда «Достаточно денег» у всех испытуемых одинаково доминируют эмоции радости и интереса. Однако у испытуемых с уровнем дохода ниже среднего и средним эмоции радости преобладают над эмоциями интер еса, а у испытуемых эмоции интереса превосходят по интенсивности эмоции ра-
дости. Эти особенности обусловили статистически значимые различия в распределении выраженности эмоций у испытуемых со средним уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего (с2кр =23,3, уровень значимости = 0).
Ответы испытуемых о выраженности у них базовых эмоций в ситуации третьего типа — «Мало денег» представим в табл. 5. В ситуации, когда «Мало денег», у испытуемых всех групп актуализируются разнообразные эмоциональные переживания. Они затрудняются в выделении одной, доминирующей эмоции. Однако можно отметить, что у испытуемых с уровнем дохода ниже среднего преобладает эмоция горя, у испытуемых со средним уровнем дохода несколько более выраженным является интерес, а у испытуемых с уровнем дохода выше среднего он более значимо преобладает над остальными эмоциями. Тем не менее статистические методы не показали значимых различий в выборках испытуемых (с2кр = 3,9, уровень значимости = 0,91; с2кр = 7,7, уровень значимости = 0,57; С2кр = 5,5, уровень значимости = 0,79).
Таким образом, аффективный компонент отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода был определен нами в трех различных ситуациях: «Много денег», «Достаточно денег» и «Мало денег». Было установлено, что в ситуации, когда «Достаточно денег», существуют значимые различия в выраженности эмоций у испытуемых с разным уровнем дохода: у испытуемых с уровнем дохода ниже среднего и средним эмоции радости преобладают над эмоциями интереса, а у испытуемых с уровнем дохода выше среднего эмоции интереса превосходят по интенсивности эмоции радости.
Помимо выявления доминирующих эмоций у испытуемых с разным уровнем дохода в ситуациях,
Распределение стратегий получения и расходования денежных средств в группах испытуемых с разным уровнем дохода
Горка Ямка Дно Спуск Подъем Равнина Обрыв Норма Всего
Ниже среднего 2 6 0 1 0 0 1 3 13
Средний 4 6 1 2 3 12 1 7 36
Выше среднего 3 0 0 0 4 6 0 8 21
Всего 9 12 1 3 7 18 2 18 70
связанных с деньгами, необходимо определить, какая группа испытуемых более эмоционально реагирует на эти ситуации. Как видно в табл. 3 — 5, большая интенсивность эмоций характерна для испытуемых с высоким уровнем дохода. Статистическая обработка результатов с помощью критерия и-Манна-Уитни, в целом, подтвердила это предположение:
1) в ситуации «Много денег» интенсивность эмоций испытуемых с высоким уровнем дохода превосходит интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода ниже среднего (икр = 9, значимость =0) и средним уровнем дохода (икр = 13,5, значимость =0);
2) в ситуации «Достаточно денег» интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода выше среднего превосходит интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода ниже среднего (икр = 16,5, значимость = 0,01) и средним уровнем дохода (икр = 23,5, значимость = 0,04);
3) в ситуации «Мало денег» интенсивность эмоций испытуемых превосходит с уровнем дохода выше среднего превосходит интенсивность эмоций испытуемых с уровнем дохода ниже среднего (икр = 9, значимость = 0).
Таким образом, выдвинутое нами предположение о наличии различий в аффективном компоненте отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода подтверждается частично. Существуют различия в выраженности эмоций у испытуемых со средним уровнем дохода и уровнем дохода выше среднего в ситуации, когда у них достаточно денег для жизни. Кроме того, у испытуемых с уровнем дохода выше среднего интенсивность эмоций в ситуациях, связанных с деньгами, сильнее, чем у испытуемых других групп.
Для изучения поведенческого компонента отношения к деньгам была определена стратегия получения и расходования денежных средств каждого испытуемого. Стратегия определяется по соотношению величины планируемого дохода, реального дохода и расходов. Результаты этой работы представим в табл. 6.
Из полученных результатов мы видим, что испытуемые с разным уровнем дохода совершенно по-разному получают и расходуют свои денежные средства.
Люди с уровнем дохода выше среднего чаще используют стратегию получения и расходования денежных средств — «норма», которая предполагает, что человек реально определяет свои возможности и потребности, зарабатывает столько, сколько планирует, тратит, сколько необходимо, и делает сбережения.
Испытуемые со средним уровнем дохода чаще всего используют стратегию «равнина», которая характеризуется тем, что человек зарабатывает ровно столько, сколько планирует, и все тратит без остатка. Данная стратегия лишает человека любого движения вперед: накопления, развития, роста своего финансового благополучия.
Испытуемые с уровнем дохода ниже среднего чаще используют стратегию «ямка». Такую стратегию использует человек, который строит большие планы в отношении заработанных денег, мало зарабатывает и чрезмерно много тратит. Неумение и нежелание зарабатывать превращается со временем в постоянную материальную подчиненность, способность слепо повиноваться и выполнять все требования человека, от которого он зависим.
Статистическая проверка выдвинутых предположений показала, что достоверные различия существуют между распределениями испытуемых с уровнем дохода ниже и выше среднего по стратегиям получения и расходования денежных средств (с2кр = 19,7, уровень значимости = 0,0).
Таким образом, выдвинутое нами предположение о существовании различий в поведенческом компоненте отношения к деньгам людей с разным уровнем дохода подтвердилась частично: статистически достоверно в группе с уровнем дохода ниже среднего преобладает стратегия «ямка», характеризующаяся тем, что планируемый доход испытуемых выше фактического, а траты превосходят доход. В группе испытуемых с уровнем дохода выше среднего преобладает стратегия «норма», являющаяся оптимальной с точки зрения соотношения планируемого и фактического дохода, расходов и дохода.
Исходя из полученных данных, мы можем принять выдвинутую нами гипотезу о наличии различий в отношении к деньгам у людей с разным уровнем дохода. Выявленные особенности дополняют знания экономической психологии относительно уровня дохода как психологической переменной, определяющей отношение к деньгам, и могут быть учтены в практике психологического консультирования.
Библиографический список
1. Экономическая психология [Текст] / под. ред. И. В. Андреевой, — СПб. : Питер, 2000. — 512 с. — (Серия «Теория и практика менеджмента). — КВК 5-272-00273-3.
2. Фенько, А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях [Текст] / А. Б. Фенько // Психологический журнал. — 2000. — № 1. — С. 50 — 62. — К8№ 0205-9592.
3. Махрина, Е. А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей соционических профессий [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Махрина Елена Александровна. — Ростов н/Д, 2006. — 229 с.
4. Арефьева, Т. А. Дети и деньги [Текст] : Т. А. Арефьева. — СПб. : Речь, 2006. — 246 с. — КВК 5-9268-0482-5.
ГОЛУБЕВА Елена Валериевна, кандидат психологических наук, доцент.
Адрес для переписки: e-mail: ev_golubeva@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.11.2009 г.
© Е. В. Голубева
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ