Научная статья на тему 'Отношение к деньгам как фактор личностно-профессионального становления будущих психологов'

Отношение к деньгам как фактор личностно-профессионального становления будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
578
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
БУДУЩИЕ ПСИХОЛОГИ / FUTURE PSYCHOLOGISTS / ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / ATTITUDE TO MONEY / ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГОВ / TRAINING THE PSYCHOLOGISTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL FORMATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ECONOMICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мельничук Андрей Степанович

Представлены аспекты работы психолога, в которых его монетарные установки приобретают значимость (консультирование по запросам, связанным с финансами, и ситуации получения денежного вознаграждения за свой труд). Показано, как связаны стремление к финансовому благополучию и предпочтения студента-психолога в обучении и предстоящей профессиональной деятельности. Описаны результаты опроса студентов c использованием методики «Нравственная оценка денег». Выявлено, что будущие психологи видят в деньгах прежде всего инструмент влияния и обеспечения комфортной жизни, а также ресурс для саморазвития и показатель жизненных достижений. Отмечена специфика восприятия денег в зависимости от субъективной близости понятий «деньги» и «развитие»; осознание студентами риска стать зависимыми от денег.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TO MONEY AS A PERSONAL AND PROFESSIONAL FACTOR OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

In this article there are the aspects of the psychologist's work, in which monetary settings become importance (consulting about the problems of finance and situations of receiving a cash reward for labor). It is shown, the pursuit of the financial well-being and the student-psychologist's preferences in education and forthcoming professional activity. The results of the students ‘survey are described through using methodic «Moral evaluation of money». In is found that future psychologists understand money as the tool of influence and provision comfort life and also the resource of self-development and evidence of vital achievements. It is marked that specifics of money perception depends on subjective closeness of concepts «money» и «development»; comprehension of students the risk to be dependent of money.

Текст научной работы на тему «Отношение к деньгам как фактор личностно-профессионального становления будущих психологов»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Applied research

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Personal and professional specialist development

УДК 159.9.072.432

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ

ПСИХОЛОГОВ

Мельничук Андрей Степанович, кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Институт общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: melnichuk-as@ranepa.ru

АННОТАЦИЯ

Представлены аспекты работы психолога, в которых его монетарные установки приобретают значимость (консультирование по запросам, связанным с финансами, и ситуации получения денежного вознаграждения за свой труд). Показано, как связаны стремление к финансовому благополучию и предпочтения студента-психолога в обучении и предстоящей профессиональной деятельности. Описаны результаты опроса студентов с использованием методики «Нравственная оценка денег». Выявлено, что будущие психологи видят в деньгах прежде всего инструмент влияния и обеспечения комфортной жизни, а также ресурс для саморазвития и показатель жизненных достижений. Отмечена специфика восприятия денег в зависимости от субъективной близости понятий «деньги» и «развитие»; осознание студентами риска стать зависимыми от денег Ключевые слова: будущие психологи, отношение к деньгам, подготовка психологов, профессиональное становление, экономическая психология.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

Сегодня человек сталкивается с весьма сложной ситуацией. С одной стороны, резко возрастают требования к его психологическим ресурсам, необходимым для достижения поставленных целей. С другой — интенсивно усиливается негативное воздействие на психическую сферу. В связи с этим неуклонно растёт общественная потребность в психологах-профессионалах [7, с. 6], помогающих человеку сохранить душевное благополучие, продуктивно пройти этапы жизненного пути, наиболее полно раскрыть и воплотить свой потенциал. Это, в свою очередь, делает актуальной проблему подготовки психологических кадров, способных на высоком уровне решать указанные задачи.

Подготовка психолога предполагает интеграцию двух векторов его профессионального становления. Первый вектор связан с приобретением профильных знаний, умений, навыков. При этом в контексте компетентностного подхода речь идёт не просто об ов-

с

: -

ладении предметным содержанием дисциплин, но о его интеграции с формированием ключевых для современного специалиста личностных качеств (системность мышления, рефлексивность, креативность, интеллектуальная самостоятельность и т.д.) [2, 3].

Второй вектор — освоение профессиональной культуры, формирование ценностно-смысловых ориентиров этого вида труда. В условиях многообразия приёмов работы психолога этот аспект приобретает особую значимость, во многом задавая специфику формирования и реализации профессиональных компетенций. В данном контексте мы исходим из положения А.К. Марковой о выделении в профессионализме (как целевом ориентире профессионального становления) двух сторон — операциональной и мотива-ционной. По её мнению, не следует «переоценивать роль владения технологиями и средствами в профессиональном развитии человека...», поскольку «если у специалиста не развиты гуманистические мотивы и цели, смыслы его труда, то «техники» в руках такого специалиста могут даже принести вред окружающим» [11, с. 83].

На формирование мотивационного компонента профессионализма будущих психологов влияют разнообразные детерминанты, в числе которых, несомненно, присутствуют и экономические. Наиболее очевидны две формы их влияния. Во-первых, это актуальный экономический статус студента и его семьи (задающий «коридор возможностей» для полноценного участия в образовательной программе). Во-вторых — экономическая ситуация в стране, определяющая социальную востребованность и престиж профессии психолога как «сервисного» по своей сути вида труда, а также профессионального мастерства в целом. Вместе с тем важно обратиться к роли более «глубинного» экономического явления — включённости человека в денежные отношения и его отражению в групповом и индивидуальном сознании.

Современное общество невозможно представить без денег, которые, меняясь по форме, сопровождают человека на протяжении тысячелетий. Их значимость хорошо демонстрирует выражение «деньги — кровь экономики». При этом деньги — это и социокультурный феномен, имеющий существенное психологическое измерение. Российскими и зарубежными исследователями отмечена, а нашим повседневным опытом полностью подтверждена тесная связь денег с самыми разнообразными переживаниями [1, 15, 16]. Так, по мнению учёных Института психологии РАН, «...отношение к деньгам у большинства людей не является нейтральным, оно эмоционально заряжено.» [9; с. 50]. Б.А. Рай-збергом предложено интересное выделение денежных эмоций (радости, счастья, страха, отчаяния и т.д.), отражающих оценку человеком своего благосостояния и его динамики [13, с. 186-189].

Такая психологическая «нагрузка» обусловлена тем, что деньги выступают одним из ведущих мотиваторов активности человека. Именно деньги позволяют человеку обменять свой труд на значимые для него блага. В дополнение к этой прагматической функции получение и накопление денег даёт возможность решить ряд психологически значимых задач (создать ощущение стабильности и защищённости от жизненных невзгод, сохранить независимость, обеспечить власть над окружающими, добиться от них позитивного отношения и т.д.). Также практически все исследователи отмечают амбивалентность (а зачастую противоречивость) восприятия денег, которые способны рассматриваться как воплощение добра и зла, свободы и подчинённости, цели и средств и т.д. [4, 6, 10].

Финансовое сознание «занимает особое место в структуре сознания экономического и связывает воедино все важнейшие составляющие (отношение к собственности и труду, потребительские предпочтения, субъективное качество жизни, экономическое самоопределение и др.)» [9, с. 50]. В свою очередь, одним из центральных компонентов финансового сознания правомерно считать установки людей по отношению к деньгам. Они отражают степень их значимости, специфику восприятия, задавая те или иные варианты социального поведения.

Мы разделяем тезис о том, что для подготовки компетентных психологов «необходимо ориентироваться не только на требования образовательных стандартов, но и на индивидуальные требования к выпускнику, которые предъявляют в дальнейшем заказчики и кли-

енты» [7, с. 6]. При этом важно учитывать, что включаясь в реальную профессиональную деятельность, вчерашний студент объективно сталкивается с ситуациями, в которых важную роль начинают играть сформировавшиеся у него монетарные установки. Отношение психолога к деньгам способно стать профессионально значимым в нескольких случаях.

С одной стороны, это необходимость консультационной работы с клиентами, чей запрос в той или иной мере связан с финансами. Можно выделить два вида таких ситуаций. Во-первых, содействие в коррекции неадекватных форм экономического поведения (к примеру, шопоголизм или вовлечённость в финансовые пирамиды). Во-вторых, помощь в выборе наиболее эффективных и субъективно приемлемых путей достижения материального благополучия (примером могут служить финансовый коучинг, различные тренинги на тему «Я и деньги» и т.д.). Во всех этих случаях учёт психологом собственных денежных представлений и установок служит существенным залогом экологичной и продуктивной работы.

С другой стороны, профессиональная деятельность психолога в значительной мере является для него средством зарабатывания на жизнь. Однако в современном обществе степень финансовой обеспеченности часто оказывается приоритетным основанием для определения статуса человека в межличностном и групповом взаимодействии. Важно отметить, что такие внешние оценки успешности сопряжены со спецификой самочувствия человека, формированием определённых представлений о себе и соответствующего самоотношения.

Подобная ситуация имеет ряд следствий, значимых для становления психолога и его последующей деятельности. Высокая значимость денег и ориентация на обеспечение финансового благосостояния могут стать отправным моментом для интенсивного профессионального развития (именно высокий уровень компетентности, по мнению многих студентов, есть условие будущих доходов). Однако по мере знакомства с особенностями труда психолога часть учащихся сталкивается с противоречием между исходными, порой явно завышенными, материальными ожиданиями от данной профессии и реальной ситуацией на рынке труда. Результатом становится мнение о том, что работа психологом — не лучший способ достичь материального благосостояния в сравнении, например, со сферами финансов, менеджмента и т.п. Всё это способно существенно повлиять на стратегии профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации.

Во-первых, часть студентов может «уйти из профессии», сменив специальность обучения во время пребывания в вузе или же осознанно положив полученный диплом психолога «на полку». Во-вторых, возможен переход выпускника в смежную с психологией, но более востребованную и доходную сферу труда (например, связанную с кадровым менеджментом или управленческим консалтингом). В-третьих, в процессе обучения возможны формирование дифференцированной ориентации на различные дисциплины или же выбор специализации подготовки по критерию их важности для обеспечения финансовой успешности в будущем. В-четвёртых, стремясь обеспечить «должный» уровень финансовых поступлений в рамках избранной профессии, выпускник сталкивается с коллизией между этическими и экономическими регуляторами его труда. Так, следствием ориентации на «монетизацию» работы психолога способно стать восприятие людей как «источника дохода» Это может проявляться:

• в ориентации на более «денежные» формы работы (длительные или значительные по объёму);

• в предпочтении состоятельных клиентов (в то время как запросы других людей будут реализоваться по «остаточному» принципу);

• в готовности работать с любым клиентом или запросом (независимо от компетентности в проблеме и психологической комфортности взаимодействия);

• в подстройке к клиенту или заказчику «снизу»;

• в нарушение принципов профессиональной этики при угрозе организационно-финансовых санкций (например, при требовании руководителя раскрыть данные диагностики сотрудника).

Существенным условием успешности работы психолога выступает его личностная зрелость и, в частности, низкая выраженность внутренних конфликтов, основой которых часто становятся финансовые вопросы. Можно говорит о различных видах таких внутренних противоречий, например:

• между реальным благосостоянием и представлениями о его субъективно «достойном» уровне;

• между личностными смыслами денег;

• между личными материальными интересами и корпоративной этикой;

• между «значимостью денег и субъективной оценкой их достижимости» [4, с. 27] и т.д.

Исходя из сказанного, рефлексию будущими психологами своего отношения к деньгам правомерно рассматривать как один из значимых факторов их личностного и профессионального становления. Многие нормативно-ценностные вопросы работы психолога начинают рассматриваться с первых дней обучения по данному направлению (например, в рамках курсов «Введение в профессию», «Профессиональная этика»). Однако важным условием успешности обсуждения отношения к деньгам является наличие у студентов определённых базовых знаний по психологии личности, социальной психологии, психодиагностике и т.д., а также времени на такую работу. Это даст возможность не просто «обозначить» те или иные аспекты влияния денег на человека как личность и профессионала, но рассмотреть их более содержательно и глубоко.

По нашему мнению, удобным полем для такой работы может выступить учебный курс «Экономическая психология». В его рамках психология финансов выступает своеобразным «стержнем», интегрирующим изучение различных вопросов — особенностей экономической культуры, поведения потребителей, восприятия богатства и бедности. Это создаёт предпосылки к обстоятельному обсуждению различных аспектов психологии денег, и вместе с тем позволяет реализовать на данном материале межпредметное взаимодействие с уже пройденными и с предстоящими для изучения дисциплинами.

Другое условие продуктивности рассмотрения роли денег в жизни и работе психолога — максимальная привязка обсуждения к опыту и представлениям студентов. Отметим, что указанный учебный курс предполагает ознакомление студентов не только с теоретическим материалом, но и с методами эмпирического изучения различных экономико-психологических феноменов. Это позволяет одновременно решить несколько задач — освоить диагностические инструменты, получить личностно значимые данные для рассмотрения психологических аспектов экономики и, что важно в контексте рассматриваемой темы, — выявить существующие в конкретной группе монетарные установки.

Отношение к деньгам сегодня — один из значимых предметов экономико-психологических исследований, где в качестве респондентов часто выступают студенты (как в качестве специально изучаемых групп, так и в составе более объёмных выборок). Однако отсутствуют работы, в которых бы затрагивалась специфика отношения к деньгам лиц, обучающихся по психологическим специальностям. Хотя они участвуют в опросах наряду со студентами иного профиля [5, 8, 12], данные по подгруппе психологов из общего массива специально не выделяются.

Представляется, что помимо исследовательских приоритетов конкретных учёных определённую роль моги сыграть социокультурные факторы. Так, несмотря на отмеченную выше двойственность отношения к деньгам, они продолжают восприниматься как нечто грязное, низменное. Соответственно, при рассмотрении гуманистически ориентированных по своему содержанию видов деятельности проблема денежных установок как бы выпадает из фокуса анализа или числа возможных детерминант (пожалуй, за исключением более традиционного аспекта удовлетворённости оплатой труда, влияющего, в частности, на уровень эмоционального выгорания).

В акмеологических исследованиях отношение к деньгам в явном виде не затрагивалось (также вероятно в силу «идеологической несовместимости» с проблемой совершенствования человека, хотя различные денежные патологии могут трактоваться как факторы,

блокирующие продуктивное личностно-профессиональное развитие или существенно деформирующие этот процесс). В данном контексте следует выделить диссертацию М.Ю. Семёнова. Она выполнена по специальности «социальная психология», но посвящена специфике отношения к деньгам в зависимости от уровня личностной зрелости, что объективно придаёт ей акмеологически значимую окраску [14].

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С учётом важности обозначенного выше психологического явления и его недостаточной изученности мы в рамках курса «Экономическая психология» провели анкетирование 32 студентов кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности ИОН РАНХиГС. В качестве средства диагностики выступил опросник «Нравственная оценка денег». Он предполагает оценку степени связи 25 понятий с понятием «деньги» по шкале от 1 от 7 баллов [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Согласно полученным данным, деньги в сознании студентов менее всего связаны с понятием «любовь» (2,5 балла). Это подтверждает высказываемый в экономической психологии тезис о наличии культурных ограничений на прямое «вторжение» денег в некоторые виды социального взаимодействия. С другой стороны, субъективно самым близким к деньгам оказалось понятие «власть» (средний балл степени связи — 6,2). Этот факт может отражать наличие представления о том, что деньги являются ресурсом для воздействия на других людей, а оно, в свою очередь, способно быть средством достижения благосостояния. Также в группу понятий, более всего сопряжённых в сознании респондентов с деньгами, вошли «средство существования» (5,9 балла) и «развлечения» (5,8).

Таким образом, для будущих психологов характерен акцент на таких функциях денег, как средство влияния и обеспечение повседневной жизни (в содержание которой в силу возрастной специфики выборки входит и возможность «повеселиться»). При этом, чем больше студент видит в деньгах средство существования, тем более он приписывает им связь с развлечениями (г=0,374; р=0,035). Сделанный вывод подтверждается также тем, что в состав второй по степени связи с деньгами группы понятий вошли слова «комфорт» и «сила» (по 5,4 балла).

Отметим два обстоятельства. С одной стороны, оценки понятий «власть», «развлечения», «средство существования» и «сила» отличаются наименьшими стандартными отклонениями (что свидетельствует о высоком единодушии мнений респондентов). С другой стороны, субъективная близость к деньгам «власти» и «силы» коррелирует между собой, а понимание денег как возможности обеспечить комфорт прямо связано с их трактовкой как «средства существования», причём достаточно весёлого (табл. 1):

Таблица 1

Взаимосвязь между оценками близости каждого из понятий с понятием ««деньги» г P

«Власть» и «Сила» 0,431 0,014

«Средство существования» и «Комфорт» 0,692 0,0001

«Средство существования» и «Развлечения» 0,37 0,035

Также можно предположить, что для будущих психологов наличие денег как «средства существования» субъективно расширяет степень их свободы (об этом свидетельствует значимая корреляция между оценками данных понятий: г=0,551; р=0,001).

Наши результаты сходны с данными Ю.С. Николенко. В одном из выделенных в её работе факторов деньги воспринимаются как благополучие, свобода, комфорт и счастье

в противовес деньгам как моральному злу и конфликту. Другой фактор отражает понимание денег как силы, власти и самоутверждения [12, с. 20].

Интересна выявленная нами взаимосвязь оценок близости к деньгам понятий «власть» и «зависимость» (г=0,437; р=0,012). Она может отражать представление о двух ситуациях потенциального снижения субъектности, связанного с финансами:

1) когда недостаток средств ограничивает свободу действий человека и ставит его в подчинённое положение по отношению к более состоятельным людям;

2) когда имеющиеся деньги существенно меняют ценностно-смысловую сферу личности и начинают «управлять» человеком.

Следует сказать, что в одной группе по субъективной близости к деньгам, наряду с «комфортом» и «силой», также присутствуют понятия «достижения» и «развитие», деля между собой четвертое место в общей иерархии (по 5,5 балла). Между их оценками существует значимая взаимосвязь (г=0,427; р=0,015), что даёт основание выделить ещё один вектор в восприятии денег студентами — как основу и результат активности человека.

При этом оценки субъективной дистанции между «деньгами» и «достижениями» одни из наиболее согласованных. Близость этих понятий может свидетельствовать о восприятии будущими психологами денег как интегративного показателя успешности, причём в различных сферах (табл. 2):

Таблица 2

Взаимосвязь между оценками близости каждого из понятий с понятием ««деньги» R P

«Достижения» и «Развлечения» 0,544 0,001

«Достижение» и «Средство существования» 0,508 0,003

«Достижение» и «Комфорт» 0,503 0,003

«Достижение» и «Здоровье» 0,448 0,01

Обратим внимание на позитивную связь между близостью к деньгам понятий «достижение» и «цинизм» (г=0,366; р=0,04). Эта корреляция может отражать представление о том, что измеряемый в деньгах успех часто сопряжён с пренебрежением к нравственным нормам. В пользу такой трактовки говорит и тот факт, что в число субъективно наименее связанных с деньгами понятий вошли «правдивость» и «справедливость». (3,0 и 3,3 балла соответственно).

С акмеологической точки зрения интересно рассмотреть особенности взаимосвязи понятий «деньги» и «развитие». Несомненно, деньги могут считаться важным ресурсом для совершенствования человека. Об этом свидетельствует, например, корреляция силы связи понятий «деньги» — «развитие» и «деньги» — «информация» (г=0,351; р=0,05). Это согласуется с положением М.Ю. Семёнова о том, что личностно зрелые люди склонны расходовать деньги не столько на текущее потребление, сколько на цели творчества, самореализации или поддержки окружающих [14, с. 70].

Несмотря на высокую среднюю оценку субъективной близости денег и развития, мнения респондентов (в отличие от оценок большинства рассмотренных выше понятий) достаточно сильно «разбросаны» (стандартное отклонение составляет 1,5 балла при общем диапазоне значений данного показателя по всем понятиям от 0,9 до 1,9 балла). На основе медианы распределения оценок связи понятий «развитие» и «деньги» мы выделили две группы респондентов и сравнили их между собой (табл. 3):

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что студенты, видящие в деньгах фактор развития, в большей мере рассматривают их как возможность обеспечить своё благополучие (физическое и социальное) и субъектность.

Кроме того, показательны различия между представителями рассматриваемых подгрупп в иерархии связи денег с различными понятиями. В подгруппе с низкой степенью

Таблица 3

Понятия Средние оценки связи понятий с понятием ««деньги» Р

Группы по оценке связи понятий ««деньги» и ««развитие»

От 1 до 5 баллов (N=14) 6-7 баллов (N=18)

Свобода 3,9 5,2 0,014

Здоровье 4,1 5,4 0,013

Средство существования 5,4 6,3 0,04

Сила 4,9 5,7 0,047

Безопасность 4,2 5,6 0,041

близости «денег» и «развития» наиболее связаны с деньгами понятия «власть» (5,9 балла) и «развлечения» (5,8). В противоположной подгруппе на первом месте находится именно «развитие» (6,6 балла), причём с наименьшим по сравнению с другими понятиями стандартным отклонением оценок, даже по сравнению с оценками «власти» (0,5 и 0,7 балла соответственно). Второе и третье места по степени связи с деньгами занимают «власть» (6,4 балла) и «средство существования» (6,3). Интересно, что только в данной подгруппе присутствует тенденция к согласованному изменению оценок расстояния «деньги — развитие» и «деньги — информация» (г=0,460; р=0,05).

ВЫВОДЫ

1. В работе психолога существует ряд связанных с денежными отношениями аспектов, на которые необходимо обращать внимание студентов уже на этапе профессиональной подготовки.

2. Сложившееся у будущих психологов отношение к деньгам способно стать тем фактором, который влияет на формирование стратегий обучения и специфику проектирования ими своей будущей работы.

3. Изучение курса «Экономическая психология» предоставляет возможность комплексно рассматривать проблему отношения к деньгам (в том числе и в рамках различных видов помогающих профессий) с учётом выявления и обсуждения оценок самих студентов.

Проведённое эмпирическое исследование показало, что опрошенные студенты видят в деньгах прежде всего инструмент влияния и обеспечения комфортной жизни, а также ресурс для саморазвития и показатель жизненных достижений. При этом важным в контексте формирования профессионально-ценностных ориентаций стало выявление двух тенденций. С одной стороны, достижение финансовых успехов осознаётся будущими психологами как не всегда моральное, а с другой — в поле зрения оказывается риск стать не «хозяином» денег, а зависимым от них (возможно, вторая тенденция стала результатом обсуждения в рамках курса различных форм «денежных патологий» личности). Кроме того, с акмеологической точки зрения весьма интересным результатом оказалось выявление смысловой специфики денег в зависимости от их субъективной близости с понятием «развитие».

Дальнейший анализ затронутой в статье проблемы может быть реализован в нескольких направлениях:

• проведение эмпирических исследований на основе более широкого спектра диагностических инструментов и более обширных выборок;

• мониторинг динамики отношения к деньгам на различных этапах учебного процесса;

• выявление особенностей взаимосвязи отношения к деньгам с личностными характеристиками студентов, их предпочтениями в ходе обучения профессионализации и поведением в учебном процессе.

ССЫЛКИ

[1]. Белкин А.И. Запах денег: Психологические этюды. — М.: Терра-Книжный клуб: Олимп,

1999.

[2]. Гагарин А.В. Формирование личностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. 2013. № 1. С. 85-93.

[3]. Гагарин А.В. Образовательная рефлексия в профессиональной подготовке бакалавров психологии // Акмеология. 2013. № 3. С. 54-59.

[4]. Горбачёва Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал, 2006. Т. 27. № 4. С. 26-37.

[5]. Дейнека О.С. Динамика макроэкономических компонентов образа денег в обыденном сознании // Психологический журнал, 2002. Т 23. № 2. С. 36-46.

[6]. Дейнека О.С. Символизация денег: опыт эмпирического исследования // Проблемы экономической психологии. Том 1 / Отв. ред. А. Л. Журавлёв, А. Б. Купрейченко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 207-241.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7]. Деркач А. А. Методологические и прикладные проблемы обучения студентов-психологов // Акмеология. 2014. № 1. С. 6-15.

[8]. Енин В. В. Влияние конституционально-психотипологических особенностей личности на восприятие денег в юношеском возрасте: Дисс... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.

[9]. Журавлёв А.Л. Купрейченко А.Б. Влияние социально-экономических изменений в обществе на развитие отечественной экономической психологии // Психология и экономика. 2009. Т. 2. № 2. С. 43-62.

[10]. Короткина Е.Д. Кросс-культурное исследование отношения к деньгам у представителей разных национальностей // Психология в экономике и управлении. 2009. № 1. С. 101-105.

[11].МарковаА.К. Психология профессионализма. — М., 1996.

[12]. НиколенкоЮ.С. Категориальная структура и содержание образа денег у студентов Дальневосточного региона: автореф. дисс. канд. психол. наук. Хабаровск, 2007.

[13]. РайзбергБ.А. Психологическая экономика: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005.

[14]. Семёнов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости. Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2004;

[15]. Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, 2000, т. 21, № 1. С. 50-62.

ATTITUDE TO MONEY AS A PERSONAL AND PROFESSIONAL FACTOR OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Andrey S. Melnichyuk, Ph.D. in Psychology, Associate Professor of Professor of the Acmeol-ogy and Professional Psychology Department, Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Vernadskiy prosp. 84, Moscow, 119606 Russia; e-mail: melnichuk-as@ranepa.ru

ABSTRACT

In this article there are the aspects of the psychologist's work, in which monetary settings become importance (consulting about the problems of finance and situations of receiving a cash reward for labor). It is shown, the pursuit of the financial well-being and the student-psychologist's preferences in education and forthcoming professional activity. The results of the students 'survey are described through using methodic «Moral evaluation of money». In is found

that future psychologists understand money as the tool of influence and provision comfort life and also the resource of self-development and evidence of vital achievements. It is marked that specifics of money perception depends on subjective closeness of concepts «money» u «development»; comprehension of students the risk to be dependent of money. Keywords: future psychologists, attitude to money, training the psychologists, professional formation, economical psychology

REFERENCES

[1]. Belkin A.I. Zapah deneg: Psihologicheskie jetjudy. M.: Terra-Knizhnyj klub: Olimp, 1999.

[2]. GagarinA.V. Formirovanie lichnostno-professional'nyh kompetencij budushhego psihologa v kurse zoopsihologii i sravnitel'noj psihologii// Akmeologija. 2013. № 1. S. 85-93;

[3]. Gagarin A.V. Obrazovatel'naja refleksija v professional'noj podgotovke bakalavrov psihologii // Akmeologija. 2013. № 3. S. 54-59.

[4]. Gorbacheva E.I., Kuprejchenko A.B. Otnoshenie lichnosti k den'gam: nravstvennye protivore-chija v ocenkah i associacijah// Psihologicheskij zhurnal, 2006. T. 27. № 4. S. 26-37.

[5]. Dejneka O.S. Dinamika makrojekonomicheskih komponentov obraza deneg v obydennom soznanii// Psihologicheskij zhurnal, 2002. T 23. № 2. S. 36-46.

[6]. Dejneka O.S. Simvolizacija deneg: opyt jempiricheskogo issledovanija// Problemy jekonomich-eskoj psihologii. Tom 1 / Otv. red. A. L. Zhuravlev, A. B. Kuprejchenko. — M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004. S. 207-241.

[7]. Derkach A.A. Metodologicheskie i prikladnye problemy obuchenija studentov-psihologov // Akmeologija. 2014. № 1. S. 6-15 .

[8]. Enin V V. Vlijanie konstitucional'no-psihotipologicheskih osobennostej lichnosti na vosprijatie deneg v junosheskom vozraste: Diss... kand. psihol. nauk. Stavropol', 2004.

[9]. Zhuravlev A.L. Kuprejchenko A.B. Vlijanie social'no-jekonomicheskih izmenenij v obshhestve na razvitie otechestvennoj jekonomicheskoj psihologii// Psihologija i jekonomika. 2009. T. 2. № 2. S. 43-62.

[10]. Korotkina E.D. Kross-kul'turnoe issledovanie otnoshenija k den'gam u predstavitelej raznyh nacional'nostej// Psihologija v jekonomike i upravlenii. 2009. № 1. S. 105-101.

[11]. MarkovaA.K. Psihologija professionalizma. — M., 1996.

[12]. Nikolenko Ju.S. Kategorial'naja struktura i soderzhanie obraza deneg u studentov Dal'nev-ostochnogo regiona: avtoref. diss. kand. psihol. nauk. Habarovsk, 2007.

[13]. RajzbergB.A. Psihologicheskaja jekonomika: Ucheb. posobie. — M.: INFRA-M, 2005.

[14]. SemenovM.Ju. Osobennosti otnoshenija k den'gam ljudej s raznym urovnem lichnostnoj zre-losti. Diss. kand. psihol. nauk. Jaroslavl', 2004.

[15]. Fen'ko A.B. Problema deneg v zarubezhnyh psihologicheskih issledovanijah //Psihologicheskij zhurnal, 2000, t. 21, № 1. S. 50-62.

[16]. Fernam A., ArgajlM. Den'gi. Psihologija deneg i finansovogo povedenija / pod obshhej reda-kciej A. Alekseeva. — SPb.: Prajm-Evroznak, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.