Научная статья на тему 'Отношение германского канцлера Бернгарда фон Бюлова к строительству военно-морского флота в контексте его внутренней политики в 1900-1909 годах'

Отношение германского канцлера Бернгарда фон Бюлова к строительству военно-морского флота в контексте его внутренней политики в 1900-1909 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
721
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Максимов Илья Павлович

Освещается отношение канцлера Германской империи Бернгарда фон Бюлова к морским программам в первом десятилетии ХХ в. Обосновывается вывод о том, что для канцлера строительство военно-морского флота было тесно связано с решением внутриполитических проблем, помогало снижать напряжённость внутри элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отношение германского канцлера Бернгарда фон Бюлова к строительству военно-морского флота в контексте его внутренней политики в 1900-1909 годах»

И. П. Максимов

Отношение германского канцлера Бернгарда фон Бюлова к строительству военно-морского флота в контексте его внутренней политики в 1900-1909 годах

Освещается отношение канцлера Германской империи Бернгарда фон Бюлова к морским программам в первом десятилетии ХХ в. Обосновывается вывод о том, что для канцлера строительство военноморского флота было тесно связано с решением внутриполитических проблем, помогало снижать напряжённость внутри элиты.

Одной из важнейших внутриполитических проблем, существовавших в Германской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв., безуслов-

но, было строительство военно-морского флота, начавшееся в 1897 г. Столь масштабный проект затрагивал интересы всех слоёв общества, влиял на политический курс немецких партий, был тесно связан с экономической, а также с социальной стороной внутриполитической жизни. Основные этапы создания военноморского флота пришлись на период, когда руководство страной было сосредоточено в руках Бернгарда фон Бюлова, занимавшего с июня 1897 г. пост статс-секретаря иностранных дел, а с октября 1900 г. - канцлера. Бюлову, действовавшему вместе с идеологом и теоретиком строительства флота А. фон Тирпицем, удалось в течение нескольких лет построить значительное число высококлассных боевых кораблей, что привело к резкому обострению взаимоотношений с Англией.

В отечественной историографии тщательно и глубоко изучались внешнеполитические аспекты строительства германского флота, однако к рассмотрению этой проблемы как внутриполитической обращались эпизодически. В настоящей статье поставлена задача осветить отношение канцлера Бюлова к морским программам в контексте его внутренней политики.

До 1897 г. Бюлов состоял на дипломатической службе и мало интересовался флотскими делами, являясь сторонником континентальной политики, но очень быстро осознал, что Вильгельм II мечтал о строительстве мощного флота: чтобы сделать карьеру, необходимо было стать маринистом. Поэтому новый статс-секретарь в конце 1897 г. во время обсуждения первого закона о строительстве флота высказался в поддержку программы Тирпи-ца1. Закон был принят, а Бюлов погрузился в изучение флотских проблем.

В конце XIX в. широкое распространение получили труды американского учёного А. Мэхэна, пропагандировавшего создание сильного флота2. Немецкий император был большим поклонником Мэхэна и основательно изучил его работы. Сложно сказать, насколько глубоко ознакомился с этими трудами Бюлов; по крайней мере, в своих мемуарах он их не упоминает3. Но в мае 1898 г., в связи с испано-американской войной, канцлер писал Ф.А. Круп-

1 Бюлов Б. ф. Державная Германия. Пг.; М., 1915. С. 12.

2 Мэхэн А. Т. Влияние морской силы на историю, 1660-1783. М., 2002.

3 Bulow B. v. Denkwurdigkeiten. Bd. 1-4. Berlin, 1930-1931.

пу, что А. Мэхэн был совершенно прав и флот действительно оказывает на ход истории серьёзное влияние1. В воспоминаниях в

І9І3 г. Бюлов писал, что «создание достаточного флота было главной и важнейшей задачей германской политики после ухода Бисмарка, задачей, которая немедленно предстала предо мной»2.

Непосредственным создателем немецкого ВМФ был адмирал Тирпиц, с которым Бюлову очень легко удалось найти общий язык. Обычно отношения с прямолинейными военными у Бюлова складывались непросто, но этот случай стал исключением. Адмирал и канцлер много лет успешно сотрудничали и впоследствии

3

очень положительно отзывались друг о друге в своих мемуарах .

Однако, пока Бюлов не стал рейхсканцлером, флот рассматривался им исключительно как внешнеполитическая проблема. Выступая в рейхстаге в 1B9B—19GG гг., он ни разу не коснулся этого аспекта с внутриполитической точки зрения, а лишь играл на националистических чувствах депутатов4. Благодаря этому ему удалось провести и второй закон об увеличении темпов строительства флота в июне 19GG г., хотя многие депутаты (в частности лидер либералов Е. Рихтер) не верили в успех предприятия5. Это прибавило популярности Бюлову в глазах кайзера, которому нужен был канцлер, способный убедить рейхстаг построить флот. Еще в феврале 1B97 г., комментируя обсуждение кандидатуры Бюлова на пост статс-секретаря, немецкий дипломат Ф. фон Гольштейн заметил: «Кайзеру нужен канцлер, который сможет обосновать неизбежную необходимость того, что наш флот должен создаваться быстрее и в больших масштабах, чем до сих пор»б.

В конце 19GG г. престарелый канцлер Х. Гогенлоэ ушел в отставку, новым рейхсканцлером был назначен Бюлов, вынужденный вникать в проблемы внутренней политики. В Германии к началу XX в. особую актуальность приобрели два главных экономи-

1 Winzen P. Biographische Einfuhrung // Bulow B. v. Deutsche Politik. Bonn, 1992. S. 31.

2 Бюлов Б. ф. Указ. соч. С. 13.

3 Тирпиц А. ф. Мемуары. М., 1957. С. 167, 214; B^ow B. v. Denkwurdigkei-ten. Bd. 1. S. 1GB-1G9.

4 B^ow B. v. Reden. Bd. 1. 1B97-19G3. Berlin, 19G7. См., например, выступление Бюлова в рейхстаге 2B марта 19GG г. S. iiB-^G.

5 Бюлов Б. ф. Указ. соч. С. 7B.

6 Holstein F. v. Die geheimen Papiere Friedrich von Holsteins. Gottingen, Berlin, Frankfurt-am-Main, 1963. Bd. 4. S. 9.

ческих вопроса: принятие нового таможенного тарифа с соответствующим обновлением торговых договоров (их срок истекал в конце 1903 г.) и вопрос строительства Среднегерманского канала. Высокого заградительного тарифа добивалось немецкое юнкерство, строительство канала было в интересах промышленников. В течение 1901 и 1902 гг. в рейхстаге шло ожесточённое обсуждение проекта нового тарифа, однако главную оппозицию аграриям составила не партия национал-либералов, которая отражала интересы крупной буржуазии, а социал-демократы.

Причина такой позиции кроется в том, что промышленники имели солидную компенсацию - государственные военные заказы на развитие армии и флота и поддержку активной колониальной экспансии. Это давало буржуазии прибыли несравненно большие, чем то, что они могли получить, отстаивая низкие пошлины на сельскохозяйственный импорт. Это с самого начала понимали и аграрии. Еще в феврале 1900 г. юнкер Либерман фон Зонненберг заявил, что если правительство хочет получить поддержку Союза сельских хозяев для проведения закона о флоте, оно должно пойти на новые уступки в вопросах о канале и в торгово-политической сфере1. Бюлов принял правила игры, предложенные аграриями, и удовлетворил их требование улучшить таможенную защиту сельского хозяйства, получив в обмен на это голоса консервативных партий в пользу флотских законопроектов2. Это обрадовало Тир-пица, который не желал, чтобы вопрос о флоте обсуждался вместе с экономическими проблемами3.

Но флот выступал не только как компенсация капитанам индустрии, которые могли делать деньги на морских заказах. Масштабные морские программы должны были стать, по мысли Бюлова, и неким социальным громоотводом. Успехи оппозиционной правительству социал-демократической партии на выборах и рост рабочего движения беспокоили правительство: помочь в решении рабочего вопроса должен был и флот. В начале ХХ в. в Германии появилось немало публицистических работ, обещавших улучше-

1 Ерусалимский А. С. Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX в. М., 1951. С. 536.

2 Кучинский Ю. Очерки истории германского империализма. М., 1952. Т. 1. С. 341.

3 Тирпиц А. ф. Указ. соч. С. 152.

ние жизни рабочих в случае широкого строительства военноморского флота

В 1900 г. вышла брошюра Эрнста Франке «Мировая политика и социальная реформа», в которой автор писал: «Мировая политика и социальная политика - это два полюса, на которых проявляется одна и та же сила. Национальному натиску вовне должен соответствовать социальный прогресс внутри. Экономическая экспансия Германии во всем мире сопровождается экономическим подъемом немецкого народного быта. Положение рейха среди мировых держав без внутреннего здоровья и силы не сохранить»1.

В 1906 г. появилась брошюра Вальдемара фон Циммермана «Рабочие и флот». Автор пришёл к выводу, что дело даже не в том, что для проведения мировой политики необходимы социальные реформы, а в том, что флот сам по себе защищает интересы рабочих: «Безопасность национальной работы и достаточное обеспечение наших широких народных масс гарантируется только благодаря сильному флоту»2. При этом Циммерман не забыл сказать и о рабочих местах, которые создает для рабочих военноморская промышленность. Сходные мысли выражал в своей статье «Мировое положение и усиление флота» Дитрих Шеффер3.

Эти идеи активно поддерживал канцлер, решая, таким образом, сразу две задачи: снижая опасность со стороны социал-демократов и пропагандируя строительство флота. Не забывая о том, что главная заслуга в создании военно-морских сил принадлежала кайзеру, первый министр прославлял его во всех речах, посвящённых флоту4.

В конце 1906 г. в Германии серьёзно изменилась партийнополитическая обстановка в связи с роспуском рейхстага по инициативе Бюлова и назначением новых выборов. Целью подобной

1 Aus der 1900 veroffentlichen Schrift des burgerlichen Sozialreformers Ernst Franke «Weltpolitik und Sozialreform» // Dokumente zur deutsche Geschichte 1897/98-1904. Berlin, 1976. S. 52-53.

2 Aus der 1906 erschienenen Schrift «Arbeiter und Flotte» von Waldemar Zimmermann uber angeblichen Zusammenhang von Arbeiter- und Flottenpoli-tik // Dokumente zur deutsche Geschichte 1905-1909. Berlin, 1976. S. 60-61.

3 Dietrich Schafer, Weltlage und Flottenverstarkung, Auszug // Quellen zum politischen Denken der Deutschen im 19. und 20. Jahrhundert. Unter Wilhelm II. 1890-1918. Darmstadt, 1982. S. 179-182.

4 См., например, речь Бюлова при спуске линкора «Пруссия»: Bulow B. v. v. Reden. Bd. 2. 1903-1906. Berlin, 1907. S. 371-373.

комбинации являлось создание партийного блока из консервативных и либеральных партий, при этом социал-демократы и католическая партия Центра должны были остаться в оппозиции. Эта идея Бюлова была направлена на борьбу с социал-демократами, но она не нашла поддержки у Тирпица, опасавшегося, что Центр, активно голосовавший за флотские новеллы в 1900-м и осенью

1906 г., теперь перестанет поддерживать программу морского строительства. Учитывая, что в том же 1906 г. Англия спустила на воду первый дредноут, этот факт становился для адмирала принципиальным. Все эти годы адмирал поддерживал партию Центра, а в 1900 г. даже высказывался за отмену антииезуитского закона1. Социал-демократическая опасность же представлялась Тирпицу куда менее опасной. Ведь уже в 1904 г. один из лидеров социал-демократов Г. Штреземанн в одном из выступлений высказался в поддержку морской программы, так как она давала работу и заработок немецким рабочим2.

Однако Бюлов смотрел шире: по его мнению, отстранив социал-демократов и Центр, он мог бы решать с послушным рейхстагом все вопросы внутренней политики, в том числе и принятие новых флотских законов. Подобная идея не раз уже рассматривалась в отечественной и зарубежной историографии3. Но адмирал не был уверен в победе блока над «чёрными и красными», поэтому и не приветствовал роспуск немецкого парламента.

Новые выборы в рейхстаг должны были состояться в начале

1907 г., и для успешной агитационной кампании канцлеру требовался потенциал флотских союзов. Уже 19 декабря 1906 г. Германский флотский союз отправил Бюлову и главным комитетам союза циркуляр, призывавший начать активную предвыборную борьбу с целью проведения в рейхстаг нужных кандидатов. При

1 Тирпиц А. ф. Указ. соч. С. І57.

2 Aus der Rede Gustav Stresemanns auf der Hauptversammlung des Deutschen Flottenvereins in Koln zur Rechtfertigung der Flottenrustung // Dokumente zur deutsche Geschichte 1B97/9B-19G4. Berlin, 197б. S. 74-75.

3 Оберман К. «Готтентотские выборы» 19G7 г. // Германский империализм и милитаризм. М., 19б5. С. 32-б3; Хальгартен Г. Империализм до

І9І4 г. Социологическое исследование германской внешней политики до Первой мировой войны. М., 19б1. С. 345; Хейфец Я. И. «Готтентотский блок» и выборы в германский рейхстаг в 19G7 г. // Учёные записки Кабардинского педагогического института. 1953. Вып. 3. С. 115-1б1.

этом руководитель союза, отставной генерал-майор Кейм, был хорошо знаком с канцлером и по совместительству являлся помощником правительства по избирательным делам. Кейм и Бюлов часто встречались во время предвыборной гонки, обсуждая тактику кампании. По совету канцлера Германский флотский союз выпустил 5 млн листовок под названием «Рабочие, колонии и флот», которые наглядно демонстрировали необходимость военноморских сил и для самих рабочих1. Все это привело к тому, что выборы принесли победу блоку, который получил большинство голосов в рейхстаге. Одним из первых законопроектов, поступивших в новоизбранный германский парламент уже в апреле

1907 г., стал проект очередной флотской новеллы. Провести его не составило труда: в январе 1908 г. партии блока проголосовали «за», Центр, пытаясь вернуть расположение правительства, тоже, поэтому «... наши требования были приняты без всяких затруднений», - с большим удовлетворением отмечал А. фон Тирпиц2.

Но это была только половина дела, для новой программы необходимо было ещё изыскать финансовые ресурсы. Огромные расходы на военные нужды и колониальную экспансию в начале ХХ в. основательно расшатали имперские финансы. Попытка канцлера решить этот вопрос в 1904 и 1906 гг. успеха не имела. Дважды консерваторы проваливали правительственные законопроекты, предполагавшие увеличение налогов на имущие слои. С началом строительства дредноутов финансовый вопрос больше нельзя было обходить стороной. Уверенный в том, что блок обеспечивает необходимые тылы, канцлер всерьёз взялся за новую финансовую реформу, которая предусматривала увеличение налогов на немецкое юнкерство. Аграрии оказывали жёсткое противодействие планам Бюлова, но без новых средств он не мог и помыслить о расширении морских и социальных программ. Для успешной агитации в пользу реформы канцлер вновь обратился за помощью к специалистам из флотских кругов. Обработкой общественного мнения по инициативе Бюлова занялся шеф научного отдела пропаганды в имперской морской службе Эрнст фон Галле (настоящая фамилия - Леви)3. Тирпиц возражать не стал, так как

1 Оберман К. Указ. соч. С. 50-53.

2 Тирпиц А. ф. Указ. соч. С. 228.

3Хальгартен Г. Указ. соч. С. 447.

ему успешное проведение реформы было так же необходимо, как и Бюлову1.

Галле развернул широкую кампанию в прессе. К ней он привлёк большое количество людей из науки: экономистов Адольфа Вагнера и Вильгельма Герлоффа, историка Карла Лампрехта, ректора Берлинского университета Вильгельма Каля и др. Поток публицистической литературы, оправдывавшей необходимость увеличения налогов, буквально захлестнул страну2. В качестве одного из главных аргументов по-прежнему называлась необходимость строительства флота, для чего были нужны большие деньги3. Правящие круги Германии никогда не скрывали, что финансовая реформа проводится в целях усиления «обороноспособности» страны.

С другой стороны, провал финансовой реформы мог осложнить и внешнеполитические аспекты строительства флота. Немецкий посол в Лондоне Пауль Меттерних писал Бюлову 25 января 1909 г.: «Для нашей позиции против Англии в вопросе о соглашении (о флоте. - И. М.) я считаю чрезвычайно важным, чтобы намеченная Вами финансовая реформа получила одобрение рейхстага, чтобы мы доказали всему миру, что наши налоговые источники не истощены и что мы вовсе не должны перебиваться займами. Если нам не удастся поставить наши государственные финансы на здоровую базу - за чем здесь очень внимательно следят, - то в Англии, как только мы начнём переговоры, тотчас же придут к выводу, что мы в финансовом отношении выбились из сил и вынуждены строить наш флот медленнее, независимо от того, сговоримся мы с Англией или нет»4.

Но, несмотря на все старания пропаганды, статс-секретарь финансов Сюдов после ряда консультаций с партийными лидерами в сентябре 1908 г. вынужден был констатировать, что «уверенное большинство против каждого отдельного налога состояло из всех

1 Тирпиц А. ф. Указ. соч. С. 167.

2 См., например: Bamberger G. Erbrechtsreform: ein sozialpolitischer Vor-schlag zur Befestigung der Reichsfinanzen. Berlin, 1908.

3 Sydow R. v. Furst Bulow und die Reichsfinanzreform 1908-1909 // Front wider Bulow. Munchen, 1931. S. 113.

4 Bulow B. v. Denkwurdigkeiten. Bd. 2. S. 418; Die Grosse Politik der Europa-ischen Kabinette 1871-1914. Sammlung der diplomatischen Akten des Aus-wartigen Amtes (далее - GP). Bd. 28. Berlin, 1925. S. 34.

партий»1. Такое неудачное начало заставило канцлера усомниться в правильности выбранного им пути. Двадцать пятого сентября

1908 г. он писал Гольштейну, что не стоит увлекаться фантастическими флотскими планами, которые, к тому же, отнимают кровь

2

у армии .

Однако консервативным партиям удалось переиграть Бюлова и Тирпица. В марте 1909 г. они добились отстранения от пропагандистской работы в военно-морском ведомстве Э. Галле3, в июне того же года провалили проект финансовой реформы, вынудив Бюлова уйти в отставку. Любопытно, что отставка канцлера совпала с изменением его позиции относительно продолжения морской программы теми же темпами. О внутриполитических аспектах говорилось выше; что касается внешнеполитических проблем, то канцлер пришел к выводу о том, что отношения с Англией могут серьёзно испортиться .

Таким образом, на протяжении канцлерства Бюлова флотские программы являлись важным аспектом, который князь учитывал при проведении своей внутренней политики. Широкомасштабные военно-морские заказы помогали снижать противостояние юнкерства и промышленников, флотские агитаторы активно привлекались на время предвыборной кампании и не в последнюю очередь способствовали победе бюловского блока в 1907 г. С другой стороны, само создание флота требовало огромных средств, что также вынуждало канцлера корректировать внутриполитический курс. Наконец, не забывал Бюлов и об укреплении собственного положения в глазах кайзера, представляя себя активным сторонником морской программы. Отставка канцлера в 1909 г., конечно же, не прекратила запущенное военно-морское строительство, продолжавшееся вплоть до начала Первой мировой войны, с окончанием которой перестал существовать не только созданный Тирпицем и Бю-ловым военный флот, но и сама Германская империя.

Об авторе

Максимов Илья Павлович - канд. ист. наук, ассист. кафедры политологии и социологии РГУ им. И Канта, iliamaks@mail.ru

1 Sydow R. v. Op. cit. S. 11б.

2 Holstein F. v. Op. cit. Bd. 4. S. 514.

3 Хальгартен Г. Указ. соч. С. 44B.

4 B^ow B. v. Denkwurdigkeiten. Bd. 2. S. 43B-439.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.