Научная статья на тему 'Отношение детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых и (их) знания о профессиях в Украине'

Отношение детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых и (их) знания о профессиях в Украине Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
588
84
Поделиться
Ключевые слова
TüCHTIGKEIT / KINDER DES äLTEREN VORSCHULALTERS / ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ / ПРОФЕССИЯ / ТРУДОЛЮБИЕ / ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Песоцкая Людмила Николаевна

В статье рассматривается проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Анализируются знания и отношение дошкольников к различным профессиям.

Die Einstellung der Kinder des älteren Vorschulalters zur Arbeit der Erwachsenen und ihre Kenntnisse über die Berufe in der Ukraine

Der Artikel befasst sich mit dem Problem der Bekanntmachung der Kinder im Vorschulalter mit Schwierigkeiten der Arbeit der Erwachsenen. Die Kenntnisse und Einstellungen der Kinder im Vorschulalter zu verschiedenen Berufen werden analysiert.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Отношение детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых и (их) знания о профессиях в Украине»

Section 8. Pedagogy

ют такие действия осмысленно, осознанно, как они сами объясняют, что они нужны им для нормальной бытовой деятельности. В данном случае устойчивый двигательный навык способствует формированию двигательной памяти.

6 группа — Биомеханические свойства товаров, наиболее востребованных у потребителя для оздоровления и поддержания социально-адаптационного периода при различных заболеваниях.

При проведении исследований биомеханики движений человека были обнаружены функциональные взаимосвязи биомеханики и эргономики:

1) поза при работе и во время «активного покоя»;

2) характер и частота изменения позы при различных манипуляциях, наиболее типичная поза при определенном виде деятельности;

3) характер рабочих движений рук (направление движения, амплитуда, темп, прилагаемые усилия);

4) положение головы, характер ее движения;

5) данные о скорости и степени мышечного утомления и нарушениях координации движений;

6) энергетическая загрузка в период рабочей деятельности.

Понять и развивать эргономическую биомеханику в высших учебных спортивного профиля возможно, если развивать научно- методические направления в учебном процессе «Педагогическая биомеханика», «Биомеханика в проектных технологиях [3], которые воедино объединяют теорию и практику, выявляют актуальные проблемы и позволяют конкретным студентам вмешиваться в их решение, использования полученные знания и умения. Полученные результаты видит конкретно исследователь, его коллеги и различные специалисты, а также широкая общественность, если материалы оформлены ввиде научных статей. Как показывает опыт, такой логико-компетентност-ный подход повышает социальную значимость студента как будущего профессионала и человека не равнодушного к проблемам социума.

Список литературы:

1. Моргунов Е. Б. Человеческие факторы в компьютерных системах/Е. Б. Моргунов-М.: Тривола,1994.272 с.

2. Мунипов В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 356 с.

3. Овчинников Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях [Текст]/Ю. Д. Овчинников//Физическая культура, спорт- наука и практика.- 2013.- № 3. С. 32-35.

4. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебное пособие/Ю. Д. Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ. 2014 - 265 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Овчинников Ю. Д. Эргономическая биомеханика для оборудования рабочего места [Текст]/Ю. Д. Овчинников, Е. О. Чоп//Молодой ученый. - 2014. - № 8. С. 393-395.

6. Овчинников Ю. Д. Эргономическая биомеханика в практической деятельности человека [Текст]/Ю. Д. Овчинников, Е. И. Воскобойник//Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук.- 2014.- № 6.

7. Овчинников Ю. Д. Логико-компетентностный подход в изучении предметов спортивного профиля [Текст]/Ю. Д. Овчинников//Высшее образование в России.- 2014. - № 1. С. 159-160.

Pesozkaya Ludmila Nikolayevna, die Staatliche Mykola-Gogol-UniversitätNizhyn, Hochschllehrerin, Fakultät für Psychologie und Sozialarbeit

E-mail: lm_pisotskaya@mail.ru

Die Einstellung der Kinder des älteren Vorschulalters zur Arbeit der Erwachsenen und ihre Kenntnisse über die Berufe in der Ukraine

Annotation: Der Artikel befasst sich mit dem Problem der Bekanntmachung der Kinder im Vorschulalter mit Schwierigkeiten der Arbeit der Erwachsenen. Die Kenntnisse und Einstellungen der Kinder im Vorschulalter zu verschiedenen Berufen werden analysiert.

Stichwörter: Bekanntmachung mit der Arbeit der Erwachsenen, Beruf, Tüchtigkeit, Einstellung zur Arbeit, Kinder des älteren Vorschulalters, Arbeitsberufe.

90

Секция 8. Педагогика

Песоцкая Людмила Николаевна, Нежинский государственный университет им. Николая Гоголя, преподаватель, факультет психологии и социальной работы

E-mail: lm_pisotskaya@mail.ru

Отношение детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых и (их) знания о профессиях в Украине

Аннотация: В статье рассматривается проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых. Анализируются знания и отношение дошкольников к различным профессиям.

Ключевые слова: ознакомление с трудом взрослых, профессия, трудолюбие, отношение к труду, дети старшего дошкольного возраста, рабочие профессии.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентность, способствуют воспитанию у ребят трудолюбия, чувства уважения к труду.

Решение проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста связывают с российскими (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Т. А. Маркова,

С. Ф. Сударчикова Д. А. Шингаркина и др.) и украинскими (З. Н. Борисова, А. В. Беленькая, Н. Б. Кривошея, М. А. Машовец и др.) исследователями.

Особое внимание ознакомлению с трудом взрослых уделяется старшим дошкольникам. Н. Б. Кривошея указывает на существующие возможности „формирования у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых и воспитании к нему чувства уважения“ [3, 11]. Основой знаний детей, должны стать знания о трудовой деятельности взрослых. Они влияют на „ориентировку в действительности, умственное развитие ребенка, развитие его речевой, изобразительной, игровой, трудовой деятельности“, отмечает С. Ф. Сударчикова [4, 6]. Более того, знания о профессиях влияют на воспитание трудолюбия детей, которое проявляется в „положительном отношении к трудовой деятельности, устойчивой потребности трудиться и заинтересованности ребенка в достижении положительных результатов своего труда“ [5, 11], утверждает Д. А. Шингаркина.

А. В. Беленькая подчеркивает, что цель ознакомления детей с трудом взрослых — формирование „знаний о трудовом процессе, положительного отношения к труду, уважения к человеку-труженику и продуктам его труда“ [2, 20]. Эти вопросы представлены и в Базовом компоненте дошкольного образования в Украине: ребенок „осведомлен с трудом взрослых, проявляет интерес и внимание к профессиям, принимает участие в совместном труде с взрослыми и деть-

ми“ [1, 13]. Поэтому целью статьи является анализ отношения детей старшего дошкольного возраста к труду взрослых и (их) знаний о профессиях (на примере Черниговской области Украины).

Исследование проводилось с помощью разработанной нами беседы, в которой были вопросы о желаемых профессиях, о целях и сущности труда взрослых, о значении трудовой деятельности для общества, об отношении к труду. Выборка состояла из 185 детей старшего дошкольного возраста (89 мальчиков и 96 девочек), которые посещали старшую группу в дошкольных учреждениях Черниговской области.

Рассмотрим полученные результаты исследования. Выявлено, что дети интересуются медицинскими, творческими, финансовыми, педагогическими, военными, героическими и рабочими профессиями, которые по-разному представлены у мальчиков и девочек, как и отношение к ним. При этом 21% дошкольников (из них 15% девочек) хотят стать докторами, фармацевтами, медсестрами, ветеринарами. Большинство детей, указывая на эти профессии, ориентируются на помощь людям, животным, иногда на трудовые действия. В отличие от них 21% дошкольников (из них 18% девочек) хотят стать актерами, моделями, балеринами, циркачами, художниками, певцами и музыкантами. Свое желание они объясняют интересом к этим профессиям, привлекательностью и популярностью в обществе их представителей, то есть дети указывают на внешние характеристики труда взрослых. И первая и вторая группы профессий более привлекательны для девочек.

17% детей (из них 9% мальчики) видят свое будущее в финансовой сфере: предприниматель, банкир, ревизор, бухгалтер, бизнесмен, юрист. Свои мечты они связывают с тем, что у представителей этих профессий много денег. Следовательно, для этой части детей старшего дошкольного возраста мотив выбора — денежная прибыль, то есть внешняя сторона труда.

91

Section 8. Pedagogy

11% выборки детей (из них 9% девочек) склоняется к педагогической сфере: воспитатель, учитель, музыкальный руководитель, учитель музыки. Большие симпатии к этим профессиям у девочек. Содержание труда, по нашему мнению, дети знают лучше, чем другие, о чем говорят мотивы выбора: уважение к труду, направленность на помощь другим людям.

10% детей (ребята) хотят быть военными: танкистом, солдатом, летчиком, подводником. Свой выбор они связывают с внешними атрибутами профессий и стремлением узнать неизвестное. Лишь некоторые из детей осознают цель профессиональной деятельности. По нашему мнению, мотивы выбора у этих ребят познавательные. Такие же стремления наблюдаем и в 9% дошкольников (ребята), которые хотят стать пожарниками, космонавтами. Из этого следует, что у детей нет понятия о целях деятельности, отсутствуют знания о трудовых действиях, о социальной значимости труда, о чувствах представителей этих профессий. Можем высказать предположение, что это следствие недостаточной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых.

Мальчики, которые составляют 7% выборки, склоняются к выбору рабочих профессий: архитектор, строитель, тракторист, крановщик, шофер грузовика. Дети осознают значение труда взрослых: приносить пользу и помогать другим людям. Обращаем внимание, что в этих профессиях видны результаты труда: привезенный песок или кирпич; построенный гараж, дом, детский сад и т. д. По нашему мнению, дети старшего дошкольного возраста могут легко представить человека-труженика, выполняющего трудовые действия, и будут ему подражать.

Необходимо указать, что 4% детей, в равной мере мальчики и девочки, не могут ответить, кем они хотят стать, когда вырастут. По нашему мнению, у них отсутствуют необходимые знания о профессиях, нет чувства уважения к труду взрослых и его результатам.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Можем отметить, что очень часто свой выбор профессии большинство детей дошкольного возраста связывают с материальной составляющей труда, популярностью представителей профессии в обществе, любопытством к деятельности и, очень редко — с социальной значимостью и уважением труда взрослых. По нашему мнению, основой для ознакомления детей с профессиями должны быть знания о социальной значимости деятельности и чувство уважения к труду.

Уважение к труду взрослых и понимание детьми этих явлений зависит от желания знать о профессиях родителей. Было отмечено, что интересуются деятельностью родителей 69% исследуемых. Значительно меньше волнует вопрос труда взрослых 17% дошкольников, так как

они знают профессию только одного из членов семьи. Ничего не знают о труде родителей и, следовательно, не интересуется им 14% выборки детей. Из этого следует, что необходимо улучшить взаимодействие семьи с воспитателями дошкольных учреждений в плане ознакомления дошкольников с трудом взрослых.

Интересны знания дошкольников о целях труда взрослых. 86% детей (из них 47% девочек) уверены: люди работают для того, чтобы зарабатывать деньги и тратить их на пищу, игрушки, красивые наряды, хороший отдых. Из этого следует, что они понимают труд как зарабатывание денег и удовлетворение с их помощью собственных потребностей. Другие 11% детей (из них 8% мальчиков) цель трудовой деятельности взрослых видят не только в зарабатывании денег и удовлетворении собственных потребностей, но и в переживании эмоций радости от процесса и результата труда, от принесения пользы другим людям. По нашему мнению, эта часть детей осознает смысл труда взрослых на основании нескольких его характеристик, что свидетельствует о наличии у дошкольников чувства уважения к нему. Такое понимание труда, по нашему мнению, наиболее способствует формированию трудолюбия, что нельзя сказать об оставшихся 3% выборки дошкольников. Анализируя понимание цели трудовой деятельности, можно предположить, что у этих детей нет знаний о соответствующих их возрасту профессиях, о необходимости и значимости человеческого труда в обществе.

Отличаются своеобразием знания дошкольников о значении труда взрослых. 3% выборки детей (мальчики) не смогли объяснить, зачем людям необходимо трудиться. По нашему мнению, у них нет необходимых знаний о труде взрослых, ведь они не понимают его значения для отдельного человека и всего общества. Другие 12% детей (из них девочек 7%) считают, что если люди перестанут трудиться, то все будут радоваться. Как видим, малыши не понимают, что жизнь человека в обществе не возможна без труда, без производства товаров и предложений услуг. Вероятно, дети видят труд взрослых как тяжелое бремя, от которого нет удовольствия и пользы.

В отличие от них, 42% дошкольников, в равной мере мальчики и девочки, считают, что когда люди перестанут работать, у них возникнет нехватка денег, что отрицательно скажется на их возможностях что-то купить или заплатить за услуги. Очевидно, что дети связывают труд с деньгами, которые необходимы для удовлетворения собственных потребностей. При этом дошкольники не замечают других характеристик человеческого труда, в частности его значения для общества. Подобные взгля-

92

Секция 8. Педагогика

ды характерны и для других 24% детей, где количество мальчиков и девочек одинаково. Они убеждены, что когда люди перестанут работать, то утратят материальные ценности. По нашему мнению, старшие дошкольники понимают роль труда для отдельного взятого человека, что указывает на необходимость формирования: знаний у детей о значении трудовой деятельности для общества; чувства уважение к человеку любой профессии; чувства радости от полученного результата в труде.

Примером есть группа детей в 19%, состоящая из равного количества девочек и мальчиков. Дети осознают ценность и социальную значимость труда, как для человека, так и для общества, утверждают, что без труда произойдет деградация и личности, и общества. По нашему мнению, у таких детей есть чувство уважения к трудовой деятельности.

Таким образом, дети ориентируются на медицинские, художественные, финансовые, педагогиче-

ские, военные, героические и рабочие профессии. Мальчикам более интересны военные, финансовые и героические, а девочкам — художественные, медицинские, финансовые и педагогические. Дети в большинстве ориентируются лишь на отдельные характеристики труда взрослых, как правило, связанные с деньгами, материальными ценностями, популярностью представителей некоторых профессий в обществе, а также с потребностями людей. Некоторые ребята видят пользу труда для общества и отдельно взятого человека, но чувства уважения к трудовой деятельности нет. Перспективами дальнейших исследований станет оценка эффективности программы ознакомления старших дошкольников рабочими профессиями, содержание которых ориентировано на воспитание у детей чувства уважения к труду взрослых, раскрытию его социальной и личностной значимости.

Список литературы:

1. Базовий компонент дошюльно! освгги//Дошк1льне виховання. - 2012. № 7.

2. Беленька Г. В. Зростання дошкльника в пращ. - К.: Шкгльний свы, 2010.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Кривошея Н. Б. Ознайомлення дыей старшого дошкльного вшу з працею дорослих як зас1б початкового економ1чного виховання: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - К., 1997.

4. Сударчикова С. Ф. Формирование системных знаний о труде взрослых у детей пятого года жизни: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1988.

5. Шингаркина Д. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.

Ulitina Tatjana Ivanovna, Trekhgorny technological Institute — branch of MEPhI, applicant E-mail: ulitina@tpi.ac.ru

Categorial-conceptual apparatus of the problem of incentives technical creativity of students of secondary professional education

Abstract. This article discusses the main approaches to the interpretation of the concepts and terms related problems stimulating technological creativity of students of secondary vocational education. Interpretation of the terms of the specificity: teacher incentives, educational incentive and technical creativity.

Keywords: professional education, creativity, pedagogical stimulus technical creativity.

Улитина Татьяна Ивановна, Трехгорный технологический институт — филиал НИЯУМИФИ, соискатель

E-mail: ulitina@tpi.ac.ru

Категориально-понятийный аппарат проблемы стимулирования технического творчества студентов среднего профессионального образования

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к толкованию понятий и терминов, касающихся проблемы стимулирования технического творчества студентов среднего профессионального образования.

93