Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ И ИХ ЗНАНИЯ О ПРОФЕССИЯХ'

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ И ИХ ЗНАНИЯ О ПРОФЕССИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
трудовая деятельность / моральное качество / профессия / настойчивость / знания / labor activity / moral quality / profession / perseverance / knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танрбергенова Дилдора Муборак Кизи, Алеуова Райхан Шарибаевна

В статье рассматривается анализ знаний детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых, которые отражают процесс ознакомления с миром профессий дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танрбергенова Дилдора Муборак Кизи, Алеуова Райхан Шарибаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN TO THE WORK OF ADULTS AND THEIR KNOWLEDGE ABOUT PROFESSIONS

The article examines the analysis of the knowledge of older preschool children about the work of adults, which reflects the process of familiarization with the world of professions of preschool children.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ И ИХ ЗНАНИЯ О ПРОФЕССИЯХ»

Танрбергенова Дилдора Муборак кизи,

Магистрант 1 курса, Алеуова Райхан Шарибаевна,

И.о. доцент, преподаватель, Нукусский государственный педагогический институт,

г. Нукус, Узбекистан

ОТНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ

И ИХ ЗНАНИЯ О ПРОФЕССИЯХ

Аннотация

В статье рассматривается анализ знаний детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых, которые отражают процесс ознакомления с миром профессий дошкольников.

Ключевые слова:

трудовая деятельность, моральное качество, профессия, настойчивость, знания,

Tanrbergenova Dildora Muborak kizi,

1st year master's student, Aleuova Raikhan Sharibaevna,

Acting associate professor, teacher, Nukus State Pedagogical Institute, Nukus, Uzbekistan

ATTITUDE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN TO THE WORK OF ADULTS AND THEIR KNOWLEDGE ABOUT PROFESSIONS

Abstract

The article examines the analysis of the knowledge of older preschool children about the work of adults, which reflects the process of familiarization with the world of professions of preschool children.

Key words

labor activity, moral quality, profession, perseverance, knowledge.

Дошкольное образование является первичным звеном в системе непрерывной системы образования и ориентирована на организацию и совершенствование педагогического процесса в дошкольных учреждениях и семьях, на создание эффективных образовательных технологий. Составной дошкольного образования является трудовое воспитание, ориентированное на физическое, психическое и социальное развитие личности дошкольника, а основными направлениями - овладение детьми элементов трудовой деятельности и ознакомление с профессиями взрослых [1].

Ознакомление дошкольников с профессиями взрослых, как и овладение трудовой деятельностью, имеет целью формирование базовых качеств личности, представленных в альтернативных программах дошкольного образования. Так, разные программы акцентируют внимание на таких личностных качествах, как "чувство справедливости, адекватное переживание удачи или неудачи, способность регулировать совместную деятельность, коллективизм, дисциплинированность, сдержанность, ответственность". Приоритетными в воспитательных образовательных задачах определяют "самостоятельность, трудолюбие, человечность,

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ « БИУ »

!ББЫ (р) 2411-7161 / (е) 2712-9500

№4 / 2024

здравомыслие, справедливость, самообладание, самолюбие, наблюдательность, ответственность, креативность". Главными качествами личности дошкольника, которые закладывают основы жизненной компетентности малышей, являются "самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, ответственность, настойчивость, изобретательность, активность, креативность". Как видим, в современных документах среди качеств личности дошкольника есть трудолюбие, формирование которого является главной задачей трудового воспитания. В педагогическом словаре трудолюбие определяется как "положительное моральное качество, характеризующее субъективную привязанность (желание) личности к своей деятельности" [2]. В старшем дошкольном возрасте это свойство у ребенка формируется двумя путями: овладение детьми элементами трудовой деятельности и ознакомление с трудом взрослых, то есть знакомство с миром профессий.

Второй способ становится возможным благодаря психическим возможностям и возрастным особенностям развития старших дошкольников, поскольку значительно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний, а также простых понятий об окружающем мире, например о труде взрослых. Такие знания подчеркивают общественную значимость труда, его красоту, жизненную необходимость и указывают на главные признаки человека труда (трудолюбие, настойчивость, ответственность). Знание и представление о трудовой деятельности является основой, основой знаний о социальной действительности.

Знания о труде взрослых играют решающую роль в формировании уважения к труду. Знания об общественной значимости труда, его мотивах и направлениях регулируют поступки детей, перестраивают их отношение к собственной трудовой деятельности и продуктам человеческого труда, способствуют формированию моральных качеств.

Рассмотрим полученные результаты исследования ученых в процессе беседы и творческого рассказа детей старшего дошкольного возраста об особенностях ознакомление с профессиями. Для этого возьмем ответы малышей на поставленные вопросы. Проанализировав ответы дошкольников на первый вопрос беседы "Кем хочешь быть и почему?", можем сделать вывод, что наиболее интересными для них являются семь сфер человеческой деятельности (в порядке убывания): художественные и медицинские профессии, финансовые, педагогические, военные, героические и рабочие профессии. Все они по-разному представлены у мальчиков и девочек. Да, мальчики наиболее ценят военные, финансовые и героические профессии, а девочки - художественные и медицинские. В отличие от ребят, у них совсем нет интереса к героическим, военным и, к сожалению, рабочим профессиям. На втором месте у девушек педагогические и финансовые профессии, а у ребят - рабочие и медицинские профессии. Наиболее частым обоснованием детей относительно предпочтения большинства профессий является их внешний интерес, любопытство, материальная сторона и социальная значимость при обосновании выбора рабочих профессий, а также помощь людям для медицинских профессий. Такое положение вещей, усложняет воспитание у старших дошкольников трудолюбия, основой которого является уважение к труду взрослых, социальная значимость, наиболее четко представленная в рабочих профессиях.

Выводы. Следовательно, старшие дошкольники на основе знаний о труде взрослых выделяют художественные, медицинские, финансовые, педагогические профессии, связанные с предоставлением услуг, транспортные профессии, связанные с пассажирскими и грузовыми перевозками, романтические, военные и профессии производственного толка (рабочие) профессии; при этом мальчикам больше нравится военные и финансовые, и героические, а девушкам -художественные, медицинские, финансовые и педагогические.

Список использованной литературы:

1. Буре Р.С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). - М., - 1998.

2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. - М., - 1998.

© Танрбергенова Д.М., Алеуова Р.Ш., 2024

Федорова Анна Васильевна

Самарский государственный социально-педагогический университет

г. Самара, Российская Федерация

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ «АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФЛОРУ И РАСТИТЕЛЬНОСТЬ РЕКИ СЫЗРАНКИ» (САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ)

Аннотация

В данной статье рассматривается применение маршрутного исследования флоры родного края в качестве элемента краеведения и экологического воспитания на примере экскурсии в природную экосистему берега реки Сызранки для детей 7-8 класса.

Ключевые слова

экскурсия, экологическое воспитание, экология растений, краеведенье Сызрани.

Anna Vasilievna Fedorova

Samara State Social and Pedagogical University г. Samara, Russian Federation

LOCAL EXCURSION IN NATURE "ANTHROPOGENIC INFLUENCE ON FLORA AND VEGETATION OF THE RIVER SYZRANKA" (SAMARA REGION)

Annotation

This article deals with the application of route study of the flora of the native land as an element of local lore and environmental education on the example of excursion to the natural ecosystem of the bank of the Syzranka River for children of the 7-8th grade.

Key words

еxcursion, ecological education, ecology of plants, local lore of Syzran.

В последние годы на национальном уровне четко формулируется потребность в расширении системы нравственно-патриотического воспитания, частью которого является изучение природы родного края [6]. Краеведенье формирует фундамент для развития патриотизма через любовь и чувство гордости за родной край. В свете нависших глобальных экологических кризисов и не рационального природопользования, ещё одной важной проблемой, которую необходимо решить стало воспитание экологически осознанной личности, которая бы бережно относилась к окружающей ее природе и была готова принять участие в решении локальных или глобальных экологических проблем. Любовь к родине, ее изучение и экологическое воспитание способны дополнить друг друга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.