Научная статья на тему '«ОТМЕНА РУССКОЙ/РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»: КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ ИЛИ АНТИБРЕНДИНГ РОССИИ?'

«ОТМЕНА РУССКОЙ/РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»: КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ ИЛИ АНТИБРЕНДИНГ РОССИИ? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отмена русской / российской культуры / культура отмены / антибрендинг / имидж России. / cancellation of Russian culture / cancel culture / anti-branding / image of Russia

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Салиева Людмила Казимовна, Арутюнова-Ястребкова Эльза Владимировна, Цеппи Алесия

В статье сделана попытка ответить на вопрос о том, чем по сути является «отмена русской / российской культуры». Авторы исходят из гипотезы, что называемое так явление вероятнее всего является частью стратегической коммуникации стран Запада и может быть названо антибрендингом. С целью ответить на поставленный вопрос сначала рассматриваются понятия «культура отмены» и «антибрендинг», затем обосновывается, почему антибрендинг русской культуры может рассматриваться как эффективный метод нанесения ущерба имиджу России, и в завершение, опираясь на данные контент-анализа западных медиаресурсов, «отмена русской / российской культуры» исследуется в аспектах акторов отмены, оснований отмены и условий ультиматума. В заключении авторы приходят к выводу, что исследуемое явление представляет собой антибрендинг государства РФ посредством нанесения имиджевого и материального ущерба самому сильному компоненту бренда России (а значит, и бренду в целом) путем исключения России из культурного поля Запада, представления культуры России несвободной, зависимой от государства, а также унижения достоинства культурных деятелей России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CANCELLATION OF RUSSIAN CULTURE”: IS IT CANCEL CULTURE OR ANTI-BRANDING OF RUSSIA?

The article makes an attempt to answer the question what the “cancellation of Russian culture” essentially is. The authors proceed from the hypothesis that the phenomenon under this name is, most likely, part of the strategic communication of Western countries and can be called anti-branding. In order to answer the question posed, the concepts of “cancel culture” and “anti-branding” are first considered, then it is substantiated why anti-branding of Russian culture can be considered an effective method of damaging the image of Russia, and finally, based on the data from content analysis of Western media resources, “cancellation of Russian culture" is explored in terms of the actors of the abolition, the grounds for the abolition and the conditions of the ultimatum. The authors come to the conclusion that the phenomenon under invvestigation represents anti-branding of the Russian state by causing image and material damage to the strongest component of the Russian brand (and therefore brand as a whole) by means of excluding Russia from the cultural field of the West, presenting Russian culture as unfree, dependent on state, as well as disgracing cultural figures of Russia.

Текст научной работы на тему ««ОТМЕНА РУССКОЙ/РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»: КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ ИЛИ АНТИБРЕНДИНГ РОССИИ?»

УДК: 355.451, ББК: 76, ГРНТИ: 19.01.11, ВАК: 5.9.9

Б01: 10.24412/2949-2513-2023-30-44-72

Салиева Л.К., Арутюнова-Ястребкова Э.А.

Москва, Россия Цеппи А.

Берн, Швейцария

«ОТМЕНА РУССКОЙ/РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»: КУЛЬТУРА ОТМЕНЫ ИЛИ АНТИБРЕНДИНГ РОССИИ?

Аннотация. В статье сделана попытка ответить на вопрос о том, чем по сути является «отмена русской / российской культуры». Авторы исходят из гипотезы, что называемое так явление вероятнее всего является частью стратегической коммуникации стран Запада и может быть названо антибрендингом. С целью ответить на поставленный вопрос сначала рассматриваются понятия «культура отмены» и «антибрендинг», затем обосновывается, почему антибрендинг русской культуры может рассматриваться как эффективный метод нанесения ущерба имиджу России, и в завершение, опираясь на данные контент-анализа западных медиаресурсов, «отмена русской / российской культуры» исследуется в аспектах акторов отмены, оснований отмены и условий ультиматума. В заключении авторы приходят к выводу, что исследуемое явление представляет собой антибрендинг государства РФ посредством нанесения имиджевого и материального ущерба самому сильному компоненту бренда России (а значит, и бренду в целом) путем исключения России из культурного поля Запада, представления культуры России несвободной, зависимой от государства, а также унижения достоинства культурных деятелей России.

Ключевые слова: отмена русской / российской культуры, культура отмены, антибрендинг, имидж России.

Liudmila K.Salieva, Elsa.V. Arutyunova-Yastrebkova Moscow, Russia

Alessia Ceppi Bern, Switzerland

«CANCELLATION OF RUSSIAN CULTURE":

IS IT CANCEL CULTURE OR ANTI-BRANDING OF RUSSIA?

Abstract. The article makes an attempt to answer the question what the "cancellation of Russian culture" essentially is. The authors proceed from the hypothesis that the phenomenon under this name is, most likely, part of the strategic communication of Western countries and can be called anti-branding. In order to answer the question posed, the concepts of "cancel culture" and "anti-branding" are first considered, then it is substantiated why anti-branding of Russian culture can be considered an effective method of damaging the image of Russia, and finally, based on the data from content analysis of Western media resources, "cancellation of Russian culture" is explored in terms of the actors of the abolition, the grounds for the abolition and the conditions of the ultimatum. The authors come to the conclusion that the phenomenon under invvestigation represents anti-branding of the Russian state by causing image and material damage to the strongest component of the Russian brand (and therefore brand as a whole) by means of excluding Russia from the cultural field of the West, presenting Russian culture as unfree, dependent on state, as well as disgracing cultural figures of Russia.

Keywords: cancellation of Russian culture, cancel culture, anti-branding, image of Russia

Введение

После начала в феврале 2022 г. специальной военной операции сотрудничество западных стран со многими российскими учреждениями и деятелями культуры было прервано по инициативе бывших зарубежных партнёров. В обиход вошло выражение «отмена русской культуры» в понятийных рамках «культуры отмены» [Котикова, 2022].

Возникает вопрос, является ли отмена русской культуры действительно культурой отмены или коммуникационной технологией, направленной на нанесение ущерба имиджу России.

Пытаясь ответить на данный вопрос, мы считаем необходимым уточнить объём понятий «культура отмены» и «антибрендинг»и определить, почему антибрендинг русской культуры может рассматриваться как эффективный метод нанесения ущерба имиджу России, а после этого, опираясь на данные контент-анализа западных медиаресурсов, исследовать данную проблематику с позиций конкретных акторов и мотивов их действий. Это даст возможность сделать вывод о том, является ли инициатором указанной деятельности общественность зарубежных стран (в этом случае мы действительно имеем дело с культурой отмены) или же речь идёт о действиях органов, подчиненных государству и, соответственно, применяющих на практике конкретную политико-коммуникационную технологию.

История вопроса

Культура отмены

Согласно последней сетевой версии Международного словаря Мерриэм-Уэбстера, значение слова "canceling" (отмена), которому синонимично возникшее в качестве хештега в Твиттере понятие "cancel culture" (культура отмены), сегодня включает следующие компоненты: «Отмена ... всех, кто занимает место в общественном сознании. Цель отмены часто состоит в том, чтобы лишить. внимания, чтобы человек потерял культурную ценность. Люди говорят об экономике внимания - когда вы лишаете кого-то своего внимания, вы лишаете его средств к существованию» [WhatItMeans..., 2023].

В энциклопедии «Британника» отмечается роль социальных сетей в культуре отмены, их способность повышать скорость, масштаб и воздействие соответствующих призывов, а также их влияние [Pro and Con..., 2023].

Культура отмены рассматривается как инициатива низового уровня (grass-root). В статье, опубликованной в «Нью-Йорк таймс» в марте 2022 г., отмена русской культуры названа «спонтанно развивающимся глобальным движением сопротивления в поддержку Украины» («a kind of global ad hoc pro-Ukraine-resistance-solidarity-movement») [Bokat-Lindell, 2022].

В этом смысле культура отмены может быть определена как «форма современного остракизма, при которой человек или группа людей подвергаются осуждению со стороны общества и лишаются его поддержки. Один из главных инструментов культуры отмены, который доступен фактически каждому, - социальные сети» [Котикова, 2022]. Культура отмены наносит как материальный (потеря доходов), так и нематериальный, имиджевый=ущерб.

По мнению П. Г. Былевского и Е. П. Цацкиной, «с точки зрения национальной безопасности "культура отмены" предстает "внекультурной" и "антикультурной" политической технологией, инструментом информационной войны. Специфика этого феномена заключается в сочетании организационно-технических характеристик (использования глобальных информационных платформ, социальных сетей) и имитационной общественности (сочетания коллективной анонимности и скрытых центров управления)» [Былевский, Цацкина, 2022: 167].

Что касается феномена отмены русской культуры, то есть основания утверждать, что мы сталкиваемся именно с политико-коммуникационной технологией: «Новости об отмене не всегда подтверждаются, обычно существуют и контрпримеры - кажется, что отменить часть мирового культурного наследия очень сложно, но с культурным канселлингом явно сталкиваются известные люди из России, работающие за рубежом или участвующие в международных проектах. Однако данные поисковых

запросов и сообщения СМИ не демонстрируют глобальной заинтересованности пользователей как русскоязычных, так и англоязычных, в отмене русской культуры» [Котикова, 2022].

Также следует отметить, что действия, связанные с отменой русской культуры, направлены на нанесение ущерба не отдельным личностям, а имиджу России как государству в целом. В этой связи возникает необходимость обратиться к феномену антибрендинга.

Антибрендинг

Данный термин был заимствован в политический дискурс из сферы маркетинга, но в несколько измененном значении. В маркетинге под антибрендингом понимается деятельность недовольных потребителей в сети Интернет, направленная на создание негативной онлайн-идентичности у целевого бренда [Браун, 2018: 95]. При этом считается, что сама деятельность носит спонтанный характер и не управляется конкурентами. Соответственно, можно утверждать, что антибрендинг в коммерческой среде близок к культуре отмены в первом из упомянутых выше смыслов - своего рода «сетевому остракизму».

В политическом же контексте, в условиях, когда в практике международных отношений мягким инструментам влияния придается все больше и больше значения, государства для повышения своей привлекательности могут прибегать как к улучшению собственного образа, так и к дискредитации имиджа других стран, парализуя тем самым «мягкую силу» действительных и потенциальных конкурентов.

По определению Дж. Брауна, национальный антибрендинг - это «продуманная кампания, намеренно проводимая государственной организацией с целью дискредитации международного имиджа соперника и приводящая к сокращению возможностей соответствующей страны проецировать «мягкую силу»» [Браун, 2018: 81]. Это определение согласуется со второй из упомянутых выше трактовок культуры отмены, её пониманию в качестве деструктивной политико-коммуникационной технологии.

В дальнейшем под культурой отмены мы будем понимать стихийную инициативу снизу, возникающую в обществе, а под анибрендингом -стратегическую коммуникационную технологию.

Постановка вопроса

Для того, чтобы с уверенностью утверждать, является ли так называемая отмена русской культуры коммуникационной технологией или самопроизвольным протестом, необходимо провести исследование.

Первый вопрос, на который в этой связи мы считаем необходимо ответить, заключается в том, почему русская культура может представлять собой значимую мишень с точки зрения нанесения ущерба имиджу России.

Согласно Индексу национальных брендов АпЬоИ^Ж, который измеряет репутацию стран по шести критериям (экспорт, государственное управление, культура, люди, туризм и иммиграция/инвестиции), самым сильным компонентом бренда России является культура [Что такое бренд страны, 2022; Каганович, 2018: 293].

Принято считать, что для улучшения имиджа следует укреплять сильные стороны бренда [Гринёв, 2009; Буторов, Стрельцов, 2015: 20]. Поскольку самым сильным компонентом бренда России является культура, то именно этот компонент нуждается в усилении и продвижении. Именно поэтому, как утверждает Дж. Браун крайне важно, чтобы «антибрендинговая кампания наносила бы удары именно по тем областям, на которых принимающая сторона планировала сделать акцент для создания собственного позитивного образа» [Браун, 2018: 98]. Следовательно, мы можем заключить, что, с точки зрения конкурента, желающего нанести ущерб имиджу России, самой эффективной мишенью будет именно культура.

Отмена русской культуры включает достаточно обширный круг разноаспектных проблем. Мы постараемся дать частичный ответ на поставленные вопросы, основываясь на изучении посредством контент-анализа публикаций таких информационных ресурсов, как национальное

информационное агентство «ANSA» (Италия), «The New York Times» (США) и «Le Figaro» (Франция).

Результаты исследования

По теме нами было найдено и отобрано 33 статьи: 18 - из «ANSA», 7 -из «The New York Times», 8 - из «Le Figaro». Рассматривались статьи, опубликованные в период с 24 февраля по 7 декабря 2022 г. На основании критерия «интенсивность публикаций» указанный отрезок времени был разбит на два периода. В первый период, с 24 февраля по 31 марта 2022 г., СМИ более интенсивно освещали тему отказа от российской/русской культуры, а в течение второго периода, начавшегося 1 апреля 2022 г., эта проблематика постепенно стала уходить из информационного пространства: так, за это время в «The New York Times» вышли только две статьи об отмене русской культуры.

В контент-анализ были включены позиции «отмена российской / русской культуры» и «портрет позиций людей по отношению к отмене российской/русской культуры» (см. Приложение 1. и приложение 2.).

Из 18 публикаций «ANSA» четыре были непосредственно посвящены поддержке отмены российской/русской культуры. Среди тех, кто поддерживал такую отмену, были мэр города Милана Дж. Сала, руководство Венского филармонического оркестра и театра «Ла Скала».

24 февраля 2022 Дж. Сала, который одновременно является и президентом театра «Ла Скала», потребовал от дирижёра В. Гергиева четко выразить свою позицию по отношению к президенту России и специальной военной операции. Требование осуждения было выдвинуто в качестве условия продолжения сотрудничества [Ucraina, 2022b]. Гергиев не ответил на данный ультиматум. 28 февраля 2022 г. Дж. Сала сообщил, что Гергиев не будет дирижировать предстоящими исполнениями оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» [Gergiev tace, 2022].

24 февраля руководители Венского филармонического оркестра и Концертного зала Карнеги-холл в Нью-Йорке сообщили об отстранении от

выступлений В.Гергиева и пианиста Д. Мацуева. Решение было принято после того, как руководство оркестра получило сообщение о возможности возникновения протестов в том случае, если Гергиев приедет в США на гастроли, при этом «Ansa» не уточняет, откуда поступили угрозы [Valery Gergiev, 2022].

Восемь статьей «ANSA» посвящены поддержке русской культуры, выражая позицию «против отмены». Среди тех, кто выражает эту позицию, есть как отдельные персоналии, так и организации: мэр города Флоренции Д. Нарделла, писатель А. Скурати, « музыкальный руководитель Римской оперы М. Мариотти, Университет Инсубрии. Примечательно, что театр «Ла Скала» после отказа от сотрудничества с В. Гергиевым в первом периоде, впоследствии поддержал русскую культуру.

Так, мэр Флоренции, когда его попросили снести памятник Ф. М. Достоевскому, сказал, что нельзя «стереть многовековую русскую культуру» [Ucraina..., 2022a].

А. Скурати и М. Мариотти открыто выступили против культуры отмены, заявив, что «это абсурдно и контрпродуктивно думать о запрете русской культуры, поскольку она является одним из высших выражений европейской культуры» [Scurati..., 2022]и что «искусство объединяет и обвинять искусство и культуру, или использовать их для разделения, создания барьеров -противоречит самой концепции искусства» [Mariotti..., 2022].

27 мая 2022 г. российская певица А. Нетребко вновь выступила на сцене театра «Ла Скала» [Netrebko..., 2022], а в июне 2022 г. театр объявил, что опера М. П. Мусоргского«Борис Годунов» откроет новый сезон и что театр не намерен устраивать «охоту на ведьм» и отменять постановки русских опер [La Scala..., 2022].

7 декабря 2022 года состоялась премьера оперы «Борис Годунов», на которой присутствовали некоторые итальянские и европейские политики, в том числе президент Италии С. Маттарелла, премьер-министр Дж. Мелони, а также Председатель Европейской комиссии У. фон дер Ляйен. Перед

премьерой С. Маттарелла заявил, что «великая русская культура является неотъемлемой частью европейской культуры. Это элемент, который невозможно стереть» [L'Ucraina..., 2022].

В поддержку русской/российской культуры выступили также рядовые итальянцы. Например, житель Неаполя нарисовал фреску-портрет Ф. М. Достоевского в знак протеста против решения отменить курс лекций о творчестве великого русского писателя в Миланском университете Бикокка [Putin elogia, 2022].

В шести статьях «Ansa» освещается как позиция «за», так и позиция «против» отмены русской / российской культуры. Позиция «за отмену» выражалась некоторыми правительственными учреждениями Италии, а также украинским правительством и консулом Украины в Италии, а позиция «против» была выражена рядовыми гражданами и отдельными творческими организациями. В Университете Инсубрии после решения Университета Бикокка отменить курс писателя П. Нори, посвященный Ф. М. Достоевскому, в апреле 2022 г.решили открыть этот курс у себя, заявляя, что «происходящее на Украине не имеет ничего общего с шедеврами литературы, и что культура и красота - единственные лекарства для предотвращения человеческой жестокости» [Ucraina..., 2022d]. Кроме того, информация об этом случае отмены попала в социальные сети, где вызвала шквал критики, в том числе и со стороны итальянских политиков. Результатом критики стало то, что университет разрешил восстановить курс, но писатель решил его проводить в Университете Инсубрии [La Bicocca..., 2022].

Другой пример, когда решение об отмене русской/российской культуры было подвергнуто критике со стороны итальянцев, связан с отменой мероприятия, посвященного 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского генуэзским театром Гови Ди Больцането. Театр, объясняя свою позицию, поместил в социальных сетях сообщение о том, что такое решение было принято, поскольку одним из организаторов выступает российское консульство. Это решение было подвергнуто острой критике со стороны

итальянцев в комментариях, таких как: «Консульство представляет Россию, а не российское правительство», «Плохое решение. Действительно плохое» [Ucraina..., 2022c].

Интересна ситуация с фондом «Ermitage Italia», который сам занял двойственную позицию, поскольку, с одной стороны, приостановил отношения с Эрмитажем, а с другой стороны, не прервал отношений с людьми, в том числе с кураторами, учеными и менеджерами престижного российского культурного учреждения. Генеральный секретарь фонда M. Чеккони заявил, что «важно поддержать отношения с людьми, чтобы не допустить разрыва той фундаментальной нити, которой является культура» [Ermitage2022].

В трех статьях освещается позиция Украины. Две из них касаются решения украинского правительства и одна - заявления украинского консула в Италии.

Негативная позиция украинского правительства проявилась в связи с выступлением украинских танцоров в балете «Лебединое озеро» в городах Феррара и Неаполь. Руководство театра города Феррара выразило неудовольствие, заявляя, что «русская культура является достоянием человечества, и культура должна объединять, наводить мосты между народами, а не разделять» [Anche a Ferrara ballerini, 2022].

Консул Украины в Mилaне А. Картыш обратился с письмом к суперинтенданту театра «Ла Скала» Д. Mейеру, мэру Дж. Сала и президенту региона А. Фонтане с просьбой не открывать новый театральный сезон оперой «Борис Годунов» и пересмотреть программу будущих спектаклей, исключив из нее русскую музыку и сольный концерт А.Нетребко. В качестве обоснования своей просьбы он выдвинул аргумент, что существует риск наличия пропагандистских элементов в русских музыкальных постановках. В своем письме он подчеркивает разочарование и сожаление украинского сообщества в Италии в связи с художественным выбором театра. В ответ руководство театра заявило, что не имеет намерения пересматривать программу нового сезона [Il console ucraino alla Scala, 2022].

В «The New York Times» из семи статьей четыре посвящены поддержке отмены русской/российской культуры (позиция «за отмену») учреждениями и фестивалями, такими как, Метрополитен-опера; музыкальный фестиваль в Люцерне (Швейцария); Карнеги-холл, «Ла Скала», Мюнхенский филармонический оркестр; кинофестивали; Нью-Йоркский филармонический оркестр; тулузский оркестр. Главным обоснованием разрыва сотрудничества было то обстоятельство, что российские артисты либо были близки к власти, как, например, В. Гергиев, либо не заняли позицию против СВО.

В частности, руководство театра «Метрополитен Опера» заявило, что разорвёт отношения со всеми артистами, поддерживающими российскую власть. Генеральный директор театра отметил, что такое решение будет действовать «до тех пор, пока порядок не будет восстановлен и не будут произведены реституции» [Hernández, 2022а].

Практически одновременно такую же позицию заняли руководители музыкального фестиваля в Люцерне и «Карнеги-холла», «Ла Скала» и Мюнхенский филармонический оркестр разорвали контракты с В.Гергиевым [Landler, 2022].

Мэр Тулузы выдвинул дирижёру Т. Сохиеву требование осудить СВО. Дирижер выступил с официальным заявлением по этому поводу и уволился как из Большого театра, так и с должности дирижера оркестра Тулузы. Он также был отстранен от работы с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. По этому поводу Д. Борда, президент и исполнительный директор филармонии, заявила, что «Нью-Йоркская филармония стремится представлять российских музыкантов и произведения русских композиторов, но при этом оркестр не будет представлять артистов, если они имеют прямые связи с российским правительством» [Hernández, 2022b].

Интерес представляет ситуация, сложившаяся на кинофестивалях. В участии отказали всем представителям России, включая тех, кто осудил СВО, а также представителям других стран, которые оказались косвенно связаны с Россией. Например, фильм российского режиссера К. Соколова,

официально занявшего позицию против СВО, не показали на кинофестивале в Глазго в Шотландии, поскольку он получил российское государственное финансирование. На Вильнюсском международном кинофестивале в Литве исключили из показа пять фильмов, в том числе и работу финского режиссера Юхо Куосманена, который также получил российское финансирование [Marshall, 2022].

В трёх статьях «The New York Times» освещает двойственную позицию руководства учреждений разных стран.

Исполнительный и художественный директор «Карнеги-Холла» в Нью-Йорке К. Гиллинсон не раз демонстрировал противоположные взгляды. Например, он вышел на сцену, чтобы поприветствовать российского пианиста Д. Трифонова и объяснить, что «Карнеги-Холл» не будет дискриминировать артистов по национальному признаку. Но за неделю до этого события он отменил выступления В. Гергиева и Д. Мацуева за их связи с российской властью.

«Метрополитен-опера» и Фестиваль Вербье в Швейцарии отменили все события с участием тех российских артистов, которые не осудили СВО [Troianovski, Hernández, 2022]. Театр «Метрополитен-опера», с одной стороны, прекратил сотрудничество с артистами и учреждениями, которые близки к российской власти, а, с другой стороны, открыл новый сезон оперой Чайковского «Евгений Онегин» с участием трех русских артистов [Ibid]. Похожую позицию занял и театр «Ла Скала», который сначала отменил спектакли А.Нетребко, а в конце мая провел ее концерт, на который были распроданы все билеты [Hernández, 2022c].

Некоторые театральные деятели, такие как А. Хомоки, руководитель оперного театра в Цюрихе, и Л. Гетц, основатель и художественный руководитель серии сольных концертов в Ванкувере, не стали полностью отказываться от российских артистов. При этом А. Хомоки заявил, что, возможно, он будет вынужден рассмотреть вопрос об отмене выступлений некоторых из них, если они столкнутся с широким общественным осуждением

или если в театре выразят озабоченность по поводу их политических взглядов. Л. Гетц отменила запланированное выступление российского пианиста А. Малофеева, заявив, что в настоящий момент времени она не может «с чистой совестью устраивать концерты российских артистов, если они не готовы публично выступить против этой войны» [Hernández, 2022d]. Это ее решение широко критиковалось общественностью, и многие выступили с требованием допустить А. Малофеева к выступлению. Тогда Л. Гетц, чтобы оправдать свои действия заявила, что она так поступила, потому что беспокоилась о безопасности пианиста. В статье также содержалась информация о том, что Фонд Ван Клиберна в Форт-Уэрте допустил 15 российских пианистов к прослушиванию для участия в Конкурсе Клиберна 2022 года.

В «Le Figaro» четыре из восьми опубликованных по теме статьей сообщают о фактах поддержки отмены российской/русской культуры (позиция «за отмену»). Среди тех, кто поддерживал отмену, - руководители кинофестивалей, украинские кинематографисты, театры, а также посол Украины в Германии.

Украинские кинематографисты призывали международное сообщество к тотальному бойкоту России [Plumet, 2022a]. Призывы к бойкоту получили поддержку нескольких институтов, в том числе Европейской киноакадемии, которая присоединилась к масштабным глобальным санкциям и решила исключить российские фильмы из конкурса «European Film Awards» 2022 года [Boycott des films russes, 2022].

Что касается театров, то в «Le Figaro» освещали отмену выступлений российских артистов на нью-йоркской, лондонской, немецкой, итальянской, французской и польской сценах. Кроме А. Нетребко, В. Гергиева и Т. Сохиева, французская газета также сообщает, что дирижер П. Сорокин был уволен из Королевского оперного театра в Лондоне. Кроме того, «Le Figaro» размещает информацию о театрах, которые не упоминались в газетах «Ansa» и «The New York Times». В Польше в начале марта Польской национальной оперой была отменена постановка оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»; Загребский

филармонический оркестр отменил два концерта, в программе которых были произведения П. И. Чайковского. Парижская Филармония отменила «выступления артистов, поддержавших Владимира Путина». Эта статья также цитирует противоречивое заявление французского министра культуры Р. Бачело, которая, с одной стороны, говорила, что «нет никакого бойкота русской культуры. И российские музыканты, конечно, продолжают играть», а, с другой стороны, она заявила, что «мы не хотим видеть представителей российских институтов или художников, которые явно поддержали Владимира Путина» [La hausse des déprogrammations, 2022].

Посол Украины в Германии бойкотировал концерт солидарности, объяснив свой поступок тем, что «все солисты, включая пианиста Евгения Кисина и баритона Родиона Погосова, были русскими, что является оскорблением его и его страны в условиях, когда идет война» [Allemagne, 2022].

В «Le Fiagro» также встетилась одна статья о двойственной позиции, продемонстрированной Филармоническим оркестром Кардиффа, который объявил, что в связи с СВО программа 18 марта 2022 г. в Сент-Дэвидс-холле была изменена. Причиной послужила не национальность композитора (П.И. Чайковский), а названия выбранных произведений: «Славянский марш», увертюра «1812 год», 2-я симфония «Малороссийская». Директор Кардиффского филармонического оркестра М. Мэй заявил, что в сложившихся условиях объявленная программа неуместна. С другой стороны, он также уверяет, что не намерен исключать русских композиторов из программы: «Мы не планируем менять нашу программу на лето и осень, в которую входят произведения Рахманинова, Прокофьева и Римского -Корсакова. Особенно мы не намерены исключать Чайковского. Мы понимаем, что какое бы решение мы ни приняли, оно не будет удачным, поэтому мы находимся между молотом и наковальней» [Plumet, 2022b].

Остальные три статьи «Le Fiagro» рассматривают поддержку российской / русской культуры (позиция «против отмены») музыкантами

Национального оркестра Капитолия Тулузы, украинским режиссером С. Лозницей и некоторыми театрами, которые пригласили А. Нетребко.

Музыканты Национального оркестра Капитолия Тулузы публично выразили поддержку Т. Сохиеву, который был музыкальным руководителем оркестра с 2008 г., заявив, что они хотели бы продолжить работу с российским маэстро [Cherner, 2022].

Украинский режиссер С. Лозница выразил несогласие с бойкотом российских артистов на основании национальности, заявив, что «о людях нужно судить по их высказываниям, их индивидуальным действиям, а не по их паспортам. Каждый отдельный случай должен рассматриваться по существу». Впоследствии за это он был исключен из Украинской киноакадемии [Pour l'Ukrainien Sergei Loznitsa, 2022].

После того, как А. Нетребко была многократного исключена из программ театров на Западе, в том числе из программы Метрополитен-опера в Нью-Йорке, причем на неопределенный срок, певица выступила в Парижской филармонии и Опере Монте-Карло [Après la polémique, 2022].

Выводы

Результаты контент-анализа позволяют сделать следующие выводы:

Так называемая «отмена русской / российской культуры» вряд ли может считаться действительной «культурой отмены», но является деструктивной технологией стратегической коммуникации стран Запада, поскольку акторами подобных действий выступают преимущественно правительственные органы и учреждения, тогда как профессиональное сообщество и общественность чаще открыто поддерживают русскую / российскую культуру.

Данная технология является антибрендингом государства, так как деятели культуры подвергаются бойкоту за «связь с правительством», «государственное финансирование». В том случае, если известные деятели культуры станут осуждать политику государства, откажутся поддерживать действия правительства, это может нанести серьезный ущерб имиджу страны.

Технология отмены русской / российской культуры стремится нанести как имиджевый, так и материальный ущерб самому сильному компоненту бренда Российской Федерации, а следовательно, и бренду в целом путём исключения нашей страны и ее представителей из культурного поля Запада, представления культуры России несвободной, зависимой от государства.

Отмена русской / российской культуры имеет также целью раскол российского общества через воздействие на общественное сознание посредством осудивших СВО ролевых моделей.

Библиография

Браун Дж. Антибрендинг России в американских медиа: освещение сочинской Олимпиады // Международные процессы. 2018. Т. 16. № 2. C. 91-121. http://www.intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/2017/aYoNUh9Qmj.pdf.

Буторов С. А., Стрельцов В. В. Роль культуры и искусства в формировании международного имиджа России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2(64). С. 18-26.

Былевский П. Г., Цацкина Е. П. Феноменологический анализ явления «культура отмены» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2 (857). С. 162-169.

Гринёв И.В. Роль национальной российской культуры в формировании международного имиджа страны. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Специальность: 24.00.01. Москва, 2009.

Каганович А.А. Сущностные характеристики и компоненты национального брендинга: формирование бренда современной России в условиях глобальной конкуренции // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. Т. 20. № 2. С. 288-297.

Котикова Е. «Отмена русской культуры»: что показывает статистика цифровых следов? // Системный Блокъ. Дата размещения 12.09.2022. Дата обращения 03.09.2023. URL: https://sysblok.ru/society/otmena-russkoj-kultury-chto-pokazyvaet-statistika-cifrovyh-sledov/

Что такое бренд страны? Рейтинг всех стран по национальному брендингу 2022 // Международные инвестиции. Дата размещения 15.12.2022. Дата обращения 03.09.2023. URL: https://dzen.ru/a/Y5 r55 UvvVwuOZ wrd.

Allemagne: l'ambassadeur ukrainien boycotte un concert de soutien avec des solistes russes. Le Figaro. Date of placement 27.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.lefigaro.fr/flash-actu/allemagne-l-ambassadeur-ukrainien-boycotte-un-concert-de-soutien-avec-des-solistes-russes-20220327.

Anche a Ferrara ballerini ucraini non danzeranno Cajkovskij. Ansa. Date of placement 08.04.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/emiliaromagna/notizie/2022/04/08/anche-a-ferrara-ballerini-ucraini-non-danzeranno-cajkovskij _759c97c0-bd04-406a-acad-413c3e1420e7.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Après la polémique, la soprano russe Anna Netrebko fait son grand retour à Paris. Le Figaro. Date of placement 25.05.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/musique/apres-la-polemique-la-soprano-russe-anna-netrebko-fait-son-grand-retour-a-paris-20220525

Bokat-Lindell S. (2022) Putin's Getting Sanctioned, but Russia's Getting Canceled. The New York Times. Date of placement 09.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/09/opinion/ukraine-russia-cancel-culture-putin.html.

Boycott des films russes aux European film awards. Le Figaro. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/cinema/boycott-des-films-russes-aux-european-film-awards-20220302.

Cherner S. (2022) Ukraine: le chef Tugan Sokhiev soutenu par l'orchestre du Capitole de Toulouse face à la mairie. Le Figaro. Date of placement 29.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/musique/ukraine-le-chef-tugan-sokhiev-soutenu-par-l-orchestre-du-capitole-de-toulouse-face-a-la-mairie-20220329.

Ermitage Italia sospende i rapporti con la Russia (2022). Ansa. Date of placement 10.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/arte/2022/03/10/ermitage-italia-sospende-i-rapporti-con-la-russia_79413aaf-4c4f-42ad-a61e-3c619f1d141c.html.

Gergiev tace sull'Ucraina, non dirigera alla Scala (2022). Ansa. Date of placement 28.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/teatro/2022/02/28/sala-escludo-che-gergiev-sara-sul-podio-della-scala-il-5-marzo_10ae4b4a-c5da-439c-a280-c1716568f6e9.html.

Hernández J. C. (2022a) Metropolitan Opera Says It Will Cut Ties With Pro-Putin Artists. The New York Times. Date of placement 27.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/02/27/arts/music/met-opera-putin-ukraine-peter-gelb.html.

Hernández J. C. (2022b) Russian Conductor Will Not Appear With New York Philharmonic. The New York Times. Date of placement 18.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/18/arts/music/philharmonic-conductor-russia-ukraine.html

Hernández J. C. (2022c) The Netrebko Question. The New York Times. Date of placement 22.06.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/06/22/arts/music/anna-netrebko-opera-putin-russia.html

Hernández J. C. (2022d) Too Close to Putin? Institutions Vet Artists, Uncomfortably. The New York Times. Date of placement 05.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/05/arts/music/russian-artists-putin.html.

Il console ucraino alla Scala, non aprite con Boris Godunov (2022). Ansa. Date of placement 10.11.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2022/11/10/il-console-ucraino-alla-scala-non-aprite-con-boris-godunov_2da48539-3e18-4fdf-bd08-12e7e3db9ea7.html.

La Bicocca cancella corso su Dostoevskij, poi fa dietrofont. Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/libri/narrativa/2022/03/02/paolo-nori-cancellato-mio-corso-su-dostoevskij-e-censura de57bb9b-a256-4bb2-bd24-c8de27789527.html

La hausse des déprogrammations artistiques russes relance le débat sur les boycotts culturels. Le Figaro. Date of placement 10.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/culture/la-hausse-des-deprogrammations-artistiques-russes-relance-le-debat-sur-les-boycotts-culturels-20220310.

La Scala apre con un'opera russa (2022). Meyer: "No alla caccia alle streghe". Ansa. Date of placement 06.06.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/2022/06/06/la-scala-apre-con-unopera-russa.-meyer-no-alla-caccia-alle-streghe 29ab9b9c-4a98-4af3-ac4b-4b4298f15ea5.html.

Landler M. (2022) Invasion Brings Russia Global Repudiation With Cold War Echoes. The New York Times. Date of placement 28.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/02/28/world/europe/russia-ukraine-global-reaction.html?searchResultPosition=3

L'Ucraina protagonista alla prima della Scala. Ansa. Date of placement 07.12.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.ansa.it/sito/notizie/politica/2022/12/07/lucraina-protagonista-alla-prima-della-scala 406b9de8-3702-48ce-ae14-263875451ef9.html.

Mariotti, la musica unisce, non la si usi per creare barriere. Ansa. Date of placement 13.04.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2022/04/13/mariotti-la-musica-unisce-non-la-si-usi-per-creare-barriere a72702e7-5fe3-4ca3-a745-0229c3f1f2e7.html.

Marshall A. (2022) To Boycott Russians, or Not? In Film and Beyond, That's the Question. The New York Times. Date of placement 04.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/04/movies/film-boycott-russia-ukraine.html.

Netrebko sold out alla Scala, torno a casa. Ansa. Date of placement 26.05.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2022/05/26/scala-domani-netrebko-sold-out-torno-a-casa c3207387-88c0-490c-9ddd-1f23120da08e.html.

Plumet A. (2022a) «Tout le cinéma russe doit être bloqué» : des réalisateurs ukrainiens appellent au boycott. Le Figaro. Date of placement 08.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/culture/tout-le-cinema-russe-doit-etre-bloque-des-realisateurs-ukrainiens-appellent-au-boycott-20220308

Plumet A. (2022b) Guerre en Ukraine: l'Orchestre philharmonique de Cardiff déprogramme Tchaïkovski Le Figaro. Date of placement 14.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/musique/guerre-en-ukraine-l-orchestre-philharmonique-de-cardiff-deprogramme-tchaikovski-20220314.

Pour l'Ukrainien Sergei Loznitsa, le boycott systématique des artistes russes est «grotesque» (2022). Le Figaro. Date of placement 25.05.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/festival-de-cannes/pour-l-ukrainien-sergei-loznitsa-le-boycott-systematique-des-artistes-russes-est-grotesque-20220525.

Pro and Con: Cancel Culture (2023). Encyclopœdia Britannica. Date of placement 25.01.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.britannica.com/story/pro-and-con-is-cancel-culture-good-for-society.

Putin elogia il murales di Dostoevskij a Napoli, "dà speranza". Ansa. Date of placement 31.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.ansa.it/campania/notizie/2022/03/31/putin-elogia-il-murales-di-dostoevskij-a-napoli-da-speranza_6c8e6a63-6db9-42c7-86b9-90afd3e95ede.html.

Scurati, la cancel culture è sottocultura, va rifiutata. Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/libri/approfondimenti/2022/03/02/ansa-focus/scurati-cancel-culture-e-sottocultura-va-rifiutata_3b207e87-77c4-47d9-b4af-c53ed5dc88fe.html

Troianovski A., Hernández J. C. (2022) Putin Goes Into Battle on a Second Front: Culture c. The New York Times. Date of placement 25.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/25/world/europe/putin-cancel-culture-rowling.html

Ucraina (2022a): Nardella, non buttiamo giù statua Dostoevskij a Firenze. Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cronaca/2022/03/02/ucraina-nardella-non-buttiamo-giu-statua-dostoevskij-a-firenze 563ada6c-ca06-4097-85d3-477056ce326e.html.

Ucraina (2022b): Sala, Gergiev condanni o stop collaborazione con Scala. Ansa. Date of placement 24.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/mondo/europa/2022/02/24/ucraina-sala-gergiev-condanni-o-stop-collaborazione-con-scala 2fb4b4f7-443a-4a64-bea3-d07684d4bc69.html

Ucraina (2022c): teatro genovese annulla festival su Dostoevskji . Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023.URL: https://www.ansa.it/liguria/notizie/2022/03/02/ucraina-teatro-genovese-annulla-festival-su-dostoevskji f31bb328-92f7-483b-adbe-ff219f61da24.html.

Ucraina (2022d): Università Insubria ospita Nori, 'cultura è farmaco'. Ansa. Date of placement 23.04.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/lombardia/notizie/2022/04/22/ucraina-universita-insubria-ospita-nori-cultura-e-farmaco_a5c72ebb-7fe0-4e3a-ab72-d1cda1114e16.html.

Valery Gergiev sostituito a guida dei Wiener negli Usa (2022). Ansa. Date of placement 24.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/mondo/2022/02/24/valery-gergiev-sostituito-a-guida-dei-wiener-negli-usa 186c1101 -4627-4098-a96c-d1eadedc931f.html.

What It Means to Get 'Canceled' (2023). Merriam-Webster Dictionary. Thesaurus. Date of modify 31.08.2023. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.merriam-webster.com/wordplay/cancel-culture-words-were-watching.

References

Allemagne: l'ambassadeur ukrainien boycotte un concert de soutien avec des solistes russes. Le Figaro. Date of placement 27.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/flash-actu/allemagne-l-ambassadeur-ukrainien-boycotte-un-concert-de-soutien-avec-des-solistes-russes-20220327.

Anche a Ferrara ballerini ucraini non danzeranno Cajkovskij. Ansa. Date of placement 08.04.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/emiliaromagna/notizie/2022/04/08/anche-a-ferrara-ballerini-ucraini-non-danzeranno-cajkovskij 759c97c0-bd04-406a-acad-413c3e1420e7.html.

Après la polémique, la soprano russe Anna Netrebko fait son grand retour à Paris. Le Figaro. Date of placement 25.05.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/musique/apres-la-polemique-la-soprano-russe-anna-netrebko-fait-son-grand-retour-a-paris-20220525

Bokat-Lindell S. (2022) Putin's Getting Sanctioned, but Russia's Getting Canceled. The New York Times. March 9. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/09/opinion/ukraine-russia-cancel-culture-putin.html (assessed: 03.09.2023).

Boycott des films russes aux European film awards. Le Figaro. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/cinema/boycott-des-films-russes-aux-european-film-awards-20220302.

Braun D. Antibrending Rossii v amerikanskikh media: osveshcheniye sochinskoy Olimpiady [Anti-branding of Russia in American media: the coverage of the Olympics in Sochi] // Mezhdunarodnyye protsessy. [International processes]. 2018. T. 16. № 2. pp. 91-121 http://www.intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/2017/aYoNUh9Qmi.pdf.

Butorov S.A., Strel'tsov V. V. Rol' kul'tury i iskusstva v formirovanii mezhdunarodnogo imidzha Rossii [The role of culture and art in shaping international image of Russia] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015. № 2(64)., pp. 18 - 26.

Bylevskiy P. G., TsatskinaE. P. Fenomenologicheskiy analiz yavleniya «kul'tura otmeny» [Phenomenological analysis of the phenomenon of "cancel culture"] // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Gumanitarnyye nauki. [Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanitarian sciences]. 2022. № 2 (857). pp. 162-169.

Cherner S. (2022) Ukraine: le chef Tugan Sokhiev soutenu par l'orchestre du Capitole de Toulouse face a la mairie. Le Figaro. Date of placement 29.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/musique/ukraine-le-chef-tugan-sokhiev-soutenu-par-l-orchestre-du-capitole-de-toulouse-face-a-la-mairie-20220329.

Chto takoye brend strany? Reyting vsekh stran po natsional'nomu brendingu 2022 [What is a country brand? Rating of all countries by nation branding 2022] // Mezhdunarodnyye investitsii. Date of placement 15.12.2022 Accessed 09.03.2023 URL: https://dzen.ru/a/Y5 r55UvvVwu0Zwrd.

Ermitage Italia sospende i rapporti con la Russia (2022). Ansa. Date of placement 10.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/arte/2022/03/10/ermitage-italia-sospende-i-rapporti-con-la-russia 79413aaf-4c4f-42ad-a61e-3c619f1d141c.html.

Gergiev tace sull'Ucraina, non dirigera alla Scala (2022). Ansa. Date of placement 28.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/teatro/2022/02/28/sala-escludo-che-gergiev-sara-sul-podio-della-scala-il-5-marzo 10ae4b4a-c5da-439c-a280-c1716568f6e9.html.

Grinëv I.V. Rol' natsional'noy rossiyskoy kul'tury v formirovanii mezhdunarodnogo imidzha strany [The role of national Russian culture in the formation of the international image of the country] Avtoref. diss. kand. filos. nauk. Spetsial'nost' 24.00.01. Moscow, 2009.

Hernández J. C. (2022a) Metropolitan Opera Says It Will Cut Ties With Pro-Putin Artists. The New York Times. Date of placement 27.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/02/27/arts/music/met-opera-putin-ukraine-peter-gelb.html.

Hernández J. C. (2022b) Russian Conductor Will Not Appear With New York Philharmonic. The New York Times. Date of placement 18.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/18/arts/music/philharmonic-conductor-russia-ukraine.html

Hernández J. C. (2022c) The Netrebko Question. The New York Times. Date of placement 22.06.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/06/22/arts/music/anna-netrebko-opera-putin-russia.html

Hernández J. C. (2022d) Too Close to Putin? Institutions Vet Artists, Uncomfortably. The New York Times. Date of placement 05.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/05/arts/music/russian-artists-putin.html.

Il console ucraino alla Scala, non aprite con Boris Godunov (2022). Ansa. Date of placement 10.11.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2022/11/10/il-console-ucraino-alla-scala-non-aprite-con-boris-godunov 2da48539-3e18-4fdf-bd08-12e7e3db9ea7.html.

Kaganovich A.A. Sushchnostnyye kharakteristiki i komponenty natsional'nogo brendinga: formirovaniye brenda sovremennoy rossii v usloviyakh global'noy konkurentsii [Essential characteristics and components of national branding: formation of the brand of modern Russia in the conditions of global competition.] // Vestnik RUDN. Seriya: Politologiya. 2018. Vol. 20 №2 pp. 288—297.

Kotikova E. «Otmena russkoy kul'tury»: chto pokazyvayet statistika tsifrovykh sledov? [Cancellation of Russian culture": what do the statistics of digital traces show?] // Sistemnyy blok. Obshchestvo Date of placement 12.09.2022 Accessed 09.03.2023 URL: https://sysblok.ru/society/otmena-russkoj-kultury-chto-pokazyvaet-statistika-cifrovyh-sledov/

La Bicocca cancella corso su Dostoevskij, poi fa dietrofont. Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/libri/narrativa/2022/03/02/paolo-nori-cancellato-mio-corso-su-dostoevskij-e-censura de57bb9b-a256-4bb2-bd24-c8de27789527.html

La hausse des déprogrammations artistiques russes relance le débat sur les boycotts culturels. Le Figaro. Date of placement 10.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.lefigaro.fr/culture/la-hausse-des-deprogrammations-artistiques-russes-relance-le-debat-sur-les-boycotts-culturels-20220310.

Landler M. (2022) Invasion Brings Russia Global Repudiation With Cold War Echoes. The New York Times. Date of placement 28.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/02/28/world/europe/russia-ukraine-global-reaction.html?searchResultPosition=3

La Scala apre con un'opera russa (2022). Meyer: "No alla caccia alle streghe". Ansa. Date of placement 06.06.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/2022/06/06/la-scala-apre-con-unopera-russa.-meyer-no-alla-caccia-alle-streghe 29ab9b9c-4a98-4af3-ac4b-4b4298f15ea5.html.

L'Ucraina protagonista alla prima della Scala. Ansa. Date of placement 07.12.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.ansa.it/sito/notizie/politica/2022/12/07/lucraina-protagonista-alla-prima-della-scala 406b9de8-3702-48ce-ae14-263875451ef9.html.

Mariotti, la musica unisce, non la si usi per creare barriere. Ansa. Date of placement

13.04.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2022/04/13/mariotti-la-musica-unisce-non-la-si-usi-per-creare-barriere a72702e7-5fe3-4ca3-a745-0229c3f1f2e7.html.

Marshall A. (2022) To Boycott Russians, or Not? In Film and Beyond, That's the Question. The New York Times. Date of placement 04.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/04/movies/film-boycott-russia-ukraine.html.

Netrebko sold out alla Scala, torno a casa. Ansa. Date of placement 26.05.2022. Accessed

03.09.2023. URL: https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/musica/2022/05/26/scala-domani-netrebko-sold-out-torno-a-casa c3207387-88c0-490c-9ddd-1f23120da08e.html. Plumet A. (2022a) «Tout le cinéma russe doit être bloqué» : des réalisateurs ukrainiens appellent au boycott. Le Figaro. Date of placement 08.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/culture/tout-le-cinema-russe-doit-etre-bloque-des-realisateurs-ukrainiens-appellent-au-boycott-20220308

Plumet A. (2022b) Guerre en Ukraine: l'Orchestre philharmonique de Cardiff déprogramme Tchaïkovski Le Figaro. Date of placement 14.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/musique/guerre-en-ukraine-l-orchestre-philharmonique-de-cardiff-deprogramme-tchaikovski-20220314.

Pour l'Ukrainien Sergei Loznitsa, le boycott systématique des artistes russes est «grotesque» (2022). Le Figaro. Date of placement 25.05.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.lefigaro.fr/festival-de-cannes/pour-l-ukrainien-sergei-loznitsa-le-boycott-systematique-des-artistes-russes-est-grotesque-20220525.

Pro and Con: Cancel Culture (2023). Encyclopœdia Britannica. Date of placement 25.01.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.britannica.com/story/pro-and-con-is-cancel-culture-good-for-society.

Putin elogia il murales di Dostoevskij a Napoli, "dà speranza". Ansa. Date of placement 31.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.ansa.it/campania/notizie/2022/03/31/putin-elogia-il-murales-di-dostoevskij-a-napoli-da-speranza 6c8e6a63-6db9-42c7-86b9-90afd3e95ede.html.

Scurati, la cancel culture è sottocultura, va rifiutata. Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cultura/libri/approfondimenti/2022/03/02/ansa-focus/scurati-cancel-culture-e-sottocultura-va-rifiutata 3b207e87-77c4-47d9-b4af-c53ed5dc88fe.html

Troianovski A., Hernández J. C. (2022) Putin Goes Into Battle on a Second Front: Culture c. The New York Times. Date of placement 25.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.nytimes.com/2022/03/25/world/europe/putin-cancel-culture-rowling.html

Ucraina (2022a): Nardella, non buttiamo giù statua Dostoevskij a Firenze. Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/cronaca/2022/03/02/ucraina-nardella-non-buttiamo-giu-statua-dostoevskij-a-firenze 563ada6c-ca06-4097-85d3-477056ce326e.html.

Ucraina (2022b): Sala, Gergiev condanni o stop collaborazione con Scala. Ansa. Date of placement 24.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/mondo/europa/2022/02/24/ucraina-sala-gergiev-condanni-o-stop-collaborazione-con-scala 2fb4b4f7-443a-4a64-bea3-d07684d4bc69.html

Ucraina (2022c): teatro genovese annulla festival su Dostoevskji . Ansa. Date of placement 02.03.2022. Accessed 03.09.2023.URL: https://www.ansa.it/liguria/notizie/2022/03/02/ucraina-teatro-genovese-annulla-festival-su-dostoevskji f31bb328-92f7-483b-adbe-ff219f61da24.html.

Ucraina (2022d): Università Insubria ospita Nori, 'cultura è farmaco'. Ansa. Date of placement 23.04.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/lombardia/notizie/2022/04/22/ucraina-universita-insubria-ospita-nori-cultura-e-farmaco_a5c72ebb-7fe0-4e3a-ab72-d1cda1114e16.html.

Valery Gergiev sostituito a guida dei Wiener negli Usa (2022). Ansa. Date of placement 24.02.2022. Accessed 03.09.2023. URL:

https://www.ansa.it/sito/notizie/mondo/2022/02/24/valery-gergiev-sostituito-a-guida-dei-wiener-negli-usa 186c1101 -4627-4098-a96c-d1eadedc931f.html.

What It Means to Get 'Canceled' (2023). Merriam-Webster Dictionary. Thesaurus. Date of modify 31.08.2023. Accessed 03.09.2023. URL: https://www.merriam-webster.com/wordplay/cancel-culture-words-were-watching.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица кодирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категория К од Расшифровка

1) Название издания A Ansa

N YT The New York Times

F Le Figaro

2) Период T 1 24.02.2022 - 31.03.2022

T 2 1.04.2022 - 7.12.2022

3) Позиция по отношению к отмене русской культуры 1 01 Поддержка, «ЗА»

1 02 Отсутствие поддержки «ПРОТИВ»

1 03 Нейтральная

1 04 Двойственная позиция

4) Портрет позиций людей по отношению к отмене русской культуры 2 01 Глава города/страны

2 02 Руководство учреждения

2 03 Деятель культуры

2 04 Иностранное агентство (правительство /консул другой страны и т. д.)

2 05 Население

2 06 Эксперт

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблица контент-анализа

Название издания Пе риод Отношение к отмене русской культуре Портрет позиций людей по отношению к отмене русской культуре

А1 Т1 101 201/202

А2 Т1 101 202

А3 Т1 101 201

А4 Т1 104 205/202

А5 Т1 102 201

А6 Т1 102 203

А7 Т1 104 202/203/205

А8 Т1 101 204

А9 Т1 104 202

А10 Т1 102 205

А11 Т2 104 202/204

А12 Т2 104 203/204

А13 Т2 102 203

А14 Т2 102 202

А15 Т2 102 202

А16 Т2 102 202

А17 Т2 104 202/204

А18 Т2 102 201

ОТТ 1 Т1 101 202

ОТТ 2 Т1 101 202

ОТТ 3 Т1 101 202

ОТТ 4 Т1 104 202

ОТТ 5 Т1 101 202

NYT 6 T1 104 201/202

NYT 7 T2 104 202

F1 Т1 101 202

F2 Т1 101 203/204

F3 Т1 101 202

F4 Т1 104 202

F5 Т1 101 204

F6 Т1 102 203

F7 Т2 102 203/204

F8 Т2 102 202

Сведения об авторах

Салиева Людмила Казимовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры международной коммуникации факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, ответственная за развитие программ дополнительного образования кафедры международной коммуникации;

liudmila. salieva@gmail.com.

Арутюнова-Ястребкова Эльза Владимировна - кандидат филологических наук, доцент кафедры международной коммуникации факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель декана по развитию международных связей и работе с иностранными студентами; sogu2010@gmail. com.

Цеппи Алесия - магистр международных отношений, МГУ им. М.В. Ломоносова; ceppialessia@gmail .com.

Salieva Lyudmila K. - PhD in Philology, Associate Professor of Department of International Communication of School of World Politics of Lomonosov Moscow State University, responsible for the development of additional education programs

at the Department of International Communication; liudmila.salieva@gmail.comw Arutyunova-Yastrebkova E. Vladimirovna - PhD in Philology, Associate Professor of Department of International Communication of School of World Politics of Lomonosov Moscow State University, Vice Dean for International Cooperation; sogu2010@gmail.com.

Ceppi Alessia - Master of International Relations, Lomonosov Moscow State University; ceppialessia@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.