Научная статья на тему 'Отличия основных законов существующих в системе госзакупок'

Отличия основных законов существующих в системе госзакупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРЯДНЫЕ ТОРГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КОМЕРЧЕСКИЕ ФИРМЫ / CONTRACT AUCTION / GOVERNMENT PROCUREMENTS / ELECTRONIC PLATFORMS / FEDERAL LAW / MUNICIPAL ORDER / PUBLIC INSTITUTIONS / BUSINESS CONCERNS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осадчая Наталья Алексеевна, Дудник Анастасия Евгеньевна

Рассматривается сравнительный анализ двух основных действующих законов в области государственных закупок Федеральный закон № 223-ФЗ и Федеральный Закон 94-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences of fundamental laws of government purchases existing in system

The comparative analysis of two main current laws in the field of government procurements the Federal law No. 223-FZ and the Federal Law 94-FZ is considere

Текст научной работы на тему «Отличия основных законов существующих в системе госзакупок»

Отличия основных законов существующих в системе госзакупок

Н.А. Осадчая, А.Е. Дудник

Регулирование системы государственных закупок действующие на территории Российской Федерации осуществляется на основании двух основных законов. Федеральный закон от 18.07.2011 № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2012 года тесно связан с другим Федеральным законом № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005(№ 94-ФЗ). Однако, между этими схожими по своей сути законами существуют и отличия.

Закон 94-ФЗ регулирует отношения в сфере размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, работ и услуг, которые производятся, выполняются и оказываются в различных отраслях и секторах экономики. Закон 223-ФЗ регулирует вопросы в сфере размещения заказов отдельных организаций (фирм, корпораций, обществ), которые формируют эти отрасли и сектора экономики[1]. Федеральный закон № 223 распространяется только на организации имеющие принадлежность к бизнесу, а 94-ФЗ на муниципальные учреждения.

Другими словами оба закона являются специальными и взаимосвязанными. Все субъекты, на которые распространяется Закон № 223-ФЗ, это коммерческие структуры, которые не могут работать по принципу государственных органов. Бюджетные же учреждения продолжат работать по Закону № 94-ФЗ.

К сожалению, закупки производимые организациями, на которые распространяется 223-ФЗ, нельзя было регулировать 94-ФЗ, этим и была вызвана необходимость создать специальные условия для отдельных категорий юридических лиц. Вызвано это в первую очередь тем, что

организации попадающие под действие 223-ФЗ поставлены перед выбором. Они могут придерживаться норм и правил информационной прозрачности и открытости, согласно названного закона, и требования по 94-ФЗ.

Общей для всех организации, использующих 223-ФЗ и 94-ФЗ является обязанность прописать единые правила проведения торга, опубликовав извещения о проведении торгов и выбора победителя на официальном интернет-сайте, открыть для широкого круга предпринимателей планы закупок. Другими словами обеспечить гласность при организации и проведении торга. При нарушении этого пункта закона устанавливается административная ответственность в отношении заказчика.

Одним из драйверов способствующим росту экономики и увеличения конкурентных преимуществ строительных фирм, возможно станет планирование компанией закупок на год вперед. Требование о формировании подобного плана и его размещения в Интернете установлено Законом № 223-ФЗ. Пока такой план есть у немногих компании, например ОАО «РЖД». Когда подрядчикам станет понятен спрос как минимум на год вперед, им легче будет продумать стратегию фирмы, просчитать план заказов, распределять расходы и т.д.

Существенным отличием появившемся в 223-ФЗ законе является то, что корпорации, госкомпании и другие субъекты предпринимательства, могут выбирать стратегию закупок самостоятельно.

По 94-ФЗ государственные заказчики могут осуществить закупку у единственного источника в строго регламентируемых законом случаях, по установленным законом правилам[5]. При осуществлении закупок у единственного источника как по Закону № 94-ФЗ, так и по Закону № 223-ФЗ реализуется различный по своему экономическому содержанию контрактный выбор.

Спорным становится вопрос о создании заказчиком конкурсной комиссии. В 223-ФЗ не говорится о необходимости формирования при проведении закупок такой комиссии. Однако, так как по названому выше

закону, при закупке товаров, работ или услуг заказчики руководствуются еще и ГК РФ. В котором прописано, что победителя конкурса определяет конкурсная комиссия, заранее назначенная организатором торгов. Поэтому при проведении конкурсов формирование конкурсной комиссии является прямой обязанностью заказчика. По 223-ФЗ требования к составу комиссии, не установлены, заказчик вправе самостоятельно определяет основные цели и задачи комиссии, порядок ее работы, требования к составу комиссии, функции и полномочия её членов комиссии.

Не смотря на схожесть этих законов, существующие различия, заставляют задуматься над вопросом, что делать с договорами которые уже были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, а срок действия которых, заканчивается после. Можно ли считать такие договора правомерными? Согласно ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Следовательно, договоры, которые заключил заказчик до вступления в силу Закона № 223-ФЗ, продолжают действовать и после его вступления в силу.

Перечислим основные отличия 94-ФЗ от ФЗ-223 наиболее часто используемые на практике:

1) в правовой основе закупки товаров, работ, услуг. По 94-ФЗ регулирование осуществляется ГК и БК, а по 223-ФЗ - Конституцией РФ, ГК и Положением о закупке. 94-ФЗ наличие положение о закупках не предусматривает;

2) по 94-ФЗ размещение заказа регламентировано самим законом, а по 223-ФЗ Положением о закупках - которое разрабатывается заказчиком под своё предприятие и свои нужды;

3) по 94-ФЗ 5 электронных площадок, на которых размещаются заказы а по 223-ФЗ пока еще нет таких санкция;

4) по 223-ФЗ исполнитель намного легче может оказаться в реестре недобросовестных поставщиков, так его может вести сам заказчик;

5) по 223-ФЗ заказчик вправе менять условия поставки товара, работ, услуг, а по 94-ФЗ нет;

6) отличаются сроки подачи конкурсных заявок. Так, если ранее при открытом конкурсе срок подачи заявки составлял не менее 30 дней, а при открытом аукционе — не менее 20 дней, то теперь срок подачи заявки на конкурс и аукцион должны составляет не менее 20 дней, а для других способов закупки — на усмотрение заказчика;

7) отличаются и критерии отбора победителей. В рамках закона № 94-ФЗ

регламентированы постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г., по закону № 223-ФЗ отсутствует жесткая регламентация, критерии

устанавливаются на основании Положения о закупках.

Частные компании и муниципальные организации активно используют формируемую в системе государственных закупок форму начальной или, как ее еще называют максимальной цены контракта, единые критерии оценки заявок, содержанию, форме, составу заявки, требования к отсутствию в реестр недобросовестных поставщиков. Все это означает, что между сферами государственных и коммерческих закупок много не только различий, но и сходных черт, следовательно, похожих подходов к регулированию. Другими словами какими бы разными не были два основных закона регулирующих систему госзакупок, но их объединяет общее действие направленное на улучшение этой системы в целом, как для государственных учреждений так и для коммерческих фирм. Данные законы являются отличными инструментами, которые хотя бы отчасти препятствуют взяткам, благодаря им пропадают монополии.

Совершенствование самого механизма общественных обсуждений, создание рейтинга эффективности закупок, предотвращение сговоров в сфере государственных закупок, совершенствование закона о контрактной системе, совместными усилиями общественности и органов государственной власти улучшит ситуацию в сфере госзакупок и закупок госкомпаний.

Литература:

1. Асаул А.Н., Грахов В.П., Кощеев В.А., Чибисов И.Е. Организация и проведение подрядных торгов в регионе.-СПб.: Гуманистика, 2004г.

2. Веденеев Г.М., Кобзев Г.Н., Гончаров Е.Ю. Конкурсные торги в России: исторический опыт.- М.:МЭИ, 2000г.

3. Абдуллаев Р.Р., Некоторые проблемы функционирования

предпринимательских структур [Электронный ресурс]/ Р.Р. Абдуллаев// Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 3. - Режим доступа:

http://www.ivdon.ru.

4. Бучина О.В., Корниенко М.В., Совершенствование организации предоставления государственных социальных услуг [Электронный ресурс]/ Бучина О.В.,// Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru.

5. Воробьева О.М., Применение Закона № 223-ФЗ: спорные вопросы и пути их разрешения //Журнал «Госзакупки.ру» № 3, 2012г.

6. Дудник А.Е. Совершенствование системы подрядных торгов в российской федерации// Вестник ДГТУ.- 2012г.

7. Исмаилов Т. А., Гамидов Г. С. Инновационная экономика -стратегическое направление развития России в XXI веке// Журнал Инновации.- 2003 № 1.

8. Ткачева Т.Н. Политико-экономические принципы и правовые основы порядка размещения госзаказов // Московские торги.- 2001.- № 2.

9. СиШейБоп, Е1у Contract Bridgе Сошр^е: ТЪе Gold Book of Bidding and Play 2011.

10. teff Baird: Contractual Obligations undеr ^шрей^е Bidding Busi^ss Magazi^ HomеCarе 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.