Ф ликвидация юридического лица, являющегося членом кооператива;
# ликвидация жилищного кооператива;
Ф смерть гражданина, являющегося членом жилищного кооператива.
Заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива.
Член жилищного кооператива может быть исключен из жилищного кооператива на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива (конференции) в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, установленных ЖК или уставом жилищного кооператива.
В случае смерти члена жилищного кооператива его наследники имеют право на вступление в члены данно-
го жилищного кооператива по решению общего собрания членов жилищного кооператива (конференции).
Состояния, относящиеся к группе характеризующей правовой режим жилого помещения, относятся состояние непригодности жилого помещения для проживания; состояние служебного жилого помещения; жилого помещения в общежитии и т.п.
Непригодность жилого помещения для проживания влечет за собой прекращение прав и обязанностей в отношении него, возникновение прав и обязанностей на другое жилое помещение. Как правило, состояние одновременно с другими юридическими фактами становится (юридический состав) основанием возникновения, изменения, прекращения жилищных правоотношений.
Наряду с состоянием может быть административный акт о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения и др.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА И ЧЕРТЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
И.Н. ГУЛЕДАНИ,
соискатель Московского уеиверситета МВД России
Аннотация. Рассмотрены основные черты и свойства российской государственности, отличающие ее от западноевропейской государственности.
Ключевые слова: государственность, черты, свойства, континуитет, правосубъектность государства, идентичность государства.
DISTINCTIVE PROPERTIES AND FEATURES OF RUSSIA'S STATEHOOD
I.N. GULEDANI, the competitor of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. This article describes the main features of Russia's statehood and the properties that distinguish it from Western state.
Key words: statehood, features, properties, continuity, personality of the State, the identity of the state.
Российская государственность так же, как и государственность других стран, имеет ряд отличительных свойств и черт. Различие между понятиями «свойство» и «черта» в разговорном (бытовом) языке отсутствует, поскольку и то, и другое означает особенности чего-либо. Однако в юридической терминологии этим понятиям придается разное содержание1. Учение о чертах и свойствах, выработанное применительно к характеристике Конституции РФ, применимо и к государственности.
Свойства государственности — это характеризующие ее признаки2.
Основными свойствами российской государственности являются: непрерывность, преемственность, изменчивость, системность, конкретность, целостность, незавершенность. При этом последние два свойства в значительной мере характеризуют форму именно российской государственности.
Рассмотрение государственности в динамике как исторического процесса последовательной смены состояний, форм, институтов и т.д. связано с необходимостью исследования преемственного и непрерывного развития российской государственности. Несмотря на то что государственности, как и пра-
вовой системе, присуща преемственность, проблема преемственности в государственно-правовой сфере, являясь долгое время предметом исследования истории государства и права, в общетеоретической науке оказалась практически не разработана.
Непрерывность и преемственность исторического развития государственности охватывается понятием континуитета. В основе континуитета лежит фактическая непрерывность материальной основы государства и постоянного нахождения (проживания) населения его территории. В юридической литературе этот термин в основном употребляется в международно-правовом значении применительно к вопросам правопреемства государств3.
Принцип континуитета международной правосубъектности государств является одним из основных принципов государственного правопреемства. Континуитет рассматривается как непрерывность международной правосубъектности государств при конституционных изменениях как мирного, так и революционного порядка, включая сохранение прав и обязанностей при международном функционировании государства.
Понятие континуитета тесно связано с понятием идентичности международной правосубъектности государства4. За основу идентичности принимается частичная общность основных составляющих элементов международной правосубъектности у этих государств: территория и население5, без которых ни государство-преемник, ни государство-предшествен ник не могут существовать. Использование основных критериев государственности как территория, население, система власти и участие в международных отношениях дает общее правильное направление для идентификации нового государства.
Идентичность государства означает прежде всего тождественность его международных прав и обязанностей как до события, вызвавшего необходимость идентификации, так и после него. Изменения в территории и населении, даже существенные, не всегда влекут за собой изменение идентичности государства6. Но и территориальный признак важен для правопреемства, что подтверждается международной практикой7.
Наряду с международно-правовым пониманием континуитета должно существовать и общетеоретическое (широкое) понимание континуитета как важнейшего свойства государственности, заключающегося в его непрерывном и преемственном развитии. С учетом традиционно сложившегося понимания континуитета в международном праве можно сформулировать общетеоретическое понятие континуитета как непрерывности и преемственности развития государственности, означающее сохранение прав и обязанностей государства-предшественника госуда рством-правопреемником при правопреемстве как в международных, так и во внутригосударственных отношениях.
Очевидно, что континуитет должен охватывать не только сохранение прав и обязанностей нового государства по отношению к населению, но и наоборот8. Более полное определение понятия континуитета будет следующим: континуитет — это непрерывность и преемственность развития государственности, означающее сохранение основных прав и обязанностей госу дарства-предшественника государством-правопреемн иком при правопреемстве как в международных отношениях, так и по отношению к своим гражданам, а также сохранение основных прав и обязанностей граждан по отношению к государству-правопреемнику.
Рассмотрение таких важнейших свойств российской государственности, как непрерывность и преемственность развития, подразумевает не только изучение организации государства на тех или иных этапах истории и не только анализ отдельных явлений и фактов, оказывающих влияние на государственность, но и охват динамики государственно-правового развития на протяжении исторически длительного периода. Выявление причин и движущих сил, оказывающих воздействие на эволюционные и революционные переходы государства от одних типов и форм к другим, связано с необходимостью соотнесения нового и старого в важнейших элементах государственности, понимания процесса возникновения новых отношений на базе существующих, осмысления оснований и механизмов преемственности, общих закономерностей процесса развития государства и общества.
Развитие государственности как динамически непрерывно развивающегося общественного явление подчиняется таким основным законам диалектики, как переход количества в качество, отрицание отрицания, объясняющих направление развития старого в новом и нового в старом.
Рассмотрим действие закона отрицания на механизм непрерывной и преемственной эволюции государственности. Прогрессивное развитие государственности любого народа невозможно без сохранения, использования и на этой основе дальнейшего совершенствования накопленных ранее ценностей. В этом смысле преемственность является исходной базой развития государственности, поскольку, суммируя оправдавшие себя временем ценности, она тем самым соединяет воедино прошлое, настоящее и будущее государственности.
Преемственность обеспечивает введение в жизнь новых поколений готовые, проверенные временем достижения, что не только сокращает путь поиска оптимальных решений, но и помогает избежать многих ошибок и заблуждений прошлого.
Придавая государственности динамичность, преемственность представляет собой необходимую объективную связь разных этапов развития государственной жизни и их познания, состоящую в сохранении старого и восприятии его новым при переходе из одного состояния в другое. Она предполагает последо-
вательность развития явления, его прогресс без перескакивания через отдельные этапы и периоды9.
История развития государственности разных стран содержит достаточно примеров тому, что государство, изменяя свой тип и форму, не изменяет при этом всю государственную структуру, «приспосабливая» ее к новым условиям. Н. Бердяев писал: «Не погиб окончательно античный мир, не погиб окончательно и мир Средневековья, хотя и для того, и для другого мир наступил свой исторический час смены»10.
Существовавшие в Советском Союзе идеологические установки «о разрыве с прошлым» привели к гиперболизации государства социалистического типа и апологетике советского периода российской государственности. Развитие Российского государства не было предметом занятий и научных интересов представителей теории государства, а было отдано на откуп историкам. Господствовала юридическая парадигма о разрыве того нового типа государства (социалистического государства), который возник после октября 1917 г., со всем предыдущим государственно-правовом развитием России, о противопоставлении и противопоставлении этого государства всем предыдущим типам и формам Российского государства11.
Таким образом, при изменениях в государстве речь идет не об использовании и применении старой формы, а об использовании либо отдельных старых институтов, либо некоторых сторон этих институтов12.
1 Так, С.А. Авакьян применительно к чертам и свойствам конституции проводит между ними следующие различия: основные черты конституции характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны, тогда как юридические свойства конституции — это признаки ее как основного закона государства (Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 26, 31).
2 Подобным образом проводится различие между чертами и свойствами в конституционном праве применительно к учению о чертах и свойствах Конституции РФ (Авакьян С.А. Указ. соч.).
3 В международном праве правопреемство государств имеет место при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с возникновением нового государства, вхождением одного государства в состав другого, при разделении государств, их отделении и т.п. (Юридический энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. М., 1987. С. 359).
4 Моджорян Л.А Основные права и обязанности государств. М., 1965. С. 121—122; Захарова Н.В. Влияние социальной революции на силу международного договора. М., 1966. С. 6.
5 Эти признаки приобретают особенное значение при решении вопросов правопреемства государств в отношении государственной собственности и государственных долгов.
6 Crawford L. State Practice and International Law in Relation to Secession. The British Year Book of International Law. Oxford, 1998. P. 404.
7 Так, объединение Германии является поглощением одного государства другим. Статья 1 Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии определяет территорию вновь созданного государства как территорию, включающую в себя территории Германской Демократической Республики, Федеративной Республики Германии и всего Берлина. Вся государственная собственность ГДР и Берлина, какая бы она не была и где бы она не находилась, попала под юрисдикцию нового германского государства. Видимо, исходя из этого, стороны при составлении договоров, обеспечивающих объединение Германии, не детализировали понятия государственной собственности и долгов.
8 И. Кант писал: «Если революция удалась и установлен новый строй, то неправомерность этого начинания не может освободить подданных от обязанности подчиняться в качестве добрых граждан новому порядку вещей» (Кант И. Собр. соч. : в 8 т. М., 1994. Т. 6. С. 355).
9 Лесной В.М. Социалистическая государственность. Закономерности происхождения и функционирования. М., 1974. С. 83.
10 Бердяев Н. Новое Средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М., 1991. С. 41.
11 Венгеров А.Б. Теория государства и права : учебник. М., 1998. С. 206.
12 Чиркин В.Е. Революционно-демократическое государство современности. М., 1984. С. 122.