Научная статья на тему 'Отличительные особенности правового статуса государственного служащего'

Отличительные особенности правового статуса государственного служащего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1234
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ПРОФСОЮЗ / ГАРАНТИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ОПЛАТА ТРУДА / КОРРУПЦИЯ / ПРИНЦИП СУБСИДИАРНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбкина К.В.

В статье рассматривается правовой статус государственного служащего, ограничения и запреты, накладываемые в связи с несением государственной службы, разграничиваются понятия государственная служба, государственная должность и должностное лицо. Государственная служба как результат соглашения между государством и гражданином налагает взаимные обязательства, которые предполагают сбалансированность интересов и социальную направленность государства. К государственным служащим предъявляются жесткие требования, которые должны быть соответствующим образом компенсированы. Международный статус государства зависит от соблюдения им продекларированных им прав и свобод, состояния правопорядка. Борьба с коррупцией возможна при вложении государства в профессиональное обучение и поддержании государственных служащих. Налагая запреты, государство не должно злоупотреблять своим положением. Защита прав государственных служащих возможна через профсоюзы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыбкина К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отличительные особенности правового статуса государственного служащего»

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

© Рыбкина К.В.*

Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии, г. Чебоксары

В статье рассматривается правовой статус государственного служащего, ограничения и запреты, накладываемые в связи с несением государственной службы, разграничиваются понятия государственная служба, государственная должность и должностное лицо. Государственная служба как результат соглашения между государством и гражданином налагает взаимные обязательства, которые предполагают сбалансированность интересов и социальную направленность государства. К государственным служащим предъявляются жесткие требования, которые должны быть соответствующим образом компенсированы. Международный статус государства зависит от соблюдения им продекларированных им прав и свобод, состояния правопорядка. Борьба с коррупцией возможна при вложении государства в профессиональное обучение и поддержании государственных служащих. Налагая запреты, государство не должно злоупотреблять своим положением. Защита прав государственных служащих возможна через профсоюзы.

Ключевые слова: государственная служба, профсоюз, гарантии, социальное государство, оплата труда, коррупция, принцип субсидиар-ности, государственные органы.

Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы. Система, классификация государственной службы приведена в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная служба более широкое понятие, чем гражданский служащий, военнослужащий, должностное лицо.

Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется, не смотря на то,

* Секретарь судебного заседания Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии; магистрант Чебоксарского кооперативного института (филиала) РУК.

что они входят в систему государственной службы [3]. При этом также лицо, замещающее должность, и должностное лицо не идентичны по своему смыслу.

Следует отметить, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, и должности федеральной государственной службы выделены в законодательстве отдельно (к примеру, статья 7.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»). Указом Президента РФ от 11.01.1995 № 32 утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР [7].

Для выяснения отличий между понятиями государственный служащий и должностное лицо обратимся к Уголовному Кодексу Российской Федерации и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно примечанию к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями [6]. Субъектом преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 285 УК РФ и частью 1 статьи 286 УК РФ, является лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации.

Представляется, что не каждый государственный служащий выполняет организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, и не каждый может быть рассмотрен в качестве должностного лица в смысле понимания, заложенного в УК РФ и КоАП РФ.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 разъяснено, что при решении вопроса о субъекте преступления, предусмотренного частью 2 статьи 285 УК РФ или частью 2 статьи 286 УК РФ, судам следует исходить из пунктов 2 и 3 примечаний к статье 285 УК РФ, согласно которым под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, понимаются лица, занимающие государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных

органов (пункт 2 примечаний), а под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, - лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (пункт 3 примечаний) [8].

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации [5].

Так, для наглядного примера, стоит привести приказ Конституционного Суда РФ от 12.05.2014 № 09 [9]. В указанном перечне содержатся должности высшей группы должностей федеральной государственной гражданской службы, должности главной группы должностей федеральной государственной гражданской службы, должности, замещаемые гражданскими служащими, являющимися членами Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд Конституционного Суда Российской Федерации. К указанному перечню дополнительно отнесены главный специалист 3 разряда Отдела по обеспечению судебных заседаний, главный специалист 3 разряда отдела государственных закупок и материально-технического обеспечения Управления делами, в должностные обязанности которых входит подготовка технических заданий на закупку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [10].

Перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, на которые распространяются ряд ограничительных требований, утверждены также в иных судах и государственных органах. Например, Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, при замещении которых федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,

расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (приложение к приказу Председателя Верховного Суда РФ от 08.06.2015 г. № 470/кд), Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (Приказ Минфина России от 08.05.2015 № 77н), Перечень должностей государственной гражданской службы Федерального агентства воздушного транспорта, замещение которых влечет за собой запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (Приказ Росавиации от 26.08.2015 № 525), Перечень должностей государственных служащих таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах, замещение которых предусматривает осуществление обработки персональных данных либо осуществление доступа к персональным данным (Приказ ФТС России от 13.08.2014 № 1533) и др.

Не оспаривая необходимость открытых данных в отношении государственных служащих, следует отметить неравноценность ограничений в отношении высших и главных должностей в сравнении с младшими группами. Положительным моментом для высших и главных должностей является стимулирующая оплата труда (более высокий оклад, предполагающий высокий интеллектуальный уровень работника и профессиональный уровень), ряд льгот, субсидий, в то время как младшие должности, находясь в тех же ограничительных рамках, получают меньшую оплату труда в разы, при этом де-факто не имеют решающего влияния на процесс управления и производят трудоемкую работу.

Статьей 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен общий порядок оплаты труда государственного служащего [2]. При этом действие части 11 статьи 50 (об индексации размера оклада денежного содержания с учетом инфляции) приостановлено уже не первый раз, в настоящее время - до 1 января 2017 года Федеральным законом от 06.04.2015 № 68-ФЗ (ред. 14.12.2015). Согласно статье 4.1 указанного Федерального закона в 2016 году оклады денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы не увеличиваются (не индексируются).

Таким образом, следует подчеркнуть нарушение баланса установленных ограничений и предоставленных прав. Любые законодательные огра-

ничения, в том числе вводимые последующими законами в виде оговорок и исключений должны приниматься с учетом социально-экономического обоснования. В данном же случае наблюдается явное ущемление права на получение достойной оплаты труда. Следует учитывать, что подобные оговорки сказываются не только не потребительской корзине служащего, но и на его возможности самостоятельно исполнять обязанность по повышению уровня квалификации путем прохождения курсов, участия на платных тематических конференциях, получения дополнительного образования в учебных заведениях, а также приобретения дополнительной литературы. Согласно законодательству повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года, однако данная возможность предоставляется работнику не всегда, проведение внут-риорганизационных собраний не может рассматриваться как обучение: получение гражданским служащим дополнительного профессионального образования подтверждается документом о квалификации и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв или продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В то же время статьей 17 установлены запреты, связанные с государственной службой, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией [2]. Представляется, что в идеале, государственный служащий, добросовестно исполняющий свои обязанности, проводит большую часть времени при исполнении своих обязанностей, кроме того, он должен выделять время на свое обучение, повышение квалификации, выделять время на отдых и семью, по факту на осуществление иной деятельности, не влекущей конфликта интересов (или же могущей повлечь), времени не останется.

Однако, поддерживать идеальную модель поведения в реалии желают не все. К числу распространенных преступлений коррупционной направлен-

ности можно отнести: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289), нецелевое расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов (ст. ст. 285.1 и 285.2), коммерческий подкуп (ст. 204), злоупотребление полномочиями (ст. 201). Составы административных правонарушений коррупционной направленности определены в статьях 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции указана унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

Перечень ограничений и обязанностей, налагаемых на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности установлен в статьей 12.1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения (статья 12.5 указанного закона).

Минтруд России разработал критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения вместе с Методическими рекомендациями по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Опять же данные критерии не применимы для лиц, замещающих государственные должности (в том числе, судей, прокурорских работников, депутатов и т.п.).

Для регулирования служебного поведения государственных и муниципальных служащих разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)). В судебной системе разработаны аналогичные правила. Так приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26.04.2011 № 79 (ред. от 13.04.2015) утвержден «Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов об-

щей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации». Поведение лиц, замещающих отельные государственные должности, регулируется соответствующими должности законами, а также рядом этических кодексов.

Также следует отметить, что основными функциями подразделений кадровых служб органов публичной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений являются: 1) профилактика коррупции в органах публичной власти и подведомственных учреждениях; 2) обеспечение соблюдения государственными (муниципальными) служащими и иными лицами антикоррупционных ограничений, запретов и требований; 3) антикоррупционное консультирование государственных (муниципальных) служащих и иных лиц; 4) организация антикоррупционного просвещения государственных (муниципальных) служащих и иных лиц; 5) организация антикоррупционного образования государственных (муниципальных) служащих и иных лиц по программам дополнительного профессионального образования; 6) ведение дисциплинарного производства о соблюдении государственными (муниципальными) служащими и иными лицами антикоррупционных ограничений, запретов и требований; 7) участие в антикоррупционном правотворчестве; 8) содействие антикоррупционному информированию [15].

В антикоррупционных политиках компании стран БРИКС обычно уделяют повышенное внимание следующим операциям (сделкам):

- платежи в пользу государственных служащих, их близких родственников и членов семей, в частности выплаты гонораров и грантов;

- получение компаниями, учредителями и (или) руководителями которых являются близкие родственники или члены семей государственных служащих, кредитов от иностранных банков или займов от иностранных компаний, особенно зарегистрированных в странах с высоким уровнем риска их использования в коррупционных расчетах;

- получение компанией кредита или займа в размере, явно не соответствующем предшествующим оборотам по счетам компании;

- выплаты дивидендов вне связи с отчетными периодами по налогу на прибыль;

- оплата государственными органами товаров (работ, услуг) по ценам, превышающим среднерыночные цены;

- платежи государственных компаний (компаний с государственным участием) в офшорные территории, расчеты через счета в офшорных банках;

- размещение государственными компаниями (компаниями с государственным участием) денежных средств на рынке ценных бумаг с последующим переводом части средств на счета третьих лиц по поручению руководства государственной компании;

- иные расчеты через счета третьих лиц по поручению руководства компаний с государственным участием;

- платежи государственных компаний (компаний с государственным участием) на счета некоммерческих организаций с последующим переводом некоммерческими организациями части средств в пользу государственных служащих, их близких родственников и членов семей;

- благотворительные платежи компаний на счета некоммерческих организаций в размере, составляющем значительную долю от оборота компании;

- благотворительные платежи в пользу некоммерческих организаций, зарегистрированных или имеющих счета в кредитных организациях в странах с высоким уровнем риска их использования в коррупционных расчетах;

- платежи государственных компаний (компаний с государственным участием) в пользу организаций, имеющих признаки фиктивности;

- страхование рисков по завышенным страховым тарифам с последующим снятием наличных средств или перестрахованием в офшорных «перестраховочных» компаниях;

- слишком высокие суммы комиссионного вознаграждения, в которых могут быть заложены коррупционные выплаты;

- покупка у государственных служащих (их близких родственников и членов семей) объектов недвижимости или иного имущества по завышенной цене (скрытая взятка) [13].

Вместе с тем, в ряде исследований отмечается, что до тех пор, пока законодатель не найдет оснований для применения ст. 20 Конвенции ООН против коррупции (UNCAC), говорить о действительной борьбе с коррупцией проблематично. Лишь в случае реализации всего комплекса антикоррупционных мер может быть использован инструмент - этический кодекс поведения государственных и муниципальных служащих. Также подчеркивается, что Типовой кодекс этики, а также дублирующие его содержание ведомственные и региональные этические кодексы являются сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения (они не разграничены), но они не содержат оригинальных и самостоятельных правовых норм [16]. Говоря о коррупции, следует также учесть, что борьба с ней возможна при условии обеспечения прав. Не зря существует устоявшееся в народе выражение «голь на выдумки хитра». Ограничивая права своих граждан, государство также должно предоставлять свои гарантии и обязательства, в том числе и для государственных служащих.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Сергеев А.А. указывает на следующие признаки социального государства: гарантированность государством условий, которые позволяют человеку реализовать свои способности и своей инициативной деятельностью обеспечить достойную жизнь себе и своим близким; сглаживание социального неравенства; социальное обеспечение за счет бюджетных ресурсов; принцип субсидиарности, призванный обеспечить необходимый баланс между государственным патернализмом, с одной стороны, и свободой и личной ответственностью каждого - с другой; справедливость правовой дифференциации социально-экономических прав и свобод человека и гражданина [17].

В защите прав государственных служащих немалую роль могут играть профсоюзы, социальное партнерство, однако в настоящее время они созданы не во всех госорганах. Отсутствие профсоюзных организаций и коллективных договоров на большинстве предприятий делают работников практически не защищенными. Например, в силу положений Трудового кодекса Российской Федерации гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным для получения образования работодателем в соответствии с трудовым договором или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме. То есть заключение договора с работникам с указанием данного пункта о гарантии на образование оставлено на усмотрение работодателя. Стоит подчеркнуть, что в организациях, работники которых состоят в профсоюзах, гарантии и компенсации предоставляются по настоянию профсоюза.

Как заметил Конституционный Суд РФ, установление для государственных служащих запретов, обусловленных прохождением государственной службы, допустимо, если оно согласуется с основными целями правового регулирования государственной службы в России как социальном правовом государстве. Наличие ограничений компенсируется предоставлением государственным служащим дополнительных социальных гарантий как организационно-правового, так и социально-экономического характера [11]. Также, к примеру, в Определении от 15 января 2009 года № 187-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что поступая на военную службу по контракту, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению обороны страны и безопасности государства; военнослужащий обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.

Нельзя не согласиться с тем, что само по себе установление для государственных служащих ограничений и запретов, обусловленных прохождением государственной службы, допустимо, если оно согласуется с основными целями правового регулирования государственной службы в Российской Федерации как социальном правовом государстве, отвечает законным интересам, связанным с ее организацией и эффективным функционированием, и не выходит за рамки возможных ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в конституционно значимых целях [14].

Зарубежное законодательство также устанавливает строгие ограничения для государственных служащих. Подробное объяснение, что такое коррупция дано на сайте Службы по борьбе с серьезным мошенническим обманом http ://www. sfo.gov.uk/.

К показателям (индикаторам) коррупции (список которых, по мнению SFO, не является исчерпывающим, поскольку изобретательность коррупционеров не знает границ) относятся:

- чрезмерно большие денежные выплаты;

- множество платежей, осуществляемых срочно или досрочно;

- платежи, которые проводятся через третьи страны, например, за партии товаров или услуги, поставляемые в страну A, платежи осуществляются, как правило, подставной компанией в стране B;

- аномально высокий процент комиссии, выделяемый конкретному учреждению (часто разделенный на два и более счета по одним и тем же агентам либо в различных юрисдикциях);

- частные встречи с государственными подрядчиками или компаниями, желающими принять участие в торгах по контрактам;

- принятие щедрых подарков;

- люди, которые никогда не берут отпуск, даже если больны, работают в праздничные дни либо настаивают на личном принятии решений по конкретным подрядчикам;

- принятие неожиданных или нелогичных решений при заключении проектов или контрактов;

- необычно плавный процесс принятия решения в случаях, когда исполнитель не имеет ожидаемого уровня знаний или опыта;

- злоупотребление процессом принятия решений или делегирование полномочий в конкретных случаях;

- согласование договоров, неблагоприятных для организации из-за их условий или периода времени;

- необъяснимые льготы в отношении некоторых подрядчиков в ходе проведения конкурса;

- попытки избежать независимых проверок во время торгов или договорных процедур;

- усиленные барьеры вокруг конкретных ролей или отделов, которые являются ключевыми в тендере, или договорных процессов;

- обход обычных процедур торгов или контрактов;

- согласование счетов сверх контракта без уважительной причины;

- недостатки документов или записей, касающихся проведения совещаний или принятия решения;

- несоблюдение процедуры или руководящих принципов компании;

- выплаты или выделение средств в целях компенсации значительных расходов, оплаты обучения и тому подобного от имени других лиц [12].

Указанные признаки являются условными. Так, к примеру, отсутствие больничных может объясняться чрезмерной ответственностью лица, тяжелым материальным положением и нежеланием потерять в будущих возможных премиях. Злоупотребление процессом принятия решения также является оценочной категорией.

Подводя итоги исследованию особого правового статуса государственных служащих, следует подчеркнуть, что указанный статус объясняется «соглашением» между государством и служащим представлять последним публичные интересы, исходить в своей деятельности из приоритета общественно-значимых целей, при этом государство также должно предоставлять соответствующую оплату, гарантии, не злоупотребляя своим положением.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12136354/.

3. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/.

4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. -29.12.2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. -17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.

7. О государственных должностях Российской Федерации: указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. -17.01.1995. - № 11-12.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномо-

чиями и о превышении должностных полномочий» // Вестник Следственного комитета при прокуратуре РФ. - 2009. - № 4.

9. О Перечне должностей государственной гражданской службы в аппарате Конституционного Суда Российской Федерации: приказ Конституционного Суда РФ от 12.05.2014 № 09 (ред. от 12.02.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163096/.

10. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Конституционного Суда Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»: приказ Председателя Конституционного Суда РФ от 12.02.2015 № 02 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133646/.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 № 14-П по делу о проверке конституционности положений п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 28. - Ст. 426.

12. Артемов В.Ю., Власов И.С., Голованова Н.А. Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / В.Ю. Артемов, И.С. Власов, Н.А. Голованова и др.; отв. ред. И.С. Власов. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2014. - 432 с.

13. Иванов Э.А. Антикоррупционный комплаенс-контроль в странах БРИКС: монография. - М.: Юриспруденция, 2015. - 136 с.

14. Агеев В.Н. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно ограничения прав и свобод государственных служащих // Российская юстиция. - 2013. - № 6. - С. 45-47.

15. Кабанов П.А. Антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти: понятие, содержание, виды // Административное и муниципальное право. - 2014. - № 9. - С. 981-992.

16. Левакин И.В Этический кодекс государственного и муниципального служащего: зарубежный и российский опыт противодействия коррупции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2012/04/15/.

17. Сергеев А.А. Признаки социального государства в современной российской политической и правовой доктрине / отв. ред. С.А. Авакьян // Конституционное право и политика: сб. матер. междунар. науч. конф. - М., 2012. - С. 211-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.