УДК 37.01
Тё В.В.
магистрант 1 курса образовательной программы 7М01103 Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Казахстан. г. Нур-Султан)
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ОТЦА И МАТЕРИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
Аннотация: в настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания, приобрели особую остроту и актуальность. Проблемы семьи и семейного воспитания находятся в настоящее время в центре внимания не только педагогической науки, но и общества в целом. Это связано, в первую очередь, с кризисом самого института семьи, наблюдаются тенденции к разрушению нравственных устоев семьи, утрате жизненно важных человеческих ценностей, ослаблению семейной коммуникации, что приводит низкому уровню семейного воспитания подрастающего поколения. Данные обстоятельства не могут не беспокоить гражданское общество и государство, поскольку они направлены не на сплочение семьи, а на ее разобщение и разрушение.
Ключевые слова: семья, роль матери и отца, воспитание.
"Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание» [2]. Согласно психолого-педагогической литературе, современное представление о движущих силах, условиях развития психики и личности человека, психическое развитие растущего человека опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Семья, по мнению ученых, обеспечивает ближайшее социальное окружение ребенка, она удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении (Л. С. Выготский, А.
Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М.И. Лисина, А. Бандура, Э. Эриксон, А. Фрейд, М. Клейн, Д. Винникотт, Э. Бронфенбреннер, М. Эйнсворт, П. Криггенден). Первый опыт социального и эмоционального взаимодействия ребенок приобретает в семье. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается "зона ближайшего развития", где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке (Э. Эриксон, Э. Фромм, Р. Бернс, Л. И. Божович, А. М. Прихожан, М. И. Лисина и др.). В процессе воспитания ребенка в семье важное значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания (Х. Джайнот, Д. Баумриид, А. Е. Личко, А. Я. Варга, А. А. Бодалев, В. В. Столин, Ю. Б. Гиппенрейтер).
Родившись, младенец не разделяет себя и мир. В ходе развития он начинает воспринимать вещи такими, какими они являются, учится их использовать и различать, и с того момента дает вещам имена. Помимо того, что ребенок учится взаимодействовать с вещами, также он научается взаимодействовать с людьми. Переживания, эмоции, испытуемые ребенком чаще всего связаны с мамой, с которой они являются одним целым. Дитя это чувствует, потому что социальная ситуация ребенка звучит так: я любим, потому что я-ребенок своей матери. Иными словами, ребенок считает, что он любим мамой просто за то, что он есть. Поэтому любовь матери к своему чаду несет пассивный характер. То есть, ребенок ничего не делал для того, чтобы заслужить материнскую любовь. В этом заключается особенность любви матери - она безусловна. Она не вызывается и не контролируется. Со временем, на развитие
ребенка начинает оказывать большое влияние новый фактор - способность возбуждать любовь. Начинает задумываться о том, что он может дать родителям. Желание ребенка быть любимым переходит в желание любить, в ребенке активируется способность дарить любовь. Ребенок обнаруживает, что дарить любовь намного приятнее и радостнее, чем получать её, что любить намного важнее, чем быть любимым, возбуждая любовь своей любовью. Примечательно еще то, что в 2-3-х летнем возрасте малыш начинает осознавать свое «Я», начинает хорошо себя узнавать, свое имя, гендерную принадлежность, переживает потрясающее открытие-возможность хотеть или не хотеть что-либо. Рождается понимание, что «я - это я», то же чувство собственного существования, идентичности остро переживается в начале подросткового возраста «Я существую!». Малыш, слезая с рук, «вылупляется» из младенческого слияния с матерью, а подросток должен «вылупиться» из семьи [3]. Поскольку материнская любовь безусловна, мы - будучи детьми или же взрослыми, тоскуем по ней, однако контакт с отцом имеет совершенно другую модель. [4]
Роль матери и для сына, и для дочери индивидуальна. Например, для дочери мама является самым главным образцом роли матери. Девочки после трех лет «примеряют» на себя то, что видят в маме, то есть всё, что с ней связано. Любовь мальчиков к матери нежная, трепетная и искренняя, мальчики особенно ревнивы к своим так называемым «конкурентам» - отцу, младшим братьям и сестрам, друзьям, а также к другим детям. И мальчики, и девочки благодаря маме формируют в себе модель супружеских отношений. [5]
Отец - тот, кто учит и направляет ребенка в познании мира. Его любовь обусловлена. Отец любит ребенка, потому что он оправдывает отцовские ожидания, потому что послушно выполняет свои обязанности и похож на своего отца, отсюда следует, что отцовская любовь должна быть заслужена. В отличие от материнской, любовь отца контролируется им самим. Ребенок, не оправдывая ожиданий, может потерять любовь отца. Так как любовь отца условна, в отличие
от безусловной любви матери, это служит сильным стимулом морального развития ребенка. Мама дарит ребенку любовь через прикосновения и ласку, а отец выражает любовь, являясь источником познания мира, общества в целом, формирования идеалов, целей и будущей профессиональной ориентации. Это модель идеальной полной семьи. Инстинкт материнства и отцовства проявляется сильнее в том случае, если детство ребенка не знало дефицита доброты, чуткости, заботы и любви со стороны родителей [6, с. 30].
Что может дать именно отец своей дочери?
Во-первых, это отцовская любовь. Любовь, которая никогда не перестанет. И первый мужчина, который любит такой трепетной любовью - это отец. Дочь может ошибаться, может огорчить, разочаровать, но несмотря на это, она не должна сомневаться в отцовской любви. Любовь отца способна исцелить от ран и обид, потому что для дочери он тот, кто всегда рядом.
Во-вторых, это быть в курсе её вкусов, например, в музыке. Через текст песен, которые слушает дочь, можно понять, что для нее важно, что она переживает и возможно найти пути решений в её проблемах в школе, личной жизни и так далее. Также это поможет больше проводить с ней время ходя на концерты её любимой группы.
В-третьих, дочь всегда внимательно наблюдает за там, как её отец относится к матери. На самом деле, это самое лучшее, что может подарить отец своим детям - любить их маму, таким образом, отец служит огромным примером того, каким должен быть спутник жизни его дочери. Своим примером помочь не ошибиться в выборе будущего мужа и отца, т.е. быть примером здоровых и крепких взаимоотношений в семье. Когда между родителями нет отношений, подросток может разочароваться в любви в целом, будет предпочитать любви одиночество, которое способно привести к долгой депрессии и тому подобное. Отцам важно стараться быть эталоном мужа и папы для дочери.
В-четвертых, сколько бы ни было лет дочери, не отдаляться от неё. Подростковый период наполнен первой любовью, переживаниями в социальных
сетях, изменениями во внешности и многим другим, что бы ни случилось, дочь не должна чувствовать, как от её проблем отдаляется отец только из-за того, что она выросла. Любовь отца является пожизненной гарантией, что он поддержит в 15 лет также, как и тогда, когда дочери было всего 5 лет.
Почему так важен отец в жизни сына?
Первое, отец учит своего сына тому, как важно уметь побеждать и проигрывать. Для ребенка в различных соревнованиях и подвижных играх лучшим компаньоном, за исключением друзей, является отец. Это служит хорошей тренировкой мужских качеств. Через подобные игры сын чувствует вкус победы и понимает, как много усилий необходимо приложить для её достижения. А для отца такое времяпровождение - отличная возможность объяснить сыну, что падения неизбежны, и если ты упал, нужно просто подняться и двигаться дальше, проигрывать - это нормально.
Второе, привить правильное отношение к женщинам. Отцу важно рассказать сыну, как стоит вести себя с противоположенным полом, показывая это на своем примере - отношением к жене. Намного лучше, если именно от отца сын узнает важные вещи о женщинах, нежели от друзей или из интернета. Брать сына с собой за цветами для мамы.
Третье, поговорить о любви как мужчина с мужчиной. Для сына-подростка будет ценно, если отец расскажет ему о своей первой любви, свиданиях и отношениях с мамой. О том, как важно не торопиться и дождаться той самой девушки, которая станет его женой. Через такое общение строится доверие между отцом и сыном.
Четвертое, научить давать отпор. Только отец может правильно научить сына быть сильным и твердым, умению постоять за себя. Также научать подростка различным бытовым обязанностям-разведение костра, закручивание гаек, починка автомобиля. Эти все жизненно необходимые вещи может дать именно отец. Каждый родитель желает, чтобы их ребенок развивался гармонично, все это возможно только при активном участии обоих родителей в
жизни ребенка, особенно в подростковом возрасте. "Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно». [7]
Таким образом, оба родителя играют важную роль в воспитании своих детей. И на отце, и на матери лежит огромная ответственность - воспитать гармонично развитую личность. Мама ребенку нужна всегда, её любовь по своей природе безусловна. Раннее детство - фундаментальный период, когда закладываются принятие ребенком самого себя, родителями, отношение к окружающим, а также формирование ребенка как личности - доверие людям, личностные качества и многое другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Нечаева, А. М. Брак. Семья. Закон/ А.М.Нечаев.- М., 1999
Казимирский В. И., Казимирская Т. А. Экология чувств. Истоки сохранения
духовно-нравственных традиций семейных, 2020 г.
Петрановская Л. В. Тайная опора., 2019г.- с. 245
Волосова Е.Б. «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели)». М., 1999.
И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Москва. ТЦ «Сфера». 2001 г
Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития: Учебное пособие. — М.: Издательство «Жизнь и мысль», 1999.- с. 30-31.
В. Буш. Роль отца в воспитании ребенка
Tyo V.V.
1st year master's student of the educational program 7M01103 Eurasian National University of Gumilyov (Kazakhstan. Nur-Sultan)
DISTINCTIVE FEATURES OF FATHER FUNCTIONS AND MOTHER IN TRAINING THE CHILD'S PERSONALITY
Abstract: at present, the problems offamily andfamily upbringing have acquired particular urgency and relevance. The problems offamily and family upbringing are currently in the focus of attention not only ofpedagogical science, but also of society as a whole. This is due, first of all, to the crisis of the institution of the family itself, there are tendencies towards the destruction of the moral foundations of the family, the loss of vital human values, the weakening of family communication, which leads to a low level of family education of the younger generation. These circumstances cannot but worry the civil society and the state, since they are aimed not at uniting the family, but at its separation and destruction.
Keywords: family, role of mother and father, upbringing.