Научная статья на тему 'Отличие бюджетного учреждения от коммерческой организации'

Отличие бюджетного учреждения от коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5545
457
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / КОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОТЛИЧИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина С.Д.

Статья посвящена основным отличительным особенностям деятельности бюджетного учреждения, раскрывает различные подходы в организации и ведении бухгалтерского учета, формировании бухгалтерской отчетности. Определена цель деятельности бюджетного учреждения и коммерческой организации, как основное их отличие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отличие бюджетного учреждения от коммерческой организации»

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

93

3. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М.А. Вахрушина. - 6-е изд., доп. и перераб. - М.: Омега-Л, 2011. - 576 с.

4. Управленческий учёт: учебник для бакалавров / Под. ред. Е.Ю. Воронова. - М.: Юрайт, 2012. - 560 с.

ОТЛИЧИЕ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОТ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Никитина С.Д.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Статья посвящена основным отличительным особенностям деятельности бюджетного учреждения, раскрывает различные подходы в организации и ведении бухгалтерского учета, формировании бухгалтерской отчетности. Определена цель деятельности бюджетного учреждения и коммерческой организации, как основное их отличие.

Ключевые слова: бюджетное учреждение, коммерческая организация, отличие.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к некоммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основная цель которых - получение прибыли. Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

Бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям и создаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки и социальных сферах, таких как: образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы [1].

В отличие от коммерческой организации, бюджетное учреждение может осуществлять иные виды деятельности только в том случае, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, к тому же данная деятельность должна быть предусмотрена уставом учреждения.

Сравнительные признаки коммерческих организаций и бюджетных учреждений представлены в табл. 1.

Студент кафедры Экономики и менеджмента.

94

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Таблица 1

Характеристика признаков коммерческой организации и бюджетного учреждения

Сравнительные признаки Коммерческие организации Бюджетные учреждения

Цель деятельности получение прибыли - социально-культурные, образовательные и другие общественно-полезные цели; - извлечение прибыли не основная цель деятельности

Органы, куда предоставляется бухгалтерская отчетность и информация о своей деятельности - налоговые органы - органы государственной статистики; - иные органы и лица в соответствии с законодательством РФ - учредитель; - органы государственной статистики; - налоговые органы; - иные органы и лица в соответствии с законодательством РФ

Право на осуществление предпринимательской деятельности создается для осуществления предпринимательской деятельности могут осуществлять предпринимательскую деятельность только в том случае, если она служит достижению уставных целей

Источники финансового обеспечения деятельности самостоятельная хозяйственная деятельность - субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ; - иные не запрещенные федеральными законами источники

Нормативное регулирование бухгалтерского учета положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Структура бухгалтерского баланса - формируется за отчетный период и два предшествующих года; - актив включает разделы «Оборотные активы» и «Внеоброт-ные активы»; - пассив включает разделы «Капитал и резервы», «Долгосрочные обязательства», «Краткосрочные обязательства» - формируется за отчетный период и предшествующий год; - актив включает разделы «Нефинансовые активы и «Финансовые активы»; - пассив включает разделы «Обязательства», «Финансовый результат»; - в балансе в отдельные графы выделена деятельность с целевыми средствами и средствами во временном распоряжении

Предмет и цели деятельности бюджетного учреждения, определяются федеральными законами, иными нормативными актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Бюджетному учреждению устанавливается государственное (муниципальное) задание, определяющее количественные и качественные показатели, которые учреждение должно выполнить. Например, показатель, характеризующий качество государственной услуги - доля педагогических кадров с высшим образованием; показатель, характеризующий количество государственной услуги - число обучающихся по программам среднего общего образования.

Кроме того, можно привести ряд существенных отличий бюджетного учреждения от коммерческой организации:

- финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

- имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления;

- земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования;

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

95

- собственником имущества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование;

- не отвечают по обязательствам собственников своего имущества;

- без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом;

- отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, а также недвижимого имущества.

Отличия правового регулирования деятельности бюджетного учреждения, влекут за собой различные подходы в организации и ведении бухгалтерского учета, составления и формирования бухгалтерской отчетности.

Несмотря на то, что принципиальная суть бухгалтерского учета в бюджетном учреждении не меняется, также как и для коммерческой организации, основным нормативным документом, регулирующим бухгалтерский учет, является Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерский учет в бюджетном учреждении имеет существенные отличия [2].

Например, нормативное регулирование бухгалтерского учета коммерческой организации осуществляется положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, утвержденными Минфином России, в то время как в бюджетном учреждении Минфином России разработаны и утверждены инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.

Можно заметить, что баланс в бюджетном учреждении имеет другой вид и оформление, хотя на первый взгляд общая структура и его сущность похожа на баланс коммерческой организации - тот же актив и пассив. Но внутри - существенные отличия:

- бюджетное учреждение обязано выделять в балансе деятельность с целевыми средствами, деятельность по оказанию услуг (работ), средства во временном распоряжении;

- если показатели баланса бюджетного учреждения отражаются за отчетный и предшествующий год, то коммерческая организация формирует баланс за отчетный год, предыдущий год и предшествующий предыдущему год;

- если в коммерческой организации актив баланса делится на внеоборотные и оборотные активы, то в бюджетном учреждении - на нефинансовые и финансовые активы;

96

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- если в коммерческой организации в пассиве баланса источники средств можно разделить на собственные и привлеченные, то в балансе бюджетном учреждении выделяются обязательства и финансовый результат.

В основу актива коммерческого баланса заложен кругооборот средств организации, то есть, если оборотные средства расходуются в течение короткого периода времени (не более 12 месяцев), то внеоборотные активы эксплуатируются длительное время и включаются в кругооборот частями по мере износа. В балансе бюджетной организации средства делятся на те, что имеют форму денежных средств и те, которые имеют материально-вещественную форму.

В основу пассива коммерческого баланса заложен принцип деления на собственные источники - принадлежащие самому предприятию и привлеченные, которые в свою очередь делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства, в балансе же бюджетной организации обязательства отражаются по видам расчетов, а не в зависимости от срока их погашения.

Бухгалтерский учет в бюджетном учреждении считается более развитым и сложным, нежели коммерческий.

В коммерческой организации счет представлен простой нумерацией, состоящей из двух разрядов, тогда как нумерация счетов бюджетного учреждения построена с использованием бюджетной классификации, поэтому счета бухгалтерского учета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов.

При формировании номера счета Плана счетов бухгалтерского учета используется следующая структура:

- в 1-17 разрядах - аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий;

- в 18 разряде - код вида финансового обеспечения:

1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

2 - приносящая доход деятельность;

3 - средства во временном распоряжении;

4 - субсидии на выполнение государственного задания;

5 - субсидии на иные цели;

6 - бюджетные инвестиции;

7 - средства по обязательному медицинскому страхованию.

- 19-21 разряд - код синтетического счета;

- 22 - аналитический код группы объектов учета;

- 23 разряд - аналитический код вида объектов учета;

- 24-26 разрядах - аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета (КОСГУ) [3].

Данное отличие вызвано необходимостью контроля за целевым использованием выделенных средств, а также в целях управленческого учета на государственном уровне.

Бухгалтерский, управленческий учет и аудит

97

Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации состоит из баланса, отчета о финансовых результатах, приложений к ним и представляется в налоговый орган, не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Бухгалтерская отчетность бюджетной организации включает гораздо большее количество форм, помимо баланса учреждения и отчета о финансовых результатах деятельности учреждения, бюджетное учреждение формирует отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности, отчет об обязательствах учреждения и другие формы. Вся отчетность формируется по видам финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения: субсидии на государственное (муниципальное) задание, субсидии на иные цели, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, субсидии на осуществление капитальных вложений, средства по обязательному медицинскому страхованию.

Бюджетные учреждения обязаны представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю в установленный срок, кроме того бюджетные организации обязаны представлять баланс учреждения в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за отчетным [4].

Таким образом, одним из главных отличий коммерческой организации от бюджетного учреждения состоит в том, что большую часть источников финансовых ресурсов коммерческой организации составляют доходы от предпринимательской деятельности, а основной источник финансовых ресурсов -прибыль. В противоположность им, бюджетное учреждение функционируют на принципе бюджетного финансирования, в то время как доходы от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг ограничены.

В завершении хотелось бы отметить, что несмотря на значительные различия в правилах ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях, суть бухгалтерского учета остается той же - доведение достоверной и правдивой информации о своей деятельности до лиц, заинтересованных в ней.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

2. Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3. Полещук Т.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: учеб. пособие / Т.А. Полещук, О.В. Митина. - М: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 144 с.

4. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.