Научная статья на тему 'Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях'

Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
498
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Меськов В. С., Куликова И. В., Мамченко А. А.

The new ICTs methods brought about the instruments of integration of technological and intellectual resources. This allows uniting the efforts and socially active individuals and communities. One of them is open content methodology, to a comprehensive analysis of which is given in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытый контент как феномен и модель обустройства обществ, базирующихся на знаниях»

тавщиков имеющих различные ключевые факторы успеха. За время игры (два дня, равные пяти годам) игроки должны проверить стратегические решения менеджмента компаний и оценить успешность разработанной стратегии. Основная задача игроков - повышение капитализации компании, которая оценивается на каждом периоде. Для достижения этой цели команды должны завоевать свою долю на выбранных рынках, получив при этом требуемый уровень рентабельности и отдачи от инвестиций.

Следует еще раз отметить, что будущие выпускники вузов должны быть не только ознакомлены с современными ИТ, но и уметь грамотно пользоваться ими. Для этого в сфере образовательных услуг и технологий должен использоваться образовательный потенциал современных информационных технологий посредством новым форм телекоммуникаций (Интернет, компьютерные сети) и прикладных программ нового поколения (обучающие интерактивные программы).

Литература.

1. Архипова В.В. Развитие информационных технологий в образовании и бизнесе//Докл. научн. практич. конф. «Информационные технологии в обучении». - М.: МЭСИ, 2005.

2. Жукенов Ж.К. Теоретические основы использования информационных технологий на рынке образовательных услуг//Междунар. научн.-практич. конф. «Информатика-2002». http://www.sibupk.nsk.su /1пйапеШтуег/Мо/КОМРЛ/Могш2002Мос1/°/аП3_2^Ш

3. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям. /Под ред. проф. В.П. Соломина- СПб.: Питер, 2004. - 240 с.

4. Окно в ситуационную методику обучения http://www.casemethod.ru/index.php

5. Самарина С.М., Калугина С. А. Применение кейс-метода в преподавании маркетинга//Маркетинг в России и за рубежом. - М.: Финпресс, 1999.- № 4.

ОТКРЫТЫЙ КОНТЕНТ КАК ФЕНОМЕН И МОДЕЛЬ ОБУСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВ, БАЗИРУЮЩИХСЯ НА ЗНАНИЯХ

В.С. Меськов, д.фил.н., проф., Национальный программный специалист Юнеско,

Тел.:129-4962, Е-mail:mvs@iite.ru Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании

http://www.iite.ru И.В. Куликова, к.фил.н., доц., преп. каф. Философии МГТУ им. Н.Э. Баумана Тел.: 263-64-69, Е-mail:vesna8867@mail.ru http://www.bmstu.ru А.А. Мамченко, сотрудник Тел.: 2506500, Е-mail: mcogo@yandex.ru Межвузовский центр по информационному обеспечению гуманитарного образования

РГГУ http://www.rsuh.ru

The new ICTs methods brought about the instruments of integration of technological and intellectual resources. This allows uniting the efforts and socially active individuals and communities. One of them is open content methodology, to a comprehensive analysis of which is given in the article.

Будущее уже здесь, только оно мало распространено. Уильям Гибсон

Введение. Длительный период действия нескольких факторов: 1) либерализация социально-экономических связей, 2) технологическая революция (массовое производ-посредством «мягких продуктов» (дизайн, концепции, образы, имиджи), 4) потребность в новых формах сотрудничества для развития человеческих ресурсов, а также по-

ство и массовые коммуникации, информационно-компьютерные технологии), 3) появление слоя творческих индивидов, стремящихся к самовыражению и общению строение коллективного природного, культурного, языкового, духовного пространства - привели к появлению отраслей производства с новыми формами организации произ-

водства и распределения знания.

В связи с указанными тенденциями привлекает внимание подход открытого контента - идеология и методология генерации, распространения и потребления знания, инициативы последователей которого представлены в формах открытых проектов, а также веб-журналов, публичных сайтов, открытых книг, сетевой литературы, сетей реег4о-реег, банков идей, дискуссионных форумов, форумов личного знания и оценки событий и информации, открытых образовательных сред.

Идеология открытого контента предполагает свободное сотрудничество творческих индивидов в рамках проектов в сфере социального производства на основе внеэкономических ценностей и принятых в науке норм кооперативности и в соответствии с неиерархическими методами организации деятельности, причем качество продуктов совместной деятельности повышается с увеличением количества участвующих в проекте.

Феномен открытого контента также существует в публичной виртуальной среде Интернет-сообществ в виде наднациональных общественных проектов и инициатив, охватывающих образование, науку, здравоохранение, индустрию высоких технологий, неправительственные организации, культурные сообщества, гражданское общество, искусство и медиа.

Методология и идеология открытого контента открывают новые возможности для организации производства и поддержки социальной солидарности в обществах знания, предоставляя всем заинтересованным сторонам реальные формы участия в социальном производстве на локальном и глобальном уровнях.

Открытый подход в создании контента и программного обеспечения. История движения за открытый контент началась в 60-е годы XX века. Уже тогда сформировались две различные точки зрения на то, что такое программный продукт и как его следует распространять и использовать. Традиционный бизнес воспринимал программное обеспечение как потребительский

продукт, цену на который можно устанавливать на основе учета издержек производства и рыночного спроса, и практиковал проприетарный подход к разработке и распространению программного обеспечения (ПО).

Однако сообщества программистов, ценности которых близки к принятым в научных и университетских кругах, проповедовали другой подход, согласно которому программный продукт следует распространять и использовать на тех же принципах, что и результаты научных исследований, то есть предоставлять в открытом доступе коды и тексты программ всем лицам, заинтересованным в дальнейшем развитии и совершенствовании программных средств. Это явление было названо «Open Source», что традиционно переводится на русский язык как «программные продукты с открытым кодом».

Аргументом в пользу открытого подхода к использованию программного обеспечения является то обстоятельство, что компьютерные программы не могут являться законченным продуктом, по аналогии с предметами или вещами. В отличие от последних, они нуждаются в постоянном развитии, вследствие чего единственным эффективным способом поддержания актуальности программного обеспечения является предоставление пользователям возможности вносить изменения в код. Последнее требует свободного распространения не только исполняемого кода, но и исходных текстов программ. Подобная точка зрения на программное обеспечение превалировала в передовых лабораториях и компьютерных центрах MIT университета Беркли, Bell Labs и в исследовательском центре в Palo Alto. Именно поэтому высококачественные программные продукты общего назначения, созданные в указанных центрах, свободно распространялись в среде профессионалов, в то время как

качество коммерческих продуктов постоянно вызывало нарекания специалистов.

Вслед за созданием в 1969-1971 годах операционной системы Unix, множество копий которой вместе с исходными текстами разошлось по всему миру, и языка разметки текста TeX (1978), который используется для подготовки научных статей, последовали язык программирования Perl, операционная система Linux, библиотека OpenPGP, веб-сервер Apache, база данных MySQL, язык программирования PHP, операционные системы FreeBSD, QNX, Интернет-браузер FireFox. Эти продукты выпускаются под особыми открытыми публичными лицензиями (Open Public Licenses), которые по-русски называют также общественными лицензиями, или просто открытыми лицензиями. Наиболее распространенной на сегодняшний день является открытая публичная лицензия GNU (GNU Open Public License). Большая часть открытого программного обеспечения и цифрового контента защищена именно ей.

Однако следует заметить, что в рамках движения за открытые источники (еще один возможный перевод Open Source) слово «открытый» понимается только в смысле открытости доступа, что означает, как минимум, что продукт можно открыто прочесть, исполнить, полностью или частично скопировать, передать третьим лицам и даже переделать. Открытость вовсе не означает, что программное обеспечение является бесплатным или, напротив, его нельзя использовать в коммерческих целях. Значительная доля программного обеспечения существует сегодня именно в двух вариантах - для коммерческого и некоммерческого использования. Таким образом, есть фирмы, которые используют открытые лицензии для продвижения своих продуктов, и есть команды, которые распространяют свои продукты бесплатно, но вводят оплату за дополнительные сервисы, поддержку или документацию. Доля программного обеспечения, разработанного и распространяемого по вышеуказанным принципам, весьма значительна. Помимо рынка офисных и домашних программ, на котором нет равных компании Microsoft, существует рынок промышленных и заказных решений в области телекоммуникаций, системной интеграции, инфраструктурных проектов в государственном секторе, в сфере образования, в медицине, в социальной сфере, во многих отраслях производства. Многие организации охотно используют в

своих проектах продукты с открытым кодом, а качество таких программных продуктов, как операционные системы FreeBSD и QNX, Linux, системное ПО, веб-серверы и множество других, вполне позволяет использовать их не только в сфере промышленного производства, но даже в сфере разработок вооружения и в космических исследованиях.

Определение термина Open Content.

Термином «открытый контент» (Open Content) (по аналогии с термином «открытый код» - Open Source) обозначают все, что находится в цифровом виде, но не является программным обеспечением, а именно тексты, картинки, музыку, видео и любые их комбинации.

Термин «oткрытый контент» впервые появился в конце 1970-х годов в связи с распространением идеологии открытого программного кода на цифровые продукты, которая была подкреплена созданием специальной общественной лицензии (Open Content License) на распространение документации к программам с открытым кодом. Полагают, что информация в электронной форме относится к «открытому контенту», если она находится в открытом доступе (т.е., на публичных доменах), а также защищена одной из публичных лицензий (GNU Open Public Licence), разрешающей его распространение и использование.

В настоящее время открытый подход породил стихийное движение за коллективное создание и распространение интеллектуальных продуктов, знаний и идей. Масштабы и многообразие форм движения за открытый контент позволяют говорить о нем как о течении, опирающемся на определенные ценности, особую методологию и идеологию, юридическое право, а также характерные способы организации производства и распределения цифрового продукта.

Таким образом, открытый контент представляет собой:

1) методологию производства продуктов в интеллектуальной сфере;

2) сами эти продукты (статьи, образы, аудио-файлы, образы, видео, книги, обучающие пособия), публикующиеся в открытом доступе и в формате, который однозначно разрешает копирование и/или дальнейшую модификацию и распространение информации;

3) идеологию (ценности, цели и нормы), объединяющую участников проектов (1) и (2).

Наиболее полное определение открытого контента (Open Content) могло бы быть таким: «открытый контент» - это стихийно возникший в современном обществе феномен, основанный на использовании информационных и компьютерных технологий и предназначенный для порождения, обмена и распространения знаний, авторских произведений, а также для создания новых форм бизнеса и новых форм социальности, основанных на сотворчестве внутренне мотивированных индивидов, приверженных идеям свободного циркулирования информации и знаний.

Технологии создания и области применения открытого контента. Сегодня в сети Интернет существует множество партнерских проектов, придерживающихся идеологии открытого контента, участники которых создают цифровой продукт в различных областях деятельности, используя современные технологии, такие как веб, форумы и блоги, чаты, пиринговые сети, гипертекстовые среды, программное обеспечение для управления контентом (content management) и участниками (team management).

Данные проекты опираются на общественную сетевую инфраструктуру, стремясь сделать ее более функциональной, стандартизованной, пригодной для решения сложных задач и профессионального общения. Таковы, например, инфраструктурные проекты, разрабатывающие на основе открытого подхода новые стандарты и системные архитектурные решения, депозитарии решений (www.sourceforge.com, www.freashmeat.net), глобальные системы индексации ресурсов, позволяющие приблизить релевантность поиска ресурсов в сети Интернет к стандартам профессионального информационного обслуживания.

В сфере фундаментальной науки исследований разворачивается широкая сеть проектов, призванных осуществить открытый доступ к научным публикациям и результатам научных исследований. Данные инициативы поддержаны рядом авторитетных международных организа-ций1, что свидетельствует о понимании важно-

1 Budapest Open Access Initiative, Open Archives Initiative, Bethesda Statement on Free Publishing, Welcome Trust statement оn support of free publishing, Berlin declaration on Free Access to knowledge in the sphere of natural and humanitarian sciences, the final communique of the OECD Committee on scientific and technological policy meeting «Science, Technologies and Innovation in XXI century», The Declaration of the International Federation of Librarians (IFLA) «Open access to scientific literature and research documentation», «The Declaration of the Principles for information society building: global challenge in the new millenium» of The World Summit on Information Society.

сти задачи построения глобальной сети генерации и распределения научного знания. В противовес рынку печатной научной литературы, удерживаемому крупными издательскими домами, данная инициатива предполагает размещать публикации и научные труды в открытом доступе.

Создаются проекты для инициации и поддержки общественных обсуждений актуальнейших вопросов современности. Спектр обсуждаемых тем очень широк - от экологии и политики до клубов по интересам и обсуждения проблем местных сообществ. Ученые объединяются для создания контента и общения в виде научных дискуссий. Например, в России несколько лет существует сообщество, участники которого обсуждают пути развития инженерного образования и перехода к «ноосферному» образованию, - трансдисциплинарная группа «Социальный проект СТОИК» (http://www.ihst.ru/~biosphei^/03-2/Kollektiv.htm). Аналогично сообщество «Технологии альтруизма» (www.altruism.ru) обсуждает педагогические проблемы.

В сфере образования также появляются проекты, опирающиеся на идеи а) свободного распространения курсов и методик преподавания, б) создания средств проектирования таких курсов и методик. Это движение обозначает себя как движение за открытое обучение (open course). Следует заметить, что слово «course» можно переводить двояко, так как речь может идти о курсе не только как о наборе открытых учебных материалов, но и как о траектории обучения.

Не только ученые и преподаватели, но и люди творчества с энтузиазмом включаются в движение открытого контента. Проекты в области искусства и литературы («се-тература») объединяют авторов в сообщества, предлагая открытые площадки для размещения любительских и профессиональных произведений, ведения творческих дискуссий и конкурсов. Появляются проекты совместного создания книг и сценариев в сети. Возникают многочисленные проекты по созданию общественных электронных СМИ, журналов, Интернет-вещания. Создается виртуальный рынок публикаций, соперничающий с системой книгоиздания. Популярные авторы пробуют публиковать свои книги в сети Интернет, отказываясь от услуг книгоиздателей.

Актуальная технологическая культура порождает оригинальные формы сетевой активности. Таковы, например, сетевые журналы, или блоги.

Блог (blog) - сокращенное от «weblog», «сетевой журнал» в значении «судовой журнал», «дневник»). Авторы веб-логов (или «блоггеры») пишут о событиях в своей жизни, высказывают мнения по поводу политических и культурных событий, комментируют публикации в Интернете посредством гиперссылок. Практика публичного комментирования событий расширяется, вбирая в себя в качестве авторов всех желающих. О популярности такой формы свидетельствуют масштабы участия: самый известный на сегодняшний день блог - Живой Журнал (В России - www.livejornal.ru ) - объединяет 4 млн читателей и 2 млн авторов.

Порождение нового (концепций, знаний, отношений, мировоззрений) становится способом создания кибер-племен, аккумулирующих социальную энергию, не поддающуюся канализации в привычных, недостаточных или устаревших формах социального участия.

Возможность привлечения к открытому проекту большого числа участников позволяет создавать новые формы коллективного знания - например, электронные энциклопедии. Самый известный проект в этой области - всемирная энциклопедия Wikipedia (www.wikipedia.org). Она содержит только на английском языке более 700 тысяч статей, качество которых превосходит большинство печатных энциклопедий мира и постоянно улучшается благодаря постоянному притоку новых участников проекта.

Другой вектор активности в сфере открытого контента направлен на сохранение культурного наследия, создание виртуальных музеев и галерей, открытых виртуальных архивов. Музеи и библиотеки видят в открытых проектах возможность предоставить доступ к своим фондам всем желающим по всему миру. Иногда таким образом можно показать то, чего нельзя увидеть ни при каких других обстоятельствах, например, очень хрупкие вещи или детали живописных полотен. Человечеством за свою историю накоплены немалые архивы, однако, доступные лишь немногим специалистам. Фонды музеев содержат количество единиц хранения, во много раз превышающее возможности их открытого показа, а пропускная способность музеев позволяет предоставить доступ к экспонатам очень ограниченному числу людей. Виртуальные музеи, хранилища и онлайновые энциклопедии, например, The Conservation and Art Materials Encyclopedia Online (CAMEO), (http://www.mfa..org/cameo) решают эту задачу,

обеспечивая высококачественной информацией как потенциальных посетителей, так и профессионалов, работающих в области изящных искусств.

Интерес представляют проекты, использующие технологию создания многопользовательских миров (MUD, Multi User Domain -MOO, Multi Oriented Objects), в которых пользователи могут создавать виртуальные существа и среду их обитания, а также общаться с ава-тарами других пользователей. Подобные миры - род виртуальных сред, заимствованных из компьютерных игр, но без жестко заданного сюжета и ориентированности на игровые стратегии. Такие среды представляют новые возможности для реализации обучения методом погружения в контекст и создания многовариантной деятельностной среды. Технологическая платформа для поддержки этих миров находится в процессе развития (см., например, сайт сетевого сообщества американских учителей MOOSE Crossing http://www.cc.gatech.edu /elc/moose-crossing/).

Сегодня цифровой контент, находящийся в ведении различных организаций, все активнее переводится в режим использования согласно идеологии открытого доступа. Данная тенденция получила название «открытого доступа» (Open Access). Она характерна для сфер науки, сохранения культурного наследия (в частности, в музеях и библиотеках), образования.

Авторское право и авторское «лево». Продукты открытого контента защищаются авторским правом, отличающимся от традиционного «копирайта». В 1983 году Ричард Столман организовал проект GNU, в рамках которого была разработана первая общественная лицензия GNU General Public License (GPL), где были сформулированы правила распространения и использования открытого программного обеспечения. Эти правила, основанные на разрешительном, а не запретительном принципе, получили название copyleft (авторское «лево»). В настоящее время разработаны и широко применяются публичные общественные лицензии, которые затрагивают различные аспекты использования открытого контента и учитывают особенности произведений (Лицензии GNU, Open Content License, Open Publication License, Artistic License и др.).

Все они основаны на идее дать авторам свободу распоряжаться своим произведением по их собственному усмотрению, а не так, как предписывает «копирайт».

Напомним: классическое авторское право (Copyright Law) исходит из предпо-

сылки, что автор желает всячески оградить свое творение от посягательств третьих лиц, а востребованность произведений воспринимает как способ извлечения дохода. Однако такой подход зачастую невыгоден авторам, в том числе и в части получения дивидендов. Многие авторы хотели бы иметь более гибкое разрешительное право вместо запретительного, например для того, чтобы разделить коммерческое и некоммерческое использование своих произведений, внести вклад в образование, исследования или социальные проекты.

Общественные лицензии разрубили Гордиев узел, на который давно указывали независимые юристы.

Таким образом, существовавшая до недавнего времени лакуна между жестким запретительным правом официального копирайта и полной свободой действий безо всяких прав и условий была заполнена публичными лицензиями, которые позволили, с одной стороны, информации и произведениям-свободно циркулировать и развиваться, с другой стороны, дали авторам гибкие возможности ограничить использование своих произведений в тех пределах, которые они считают нужными.

Экономика креативной корпорации. Методология производства открытого контента включает в себя средства объединения в виртуальные сообщества интеллектуальных ресурсов профессионалов и творческих коллективов (на постоянной или временной основе), а также инструменты организации и координации деятельности в режиме онлайн.

Среда, в которой возникают проекты открытого контента, имеет ряд отличий от традиционных бизнес-сред:

- виртуальность и производство вне-материальных социально значимых ценностей (прежде всего, информации и знаний);

- опора на технологии обработки и хранения информации, создание и распространение новых цифровых ресурсов, не требующие значительных инвестиций;

- сетевидность, благодаря которой ценность продукта или услуги (и общая эффективность процесса производства) прямо зависит от числа пользователей, образующих креативное сообщество.

Особенностью продукта, создаваемого в подобной среде, является его инновацион-ность. В то время как классическая экономическая теория исходит из жесткого разделения на создателей законченного продукта

и всех остальных пользователей этого продукта, исследования инновационных процессов показывают, что они (процессы) в большинстве своем являются постепенными и кумулятивными. Продукт, полученный в результате инноваций, оказывается тем лучше, чем больше людей и организаций внесли свой вклад в его создание. В инновационной среде традиционные схемы организации производства и регулирования отношений между производителями и потребителями не действуют и нуждаются в существенном переосмыслении.

Чем же отличается процесс производства, применяемый для разработки открытых продуктов, от общераспространенных бизнес-схем?

В то время как традиционные схемы опираются на жестко иерархическую организацию проекта, в случае разработки открытого контента мы имеем дело с одноранговыми партнерскими отношениями, свободным членством и обязательной публичностью процесса производства. Поэтому методы управления и технологии, которые обслуживают процесс производства, должны обеспечивать производство продукта надлежащего качества, предоставляя для этого всем членам сообщества (или пользователям) равные права, поддерживая работоспособность проекта в условиях свободного членства, ведя архивы проекта и предоставляя возможности эффективной коммуникации между всеми участниками проекта.

Следует особо отметить, что такие методы и технологии складывались и апробировались стихийно. Первоначально они были позаимствованы у разработчиков Open Source, однако на сегодняшний день можно говорить о распространении подобных эффективных схем коллективного производства для всех областей деятельности проектов открытого контента. Технологическая среда и информационная архитектура служат для таких проектов средствами производства, обеспечивая модель свободного партнерства.

Открытая модель участия в проекте позволяет достигать быстрых результатов и высокого качества продукта за счет неограниченно расширяемого числа участников и поддержания равенства их возможностей. (Данный эффект известен из теории принятия решений, когда нахождение наилучшего решения гарантировано, если имеется полное множество гипотез и все гипотезы изначально равноправны. Такая методика позво-

ляет обходиться без иерархических структур для управления проектом, хотя бы и в виде института экспертов. Наиболее успешным примером реализации данного подхода может служить уже упоминавшаяся энциклопедия Wikipedia (www.wikipedia.org).

Экономическая выгода от производства продуктов методом открытого контента проистекает из взаимосвязанных процессов - свободного сотрудничества и повторного использования результатов: чем больше людей объединяют свои усилия для создания определенного контента, тем ниже стоимость конечного продукта в расчете на каждого участника. Такой способ производства требует некоторых дополнительных затрат на обслуживание кооперации, однако при развитой информационной инфраструктуре они пренебрежимо малы.

Стоимость товара vs - общественная ценность продукта. Принципы, положенные в основу методологии открытого контента, основываются на двух базовых понятиях: «общественные блага» (commons) и «сообщества» (communities), - восходящих к одному латинскому communis («общий»).

Для слова community в русском языке не существует точного эквивалента. Основные коннотации слова сводятся к следующему кругу понятий: «группа людей, живущих в одном и том же округе/районе, имеющих одну администрацию», «группа людей с общими интересами» и «совместное участие, товарищество». Существительное «commons» используется для обозначения общественных благ, или, как привычнее сказать по-русски, «общественного достояния».

Оба этих понятия возникли отнюдь не в информационную эру, - коллективная собственность в форме общественных благ являлась определяющей для образа жизни людей в доэкономическую эпоху. Последующая эра индустриального производства основывала оценку стоимости продукта на измерении количества труда. Однако труд творческий, особенно совместный, не поддается измерению в категориях стоимости. Стоимость продукта творчества может быть измерена только степенью потенциальной «полезности» для общества, т.е. общественной ценностью.

Следовательно, продукт творческого труда не может быть адекватен рыночному товару массового производства. При этом в ценность продукта творчества входит не только продукт как результат, но и ценность самого процесса сотрудничества участвую-

щих в производстве, взаимно обогащающего не только активных, но пассивных участников процесса (например, читателей и созерцателей), способствующего их развитию. Учитывая тот факт, что в «знаниевой экономике» основу общественного богатства составляют продукты творческого труда, можно предвидеть существенную трудность вычленения индивидуального вклада в конечный продукт.

Кроме того, в информационном обществе сами представления о том, что считать богатством и вознаграждением, также меняются - вектор сдвигается с материальных ценностей на так называемое «символическое богатство».

Таким образом, чтобы жить в «знание -вом обществе», люди должны перестать считать материальное вознаграждение мерилом личного или коллективного успеха или основной целью труда.

Проекты открытого контента показывают, что уже сегодня многие не только согласны жить по новым правилам, но и активно пропагандируют свои взгляды путем создания творческих сообществ для разработки продуктов и решений методами открытого контента. Их виртуальные сообщества (virtual communities) создают не рыночный товар, а общественные блага (commons), а невозможность выделить индивидуальный вклад является платой за возможность и эффективность свободной модели сотрудничества. Являясь по сути открытыми системами, проекты создания открытого контента активно обмениваются информацией с окружающей средой, способны поддерживать гибкие множественные связи, чрезвычайно устойчивы и живучи, не ограничивают творческую свободу участников и показывают хорошую эффективность. Такими свойствами не может «похвастаться» ни одна из распространенных экономических моделей производства, построенных на однородности составляющих элементов, ограничении свободы этих элементов и жестких иерархических связях внутри системы.

Упомянутая гибкость заставляет вспомнить об исследованиях природных систем [3], которые, в отличие от творений рук человеческих, являются открытыми, чрезвычайно гибкими, устойчивыми и управляются путем нахождения информационного баланса между достаточно автономными подсистемами именно за счет избыточности и гибкости связей между ними. Такие системы обладают повышенным запа-

сом прочности, стремятся к максимальному развитию и разнообразию своих подсистем, ограничивая их свободу действий не конституциональными, а ситуативными рамками. (Человеческое общество, построенное по таким принципам, как раз и стремилось бы к максимальному разнообразию мнений и действий, достигая целостности и управляемости не за счет ограничения свободы и жестких регламентов, а путем саморазвития и самостановления каждого индивида, развития интеллектуального и творческого потенциала каждой личности в отдельности и общества в целом.)

Движущие силы феномена открытого контента. Движение за открытый контент является частью общественной жизни, объединяя людей на основе разделения всеми участниками как идеи проекта, так и ответственности за общий результат и «славы» в случае успеха. Эти проекты базируются на равенстве участников и некоммерческом интересе. Подобная объединяющая идея содержит в себе одновременно и выражение общественной потребности, и критерий отбора участников проекта. Такой идеей может быть задача, для решения которой необходимы совместные усилия, совместное производство и распространение информации и знаний. Участие в проектах, опирающихся на подходы и методологию «открытого контента», есть одновременно и деятельность, и коммуникация, и способ производства, и форма общественной жизни.

Достаточный уровень развития глобальной информационной общественной инфраструктуры (первым шагом которой была, между прочим, сеть Интернет-1 - продукт, произведенный не коммерческим, а общественным способом) делает организацию таких проектов и сотрудничество участников обычной практикой. Доступность технологий, легкость организации проектов и привлекательность участия в процессе производства, задействующем внутреннюю мотивацию участников, - существенные преимущества метода открытого контента.

Напомним, социальные связи, которые организует индивид, вытекают из базовой потребности личности в коллективной идентификации и коммуникации с другими людьми. Информационные технологии растворяют пространственные, временные и языковые барьеры между людьми, а методология открытого контента стирает жесткую границу между творцом и пользователем, создавая новые возможности идентичности,

превращая consumers (потребителей) в pro-sumers (потребителей и производителей одновременно), удовлетворяя потребность в социализации и самореализации за счет участия в различных сообществах.

Социальные мотивации для творца и организатора, обусловливающие участие в проектах открытого контента, таковы:

1) работать вместе интересно (потребность в общении, объединении единомышленников (communities);

2) можно получить новые знания и умения;

3) можно обрести возможность самовыражения в творчестве;

4) можно стать полезным обществу, людям, сделать вклад в их развитие;

5) можно получать обратную связь, отклики на свои идеи и таким образом совершенствовать их;

6) можно получать паблисити, сделать имя, заявить о себе (символическое богатство).

Таким образом, социальные мотивации, осуществляемые не в принудительном порядке, а на основе свободной воли и выбора индивида, оказываются более значимыми для человека общества знания, чем соображения личной выгоды или самоутверждения путем соперничества с другими. Идея кооперации, сотворчества, свободного партнерства в интеллектуальной среде получает подкрепление за счет применения современных информационных технологий.

Открытый контент для науки и образования. В сферах науки и образования взгляд на знание как на общественное благо является основополагающим. Однако, находясь в тисках проприетарной экономической модели, система научных коммуникаций и система образования испытывают трудности, неспособны адекватно ответить на вызовы глобализации и связанное с ними требование массового развития творческих способностей и самостоятельности мышления человека.

Хотя сеть Интернет первоначально создавалась для научного общения, проблема распространения результатов научных исследований актуальна до сих пор, хотя не существует никаких технологических препятствий к тому, чтобы сделать научное знание, нуждающееся в междисциплинарном связывании и осмыслении, доступным не только на уровне открытости публикаций, но и на уровне глобальных средств описания (понятийного аппарата) и сквозно-

го рубрицирования научных данных по всем предметным отраслям.

На сегодняшний день только периодические научные издания, имеющие ограниченное распространение, ежегодно публикуют не менее 2,5 млн отрецензированных статей. В 2003 году мировое научное сообщество поставило открытый доступ к онлайновым научным публикациям в число важнейших событий года, таким образом подтвердив, что ученый мир рассматривает использование публикаций в режиме открытого доступа в качестве актуальной практики научной коммуникации.

Примером такой практики может быть проект BOAI. Его создатели под открытым доступом к данной литературе... «подразумевают, что публикации в системе Интернет открыты для всех без оплаты; пользователям разрешено их читать, загружать, копировать, распространять, распечатывать, проводить свое исследование на их основе, присоединять их к полным текстам соответствующих статей, использовать их для составления указателей, вводить в программное обеспечение или использовать в других предусмотренных законом целях при отсутствии финансовых, правовых или технических преград, за исключением тех, которые регулируют доступ к собственно Интернету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Единственным ограничением на воспроизводство и распространение публикаций и единственным условием копирайта в этой области должно быть право автора контролировать целостность своей работы, а также обязательные ссылки на его имя при ее использовании и цитировании».

И все же шаги в направлении междисциплинарного осмысления научных достижений, как и в направлении распространения научного знания, делаются. Видные ученые объединяются для создания проектов на основе метода открытого контента с целью вести свободные дискуссии по широкому кругу междисциплинарных задач. Примером может служить сетевое сообщество ученых www.Edge.org, объединяющее на основании неформального членства самые оригинальные умы мира. Целью Edge Foundation является поддержка исследований и дискуссий в области философии, гу-манитаристики, естественных наук, интеллектуальное и гуманитарное развитие современников. Участники проекта обладают копирайтом на свои публикации под свободной лицензией, разрешающей свободное использование материалов и содержащихся в них идей. Проект является попыткой со-

брать в рамках одного сайта в форме постоянной дискуссии кибер-элиту, критическую массу мыслителей, писателей и деятелей, имеющих огромное влияние на ход революции в области информационно-коммуникативных технологий и представляющих такие области знания, как эволюционная биология, генетика, информатика, нейрофизиология, психология и физика.

Огромной проблемой и для науки, и для образования является отсутствие связности человеческого знания и недостаточные до сих пор усилия по преодолению аналитического подхода в науке.

Проекты открытого контента по междисциплинарным исследованиям, основанные на выявлении и равенстве всех точек зрения, должны способствовать построению единой связной системы знаний, которую метафорически можно представить как «Дом знаний», своеобразный Всемирный банк знаний, постоянно пополняемый новой информацией и результатами исследований.

Шагом в этом направлении является проект создания сайта знаний «Аристотель» (Aristotle) вышеупомянутого сообщества Edge, в котором предлагается представлять законы и теории в виде связного контента, содержащего в сжатом виде всю возможную познавательную информацию в различных формах - от определений основополагающих понятий и описания истории вопроса до виртуальной среды, позволяющей смоделировать наглядный эксперимент. Если подобный «Дом знаний» будет создан, время между появлением нового знания и осмыслением, включением его в «оборот» мировой науки, экономики и системы образования станет минимальным.

Проблема выравнивания национальных образовательных стандартов поставила сферу образования перед необходимостью пересмотра проприетарного подхода к содержанию образования: образовательный контент не может и не должен быть закрытым или рассматриваться как собственность университета или преподавателя. Пионером в создании всеохватывающего университетского курса по основным изучаемым предметам является инициатива одного из лучших университетов мира, Массачусетского технологического института, который в 1966 году в числе прочих стоял у истоков создания сети Интернет. Благодаря институту, который выложил на своем сайте http://ocw. mit.edu в открытый доступ все материалы курсов своих факультетов, преподаватели и

студенты всего мира получили возможность не только ознакомиться с опытом преподавания MIT, но и свободно использовать лекции и учебные материалы, а также уникальные методики MIT для самообразования, разработки собственных курсов, обучения преподавателей, унификации требований к качеству обучения. Действия MIT, поддержанные рядом крупнейших университетов, являются революционным шагом, поскольку заставляют пересмотреть парадигму доступности (или недоступности) элитарного образования.

Однако инициатива MIT не ограничивается только свободным доступом к уже существующим ресурсам. Развивается проект O.K.I. (Open Knowledge Initiative, www.okiproject.org), разрабатывающий спецификации модульной архитектуры образовательного контента, которые позволят стандартизировать требования к разработке образовательных курсов и модулей, а также увязывать между собой модули разных производителей контента.

Традиционные подходы к методикам преподавания также подвергаются пересмотру. В Rice University (Хьюстон, США) развивается проект Connexions (http://cnx.rice.edu/browse), который имеет целью создать такие инструменты, с помощью которых студент при помощи преподавателя мог бы формировать свой собственный сценарий освоения материала, учитывающий особенности личностного восприятия. Проект позволяет разбивать знания на небольшие модули, связывая их в матричные структуры. Будучи альтернативой привычным учебникам на бумажных носителях, подобные электронные учебники с матричной структурой позволят легче ориентироваться в материале и через систему «линз» смотреть на изучаемый материал под разным углом зрения. Глубина освоения материала также будет легко поддаваться ранжированию, что позволит преподавать науки в любом объеме и на любом уровне, обеспечивая заданный уровень изучения предметной области исходя из контекста (вид учебного заведения, потребности и горизонт актуального предзнания обучающегося). С применением инструментов и методов открытого контента предметом сотворчества студента и преподавателя будет становиться сам способ изучения предмета.

Концепции и методология открытого контента применительно к образованию наилучшим образом соответствуют складывающейся системе так называемого «элек-

тронного обучения», е-Ьеагш^. Этот новый вид образования, непосредственно связанный с возможностями мультимедиа и Интернет, предоставляет несравнимо более гибкие возможности (по сравнению с традиционным очным образованием) как для обучающегося, так и для образовательного учреждения. Например, в России проектом е-Ьеагш^ занимается Московский университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ, http://www.mesi.ru), выпустивший несколько поколений студентов, обучавшихся дистанционно. Таким образом, отрабатываются не только методики и технологии, но и организационные схемы и механизмы взаимодействия для новой открытой системы образования, что особенно актуально в свете перехода к обществам, построенным на знаниях [7].

Открытые образовательные среды. Говоря о характерных особенностях грядущего «информационного» общества и «зна-ниевой экономике», в первую очередь, отмечают, что материальное производство будет выведено из сферы общественных отношений благодаря повсеместному вводу в действие новых безлюдных технологий и использованию роботов. Ведущая же роль «закрепится за четвертичным сектором хозяйства, представленным высокотехнологичными отраслями, где основным производственным ресурсом выступают информация и знания, и где этот ресурс постоянно воспроизводится в новом, все более высоком качестве» [4, с. 235].

Последнее означает, что сфера деятельности основной массы работников смещается от производства материальных благ в сторону обработки информации, научно-образовательной и социально-ориентированной деятельности. Однако работа с информацией, знаниями, равно как и социальная работа, существенно повышает планку требований к таким компетенциям человека, как самообучаемость, самостоятельность мышления, креативность, гибкость, способность к обобщениям и абстрактному мышлению. Указанные качества можно развить, только задействуя факторы внутренней мотивации обучающихся, выявляя и совершенствуя индивидуальные способности и таланты. Это, в свою очередь, заставляет пересмотреть роль образования в современном мире. Образовательное учреждение, педагог становится не только и не столько транслятором знаний, накопленных веками, но проводником к личной субъективности обу-

чающегося, гидом, роль которого состоит в обеспечении условий для самосовершенствования и самопостроения личности, в том числе и за счет приобретаемых знаний.

Критерии качества образования коренным образом меняются - вместо суммы знаний образование призвано развивать способность к самообучению, креативное мышление, поддерживать инновационное поведение и мотивационные структуры личности, которой придется находить адекватные ответы на вызовы быстро меняющейся экономической, социокультурной и политической среды и ответственно конструировать социальный мир.

В ходе реализации этих задач образовательная среда должна быть радикальным образом трансформирована для обеспечения индивидуализации и интенсификации обучения на основе деятельностного подхода. Построение образовательной информационной инфраструктуры, порождающей для каждого учащегося индивидуальную образовательную среду, - еще одно из важнейших условий данной трансформации. Концепции таких сред находятся в процессе создания, однако основные контуры уже очерчиваются достаточно ясно.

Прежде всего, гибкая научно-образовательная среда создает и сопровождает обучающегося на пути познания, который самостоятельно или с помощью педагога он выбирает. Подобная среда обладает способностью масштабирования, предоставляя ту глубину знания, к которой готов обучающийся, а также возможности для получения знаний в форме исследовательских задач (командные проекты, игры и симуля-торы, мультимедиа, моделирование, дискуссии). Формы обучения в такой среде конструируются «по ходу обучения», а традиционные лекции и семинары уступают место комплексным проектам, направленным на придание процессу обучения познавательно-деятельностного характера. Такой подход учитывает эволюционный, нелинейный и контекстуальный характер обучения, превращая преподавателя в эксперта-проводника в мир культуры и знаний, старшего партнера по диалогу.

Таким образом, гибкая масштабируемая образовательная кибер-среда реализует принципы деятельностного развития личности обучающегося, а именно:

1) Тесную связь образования и воспитания с характером будущей профессиональной деятельности в информационном

обществе;

2) Вооружение обучающегося исследовательским стилем деятельности;

3) Проблемно-ориентированный подход к обучению (совместный интерактивный поиск знаний, освоение методов научного прогнозирования, поиск новых путей решения задач, изучение явлений в их развитии и взаимодействии с другими явлениями);

4) Обучение на высоком уровне познавательных трудностей, связанных с эмоциональной и эстетической привлекательностью самостоятельного творческого труда;

5) Индивидуальное творчество обучающегося для построения личной образовательной траектории.

В учебном процессе, построенном на основе данных принципов, моделируются особенности современных социальных отношений, их динамизм, многогранность и противоречивость, воспроизводятся сете-видные социальные структуры, опирающиеся на информационные технологии. Думается, постепенно грань между образовательными ресурсами и исследовательскими проектами будет стираться. Система образования будет готовить специалистов, сочетая процесс обучения с реальной научной деятельностью.

Уже сейчас научные сообщества нуждаются в привлечении большого числа членов для проведения широкомасштабных исследований, а новички, попадая в профессиональное сообщество, получают возможность узнавать о профессии через непосредственное участие в исследованиях. Подобное участие позволяет не только подготовить квалифицированных специалистов и ученых в востребованных областях знаний, но и восполнить затраты на обучение. Даже школьники, не говоря о студентах, технологически имеют все возможности внести (и вносят) свой вклад в полноценные научные исследования. Например, проект GLOBE (http://globe.fsl.noaa.gov/) - Global Learning and Observations to Benefit the Environment (GLOBE) - сеть, объединяющая студентов и преподавателей из 7 тысяч образовательных учреждений 80 стран, изучающих окружающую среду наравне с учеными.

Появляются модели инфраструктуры образовательных сред, основанные на принципах Open Source/Open Content: открытости, свободного распространения, совместного владения и управления общественной инфраструктурой, модульности и кросс-платформенности. Они базируются на мно-

гокомпонентной распределенной архитектуре с открытым доступом и предназначены для того, чтобы создать открытую экономику обучающих сред, основанную на распределенной сети репозитариев обучающих объектов (Distributed Learning Object Repository Network - DLORN). Такая репозитарная сеть позволит работать уже не с обучающими ресурсами, а с обучающими возможностями, которые в этой модели представляют, в сущности, доступные и «готовые к запуску» процессы обучения.

Заключение. В эпоху пересмотра фундаментального характера экономически-стоимостных отношений и идеологии рыночного фундаментализма растет понимание того, что информация и знания суть общественные блага, а их создание и распространение не может базироваться на тех же принципах, что и производство материальных ценностей, т. е., принадлежащих кому-то вещей. Ценность информации, знаний и творчества не выразима в денежно-стоимостных категориях потому, что каждый, кто создает новое знание, так или иначе «стоит на плечах гигантов», то есть опирается на фонд информации, накопленной до него за многие века эволюции общества и человека.

«Знаниевая экономика» основана не на принципах выгоды, экономической себестоимости и цены, а на внерыночном принципе создания, распространения и потребления благ согласно общечеловеческим ценностям, поддерживающим стратегические приоритеты сохранения и эволюции человеческого рода в отличие от ценностей тактического характера (выгода, взаимная полезность, максимизация прибыли).

Опираясь на исследования, проведенные в последнее время рядом независимых авторов (R. Clarke, Dyson, Cedergren [8], Raymond [16], Downes [9], Keats [11], Lehmann [13], Illich), можно определить феномен открытого контента как организацион-но-деятельностную оболочку для распространения и применения неиерархических методов управления, основанных на создании самоорганизующейся сетевой среды, объединяющей творчески мыслящих и социально активных индивидов на основе проектного метода.

Можно также выделить принципы, составляющие идеологию открытого контента и родственных ему явлений. Они, вкратце, таковы:

1) Знания, информация, произведения искусства и научные результаты являются

общественным достоянием;

2) Свободный доступ к информации и обмен знаниями является необходимым условием развития общества и эволюции человека;

3) Общественно полезный результат деятельности имеет большую значимость, чем частные коммерческие выгоды;

4) Коллективное авторство и коллективная ответственность - основа справедливого обмена ценностями;

5) Прозрачность методов, правил организации и используемых технологий - условие эффективности совместной деятельности;

6) Партнерство равных, отсутствие иерархических структур, открытое и свободное членство в сообществах - условие коллективной синергии и результативности работы команды;

7) Приверженность сетевой этике, положенной в основу нетикета (Netiquette) как свода неписанных правил, регулирует взаимоотношения в виртуальном мире.

В идеале можно представить себе движение открытого контента как единый проект по производству, переработке, творческому осмыслению и обслуживанию хранилища (repository) информации, накопленной человечеством за всю историю. В свете идей перехода к «обществу знания» такой взгляд позволяет увидеть перспективы и возможности более разумного использования человеческих ресурсов.

«Суть стимулируемой информационными технологиями экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления» (Окинавская хартия глобального информационного общества, http:// www.ifap.ru/ofdocs/okinhar.htm).

Вторая стадия Всемирного саммита по вопросам «информационного» общества, состоявшаяся в Тунисе (2005), продемонстрировала, каким образом может быть построено общество, основанное на знании. Очевидно, принципы движения открытого контента, приложенные к сферам общественного производства и общественных отношений, могли бы способствовать развитию «общества знания». Остается надеяться, что деятельность стран - участников саммита будет направлена на поддержку этого дви-

жения, поскольку оно не только непосредственно выражает сформулированные ЮНЕСКО принципы свободы самовыражения, всемирного доступа к информации и знаниям, сохранности культурного разнооб-

разия и равноправного доступа к качественному образованию, но и является эффективным инструментом реализации этих принципов.

Дизайнерами не рождаются...

Данную теорию берутся доказать Британская высшая Школа дизайна и Студия Артемия Лебедева. Названия этих организаций известны тем, кто понимает, что такое хороший дизайн, и стремится сделать так, чтобы разные вещи этого мира были красивее, удобнее и функциональнее. А еще тем, кто хочет создавать оригинальные и умные Интернет-проекты, но пока не знает как. Для этих людей и предназначена новая учебная программа «Дизайн в интерактивной среде», совместно разработанная Британской высшей Школой дизайна и Студией Лебедева. Школа и студия, известные качеством своей работы, выдвигают на фронт борьбы с «плохим Интернетом» своих лучших специалистов. В течение двух семестров каждый желающий, готовый вкладывать деньги в свое дизайнерское будущее, может поучиться у преподавателей -практиков, работавших над проектами для Samsung Electronics, Yandex, Nokia, Alcatel, Europol, Hewlett-Packard, и еще пары десятков корпораций-гигантов.

Источник. Студия Артемия Лебедева (http://www.artlebedev.ru)

Литература

1. Meskov V., Kulikova I., Mamchenko A. Open Content: Technology for Augmenting Public Domain in the Knowledge Society. UNESCO between Two Phases of the World Summit on the Information Society: Proceedings of the international conference Institute of the Information Society, 2005. - 511p.

2. Батищев Г.С. Марксова типология социальных связей//Диалектика творчества, 2004, http ://www.situation.ru/app/j_art_642.htm.

3. Бейтсон Г. Сознательная цель против природы// Экология разума. - М.: Смысл, 2000. - с. 391-412.

4. Иноземцев В. Расколотая цивилизация. - М.: Аcademia - Наука, 1999. -703 с.

5. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе. - М.: Альпина паблишер, 2001. - 280 с.

6. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-традиция, 2002. - 495 с.

7. Tikhomirov V. Quality Education for All as a Basis for Building the Knowledge Society. UNESCO between Two Phases of the World Summit on the Information Society: Proceedings of the international conference Institute of the Information Society, 2005. - 511p.

8. Cedergren Mg. Open content and value creation //First Monday, 8, 8 2003. http://firstmonday.org/issues/issue8_8/cedergren/index.html.

9. Downes St. Design and Reusability of Learning Objects in an Academic Context: A New Economy of Education? USDLA Journal, 2003.

10. Gnu 'GNU Free Documentation License', 2000, rev. November 2002', http://www.gnu.org/copyleft /fdl.html#SEC1

11. Keats D. W. Collaborative development of OC: A process model to unlock the potential for African universities //First Monday, volume 8, 2 2003, http://firstmonday.org/issues/issue8_2/keats/index.html

12. Keats D.W., M. Shuttleworth. Towards a view of knowledge as the common heritage of humanity: mapping an OC strategy //First Monday, volume 8, 2 2003. http://firstmonday.org/issues/issue8_2 /keats/index.html

13. Lehmann Fr. OC developers as a social formation //First Monday, 9, 11 2004, http://firstmonday.org/issues/issue9_11/lehmann/index.html

14. Open Content (1998) 'OpenContent License (OPL)', July 1998, http://opencontent.org/opl.shtml

15. Open Source (1997) 'The Open Source Definition', Open Source Organisation, http://www.opensource. org/osd.html

16. Raymond E.S. The Cathedral and the Bazaar //First Monday 3, 3 1998. http://www.firstmonday. dk/issues/issue3_3/raymond/index.html

17. Stallman R. The Free Software Definition, Version of February 2003, http://www.gnu.org/philosophy/ free-sw.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.