Научная статья на тему 'Открытые образовательные ресурсы - необратимая реальность высшего образования'

Открытые образовательные ресурсы - необратимая реальность высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комлева Н. В., Тельнов Ю. Ф.

В статье рассматриваются вопросы расширения использования открытых образовательных ресурсов (ООР) в высшем образовании и мотивации для индивидуумов и институтов в бесплатном распространении контента, предлагаются новые методики создания и представления ООР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks at the issues related to broadening the usage of open educational resources (OER) in higher education and motivating individuals and institutes to distribute the contents gratuitously, suggests new OER development and presentation methods.

Текст научной работы на тему «Открытые образовательные ресурсы - необратимая реальность высшего образования»

ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - НЕОБРАТИМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Комлева, к.э.н., доц., зав. каф. МОиАИС Тел.: +7(495)442-80-98; E-mail: NKomleva@staff.mesi.ru Ю.Ф. Тельнов, д.э.н., проф., проректор по научно-методической работе, зав. каф. ПИЭ Тел.: +7(495)442-60-98; E-mail: YTelnov@teach.mesi.ru Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

http://www.mesi.ru

The article looks at the issues related to broadening the usage of open educational resources (OER) in higher education and motivating individuals and institutes to distribute the contents gratuitously, suggests new OER development and presentation methods.

В настоящее время в высшем образовании наметилась тенденция все более широкого использования открытых образовательных ресур-А к сов (OOP). Чаще

Wjjgijg_ всего открытые ЩШЖолшева образовательные

ресурсы определяют как особый образовательный контент, удовлетворяющий всем требованиям независимого и самостоятельного обучения, инвариантный по отношению к категориям обучаемых, представленный в глобальной электронной среде и содержащий все необходимые средства для эффективного учебного процесса, основанного на диалоге и сотрудничестве [20].

Многие исследователи всерьез занялись изучением этого феномена и пытаются найти убедительные ответы на такие вопросы, как:

• причины расширения использования ООР в образовании;

• мотивации для индивидуумов и институтов в бесплатном распространении контента и связанные с этим вопросы защиты авторских прав;

• определение состава участников образовательного процесса, кто и почему использует ООР;

• анализ бизнес-моделей поддержки проектов открытого образования;

• совершенствование доступа и улучшение качества самих образовательных ресурсов, предоставляемых для пользования в сети.

Данная статья посвящена исследованию указанных вопросов, почему они приобре-

тают такую значимость и каковы наиболее важные последствия этого движения для высшего образования.

ООР рассматривают не только как какое-то завораживающее явление в образовании. Надо с очевидностью признать, что расширение использования ООР все более стирает грани между так называемым формальным и неформальным обучением, предлагает радикально новые подходы к распространению знаний. Это происходит как раз в то время, когда эффективное использование знаний становится ключевым фактором экономического успеха, как для индивидуумов, так и для институтов в целом. Проекты от-

ния дают возмож- ^¿Р

ность абсолютно

тупа к качественным ресурсам, на- л ^^^ ходящимся в сети, и, таким образом, несомненно, способствуют расши- Я рению участия в ■■■■■■ * высшем образовании и продвижению образования в течение всей жизни.

В качестве мотивации для производства, распространения и использования ООР можно выделить технологические, экономические, социальные и правовые факторы. Технологическими и экономическими факторами является улучшенная, более дешевая и более дружелюбная по отношению к пользователю инфраструктура, а именно: сеть, аппаратные и программные средства. Учебный контент становится дешевле производить и в дальнейшем использовать. Появляются новые экономические модели и правовые соглашения по распределению и по-

вторному использованию контента. В качестве социальных факторов отмечается все возрастающая готовность предоставлять ресурсы для их распространения в открытом доступе.

Основным барьером для инвестиций в аппаратные и программные средства для развития и распространения ООР по-прежнему является экономический фактор. Сдерживающие факторы, подобные этому, исследователи [15] относят к факторам, оказывающим значительное препятствие в развитии стран. Однако, как это ни парадоксально звучит, как правительства, так и отдельные личности уже столкнулись с фактом необходимости участия в проектах по открытому образованию. Становится все более очевидным, что по мере общественного развития отчетливо проявляется, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. То, что знание начинает занимать ключевые позиции в экономическом развитии, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношение таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся определяющими компетенциями членов общества. В качестве основных мотивирующих факторов поддержки проектов ООР можно отметить следующие:

• обеспечение открытого доступа для каждого желающего к качественному контенту для обучения и исследования, в основном нетрадиционными группами обучающихся, формирующихся в сети, в конечном счете, расширяет участие в высшем образовании. Студент здесь находится в on-line не один на один с преподавателем, а работает в группе, находится в среде обучения. Преподаватель-консультант полностью сосредоточен на работе с on-line студентами и может оперативно отвечать на их вопросы;

• такая поддержка может стать эффективным способом в продвижении концепции обучения в течение всей жизни;

• это позволит еще более нивелировать различия между формальным и неформальным обучением.

В силу этих причин участие в проектах ООР в настоящее время становится осознанной необходимостью. В пользу этого различные исследователи приводят следующие основные аргументы:

• существует мнение, что распростра-

нение знаний сейчас соответствует общему направлению развития образования и является, что называется, «хорошим тоном»;

• высокое качество и снижение стоимости образовательных ресурсов может быть достигнуто путем их распространения в сети и предоставления возможности их редактирования с использованием современных Интернет-технологий (с помощью инструментов web 2.0);

• факт применения в учебном процессе ООР высшие учебные заведения активно используют и в рекламных целях для привлечения новых студентов;

• возникает потребность в рассмотрении новых моделей в целях возмещения затрат на обучение студентов в условиях возрастающей конкуренции среди вузов;

• участие в проектах ООР все более рассматривается как фактор, стимулирующий развитие вуза и становление его как инновационного исследовательского учебного заведения;

• для тех, кто создает и открыто размещает свои ресурсы, - это, прежде всего, возможность приобрести авторитет и повысить свой имидж. Более того, поскольку основные пользователи учебного материала находятся в сети, то становится невыгодным «прятать» контент. Во-первых, потому, что тебя просто не будут знать, а, во-вторых, этот материал может быть размещен в сети другие. Поэтому, если есть, что размещать, авторы вынуждены это делать;

• условием качества и эффективности образования становится создание таких методик и сценариев обучения, которые направлены не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся, на дальнейшее применение полученных ими знаний для решения конкретных задач. Поэтому сегодня в образовании, как, наверное, нигде в другой области знаний, важно отслеживать новые тенденции в развитии информационных технологий и сценариев обучения и применять их в учебном процессе.

Сильным сдерживающим фактором на пути развития проектов ООР является нерешенность правовых вопросов в этой области. Выходом из сложившейся ситуации сегодня является создание профессиональных сообществ, где участники - члены этих сообществ - договариваются о возможности распространения и редактирования своих материалов. Инструментом создания таких

сообществ все в большей степени становятся социальные сети.

Однако важнейшим вопросом по-прежнему остается обеспечение качества предоставляемых материалов. Все возрастающий объем учебных материалов, распространяемых в сети, ставит задачу обеспечения быстрого поиска требуемых ресурсов должного качества.

ООР могут представлять собой гипертекст, изображения, звукозаписи, PDF документы и любые другие файлы в распространенных форматах. Содержание открытого курса, как правило, включает в себя все элементы, необходимые человеку для самостоятельного изучения дисциплины, такие как:

учебник;

задания для проверки знаний;

тесты;

глоссарий;

список ссылок и дополнительной литературы.

Однако существующие ООР имеются, в основном, на иностранных языках и требуют перевода, а форматы их представления носят статический характер и мало чем отличаются от обычных учебно-методических материалов в электронном виде. В связи с этим актуальной является задача разработки новой методики создания и представления ООР, которая была бы основана на расширении участия пользователей при работе с ресурсами. Для этого необходимо новое представление учебных материалов, позволяющее перейти от статического представления к динамическим, интерактивным и адаптивным курсам.

Поэтому все более очевидным становится переход от технологии, где разработка электронного курса осуществляется отдельным преподавателем, к созданию «профессиональных сообществ» - технологии, где объединены усилия профессионалов не только в области самого предмета (экспертов), но и в сфере эффективного использования предоставляемых ресурсов, служб поддержки, включая ИТ-поддержку, управление базами данных, поддержку обучения и развития. Профессиональные сообщества -это пространство, где будет обобщаться и анализироваться мировой опыт в конкретной области, собираться информация об успешных решениях в реализации электронного обучения с тем, чтобы сделать эту информацию доступной для других преподавателей при создании и актуализации их кур-

сов. Такая технология предусматривает совместную работу команды заинтересованных увлеченных людей, каждый из участников которой является носителем определенных знаний.

Использование технологии Flash позволит создавать красочные, интерактивные курсы, включающие презентации, аудио-сопровождение и видео-вставки. При этом Flash можно одинаково эффективно встраивать как в курсы для систем дистанционного обучения, так и в пакеты для загрузки на компьютеры пользователей.

Использование объектной концепции позволяет реализовать адаптивность учебного материала с учетом знаний и предпочтений каждого студента и сократить нагрузку на преподавателя, работающего с большим количеством студентов дистанционно, поскольку такие курсы сами содержат элементы обучения.

Объект обучения (Learning Object) - это совокупность учебного материала и элементов учебного процесса. Элементарный объект обучения включает: учебный материал; мультимедиа; глоссарий;

элементы общения (чат, форум, доска для рисования);

элементы практических занятий; элементы контроля знаний (вопросы и тесты);

метаданные; инструкции для обработки информационного содержания объекта.

Адаптивный алгоритм может потребовать повторного изучения обучаемым объектов (может быть, содержащихся в других курсах). Объект в этом случае может быть представлен в более развернутом виде, включая:

ссылки на дополнительные источники; демонстрационные примеры; подробные схемы и т.п. Преимущества интерактивных адаптивных курсов заключаются в:

• реализации индивидуальной траектории обучения (интенсивное обучение, изучение новых продуктов);

• возможности навигации в учебных планах путем формирования цепочки объектов таким образом, что входной информацией к следующему служит уровень компетенции обучаемого по окончании изучения предыдущего.

Таким образом, можно констатировать,

что независимо от того, используют ли вузы ООР или нет, активно развивающиеся проекты по созданию и распространению ООР окажут влияние (и уже повлияли) на учебные планы и программы, сценарии обучения и оценку знаний обучаемых. Наличие огромного числа электронных курсов, находящихся в свободном доступе, не может не заставить преподавателей создавать и ис-

пользовать для обучения курсы подобного качества, поскольку студенты теперь имеют возможность сравнивать и оценивать предоставляемые им учебные материалы. Рост числа обучаемых с помощью открытых образовательных ресурсов будет способствовать все большему признанию компетенций, приобретенных вне рамок очного обучения.

Литература

1. MIT OpenCourseWare http://ocw.mit.edu/index.html

2. About OpenCourseWare Consortium http://www.ocwconsortium.org/about/index.shtml

3. The Open University of United Kingdom http://www.open.ac.uk/

4. Open Universiteit Nederland http://www.ou.nl/

5. The European Association of Distance Teaching Universities - EADTU http://www.eadtu.nl

6. Mulder F. Bringing a global movement on Open Educational Resources in a new, European, learner-centred mode. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

7. Artificial Intelligence Course, Electrical Engineering and Computer Science, MIT OpenCourseWare http://ocw.mit.edu/OcwWeb/Electrical-Engineering-and-Computer-Science/6-034Spring-2005/CourseHome/index.htm

8. LearningSpace and OpenLearn, The Open University of United Kingdom http://openlearn.open.ac.uk/

9. OpenER Project, Open Universiteit Nederland http://www.opener.ou.nl/

10. EADTU Running Projects http://www.eadtu.nl/default.asp?hId=4&mmId=39

11. Schuwer R., Mulder F. OpenER: a Dutch initiative on OER. Bridging informal and formal learning. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

12. Bradley St.. OpenLearn: supporting sharing and shaping of Open Educational Resources. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

13. Пресс-центр МЭСИ. Включение МЭСИ в состав EADTU http://www.mesi.ru/press-centre/news/?nid=624

14. Fritsch H., Janssen B. Collaborative action on European Multilingual Open Educational Resources for Independent Learning. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

15. Giving Knowledge for Free. The emergence of open educational resources. Organization for economic co-operation and development. 2008.

16. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: компонентная методология. - М.: Финансы и стаитистика, 2004.

17. Тельнов Ю.Ф., Комлева Н.В. Создание открытых образовательных ресурсов с использованием интеллектуальных технологий // Научная сессия МИФИ - 2008: Сб. научн. тр. - Т. 10. Интеллектуальные системы и технологии. - М: МИФИ, 2008.

18. Комлева Н.В., Хрипков Д.В. Концептуальный анализ сценариев обучения с использованием технологий web 2.0 в дистанционном образовании университетского уровня // Международная научно-практическая конференция «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы» 10-11 октября 2007.

19. Комлева Н.В. Новые технологии для создания и использования ООР как воплощение инноваций и принципов lifelong learning с применением ИКТ // Междунар. научн.-практич. конф. «Технологии электронного обучения (e-Learning): возможности и перспективы» 10-11 октября 2007.

20. Комлева Н.В., Макаров С.И., Перевалов В.А. Открытые образовательные ресурсы // «Открытое образование». - 2007. -.№2.

21. Негуляев Е.А. Открытые электронные архивы в университетах: воздействие на информационный ландшафт // Электронные ресурсы: «Все включено». День Science Online на Крымской конференции, Судак 2007.

* *

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.