Научная статья на тему 'Открытые методические ресурсы федерального и регионального уровней как средство неформального повышения квалификации педагогов в процессе самостоятельной работы'

Открытые методические ресурсы федерального и регионального уровней как средство неформального повышения квалификации педагогов в процессе самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Л.А.

Автор статьи актуализирует проблему выявления профессиональных дефицитов педагогов. В статье раскрывается потенциал открытых методических ресурсов как средств неформального повышения квалификации педагогов. Представлен анализ таких ресурсов, как официальные сайты Федерального института педагогических измерений и Регионального центра оценки качества образования и информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытые методические ресурсы федерального и регионального уровней как средство неформального повышения квалификации педагогов в процессе самостоятельной работы»

Актуальные аспекты обновления содержания программ повышения квалификации в организации дополнительного профессионального образования_

Список литературы

1. Солодкова Е.А. Оценка качества условий реализации программ дополнительного профессионального образования как механизм внутренней оценки качества образования / Е.А. Солодкова, И.Ю. Степанова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования.-2017.- № 1 (2) - С.144 - 145

2. Солодкова Е.А. Система научно-методического сопровождения реализации программ повышения квалификации в учреждении дополнительного профессионального образования / Е.А. Солодкова, В.А Першукова, Е.Ю. Скочилова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. -№ 1(4) - С.131-132.

3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред.07.03.2018) - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

References

1. Solodkova E.A. Otsenka kachestva usloviy realizatsii programm dopolnitel'nogo

professional'nogo obrazovaniya kak mekhanizm vnutrenney otsenki kachestva obrazovaniya / E.A. Solodkova, I.Yu. Stepanova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya.- 2017.- J№ 1 (2) - S.144 - 145

2. Solodkova E.A. Sistema nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya realizatsii programm povysheniya kvalifikatsii v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya / E.A. Solodkova, V.A Pershukova, E.Yu. Skochilova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie otsenki kachestva obrazovaniya. - 2018. - № 1 (4) - S.131-132.

3. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red.07.03.2018) - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

Сведения об авторе Скочилова Елена Юрьевна - начальник лаборатории научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about author Skochilova E.Yu. - Head of the Laboratory of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Programs of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 74.48

ОТКРЫТЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ КАК СРЕДСТВО НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Л.А. Дмитриева

Автор статьи актуализирует проблему выявления профессиональных дефицитов педагогов. В статье раскрывается потенциал открытых методических ресурсов как средств неформального повышения квалификации педагогов. Представлен анализ таких ресурсов, как официальные сайты Федерального института педагогических измерений и Регионального центра

оценки качества образования и информатизации.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, неформальное повышение квалификации, оценка качества образования, открытый банк заданий.

Информационное общество всё увереннее

проявляется в различных сферах общественной жизни Российской Федерации. Это характерно и для духовной сферы, частью которой является образование. Для педагогов общего образования девиз «Образование через всю жизнь» является актуальным. Это непосредственно связано с повышением квалификации педагогов как формальным, так и неформальным, освоением ряда компетентностей. В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)» сформулированы умения, которые должны быть у педагога [4]. Приведём некоторые из них:

владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.д.;

объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;

разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

владеть ИКТ-компетентностями.

Курсы повышения квалификации направлены на оказание помощи педагогу в формировании этих умений и компетентностей. Однако необходимо осознание педагогом своих профессиональных достижений и затруднений.

Замечательно, если в общеобразовательной организации уделяется внимание выявлению профессиональных дефицитов в рамках внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) и созданию научно-методической системы их преодоления. Но что делать педагогу, если такого комплексного подхода в школе не существует? Как педагогу выстроить систему по своему профессиональному совершенствованию?

Неоценимую помощь в осознании профессиональных затруднений и их преодолении оказывают открытые методические ресурсы федерального и регионального уровней.

В качестве одного из ресурсов федерального уровня предлагаем рассмотреть сайт Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее -ФГБНУ ФИПИ) [7]. Для педагогов предлагаются материалы, размещённые во вкладках: «ЕГЭ и ГВЭ-11», «ОГЭ и ГВЭ-9», «Журнал», «Мероприятия» (рисунок 1).

ш ^ягшЛт н мдягг ■ ' | ■ Р ............ нт« [ООДиШИПШ ЦЗДКГШК К>>'ГИ(М ГЧГТАЛ'МШ Фслсралышн институт педагогических измерений»

О нас » ЕГЭ и ГВЭ-11 » ОГЭ и ГВЭ-9 » Журмдп Услуга шипи » Мцюпрмлт»« » По««

■Б

Новости

» МИ»

Со4ом>мм«мн| NHtuy ыжчйиы Лклмипи Амяс*#»»м

KoiVWTn О'БМ/ 'OttiW *ЦЧ'И< CjflWlHUO—I III* PWM VfkHN (HVWW

n<N*Tl4tO >lp«J*U»4l* ЙКмАсоД •• UtHW a^iMHUB Гф*МД*и'» С'

ПйЧрбгрГМГ« WTAipCIMwrtia TlW>ptHT«4, | ^«iiiiM Ларбли^лЛ

о

ворскя для

Итоговое сочинение

Рисунок 1 - Главная страница официального сайта ФИПИ

Материалы «ЕГЭ и ГВЭ-11» и «ОГЭ и ГВЭ-9» имеют общую структуру, являющуюся основой для формирования у педагога системного подхода к использованию предлагаемых материалов. Указанные материалы состоят из следующих разделов:

«Нормативно-правовые документы»; «Демоверсии, спецификации, кодификаторы»; «Для предметных комиссий субъектов РФ»;

«Аналитические и методические материалы»;

«Для выпускников»;

«ГВЭ»;

«Открытый банк заданий»; «Тренировочные сборники для учащихся с ОВЗ».

Помимо этого, материалы «ЕГЭ и ГВЭ-11» содержат разделы «ВПР-11» классах и «Итоговое сочинение».

Предлагаем рассмотреть потенциал некоторых материалов для совершенствования профессиональных компетентностей педагогов в части аналитической и оценочной деятельности.

В разделе «Для предметных комиссий субъектов РФ» представлены материалы за несколько лет. Эти материалы имеют практическую значимость в ходе осуществления педагогом экспертной деятельности в сфере оценки качества образования. Материалы данного раздела, в первую очередь, составлены для подготовки членов региональных предметных комиссий (далее - РПК) и представляют систему оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом в контрольных измерительных материалах. Педагогам предлагаются проверочные задания, критерии их оценивания, а также работы участников государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) с выставленными баллами и объяснениями, почему работа оценена тем или иным количеством баллов. Указанные материалы предназначены для формирования у членов РПК единого подхода к оцениванию работ участников ГИА. Во вторую очередь, эти материалы полезны всем педагогам-предметникам, так как они позволяют формировать объективное оценивание учебных достижений обучающихся за счёт единых критериев.

В разделе «Аналитические и методические материалы» представлены методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ. Неоценимым является то, что по каждому предмету выделены четыре группы участников, в зависимости от полученных результатов: не преодолевшие минимального балла; от минимального до 60 баллов; 61-80 баллов; 81-100 баллов.

Для каждой группы участников указаны достижения и затруднения, определены освоенные и неосвоенные дидактические единицы, перечислены сформированные умения. Такой подход к анализу результатов ЕГЭ создаёт основу для реализации педагогами разноуровневого обучения. Практическая значимость указанных

материалов заключается и в том, что в них представлены не только проверочные задания, но и рекомендации по их выполнению. Применимость этих материалов может стать основой для корректировки основной образовательной программы в части содержания рабочей программы, системы оценивания, отбора проверочных заданий из разных источников. Эти материалы имеют неоценимую ценность как инструмент совершенствования качества преподавания учебных предметов за счёт более тщательного отбора содержания, методов и приёмов работы педагогов и обучающихся. Кроме того, указанные материалы сопровождаются рекомендациями по совершенствованию качества преподавания учебного предмета. Считаем важным указать, что данные материалы представлены за несколько лет, составлены по единой структуре, отражают уровень подготовки участников ЕГЭ, содержат рекомендации для педагогов, что придаёт им методическую ценность в рамках неформального повышения квалификации педагогов в процессе самостоятельной работы.

Большой потенциал имеет «Открытый банк заданий». Применение заданий различного уровня сложности позволяет на практике реали-зовывать разноуровневый подход в преподавании учебных предметов. Доступность этого ресурса предоставляет педагогам возможность включать данные задания в текущий контроль, самостоятельные работы обучающихся в урочное и внеурочное время. Задания открытого банка могут быть использованы как одно из средств реализации индивидуальной траектории развития обучающихся. Эффективность подобной работы может быть достигнута при условии системной работы педагогов с данным ресурсом, предоставления рекомендаций по выполнению заданий разного типа, своевременного контроля за их выполнением. Обучающимся может быть предоставлена возможность самостоятельно выбирать задания, проверяющие знания по разным дидактическим единицам, освоение которых вызвало затруднения. Возможность подобного выбора в сочетании с контролем учебных достижений со стороны педагога, на

наш взгляд, может способствовать повышению ответственности обучающихся за уровень своей подготовки и, как следствие, повышение качества образования.

Для организации проверки уровня подготовки обучающихся в целом по предмету могут быть использованы варианты контрольные измерительные материалы (далее - КИМ), использованные в досрочном этапе ГИА.

Также практическую значимость для педагога в определении профессиональных затруднений имеют материалы конференции «Использование оценочных процедур в целях построения национальной системы учительского роста», проведённой Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки совместно с ФГБНУ ФИПИ в октябре 2016 года [2]. В рамках конференции рассматривались следующие вопросы:

использование результатов государственной итоговой аттестации в целях совершенствования образовательного процесса;

подходы к интерпретации результатов государственной итоговой аттестации в контексте развития системы образования;

результаты исследования компетенций учителей математики, русского языка и литературы в 2016 году;

использование результатов оценочных процедур по предметам в целях построения национальной системы учительского роста;

подходы к совершенствованию экзаменационных моделей ЕГЭ по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов;

региональный опыт и практика использования результатов оценивания.

Научно-методический журнал ФГБНУ ФИПИ «Педагогические измерения» публикует обзоры достижений педагогической науки в области оценки качества образования; материалы, отражающие государственную политику в этой области образования, методические разработки специалистов и педагогов-практиков из опыта работы по подготовке, проведению и анализу результатов оценочных процедур внут-ришкольного, регионального и федерального уровней. Широкий спектр актуальных вопросов, отражающих развитие современного общего

образования в России, рассматриваемых в указанном журнале, делает его уникальным средством неформального повышения квалификации педагогов в процессе самостоятельной работы.

Одним из источников открытых методических ресурсов для педагогов на региональном уровне является официальный сайт ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО) [5]. Данные материалы размещены в разделах:

«Издания ГБУ ДПО РЦОКИО»;

«Единая система оценки качества образования»;

«Повышение квалификации»;

межрегиональная научно-практическая

конференция «Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Интегрирующая роль информационной политики в обеспечении результативности региональной системы оценки качества образования», организованная Министерством образования и науки Челябинской области и ГБУ ДПО РЦОКИО.

Считаем важным обратить внимание на издания, которые являлись основой для разработки региональной системы оценки качества образования:

«Региональная модель оценки качества общего образования» [6];

«Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования»

[3];

«Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования» [1].

Освоение содержания этих материалов способствует формированию у педагогов представления о реализации региональной, муниципальной и ВСОКО. Ознакомление с названными материалами позволит педагогам совершенствовать профессиональную компетентность, связанную с использованием различных оценочных процедур, которые позволят обеспечить объективность оценки качества образования.

Обращаем внимание на научно-методический журнал «Научно-методическое обеспечение оценки качества образования», который издаётся ГБУ ДПО РЦОКИО. Целью журнала является формирование информационно-методической площадки для коммуникации между работниками системы образования Челябинской области по инновационным аспектам оценки качества образования, информационных систем, информационной безопасности, а также дополнительного профессионального образования педагогических работников по направлению оценки качества образования. Среди задач журнала:

осуществлять научно-методическую и информационно-просветительскую деятельность в рамках проведения процедур оценки качества и информатизации образования в Челябинской области, информационной безопасности, организации дополнительного профессионального образования работников образования;

оказывать научную и методическую поддержку образовательным организациям Челябинской области по вопросам методологии, методики и технологии оценки качества образования и создания информационной образовательной среды, информационной безопасности, организации дополнительного профессионального образования работников образования, включая вопросы использования результатов при принятии управленческих решений;

создавать и пополнять банк данных нормативных документов и научно-методических материалов по направлениям оценки качества и информатизации образования, информационной безопасности, организации дополнительного профессионального образования работников образования.

Структура журнала включает 4 раздела: 1. «Вопросы методологии и теории в области оценки качества образования». В данный раздел включаются статьи, описывающие опыт совершенствования региональной системы оценки качества образования и решения проблемы эффективного управления качеством образования в муниципальных образовательных систе-

мах.

2. «Эффективные практики оценки качества образования». Публикуются статьи с материалами экспериментальных исследований, описывающих практический опыт реализации системы оценки качества образования.

3. «Потенциал информационных систем и информационной безопасности в образовании». Данный раздел содержит объективную информацию об информационных системах и информационной безопасности в образовании.

4. «Современное дополнительное профессиональное образование педагогов». В данный разделе размещаются статьи, связанных с повышением квалификации педагогических кадров: повышение квалификации через процедуру аттестации педагогических кадров, через дистанционное обучение, через повышение информационной компетентности педагогов.

Содержание этих разделов раскрывает широких спектр вопросов, обеспечивающих повышение квалификации педагогов в процессе самостоятельной работы.

В данной статье описаны возможности повышения квалификации педагогов в процессе самостоятельной работы на основе использования некоторых материалов официальных сайтов ФГБНУ ФИПИ и ГБУ ДПО РЦОКИО.

Список литературы

1. Актуальные вопросы совершенствования внутренних систем оценки качества образования на основе региональной модели оценки качества общего образования : методические рекомендации для руководителей образовательных организаций Челябинской области / А.А. Барабас, Ю.Ю. Баранова, И.В. Латыпова и др. ; ГБУ ДПО "Региональный центр оценки качества и информатизации образования". - Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 130 с.

2. Конференция «Использование оценочных процедур в целях построения национальной системы учительского роста» - URL: http://fipi.ru/actions/conference/konferenciya-ispolzovanie-ocenochnyh-procedur-v-celyah-postroeniya-nacionalnoy-sistemy-uchitelskogo

3. Муниципальная система оценки качества общего образования: технология совершенствования в контексте внедрения региональной модели оценки качества общего образования : методические рекомендации для органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по совершенствованию муниципальных систем оценки качества общего образования на основе региональной модели оценки качества общего образования / А.А. Барабас, Ю. Ю. Баранова, И. В. Латыпова ; под. ред. Е. А. Тюриной. -Челябинск: РЦОКИО, 2017. - 163 с.

4. Об утверждении профессионального стандарта «Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель): приказ Министерства труда и социальной защиты от 18 октября 2013 г. № 544н - URL: https://base.garant.ru/70535556/

5. Региональный центр оценки качества и информатизации образования: официальный сайт - URL: https://rcokio.ru/

6. Региональная модель оценки качества общего образования (Челябинская область): (утверждена письмом Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г № 03-02/11974). - Челябинск: РЦОКИО, 2017. -140 с.

7. Федеральный институт педагогических измерений : официальный сайт - "URL:http://fipi.ru/.

References

1. Aktual'nye voprosy sovershenstvovaniya vnutrennih sistem otsenki kachestva obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya : metodicheskie rekomendatsii dlya rukovoditeley obrazovatel'nyh organizatsiy Chelyabinskoy oblasti / A. A. Barabas, Yu. Yu. Baranova I.V Latypova i dr. ; GBU DPO "Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya". - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. -130 s.

2. Konferentsiya «Ispol'zovanie otsenochnyh protsedur v tselyah postroeniya natsional'noy sistemy uchitel'skogo rosta» - URL: http ://fipi.ru/ actions/conference/konferenciya-ispolzovanie-ocenochnyh-procedur-v-celyah-

postroeniya-nacionalnoy-sistemy-uchitelskogo

3. Munitsipal'naya sistema otsenki kachestva obshchego obrazovaniya: tekhnologiya sovershenstvovaniya v kontekste vnedreniya regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya : metodicheskie rekomendatsii dlya organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchih upravlenie v sfere obrazovaniya, po sovershenstvovaniyu munitsipal'nyh sistem otsenki kachestva obshchego obrazovaniya na osnove regional'noy modeli otsenki kachestva obshchego obrazovaniya / A.A. Barabas, Yu.Yu. Baranova, I.V. Latypova ; pod. red. E.A. Tyurinoy. - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. -163 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Professionally standart pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel', uchitel'): prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n - URL: https://base.garant.ru/70535556/

5. Regional'nyy tsentr otsenki kachestva i informatizatsii obrazovaniya: ofitsial'nyy sayt - URL: https://rcokio.ru/

6. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast) (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016g. № 0302/11974). - Chelyabinsk: RTSOKIO, 2017. - 140 s.

7. Federal'nyy institut pedagogicheskih izmereniy : ofitsial'nyy sayt - URL:http://fipi.ru/.

Сведения об авторе

Дмитриева Людмила Анатольевна - методист лаборатории научно-методического обеспечения дополнительных профессиональных программ отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г Челябинск

Information about author

Dmitrieva LA. - Methodologist of the Laboratory of Scientific and Methodological Support of Additional Professional Programs of the Department of Scientific Activity Organization, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.