УДК 622.271(910) © И.В. Зеньков, 2019
Открытые горные работы и управление логистикой в угледобывающей отрасли Индонезии
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-7-108-109
ЗЕНЬКОВ Игорь Владимирович
Доктор техн. наук, Заслуженный эколог РФ, профессор Сибирского федерального университета, профессор ФГБУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва», 660049, г. Красноярск, Россия, e-mail: [email protected]
В статье представлен краткий обзор состояния добычи угля открытым способом на восточном побережье Индонезии. По космоснимкам высокого разрешения определены основные параметры логистических цепей при транспортировке угля от экскаваторных забоев до выхода сухогрузов в открытый океан.
Ключевые слова: восточное побережье Индонезии, открытые горные работы, системы разработки, экскаваторно-автомобильные комплексы, управление логистикой, речные и морские погрузочные терминалы.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы Индонезия уверенно входит в десятку стран по объему добычи угля открытым способом. За последние 20 лет в Индонезии продолжилось увеличение объема добычи угля, начавшейся в начале 1980-х годов. Площадь разрабатываемых участков угольных месторождений за 35 лет увеличилась в тысячи раз. В настоящее время весь объем добычи угля на уровне 400 млн т географически сконцентрирован в полосе, протянувшейся вдоль восточного побережья о. Калимантан. Полоса протяженностью 1000 км с севера на юг и шириной 12-100 км имеет два пережатия (см. рисунок).
Расположение участков разрабатываемых угольных месторождений в Индонезии на снимке из космоса, 2018 г.
ДОБЫЧА УГЛЯ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ
В ИНДОНЕЗИИ
На исследуемой территории выделено три сектора: северный, центральный и южный, в границах которых сконцентрирована добыча угля. Границы выделенных секторов обведены линиями желтого цвета (см. рисунок).
Северный сектор расположен на острове между 4о 08'се-верной широты и 1о 58' северной широты. Весь добытый уголь транспортируют автосамосвалами с добычных уступов в береговую зону рек, русла которых вытянуты в широтном направлении. Уголь с прибрежных складов загружают в сухогрузы класса «река - море» грузоподъемностью 20000-25000 т. Расстояние транспортировки угля по рекам до выхода в открытый океан не более 80 км. В этом секторе на реках на одновременной погрузке могут находиться 20 сухогрузов. Время загрузки одного корабля составляет 8-10 ч. В границах сектора работают 17 угольных разрезов и 16 речных терминалов. Центральный сектор находится между 0о 53' северной широты и 1о 17 ' южной широты.
В этом секторе уголь транспортируют по рекам до выхода в океан на расстояние до 300 км. Кроме этого, на морском побережье обустроены четыре морских терминала, на которых под одновременной загрузкой могут находиться пять балкеров грузоподъемностью 150000-180000 т каждый. На морские угольные склады уголь транспортируют автомобильным транспортом на расстояние до 12 км. С одного крупного разреза уголь подают по конвейеру протяженностью 15,5 км с поверхностного прика-рьерного склада через промежуточный склад на корабль. В этом секторе кроме морских балкеров на речных перегрузочных складах одновременно под погрузку можно установить 51 сухогруз класса «река - море». В этом секторе работают 39 угольных разрезов и 32 морских и речных терминала.
Южный сектор находится между 1о 42' южной широты и 4о 01' южной широты. В этом секторе уголь транспортируют по рекам до выхода в океан на расстояние до 170 км. Кроме этого, на морском побережье обустроено шесть морских терминалов, на которых под одновременной загрузкой могут находиться шесть крупнотоннажных балкеров. На прибрежные морские угольные склады уголь транспортируют автомобильным транспортом на расстояние не более 30 км, а на речные склады - до 80 км. В этом секторе кроме морских балкеров одновременно под погрузку на речных перегрузочных складах может быть установлено 24 сухогруза класса «река - море». В этом секторе работают 36 угольных разрезов и 18 морских и речных терминалов.
Отметим общее для всех исследуемых секторов. Системы разработки - одно- или двухбортовые - в зависимо-
сти от горно-геологического строения угольных месторождении. На вскрышных работах задействованы мощные экскаваторно-автомобильные комплексы - гидравлические экскаваторы с вместимостью ковша 18-24 м3 и автосамосвалы грузоподъемностью 200-260 т. Только на одном разрезе может находиться в работе на экскавации и транспортировке вскрышных пород 14-15 экскаваторов и 80 автосамосвалов. На добыче угля используют аналогичные комплексы, состоящие из экскаваторов с вместимостью ковша 10-12 м3 и автосамосвалов грузоподъемностью 90-130 т. Дальность транспортировки вскрыши на отвалы не превышает 1-2 км, а угля на поверхностные расходные склады - 2-3 км. Последние также выполняют роль усреднительных складов. В отдельных случаях расстояние транспортировки угля до речных терминалов может достигать 80 км. Экваториальный климат делает реки полноводными. При этом ширина речных русел в зоне интенсивного судоходства составляет, как правило, более 250 м. В каждом секторе имеет место высокий уровень развития речной логистики.
ABROAD
UDC 622.271(910) © I.V. Zenkov, 2019
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) •
Ugol' - Russian Coal Journal, 2019, № 7, pp. 108-109
Title
SURFACE MINING AND LOGISTICS MANAGEMENT IN THE INDONESIAN COAL INDUSTRY
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2019-7-108-109
Author
Zenkov I.V.1, 2
1 Siberian Federal University, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation
2 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
Authors' Information
Zenkov I.V., Doctor of Engineering Sciences, Merited Ecologist of the Russian Federation, Professor, e-mail: [email protected]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в Индонезии состояние открытых горных работ и развитость инфраструктурных логистических объектов в увязке с сухопутной и речной транспортной составляющей позволяют сделать вывод о высокой степени механизации труда на угольных разрезах, на которых суммарно можно добывать ежегодно не менее 400 млн т. Масштабным поставкам угля на экспорт способствует развитость речной сети с выходом в океан, по которой перевозится не менее 80% добытого угля.
Abstract
The article provides a brief overview of the state of open pit mining on the east coast of Indonesia. The high-resolution satellite imagery identifies the main parameters of the logistics chains when transporting coal from excavator faces to the exit of dry cargo ships into the open ocean.
Keywords
East Coast Indonesia, Surface mining, Development systems, Excavator-car complexes, Logistics management, River and sea loading terminals.
В Хакасии стартовал очередной сезон трудовых отрядов СУЭК
Летом 2019 г. 258 подростков в Республике Хакасия будут работать на благо своих городов и сел в трудовых отрядах СУЭК.
Сибирская угольная энергетическая компания уже шестой год подряд финансирует летнюю трудовую занятость несовершеннолетних граждан региона на территориях своего присутствия в Хакасии: г. Черногорск, Алтайский, Бейский, Усть-Абаканский районы. СУЭК берет на себя расходы по оплате труда, рабочей формы и др.
Партнерами СУЭК в реализации этого проекта являются администрации муниципальных образований и службы занятости.
«Желающихработать в трудовом отряде СУЭК всегда много, - рассказывает и.о. генерального директора ООО «СУЭК-Хакасия» Владимир Азев. - Количество заявлений превышает число рабочих мест, что свидетельствует о привлекательности того труда, которым заняты подростки. Ребята делают много полезной для своих населенных пунктов работы: благоустраивают объекты образования и культуры, заботятся о мемориалах, помогают пожилым людям, убирают мусор в местах массового отдыха на водоемах, обеспечивая комфорт и безопасность для сотен земляков. Компа-
СУЭК
СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
ния СУЭК стремится прививать молодежи чувство ответственности за свою малую родину и за всю Россию, и в этом плане работа в трудовом отряде, безусловно, важный этап и формировании активной жизненной позиции у подростков».
На днях с участием партнеров проекта и бойцов тру-дотрядов из всех муниципалитетов Хакасии состоялось торжественное открытие нового сезона работы. Здесь ребята дали клятву достойно трудиться, а также узнали, что новинкой трудового сезона 2019 г. является возможность для подростков из первых рук получить информацию о деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) нашей страны. В июле 2019 г. трудотрядовцы примут участие в Молодежном производственном совещании, где смогут озвучить свои вопросы по ключевым темам развития ТЭК: повышение энергоэффективности, внедрение инноваций и природоохранных технологий. По итогам совещания сотрудники компании «СУЭК-Хакасия» отберут лучшие вопросы и отправят в Минэнерго России. Авторы интересных вопросов будут приглашены на международный форум «Российская энергетическая неделя», который пройдет в Москве.